Студопедия — Негативная теология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Негативная теология






J) Литература по негативной теологии весьма обширна. Отметим среди прочего: Н. A. Wolf son. Albinas and Plotinus on Divine Attributes I/ Harvard Theological Review. Vol. 45, 1952. p.ii jsq.; id. Infinitive and privative judgements in Aristotle, Averroes and Kant II Philosophy and Phenomenological Research. T. 8. 1947. P. 173 sq.; H. J. Krдmer. Der Ursprung der Geistmetaphysik. Amsterdam, 1967. P. 105-108, 343-350, 359-361; John Whittaker. Neopythagoreanism and Negative Theology II Symbolae Osloenses. ¥01.44. 1969. P. 109-125; H. Theil-Wunder. Die archaische Verborgenheit. Die philosophischen Wurzeln der negativen Theologie. Mьnchen. Humanistische Bibliothek. I, 8, 1970; J. Hochstaffl. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. Mьnchen, 1976; M. J. Krдhe. Von der Wesenheit negativer Theologie. Mьnchen, 1976. (Diss.)

2) Ср., например: Ph. Merlan. From Platonism to Neoplatonism, 2e йd. Haag, 1960. P. 85 sq.; H. Happ. Eyle. Studien zum aristotelichen Materie-Begriff. Berlin, 1971. S. 615-639.

» Ср.: ibid. S. 186.

4) Ср.: Аристотель. Peri Hermen., 2ib 27 и 30.

5> Albinus. Didaskalifas. io. Platonis Opera, Teubner. T. VI. P. 164, 6 Hermann. Текст Альбина и тексты следующих примечаний переведены: A.-J. Festugiиre. La Revelation d'Hermиs Trisme'giste. T. IV. P. 95 sq.

6> Gelse. Aletbes Logos I Origиne ('apifйvriз). Contra Celsum, VI, 62-66; VII, 36, 42, 45; VIII, 63. [В русск. пер.: Против Цель-са. Ч. i. Казань, 1912.]

7> Maxime de Tyr.Quмsdeussecundum Platonem. Disc. XVII (Dьb-ner) XI (Hobein). P. 137,16 sq. Hobein.

8> Apuleius. De deo Socratis [О божестве Сократа. Русск. пер.: Апулей. Апология... M., i998l- I24- p- 23о Beaujeu. De Piatone. 190. P. 64 Beaujeu; Apologie. P. 64, 7 Thomas.

9> Clйment d'Alexandrie [Clemens Altxandrinus]. Strom. V, 11, 71,2-5/ Sources chrйtiennes. Avec le comment. d'A. le Boulluec. T. 279. P. 244 sq.; R. Mortley. Connaissance religieuse et hermйneurique chez Clйment d'Alexandrie. Leyde, 1973. P. 87 sq. О негативной те­ологии гностиков ср.: A. Orbe. Estudios Valentinianos. Rome,

1958. P. 3-37.

10> Albinus. Didask. P. 165, 4 (Festugiиre. P. 98).

n> Ibid. P. 165, 30 (Festugiиre. P. 100).

12> Плотин. Эннеады. VI, 5, 12, 20.

!з> Спиноза (Spinoza). Письмо 50.

14> Например, Clemens Alexandrimis. Strom. V, n, 71, 2: Метод ведет к первичному noesis-, Gelse (VII, 36; Festugiиre. P. 116): «Чтобы видеть Бога, нужно смотреть через интел­лект и дать пробуждение глазу души».

»5) Бог Альбина — интеллект (с. 165, 17 след. Hermann).

16) Платон. Государство. 5O9b 9-

17> Плотин. Эннеады. III, 8, 11, 13. Ср. VI, 8, zi, 26.

18) Плотин. Эннеады. V, з, Ч> 3*>: «Как же мы говорим о Нем? В самом деле, мы говорим о Нем, но не достигаем Его словом, не имея ни знания, ни мышления Его. Почему же мы тогда говорим о Нем, если [никоим образом] Его не имеем? Не обстоит ли дело так, что не имея Его в зна­нии, мы не имеем Его совершенно? Мы имеем Его таким

образом, что говорим о Нем, но не называем Его. Ибо мы говорим, чту Он не есть, но не говорим что Он есть, так что мы говорим о Нем, [исходя] из того, что позднее Его. Ничто не мешает нам обладать Им, далее если мы не бу­дем говорить о Нем. Но как боговдохновенные люди зна­ют своего бога до такой степени, что имеют в себе нечто большее себя и не знают, что это, и чем они одержимы...» Цитируемый фрагмент дает возможность говорить о Еди­ном как о мистическом опыте («Ничто не мешает нам об­ладать Им...»).

19) Ср.: W. Beierwaltes. Proklos. Frankfurt a. M., 1979- S- 339 ff-

20) Damascius (Да^аст^юс). Traite des premiers principes [Затруд­нения относительно первых начал и разрешения их]. Vol. I. Ed. L. G. Westerink, trad fr. par J. Combes. Paris: Le Belles Lettres, 1986. P. 1-22.

2» Ibid

22> Ibid.

235 Ibid. Отметим замечательный отрывок, представляю­щий негативную теологию, во фрагменте комментария о Пармениде, который мы издали, приписав Порфирию. ср.: P. Hadot. Porphyre et Victorinus. Paris. 1968. T. IL P. 65 sq.

24) Здесь пит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. Москва, I991; Э. Му-ленберг (E. Muhlenberg. Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. Gцttingen, 1966) думает, что понятие божественной бесконечности есть собственно христианское понятие, ко­торое не появляется до Григория Нисского и которое от­личается от традиционной негативной теологии.

25) По этому вопросу ср.: H.-D. Saffrey. Nouveaux liens objectifs entre le Pseudo-Denys et Proclus II Revue des sciences thйologiques et philosophieques. T. 63. 1979. P. 3-16.

26) Цит. по: В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия восточной церкви. С. 2/.

27) Wietgenstein. Tractatus logico-pbilosopbicus. Trad. fr. Paris, 1961; цит. по номерам предложений. щ

28) Ср.: P. Hadot. Les Niveaux de conscience dans les йtats mystiques selon Plotin //Journal de psychologie. 1980. P. 243-266.

29) На эти темы ср.: Ph. Merlan. Monopsychism, Mysticism, Metaconsciousnes. Haag, 1969. 2e йd. P. 17-25, 81-82, 131 См. также мое введение к трактату 38 (Enn., VI, j) Плотина: Йcrit de Plotin. Traitйз 8 I Introduction, traduction et notes par P. Hadot. Paris: Du Cerf, 1987.

30) Плотин. Эннеады. VI, 7, 35, 19 след.

31) Там же. VI, j, 36, 5 и след.

32) Ср. примеч. i8.

33) H. von Hofmannsthal. Lettres du voyageur а son retour, prйcйdй de la Lettre de Lor$ Chandas. Paris, 1969.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия