Студопедия — Милетская школа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Милетская школа.






Ученик Фалеса Анаксимандр (ок. 611 - 546 гг. до Р. Х.) определяет первоматерию более абстрактно, как «апейрон», то есть «не-определенное», не-ограниченное, не-конечное. Почему? «Вода» Фалеса может принять любую форму именно потому, что сама по себе не имеет никакой формы, бесформенна. Теперь обобщим этот аргумент: первое начало – это то, из чего может возникнуть любая вещь, обладающая любыми качествами и свойствами; следовательно, это начало само по себе не обладает никакими качествами или свойствами. Анаксимандр, возможно, увидел противоречие, скрытое в фалесовской воде – как именно вода она есть нечто особенное, а должна быть всеобщей материей. Правильнее говорить, что и вода, как особенное вещество, есть лишь одна из модификаций совершенно бесформенной и неопределённой материи. Саму по себе эту материю не следует наделять вообще никакими свойствами, в том числе, например, «жидкостью» или «влажностью». Материя сама по себе не жидкая и не твёрдая, не влажная и не сухая, не холодная и не горячая и т.д.

Поэтому первоначало, или материя сама по себе – это не какая-то «вещь». Материя не может «существовать» так, как всё остальное в мире. Всякая вещь есть нечто отдельное, нечто отличное от другого. Бытие или существование этой вещи и состоит в этом обособлении, «отпадении» от единства первоначала и отъединении в качестве «индивида», в её особенности. Ведь если бы вещь не отличалась ничем от других, не выделилась среди них, её бы и не существовало как именно вот «этой» вещи. Индивидуальность, отличие, определённость и составляет её бытие. И определить любую вещь, т.е. сказать или понять, что она есть, можно лишь о-пред е лив её, т.е. «поставив предел», иначе говоря, уаказав на её отличия от других вещей, которые и составляют её определённость. Всякая определённость есть о-пред е ленность, ограниченность, то есть конечность, ибо предполагает существование чего-то иного, других определённых, конечных вещей, отличающихся от данной. То, что есть «это», тем самым уже не есть «то». Определение всегда есть ограничение и отрицание. Следовательно, всеобщее в силу его всеобщности, невозможно опред е лить и тем самым определ и ть, то есть сказать, что оно такое. Оно, таким образом, не может быть чем-то определённым или конечным. То первоначальное единое, из которого всё «выходит» и в которое всё «уходит» есть «неопределённо-бесконечное», иначе говоря, определяется отрицательно: оно не есть всё, что мы можем представить и помыслить. Но неверно было бы всё же сказать, что первое начало всего - «ничто», хотя по логике понятий всё может произойти только из ничего. Анаксимандр имеет в виду, скорее всего, бесформенную и бескачественную материю вообще, как возможность возникновения любой конечной вещи, рассматривая всякое возникновение как оформление, как обособление или выделение. Нечто аналогичное имел в виду Августин, предполагая творение Богом «в начале» некоторой совершенно бесформенной материи, «почти ничто», среднего между «нечто» и «ничто». Интересно, что всякое возникновение любой вещи через отсоединение, обособление или «отпадение» от первоначала, Анаксимандр рассматривает как «вину», которую всякая вещь неизбежно «искупает» - своей гибелью, т.е. возвращением в первоначальное единство. Само существование всякой конечной вещи, всякая определённость и оформленность тем самым есть вина. Поэтому всё конечное (конкретное, определённое) преходяще; всё, что возникло, неизбежно исчезнет. В этом заключается «необходимость» (рок, судьба). Можно понять Анаксимандра и так, что «архэ» - то, что сохраняется во всех этих изменениях, - это лишь сам этот бесконечный процесс возникновения и уничтожения всего конечного, оформленного, определённого. Эта мысль близка учению Гераклита. Размышления Анаксимандра нашли продолжение и развитие в учениях Платона и Аристотеля о материи, они имеют немало общего с «Брахманом» ведантистов, «пустотой» буддистов, Дао в учении Лао-цзы, они положили начало той проблематике, которая разрабатывалась в христианской апофатической теологии, в теоретической мистике, в натурфилософии Бруно и т.д.

Однако точка зрения Анаксимандра не даёт возможности дальнейшего развития понятия материи как универсального объяснительного принципа, как принципа науки. Возможно, поэтому в учении Анаксимена (ок. 585 - 525 гг. до Р.Х.) первоначало снова определяется более конкретно, как определённое вещество, а именно – воздух (мы бы сейчас сказали – нечто «газообразное»). Заметим, что до XVIII в. воздух считался в науке простым веществом, элементом. Более двух тысяч лет потребовалось, чтобы узнать, что воздух состоит из смеси различных газов. Рассуждения Анаксимена, видимо, были аналогичны мыслям древних индусов о «дыхании», «атмане» или пневме как «опоре» тела человека, его жизни и как субстанции мира в целом. Важнее всего то, что Анаксимен отчётливо говорит о способе образования тел из основного субстрата: это его постепенное сгущение либо разрежение. Если начало сгущается, то возникает холодное, тяжёлое и твёрдое - вода, земля, камни; если же оно разрежается, то образуется теплое, лёгкое и подвижное - огонь. Мысль кажется очень простой, но она сыграла огромную роль в истории науки. Именно здесь начинается формирование одной из важнейших философских основ науки о природе – идеи сведения чувственно воспринимаемых качественных различий тел к мыслимым количественным различиям во всеобщей однокачественной материи. «Сгущение» и «разрешение» воздуха – первый подход к научному понятию плотности или, более общо, количества материи. Без выработки этих понятий невозможно применение математики в науке о природе. Математика – наука о количественных отношениях, она начинается именно со сложения одинаковых «единиц», которое и мыслится в понятии «числа». Поэтому для применения математики в естествознании необходимо предположение однородного субстрата, некоторой однокачественной материи, всякое различие в которой - количественное.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 505. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия