Студопедия — КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭТНОСФЕРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЭТНОСФЕРЫ






При характеристике этносов исследователи в большинстве случаев учитывают их религиозную принадлежность.

Соотношение религиозных и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным. В первобытнообщинную эпоху и в раннеклассовом обществе (по крайней мере, на начальной его стадии) этнические и религиозные границы, как правило, совпадали. В раннеклассовом обществе каждая государственно-политическая единица и соответствующий ей этнос имели своих общих богов, единые религиозные представления. С развитием общества, усилением контактов между этносами возникали более широкие религиозные общности, одна и та же религия становилась характерной для многих народов. В дальнейшем одна часть этноса продолжала придерживаться старых верований, а другая принимала новую веру, и народы таким образом постепенно становились поликонфессиональными. С возникновением так называемых мировых религий этнические границы уже, как правило, перестали совпадать с религиозными, однако и при этом в рабовладельческую и феодальную эпохи этническое самосознание очень часто вытеснялось самосознанием религиозным. Особенно это характерно для средних веков, когда мировоззрение было по преимуществу теологическим. В некоторых случаях религиозные различия играли важную роль и в национальном разграничении очень близких в языковом отношении групп населения (сербов и хорватов и т. д.).

В последующие эпохи религиозная принадлежность все более теряла свою связь с принадлежностью этнической. Подавляющая часть более или менее крупных современных народов включает в свой состав группы, принадлежащие к различным конфессиям (не говоря уже о том, что в составе каждого народа увеличивается процент неверующих); в то же время, одна и та же религия нередко исповедуется многими этносами. Сейчас лишь в единичных случаях, и то весьма условно, можно говорить о национальных религиях (армяно-григорианская церковь — у верующих армян, синтоизм — у основной части японцев, сикхизм — у части пенджабцев и некоторые другие).

Несколько по-иному обстоит дело в мусульманских странах, где и поныне этническое самосознание все еще нередко подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется статистикой главным образом по религиозному признаку, а в число национальных меньшинств включаются группы, не исповедующие ислам — господствующую в этих странах религию. Так, в Иране национальными меньшинствами признаются не только армяне, евреи, ассирийцы, но и гербы (зороастрийцы), хотя они и являются частью персидского народа. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех немусульман, но и тех, кто принадлежит к различным направлениям ислама, которые не являются господствующими в данной стране.

Как и для этнических общностей, для религиозных общностей характерна иерархичность. Любая религия состоит из различных направлений, течений, сект, церквей. И если мы с определенной долей условности можем говорить о мусульманских, христианских, буддийских народах или странах, то на более низком таксономическом уровне эта однородность исчезает. Как правило, в каждой мусульманской стране имеются последователи разных направлений, сект и толков. Еще большие различия характерны для некоторых христианских стран; даже в тех из них, где подавляющее большинство населения являются протестантами или католиками, религиозная картина обычно осложняется наличием многих течений и церквей. Так, немцы исповедуют протестантизм (в двух его формах — лютеранство и реформаторство) и католицизм; среди различных групп жителей Швейцарии имеются протестанты (реформаторы) и католики; среди шотландцев преобладают протестанты-пресвитериане, но есть и католики; половина голландцев — протестанты-реформаторы, другая половина — католики. Наиболее сложная религиозная структура сложилась в США; в этой стране — около 260 зарегистрированных церквей, 86 из них насчитывают свыше 50 тысяч последователей каждая.

Принадлежность разных представителей одного и того же народа к нескольким церквям приводит к возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых этнорелигиозных групп. Такой группой были, например, старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов резко обособилась религиозная группа йезидов, среди арабов Сирии и Ливана — друзы, среди египтян — копты. При наличии других сопутствующих обстоятельств религиозные различия могут служить важным этнодифференцирующим фактором. Государственное размежевание западных бенгальцев-индуистов и восточных бенгальцев-мусульман постепенно приводит к образованию двух самостоятельных наций — западнобенгальской и бангладешской. Постепенно обосабливаются пенджабцы-мусульмане Пакистана от пенджабцев Индии (последние состоят из двух религиозных групп — индуистов и сикхов, этнические различия между которыми также весьма значительны).

В последней трети XX в. огромные достижения технических и естественных наук, быстрый подъем культурного и образовательного уровня населения привели к отходу широких масс населения от религии. Темпы этого процесса различны в странах с разными уровнями социально-экономического развития. Влияние религии невелико в бывших социалистических и в развитых капиталистических странах Европы и Америки. В то же время в развивающихся странах Азии и Африки, где значительные массы населения неграмотны и их культурный уровень низок, влияние религии все еще очень велико. Темпы отхода от религии зависят в определенной степени и от религиозной системы, которая господствует в той или иной стране.

Уменьшение влияния религии во многих странах мира еще, конечно, не означает, что церковь утрачивает все свои позиции. Приспосабливаясь к новым условиям, религия продолжает оказывать большое влияние на жизнь людей, на их общественно-политическую деятельность, быт и культуру. Многие политические события в послевоенном мире трудно понять, если не учитывать религиозную ситуацию, сложившуюся в тех или иных регионах. Достаточно перечислить такие важнейшие события послевоенной истории, как раздел бывшей Британской Индии по конфессиональному признаку на два отдельных государства (что вызвало миграцию в разных направлениях почти 2 миллионов индуистов и мусульман), столкновения различных конфессиональных групп в Ольстере, Ливане, на Филиппинах. Во всех этих конфликтах, вызванных в первую очередь различными политическими и социально-экономическими причинами, существенную роль играл и религиозный фактор. Религия влияет и на внутриполитическую жизнь многих стран; в некоторых из них даже политические партии и профсоюзы построены по конфессиональному признаку.

Из всего сказанного видно, что для правильного понимания различных исторических событий и явлений современной жизни, для уяснения этнических взаимоотношений необходим анализ религиозной структуры населения. Но перед тем как познакомиться с конфессиональным составом населения современного мира, сделаем краткий экскурс в историю религий.

Зачатки религии появились много десятков тысяч лет назад у людей неандертальского типа. С течением времени формы религии стали усложняться. Начали распространяться магические (вера людей в возможность влиять сверхъестественным путем на других людей, животных, явления природы) и тотемические верования (вера в сверхъестественное родство групп людей с каким-либо видом животных, растений или явлением природы). Позднее возникли анимизм (вера в духов, душу и всеобщую одухотворенность природы), шаманизм (вера в способность человека входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других практических целей) и фетишизм (почитание неодушевленных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства). Анимистические верования постепенно эволюционируют в направлении особого почитания духов предков и культа природы.

С разложением первобытнообщинного строя и возникновением раннеклассовых государств большое значение приобретают культы предков-покровителей, племенных вождей, земледельческие и скотоводческие культы, появляется иерархия духов, в качестве особого сословия выделяется жречество. Классовое расслоение общества нашло свое отражение в том, что религии стали различать высшие и низшие божества, а затем и одно главное божество. В некоторых религиях (так называемых монотеистических) этот процесс привел к возникновению единобожия.

Со II в. до н. э. начинают возникать религии, сохранившиеся вплоть до настоящего времени. Одним из самых ранних таких верований был иудаизм, появившийся в Передней Азии сперва как политеистическая религия, но впоследствии ставший религией монотеистической. В начале I в. до н. э. в том же регионе развивалась другая религия — зороастризм (в его основе лежит дуализм — представление о противоборстве доброго и злого начал), а в XI в. н. э. возникло одно из его ответвлений — йезидизм. В других частях Азии сформировались политеистические религии. В Южной Азии это были: брахманизм (трансформировавшийся позднее в индуизм), окруживший религиозным ореолом господствовавшую в этом районе кастовую систему, и джайнизм (VI-V вв. до н. э.), отвергший кастовый строй. В VI-V вв. до н. э. в Китае почти одновременно появляются два философско-этических учения, со временем сложившиеся в религии, — даосизм и конфуцианство. В Японии на основе господствовавших в этой стране в первобытнообщинную эпоху почитания предков и культа природы возникает синтоизм.

Некоторые религии, распространившись на огромных территориях, превратились в так называемые мировые религии (к ним обычно относят буддизм, христианство и мусульманство).

Буддизм, возникший в VI-V вв. до н. э. в северной части Южной Азии как антитеза брахманизму, вскоре распался на два основных направления, сильно различающихся между собой: тхераваду (или хинаяну) и махаяну; ответвлением последней является буддизм-ламаизм.

В начале I в. н. э. в Передней Азии появилась монотеистическая религия — христианство. В 1054 г. оно раскололось на два направления: православие и католицизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть римского первосвященника — Папы и провозгласивший своей целью воз врат к раннему христианству. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главные из которых — англиканство, лютеранство и кальвинизм. Эти течения, в свою очередь, дали значительное число ответвлений. Кроме перечисленных выше трех основных направлений христианства (православие, католицизм и протестантизм), существуют еще два менее распространенных направления, сложившихся в V в. и по обрядности близких к православию, — монофистинство и несторианство.

Другая монотеистическая религия — ислам — возникла в VII в. среди арабов. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм (последнее направление не получило значительного распространения). Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты, кроме Корана, признают в полном объеме «священное предание» — сунну; шииты же принимают это предание только частично, признавая лишь разделы, основанные на авторитете родственников Пророка. Что касается хариджитов, то они близки к суннитам, но предъявляют более суровые требования к своим последователям: осуждают роскошь, запрещают игры и музыку и т. д. Наиболее известной сектой суннизма является ваххабизм. Шиизм дал большое количество сект, крупнейшие из которых — зейдизм и исмаилизм; от исмаилизма, в свою очередь, ответвились секты друзов и нусайритов (или алавитов), вобравшие в себя элементы зороастризма и христианства.

Религиозный состав населения Земли можно назвать лишь приблизительно. Статистический учет религиозной структуры ведется во многих странах, однако официально определяемая численность последователей тех или иных религий часто значительно превосходит действительное число верующих, поскольку опрашиваемые при переписях населения нередко указывают свою принадлежность к той религии, от которой они фактически уже отошли. В разряд атеистов обычно попадают лишь активные противники религии, а безразлично относящиеся к ней, как правило, отмечаются как верующие. Кроме того, в некоторых странах умышленно искажают численность последователей различных вероисповеданий, преувеличивая за счет других количество приверженцев господствующей религии.

С очень большой осторожностью следует подходить и к данным церковных организаций. Во-первых, численность приверженцев определяется в этих организациях по-разному (в одних случаях учитываются все связанные с церковью люди, в других — лишь люди старше определенного возраста, прошедшие тот или иной обряд). Во-вторых, статистика церквей часто бывает тенденциозной.

Следует также отметить, что в некоторых восточноазиатских странах один и тот же человек нередко отправляет культ двух, а то и трех религий, и его соответственно включают в число последователей сразу нескольких религий. В качестве примера можно привести Японию, где многие верующие одновременно являются синтоистами и буддистами. В некоторых развивающихся странах к адептам той или иной разновидности христианства или мусульманства иногда причисляют лиц, фактически придерживающихся своих традиционных верований.

И все же официальная статистика свидетельствует о росте рядов атеистов. Так, в Нидерландах, согласно данным переписи 1971 г, более чем пятая часть всего населения признала себя атеистами, а в Амстердаме — даже около половины. Правда, имеющиеся материалы переписей населения других стран дают более низкий процент неверующих: в Финляндки, Австрии, Люксембурге, Чили, Мексике удельный вес атеистов составляет от 2 до 5%, а в некоторых странах — еще ниже. В Великобритании и Франции, по косвенным данным (в переписях населения этих стран вопрос о религиозной принадлежности не ставится), около трети жителей не связано с церковью. В социалистических странах, как правило, большая часть населения отошла от религии.

Несмотря на то что данные о численности последователей отдельных конфессий очень неточны и не всегда сопоставимы, они все же позволяют ориентировочно оценить относительное влияние различных религий.

Общее количество христиан в мире — около 1 млрд человек, среди них католиков — 580 млн, протестантов — от 350 до 380 млн и православных, включая приверженцев других восточных церквей, — около 80 млн. Основная часть католиков сосредоточена в Америке (более половины их общего числа); на Европу приходится приблизительно 180 млн, на Азию и Африку — по 50 млн. Протестантов больше всего в Америке (2/5 их общего числа) и Европе (1/3 всех протестантов сосредоточена преимущественно в северной половине этой части света); в Африке и Азии количество протестантов равно 36 и 65 млн соответственно, в Австралии и Океании — около 14 млн (2/3 всего населения). Православные и приверженцы других восточных церквей преобладают среди верующего населения Юго-Восточной Европы, России и Северо-Восточной Африки.

Из протестантов наиболее крупные группы образуют баптисты — 75 млн, лютеране — 70 млн, англикане — 67 млн, рефоматоры и пресвитериане— 52 млн, методисты — 43 млн, пятидесятники — 8 млн, свидетели Иеговы — 5 млн, последователи «Армии спасения» — 5 млн, мормоны — 4 млн, конгрегационисты — 3 млн, адвентисты седьмого дня — 3 млн. Среди представителей восточных церквей — около 20 млн монофиацев и 100 тыс. несториан.

Общее количество мусульман — около 800 млн, из них суннитов — 730 млн и шиитов — 70 млн. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Северной Африке и Азии (исключая ее восточную часть).

Приверженцы всех остальных религий — в основном жители Азии. Индуистов насчитывается примерно 520 млн, буддистов — 250 млн (среди них махаянистов — около 60%), конфуцианцев —180 млн, синтоистов — 90 млн, даосистов — 30 млн, сикхов — 12 млн, джайнов — 3 млн, зороастрийцев — 250 тыс., йезидов — 100 тыс., иудаистов — около 13 млн, причем более половины из них живут в странах Америки.

Труднее всего поддаются учету приверженцы местных традиционных верований, в значительном числе сохранившиеся в Африке, Азии и Океании. Их сложно учесть хотя бы потому, что переход от традиционных верований к мировым религиям совершается очень постепенно, а формальная религиозная принадлежность не всегда соответствует подлинным верованиям населения. Кроме того, население указанных регионов слабее всего изучено в статистическом отношении. Согласно весьма приблизительным подсчетам, количество последователей традиционных верований в этих регионах составляет около 100 млн чел.

В связи с указанными выше сложностями учета конфессионального состава населения выявить динамику численности последователей различных религий довольно трудно. Это объясняется тем, что в странах, где господствуют индуизм и ислам, наблюдается наивысший прирост населения. Кроме того, ислам в Африке активно продвигается на юг, в ее тропическую часть, а индуизм распространяется среди племен Индии. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что идеи атеизма пока еще не получили в районах господства этих двух религий широкого распространения. Несколько изменилось соотношение различных религий и их направлений и по отдельным частям света, регионам и странам. Так, в Африке (к югу от Сахары) в результате деятельности миссионеров заметно возросла численность христиан и мусульман за счет сокращения числа последователей племенных религий. В Латинской Америке, остающейся цитаделью католицизма, за последние десятилетия довольно сильно возрос процент протестантов. Наоборот, в США, Канаде и некоторых европейских странах (Нидер ланды, Германия, Швейцария), где имеются как протестанты, так и католики, удельный вес последних несколько повысился (что связано с характерной для них более высокой рождаемостью). В 1990-е гг. усилили свои позиции католицизм и различные реформаторские конфессии в России.

Распространение конфессиональных групп по крупным регионам выглядит следующим образом.

Среди верующих на территории бывшего СССР преобладают православные (большинство районов России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии). Верующие Армении принадлежат к монофиситской армяно-григорианской церкви. В Литве наиболее распространен католицизм, в Латвии и Эстонии — лютеранство. В России и в бывших государствах Советского Союза имеются небольшие группы отклонившихся от православия старообрядцев и представителей различных протестантских церквей и сект. Ислам распространен среди части верующего населения Средней Азии и Казахстана, Азербайджана, Татарии, Башкирии и большинства российских республик Кавказа. Буддизм-ламаизм исповедует основная часть верующих в Бурятии, Туве и Калмыкии. Верующие евреи — иудаисты.

На севере Европы преобладает протестантизм в форме лютеранства, в Англии — англиканства, в Шотландии — пресвитерианства. На западе и юго-западе Европы (Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Италия), а также в Австрии и на Мальте распространен католицизм. В Центральной Европе католиков и протестантов примерно равное количество, причем в Германии среди протестантов преобладают лютеране, а в Швейцарии и Нидерландах — реформаторы. В Греции подавляющее большинство верующих — православные, а в европейской части Турции — мусульмане.

Среди верующих в Польше, Чехии, Словакии и Венгрии преобладают католики, в Болгарии и Румынии — православные, в Албании — мусульмане (преимущественно сунниты). В Югославии и Македонии больше всего православных, в Хорватии и Словении — католиков, в Боснии — православных и мусульман.

В Азии распространены самые разнообразные религии. Ислам резко преобладает во всех странах Передней Азии (кроме Израиля, Кипра и Ливана), а также в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивских островах и в Индонезии. Более половины населения принадлежит к мусульманам в Малайзии и Ливане, значительное количество приверженцев ислама имеется на Кипре, в Восточном Тиморе, в Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах. В большинстве стран господствует суннитское направление ислама, лишь в Иране преобладает шиизм, а в Ираке, Йемене и Бахрейне суннитов и шиитов примерно поровну. В Иране, Индии, Пакистане есть небольшие группы зороастрийцев, в Иране, Ираке и Турции — йезидов.

Основными районами распространения индуизма являются Индия и Непал. Индуисты образуют, кроме того, значительную долю верующих в Шри-Ланке и Бангладеш, а также на острове Бали в Индонезии.

В странах Индокитая и в Шри-Ланке подавляющее большинство верующего населения придерживается буддизма (во Вьетнаме — в форме махаяны, в остальных странах — тхеравады). Махаянистский буддизм распространен также в странах Восточной Азии, где он сосуществует с другими религиями: конфуцианством и даосизмом — в Китае, конфуцианством и традиционными верованиями — в Корее, синтоизмом — в Японии. Верующее население Монголии — буддисты-ламаисты.

Христианство преобладает лишь в двух странах Азии: на Филиппинах (преимущественно в форме католицизма) и на Кипре (православные). Почти половина верующих населения Ливана также христиане (2/3 из них — марониты).

Численность последователей племенных культов в Азии непрерывно сокращается. В настоящее время они сохраняются лишь в труднодоступных горных районах Южной и Юго-Восточной Азии.

В Африке во всех арабских странах, а также в Сомали и Джибути господствует ислам суннитского направления. В ряде стран, лежащих к югу от Сахары (Судан, Чад, Нигер, Буркина-Фасо, Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот д'Ивуар), наряду с приверженцами ислама сохранились группы, придерживающиеся местных традиционных верований. В Эфиопии 2/3 населения исповедует христианство монофистского направления. В Нигерии есть мусульмане (их больше половины всего населения, и они размещены на севере страны), христиане, а также люди, придерживающиеся местных традиционных верований. Во всех остальных странах Африки в разных пропорциях представлены христиане (протестанты и католики) и приверженцы местных традиционных верований. Всего же на этом континенте сосредоточено больше всего сохранившихся на Земле последователей местных традиционных культов.

Почти во всех странах Америки христианство резко преобладает над другими религиями, причем в США и Канаде много и протестантов, и католиков, а в странах Южной и Центральной Америки подавляющее большинство верующих — католики. В Вест-Индии на одних островах доминирует католицизм, на других — протестантизм. Считается, что значительная часть населения Кубы порвала с религией, но ее относят к католическим странам. В Гайане, Суринаме и Тринидаде и Тобаго, кроме христиан (протестантов и католиков), имеется значительное количество индуистов и мусульман. Индейское население глубинных районов Южной Америки частично сохраняет местные традиционные верования.

В Австралии и Океании большая часть верующих — протестанты различных течений и сект, меньшая — католики; лишь на островах Новая Каледония, Гуам и островах Уоллис и Футуна католиков больше, чем протестантов. На островах Фиджи наряду с христианами много индуистов и мусульман. Приверженцев местных традиционных культов больше всего осталось на Вануату, в Папуа-Новой Гвинее и среди аборигенов Австралии.

Общей тенденцией в мире является отход значительной части населения от религии. Отход от религии — процесс сложный и длительный. На первых порах он выражается в том, что люди, принадлежащие к определенной конфессии, не исполняют ее предписаний и плохо разбираются в тонкостях официального вероучения. Затем появляются люди, которые считают себя принадлежащими к той или иной церкви «по традиции», в силу этнического происхождения. Это широко проявляется в России. И наконец, все более значительные группы населения теряют связь с религией и не идентифицируют себя с конкретной конфессией.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТНОСФЕРЫ

Языковая и этническая принадлежность, как правило, совпадает, что обусловливает важность лингвистического описания при выделении и определении этносов и этнических общностей, при изучении происхождения народов (их этногенеза). Языки народов мира классифицируются по языковым семьям и их ветвям на основе методов сравнительно-исторического языкознания и установления генетического родства между языками. При этом родство языков может означать и родство по происхождению, однако, как полагают некоторые лингвисты, за время своего существования народ мог неоднократно менять язык, что ограничивает возможности использования лингвистических данных при решении этногенетических задач.

Сравнительное языкознание, основываясь на анализе фонетики, грамматики и словарного состава (лексики), устанавливает наличие или отсутствие родства между языками. Это позволяет объединить языки в языковые семьи, являющиеся глазными единицами лингвистического подхода к описанию родственных по происхождению языков. Такого рода языковые семьи развивались в ходе истории из языка-основы. Но язык — это исторически развивающееся и изменяющееся во времени явление, поэтому родственные по происхождению языки в наше время могут не только сильно отличаться один от другого, но и не иметь многих признаков, характеризующих их языковую семью в целом. Вследствие этого языки классифицируются не по их современному состоянию, а по принципу исторического генетического родства. Например, родственные по происхождению русский, английский, персидский и другие языки относятся к одной индоевропейской семье, так как восходят к общему языку-основе. Но их историческое развитие шло совершенно по-разному, и сегодня взаимопонимание между носителями этих языков невозможно. Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать самостоятельными языками. В отличие от языка, служащего средством общения для целой этнической общности, диалект — это региональный вариант внутри языка, употребляемый ограниченной группой людей, принадлежащей к территориальной, а иногда и социальной или иной общности.

Язык— общественное явление и может существовать только в обществе. Возникновение общества и языка как средства передачи социальной информации было неразрывно связано с развитием трудового процесса. Языки подвержены самым различным изменениям: спонтанным, а также заимствованиям из чужих языков, вследствие чего наличие общих слов не обязательно является свидетельством родства языков, — и проходят столь же сложные пути исторического развития, как и этнические общности. И поскольку этносы и языки часто совпадают, лингвистическое описание составляет одну из основ выделения этнических общностей и установления их происхождения.

Ученые пытаются обнаружить связи между языковыми семьями, восходящие к языкам-основам. Так, в частности, выдвинуто предположение, что в глубокой древности несколько известных сегодня языковых семей объединялись в единую семью «ностратических» языков. Эта гипотетическая макросемья включала в себя языки Евразии и Африки: индоевропейские, картвельские, семито-хамитские, уральские, тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские, корейские, дравидские и многие другие.

Количество языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), языков и говорящих на них народов, очень велико, поэтому мы ограничимся перечислением лишь основных семей и групп, а также языковых семей и языков, важных для этнологии и этнической психологии.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 828. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия