Студопедия — Урнинги
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Урнинги






 

С уменьшением власти церкви в эпоху Ренессанса многие зап­ реты против различных форм «содомии» (например, на поло­ вые отношения с евреями) были забыты. Однако по всей Европе однополые отношения по-прежнему считались преступ­ лением и карались если не смертной казнью, то тюремным заключением и другими тяжелыми наказаниями, характерными для этого времени: выставлением к позорному столбу, ссылкой в Вест-Индию, даже кастрацией. Почти все наши сведения о судьбах людей, которых мы могли бы назвать гомосексуали­ стами, жившими до середины XI X века, взяты из материалов этих уголовных процессов. Другие источники информации по­ явились лишь около 150 лет назад.

Начиная с 1840-х годов врачи заинтересовались психи­ ческим заболеванием людей, отличавшихся устойчивым сексу­ альным влечением к лицам своего пола, описания которого по­ явились в медицинских журналах (мы рассмотрим эти статьи и мнения и развитие этих теорий немного позже). Середина XI X века также была отмечена первыми выступлениями за признание гомосексуализма и отмену законов, карающих «пре­ ступления против природы». Самым смелым и активным из


48 История

 

 

выступавших по этому вопросу был Карл Генрих Ульрихс

(1825—1895).

Одним из первых использовавший современное понятие сексуальной ориентации, Ульрихс создал целый словарь для описания гомосексуальной личности (за несколько лет до этого его германский коллега в памфлете ввел в обращение слово

«гомосексуальный»). По отношению к историческому контек­ сту идеи Ульрихса должны считаться революционными. Вдох­ новленный своим убеждением в том, что сексуальная ориента­ ция является врожденной, неизменной и, следовательно, «есте­ ственной», этот необыкновенно проницательный и мужественный человек неутомимо и непрестанно боролся против предубеж­ денного отношения к гомосексуалистам в Германии и всей Европе. Посредством глубокого и обстоятельного исследова­ ния своего собственного влечения к другим мужчинам Уль­ рихс пришел к выводу, что сексуальная ориентация есть посто­ янное врожденное свойство человека и гомосексуальность — значимая и естественная форма выражения человеческой сек­ суальности. Его жизнь стала крестовым походом за убежде­ ние других в справедливости этих идей.

Пр и чтении дневников Ульрихса, написанных им писем и памфлетов становится очевидным, что процесс, приведший его к революционным идеям, был развитием его собственной гомо­ сексуальной идентификации, — этот процесс совершенно оди­ наково описывается немцем середины XI X века и современ­ ными гомосексуалистами. Он вспоминает, что чувствовал себя непохожим на мальчиков своего возраста. В возрасте десяти лет он подружился с другим мальчиком и ощущал сильную привязанность к нему. Подростком он заметил, что обнажен­ ный мужчина в книге по искусству возбуждает и привлекает его. Еще до своего двадцатилетия он ясно осознал, что испы­ тывает сексуальное влечение к красивым мужчинам. В одной из своих книг он вспоминает посещение бала, на котором при­ сутствовало несколько «студентов с хорошими фигурами и в кра­ сивой униформе». «После бала, когда я лег в постель в моей комнате... один и никем не видимый, я пережил настоящее мучение, охваченный воспоминанием об этих прекрасных юно-


Содомиты и урнинги 49

 

 

шах». Когда он поделился некоторыми из этих переживаний с сестрой, она отреагировала сурово, посоветовав ему попросить у Господа избавления от этих противоестественных чувств. В письме она указывала ему, что раньше он говорил ей о влюб­ ленности в одну из ее подруг. С замечательной и довольно поэтичной ясностью он объяснил ей разницу между чувствами, испытываемыми им к мужчинам и женщинам. «Влечение, ко­ торое я испытал к ней... было лишь слабым отражением осле­ пительного солнечного света любви, подобно тому, как сверка­ ние горных вершин в лучах заходящего солнца не есть само солнце, но лишь его отражение». «Самим солнцем», конечно, были более сильные эротические чувства, которые Ульрихс испытывал к мужчинам33.

Ульрихс жил и писал в то время, когда на сексуальные отношения между людьми одного пола смотрели с ужасом, как на «преступление против природы». Революционная идея, вы­ веденная им из собственного опыта, состояла в том, что любовь между людьми одного пола естественна для некоторых лично­ стей и, следовательно, не является преступлением (и, по той же причине, грехом): «Не существует такой вещи, как противоесте­ ственная любовь. Там, где есть истинная любовь, всегда при­ сутствует и природа».

На собственные средства с 1864 по 1869 год Ульрихс опубликовал под псевдонимом Нума Нумантиус серию моно­ графий, озаглавив ее «Исследования загадки любви между муж­ чинами»34. Каждый выпуск получил классически звучащее латинское или латинизированное название, такое как «Vindex» (Победа) или «Ara spei» (Алтарь надежды), и в дополнение к излагаемым теориям содержал биографический и автобио­ графический материал, философские и политические дискуссии, даже поэтические произведения.

 

 

Kennedy H. Ulrichs: Th e Life and Works of Karl Heinrich Ulrichs. Boston,

1988.

Эти работы были переведены на английский язык, см.: Ulrichs К. Н. Th e Riddle of «Man-manly Love»: The Pioneering Work on Man Homosexuality. Buffalo, 1994.


 

50 История

 

 

Убежденный в том, что его собственное влечение к муж­ чинам родилось внутри него и является естественным, Ульрихс детально исследовал формирование половых органов у эмбри­ она. Изучив, что мужские и женские половые органы развива­ ются из одних и тех же тканей у не сформированного в половом отношении эмбриона, Ульрихс утверждал, что «душа» также должна быть первоначально неоформленной и способной в каж­ дом стать мужской или женской. Он полагал, следовательно, возможность «anima muliebris virili corpore inclusa» — женской души, заключенной в мужском теле, и пришел к выводу, что подобная личность является представителем «третьего пола». Та к как для выражения данного понятия не существовало под­ ходящего словаря, Ульрихс изобрел его сам, взяв за основу подходящий по содержанию отрывок из «Пира» Платона:

 

Будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один; но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два. А этих богинь, конечно же, две: старшая, что без матери, дочь Урана, которую мы и называем поэтому небесной, и млад­ шая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой...

Эрот Афродиты пошлой... как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди... любят женщин не меньше, чем юношей... Эрот же Афродиты небесной [Ура­ нии в некоторых переводах] восходит к богине, которая... причастна только к мужскому началу, но никак не к жен­ скому... Потому-то одержимые такой любовью обращают­ ся к мужскому полу.

 

 

Ульрихс применил слова Uranier и Dionaer к мужчинам,

«любящим мужчин», и обычным мужчинам соответственно. Позж е он упростил эти термины до Urning и Dioning, чтобы найти обозначение для тех, кого сейчас мы называем гомосек­ суалистами и гетеросексуалами. В последующих дополнени­ ях к своим «Исследованиям» Ульрихс доработал и расширил свою теорию, создав полную классификацию всех возможных

 

 

Цит. по: Kennedy H. Op. cit. P. 50.


Содомиты и урнинги 51

 

 

вариантов сексуальной ориентации: Urningin — женщины, испы­ тывающие влечение к женщинам, Urano-dioning — способные испытывать любовь и к мужчинам и к женщинам (то есть те, кого сегодня мы называем бисексуалами). Ульрихс даже изо­ брел термин для дионинга, который из-за отсутствия партне­ ра женского пола временно практикует уранизм (гомосексуа­ лизм): Uraniaster. Гомосексуалиста, который под давлением общества вступает в брак и живет гетеросексуальной жизнью, Ульрихс назвал Virilisirt — маскулинизированный урнинг. Впоследствии Ульрихс подразделил урнингов на два подтипа: Mannling (гомосексуалисты мужественного вида) и Weibling (женоподобные). Однако он признавал, что между всеми эти­ ми типами могут быть найдены «тысячи промежуточных сту­ пеней».

Ульрихс был не академическим ученым, но скорее активи­ стом, который сформировал в себе страстную веру в правоту собственных убеждений, основанных на личном опыте и кол­ лективном опыте других урнингов, читавших его памфлеты и пи­ савших ему о себе. Ульрихс делился своими исследованиями с врачами, которые публиковали медицинские труды на тему сексуальности и в случае возбуждения уголовных дел против урнингов составляли прошения и петиции. (То, что Ульрихс в своих теориях полагался исключительно на личный опыт, в не­ которой степени объясняет невнимание, проявленное им в отно­ шении женского опыта и лесбийской любви. Возможно, другой причиной этого было отсутствие интереса современного ему общества к женским переживаниям вообще, включая сексуаль­ ные. Те м же белым пятном отмечены и работы Зигмунда Фрейда.)

В 1860-е годы, когда Ульрихс писал свои исследования, в королевствах и независимых княжествах, наконец объеди­ нившихся в единую Германскую империю, существовали раз­ личные своды законов относительно «преступлений против при­ роды». Хот я в Пруссии строго запрещался сексуальный кон­ такт между мужчинами, этого не было в большинстве других германских государств. Постепенно германские государства были объединены Пруссией (Ульрихс несколько месяцев


52 История

 

 

провел в тюрьме за поддержку свергнутого короля своего род­ ного Ганновера). Серия политических преобразований предо­ ставила несколько возможностей уничтожить законы против гомосексуалистов при разработке уголовных кодексов для но­ вых государственных образований. Ульрихс посетил Конгресс германских юристов, состоявшийся в Мюнхене в 1867 году, на котором должны были обсуждаться изменения в законода­ тельстве, и ему было позволено выступить с обращением к со­ бранию — событие, отметившее момент, когда Ульрихс, воз­ можно, подошел ближе всего к внесению реальных изменений в уголовный кодекс Германии, осуждавший гомосексуализм. Ко времени выступления Ульрихса перед юристами Бавария оставалась одним из последних германских государств, не пре­ следовавших гомосексуализм36.

Ульрихс едва успел произнести вступительные слова сво­ ей речи, в которой предлагал конгрессу ликвидировать положе­ ния против однополой любви, как крики «Довольно!» прервали его. Постоянно прерываемый свистом и выкриками, он не­ сколько раз пытался продолжить свое выступление, пока крики делегатов не заставили его покинуть трибуну. Участники кон­ гресса потребовали изъять предложение Ульрихса, которое со­ брание так и не услышало, «в интересах морали», — тем дело и кончилось37. Это фиаско положило конец попыткам легаль­ ного реформирования законодательства, предпринятым Ульрих- сом.

Не больше он преуспел и в своих попытках повлиять на медицинские круги. Ульрихс вел обширную переписку с врача­ ми, писавшими на тему сексуальности, включая выдающегося патолога Рудольфа Вирхова и психиатров Карла Вестфаля и Рихарда Крафт-Эбинга. Попытки Ульрихса заинтересовать

 

 

36 Еще одним королем-гомосексуалистом, свергнутым своим правительством, был король Баварии Людвиг II. В 1886 году Людвиг был арестован парламентской комиссией в его почти достроенном сказочном замке Ной- шванштейн. Спустя сорок восемь часов он утонул в озере, на берегу кото­ рого стоял замок, назначенный королю местом его домашнего ареста. Самоубийство это или убийство — так и не было установлено.

3 7 Kennedy H. Op. cit. P. 109.


 

Содомиты и урнинги 53

 

 

Крафт-Эбинга были довольно успешными: Крафт-Эбинг на­ писал письмо Ульрихсу, в котором отметил, что «только зна­ комство с вашими работами заставило меня обратить внима­ ние на эту чрезвычайно значимую область».

Имевшая огромное значение книга Крафт-Эбинга о «сек­ суальных девиациях» (рассматриваемая в следующей главе) появилась в 1886 году. Резко отвергая идею Ульрихса о «есте­ ственности» гомосексуализма, Крафт-Эбинг во всех двенадца­ ти изданиях своего труда настаивал на том, что гомосексуализм является дегенеративным и патологическим состоянием. В Уль- рихсе и других писателях-урнингах он видел мошенников, ко­ торые стремились «обогатить медицинское знание бессмыс­ ленной болтовней о своей болезни»39.

В 1880 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, Ульрихс был вынужден уехать из Германии в Италию, где поселился в гор­ ном городке Аквилия. Он прекратил писать на тему «ураниз- ма» и посвятил себя созданию фантастических рассказов и па­ сторальной поэзии, а также редактированию информационного бюллетеня, выпускавшегося на латинском языке под названием

«Alaudae» (Жаворонки). Он переписывался и встречался с теми представителями следующего поколения, которые подняли те­ перь ярко горящий факел эмансипации гомосексуалистов: Джо­ ном Эддингтоном Саймондсом и Магнусом Хиршфельдом. Но идеи Ульрихса слишком опережали его время, и в 1895 году он умер в бедности и забвении в возрасте семидесяти лет. К тому времени Германская империя стала реальностью и, не­ смотря на протесты Ульрихса и других, суровые наказания за гомосексуализм, первоначально введенные в Пруссии, переко­ чевали в § 175 уголовного кодекса, грозившего карой немецко­ язычным гомосексуалистам на всем пространстве от Северного моря до Альп.

Хот я псевдоклассический словарь Ульрихса не прижил­ ся, признание получила его идея о гомосексуальной личности. Его понятие «урнинга», «естественного» гомосексуалиста,

 

 

Цит. по: Kennedy H. Op. cit. P. 71.

Kraffl-Ebing R. Psychopathia Sexualis. New York, 1965. P. 295.


54 История

 

 

контрастировало с замечаниями других о том, что гомосексу­ альное влечение является симптомом физического или душев­ ного расстройства или заболевания. К сожалению, взгляд на гомосексуализм как на психическое заболевание стал домини­ рующим в психиатрии — главным образом, благодаря работам профессора психиатрии из Вены (нет, не Зигмунда Фрейд а — с ним мы встретимся немного позднее). Выдающийся англий­ ский писатель и один молодой врач придерживались другого взгляда. С каждым из троих мы встретимся в следующей главе.

 

 

Глава 3.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 648. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия