Студопедия — Примеры резьбы по камню в Осетии: узор, скомпонованный из древних культовых символов, и ор­намент пвреднеазиатского п роисхождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примеры резьбы по камню в Осетии: узор, скомпонованный из древних культовых символов, и ор­намент пвреднеазиатского п роисхождения







динцев на западе, грузин на юге. Мужчины роста выше среднего, плотного телосложения, с массивным черепом и крупными, выразительными чертами лица. Мужчины большей частью черноволосы; среди женщин, как и у других кав­казских горцев, много шатенок, порой с рыжеватым от­тенком волос, но здешние женщины более ярки, по-евро­пейски интересны.

Осетины — народ смешанного происхождения. Их язык от­носится к группе иранских, но это не значит, что они


являются переселенцами из Персии или персы происходят из Осетии.

Ираноязычные племена, в древности населявшие Евразий­скую степь, то и дело перемещались с места на место, истребляли друг друга или смешивались друг с другом, в результате чего прекращали свое бытование прежние культуры и образовывались новые. Двадцать семь веков

тому назад из бедных пастбищами холодных степей При-уралья двинулись на юго-запад и юго-восток, в поисках более благодатных мест, скифы. Они установили свое гос­подство на обширных территориях. Но через полтысячи лет оттуда же, откуда вышли скифы, и тем же путем двину­лись сарматы. Как свидетельствует древнегреческий автор, они, разбив скифов в бою, поголовно истребляли всех людей этого племени, не щадя никого. На Северном Кавказе сарматы уничтожили и оттеснили в глубь гор мест-



169—170. Осетинская дере­вянная скульптура: верхняя часть посоха и застольная чаша (Северо-Осети некий республиканский художест­венный музей)


ные племена, частично еще сохранявшиеся здесь при скифах. В чеченском языке и теперь еще есть слово «цармат», что значит «страшный, косматый, чуждый чело­век». Скифы и сарматы б.ыли отдаленно родственны; их языки были сходны; в названии того и другого народа (сак-иф, сак-мат) значилось имя их тотемного животного — оленя, который у них назывался «сак».

Две тысячи лет тому назад из среды сарматских племен выдвинулись аланы, жившие тогда на Дону. Аланами их называли греки, а затем византийцы; может быть, это было название одного из аланских племен, но сами аланы его как общий этноним не употребляли, и со временем он был у них забыт. Себя аланы называли «асса». Надо по­лагать, это — одно из этнических наименований у древних племен Юго-Восточной Европы и Евразийской степи; они его проносили с собой повсюду. Данный этноним сохра­нился в названии города Яссы в Бессарабии и одноимен­ного города (теперь он называется Туркестан) в Средней Азии. Какое-то племя с таким именем, пройдя на юг Бал­канского полуострова и перебравшись через пролив на тер­риторию нынешней Турции, в устах греков дало название той земле; отсюда и пошло название всего материка-Азия. Произошло же это племенное имя, видимо, от на­звания священного животного, которому они поклонялись: по некоторым данным, «аси» у древних иранцев как будто означало «конь», а конь считался одним из воплощений солнечного божества. Подобным же образом слово «росс», которое означало «конь», стало названием одного из пле­мен, живших на Днепре, а затем русского народа. В первых веках нашей эры аланы господствовали в бассейне Дона и на всем Предкавказье. Как все скотоводы-кочевники, они были воинственны и считали войну, т. е. организован­ный грабеж других народов, сопровождающийся массовыми убийствами и разрушениями, доблестью. Подобно тому, как это делали их предшественники — скифы и сарматы, аланы неоднократно с боем врывались в Закавказье. Но вот из глубин Азии двинулась на запад новая грозная сила — тюрки. Они заняли Среднюю Азию и Казахстан, частично истребили обитавших здесь иранцев (согдийцев, хорезмийцев, саков), а остальных ассимилировали, образовав новые, тюркоязычные народы — узбеков, туркмен. Одновременно продвигались из дальних просторов Азии на запад и другие кочевые племена — монголы. Монгольские гунны, потерпев поражение в длительной борьбе с Китаем, ушли в Казахстан, а оттуда перекочевали в южнорусскую степь, где они в IV веке столкнулись с аланами и готами (германским племенем, пришедшим из Северной Европы). Гунны разбили готов и алан, прошли дальше на запад,


основали на территории нынешней Венгрии могущественное государство во главе с грозным Аттилой, а потом исчезли — часть их была истреблена, а другие разбрелись кто куда и растворились среди местного населения. Нашествие гуннов, как и последующие нашествия монголов и тюрков, сохранились в памяти оседлых народов как страш­ное бедствие. Правда, по всякому вопросу есть разные мне­ния. Например, историк Л. Н. Гумилев о гуннах и других азиатских кочевниках, оказавших пагубное влияние на истори­ческие судьбы многих народов, отзывается восторженно, как о культуртрегерах, даже научивших европейцев носить штаны. Вместе с гуннами ушла на запад часть алан. Долго колесили они по Европе, попали и в Северную Африку, а потом, как и гунны, исчезли.

Аланам Дона и Предкавказья, едва оправившимся после удара гуннов, пришлось вступить в борьбу с новой силой — хазарами. При этом они нашли себе естественных союзников у горцев западного Дагестана, предков нынешних аварцев. Средневековый арабский автор сообщает, что «цари» Сарира и алан находились в династических связях — каждый женился на сестре другого.

Теснимые тюрками — хазарами, а также булгарами, которые пришли сюда с гуннами, аланы отступали к Кавказским горам. Ядром территории алан в это время (V—IX вв.) была лесистая горно-предгорная местность в верховьях Куба­ни и ее притоков, к западу от нынешней Осетии. Со временем они, однако, были вытеснены оттуда тюркскими и кабардино-черкесскими племенами. На востоке аланы проникли в пред­горья Чечено-Ингушетии, отдельные их группы попали и в Дагестан.

Значительная часть алан ушла в горы Осетии. Они здесь за­няли Дарьяльский проход—единственное ущелье, разрезаю­щее тысячекилометровую горную цепь Главного Кавказского хребта. Этот проход персы назвали Дар-и-алан, т. е. «Ворота Алан», откуда и нынешнее его название. Дарьяльский проход имел большое торговое и военно-стратегическое значение в средние века. Здесь находятся развалины построенной перса­ми в VI веке крепости, захваченной аланами. Ее руины и сей­час видны в глубине Дарьяльской теснины, на левом берегу Терека (так называемый «замок Тамары»). Аланы, проникавшие в период VI — IX веков в горы Северного Кавказа, смешивались с местным населением. Здесь обнару­живаются общие могильники, на которых находятся одновре­менные аланские и местные захоронения. Но если в Чечено-Ингушетии алан оказалось сравнительно мало по отношению к аборигенам, то в Северной Осетии их было много. Здесь, смешавшись с коренными местными жителями, они к X веку образовали новый народ — осетин, дав ему свой язык и свое


имя — «асса». Грузины называли алан «оси», а их страну — «Осети», откуда нынешние русские названия этой местности и населяющего ее народа.

Ученые до сих пор спорят, какой из двух компонентов, составивших этот народ,— аланский или кавказский — был преобладающим. Это «преобладание» по-разному выражается в нынешних этнических чертах осетин. Язык их происходит от аланского, а культура, обычаи, психический склад — в основном такие же, как у других горцев северо-восточного Кавказа — вайнахов, дагестанцев, северных грузин. В X—XII веках аланы были одним из крупнейших народов Восточной Европы. В XI веке Алания была на непродол­жительное время сплочена в единое государство, но затем распалась на множество территориально-племенных образова­ний, враждовавших между собой. В XII веке значительная часть Алании (вероятно, горная Осетия) находилась в зави­симости от усилившейся тогда Грузии. В X—XII веках в горной Осетии распространялось христианство из Грузии, а в плоскостной Алании — из Византии (через посредство Аб­хазии, которая тогда была христианской страной). Аланы, жившие в то время в равнинной части нынешней Северной Осетии, назывались джелтами. Их главный город Джулат находился на Тереке, недалеко от нынешней стан­ции Эльхотово. Поскольку джулатские аланы были христиа­нами византийского (греческого) толка, в Чечено-Ингушетии возникла легенда о проникших сюда в средние века греках (один из примеров смешения этнической и конфессиональной принадлежности).

В XIII веке аланам, жившим на Дону и северокавказской равнине, был нанесен смертельный удар татаро-монгольским нашествием. Их земли были заняты Золотой Ордой, а город Джулат стал называться Татартуп, что значит «Татарский стан» (теперь от него остался только одиноко возвышающий­ся минарет). Окончательно были уничтожены аланы в конце XIV века Тимуром. Если татары ограничились бесчинствами на равнине, то войска Тамерлана в Осетии и Балкарии, как и в Дагестане, штурмовали и горы. Летописец Тамерлана в своей «Книге побед» пишет, что он «в горах взял бес­численные области, сжег сухое и мокрое, разгромил все их церкви и капища». Об этой трагедии сохранилось воспомина­ние у горцев на долгие века. В старинной осетинской песне поется:

Над степью льется кровавый дождь,

Дождь кровавый льет над Дигорией.

Почернела степь от Тимур-Ахсака железномордых

волков.

Цвет дигорской земли, молодежь и мужи,
282 Воин воина краше, бьются в смертном бою,


До последнего мужа в битве правой легли.

Вспыхнул синий огонь и пожар запылал,

Пожирая села дигорских равнин,

А немногих живых, жен, юнцов и детей,

Забирали враги, угоняли в полон.

Стала вымершей степь...

Разгромив Золотую Орду, Тимур жестоко расправился с населением на всей ее территории — и с татарами, и с их союзниками, и с подневольными им народами. Не разбирая правого и виноватого, Тимур, однако, преследовал опреде­ленную цель. Разоряя земли за пределами своей империи, он надеялся, что благодаря этому она будет процветать. Слабому Московскому государству, затерявшемуся в север­ных лесах, Тимур не придал значения. Не думал и не гадал он, что через пятьсот лет московиты вскроют его могилу в Самарканде и будут измерять его череп кронциркулем. После ослабления татар степи Предкавказья занимают кабар­динцы. На протяжении XV—XVIII веков происходила непре­рывная война между ними и осетинами. Кабардинцы овладели предгорно-плоскостной Осетией и начали проникать в глубь горных ущелий. Те осетины, жители плоскости и предгорий, которые подпали под власть Кабарды, были обращены в мусульманство и сделались данниками кабардинских феода­лов. Население же гор, запертое в глухих ущельях, влачило жалкое существование. В этот период, как и раньше, при нашествиях татаро-монголов и Тамерлана, много осетин пере­ходило на южную сторону Кавказского хребта (территория нынешней Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР), где они обычно оказывались в положении крепостных грузинских феодалов. Не удивительно, что присоединение Кавказа к России осетинами было воспринято как благо. Это оказалось для них действительно жизненным благом: если в период присоединения к России осетин оставалось не более 25 тысяч человек, то через сто лет их было уже 160 тысяч. Такое же значение имело для осетинского народа и установление Советской власти: за короткий исторический период от Октябрьской революции до Отечественной войны численность их удвоилась; сейчас осетин полмиллиона. В XVIII веке на северных подступах к дороге, проходившей через Дарьяльский проход в Тбилиси (она была названа Военно-Грузинской), были основаны русские крепости Моздок и Владикавказ. Осетины стали массами переселяться с гор на плоскость, пользуясь защитой и покровительством русских властей. Стоило лишь осетину, крепостному кабардинского феодала, явиться в Моздок и принять христианство, как он становился свободным и получал 20 руб. на устройство. В Моздоке была образована казачья команда под названием 283 «осетинская сотня», которая отличалась преданностью инте-


ресам России. Когда в 1768 году русские войска впервые прошли через Дарьяльское ущелье в Грузию, горцы-осетины встретили их как своих избавителей и оказывали им вся­ческое содействие.

Однако политическая атмосфера тех времен на Кавказе была столь запутанной, что и среди осетин имело место враж­дебное отношение к русским властям, случались и восстания.



 


 








Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1005. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия