Студопедия — Robert B. Dilts 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Robert B. Dilts 13 страница






 

 

Обзор части II

Задачи части II:

Связать способности к креативному мышлению с контекстами решения проблем.

Расширить способности к креативному решению проблем посредством исследования ряда интерактивных инструментов и стратегий инновационного мышления.

Часть II состоит из трех глав:

Глава 5. -«Креативность и решение проблем». Определяет взаимосвязь креативности и решения проблем, а также предоставляет метод развития способностей к креативному решению посредством переноса элементов эффективной стратегии решения проблем из одного контекста в другой.

Глава 6. -«Развитие множественных точек зрения». Помогает читателям выработать визуальные стратегии построения карт как средства интерактивного решения проблем и раскрытия неосознаваемых допущений.

Глава 7. -«Развитие латерального мышления». Знакомит читателей с латеральными стратегиями мышления, такими как построение аналогий, метафоры и символы, а также исследует их влияние на креативное решение проблем.

Материал, рассматриваемый в части II данного издания, основан на ряде допущений относительно креативности и решения проблем.

Допущения

Проблемы в первую очередь создаются нашим восприятием ситуации и альтернативами, которые мы воспринимаем как допустимые или доступные в данной ситуации.

Восприятие проблемы конкретным человеком прежде всего является функцией его когнитивной карты проблемного пространства. Подобные внутренние карты направляют или ограничивают нас в большей степени, нежели внешняя «реальность» проблемы.

Существует определенная разница между формой и содержанием мыслительных стратегий.

Наши стили мышления создают проблемы, которые нельзя решить с помощью этих же самых стилей.


Обзор части II

креативность в решении проблем преимущественно связана с рас-ением или «переакцентированием» нашего восприятия и когни-лх карт проблемного пространства применительно к способу ре-ентации проблемы и базовым допущениям относительно про-того пространства.)пределенные элементы процессов, составляющие стратегию, эф-гивную в одном контексте, могут оказаться эффективными и в лх контекстах.

|Различные люди используют различные карты мира, а также раз-ше стили представления и «пунктуации», акцентирования про-лных пространств. Это разнообразие способов восприятия на са-[ деле весьма полезно для креативности и решения проблем.

^Стратегии креативного мышления можно усиливать или перено-. в другие контексты путем идентификации когнитивных паттер-i и микроповеденческих сигналов, а также манипуляции ими.


Шсть

И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ


Обзор главы 5 Основные задачи главы 5

Дать определение понятиям «проблемное пространство» и «пространство решения», а также обозначить их связь с креативностью

Предоставить модели и понятия, с помощью которых читателисмогут а) определять и расширять восприятие проблемного пространства и б) открывать адекватное пространство решения,

Помочь читателям в применении навыков НЛП и моделей для того,чтобы определить и перенести эффективный креативный процесс изодного контекста решения проблем в другой

Помочь читателям понять преимущества различных способов мышления в процессе решения проблем.

Разделы и цели каждого раздела

Раздел 5.1. Определение проблемного пространства и пространства решения

Дать определение взаимосвязи между «проблемным пространством» и «пространством решения», а также ввести следующий принцип, проблема не может быть решена с помощью создавшего ее стиля мышления.

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного пространства. Модель SCORE

Представить модель SCORE и ее связь с определением проблемного пространства и пространства решения.

Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства

Объяснить процесс и ключевые соображения относительно определения и переноса релевантных элементов эффективной ТОТЕд,ля креативности в ситуацию, где наблюдается дефицит креативности.


Глава 5, Креативность и решение проблем

[ 5,4, Креативные навыки как совместный тренинг

делить базовые концептуальные, наблюдательные и интерактив-j навыки, связанные с обучением креативности для решения про-

[ 5,5. Перенос эффективной стратегии креативности из кон-та в контекст

ге с читателями осуществить процесс определения и переноса итных элементов эффективной ТОТЕ для креативного решения тем в проблемную ситуацию, связанную с коммуникацией,

дел 5,6, Оценка прогресса в креативности

дставить ряд способов, с помощью которых можно оценить про-: в креативности отдельного человека или группы,

1дел 5.1. Определение проблемного)странства и пространства решения

юй из основных областей применения креативности и новаторства ияется решение проблем, Ключевой элемент эффективного реше-: проблем — определение «проблемного пространства». Проблем-5 пространство — это не только физическое пространство, непосред-внно связанное с проблемой. В него могут также входить взаимоотно-, ценности, восприятие и убеждения. Проблемное пространство еделяется элементами, материальными и нематериальными, кото- создают или вносят свой вклад в проблему. Для того чтобы решить проблему, необходимо найти «простран-Во решения». Такое пространство содержит альтернативы и ресур-I, позволяющие преодолеть, трансформировать проблему или избе-%тъ ее. Если же альтернатив и ресурсов, доступных в пространстве, оказывается недостаточно для работы со всеми элементами элемного пространства, решение будет неудовлетворительным, рространство решения должно быть шире пространства проблемы, ешения могут оказаться неадекватными потому, что адресованы не ем элементам проблемы.

Креативное мышление может способствовать расширению доступ-эго пространства решения; однако для начала вам потребуется неко-Эрое количество креативности, чтобы выявить и определить про-чемное пространство. Таким образом, креативность выполняет две Сновные функции в контексте решения проблем. С ее помощью можно:


Часть II. Совместная креативность

обогатить и прояснить наше восприятие проблемного прострац.стваи

определить или создать некоторую область пространства решениядостаточно широкую для того, чтобы охватить все релевантныеаспекты проблемного пространства.

Прежде чем мы найдем решение, необходимо понять, какие факторы создают проблемное пространство. Базовый принцип определения пространства решения гласит: проблему нельзя решить с помощью того же вида мышления или той же карты, которые, по сути, создают проблему. Или, говоря словами Альберта Эйнштейна, «наше мышление создает проблемы, которые мышление того же типа не в состоянии решить». Карта, которая приводит нас в проблемное пространство, не может вывести нас оттуда.

Глобальная цель креативного решения проблем — найти способ мышления, который отличался бы от создавшего проблему. При благоприятных обстоятельствах этот способ приведет нас в пространство решения, которое будет по меньшей мере равно проблемному пространству или шире его. Здесь и отыщутся подходящие альтернативы и ресурсы.

Креативность и решение проблем

(из Tools for Dreamers, pp. 258-260)

Вероятно, большая часть креативной активности протекает в области решения проблем. В НЛП само слово «проблема» относится к особому классу слов — так называемым «номинализациям». Номинализация — это процесс или взаимосвязь, о котором (которой) можно говорить как об объекте. В понимании нейролингвистического программирования проблема не может быть воплощена в каком-то одном конкретном предмете или объекте. Проблема — это взаимосвязь. В частности, НЛП определяет проблему как разницу, или люфт, между актуальным состоянием и желаемым состоянием.


Глава 5. Креативность и решение проблем

[ между тем, кем вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, нет эй разницы, то у вас нет и проблемы. Небольшой люфт между вы являетесь, и тем, кем вы хотите стать, означает наличие |неболыпой проблемы. Существенная разница — существенная 1ема.

1 самом деле это определение позволяет сказать, что практически явления креативности и новаторства направлены на решение ie проблемы того или иного рода. Важно осознавать, что, 1ько вы определяете желаемый результат, вы создаете себе про-у. Сформулировав цель или желаемое состояние, вы создаете нему буквально из ничего — только лишь потому, что еще не до-ГЛИ нужного состояния. Вот почему так много людей боятся соб-бнного «мечтателя» — мечтатель создает проблемы, потому что

швает желаемые результаты.

Разумеется, проблема может остаться проблемой или превратить-i возможность — и это определяется вашей картой или моделью, шой для репрезентации проблемы. Как задействовать «реали-►? Как подключить к работе «критика»?

Итак, вы сидите и размышляете: «Что мне делать с X? У меня есть нема. Мне нужно кое-что решить». Как вы об этом думаете? Как I организуете этот процесс? Первым делом следует преобразовать чу проблему в вопрос. Намного легче найти ответ на вопрос, чем пение проблемы. Однако само собой разумеется, что ответ на во-: может создать дополнительные проблемы. «Правильный ли это вет?», «Что мне теперь делать, коль скоро у меня уже есть ответ?», 5остаточно ли одного ответа?»

Конечно, многие хватаются за первый пришедший им в голову от-г: «Ага! У меня появилась интуитивная реакция. Так я и поступ-з», — и делают это. Другие раз за разом проигрывают в уме бесконеч-*е сценарии, пока не обнаруживают, что время действий прошло и спокоиться не о чем — слишком поздно.

Предположим, вы хотите решить проблему и придумали для этого |Три или четыре сценария. Как далеко в будущее вы можете заглянуть, f Проигрывая эти сценарии? Сколько истории, прошлого вы включили \ь них? Как далеко в прошлое вы заглянули? Сколько человек задей-' ствовано в вашем плане, на скольких он повлияет? В частности, вы создаете решения креативно для самого себя или ваша креативность относится к тому, на скольких людей это решение непосредственно повлияет?


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

    Два центра внимания в креативных процессах    
             
  1.   2.   Образование взаимосвязи
  Ориентация   Ориентация на решение   между креативностью
  на результат   проблемы (проблем/   и решением проблем
      решения)   позволяет правильно
          сфокусировать применение
          креативности
             
Решение проблем   Для того чтобы решить    
(по сравнению   проблему, нужно опре-    
с креативностью)   делить «проблемное   Пространство решения
предполагает   пространство», т. е.   должно:
определение про-   альтернативы, которые   • охватывать проблемное
странства элементов.   позволят изменить   пространство целиком;
как материальных,   основные аспекты   • содержать дополнитель-
так и нематериальных   проблемного простран-   ные элементы, способные
(например, ценностей),   ства или избежать их   решить проблему
которые и составляют        
проблему        
           
     
Ресурсные   Действия
            переживания      

Ключевые положения

Проблемное пространство определяется как материальными, так и нематериальными элементами, которые создают проблему или вносят в нее свой вклад.

Решения берут начало в «пространстве решения» и складываются из ресурсов и альтернатив.

Чтобы породить адекватное решение, пространство решения должно быть шире, чем проблемное пространство.

Практикум

Мысленно вернитесь к проблеме, над которой вы работали последнее время. Приведите пример материальных и нематериальных факторов, которые составляют проблемное пространство, таких как отношения,убеждения, ценности, история, контекст, культуральные различия и т. п.

Приведите пример эффективных и неэффективных решений, которые вы опробовали на различных проблемах. Что обусловливало их э фективность или неэЛЛрктипыпт.?


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.1. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I                      
  Креативные процессы могут потребоваться для того, чтобы:     Проблема не может быть решена с помощью той же карты, которая ее создала  
         
  1. Выявить проблемное пространство        
I   «Наше мышление создает проблемы, которые не в состоянии решить» (Эйнштейн)  
E        
Ни 1.1.      
1 1
  Расширить наше восприятие этого пространства   Найти способ мышления, отличный оттого, которым была создана данная проблема   Добавить «тип пространства решения», дост точно широкий для того, чтобы решить пробле  
        а-
  2. Определить элементы пространства решения,   иу
  которые могут решить  
  эту проблему   Для решения
I           проблемы мож оказаться недо статочным доб ление нового типа мышлени; °т
     
Wai 1шч 2.1. 1ти огра-ивающие рждения 2.2. Определить помехи/ препятствия 2.3. Определить/ применить подходящие   зв-
     
Г и ресурсы Проблемные пространства различаю"  
    (-Я
    их взаимоотношения с элементами проблемы       в зависимости от того, является ли проблема личной, связана ли она с другим человеком или целой групп эй
             

пючевые положения

Креативность необходима для того, чтобы 1) выявить все элементы проблемного Пространства и 2) раскрыть или создать некоторую область пространства решения.

|,Нельзя решить проблему с помощью того же типа мышления, которое ее создало.! Практикум

^■Приведите примеры того, как вы использовали креативность для определения проблемы.

Вспомните случай, когда бы вы долгое время боролись с проблемой и неожиданно * Нашли решение. Как изменилось ваше мышление? Какого рода пространство решения вы открыли?

Приведите наглядный пример того, как вы или кто-то другой безуспешно пытались решить проблему тем же способом мышления, которым создали ее.


Часть II. Совместная креативность

Раздел 5.2. Пунктуация ключевых элементов проблемного пространства. Модель SCORE

Что такое проблема? Благодаря чему нечто становится проблемой? Какие важнейшие элементы следует определить в проблемном про-странстве?

Прежде всего важно осознать, что если у вас нет желаемого результата, у вас нет и проблемы. Если вы хотите остаться там, где вы есть, у вас нет проблемы. На самом деле зачастую проблему создает сам процесс постановки цели. Проблема — это разница между нынешним и желаемым состояниями, а также вопросы, которые необходимо решить, чтобы достичь этого состояния.

Процесс движения к желаемому состоянию сопровождается симптомами в форме ограничителей, сопротивления и помех, препятствующих достижению результата. Как правило, симптомы — самый очевидный аспект проблемы. Характерным симптомом для компании может быть спад прибыли или производства.

Разумеется, эффективное решение проблемы подразумевает поиск и работу с конкретным симптомом или набором симптомов. Причины нередко оказываются менее очевидными, более широкими и системными по своей природе, чем конкретный симптом, проявившийся в данный момент Спад прибыли или производительности может быть результатом конкуренции, организационных проблем, проблем лидерства, изменений рынка, изменений технологий, результатом работы коммуникационных каналов или чего-то другого. То, что вы идентифицируете как причину, предопределяет область, в которой вы будете искать решение.

Желаемый эффект достижения конкретной цели или результата может также оказаться значимым фактором при определении проблемного пространства. Специфический результат обычно является шагом по пути к более долговременным желаемым последствиям Важно, чтобы решение проблемы было конгруэнтно этим долговременным последствиям. Иногда способ достижения результата оказывается настоящей помехой для достижения более долгосрочной цели, иными словами, можно «выиграть битву, но проиграть войну».

Таким образом, проблемное пространство определяется взаимосвязью между целью или результатом, видом симптомов, сопровождающих путь к достижению этого результата, причинами этих симптомов и долговременным желаемым эффектом достижения данного


Глава 5. Креативность и решение проблем

ультата. Чтобы найти ресурсы, создающие эффективное решение [ конкретного симптома, важно знать причины этого симптома, же-«ый результат и конечный эффект, к которому следует стремить-(Все это — первичные элементы модели SCORE (Dilts and Epstein, 57,1991).

Креативность может потребоваться для определения любого эле-пространства SCORE. В дополнение к поиску потенциальных сурсов и альтернатив креативность служит для того, чтобы задать аемые результаты, предсказывать последствия, определять и из-рять симптомы и выявлять причины.

Таким образом, креативность может применяться в различных об-гях решения проблем; не все из этих областей порождают решения, i каждая может пригодиться на пути к этому решению. В зависимо-: от того, насколько специфической или общей является конкрет-[ проблемная ситуация, процесс креативности позволяет получить вмедленный результат или всего лишь сделать шаг по направлению; желаемому результату. Некоторые решения могут потребовать ин-енсивного применения креативности на протяжении нескольких ме-щев или даже лет. Процесс определения симптомов, результатов, Причин и потенциальных эффектов — непрерывный процесс.

В целом, потребность в креативном решении проблем возникает в Ситуациях перемен и переходов из состояния в состояние. Креативность может применяться по отношению к:

восприятию изменения и сопротивления этим изменениям или |2) управлению изменениями.

Способность к креативному решению проблем подразумевает опре-|деление «проблемного пространства» и потенциальных областей «про-f странства решения» путем установления взаимосвязи между различ-I ными элементами SCORE:

Симптомы

Как правило, наиболее заметные и осознаваемые аспекты актуальной проблемы или проблемного состояния, например путаница и конфликты, сопутствующие изменениям политики или методов.

Причины

Базовые элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов, например ригидные или устаревшие когнитивные карты или ограничивающие убеждения и допущения («мысли-вирусы»), которые приводят к конфликтам или путанице.


Часть И. Совместная креативность


Результаты

Конкретные цели или желаемые состояния, Которые должны занять место симптомов, например принятие и воплощение новой политики или методов

Ресурсы

Базовые элементы, отвечающие за устранение причин симптомов, d также за проявление и поддержание желаемых результатов, например инструменты и альтернативы для коммуникации и прояснения где, когда, что, как и кто изменений политики или методов.

Эффект

Долговременные результаты достижения конкретного результата, например повышение производительности, прибыльности или качества производственного окружения как предполагаемый результат изменения политики или Методов.

ПередачаПрошлое I Будущее

Сопротивление Причины Симптомы Результаты Эффект

L ""-!■ ■ Ресурсы I. I I.. -II I

Рис. S.2. Модель SCORE и изменения

При определении этих элементов проблемного пространства и пространства решения креативность может использоваться для того, чтобы

объединить информацию в большие или меньшие «группы»;

сконцентрироваться на различных аспектах проблемного пространства;.

смотреть на ситуацию с различных точек зрения и позиций восприятия и

создавать множественные описания проблемы и потенциальныхрешений.


Глава 5, КреатиЁНоеть и решение проблем РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       
DS ¥»Uu Я Креативноаи Если нет цели, вбходимо нет и проблемы оичие цели   Проблемы — следствие возникновс люфта между: • настоящим состоянием; • желаемым состоянием :ния  
P" i*      
i        
  1 - -    
               
Сопротивление или Нюмехи продвижению Во направлению Щ желаемому состоянию Проявляются в форме римлтомов вопрос заключается в следующем: какова(ы) причина(ы) симптома(ов) i— Знание причин симптома позволяет определить ресурсы, необходимые для: • устранения этих причин; • достижения желаемого результата  
                   
I Креативность применяется для:    
Г • идентификаци и результата; • понимания симптомов; • исследования причин; • нахождения альтернативных ресурсов     В каждом случае для создания решения используются различные типы креативноаи    
         
           
           

очевые положения

облемное пространство может быть определено через взаимосвязь между не-пькими ключевыми измерениями, описываемыми моделью SCORE.

{"Модели SCORE соответствует результатам (Outcomes).

ультаты — существенный элемент проблемных пространств, поскольку они созда-f Люфт между тем, где вы находитесь, и тем, где вы хотели бы находиться.

актикум

умайте о проблеме, над которой вы в данный момент работаете.

аков желаемый результат для этой проблемы? Какую роль сыграла креативность в Йределении этого результата?

1КОЙ долгосрочный эффект от достижения этого результата вы можете предсказать? |Ного ли креативности или воображения требуется для того, чтобы предсказать этот ект?


Часть И. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      SCORE        
 
Симптомы   Причины Результаты Ресурсы   Эффект  
               
Наиболее заметные и осознаваемые аспекты актуального состояния или проблемного состояния Базовые элементы, отвечающие за «создание» и «поддержание» симптомов Желаемые состояния или цели, которые должны заменить собой симптомы (краткосрочный прогноз) Элементы,отвечающие за преобразование причин и симптомов, создание и поддержание результатов/ эффектов Средне-и долгосрочные реакции на достижение результата или последствия его
       
Относительно неизменные во времени В целом, менее очевидны, чем симптомы Методы/ действия Позитивный эффект: причины, мотив для результата ы
         
   
Более или менее отдаленного по времени происхождения Структуры/ последовательности для «применения» ресурсов Негативный эффект: порождает сопротивление/ экологические проблемы
                 

Ключевые положения







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия