Студопедия — Философия и мифология.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и мифология.






Появление философии в Древней Греции обычно кратко и условно определяется как переход в объяснении мира от мифа к логосу. Место традиционных рассказов о бесчисленных отдельных фантастических существах (богах, демонах, чудовищах, героях), занимавших воображение древних народов, занимает свободное, самостоятельное, личное исследование и рассуждение отдельных мыслителей, направленное на выяснение единой общей сущности вещей.

В Древней Греции, «колыбели» европейской (западной) философии, сложилась высокоразвитая, богатая мифология. Гесиод, первый достоверно установленный европейский поэт, в VIII в. до Р.Х. систематически пересказал в своей «Теогонии» (поэтическом рассказе о происхождении богов) древние мифы, идущие из незапамятной, досторической древности. Важный источник для ознакомления с греческой мифологией - эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые приписывают легендарному Гомеру. Греческая мифология не только «воспитала Элладу», как писал Платон, но и во многом определила последующее культурное развитие Европы и всего мира. Её образами заполнен и наш современный язык, культурная среда нашего обитания (титаническая борьба, сизифов труд, авгиевы конюшни, прокрустово ложе, яблоко раздора, панический страх, ахиллесова пята и т.п.).

Миф – исторически первый способ объяснения человеком окружающего его мира и своей собственной жизни. Для мифического мышления характерно объяснение устройства мира или его отдельных явлений посредством рассказа о его происхождении (генезисе). Древнегреческие рассказы о происхождении мира и его важнейших явлений были одновременно и рассказами о происхождении богов, поскольку греческие боги и есть прежде всего могучие силы природы, предствляемые образно, как похожие на человека (антропоморфные) существа. «Боги» - олицетворение или персонификация этих сил: природа, представляемая по образу и подобию человека. Из поколения в поколение, в течение многих веков переходили рассказы о том, что мир произошёл из первоначального Хаоса. В нём был заложен источник жизни, и Хаос породил Землю, Мрак и Ночь, а от них произошли вечный Свет и День – и так началась и пошла смена дня и ночи. Земля породила Небо, горы и Море – а отца у них нет. Небо стало царствовать над миром и взяло в жёны Землю. У Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов, в том числе титан Время. От титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший титан, Время, отнял власть у отца Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Время и богиня Рея родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Аиду, Зевса-громовержца. Наконец, Зевс и другие дети Времени свергли отца и стали богами-олимпийцами … Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это - жизнь древних родоплеменных вождей, но боги более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. От могущества, намерений и воли богов и зависит прежде всего жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов и тем самым свою судьбу можно узнать через посредство жрецов, Оракула, пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Для того, чтобы избежать несчастий и бед, богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимнами) и жертвоприношениями. Так, в самых общих чертах, представлял себе мир и свою жизнь древний грек до появления первых философов.

В рассказах Гомера и Гесиода воплотились образы, складывавшиеся и развивавшиеся в сознании людей первобытного и родо-племенного общества в течение десятков тысяч лет. «Миф» – слово греческого происхождения, обозначавшее первоначально «рассказ», «сказание», «предание». Мифы – это прежде всего созданные силой воображения человека образы богов, демонов, чудовищ и других антропоморфных существ и рассказы о них и их взаимоотношениях с людьми. Эти мифические образы владели коллективным сознанием ещё доисторических племён, эти рассказы передавались в устной форме от поколения к поколению с незапамятной древности. В наглядной, понятной каждому «сказочной» форме они давали ответ на важнейшие мировоззренческие вопросы о происхождении мира, неба и земли, дня и ночи, болезней и смерти, человека и общественных порядков, традиций и норм поведения, религиозных обрядов. Мифологией называют прежде всего совокупность такого рода представлений и рассказов, сложившихся в мировоззрение древнего человека, как члена архаической родо-племенной общности, ещё до возникновения первых речных цивилизаций, города, государства, письменности, храмовой жреческой религии, искусства и науки. Проблема мифа – это прежде всего проблема первоначального, первобытного сознания, древнейшей формы проявления разума, мышления в человеке. Эпос Гомера и поэзия Гесиода представляют собой уже позднейшую художественную переработку этой первичной мифологии, созданную уже в высокоразвитой культуре и зафиксированную в текстах, дошедших до нашего времени.

Мифическое мышление имеет ряд важных характерных признаков, отличающих его от более развитых форм сознания. Это такое познание мира, которое ещё не сознаёт самого себя как знание, подобно тому как животные и дети до некоторого возраста ещё не сознают сами себя, не знают о собственном существовании. Их сознание полностью «погружено» в свой предмет, целиком сливается с ним. Поэтому мифическое мышление ещё не относится к самому себе критически, не отличает знание о предмете от предмета знания, представление о вещи (или её образ) от самой вещи, отождествляет слово и вещь, которую это слово обозначает, субъективное (находящееся в сознании, в душе) и объективное (существующее само по себе, вне и независимо от сознания). Оно ещё не различает отдельные свойства вещи и её саму, часть и целое, отождествляет сходное, не отличает ассоциативные связи собственного воображения от причинной связи самих вещей и т.д. Это - сознание человека, который ещё не выделяет себя ни из природы, которая поэтому и не осознаётся как «внешний мир», как «природа», ни из коллектива (рода и племени), а потому ещё не знает себя как самостоятельную, автономную личность. Мифологические представления не имеют личных особенностей – они именно общие, являются продуктом коллективного творчества, в котором ещё отсутствует идея «авторства». Мифологическое сознание – не столько сознание отдельного человека, сколько именно сознание рода, племени. Поэтому мифические образы «навязываются» сознанию каждого отдельного человека принудительно и незаметно для него, властно овладевают им так, как овладевает, например, сознанием влюблённого юноши образ любимой девушки. Именно поэтому эти образы, хотя они и существуют лишь в сознании людей, кажутся им самостоятельными существами, да ещё такими существами, от которых зависит их жизнь и судьба. Мы имеем дело с мифом тогда, когда безлично-коллективные представления владеют человеком, а не он владеет своими представлениями, когда к образам, созданным собственным воображением, он относится так же, как к другим людям, животным, растениям, то есть предметам внешнего мира. Мифические представления выполняют важную социальную роль: они внушают члену некоторой общности важнейшие представления, аккумулирующие в себе многовековой коллективный опыт рода и обеспечивающие единство, сплочённость и выживание этой общности, достижение важнейших целей её существования. Не сознавая своего знания, не отличая знание от его предмета, мифологическое сознание не сознаёт и своего незнания. Для него не существует «проблемы знания», проблемы «истины», проблемы обоснованности знания, различия между истиной и заблуждением.

Важнейшей чертой мифологии является своеобразное очеловечивание природы, так хорошо знакомое нам с детства по сказкам: индивидуальное сознание проходит в своём развитии те же основные формы, которые прошло человечество в целом. Носителю архаического сознания свойственно объяснять всё происходящее в мире по собственному образу и подобию, по аналогии с самим собой. За всем существующим и происходящим он воображает «деятельность», «поступки» похожих на человека отдельных существ, наделённых сознанием и волей, имеющих определённые «намерения», «добрых» или «злых», приписывая человеческие качества и человеческие родственные отношения земле, небу, морю, ветру, Солнцу, Луне, звёздам, растениям, животным, предметам быта и т.п. В образах бесчисленных мифологических существ персонифицируются (олицетворяются) не только силы и явления природы, но и человеческие занятия, свойства и состояния человека и т.п. Мифология бессознательно-некритически проецирует на весь мир кровно-родственные человеческие отношения, составляющие первичную основу человеческого общества.

Мифология достигает своего высшего развития в храмовой, жреческой религии и искусстве, входя в их состав вместе с возникновением цивилизации. Мифы записываются, систематизируются, обобщаются, им придаётся художественная форма, они становятся предметом рефлексии, богословских размышлений жрецов – так возникают и великие эпические произведения, и священные книги, в которых излагается то или иное вероучение.

После возникновения более развитых, дифференцированных форм сознания (собственно религии, искусства, науки, философии) его архаический мифологический слой не исчезает. Древнейшие мифологические представления вошли в состав мировых религий, они составляют основу и народного фольклора, и высокого, классического искусства. Они составляют важную часть сознания современного человека и современного общества, которое и в «век науки» осталось существенно мифологическим. Современную мифологию легко узнать по указанным выше признакам. Везде, где мы видим широкое распространение в массовом сознании некритически-фантастических объяснений существующего и происходящего деятельностью отличных от человека, более могущественных, чем человек, но тем не менее похожих на него существ, наделённых сознанием и волей, везде, где наблюдаем поклонение небесным или земным идолам, мы видим хорошо известные структуры и функции мифического сознания, творящего и новые, современные мифы. В современных представлениях о едином Боге, создателе мира и человека, о злых или добрых духах, о душах умерших, о «нечистой силе», о привидениях, о святых, о магах и колдунах, об инопланетянах, о суперменах, в современном культе «великих людей», «великих вождей», так называемых «звёзд» массовой культуры и т.д. обнаруживаются древнейшие механизмы работы первобытного мифологического сознания. Более того, оно иногда пытается взять своеобразный «реванш» у возникших позднее, более развитых и высоких форм сознания. Огромная сложность духовной культуры, трудность приобщения к ней вызывают естественную защитную реакцию психики и даже ненависть к науке и культуре у тех, кто не может совладать с ней, кого она подавляет. Поэтому в наше время довольно широко распространилась своеобразная тяга к архаическому, дологическому, примитивному, нерефлектирующему сознанию и поведению – стремление «купировать» рефлексию, «уколоться и забыться» в тех простых переживаниях, образах, объяснениях и способах поведения, которые в изобилии предлагает современная фабрика мифологических грёз - средства массовой информации и массовая культура.

В VII-VI вв. до Р.Х., практически одновременно в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, в первых высокоразвитых цивилизациях, в недрах мифологического мышления, на его основе, в связи с ним и как его отрицание постепенно возникла совершенно новая форма мышления, другой тип сознания и знания, другой способ интеллектуальной деятельности и жизненного поведения, который и получил в Древней Греции название «философии». Здесь впервые в истории появляется теоретическое рассуждение, рождается наука. Наука – продукт личной свободы,свободы мысли, слова и поступка, когда достоинство той или иной идеи подвергается свободному испытанию и критике, когда основанием для принятия или отклонения того или иного утверждения служат факты опыта и доводы разума - рассуждение, аргументация, обоснование, логика и доказательство, но не традиция, авторитет и вера. Безличный суггестивный миф, циркулирующий в нерефлектированном коллективном (массовом) сознании, уступает место сознательному и критическому личному творчеству, самостоятельному поиску истины, уступает место духовнойнезависимости отдельной личности, столь ярко представленной Сократом, построению собственного мировоззрения, невиданного раньше нигде и никогда, а также плюрализму мнений и теорий. За исторически кратчайший срок, в одно, можно сказать, историческое мгновение, в Древней Греции было создано множество совершенно новых идей, новых «рассказов» о мире совершенно нового, небывалого прежде типа. Миф уступил место логосу, рассказ – теории.

Очень важно, однако, не просмотреть за этой пестротой и разноголосицей первых личностно окрашенных, чрезвычайно оригинальных философских учений, самое важное, главную мысль, объединяющую первых философов при всех их страстных и яростных спорах, поскольку именно она и делает их всех - философами.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия