Студопедия — Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне

Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обосно­вание было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззрен­ческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала, Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм со­циологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реально­сти. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автоно­мии «социального существования» по отношению к индивидуальному. Он од­ним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинако­вым образом.) Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи ле­жат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафик­сировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего клас­са, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических тра­диций-традиций исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами «согласие» и «сплоченность»).

В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, ко­торые необходимо изучать и на основе которых следует строить социаль­ную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социоло­гии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и мно­гие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мисти­ческий «субъективный» метод оказал известное влияние на судьбы социо­логической мысли.

В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обо­снование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображе­нием и в громком призыве не «проклинать» и не «хвалить» социальные факты, а изучатьих; тем самым он актуализировал применительно к соци­ологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: «Не смеяться, не плакать, а понимать». Правда, сам Конт в своей «субъективной» социоло­гии и «позитивной политике» часто следовал противоположным принци­пам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социо­логии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала глав­ной для профессии социолога.

Что касается значения Конта для институционально - организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, «колыбель не может быть троном». В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя ска­зать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась «на троне». Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика.

Литература

1. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1.

2. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мыш­лении). СПб., 1910.

3. Маркс А"., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32.

4. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина Карсов, 1983.

 

Модерн

Стиль модерн в архитектуре и дизайне интерьера сравнительно молод по историческим меркам – он ровесник промышленной революции второй половины девятнадцатого столетия. Прогресс шел вперед семимильными шагами, Европу окутала густая сеть железных дорог, океаны пересекали стальные корабли, приводимые в движение не ветром, а паром, писатели-фантасты предсказывали скорое появление летательных аппаратов тяжелее воздуха, подводных лодок и прочих чудес. А городское население тем временем стремительно росло. И не только за счет фабричных рабочих. Так что, новым законодателем моды в городской архитектуре и дизайне квартир стала молодая буржуазия.

Само слово модерн («современный» сразу на нескольких языках) прижилось только в России и Великобритании. Во Франции этот стиль называется «ар-нуво» (новое искусство), в Германии югендстиль (молодой стиль). Как видите, названия разные, но смысл схожий. И, как ни странно, модерн остается молодым, новым и современным и полтора столетия спустя.

Для дизайна интерьера в стиле модерн характерен отказ от острых углов, которые сменили плавные линии – плоскости стен как бы плавно перетекают друг в друга. Немаловажной деталью интерьера стали арки. Другая характерная деталь – ниши, в которых размещаются картины или панно. В отделке преобладают мягкие приглушенные цвета. Популярны и обои с растительными орнаментами. Лепнина под потолком на этом фоне смотрится вполне гармонично. Интерьер в стиле модерн выглядит просто и естественно – ведь создатели этого стиля руководствовались призывом «Назад к природе».

В модерне нет холодной строгости классицизма и вычурной избыточной роскоши барокко и рококо. Этот интерьер мало подходит для аристократических салонов или бальных залов, он прочно ассоциируется с поэтическими салонами начала двадцатого столетия.

Сейчас разделяют два типа стиля модерн – декоративный и конструктивный. Декоративный стиль – это модерн эпохи его расцвета, здесь основное внимание уделяется красоте декоративного оформления – витражи, орнаменты, мебель ручной работы. Конструктивный стиль появился позже – здесь главным становится уже функциональность. Но такие элементы раннего модерна как плавность линий и простота форм никуда не делись. В любом случае модерн – это гармоничный синтез различных видов искусства.

В наши дни стиль модерн не теряет своей популярности – этот стиль, также как и эклектика, позволяет подчеркнуть индивидуальность владельца квартиры или загородного дома. Плавность линий в сочетании с асимметрией, мягкие тона в отделке, использование натуральных отделочных материалов. На протяжении всего двадцатого столетия этот стиль дизайна интерьера неоднократно клеймили как декадентский, мещанский, безвкусный. Но в новом тысячелетии модерн переживает свое второе рождение.

 

Когда говорят о модерне, то очень часто французские или британские дизайнеры используют также название «ар-нуво», а в Германии его называют «югенд-стиль». Австрийцы предпочитают называть стиль модерн также «сенцессионом». Но дело, как говорится, даже не в названии. Изначально стиль модерн был, собственно говоря, придуман для того, чтобы создать художественный стиль в чистом виде. Появление модерна имело своей причиной тяготение дизайнерской мысли к эклектике, чему модерн и был призван противостоять. Если говорить о воплощении модерна в дизайне интерьера, то он обычно выражается в виде растительного орнамента, использованного в отделке мебели. При этом, конечно, обязательна стилизация. Модерн в самых крайних своих проявлениях часто проявлялся в виде пузыреобразных формах на фоне прихотливых очертаний в принципе. Однако, существовал и конструктивный модерн, который предпочитал четкость линий и избавление от излишеств. Такой модерн проявлялся чаще всего в геометрическом орнаменте, довольно простому и безыскусному декору, а также, зачастую, к довольно упрощенному дизайну.

1. Конструктивный модерн - стремится к чистоте форм, выявлению каркасной конструкции, геометрической правильности строгих больших плоскостей.
2. Декоративный модерн - отличается богатством орнаментики растительного характера, использованием криволинейных и "текучих" форм на фасаде и в плане здания, уподобляя здание живому организму.

 

МОДЕРН КОНСТРУКТИВНЫЙ г.Харьков:  
Торговая биржа на бывшей пл. Тевелева (ныне пл. Конституции), арх. А.В. Линецкий, 1925 г. ныне - корпус института искусств.
Здание бывшей мануфактуры "Зильберман и сыновья" по ул. Энгельса, арх. М.Е. Компаниец, 1910-е гг.

 
   
Здание бывшей мануфактуры Кулаковского по ул. Энгельса © 19, арх. А.И. Ржепишевский, Н.В. Васильев, начало XX в.  
Здание крытого Благовещенского рынка по ул. Энгельса © 33, арх. И.И. Загоскин, 1914 г.    

В начале XX века на базе идей модерна появляются идеи принципиального разрыва с историческим опытом, стремление утвердить новые начала искусства, его всеобщее обновление. Авангардные тенденции в искусстве, обращение к "чистой", максимально геометризованной форме оказывают влияние на новые напрвления в архитектуре. Появляется целый ряд художественных течений, позже получивший обобщенное название "модернизм" (от фр. "modernisme" - "новейший", "современный"). Модернизм провозгласил в архитектуре приоритет функции и конструкции. В русле этого общемирового течения в советской архитектуре 1920-х - 1930-х гг. появилось стилистическое направление, получившее название "конструктивизм". Главной задачей его представители считали осмысление формообразующих возможностей новой техники, "конструирование" формы и окружающей среды. В основе конструктивизма лежат целесообразность, логичность, минимализм, художественная выразительность "чистых форм" и материалов (железобетона, стекла, дерева). Эстетика утилитарной простоты противопоставляется "пошлой роскоши" буржуазной культуры. В композиции преобладает асимметрия, динамика, чёткость и контраст простых геометрических объёмов, глухих и остеклённых поверхностей. Появляются новые типы зданий: дома-коммуны, клубы, театры с многофункциональным и трансформирующимся пространством, "Дворцы Советов", "Дворцы Труда" и др. Активные поиски новых приёмов ведутся также в сфере градостроительства: разрабатываются новые планировочные решения городов и рабочих посёлков, появляется принцип "линейного города".
В начале 1930-х гг. конструктивизм подвергся критике со стороны сталинских властей, творческие организации конструктивистов были ликвидированы под предлогом создания единого творческого Союза архитекторов СССР. В архитектуре был осуществлен переход к помпезным формам "сталинского неоренессанса", призванного величием своих эклектичных форм прославлять силу и могущество великого социалистического государства. Многие здания, построенные в формах конструктивизма, были реконструированы и "переодеты" в новые формы.
В это же время в Европе и США появилось стилистическое направление, получившее название "Ар деко". Для него характерно сочетание чёткой конструктивной основы и декоративных приёмов оформления фасада, опирающихся на исторические прототипы, монументальность, симметрия. Античные и египетские мотивы сочетаются с принципами конструктивизма. Его также называли "нео-классика", "классицистическая дорика", "промежуточный стиль". Архитектура СССР сталинского периода развивалась, в основном, в рамках этого стилистического направления, популярного также в Германии, Италии, США.


Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне

Конфликт между конструктивным началом и орнаментализмом в модерне вступил в последнюю фазу. Конструкция, древняя, как сам мир, лежащая в основе всего современного строительства и архитектуры, завоевывала позиции в художественно-прикладной промышленной продукции, в том числе в производстве мебели по дизайну ведущих архитекторов и художников, практиков и теоретиков. К началу 10-х гг. XX в. кризис модерна как стиля обозначился со всей определенностью. Первая мировая война подвела черту под достижениями и просчетами модерна.
Стиль, утверждавший приоритет конструкции и функциональности, которую провозглашали американский архитектор Луис Генри Салливен и австриец Адольф Лоос, был назван конструктивизмом и окончательно утвердился в Европе и Америке. Можно сказать, что с самого начала он имел международный характер. Глашатаями конструктивизма были знаменитые архитекторы Анри Ван де Вельде, Петер Бсренс, Герман Мутези-ус, Вальтер Гропиус, другие мастера, присоединившиеся к ним в более позднее время. Они утверждали эстетику целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна, стремились к активному сотрудничеству с промышленными предприятиями.
После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели продолжает завоевывать позиции. На какое-то время ведущее положение здесь заняла Голландия, где в 1917 г. молодые художники и архитекторы объединились вокруг журнала «Стиль» во главе с теоретиком Тео ван Дус- бургом. В группировку «Стиль» входили живописец Пит Мондриан, скульптор Жорж Вантенгерлоо, архитектор Геррит Томас Ритвелд и др. Их концепция оформления пространства и формы - кубоконструктивизм - находилась под сильным влиянием французского кубизма - художественного течения в искусстве, провозглашенного Пикассо и Браком в 1906-1908 гг. на основе художественных изысканий Сезанна.

Помимо четких геометрических форм это течение привнесло в дизайн мебели новые цветовые сочетания - чистые цвета красного, синего, желтого. В 1917 г. архитектор Геррит Томас Ритвелд изобрел форму необычного кресла и назвал его «аппаратом для сидения». У этого «аппарата» было колористическое название «Красно-синий стул». Он приобрел повсеместную известность как родоначальник конструктивизма и кубизма в мебели. От него ведет отсчет новое направление конструирования мебельных форм.

Выполненный в 1923 г. «Берлин стул» демонстрирует характерные черты дизайнерских концепций Ритвелда как типичного представителя объединения «Стиль». Он еще более лаконичен в конструкции, состоящей из пересечения вертикалей и горизонталей, окрашенных в черно-белый цвет. Ритвелд производил и многие другие необычные варианты новейшей мебели по типовым проектам для массового изготовления.

Огромный вклад в производство современной мебели, основанной на принципах конструкции, внесли мастера Баухауза, созданного Вальтером Гропиусом в 1919 г. Так, будучи еще студентом Баухауза, Марсель Брейер разработал модель кресла в духе «аппарата для сидения» Ритвелда - «Красно- синего стула». Было это в 1922 г., но через четыре года Брейер сконструировал свой знаменитый «Вассили Стул» из полых металлических трубок и красных ремней, дав ему имя собственное в честь известного русского авангардиста Василия Кандинского. Международный успех «Вассили Стула» способствовал тому, что Брейер начал активно работать над типовыми моделями столов и стульев из полых трубок с учетом их фабричного производства. Эти модели у Брейера купили мебельные фирмы Тонет- Мундус.
Двадцатыми годами завершился самый сложный период «лабораторных» поисков, экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи. Уникальные предметы и украшательский подход к утилитарной вещи вытесняются по-новому осмысленной, очищенной от посторонних примесей формой, создаваемой на основе триединства конструкции, материала и техники. Здесь уместно привести столь же меткие, сколь и глубокие по смыслу слова Мис ван дер Роэ, произнесенные им в 1923 г.: «Формы ради формы не существует; форма не цель работы, а исключительно лишь ее результат».

В 1924 г. в Мюнхене была устроена выставка под девизом «Форма без орнамента», где все, от сковород до занавесей, было сделано в соответствии с принципами функциональности и рассчитано на массовое производство. В выставленных образцах мебели преобладали три основные формы: блок - объем, навеянный образом каменной глыбы, заключавший всю конструкцию внутри плоского корпуса; коробка, состоявшая из крышек, рамы и ножек, образовывавших комод, письменный стол или буфет; рама, выявлявшая конструкцию и характерная для применения в столах и стульях.
Конструктивизм оказался могучим стилем. Его влияние вышло за рамки архитектуры и дизайна. Идеи конструктивности были живо восприняты такими талантливыми композиторами, как И. Стравинский, А. Шёнберг, П. Хиндемит, А. Онеггер, И. Шиллингер, Э. Кшенек. Новаторские поиски конструктивизма пришлись по душе архитекторам и литераторам, Художникам и деятелям театра.

В рассматриваемый период наряду с главным руслом развития существовало много второстепенных, более или менее ценных художественных течений. Среди них встречаются и очередные «возвраты» к стилевым формам минувших эпох; нередко имеет место причудливое смешение старых и новых форм; в таких странах, как Германия и Италия, в годы фашистского режима усиленно насаждался «классицизм». Однако с точки зрения основных тенденций времени рецидивы подобного рода особого значения не имели. Отдельные талантливые мастера, оторвавшись от главной линии развития, окунулись в мир романтики, пышной декоративности и пряного артистизма; создававшиеся ими «декоративные предметы» и «декоративная мебель» служили изощренным вкусам и потребностям небольшой кучки гурманов (Э. Фаренкамп, П. Л. Троост, К. Пуллих, Э. Пфейфер и др.).

 

Модерн разрабатывался по двум линиям. Конструктивная и декоративная линии различаются первая причудлива, а вторая создаётся помощью прямых линий.

Если рассматривать особенности модерн подробнее, можно отметить любовь к линиям, которые нужно было воспроизводить самыми разными способами. Например, на потолке было принято располагать лепнину, из растительных фрагментов. Речь о плоскорельефном гипсе. В декорированной линии встречаются очень необычные элементы интерьера. Вещам можно придавать любую растительную необычную форму. Главное полный творческий бардак, никакого порядка, вон логику. А растительный орнамент обязательно должен оплести и мебель если речь о модерне декорирующего типа. Если рассматривать конструктивный модерн линии должны быть занудненько ровными, всё должно быть просто, логично, оправданно. Современные мебельные производства охотно имитируют именно это направление. Хороший пример - на следующей фотографии.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Франсуа Огюст Рене Роден.

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия