Студопедия — Введение. Процессы творческого мышления в различных аспектах являлись объектом изучения во многих психологических работах
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Процессы творческого мышления в различных аспектах являлись объектом изучения во многих психологических работах






 

Процессы творческого мышления в различных аспектах являлись объектом изучения во многих психологических работах. Под творческим мышлением понимаются процессы решения сложных задач, процессы получения новых знаний, которые нельзя непосредственно вывести из уже имеющихся знаний.

В различных школах, изучавших процессы творческого мышления, складывалась своя система понятий, в некоторой степени объясняющая отдельные стороны, отдельные моменты процессов решения творческих задач. Так, в вюрцбургской школе в качестве решающего фактора выступала так называемая детерминирующая тенденция, определенная направленность мыслительных процессов, складывающаяся под влиянием задачи (Aufgabe) или цели, стоящей перед субъектом.

О. Зельц в качестве объяснения общей схемы механизма творческого мышления предлагал использовать понятие антиципирующей схемы – системы исходящих из структуры наличной ситуации требований к будущему решению. Посредством образования этой схемы были отчасти разрешены такие вопросы, как нахождение решения с помощью подсказки, возможность использования в качестве подсказки различных явлений. Однако сам процесс образования антиципирующей схемы выступает как наложение заданной ситуации на ситуации, встречающиеся в прошлом опыте, в которых содержится модель решения данной задачи, без анализа конкретных механизмов, приводящих к актуализации и адекватному использованию этой схемы.

В гештальтпсихологии основным понятием, связанным с пониманием структуры творческого мышления, является понятие «инсайт». Последнее означает вероятность нахождения решения, представляющего собой «усмотрение» идеи данной задачи. Возникновение инсайта объясняется таким фактором, как переструктурирование условий задачи, в результате чего раскрываются новые свойства объекта (В. Кёлер), изменение их функциональных значений (М. Вертгаймер, К. Дункер), раскрытие латентных свойств объекта (Л. Секей). Принципиальным недостатком в изучении мышления гештальтпсихологами явилась общетеоретическая концепция относительно роли субъекта в процессе решения задач (субъекту отводилась пассивная роль). Знания индивида, его прошлый опыт недооценивались как факторы, влияющие на процессы решения задачи.

Общим положением, определившим развитие работ по изучению творческого мышления в отечественной психологии, явилось выделение активности субъекта, понимание творческого мышления как активной деятельности, включающей в значительной степени использование прошлого опыта (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев и др.). В этом контексте были рассмотрены такие понятия классической психологии мышления, как инсайт, догадка, интуиция и т.д. В частности, одно из направлений представляет собой определение конкретных закономерностей и влияния условий прошлого опыта на решение творческих задач.

Общая схема решения творческой задачи может быть представлена как состоящая из двух этапов: нахождение адекватного принципа, идеи задачи, которая не вытекает прямо из ее условий, и реализация этого принципа для непосредственного нахождения решения. Причем ведущую роль приобретает именно первый этап. Основными характерными чертами первого этапа, описываемыми в литературе по данной проблеме, является внезапность возникновения решения, а также случайность тех обстоятельств, которые сопутствуют ее возникновению. Ряд экспериментальных работ был посвящен специальному изучению этих вопросов, в частности тому, каким образом опыт испытуемого может привести его к правильному решению задачи, что собственно и составляет так называемую догадку.

Индивидуальный опыт, о котором идет речь, формируется в предшествующей деятельности при решении определенных задач, содержащих многочисленные существенные компоненты, необходимые для решения данной задачи. Однако он оказывает влияние на решение задачи лишь при наличии определенных условий. С целью выявления и анализа этих условий было разработано несколько специальных методик. Одна из них направлена на изучение влияния выполнения испытуемыми особого рода задания (наводящей задачи), объективно содержащего в себе способ решения другой, исследуемой задачи (основной). Суть методики заключается в том, что испытуемому предлагается для решения, кроме основной, экспериментальной задачи, наводящая задача, обычно более легкая и объективно содержащая принцип решения основной задачи.

Закономерности влияния решения наводящей задачи на решение основной задачи выявлялись посредством использования различных вариаций условий решения двух задач – наводящей и основной: по последовательности их решения, соотношению по времени, их относительной трудности, переходу к решению наводящей задачи на различных стадиях решения основной и т.д.

Так, было показано, что решение испытуемыми наводящей задачи в том случае, если она предшествует решению основной, как правило, не оказывает наводящего действия, и основная задача не решается. Наводящее действие имеет место лишь в том случае, если аналогичное задание выполняется после безуспешных попыток решить основную задачу.

Далее были выяснены условия, характеризующие положительный эффект наводящего задания: 1) наличие интереса к решаемой задаче; 2) исчерпывание возможностей применения неверного принципа решения; 3) наводящие обстоятельства должны вызывать ориентировочную реакцию. Наконец, в качестве важного момента отмечается тот факт, что обстоятельства и самый процесс наведения на решение задачи не могут быть сколько–нибудь ясно отмечены самими испытуемыми. Этот процесс чаще всего осуществляется на неосознаваемом уровне.

Прослеживание важнейших условий и характерных черт возникновения решения творческих задач, влияния решения наводящей задачи на основную и составляет суть настоящего задания.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 308. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия