Студопедия — Часть 1. 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 1. 11 страница






Массоваякультура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой развития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявлений и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым решениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения продуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту.

Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребностью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и унифицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности.

К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики.

Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в современной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения.

Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тоталитарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим практически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уровень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы).

Общность нации, народа выражается в особой национальной культуре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: государственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры.

В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом существуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отказываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они соседствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — ­хуже.

Важной частью национальной культуры является нацио­нальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме того, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознательно или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.

4.3. Средства массовой информации

Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Под коммуникацией ученые ­понимают информационный обмен в обществе. В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой инфо­рмации.

Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих технических средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность.

Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации.

Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, характеризующееся:

• обращенностью к массовой аудитории;

• общедоступностью;

• корпоративным характером производства и распространения информации.

К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи.

Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций:

информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества;

регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием;

культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, но и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры.

У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования, она не изнашивается, напротив, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вторых, информация по своей сути не может быть закрытой. Не случайно сеть Интернет была названа «царством абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверждению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей следующее: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабильным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашист­ское правительство, неминуемо потерпит крах, по­тому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти».

Все прочнее входит в нашу жизнь сеть интернет. Именно с ее помощью можно быстро связаться с людьми в самых отдаленных уголках мира, получить доступ практически к любой информации. Порой вместо чтения газет и просмотра телевизионных новостей люди «входят» в интернет. Интернет — это глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

А все ли знают его историю?

Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американского военного ведомства —­ Пентагона. Первое время круг пользователей этой сети был довольно узким, потому что не было совершенных интернет-программ и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так называемые WWW-технологии. Название World Wide Web — «всемирная паутина» — оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. Даже многим школь­никам знакомы такие понятия, как «web-сайты», «провайдер», «сервер», «по е-mail (электронной почте)». Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте.

Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя решить, что не следует отыскивать в сети подобные вещи. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди.

Интернет активно влияет на формирование взглядов современных людей. Создатель «компьютерной империи» Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем не выходя из дома приобрести новый магнитофон, телевизор, костюм, даже пиццу. Сеть открывает перед людьми колоссальные возможности в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций.

Характер информации, распространяемой по каналам СМИ, можно объяснить с помощью отдельных закономерностей, подмеченных и выявленных учеными, изучающими влияние СМИ на общество.

Чрезвычайно активно влияние СМИ в политической жизни общества. Для обозначения этого влияния в политической науке даже появился особый термин — «посредническая осада». Ее задача — во что бы то ни стало добиться от гражданина поддержки своего кандидата и его программы. Многое в этой стратегии «посреднической осады»­ обманчиво.

Во-первых — иллюзия бесплатности информации. Мы платим не такие уж большие деньги за газету, либо ее опускают в наш почтовый ящик и вовсе бесплатно, также, практически бесплатно приходит к нам в дома телевизионная информация. А между тем, по выражению французского политолога П.-А. Шереля, «информация не может выйти из властного поля, точно так же как вращение планет определяется всемирным тяготением». Любая информация кем-то оплачена.

Во-вторых, мы воспринимаем передаваемую информацию как данность, отражение подлинной действительности. Особенно преуспели в этом так называемые «прямые» телевизионные репортажи с места событий. Создается устойчивый эффект нашего присутствия, участия в происходящем. А между тем, по выражению того же Шереля, «посредник преобразует информацию подобно тому, как игра света в воде преломляет погруженную в нее прямую палку».

В-третьих, это так называемая иллюзия айсберга. Мы полагаем, что средства массовой информации передают нам полную, всеобъемлющую характеристику интересующего нас события или объекта. А на самом деле это далеко не так. Мы видим лишь вершину айсберга — его малую, надводную часть, а все остальное скрыто в толще вод. Так и в политике — лишь изредка, по случайным прорывам информации мы узнаем о том, какая борьба происходит «под водой», до нас доносятся лишь ее отголоски.

В-четвертых, следует различать точное, научное изложение фактов и того суждения о нем, которое имеет журналист — автор репортажа или статьи. «Гражданин, подверженный всем этим четырем иллюзиям, не может свободно формировать свое мнение, он — непременная жертва средств массовой информации, которые в конце концов будут ему диктовать, что ему думать» (П.-А. Шерель).

Помимо уже рассмотренных нами четырех иллюзий, создаваемых и поддерживаемых средствами массовой информации, выделяют и другие особенности, присущие передаваемым нам сообщениям. Власть ориентирует информацию, дозирует ее, отфильтровывает, подавая в нужном для себя ключе. Находящиеся у власти силы всегда будут внимательно относиться и к информации, содержащей на них нападки. «Свобода прессы» — в принципе — одна из устойчивых иллюзий. То же самое можно сказать и о телевидении, радиовещании. В политической науке определяется даже несколько правил, которыми руководствуется власть при подаче информации. Любому зрелому гражданину, желающему самостоятельно, а не по чужой подсказке формировать свою политическую волю, необходимо ознакомиться с ними.

Во-первых, это «правило тайны», из-за которого значительная масса фактов тщательно скрывается от непо­священного. «Тайна — это норма, а информация — исключение, ибо знающий властвует». Но если в цепочке происходит разрыв и часть информации проступает сквозь завесу тайны, значит, кому-то эта тайная утечка информации была, что называется, на руку, КТО-ТО дал санкцию на ее прохождение. Случайность здесь маловероятна. Подобные разрывы скорее всего имеют целью подрыв влияния конкурента, его компрометацию, устранение с политической арены. Незадолго до выборов в прессе начинают публиковаться различные разоблачительные скандальные материалы. Правда, иногда подобная кампания может вызвать и прямо противоположную реакцию в обществе. Если власть не пользуется доверием избирателя, то любые нападки в официальных каналах СМИ на ее оппонентов могут «лить воду» именно «на мельницу» оппонентов. Ага, этих ругают те, кого мы не любим, значит, они действительно хорошие, заботятся о народе и его благе, пожалуй, за них как раз я и проголосую!

Кроме влияния властного поля следует упомянуть и о различных видах самой информации, доходящей до потребителя. Может быть заданная информация — сознательно предоставленная распространителем в интересующих его целях, и вынужденнаяинформация — которую удается добыть без ведома или против воли ее обладателя, так как она может существенно повредить ему. Это может быть результатом похищения документов у владельцев, скрытой съемки, агентурных данных, проведения журналистского расследования. Обнародование подобной информации способно привести к отставке многих влиятельных людей, а то и падению целых правительственных кабинетов, в зависимости от того, насколько «свободна» свободная пресса и можно ли считать ее подлинной «четвертой властью». Одним из крупнейших скандалов века в США стал уотергейт, приведший к отставке президента Никсона, а также дело иран-контрас, существенно скомпрометировавшее администрацию президента Рейгана. В России СМИ пока еще не имеют такой силы, как в США, не достаточно защищены и наши журналисты. Поэтому,иногда журналистское расследование может закончиться трагически для его инициатора.

Информация может быть и нейтральной, т. е. явно не служить конкретным целям и задачам. Ее функция —установить контакт с избирателем, привлечь его внимание к определенной проблеме, смоделировать поведение людей в данной ситуации.

Еще одним фактором, который следует учитывать при составлении собственного мнение, является конфликтность информации. Разные партии и блоки, оспаривающие право на власть, стремятся во что бы то ни стало привлечь избирателя на свою сторону. Одни говорят одно, другие — другое, при этом объект информации может быть одним и тем же. Например, оппозиции выгоднее завышать численность участников акций протеста, а официальным органам — занижать. Разная будет знаковость информации и по всем важнейшим для страны политическим событиям, как-то: выступление Президента РФ в Федеральном Собрании с ежегодным посланием, отчет правительства о проделанной работе, обсуждение бюджета на текущий год.

Всякая информация оплачена кем-то, ее создают, передают и принимают люди, и на каждой из этих стадий на нас, граждан, оказывается мощное воздействие. Словно воля режиссера, продюсера определяет наше поведение на политической сцене, а не наши собственные желания и стремления.

Мощным средством воздействия на избирателя, которое способно заставить его поступать вопреки доводам рассудка, является чувство страха, ощущение реальной или мнимой угрозы. Если мы чего-то боимся, то во что бы то ни стало постараемся избежать этой угрозы, уклониться от нее. Доводы рассудка могут стать настолько неразличимыми, что человек способен «спрятать голову в песок» и сделать вид, что опасности не существует.

Именно вызывая и провоцируя страх, легко манипулировать мнением избирателя. Один из ведущих французских политиков начала века Ж. Клемансо, которого называли не иначе как «тигром», говорил: «Страх — это великий двигатель человеческих действий». Играя на этом чувстве, вполне можно добиться желаемых результатов. Так, в июне 1968 года во Франции большинство избирателей высказалось за жесткий курс президента Шарля де Голля из страха перед размахом студенческих волнений, молодежным экстремизмом. Де Голль предложил нации выбор — «или я, или хаос». Подобный же страх позволил президенту США Р. Никсону существенно ужесточить внутреннюю политику. Силой были подавлены в университетах выступления против войны во Вьетнаме, многие их зачинщики оказались за решеткой, а руководители экстремистской организации «Черные пантеры» и вовсе были без суда и следствия расстреляны полицией в своих домах. И демократический обыватель самой демократической страны мира все это поддержал, так как боялся, что молодежные движения «раскачают лодку» и пошатнется благополучие страны и его самого. Неоднократно играла на страхе британских избирателей перед ИРА (Ирландской республиканской армией) и Маргарет Тэтчер.

Политики говорят: «У каждого дня свой страх». Об этом следует помнить и тем более внимательно следить за политической обстановкой, не обольщаться простыми решениями сложнейших задач, чтобы не превратиться в объект искусных манипуляций со стороны политиков и контролируемых ими средств массовой информации.

Нужно вооружить себя знанием о том, что происходит в коридорах власти, представлять себе механизм создания той информации, которую мы черпаем из газетных статей, теле- и радиорепортажей. И не нужно думать, что если мы не будем слушать новости или внимательно вчитываться в комментарии политических обозревателей, у нас больше шансов составить независимое суждение. Это большое ­заблуждение. Нельзя составить мнение о том, чего не знаешь совсем. Одного нашего здравого смысла здесь недостаточно. Не получая информации вообще, мы никогда и ни о чем не составим собственного суждения и, станем подобны осиновому листку в быстротекущем ручье.

Мы должны воспринимать и постигать информацию тщательно сортируя, сопоставляя ее различные версии; не ограничиваться одним сообщением, искать второе, третье, четвертое. Из всего этого калейдоскопа оценок можно сложить более или менее приближенную к истине картину происшедшего, выявить систему интересов тех сторон, которые заинтересованы в данном деле. Только тогда наше мнение может быть вполне компетентным, независимым, опираться на знания и разум, а наша гражданская позиция — зрелой. «Качество мнения граждан обусловливает качество демократической жизни в любой стране, являясь целью борьбы всех претендентов на власть», — писал­ П.-А. ­Шерель.

Знать законы информации крайне важно для молодого гражданина. Это одна из основ его самостоятельной роли в политике. Каждому из нас следует помнить о том, насколько сложно и ответственно быть избирателем, иметь право голоса и исполнять свой гражданский долг.

4.4. Искусство, его формы

Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство — особый путь по­знания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Специфика искусства как формы художественного по­знания заключается в следующем:

1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художественное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе­ таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в процессе научного познания. В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накопления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных художественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства.

Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет может пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замысла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного.

Основные функции искусства:

Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха.

Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности.

Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры

различных людей, человека со своим внутренним миром и даже

различных народов.

Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты.

Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопереживание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов.

Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредством художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию.

Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития.

Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и разнообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образованный человек должен знать о них.

Каждый последующий этап исторического развития вносил дополнительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в музеях, библиотеках, частных коллекциях.

Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определенного времени, направления или индивидуальной манеры художника.

Известны следующие стили искусства:


Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптуры;


Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.


Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом.


Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и формам античного искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармония, четкость, простота.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия