Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

управление креативностью





Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара

Киев ■ Харьков • Минск

ББК 88.53 УДК 159.9.018 Д46

Д46 НЛП: управление креативностью / Р. Дилтс. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).

ISBN 5-318-00382-6

Основная цель данной книги — представить когнитивные и поведенческие подходы нейролингвистического программирования, применяемые для развития персонала в рамках организационного обучения. Последнее предполагает овладение навыками лидерства, необходимыми для управления креативными и инновационными процессами. Книга адресована руководящим работникам, специалистам в области развития и обучения персонала, психологам и всем, кто интересуется практикой нейролингвистического программирования.

ББК 88.53 УДК 159.9.018

ISBN 0-916990-27-3 (англ.) © Copyright 1993 by Meta Publication

© Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-318-00382-6 © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2003


Оглавление

Благодарности 9

Введение 10

Предисловие 12

Часть I. Личная креативность

Обзор части I 26

Глава 1. Определение области действия креативности 28

Обзор главы 1 28

Раздел 1.1. Основы креативности 29

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического

программирования 43

Раздел 1.3. Предположения НЛП 51

Раздел 1.4. Исследование личной креативности 61

Раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность.

Модель ТОТЕ 70

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта

на креативность 76

Глава 2. Структура креативного процесса 82

Обзор главы 2 82

Раздел 2.1. Моделирование и креативность 83

Раздел 2.2. Определение структуры эффективного в прошлом

креативного опыта 89

Раздел 2.3. Структура когнитивных процессов в креативности.

Модель ROLE 95

Раздел 2.4. Типы креативности 108

Раздел 2.5. Повышение креативности 115

Глава 3. Физиология и креативность 117

Обзор главы 3 117

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния 118

Раздел 3.2. Влияние микроповедения на креативность.

Модель BAGEL 123

Раздел 3.3. Исследование микро- и макросигналов

креативности 130

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления

физиологией 140


Оглавление

Глава 4. Реализация личной креативности 147

Обзор главы 4 147

Раздел 4.1. Уолт Дисней и три фазы креативности 148

Раздел 4.2. Определение личного креативного стиля.

Стратегия Диснея 161

Раздел 4.3. Условия формальной правильности для оценки

новых идей 177

Раздел 4.4. Резюме: принципы креативности 184

Часть П. Совместная креативность

Обзор части II 194

Глава 5. Креативность и решение проблем 196

Обзор главы 5 196

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и

пространства решения 197

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного

пространства. Модель SCORE 202

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия

проблемного пространства 208

Раздел 5.4. Креативные навыки как совместный тренинг 216

Раздел 5.5. Перенос эффективной стратегии креативности

из контекста в контекст 229

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности 248

Глава 6. Развитие множественных точек зрения 253

Обзор главы 6 253

Раздел 6.1. Репрезентация проблемного пространства 254

Раздел 6.2. Выявление допущений относительно

проблемного пространства 258

Стратегии поиска неосознанных допущений 259

Раздел 6.3. Множественные точки зрения на проблемное

.-пространство 264

Раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций

на решение проблем 269

Глава 7. Развитие латерального мышления 274

Обзор главы 7 274

Раздел 7.1. Раскрытие пространства решения 275

Раздел 7.2. Процессы, способствующие креативности 280

Раздел 7.3. Упражнение: исследование различных

допущений и режимов репрезентации 284


Оглавление

Раздел 7.4. Заключение: определяем состояния и маршрут

внутри проблемного пространства. Модель SOAR 290

Раздел 7.5. Заключение: определяем маршрут 295

Часть III. Управление групповой креативностью

Обзор части III 300

Глава 8. Динамика креативности при решении проблем

в организациях 302

Обзор главы 8 302

Раздел 8.1. Типы проблем в группах и организациях 303

Раздел 8.2. Определение и согласование стилей мышления

окружающих 310

Раздел 8.3. Базовые установки и фильтры опыта: паттерны

метапрограмм 314

Раздел 8.4. Согласование целей, доказательств и действий

в групповой креативности 324

Раздел 8.5. Управление креативным циклом группы 329

Раздел 8.6. Достижение консенсуса в группе 336

Глава 9. Стимуляция и управление инновационным

мышлением в группах и командах 341

Обзор главы 9 341

Раздел 9.1. Динамика групповой креативности 342

Раздел 9.2. Типы коммуникативных стратегий 348

Раздел 9.3. Управление креативностью в комплементарных

и симметричных ролях 362

Раздел 9.4. Сообщения и метасообщения 366

Раздел 9.5. Стимуляция и обогащение карт окружающих 371

Раздел 9.6. Роли в группе и креативный цикл 377

Раздел 9.7. Осуществление наблюдений в группе 383

Глава 10. Заключение и выводы 403

Приложение 411

Матрица коммуникации 411

Библиография 414


С глубочайшей признательностью и уважением мы посвящаем эту книгу Джанфранко Гамбильяни: его видение мира и дружеские чувства легли в основу этой работы. Увлеченность инновациями, мастерство менеджера и мудрость Джанфранко стали для нас настоящим источником постоянного вдохновения.

Роберт Дилтс, Джино Бониссоне


Благодарности

Мы хотели бы выразить глубочайшую признательность Иване Гас-перини (Ivana Gasperini), нашему научному соратнику по проектам, послужившим практической основой для этой книги, и товарищу по Миссии «продвижения НЛП в массы». Ее проницательность н поддержка оказались поистине неоценимыми.

Кроме того, мы хотели бы поблагодарить Джованни Теста (Giovanni Testa): его вера в нас и НЛП, а также готовность к риску обеспечили этому проекту «зеленую улицу» и позволили мечте воплотиться в реальность.

Мы весьма признательны Тодду Эпштэйну (Todd Epstein), соавтору модели SCORE и книги Tools for Dreamers, а также постоянному источнику творческих идей. Благодарим также Или Роута (Eli Rota) за посредничество между языками, без которого наши идеи не смогли бы воплотиться.


Введение

«Навыки будущего» — это те навыки и умения, которые позволяют нам эффективно и «экологично» определять будущее, управлять им, двигаться по направлению к нему в условиях неопределенности и перемен. Навыки будущего следует развивать по двум основным причинам: чтобы повысить эффективность собственных действий и чтобы научиться управлять процессом изменений.

Достижение этих целей требует от человека компетентности в таких областях, как обучение, лидерство и особенно — в области креативности. Эта книга рассказывает о том, какую роль играют когнитивные и поведенческие технологии нейролингвистического программирования в развитии и применении личных и организационных стратегий обучения, коммуникативных навыков и навыков руководства, которые, в свою очередь, позволяют управлять процессами креативности и инноваций.

Основная задача данной книги — представить модели и инструменты, служащие для определения и управления творческим процессом как на микро-, так и на макроуровне. Микроаспекты креативности связаны с размышлениями и субъективным опытом человека, лежащими в основе его личной креативной деятельности. Макроаспекты креативности имеют отношение к а) методам укрепления творческого взаимодействия между двумя людьми или внутри группы и б) к тому значению, которое приобретает креативный процесс в контексте организации и организационного решения проблем.

Книга состоит из трех основных частей.

Часть I. Личная креативность

В центре внимания первой части книги — личные, или индивидуальные, аспекты креативности и инноваций. Здесь перед читателем ставятся следующие вопросы: «Каковы ваши личные стратегии креативности?» и «Как вы определяете и развиваете свои креативные способности?» Часть первая показывает, как с помощью базовых моделей и определений НЛП можно развить больший контроль над внутренним состоянием и усовершенствовать стратегии креативного мышления за счет согласованной работы внутреннего «мечтателя», «реалиста» и «критика».

Часть П. Совместная креативность

Вторая часть исследует процессы, связанные с со-креативностыо. Здесь можно найти ответы на следующие вопросы: «Как усилить креативное


Введение

Взаимодействие?» и «Какие методы позволяют стимулировать креативный процесс в окружающих или помогают им стать более креатив-ными людьми?» Часть вторая описывает навыки, позволяющие по-чь другим людям повысить собственную креативность и проникнуть в суть бессознательных креативных процессов посредством построения ментальных карт и латеральных стратегий мышления.

Часть III. Управление групповой креативностью

В третьей части описывается использование принципов и методов НЛП для стимулирования и управления креативностью в группах и организациях — в частности, в условиях межфункциональных взаимодействий. Здесь рассматриваются следующие вопросы: «Как скоординировать креативные процессы у разных людей?» и «Какие методы позволяют определять и интегрировать различные виды креативных процессов, необходимых для создания успешной команды или организации?» Часть третья описывает навыки, связанные с определением и направлением различных стилей мышления и развитием эффективных стратегий коммуникации и способностей творческого руководства.


Предисловие

Мы постарались максимально тщательно продумать построение этой книги. Как вы увидите, структура книги обладает рядом уникальных черт (это представляется вполне уместным, коль скоро книга посвящена креативности и инновациям). Причиной подобных новаций стал тот факт, что обучение методам управления творческим процессом предъявляет ряд уникальных требований.

Прежде всего креативные и инновационные процессы требуют принятия и поощрения разнообразия, озарений, спонтанности (и других динамических процессов, связанных с неосознаваемыми психическими процессами). В то же время расширение творческого потенциала влечет за собой увеличение потребности в свободе выбора и систематическом осознании.

Второй особенностью, которую необходимо было учесть в структуре данной книги, является то, что, даже если рассматривать креативность преимущественно как когнитивный процесс, приобретение навыков для управления креативным процессом требует уделять особое внимание интерактивному и эмпирическому обучению. Фактически материал данной книги был составлен специально для топ-менеджеров итальянской компании Fiat, и на его основе был построен курс эмпирического обучения навыкам управления творчеством и инновациями.

Новаторским является также то, что эта книга построена на принципах и технологиях нейролингвистического программирования, которое в высокой степени интерактивно, индивидуализировано и эмпирично по своей природе.

Базовые предположения об обучении

Для того чтобы эффективно удовлетворить всем описанным требованиям, структура этой книги построена на нескольких важных базовых предположениях.

Для эффективного овладения той или иной частью навыка необходимо, чтобы учебные материалы широко охватывали даннуюобласть, позволяя учитывать потребности читателей, производственные контексты и стили обучения.

Обучение навыкам высшего уровня (таким, как креативность иуправление креативным процессом) требует от обучающегося по-


Предисловие

вышенной вовлеченности в процесс. Таким образом, данная книга призвана стимулировать и продвигать самомотивированное и самоуправляемое обучение.

3. Множественные репрезентации того или иного содержания создают базу для богатого учебного опыта и с большей вероятностью удовлетворяют всему разнообразию стилей обучения.

Модель НЛП основана на том предположении, что обучение происходит посредством создания особых «нейролингвистических» программ. Под влиянием языка и других репрезентаций у обучающегося формируются внутренние когнитивные карты, связанные с внешними наблюдениями и поведенческими реакциями.

Внутренние когнитивные карты

Внешние наблюдения и поведение

Общая структура книги

В рамках НЛП сущность акта обучения рассматривается как а) формирование внутренней когнитивной карты и б) соединение этой карты с соответствующим референтным опытом (эпизодами личного опыта), которые наделяют эту карту практическим значением в условиях внешних наблюдений и поведенческих результатов. Общая структура книги построена вокруг этих двух базовых компонентов.

Когнитивные комплексы — определяют, какое именно перцепционное пространство будет создано или открыто. Специфический когнитивный комплекс — это вербальное или визуальное воплощениеили проявление того или иного когнитивного или восприятностного пространства.

Обучающие действия — определяют референтный опыт, необходимый для того, чтобы наделить когнитивный комплекс практическим значением. Вербальные ярлыки и примеры, а также визуальные символы, которые и составляют когнитивные комплексы, приобретают практическое значение для читателя только за счет того,


Предисловие

что связаны с его личными референтным опытом. Референтным опытом называется а) личное воспоминание, б) доступное наблюдению поведенческое проявление, которое осуществляется в данный момент, или в) сконструированный (воображаемый, придуманный) опыт читателя. Цель подобных переживаний заключается в том, чтобы активировать либо существующую бессознательную компетентность, либо другие уже наличествующие эпизоды восприятия или способности.

Таким образом, различные материалы данной книги призваны служить одной из четырех целей:

Сообщить читателю когнитивные комплексы.

Помочь ему расширить карты восприятия.

Активировать референтный опыт для когнитивных комплексов.

Связать референтный опыт с когнитивными картами.

Достижение этих целей позволяет помочь читателям расширить карты восприятия материала, который охвачен стимулирующими (stimulating) ассоциациями между когнитивным материалом и основной или производственной реальностью читателя. Таким образом, читатели постоянно вовлечены в циклическое движение от мышления к действию, от карты к территории.

В общем и целом, мы попытались положить в основу каждой главы базовый цикл когнитивного развития, который состоит из:

Подсева определений, образов и карт в исходных когнитивныхкомплексах для каждой главы.

Раскрытия бессознательной компетентности и референтного опыта, связанных с определениями, восприятиями и картами черезобучающие упражнения и деятельность.


Предисловие

3. Кодирования и классификации переживаний, которые возникают в процессе деятельности в рамках соответствующих принципов, определений и моделей.

Базовая метаметодология приобретения навыков

1 Метаметодология, лежащая в основе развития практических навыков, включает в себя постановку целей обучения, определение доказательств (evidences), связанных с достижением этих целей обучения, а также определение различных видов операций, необходимых для достижения данных целей. В целом любой навык вырабатывается посредством разбиения общих целей, или «макрозадач», на последовательно более специфические цели, или «микрозадачи».

Цели на уровне частей связаны с развитием общей способности к управлению креативностью. Эти цели выражаются как темы обучения. Темы для частей книги определяются относительно способности к креативности вообще или способности к управлению креативностью.

Цели на уровне глав выражаются в форме учебных тем, связанных с развитием специфических навыков или комбинаций навыков (когнитивных, аналитических, наблюдательных, процессуальных, интерактивных и относительных).

Цели на уровне разделов связаны со специфическими когнитивными комплексами или референтным опытом, речь о которых идет в соответствующих разделах. Эти цели изначально выражены в каждом разделе как микрозадачи для читателя и резюмируются в конце каждого раздела (в виде перечня ключевых положений).

Доказательства и процедуры доказательства при обучении

Бессознательная компетентность, или латентная компетентность, возникает за счет установления референтного опыта. Осознанная компетентность основана на человеческой способности к кодированию


Предисловие

собственного опыта. Кодирование — установление связи между картой, абстракцией или ярлыком и личным референтным опытом.

Базовым признаком наличия осознанной компетентности являются ответы на следующие вопросы: 1) может ли читатель связать конкретный референтный опыт с соответствующими когнитивными картами и 2) может ли он связать элементы когнитивной карты с другим референтным опытом.

По мере развития навыка сфера действия и прочность этой связи определяется следующими факторами:

На скольких уровнях может быть установлена связь: т. е. какиесвязи, каким образом и почему устанавливаются между конкретными когнитивными комплексами и референтным опытом;

Типы референтного опыта, которые может охватывать эта связь:воспоминание, актуальный (текущий) опыт, сконструированныйопыт.

Ряд сенсорных модальностей, через которые выражается даннаясвязь: зрение, вербализация, ощущения.

Микроструктура книги

Микроструктура данного издания рассчитана на то, чтобы поддержать описанные выше допущения, принципы и методы обучения. По существу, каждая часть книги состоит из:

• обзора, который включает:

о заголовки и общие задачи глав, составляющих данную часть, о перечень допущений, на которых построена данная часть;

• обзора каждой главы, который включает:о общие задачи главы,

о заголовки и задачи разделов, составляющих данную главу;

• разделов, которые включают:

о базовый понятийный материал и/или обучающие упражнения

(макрокомплекс), о «когнитивные карты», о ключевые понятия (микрокомплексы), о микропрактикум.


Понятийный материал — макрокомплексы

Базовый понятийный материал для каждого раздела в вербальной форме представляет принципы, модели или отличительные особенности (или взаимосвязи между ними), релевантные для данного раздела. Подобные «макрокомплексы» преимущественно основаны на стенограммах семинаров по креативности, которые Роберт Дилтс проводил в компании Fiat. В целом, данный понятийный материал следует принципу получения «микроуровневых» структур и отличительных особенностей из «макроуровневых» моделей и структур. Как правило, модели являются отражением более глубоких принципов. Отличительная особенность, наблюдаемая или полученная аналитическим путем, — это более конкретный элемент информации, приобретающий значение за счет того, что является производной либо частью более крупной модели.


Предисловие

Типы упражнений и обучающей деятельности

Упражнения и обучающая деятельность в данной книге ставят целью проиллюстрировать ключевые понятия и воплотить понятийные модели и особенности. Обычно чтение книги воспринимается как относительно пассивный процесс. Однако для того, чтобы получить максимум пользы от чтения данного издания, важно принимать участие в предлагаемой деятельности. На самом деле эту книгу можно рассматривать как разновидность рабочей тетради. Полезно найти партнера или учебную группу, проделать предлагаемые упражнения вместе и сравнить результаты и впечатления.

Существует несколько типов упражнений, которые разделяются по тому, а) к какому классу принадлежит обучающая деятельность, б) на чем она сконцентрирована, в) каков тип учебного механизма задействован в ней и г) сколько ролей подразумевает эта деятельность и каковы эти роли.

В целом, можно выделить два основных класса обучающей деятельности.

Исследовательская деятельность. Здесь читатели совершают работу с минимально определенными задачами с целью установленияповеденческого референтного опыта, который послужит интуитивным обоснованием для когнитивных комплектов (о них будет рассказано позднее). Исследовательские упражнения обеспечиваютчитателю переживания спонтанные, незамутненные, свободные отсознательных ожиданий того, что предположительно может случиться. Исследовательские упражнения способствуют развитиюбессознательной компетентности.

Прикладная деятельность, в ходе которой читатели совершаютработу с конкретными, определенными задачами, процедурамидоказательства и явными процессуальными инструкциями. Прикладные упражнения способствуют развитию осознанной компетентности и навыков, определяемых смесью когнитивных комплексов и других явлений референтного опыта.

Эмпирический акцент того или иного обучающего упражнения может ставиться на 1) воспоминании читателя, 2) внешнем актуальном опыте, имеющем место в режиме реального времени, или 3) на опыте «если бы», который сконструирован или придуман читателем.


Предисловие

 

 

 

 

    Контексты упражнений        
         
Исследовательский контекст   Прикладной контекст
«открытия»   «действий»
* *
Использование   Для успешного   Для успешного  
инсайта   выполнения   выполнения  
бессознательной   упражнения   упражнения  
компетентности   не требуется   требуется  
    четкого   четкое  
    понимания   понимание  
    со стороны   ситуации  
Доступ   читателя    
к прошлому опыту
  Это различные фазы  
            процесса обучения    
                           

В упражнении могут использоваться следующие виды обучающих инструментов:

сценарии и рассмотрение примеров (case studies),

анкетирование,

поведенческие приложения,

ролевые игры.

Тип инструмента, который используется в обучающей деятельности, выявляет различные измерения конкретного референтного опыта и фокусирует на них внимание читателя. Выбор инструмента для того или иного упражнения обусловлен типом навыка, который нужно активировать или развить (будь то понятийный, аналитический, наблюдательный, процедурный или интерактивный). К примеру, сценарии и изучение примеров помогают вырабатывать понятийные навыки; анкетирование способствует формированию аналитических навыков; поведенческие приложения ведут к развитию процедурных навыков; ролевые игры помогают усилить навыки наблюдения и интерактивности.

В дополнение к общим типам обучающих инструментов, которые могут быть использованы для той или иной деятельности, некоторые упражнения могу потребовать применения микроинструментов. Микроинструменты используются до, во время или после обучающей дея-


Предисловие

тельности и могут включать в себя инструкции, проверочные листы, бланки для заполнения и т. п. Подобные микроинструменты могут служить способом а) планирования или подготовки той или иной деятельности, б) записи промежуточных результатов или планирования в процессе той или иной деятельности, в) организации или подтверждения результатов деятельности.

Количество и типы ролей, задействованных в конкретной обучающей деятельности или упражнении, обычно зависят от типа самой деятельности и используемого инструмента. В перечень таких ролей, представленных в упражнениях данной книги, входят:

индивидуальная интроспективная роль;

пары ко-тренеров;

трио, состоящее из исследователя, гида и наблюдателя;

группа актеров в «Колбе», среди наблюдателей.

Интерактивные упражнения окажутся привычными для тех, кто уже знаком с подходом НЛП, поскольку зачастую именно эти упражнения составляют самую суть обучения НЛП. Новичкам же могут пригодиться инструкции по типичным ролям, используемым в упражнениях НЛП (и заложенным в ряд упражнений, включенных в данную книгу).

Инструкции по ролям, используемым в упражнениях

и практикумах

Исследователь

Получайте доступ к переживаниям и действуйте согласно указаниям гида — при условии, что они уместны и экологичны.

Включайтесь в переживания, в том числе воспоминания или воображаемые переживания; действуйте так, как если бы они происходили здесь и сейчас.

Осознавайте собственные субъективные переживания и поведенческие проявления, меняя степени осознания.

Выключайтесь из референтного опыта и говорите о том, что вычувствовали как исследователь.

Обеспечьте гиду обратную связь относительно 1) личного субъективного состояния или опыта, 2) субъективного восприятия успешности выполнения того или иного задания, 3) субъективногоопыта относительно того, как сказались действия гида на внутреннем состоянии или поведении исследователя.


Предисловие

Гид

Установите и поддерживайте раппорт с исследователем на всемпротяжении упражнения или деятельности.

Выявите опыт и реакции исследователя путем вербального и невербального взаимодействия.

Помогите исследователю включиться в референтный опыт иливыключиться из него.

Наблюдайте и калибруйте вербальные и невербальные реакцииисследователя.

Займитесь «активным слушанием», т. е. перефразируйте вербальные описания, предоставленные исследователем, с тем чтобы получить обратную связь и подтвердить личное восприятие субъективного переживания исследователя.

Проследите события, которые случились во время упражнения,путем перечисления ключевых элементов поведения исследователя и вербальных сообщений, которые имели место на всем протяжении упражнения.

Наблюдатель

Присматривайтесь и прислушивайтесь к невербальным и вербальным реакциям исследователя на всем протяжении упражнения.

Проследите основные наблюдения за поведением исследователя исообщения в определенные моменты выполнения упражнения илидеятельности.

Сравните личные наблюдения с наблюдениями гида, чтобы создать«двойное описание».

Время от времени записывайте свои наблюдения (т. е. делайте заметки, заполняйте проверочные листы, стройте графики и т. п.).

Тренер (металичность)

Помимо выполнения заданий для наблюдателя наблюдайте за вербальным и невербальным поведением гида.

Все время следите за ходом выполнения задания и обеспечьте обратную связь как для гида, так и для исследователя относительно того, что повлияло на ход событий.

Будьте готовы в ходе упражнения оказать помощь гиду или исследователю, поделиться наблюдениями или дать необходимую обратную связь по их просьбе.


Предисловие

Обеспечьте обратную связь относительно вашего собственного восприятия способностей гида и определенных выше обязанностей.

 

  Роли в упражнении НЛП  
  Случай из трех ролей:  
  исследователь, гид, тренер  
         
Исследователь (А):   Гид (Б):   Тренер (В):
включается в пере-   выявляет опыт   поддерживает/консуль-
живание на основе   исследователя (А)   тирует Б при необходи-
инструкций гида (Б);   с помощью вопросов   мости;
не несет ответственности   упражнения;   наблюдает за невербаль-
за письменный отчет   наблюдает за вербаль-   ными/вербальными реак-
об упражнении;   ными/невербальными   циями исследователя;
обеспечивает обратную   реакциями А;   проверяет наличие
связь для Б относи-   в ходе выявления   раппорта между А и Б;
тельно своих впечат-   осуществляет «активное   проверяет «качество»
лений;   слушание», чтобы   и схему выявления
«переживает» даже   «перефразировать»   референтного опыта;
давний или вообра-   реплики А;   обеспечивает обратную
жаемый опыт так, как   подводит итог тому, что   связь для Б в конце
будто это происходит   сказал А, чтобы устано-   упражнения.
здесь и сейчас.   вить связи между различ-    
    ными фазами опыта А;    
    поддерживает состояние    
    раппорта.    

Когнитивные карты

Когнитивная карта представляет собой комбинацию последовательности операций, блок-схемы и «ментальной карты». Когнитивные карты фиксируют ключевые понятия и ключевые слова и визуально отражают взаимосвязи между ними, их последствия и цели. Примерами таких карт в данном предисловии служат карты «Контекстов упражнения» и «Ролей в НЛП». Зачастую визуальные когнитивные карты способны выявить и выразить такие взаимосвязи, которые трудно представить или сделать очевидными с помощью вербальных репрезентаций. Когнитивные карты в данной книге построил Джино, чтобы зафиксировать ход семинаров по креативности. Когнитивные карты — особый вклад Джино в эту книгу, не считая участия в построении схемы обучения.


Предисловие

Ключевые положения

Ключевые положения фиксируют основные идеи и понятия, которые представлены в каждом разделе. Здесь в максимально простой и доступной форме сконцентрированы задачи микроуровня обучения для каждого раздела. Даже просмотрев лишь цели обучения и бегло ознакомившись с картами и ключевыми положениями, вы сможете получить краткое, но исчерпывающее представление о каждом разделе.

Микропрактикум

Цель микропрактикума — обеспечить возможность самостоятельного обучения со стороны читателя и придать еще большую глубину понятийному материалу книги. Микропрактикум по существу подразумевает использование памяти, воображения или текущего окружения для расширения восприятия читателем того или иного объекта:

исследуемой способности или навыка;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучается, и упражнением или обучающей деятельностью;

связи между глобальной способностью, которой читатель обучается, и реальностью читателя;

связи между обучающей деятельностью и реальностью читателя.

Если вы найдете время, чтобы пролистать книгу и попробовать различные виды микропрактикумов, это намного повысит уровень вашего понимания и овладения понятиями и навыками, представленными в данной книге. Помимо расширения опыта, связанного с материалом, микропрактикумы предоставляют читателю отличную возможность


Предисловие

самостоятельно изучить принципы и особенности, представленные в данной книге.

Глобальная способность

Микроструктура книги

Эта книга стала для нас кульминацией увлекательнейшего приключения. Мы надеемся, что для вас она станет началом такого же приключения.

Роберт Дилтс, Санта-Крус, Калифорния

Джино Бониссоне, Милан, Италия

Июль 1993


Часть I

Личная креативность


Обзор части I

Часть первая направлена на то, чтобы:

Создать обоснование для понимания креативного процесса в целом.

Помочь читателям научиться применять ряд определенных принципов и методов для повышения личной креативности.

Часть первая состоит из 4 глав:

Глава 1. Определение области действия креативности. Задает общие принципы, особенности и условия для определения и исследования креативного процесса.

Глава 2. Структура креативного процесса. Вводит ряд моделей и особенностей, позволяющих определять различные уровни когнитивных структур в ходе личного креативного процесса, а также креативные стратегии других индивидуумов.

Глава 3. Физиология и креативность. Представляет упражнения, которые помогают 1) экспериментально развивать интроспективное осознание собственных поведенческих паттернов, связанных с креативностью, и 2) выявлять и наблюдать эти процессы в других индивидуумах.

Глава 4. Реализация личной креативности. Обеспечивает ряд стратегий и методов, позволяющих усилить и расширить личную креативность; эти стратегии основаны на креативном процессе Уолта Диснея. Материал, рассматриваемый в части первой, основан на ряде допущений относительно креативности.

Допущения

Человеческая креативность представляет собой естественный непрерывный процесс, который обладает собственной структурой. Эта структура определяется взаимодействием между когнитивными картами и поведенческими паттернами.

Когнитивные карты содержат различные структурные уровни, одни элементы которых могут быть восприняты только через интроспекцию личных субъективных переживаний, другие же могут быть выявлены в процессе наблюдения за внешними проявлениями.

Субъективные когнитивные процессы сопровождаются микроповеденческими паттернами, которые поддерживают эти когнитивные процессы и обеспечивают связанные с ними внешние проявления.


Обзор части I

Одного-единственного правильного способа проявлять креативность не существует. Напротив, есть множество стратегий, которые могут привести к креативным реакциям и результатам — в зависимости от характеристик конкретного индивидуума и контекста.

Личная креативность по существу является процессом обогащения и дополнения когнитивных карт, которыми каждый из нас пользуется в той или иной ситуации, а также процессом повышения степени поведенческой гибкости индивидуума, необходимой для того, чтобы поддерживать собственные мыслительные процессы и реакции на ограничивающие факторы окружающей среды.

Понимание структуры когнитивных карт и взаимосвязей между ними и микроповеденческими паттернами позволяет нам моделировать и совершенствовать техники и методы прагматического усиления личной креативности в ходе выполнения практических задач.



шасти действия креативности


Обзор главы 1 Основные задачи главы 1

Определить базовые теоретические и операционные рамки книги.

Связать базовую идею креативности и инновации с релевантнымицелями и задачами в реальности читателя.

Создать конкретный личный референтный опыт для процесса креативности.

Ввести ряд базовых практических определений и когнитивныхмоделей, связанных с креативностью, которые читатели могли бысоотнести с собственным личным опытом.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 1.1. Основы креативности

Ввести базовые понятия и допущения относительно креативности и креативного процесса. Определить основные цели и задачи книги.

Раздел 1.2. Определение нейролингвистического программирования

Ввести и определить базовые особенности и принципы НЛП как рабочей понятийной основы для этой книги.

Раздел 1.3. Предположения НЛП

Разъяснить допущения и предположения, которые легли в основу НЛП, и их значение применительно к креативности и инновациям.

Раздел 1.4. Исследование личной креативности

Предоставить специфический пример деятельности, позволяющий читателям испытать и исследовать собственные когнитивные и поведенческие паттерны, ведущие к конкретному творческому выражению.


Глава 1. Определение облааи действия креативности

раздел 1.5. Макроструктура переживания и креативность (модель ГОТЕ)

Двести модель ТОТЕ как основную операционную структуру, лежа-Я$ую в основе целеориентированного поведения и креативности, и соотнести ее с референтным опытом читателя.

Раздел 1.6. Влияние различных уровней опыта на креативность

Ввести понятие различных уровней опыта и их влияния на процессы Креативности и новаторства, соотнести их с референтным опытом чи: #ателя.

Раздел 1.1. Основы креативности Проблемная область креативности

(ilo: Tools Fcyr Dreamers, pp. xiii-xv)

Воображение важнее знания.

Альберт Эйнштейн

Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал.

J. Bronowski, The Ascent of Man

Оглядитесь по сторонам. Скорее всего, большая часть увиденного Вами окажется в той или иной степени продуктом человеческой креативности: книги, здания, компьютеры, мебель, дороги, телевидение, телефоны, электрические лампочки, самолеты, музыка... Список бесконечен. Каждая из этих вещей когда-то существовала лишь в чьем-то воображении. Теперь они стали реальностью. Кажется, тут действительно есть что-то от волшебства. Как это происходит, благодаря чему? Данная книга расскажет вам о некоторых инструментах, превращающих мечты в реальность.

Высказывание Эйнштейна, приведенное выше, подразумевает, что знание без воображения бесполезно. Именно благодаря фантазии знание можно претворить в жизнь. Воображение и креативность — вот движущие силы перемен, адаптации и эволюции. Человеческая адаптивность — источник новых возможностей и надежды, мечтаний и свершений. Кроме того, это источник неуверенности и небезопасности.


Часть I. Личная креативность

При неумелом обращении воображение и креативность способны вызвать не меньше проблем, чем в других условиях — решить. На сугубо практическом уровне управление креативным процессом является одним из важнейших элементов успеха и выживания, с помощью которого как отдельные личности, так и организации стремятся приспособиться к стремительно нарастающим переменам в обществе и технологиях — на глобальном уровне.

Томасу Эдисону приписывают следующую часто цитируемую фразу: «Изобретение — это процент вдохновения на 99% потения». Смысл этого высказывания заключается в том, что самая креативная деятельность является, по сути, инкрементным (incremental) процессом, который обладает определенной структурой и требует организации и постоянных усилий для своего поддержания. Во многих отношениях, однако, креативность рассматривалась до сих пор скорее как нечто эфемерное, неуловимое — загадочный дар, который либо есть, либо отсутствует, — а отнюдь не как набор навыков, которым можно распоряжаться и управлять открыто и систематически.

Разумеется, управление креативным процессом и развитие его ставят свои уникальные задачи и вопросы. Креативность склонна к индивидуализации. Мы стремимся постигать ее самостоятельно, собственным путем, и во многих случаях не вполне уверены в том, как именно мы делаем то, что делаем — в момент творчества. Большинство креативных людей не имеют представления о стратегиях, с помощью которых они творят. Широко известный факт: все, что мы делаем лучше всего, делается неосознанно. Мы не отдаем себе отчета в том, какие именно запутанные расчеты и программы помогают нам вести машину, выбирать блюдо из меню и даже удерживать равновесие при ходьбе. Критерием того, что мы научились что-то делать, служит понимание, что мы перестали осознавать, как мы это делаем.

Например, при чтении этой книги вы наделяете смыслом слова, напечатанные на странице, но едва ли отчетливо осознаете — как именно вы это делаете. Когда мы говорим или пишем, мы составляем предложения согласно сложным синтаксическим правилам, не осознавая сопровождающие это действие процессы. Точно так же большинство из нас не отдают себе отчета в правилах и стратегиях, которые влияют на нашу способность к креативному мышлению. Следствием этой ограниченности сознания является то, что наша способность к творчеству не зависит от вдохновения, настроения, количества часов, которые нам удалось проспать прошлой ночью, и т. п., а не чем-то управляемым с


Глава 1. Определение области действия креативности

помощью волевого усилия. В результате явному управлению креатив-йостью препятствуют следующие факторы.

1. Отсутствуют термины, которые описывали бы внутренние креативные процессы; из-за этого возникают трудности с обсуждениемкреативности с другими людьми, даже равными нам по интеллекту.

2. Трудно в явной форме научить других тому, что мы знаем о креа-_ тивности и как это можно использовать в решении их собственных

проблем.

В некоторых ситуациях мы оказываемся в «тупике», не имея нималейшего представления о том, что делать дальше.

Трудно установить, кто именно из сотрудников обладает потенциалом и/или способностью внести свой вклад в решение конкретной задачи.

Цель этой книги — исследовать структуру и принципы креативности, чтобы усилить и расширить креативность отдельных лиц, команд и организаций. Использование поведенческих технологий НЛП позволяет нам сделать стратегии и действия, составляющие креативный процесс, более явными на ряде различных уровней. Среди конкретных задач — следующие:

Дать определение креативному процессу на индивидуальном,групповом и организационном уровнях.

Создать словарь, которыйбы поддерживал и усиливал креативныйпроцесс.

Обеспечить ряд конкретных способов, с помощью которых людимогли бы более эффективно поддерживать, усиливать и направлять креативность индивидов и команд.

Определить способы идентификации различных типов креативных людей.

На индивидуальном уровне принципы, модели и навыки, которые будут рассматриваться в данной книге, могут послужить для того, чтобы:

Помогать людям расширять их карты мира.

Помогать людям раскрывать некоторые допущения и предположения, на которых основаны их карты реальности; особенно те, которые ограничивают их креативность.

Помогать людям находить способы увеличения собственной поведенческой гибкости и гибкости окружающих.


Часть I. Личная креативность

На профессиональном уровне задачи, которые требуют креативности, направлены как на решение проблем, так и на достижение определенных целей. В число распространенных организационных задач, ключевую роль в которых играет креативность, входят следующие:

Поиск и определение проблем.

Исследование цели и постановка цели.

Анализ возможностей.

Распределение рабочих заданий.

Прогнозирование состояния окружающей среды и создание сценариев.

Можно выделить такие относительные уровни креативности, как:

Личная креативность, в рамках которой человек действует в одиночку,

Co-креативность, когда два человека интенсивно работают вместекак партнеры,

Групповая или командная креативность, когда креативность является функцией координированности различных ролей и функций.

На профессиональном уровне дринципы, модели и навыки, рассматриваемые в книге, можно применить к:

Стимулированию личной креативности: укрепление повседневнойкреативности и гибкости на индивидуальном уровне.

Управлению групповой креативностью: стимулирование новаторства в рамках динамического паттерна групп и команд.

Продвижению убеждений, установок и навыков, которые усиливают организационную креативность.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА А

 

 

Воображение важнее знания (Альберт Эйнштейн)   Следы любого животного говорят о том, чем оно было; только следы человека говорят о том, что он создал (J. Bronowski, The Ascent of Man)
 
Процессы   Продукты
креативности   креативности
         
  Стратегии Навыки Процедуры     Результаты Выражения Итоги  

Ключевые положения

Следует различать процесс и результаты креативности. Практикум

Выберите несколько объектов в вашем окружении и представьте или воспроизведите в памяти процессы, необходимые для создания этих объектов (т. е. базовое исследование, концепция, прикладное исследование, дизайн, инженерия, производство, сборка, маркетинг, распространение, установка и расположение в помещении).

Придумайте три примера креативных процессов и продуктов, которые получаются в результате этих процессов (например, сочинение музыки — симфония).


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

  Человеческая креативность в историческом аспекте   Воображение — это то, что «претворяет знания в жизнь»
         
   
| Прошлое     Настоящее   -\ Будущее  
  *
|  
История человечества связана с целым рядом проявлений креативности Большая часть окружающих нас предметов является продуктами человеческой креативности   Развитие навыков и средств воплощения «мечтаний» в реальность  
                     

Ключевые положения

Креативность — естественный непрерывный процесс, который на всем протяжении истории человечества являлся решающим фактором выживания и успеха.

Практикум

Приведите какие-либо известные/признанные исторические примеры/случаи проявления креативности. А теперь — примеры из истории вашей организации.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА В

Ключевые положения

Креативность по существу есть управление переменами и реагированием на них. Креативность одновременно инициируется переменами и приводит к ним.

Практикум

Приведите пример креативной деятельности, которую вы ведете как частное лицо.

Приведите пример креативной деятельности, которую вы ведете как член команды или группы.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    это: Процесс изобретения — % вдохновения на 99% потения Т. А. Эдисон    
         
  t
  Креативность как индивидуальный «дар»/ природный талант     Креативность как инкрементный процесс, требующий «организации»  
t  
Мы) if действуем согласно юграммам мозга, реимущественно еосознаваемым   Люди по большей части не осознают собственных креативных процессов   Как осознанно управлять креативнь процессами  
п н      
      \  
 
            | собственными | | других людей
                     

Ключевые положения

Креативность — результат неосознаваемых процессов, которые ведут к инсайту и вдохновению, а также осознанных процессов, которые требуют пошаговых действий и усилий.

Креативные процессы проистекают в психике отдельного человека либо являются результатом взаимодействия индивидов в группах, командах и организациях.

Практикум

Вспомните пример внезапного креативного инсайта, который произошел с вами лично.

Приведите пример креативного результата, над которым вы осознанно работали на протяжении какого-то времени.


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Д

 

 

 

 

 

 

 

      Трудности в явном управлении креативностью    
             
  Скудость словаря, описывающего внутренние   Трудно «научить» других   Трудно находить выход
  психические креативные процессы   творческим способностям   из «Туликовых» ситуаций
                 
           
  Трудно обсуждать креативность с другими и перенимать Их креативные навыки   Трудно передавать креативные навыки другим, чтобы решить их проблемы   Трудно находить людей с креативным потенциалом и навыками, адекватными для решения определенной задачи
             
                     

Ключевые положения

Явное управление личной и групповой креативностью возможно и необходимо, но сопряжено с определенными трудностями, поскольку требует расширения словаря и создания работающих моделей, связанных с процессом и структурой креативности.

Продукты креативности поддаются описанию легче, чем внутренние процессы, порождающие их.

Практикум

Как бы вы описали собеседнику собственный креативный процесс?

Вспомните случай, когда вы пытались помочь партнеру более креативно или новаторски подойти к проблеме или идее. Довелось ли вам столкнуться при этом с затруднениями, и если да, то с какими?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Е

Основные задачи

управления креативностью

 

Расширить наши карты мира   Выявить допущения и предпосылки, лежащие в основе наших действующих карт Определить способы пополнения и обогащения карт для всех членов организации (элементов системы)
     
Расширить пространство восприятия   Определить ограничивающие и позитивные допущения относительно нашей креативности Гибко управлять системами
           

Ключевые положения

Креативность есть функция нашего восприятия мира. Креативность является результатом расширения и обогащения 1) нашего восприятия; 2) наших допущений относительно того, что означает наше восприятие; 3) гибкости, с которой мы подходим к восприятию и допущениям.

Практикум

Приведите пример случая, когда бы вы изменили свое восприятие чего-либо так, что это позволило вам стать более креативным.

Приведите пример, когда бы вы помогли партнеру изменить или обогатить восприятие чего-либо.

Вспомните случай, когда вы осознали, что ваше допущение относительно чего-либо ненужным образом ограничивает вас, и изменили это допущение.

Вспомните случай, когда вы помогли кому-то определить и изменить ограничивающее допущение.

В каких областях, по вашему мнению, вы или система, элементом которой вы являетесь, обладает наибольшей гибкостью?

В каких областях вам хотелось бы обрести большую гибкость — для себя или системы?


Глава 1. Определение области действия креативности РАЗДЕЛ 1.1. КАРТА Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Где/когда следует применять креативность      
   
     
В следующих контекстах/случаях:     В случаях/рамках:  
     
   
1. Личных   2. Относительных: необходимо добавить элементы контекста, связанные с «другими»   3. Проблем   4. Целей
               
                     

 

Содержание, отделенное от процесса -.— В любой ситуации знание п роцессов/стратеги й делает управление креативностью более эффективным —» Как бы то ни было: процесс эффективный в одном контексте, не может быть настолько же эффективным в других контекстах

Ключевые положения

Существует ряд контекстйв, в которых креативность востребована и используется на организационном уровне. Эти контексты подразумевают различные комбинации отношений и элементов задач.

Относительное измерение креативности позволяет выделить 1) личную креативность, в рамках которой человек действует самостоятельно; 2) со-креативность, когда два человека интенсивно работают вместе как партнеры; 3) креативность в рамках группы или команды, т. е. функцию координированности различных ролей и функций.

Задачи, требующие креативности, могут быть ориентированы как на решение проблем, так и на достижение целей. Среди распространенных видов организационных задач, в которых ключевую роль играет креативность, можно назвать такие, как:

поиск и определение проблем;

исследование цели и постановка цели;

анализ возможностей;

распределение рабочих заданий;

5) прогнозирование состояния окружающей среды и создание сценариев.






Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 279. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (2.534 сек.) русская версия | украинская версия