Студопедия — Виды и значение казахского орнамента.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды и значение казахского орнамента.






Существует много различных классификаций орнаментов. Однако все они довольно условны, так как далеко не всегда возможно определить границы различий, позволяющих отнести каждый конкретный орнамент к тому или иному виду. По мнению разных исследователей волнистая линия обозначает воду или змею или это геометрическая основа для создания большого количества мотивов(синусоида). Так к какому же виду стоит отнести орнамент с использованием этой волнистой линии, к геометрическому и зооморфному.

Зооморфный Растительный Космогонический Геометрический
Мүйіз   Ағаш   Шеңбер   Сүйір  
Қосмүйіз   Жапырақ   Шимай   Ирек  
Қыңырмүйіз   Үшжапырақ   Төртқұлақ   Төтргүл  
Қазмойын   Өткізбе   Шұғыла   Балдақ  
Табан   Шиыршық   Жұлдыз   Қармақ  
Өркеш   Гүл   Айшық   Тұмарша  
Өрмекші   Жауқазын   Бітпес   Шынжары  

 

В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии. Поэтому изучение орнаментального искусства этого мне бы хотелось связать именно с этим понятием. По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Издавна, понятие симметрии связывали с понятием красоты и гармонии, имея в виду ту "среднюю меру”, которую Гален описывает, как состояние духа, равным образом удалённое от обоих крайностей.

Говоря о симметрии, стоит отметить, что существует и строго математическое понимание этого явления: симметричным называется такой объект, который можно как-то изменить, получая в результате то же с чего начали. То есть объект остаётся неизменен по отношению к каким-либо преобразованиям, выполненным над ним.

Язык математики точен и не терпит погрешностей, художник же в своих произведениях добивается, прежде всего, выразительности, но не идеальности. Здесь он скорее близок к природе, чем к науке. Современная математика занимается расчётами и оперирует абстрактными величинами, в то время как в древности это был ключ к пониманию законов природы и мироустройства, а числам придавалось мистическое значение. Такова математика Пифагора, который почерпнул своё знание в древних учениях Египта и Вавилона, и создал собственную эзотерическую систему, в основе которой лежало число.

Любая живая система стремится к равновесию и это есть непременное условие её гармоничного существования.

Ритм, как пространственное выражение временного равновесия, является непременным условием при построении многих орнаментов. Периодические явления природы, такие как смена дня и ночи, дыхание тела, расположение листьев на ветвях деревьев, а также повторы действий в повседневной жизни, их философское осмысление, стали основой для создания ленточных орнаментов, где определённый мотив повторяется с неизменным постоянством. Также как в музыке или танце, ритм в орнаменте способен влиять на эмоциональное состояние человека, настраивая его на восприятие определенной информации.

Дальнейшее изучение орнаментального искусства показывает, что существует определённый комплекс мотивов и символов, которые можно назвать универсальными. Они встречаются в творчестве разных народов и по содержанию имеют сходное значение, которое никак нельзя объяснить одной только преемственностью. В основе их понимания лежит общность восприятия и осмысления явлений жизни и природы. В первую очередь это круг, крест, квадрат, мотив мирового древа, а также различные сочетания спиралей.

Круг во всех древних религиях символизировал небесное начало. Достаточно выйти ночью в степь, когда земли практически не видно и посмотреть на небо, усыпанное звёздами, чтобы понять что небесный свод – это сфера, обращённая в бесконечность. Точку в центре сферы можно сравнить с Солнцем в зените, которое даёт свет и возможность существования жизни на Земле. Таким образом, можно объяснить появление солярных знаков, а быть может и открытие центральной симметрии в математике. Несмотря на кажущуюся простоту, интуитивные представления древних вовсе не были наивными. Любое природное образование имеет центр – место наибольшей концентрации энергии. В живой клетке – это ядро, в яйце – зародыш, в человеческом организме – сердце – непрерывный двигатель – центр кровеносной системы. Орбиты движения планет Солнечной системы можно представить в виде эллипсов, общим центром которых является Солнце.

В зависимости от композиции центральная симметрия концентрирует внимание зрителя в данной точке, уравновешивая все её части относительно единого центра.

С идеей единого центра также связаны различные виды поворотов. При повороте элементы располагаются по принципу различных числовых величин. Композиция может быть трёхзначной, четырёхзначной, пятизначной и т. д. В древности, существовало знание, основанное на магии чисел, где каждое число заключало в себе информацию об определённых законах строения мира. Это знание было зашифровано в символы, а символы стали частью орнаментальных композиций.

Вертикаль заключает в себе принцип активной энергии. Это луч света, пришедший с неба на землю, это движение огня, который всегда стремится вверх. Поворот головы в вертикальном направлении у людей всего мира означает знак утверждения, согласия. Вертикаль – это нечто способное противостоять. Строение тела человека обладает осевой симметрией. В активном состоянии позвоночник человека находится в вертикальном положении. Из всех существ животного мира только человек способен противостоять природе. Животные, обладающие горизонтальным строением позвоночника, полностью пребывают в её власти.

В искусстве, вертикаль часто служит линией, соединяющей небо и землю. Мотив мирового дерева, можно считать одним из базовых в искусстве разных времён и народов. Обладая вертикальной осью симметрии, мировое дерево является символом соединения трёх миров: подземного, земного и небесного. Это также символ развития и роста; также как и дерево, человек имеет земную опору и стремится к звёздам. И эта связь не должна быть нарушена. Аналогами мирового дерева по смысловому значению можно также считать колонны, каменные стелы, символическое изображение цветка.

Горизонталь символизирует пассивный принцип энергии. Это водная поверхность, которая в спокойном состоянии всегда принимает горизонтальное положение. Движение отрицания, которое каждый может испытать при повороте головы, также имеет горизонтальное направление. Именно в таком положении во время отдыха пребывает тело человека. Горизонталь также символизирует протяжённость явлений во времени и пространстве. Линия горизонта – это условная граница между небом и землёй. Точка соединения вертикали и горизонтали есть место объединения полярных энергий. Образовавшаяся при этом фигура креста становится одним из наиболее распространённых символов в искусстве разных времён и народов.

Можно также вспомнить четыре стороны света, четыре темперамента человека, четыре времени года и т.д. Интересно, что Леонардо да Винчи, который был не только гениальным художником, но и выдающимся учёным, считал, что здоровье человека зависит от гармоничного, уравновешенного сочетания четырёх стихий в его организме, где пятым объединяющим элементом становится некий эфирный элемент, духовная субстанция, которая зависит от гармоничного взаимодействия противоположных энергий. Крест также напоминает систему координат, где центром является 0-цифра, которая по древней символике означает вечность-начало всех начал.

 

Квадрат, фигура производная от креста и близкая ему по значению, соответствует стихии земли и является знаком материального мира. В отличие от круга не имеет аналогов в природе, и является человеческим изобретением как знаковое выражение порядка и устойчивости.

Треугольник может иметь различное направление, в зависимости от этого меняется его смысловое значение. Треугольник, направленный остриём вверх, символизирует восхождение духа из материи, и, напротив, треугольник, направленный остриём вниз символизирует нисхождение духа в материю. Периодическое чередование подобных элементов – один из хорошо сохранившихся мотивов казахского орнамента.

Спираль - это символ, который в различных сочетаниях встречается в орнаменте, особенно казахском, довольно часто. По смысловому значению спираль всегда ассоциировалась с движением, развитием, нарастающей силой. Однако сила не всегда может быть созидательной. Особенно ярко это проявляется в симметрии спиралей. Если взять работающие часы и сделать несколько оборотов влево, против хода часовой стрелки, то часы замедлят ход и постепенно остановятся. И наоборот, зарядить часы можно только вращательным движением вправо. То есть, при совершении симметричных движений, эффект получается обратно противоположным. Левая часть у человека обычно бывает слабее, чем правая. Можно также сравнить значение этих слов в их образном смысле. Таким образом, левая спираль заключает в себе принцип знания или набора информации, а правая – силы или движения. Соединение этих двух принципов силы и знания нашло своё графическое воплощение в элементе «кошкар муiz», что в переводе означает бараний рог. В казахском орнаменте этот элемент можно назвать основополагающим. Встречаясь в различных вариациях, он приобретает различные оттенки звучания.

Разделение единого потока на две части условно можно назвать символом власти; по форме элемент действительно напоминает рога барана. В древности, на Востоке Александра Македонского называли Искандер Зу-ль-Карнайн, что означает двурогий. В роли священного барана выступает древнеегипетский бог Амон и индийский бог Индра.

Из соединения двух противоположных начал возникает нечто третье – объединяющая третья сила. Это закон движения и развития жизни, так называемый закон триединства. Закон триединства подробно описан в работах крупнейшего суфийского философа-мистика Г.Гурджиева, который глубоко изучал культуру и искусство Древнего Востока. Заключается он в том, что любое движение складывается из трёх составляющих: утверждающее начало – сила (+), отрицающее - знание или проверка на прочность (-), и нейтрализующая сила - объединяющий третий принцип. Закон триединства – это всеобщий закон, поэтому для лучшего понимания его можно рассматривать как единство трёх времён: прошлого, настоящего и будущего.

Прошлое статично, его нельзя изменить, опыт прошлого – это наше знание о мире, тот фундамент, благодаря которому человек имеет возможность двигаться дальше. И в то же время - это та сила инерции, которая пытается удержать человека в статичном состоянии, устраивая проверку на прочность его намерений. Будущее существует в наших планах, представлениях о лучшем, выборе общего направления в жизни, но его ещё нет. Чтобы двигаться и осуществлять мечты, нужна сила, положительный заряд, уверенность в собственной правоте. Сила напрямую зависит от того, насколько человек умеет пребывать в настоящем. Ведь только в настоящем времени происходят реальные события, которые и определяют наше будущее. Воплощение закона триединства можно встретить практически во всех религиях мира. Так, в индийской религиозной системе – это триединство богов Вишну, Шивы и Брахмы, где Вишну – созидатель, Шива – разрушитель, а Брахма – нейтрализующая сила. В христианстве - это Святая Троица: Бог Отец – небесное начало, Бог Сын – земное воплощение и Бог Святой Дух – объединяющая их сила.

Примером из жизни может послужить обычай посидеть перед дальней дорогой, успокоиться и сосредоточиться, чтобы пассивная сила не застала врасплох где-нибудь в пути. Не случайно, что именно в казахском искусстве этот элемент имеет такое широкое распространение; ведь кому как не кочевнику знать закон движения?!

Другой характерной и своеобразной особенностью казахского орнамента, можно назвать явление дипластии, или взаимопроникновение фона и узора. Чаще всего его можно встретить в орнаментах сырмаков и тускиизов – шерстяных ковров, выполненных методом аппликации.

Примерное равенство фона и узора, а также цветовое решение, основанное на принципе контрастов, позволяет говорить о присутствии здесь симметрии противоположностей. Такой вид симметрии был описан в прошлом веке А.В.Шубниковым и утвердился в науке под названием антисимметрии.

По смысловому значению явление дипластии заключает в себе древнюю идею дуализма, известную ещё со времён Заратуштры. Взаимопроникновение контрастных по цвету и часто идентичных по форме элементов зрительно создаёт впечатление равновесия, где каждая из полярностей имеет право на полноправное сосуществование, являясь одновременно дополнением своей противоположности. Общим элементом, находящимся на границе контрастных форм, становится серединная линия. Удерживая в сознании изображения обеих полярностей, человек имел возможность выхода в иное измерение, некое пространство, лежащее за пределами добра и зла через серединную линию, которая становится своеобразным медиатором – третьим объединяющим началом.

В изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.

Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.

Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент.

Орнаментальное искусство с древних пор стало духовным и материальным достоянием многих народов, в том числе и казахского народа. Сегодняшние народные умельцы и мастера, исходя из новых потребностей, продолжают развивать и совершенствовать народное искусство, привнося свежие мысли и изюминку, обогащая его новым содержанием.

 







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 2977. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия