Студопедия — Robert B. Dilts 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Robert B. Dilts 9 страница






В дополнение к когнитивным процессам способность индивида быть креативным " подвержена влиянию его физиологического состояния. Подобно когнитивным пат-Р-тернам, физиологические состояния могут быть связаны с микро- и макрохарактеристиками креативности.

Креативность можно повышать и переносить с помощью физических сигналов. Практикум

Приведите пример того, как ваше состояние влияет на способность быть креативным — позитивно и негативно.

Каким образом ваше состояние влияет на общую установку по отношению к креативности?

Вернитесь к упражнениям, которые вы проделали в предыдущих главах. Какие микро- или макроуровневые физические паттерны, содержащиеся в них, могут быть связаны с вашей креативной способностью?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.1. КАРТА Б

Микрофизиология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Креативные процессы —   НЛП изучает   Языковые   предикаты
 
это психические процессы: • внутренние; • частично неосознаваемые - наблюдаемые поведенческие сигналы, связанные с этими процессами       ключевые слова
Физиологические сигналы  
          I [_    
  i
Эти сигналы могут быть использованы   Физиологическая активность выявля- Микросигналы Примеры: Макрофизиология: классы
для того, чтобы: оценить/выявить собственные креа-   ет и организует нервную деятельность • положения тела; • жесты; поведения, например занятия спортом
    1 1
тивные состояния или состояния |с_   • движения глаз;  
остояния| Психические
других людей     процессы • тон голоса  
  Состояния превосходства     >    
                   

Ключевые положения

Физическая деятельность влияет на нервную деятельность, и наоборот.

НЛП выделяет микроповеденческие сигналы, которые связаны с когнитивными процессами.

Эти микроповеденческие сигналы могут быть использованы для того, чтобы

определить те или иные аспекты неосознаваемых психических процессов и

мобилизировать или реактивировать процессы, связанные с когнитивными паттернами, или физиологические состояния, связанные с креативностью.

Практикум

Попрактикуйтесь в изменении тех или иных аспектов вашего физического микро-и макроповедения, обратите внимание на то, как они влияют на способ мышления, ощущения и восприятия.

Если бы вы могли значительно повысить собственную креативность в том или ином контексте, в котором хотите проявить более новаторский подход, как вам кажется — какие компоненты вашего поведения изменились бы больше всего?


Глава 3. Физиология и креативность

>аздел 3.2. Влияние микроповедения ia креативность. Модель BAGEL

\ этом разделе речь пойдет о так называемой модели BAGEL, которая определяет типы поведенческих сигналов, связанных с когнитивны-[ процессами. Как и в случае с моделью ROLE, вам нет необходимо-[ полностью понимать или постигать в деталях особенности моде-[ BAGEL. Вы можете обращать внимание только на те понятия, ко-орые интуитивно представляются наиболее значимыми и полезными рименительно к вашему пониманию и опыту креативности. Аббревиатуру BAGEL составляют первые буквы английских слов, эзначающих ключевые категории поведенческих паттернов. (Кро-: того, bagel в английском языке означает разновидность булочки \roll), что, в свою очередь, созвучно слову ROLE — еще одна преднаме-|ренная двусмысленность.)

Буква В соответствует Body posture — «положение тела». Положе-|ние тела оказывает существенное влияние на креативность. К приме-Гр"у, большинство из нас столкнулись бы с серьезными затруднениями, | если бы попытались творить, ссутулив плечи и опустив голову. Попро-|буйте сами, и убедитесь, что ощутить прилив вдохновения в этой позе |1рудновато. Специалисты по НЛП обнаружили тот факт, что в момент [визуализации мы предпочитаем выпрямлять спину. Слушая что-либо, } мы по большей части откидываемся назад, сложив руки на груди или | склонив голову. Испытывая какие-либо чувства, мы наклоняемся впе-1ред, дыхание становится глубже. Подобные сигналы ничего не гово-|*рят о «знаке» переживания (позитивное/ негативное) — только о том, 1 что данный человек испытывает те или иные чувства. Таким образом, человек может чувствовать себя очень расслабленно и комфортно, но принять ту же позу, что и человек в состоянии глубокой депрессии. Буква А относится к типам невербальных сигналов доступа {Accessing cues). К примеру, голос может быть весьма значимым сигналом. Визуализируя, мы склонны говорить в слегка повышенном тоне, чуть ускорив темп речи. Погрузившись в ощущения, мы замедляем речь и понижаем голос. Эти типы голосовых паттернов могут повлиять на состояние человека. К примеру, если собеседник медленно скажет вам низким голосом: «А теперь внимательно следите за этим сложным движением...», вы скорее ощутите желание уснуть, чем сосредоточите на чем-то внимание. С другой стороны, если вам скажут: «Хорошо, а теперь всем следует расслабиться и почувствовать себя комфортно!»,


Часть I. Личная креативность

но тон будет слишком высоким, а скорость речи слишком быстрой, вы испытаете неконгруэнтность другого рода Тон голоса и темп речи могут послужить также ключами для инициализации когнитивных процессов. Аудиальное внимание нередко можно привлечь с помощью мелодических изменений тона, модуляций, варьирования темпа и ритма.

Буква G соотносится с жестами {Gestures). Нередко мы указываем жестами на тот орган чувств, который наиболее активен в настоящий момент. Так, например, мы прикасаемся к глазам или указываем на них, если пытаемся визуализировать что-либо или испытываем ин-сайт. Говоря о чем-либо, что слышали или пытаемся услышать, мы жестикулируем в направлении собственных ушей. Точно так же мы прикасаемся к губам, если мыслим вербально (подобно роденовско-му «Мыслителю»). Прикосновения к груди или желудку, как правило, обозначают ощущения, чувства.

Буква Е связана с движениями глаз {Eye movements). Паттерны глазных движений — один из самых интересных поведенческих микросигналов, в наибольшей степени ассоциируемый с НЛП. Принято говорить, что глаза — это зеркало души. В НЛП глаза рассматриваются как зеркало психики. Направление взгляда может послужить важнейшим ключом к внутреннему состоянию. Глаза, направленные вверх, как правило, указывают на состояние визуализации. Взгляд влево или вправо сопровождает работу слуха, взгляд вниз — ощущения. Если глаза двигаются влево, это зачастую указывает на воспоминание, вправо — на воображение. Все эти сигналы более подробно будут рассматриваться в следующих разделах.

Буква L относится к языковым паттернам {Language patterns). Нередко люди дают вербальные ключи или подсказки относительно собственного мыслительного процесса. К примеру, мы говорим: «Я просто чувствую, что что-то не в порядке». Эта фраза указывает на иную сенсорную модальность, нежели: «Что касается этой идеи, у меня все время какие-то помехи» или «Мне это пока не очень ясно». Каждое утверждение обозначает когнитивное включение той или иной сенсорной модальности.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА А

Модель BAGEL

Классы сигналов:

физиологические

языковые

и типичные их соединения

с внутренними сенсорными репрезентациями

Положение тела

 

1— Репрезентация Тело Голова и плечи Дыхание
^Визуальная Наклонено назад Подняты или округлены Неглубокое, частое
Аудиальная Прямо Голова набок, плечи отведены назад Диафрагмальное
,Кинестетическая Наклонено вперед Вниз Глубокое, абдоминальное
 
Репрезентация Сигналы доступа
Визуальная Прищуренные глаза Голос: высокий тон, темп речи
Аудиальная Нахмуренные брови Голос: варьирование тона и быстрый темп
Кинестетическая Руки на груди/ в области сердца Голос: глубокий, замедленный темп речи
         

■Ключевые положения

Модель BAGEL Представляет собой набор поведенческих микроособенностей, выделенных НЛП, с помощью которых можно идентифицировать и усиливать когнитивные. И физиологические состояния, связанные с креативностью.

| Буква В в аббревиатуре BAGEL связана с положением тела, позой (Body posture). Раз-I личные позы ассоциируются с доступом к различным сенсорным процессам и физио-' логическим состояниям.

РБуква А в BAGEL связана с такими сигналами доступа (Accessing cues), как паттерны * дыхания и невербальные голосовые сигналы, указывающие на когнитивные паттерны и внутренние состояния.


Часть I. Личная креативность

Практикум

Потренируйтесь изменять положение тела, обращая внимание на то, какой эффект оказывают те или иные позы на ваше восприятие и внутреннее состояние.

Какие положения тела вы в наибольшей степени ассоциируете с собственным процессом креативности?

Поэкспериментируйте, меняя паттерны дыхания и голоса (варьируя тон и темп речи). Как эти паттерны влияют на ваш способ мышления, ощущения или восприятия?


Глава 3. Физиология и креативность РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА Б

 

-—■ репрезентация Жесты: указывают на тот орган чувств, о котором говорящий думает
Визуальная Прикосновение к глазам Жесты на уровне глаз
^Аудиапьная Прикосновение или указание на уши Прикосновение к губам или челюсти
•Кинестетическая Прикосновение к груди или области желудка Жестикуляция не выше шеи

мочевые положения

ква G в аббревиатуре BAGEL связана с жестами (Gestures) —сигналами, указывающими на ориентацию когнитивного процесса, равно как и его сенсорного источника.

ррактикум

«Определите, какие повторяющиеся жесты вы используете в моменты креативного

г мышления.

^Попеременно касайтесь собственных глаз, ушей, рта, груди, живота или указывайте

j-на эти органы. ъ

• Что эти жесты инициализируют в вас или символизируют для вас?


Часть I. Личная креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА В

 

Неосознаваемые движения глаз:   Можно наблюдать типичные
указывают на использование   движения глаз, чтобы понять
того или иного класса сенсор-   внутренние паттерны мышле-
ных репрезентаций и их   ния окружающих и управлять
последовательность   ими через «подстройку
    и ведение»

Положение глаз и органы чувств

Ключевые положения

Е в аббревиатуре BAGEL обозначает движения глаз (Eye movements). В НЛП движения глаз указывают на внутреннюю ориентацию когнитивных микропаттернов, равно как и на то, к какой репрезентативной системе осуществляется в данный момент доступ.

Практикум

Попробуйте проделать какие-либо из «Упражнений для мысленного взгляда» (Exercises for the Mind's Eyes), представленных в третьей главе «Инструментария мечтателя» (Tools for Dreamers). Обратите внимание на то, как они влияют на ваше восприятие и внутреннее состояние.


Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.2. КАРТА Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш                  
    Языковые паттерны Использование глаголов, наречий, прилагательных (предикатов), которые   Действия    
         
           
Г   Черты/качества вещей,    
  указывают н:     событий, эмоций    
и!         i      
  сенсорную модальность, с помощью которой человек думает или   качество (субмодальность) этого чувства  
     
E~          
1 lL " тот тип языка,   Чаще всего используемые предикаты  
Выбирается Риеосознанно f Он отражает «базовую под-Р^энательную |«труктуру   Визуальные Аудиальные Видеть Слышать Смотреть Слушать Вид Звук Ясный Звучный Яркий Громкий Картина Слово Туманный Шумный Освещает Бьет в набат Кинестети Хватать Трогать Ощущение Твердый Тяжелый Рычаг Грубый Связывает ческие  
           
                 

Мочевые положения

Буква L обозначает языковые паттерны (Language patterns), которые означают типы (Качества когнитивных процессов.

уппы физических сигналов указывают на когнитивные микропаттерны, которые билизуются и образуют между собой связи в процессе мышления.

актикум

|Ьк вам кажется, какой тип языковых паттернов вы используете наиболее часто?

ак вам кажется, какой тип языковых паттернов вы используете в тот момент, когда оявляете креативность?

одумайте о каком-либо переживании или событии, которое вы обычно описываете I терминах одной из сенсорных модальностей, и попытайтесь описать его в другой Модальности. Как этот эксперимент меняет ваше восприятие?


Часть I. Личная креативность

Раздел 3.3. Исследование микро-и макросигналов креативности

Один из самых простых и основательных способов определения релевантных поведенческих сигналов в НЛП носит название «контрастный анализ». В данном случае он подразумевает сравнение состояний креативности и состояний тупика или замешательства.

К примеру, вспомните случай, когда вы ощущали прилив вдохновения, и постарайтесь как можно полнее ощутить это переживание, погрузиться в него. Затем воссоздайте состояние, когда вы хотели быть креативным, однако были отвлечены чем-то или столкнулись с каким-то препятствием, посторонним вмешательством. Сравните эти два состояния. Обратите внимание на различия между поведенческими сигналами, как очевидными, так и еле заметными.

Учение НЛП предполагает, что даже мельчайшие элементы поведения могут оказать существенное влияние на эффективность всего процесса. Если вам удастся определить хотя бы некоторые из этих элементов, вы сможете научиться получать повторный доступ к состоянию креативности — более сознательно и целенаправленно.

Разумеется, какие-то из сигналов доступа окажутся идиосинкратическими, т. е. уникальными и присущими только конкретному человеку, — подобно некоторым другим когнитивным аспектам индивидуальной креативной стратегии. Однако есть и такие виды сигналов, которыми пользуются многие люди. Известно, в частности, что какие-то виды жестов могут менять значение в зависимости от культурной среды, однако другие виды физиологических реакций и сигналов являются общими для нескольких культур, например выражение лица.

Что касается индивидуального процесса креативности, чрезвычайно важным является максимальное развитие метазнания или осознания наших идиосинкратических сигналов. С его помощью мы сможем определять, ведет ли актуальное состояние к креативности, а также при необходимости возвращаться в креативное состояние. Чем больше вы узнаете о когнитивных и физиологических аспектах, связанных с вашей личной креативностью, тем больше вероятности, что вы научитесь получать повторный доступ к этому состоянию по собственному желанию.

Говоря же об управлении креативностью окружающих, следует отметить, что многие из нас склонны предполагать, что креативность других имеет ту же природу, что и наша собственная, и что поведен-


Глава 3. Физиология и креативность

ские сигналы означают одно и то же для всех. Это допущение мо-породить определенные проблемы, особенно для ваших сослу-явцев. Развивая осознание общих и идиосинкратических сигналов, [ научитесь избегать проблем, связанных с интерпретацией поведе-

[ окружающих.

Цели упражнения, которое вам предстоит проделать, заключают-[ в следующем:

Совершить открытия, связанные с вашими собственными сигналами креативности.

Научиться более эффективно наблюдать за сигналами окружающих и понимать их значение.

В ходе упражнения вы можете осознать что-то, связанное с физио-огией индивидуальных состояний, влияющих на вашу способность; креативному мышлению. Не исключено, что вы начнете осознавать акже тип сигналов, которые имеют значение для идентификации и правления состояниями других людей.

Если есть возможность, выполняйте это упражнение в группе из ех человек. Один из вас будет играть роль «исследователя». Иссле-эватель — это человек, который переживает различные состояния реативности в сравнении с тупиковыми состояниями. Второй человек зьмет на себя роль «наблюдателя» за физиологией исследователя. Третий является своего рода «гидом», который будет давать указания Исследователю и помогать наблюдателю.

Опираясь на инструкции, приведенные в этом разделе, гид просит |Нсследователя припомнить случай, когда бы тот проявлял креативные Способности. Исследователь должен вжиться в этот пример креативного состояния настолько глубоко и полно, насколько это возможно. [Наблюдатель и гид следят за значимыми поведенческими сигналами, |}йэтом им помогают наши инструкции. Затем гид просит исследовате-|*Дя вспомнить ситуацию, когда бы тот ощущал замешательство и не 1&нал, как действовать дальше. Наблюдатель и гид сравнивают поведенческие сигналы обоих состояний, прибегая к помощи инструкций ^Данного раздела.

Затем наблюдатель и гид должны прокомментировать увиденное. I этом упражнении важно помнить о разнице между наблюдением и герпретацией. Фраза: «Ты выглядел расслабленным» не является {[Наблюдением, это интерпретация. Здесь вам пригодится умение действительно описать наблюдаемое поведение, например: «Твои глаза


Часть I. Личная креативность

были направлены вверх-вправо»; «Ты поднял руку к лицу»; «Ты наклонился вперед» и т. п. В противном случае вас ожидают разногласия, основанные на индивидуальных интерпретациях.

Чтобы проверить свои навыки наблюдения, гид просит исследователя припомнить еще один пример ситуации, в которой бы тот проявлял креативность или, наоборот, оказался в тупике, но ничего не говорить о характере ситуации. Наблюдатель и гид должны догадаться о том, является ли воспоминание исследователя примером креативного состояния. Когда они сформулируют свои предположения, исследователь может подтвердить или опровергнуть догадку.

Помните, что задача этого упражнения — не в том, чтобы попытаться скрыть свои реакции: важно научиться лучше понимать друг друга. Одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются креативные люди в сотрудничестве, заключается в том, что они то и дело прерывают творческий процесс друг друга. Важно научиться понимать, можно ли в данный момент отвлечь коллегу от дела, чтобы при этом не помешать ему, не прервать важный процесс.

Кроме того, вы, вероятно, захотите узнать, какие виды микроповедения помогают вам в достижении креативного состояния. Может быть, вы катаетесь на велосипеде, как это делал глава судоходной компании? Другие люди предпочитают принять душ. Третьи встают и некоторое время ходят по комнате. Какими способами вы стимулируете креативность через макроповедение в дополнение к микроповедению?


Глава 3. Физиология и креативность

[Положение тела и креативность


 


Обведите кружком те рисунки, которые в наибольшей степени соот-: ветствуют вашей позе в момент проявления креативности. Обведите ^'квадратной рамкой рисунки, которые наиболее точно отражают вашу j. позу в тупиковой ситуации, в состоянии растерянности (отметьте и i вид спереди, и вид сбоку).


Часть I. Личная креативность

Жесты и креативность

Обведите кружком рисунок, наиболее точно отражающий жесты, которые вы чаще всего используете в креативном состоянии, или дорисуйте эти жесты на предложенной картинке.


 


Креативное состояние

Обведите кружком рисунок, наиболее точно отражающий жесты, которые вы чаще всего используете в состоянии тупика, замешательства, или дорисуйте эти жесты на предложенной картинке.


 


Состояние тупика или замешательства

Положение глаз и креативность

На представленной ниже диаграмме отметьте, какое положение глаз наиболее ассоциируется с вашим креативным состоянием. Если таких положений несколько, укажите последовательность или порядок, в котором они обычно сменяют друг друга. Можно использовать цифры или стрелки.


Глава 3. Физиология и креативность

Креативное состояние

На представленной ниже диаграмме отметьте, какое положение: наиболее ассоциируется для вас с состоянием тупика или заме-дательства. Если таких положений несколько, укажите последова-

тьность или порядок, в котором они обычно сменяют друг друга. 1ожно использовать цифры или стрелки.

Состояние тупика или замешательства

Языковые паттерны и креативность

В приведенной ниже таблице отметьте или впишите языковые паттер-' ны, которые в наибольшей степени ассоциируются с вашим креативным состоянием.

 

Визуальные Аудиальные Кинестетические
видеть слышать хватать
смотреть слушать трогать
вид звук ощущение
ясный звучный твердый
яркий громкий тяжелый

Часть I. Личная креативность

 

картина слово рычаг
туманный шумный грубый
освещает бьет в набат связывает
показывать рассказывать двигаться

В приведенной ниже таблице отметьте или впишите языковые паттерны, которые в наибольшей степени ассоциируются с состоянием тупика или замешательства.

 

Визуальные Аудиальные Кинестетические
видеть слышать хватать
смотреть слушать трогать
вид звук ощущение
ясный звучный твердый
яркий громкий тяжелый
картина слово рычаг
туманный шумный грубый
освещает бьет в набат связывает
показывать рассказывать двигаться
     

Глава 3. Физиология и креативность

РАЗДЕЛ 3.3. КАРТА А

 

 

 

ВТ*            
w Иостояния креативности Противопоставлены:   Контрастный анализ поведенческих сигналов позволяет увидеть типы  
^состояниям тупика; р состояниям замеша-   сигналов, связанных со всеми этими состояниями  
Ь тельства; ^состояниям вынаши-it вания замысла    
К. 1 Mi '   Наблюдение за внут-
г I* Паузы в творческом Ш процессе могут быть К полезными или огра-Р ничивающими         ренними сенсо репрезентация и внешними си лами даетоснс для микроанал креативности рными ми
  чтобы использовать их для оценивания и выявления креативных состояний   гна-шание иза
к,              

вые положения







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 419. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия