Студопедия — Robert B. Dilts 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Robert B. Dilts 8 страница






Здесь перечислены качества, или «субмодальности», каждой сенсорной модальности, которые служат фильтрами для нашего опыта и влияют на наше восприятие. Практикум

Какие когнитивные черты, или паттерны, вам стоит изменить для того, чтобы проявить меньшую креативность в ситуации, выбранной вами для анализа с помощью опросника ТОТЕ?

Какие субмодальности кажутся вам наиболее значимыми, когда вы вспоминаете об этой ситуации?


Часть I. Личная креативность

Раздел 2.4. Типы креативности

Одно из положений НЛП гласит, те или иные виды стратегий могут способствовать эффективности человека в одних видах контекстов, однако оказываться менее эффективными в других контекстах. Можно предположить, что стратегия Моцарта отличалась от стратегии Леонардо да Винчи. Оба были креативными людьми, однако микроаспекты используемых стратегий обеспечили этим творцам эффективность в разных областях.

Существует множество способов, с помощью которых люди проявляют креативность. Наличие у людей различных карт мира — фактор, который может оказаться для организации как позитивным, так и — при неграмотном управлении — негативным.

Единственный вывод, который мы можем сделать из всего, что успели рассмотреть к настоящему моменту, — это то, что различные контексты, функции и роли могут требовать различных стратегий для креативности. Таким образом, люди, обладающие тем или иным типом репрезентативных предпочтений, или наклонностей, могут оказаться более приспособленными к работе в определенных видах контекстов Их стиль мышления естественным образом вписывается в стратегии и навыки, которые требуются для выполнения определенной функции. Это позитивный аспект того факта, что подобные различия между людьми помогают им эффективно выполнять различные функции Таким образом, самое сложное — это объединить различные стили мышления путем тех или иных макроуровневых стратегий, которые управляли бы подобными различиями с помощью общей цели или общего видения ситуации.

Существуют также макроуровневые выражения различных типов стратегий, в том числе в культурах разных стран. К примеру, в последние несколько десятилетий можно было отметить существенные различия между американскими и японскими стратегиями креативности в области технического прогресса. Американские компании, как правило, ориентированы на крупные достижения и видение новых, инновационных технологий. Креативный стиль японских технологических компаний, с другой стороны, включает в себя последовательное усовершенствование чего-либо с целью сделать этот продукт все лучше и лучше. Те и другие креативны, но креативны по-разному.

Система убеждений НЛП подразумевает, что креативность — процесс, обладающий собственной структурой. Парадокс креативности


Глава 2. Структура креативного процесса

иочается в том, что для генерации новых возможностей и идей яовек, по сути дела, нуждается в готовой структуре. Структура креа-вного процесса связана с моделью ТОТЕ. Любая структурированная ятельность ориентирована на определенную цель и на непрерывную тлю обратной связи, направляющую нас по пути к цели. На микроуровне, как мы уже говорили, эффективность и богатство ^акционирования этой петли обратной связи зависят от определен-jx базовых нейролингвистических процессов: от того, как представ-|ена информация и как она обрабатывается в нервной системе на мик-оуровне

На макроуровне существуют различные типы креативности, кото-ле могут быть ассоциированы с процессами, связанными с различ-«ши элементами структуры ТОТЕ. Один тип креативности включа-• в себя формулирование целей. Другие связаны с осуществлением яствий или оценкой результатов. Различия между типами креатив-сти зачастую приводят к спорам относительно природы креативно-: между людьми, выполняющими разные роли. К примеру, дизай-еры и инженеры нередко спорят о том, кто из них на самом деле занимается креативной работой. Инженеры говорят: «Не знаю, что уж акого особенного в этих дизайнерах. За что им столько платят? Вы те только скажите, что нужно придумать, и я это придумаю». Они Питают, что буквальное создание физического выражения идеи и есть Яастоящее творчество. Однако, разумеется, сформулировать зада-Ше — что именно нужно придумать — значит уже задействовать ка-/ю-то чрезвычайно важную форму креативности.

Американскому изобретателю Томасу Эдисону приписывают следующее часто цитируемое высказывание: «Изобретение — это один <£вроцент вдохновения на 99%в потения». Однако этот самый процент; вдохновения каким-то образом оправдывает 99% труда. Поэтому в на-*|пем случае один процент «вдохновения» можно сопоставить с поста-[•Цовкой цели. «Потение» ассоциируется с действиями, которые физи-|,Чески приближают нас к этой цели.

Изменения цели можно назвать «инновациями» — это изменение ■ «что». С другой стороны, креативность, связанная с «изобретением» Или «воплощением», подразумевает изменение или усовершенствова-[• Ние аспекта «как» этого процесса.

«Открытие» включает в себя изменения в области фильтров, которые мы применяем к нашему опыту. Чтобы совершить открытие, необязательно делать что-то отличное от того, что вы делаете всегда, —


Часть I. Личная креативность

нужно лишь применить другой набор фильтров Открытие подразумевает рассмотрение объекта с различных сторон до тех пор, пока вы не обнаружите в нем что-либо новое

ТЕСТ


Фиксированная цель в будущем


■*— Изменение целей = Инновация


 


Доказательства достижения цели


• Изменение процедуры доказательства = Открытие


 


Гибкость средств для достижения целей


■ Изменение действий = Изобретение/воплощение


ДЕЙСТВИЯ

Инновация — выдвижение принципиально новой идеи — относится к постановке целей.

Открытие — изменение фильтров восприятия для того, чтобы воспринять что-то знакомое другим способом, — относится к процедуре доказательства.

Изобретение/воплощение — действие с помощью набора параметров для достижения определенной цели — относится к средствам достижения целей.

Рис. 2.1. Типы креативности и инновации


Глава 2. Структура креативного процесса

РАЗДЕЛ 2.4. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

■Мвличия между Индивидуальными Креативными Кикростратегиями Валяются источником Креативности В Эти различия являются позитивными, поскольку индивидуумы могут выполнять различные функции в рамках одной группы       Различия между картами мира могут оказаться как позитивным фактором, так и негативным — при неверном управлении ими
I                  
  Существуют также  
В Разные люди       макровыражения стоатегий   Ориентированные
Щ» одном и том же   Вопрос в том.       на креативные
Цконтексте || проявитьf могут >азную 1ОСТЬ, гии — екватность   как интегрировать различия на более высоком уровне, чтобы «послужить   Различные стили мышления и различные креативные стратегии     достижения — в США
  а их страте разную ад    
  - Ориентированные
\ в зависимости от контекста   общей цели»   к примеру, творчество с целью   на креативные усовершенствования — в Японии
                  «уйти от чего-либо» или, наоборот, «приблизиться к чему-либо»    
                           

■ Ключевые положения

fРазница между индивидуальными креативными стратегиями сама по себе является источником креативности.

• Различные виды стратегий креативности эффективны в разных контекстах.

Различные микростратегии указывают на различия в общих стилях мышления, ^эффективное управление креативностью подразумевает координацию различных

стилей мышления.

Практикум

Каким образом обнаруженные вами различия между вашей стратегией креативности и стратегиями других людей стимулировали вашу собственную креативность?

В каких контекстах ваша стратегия креативности наиболее эффективна? Менее эффективна?

Какие общие паттерны вашего мышления, как вам кажется, связаны с микростратегией креативности?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.4. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

Креативность связана с ЮТЕ — с креативными стратегиями, которые различаются в зависимости от конкретных людей и их модели мира   Креативность — это процесс, обладающий своей структурой, которая ориентирована на: • цель; • обратную связь 1 посредством: • доказательств (тестов); • действий   Ма микроуровне это зависит от нейролингвисти-ческих процессов: • чувств; • языка; и от того, «как» информация обрабатывается и обретает ориентацию  
   
   
    Креативное ть связана с    
         
ориентацией/выбором целей ориентацией/изменением «фильтров» доказательства: как узнать/за чем наблюдать ориентацией/изменением действий  
  инновация   1 воплощение 1  
      | открытие    
                   

Ключевые положения

Существуют различные общие типы креативности, соотносящиеся с различными элементами ЮТЕ.

Инновация связана с изменением целей.

Открытие связано с изменением фильтров и процедур доказательства.

Воплощение/изобретение связано с изменениями действий.

Практикум

Приведите конкретные примеры сотрудников, которые, на ваш взгляд, используют подчеркнуто один тип креативности.

Какие виды функций и/или ролей требует каждый тип креативности?


Глава 2. Структура креативного процесса

РАЗДЕЛ 2.4. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

 

 

t                  
  Эффективность стратегии зависит от контекста, в котором эта стратегия применяется  
         
I"'" 1 Тот или иной тип стратегии 1 может быть эффективным г только в определенных! контекстах, но не во всех I но Микропаттерны одной стратегии позволяют человеку быть эффективным в различных контекстах
               
    Выделяют различные классы стратегий, например:  
       
  Моцарт использовал иные стратегии, нежели да Винчи       • воспоминание; • познание; • создание; • реальность; • убеждения (взгляды); • мотивация; • принятие решений  
             

Ключевые положения

Тот или иной тип креативной стратегии зачастую эффективен в определенных контекстах, однако не во всех.

Креативные стратегии могут быть усилены и адаптированы для большей эффективности в других контекстах за счет расширения и корректировки микроуровневых паттернов и характеристик. Практикум

Что может препятствовать тому, чтобы ваша стратегия креативности оказалась эффективной в других контекстах?

Какие микро- или макрохарактеристики вашей стратегии вы могли бы откорректировать, чтобы достичь большей эффективности в других контекстах?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.4. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

  На макроуровне креативность зависит от стиля творческой деятельности конкретного человека    
  относ Г лпельно    
         
комбинации и продуктивности трех микроэтапов креативного процесса   влияния уровней опыта (и креативного процесса): • идентификации, • ценностей и убеждений, • способностей, • поведения, • окружения   типов фильтров информации, используемых при работе с целями, доказательствами и действиями  
     
         
Следствием каждого уровня являются организация и контроль информации на нижележащем уровне  
                 

Ключевые положения

Ma макроуровне человеческая креативность связана с:

управлением и соотношением различных типов креативности;

степенью влияния различных уровней креативности — «где» и «когда», «что»,«как», «почему», «кто»;

типами фильтров информации, которые используются при постановке целей, определении доказательств и выборе действий.

Практикум

Насколько хорошо сбалансированы различные типы креативности в вашем креативном макропроцессе?

Какие уровни, по-вашему, в наибольшей мере влияют на креативный процесс в те моменты, когда вы достигаете эффективности?

На какую информацию вы обращаете внимание, когда ваш креативный процесс достигает наибольшей эффективности?


Глава 2. Структура креативного процесса

Раздел 2.5. Повышение креативности

Представление о когнитивной структуре креативности открывает нам возможность интенсификации и управления креативным процессом с целью придания ему большей эффективности. Для этого могут послужить три ключевых процесса.

Первый называется дополнение. Один из способов улучшить что- либо — это добавить к нему что-то другое. Можно задать вопрос: «Что я могу добавить к тому, что у меня уже есть и уже работает?»

Второй процесс — перенос. Предположим, что мы имеем дело с аспектом креативной стратегии, выработанной для определенного контекста, и этот аспект может иметь ценность для других контекстов.

Таким образом, нам нужно научиться переносить элементы эффективных стратегий из контекста в контекст.

Третий процесс повышения креативности — координация. В этом случае вопрос, который можно задать, звучит так: «Каким образом я мог бы скоординировать свою стратегию с креативными стратегиями окружающих, чтобы они оказались взаимодополняющими, а не конфликтующими?». К примеру, в НЛП одной из классических проблем коммуникации считается ситуация, когда визуальноориентированный человек пытается скоординировать свои действия с орально- или ося-зательноориентированным. Визуал говорит: «Я не вижу смысла в твоих словах. Ты можешь показать мне, что ты имеешь в виду?» «Верба-лист» отвечает: «Я говорил тебе об этом тысячу раз». Виэуал говорит: «Мне неясно, что ты имеешь в виду». Кинестетик отвечает: «Я никак не могу почувствовать характер проблемы. Не могу ухватить суть». В этом случае возникает проблема координации базовых каналов коммуникации и репрезентативных модальностей.

В последующих разделах нам предстоит более подробно исследовать каждый из этих способов улучшения креативности.


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 2.5. КАРТА А

Три ключевых слова, позволяющих быть креативным и повысить собственную креативность

 

 

1. ДОПОЛНЕНИЕ: что я могу добавить к тому, что уже существует и эффективно работает, чтобы усовершенствовать то, что имею?   2. ПЕРЕНОС: есть ли в этом контексте такие паттерны креативной стратегии, которые можно применить к другим контекстам?   3. КООРДИНАЦИЯ: как мне скоординировать собственный стиль креативности со стилем другого человека, чтобы они взаимодополняли ДРУ" ДРУга (а не конфликтовали)?
           
         
Координирование креативных стратегий человека с другими стратегиями этого же человека   Координирование репрезентативных систем нескольких человек   Координирование «визуала» с «ауди-алом» или «кине-стетиком»
             

Ключевые положения

НЛП выделяет три основных способа повышения креативности.

Дополнение: какие еще процессы или фильтры можно добавить к уже используемому процессу?

Перенос: какие паттерны креативного процесса, эффективного в одном контексте, могут быть перенесены в другой контекст?

Координация: как скоординировать различные виды креативных стратегий, когнитивных паттернов и стилей мышления, принадлежащие одному и тому же человеку или разным людям?

Практикум

Что бы вы могли добавить к креативному процессу, чтобы он стал более эффективным?

Какие паттерны креативного процесса вы с наибольшей легкостью перенесли бы в другие контексты, в которых стремитесь усовершенствовать свои креативные способности?

Как бы вы усовершенствовали координацию различных фаз вашего собственного креативного процесса?


огия

И КРЕАТИВНОСТЬ


Обзор главы 3 Основные задачи главы 3

Ознакомить читателей со взаимоотношениями между физиологией и когнитивными процессами, связанными с креативностью.

Определить и продемонстировать ряд основных взаимосвязей между микроповеденческими сигналами и специфическими когнитивными паттернами и процессами.

Помочь читателям развить базовые навыки наблюдения.

Определить некоторые базовые стратегии использования физиологических закономерностей, позволяющие совершенствовать индивидуальную стратегию креативности и управлять поведениемокружающих.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния

Представить важность физиологии и внутренних состояний как факторов, влияющих на когнитивные процессы, связанные с креативностью.

Раздел 3.2. Влияние микроповеденческих проявлений на креативность. Модель BAGEL

Представить базовые микроповеденческие понятия, составляющие модель BAGEL, и соотнести их с моделью ROLE и референтными переживаниями читателей.

Раздел 3.3. Исследование микро- и макросигналов креативности

Помочь читателям выполнить упражнение на сравнение поведенческих сигналов, связанных с креативным состоянием, и сигналов, ассоциированных с состоянием ступора или замешательства.


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.4. Повышение креативности за счет управления физиологией

Описать основные способы использования физиологических закономерностей для улучшения креативного состояния и управления креативностью окружающих.

Раздел 3.1. Креативность и индивидуальные состояния

Каким образом нам удается преднамеренно инициализировать или операционализировать когнитивные процессы? Креативность сама по себе — психический процесс. Что нужно сделать, чтобы каким-то конкретным образом получить доступ к ментальному процессу?

В этой главе нам предстоит рассмотреть некоторые методы, позволяющие начать операционализировать уже изученную информацию о креативности. Мы исследуем ряд инструментов, повышающих личную креативность а также фиксирующих или фокусирующих проявления креативности. Эти же инструменты могут быть использованы для повторного достижения состояния креативности в случае, если вас отвлекли или прервали.

Немалая часть того, что касается креативности, находится на бессознательном уровне. Нередко ключевые аспекты тех или иных процессов проявляются вне нашего осознания. Помимо специальных инструментов и средств, которые поднимают неосознаваемые мысли на уровень осознания, полезно также располагать рядом методов, позволяющих поощрять и в каком-то смысле направлять или использовать даже неосознаваемые процессы.

Важнейшим вкладом НЛП в психологию стало определение взаимосвязей между поведенческими сигналами и паттернами и внутренними когнитивными структурами и неосознаваемыми процессами. В дополнение к психическим стратегиям и программам, связанным с креативностью, существуют также физиологические и поведенческие аспекты креативности. Разумеется, есть и специальные языковые сигналы, которые могут быть использованы для стимулирования, инициализации или поощрения креативности. Есть и сугубо поведенческие сигналы.

Например, основатель крупной судоходной компании утверждал, что в решении проблем ему помогали физические нагрузки. Чтобы войти в состояние духа, подходящее для решения одних вопросов, ему необходимо было сыграть партию в гольф. Чтобы эффективно поду-


Глава 3. Физиология и креативность

, мать о других проблемах, он садился на велосипед. Этот руководитель {был настолько разборчив относительно того, какой тип физических рузок следует использовать, что мог сказать примерно следующее: «Эту проблему в гольф не сыграешь. Пожалуй, по ней лучше прока-

на велосипеде».

Речь здесь идет о том, что физиологическая деятельность стимули-Грует и организует нервные процессы. Езда на велосипеде — деятельность макроуровня. Когнитивные процессы сопровождаются также Рмикроуровневыми физиологическими и поведенческими сигналами и ^'Процессами.

Креативность — это функция состояния человека, равно как и его/ [ ее психических процессов. Нейролингвистическое программирование ' признает влияние поведения, и даже мельчайших аспектов физиоло-|'ГИИ на нашу эффективность и продуктивность. Если понаблюдать за | спортсменами, которые тренируются перед состязанием, мы явствен-^ увидим, как они готовят собственное состояние с помощью опре-\ деленных физических сигналов. Подобным образом эффективная креативность подвержена влиянию индивидуального внутреннего состояния, которое можно откорректировать с помощью определенных макро-, и микроуровневых поведенческих сигналов.

Иногда креативность зависит от нашего состояния, порой даже слишком сильно. Иллюстрацию к этому мы находим в американской кинокартине Butch Cassidy and the Sundance Kid. Герой фильма Сан-дэнс Кид отличался выдающейся меткостью в стрельбе, но был способен стрелять, только находясь в движении. Если же он был неподвижен, выстрел не попадал в цель; чтобы не промахнуться, Сандэнс Кид вынужден был бежать, падать, менять позу... Таким образом, его преимущество одновременно являлось и ограничением. Аналогичным образом некоторые из нас способны проявлять креативность только в состоянии стресса.

Различные люди обладают различными мотивациями для того, чтобы быть креативными. Одни проявляют креативность, если стремятся достичь чего-либо.

Другие более креативны, если пытаются избежать чего-либо. Об этом есть даже поговорка:«When the goinggets tough, the tough get going» (ср. «Создаем себе трудности и с успехом их преодолеваем». — Примеч. перев.). Иными словами, неординарно сложная ситуация может заставить сильного человека обратиться к внутренним ресурсам. Отсутствие подобной ситуации становится для таких людей проблемой.


Часть I. Личная креативность

Им приходится самим создавать трудности, чтобы с успехом их преодолевать. Физиологические сигналы, выявленные в НЛП, предоставляют нам инструменты, позволяющие воздействовать на собственное состояние, равно как и на когнитивные процессы, связанные с креативностью.

В НЛП разработана система идентификации определенных видов сигналов. Различают макросигналы, такие как положение тела и жесты, и более мелкие микро- и мини-сигналы.

В этой главе нам предстоит исследовать взаимоотношения между физиологией и креативностью. Изучив влияние, оказываемое физическим состоянием на творческий процесс, мы сможем завершить микроанализ креативности и подвести его итоги.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.1. КАРТА А

Креативность и физиология

Креативность зачастую зависит от состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

           
^Креативность человека Цмередко зависит ргг специфического 3состояния I   Например, есть люди, которые творят только в состоянии стресса, покоя или каких-либо затруднений   Креативные состояния связаны с различными типами мотивации креативности  
|- 1          
■ Проблема: | как перенести | креативность   Цель: перенести «способность к креативности» с помощью:   Базовые мотивы: • движение к... (морковка) • движение от...  
1 • из одного состояния 1 в другое | • из одного контекста, в другой   • элементов ЮТЕ и физиологических сигналов; • элементов языковых паттернов   (палка)  
   
...являются макрохарактеристиками креативности  
         
       

Ключевые положения







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 360. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия