Студопедия — Изард К.Э. 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изард К.Э. 7 страница






 

Ряд теоретиков рассматривают эмоц ию как последовательность перцептивно-когнитивных процессов. Некоторые из них явно грешат рационализмом, рассматривая эмоц ии как нечто вредоносное и нежелательное, как процесс, разрушающий и дезорганизующий мышление и поведение человека. В рамках данного подхода Арнольд определяет эмоц ию как ощущаемую индивидом тенденцию к действию и отличает эмоц ию от биологического драйва, с одной стороны, и мотива (импульс к действию плюс когнитивный процесс) - с другой. Свой вариант когнитивной теории эмоц ий предлагает Шехтер, определяя эмоц ию как недифференцированное возбуждение плюс когнитивный процесс. Он считает, что в основе всех эмоц ий лежит одно и то же физиологическое состояние возбуждения, а качественные различия между эмоц иями обусловлены оценкой ситуации, вызвавшей это возбуждение.

 

Плутчик определяет эмоц ию как генетически предопределенную реакцию организма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адаптивному комплексу отвержения соответствует эмоц ия отвращения, а адаптивному комплексу разрушения - эмоц ия гнева. Плутчик дает определение восьми первичным эмоц иям и указывает на то, что эти восемь первичных эмоц ий, вступая в комбинации друг с другом, образуют вторичные эмоц ии. Он выводит формулы вторичных эмоц ии, например, <гордость = гнев + радость>, <скромность = страх + приятие>. Он считает, что в терминах вторичных эмоц ий можно анализировать личностные черты. Например, различные социальные регуляторы, по его мнению, могут быть поняты как комбинации страха и других эмоц ий.

 

ГЛОССАРИЙ

 

В заключение главы мне представляется полезным привести словарь терминов, используемых в теории дифференциальных эмоц ий.

 

Эмоц ия (базовая, дискретная). Эмоц ия - это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экслрессивный и чувственный компоненты. Интраин-дивидуальный процесс взаимодействия этих компонентов, в результате которого возникает эмоц ия, является результатом эволюционно-биологических процессов. Так, у человека особенности переживания и выражения эмоц ии гнева являются врожденными, панкультурными и универсальными.

 

Эмоц иональные паттерны. Эмоц иональный паттерн - это комбинация двух или нескольких базовых эмоц ий, которые при определенных условиях разворачиваются одновременно или в определенной последовательности и которые взаимодействуют между собой таким образом, что каждая из включенных в паттерн эмоц ий оказывает мотивационное воздействие на индивида и его поведение.

 

Драйвы. Драйв - это мотивационное состояние, вызванное изменениями или нехваткой каких-то веществ в тканях организма. Наиболее распространенными примерами драй-вов являются такие состояния, как голод, жажда, усталость. Мотивационная интенсивность всех драйвов, за исключением сексуального драйва и драйва к избеганию боли, по своей природе циклична. Только два драйва - избегание боли и сексуальное влечение - обладают некоторыми характеристиками эмоц ий.

 

Аффект. Термин <аффект> - общий, неспецифический термин, описывающий все вышеперечисленные мотивационные состояния и процессы. К аффективной сфере относят базовые эмоц ии, эмоц иональные паттерны, физиологические драйвы, а также процессы и результаты их взаимодействия. Аффективная сфера также охватывает состояния или процессы, при которых один из аффектов (эмоц ия или драйв) взаимодействует с когнитивным процессом.

 

Интеракция < эмоц ия- эмоц ия>. Это взаимодействие одной или нескольких эмоц ий, при которой одна эмоц ия усиливает, ослабляет или подавляет другую.

 

Интеракция < эмоц ия-драйв>. Это мотивационное состояние, при котором эмоц ия усиливает, ослабляет или подавляет драйв и наоборот.

 

Аффективно-когнитивная структура и эмоц иональные черты. Мы привели перечень частных эмоц ий и обозначили критерии, на основе которых можно отнести ту или иную эмоц ию в разряд базовых, или фундаментальных. Мы также отметили, что эмоц ии часто возникают в паттернах, в комбинациях двух или нескольких эмоц ий. Именно обсуждению базовых эмоц ий будет посвящена большая часть этой книги, однако считаю важным отметить, что мы уделим внимание и таким сложным мотивационным феноменам, какими являются аффективно-когнитивные структуры. В этих структурах в качестве аффективного компонента выступает либо отдельная эмоц ия, либо комбинация эмоц ий, либо эмоц иональный паттерн, а когнитивный компонент складывается из сети образов, представлений и символов, связанных с этими эмоц иями. Аффективно-когнитивные структуры могут приобретать характер личностной черты. Такие сложные, многогранные эмоц иональные феномены, как тревога, депрессия, враждебность, ревность, гордость, любовь, следует анализировать в терминах аффективно-когнитивных структур, и мы рассмотрим их в последующих главах.

 

Аффективная экспрессия. Аффективная экспрессия занимает промежуточное положение между субъективно переживаемым мотивационным состоянием и поведением. Например, сокращения поперечно-полосатых мышц лица, которые наблюдаются у разгневанного человека, можно описывать как мимическую реакцию, или мимическое поведение. Однако важнейшей характеристикой мимических, голосовых и пантомимических проявлений, интегрированных в эмоц иональный процесс, является их мотивационное значение, а не поведенческий смысл. Это разграничение позволяет провести различия между чувственными/ мотивационными явлениями, с одной стороны, и поведением, с другой стороны, и таким образом сузить значение последнего. Поведение складывается из пер-цептивно-когнитивных процессов (из процессов восприятия, воображения, мышления, запоминания и антиципации), а также из инструментальной и двигательной активности.

 

Действие, поступок или поведение. Поведение - излишне общее понятие, которому невозможно дать точное определение, не вступая в противоречие со сложившейся в науке практикой. В бихевиоризме этот термин используется для описания наблюдаемых реакций, но в рамках других направлений этим термином обозначают любые акты функционирования организма - и аффективные, и когнитивные, и двигательные. Автор данной книги предпочитает избегать употребления этого термина, когда есть возможность применить другие, более специфичные и точные, например обозначить наблюдаемую реакцию как сердечно-сосудистую, или перцептивно-когнитивную, или двигательную. Кроме того, в силу расплывчатости термина <поведение> автор использует синонимичные ему понятия <действие> или <поступок>. Этими терминами мы будем обозначать те двигательные акты (в том числе голосовые), которые не включены в экспрессивный компонент эмоц ии. Действие отлично от аффективных состояний и процессов. Таким образом, эмоц ии, эмоц иональные паттерны и физиологические драйвы рассматриваются не как поведение или действие, а как мотивационные феномены, вызывающие определенные действия со стороны индивида или побуждающие его к этим действиям. Понятие <действие>, <поступок> или <поведение>, как правило, используется для описания деятельности индивида в целом, деятельности, которая вытекает из чувственных/мотивацион-ных феноменов аффективных процессов и которая может включать в себя активность любой из подсистем, не связанной с аффективной сферой.

 

Три компонента эмоц ии. В нашем распоряжении оказывается все больше и больше данных, свидетельствующих о том, что каждая из эмоц ий имеет свои специфические нервные (нейрофизиологические и нейрохимические) основания. Томпсон в своей работе (Tompson, 1988) провел детальный анализ того, как физиологические системы участвуют в эмоц иональном процессе и как эмоц ии влияют на физиологическое функционирование индивида.

 

Каждая базовая эмоц ия имеет экспрессивный компонент. В последующих главах мы рассмотрим, какие мимические выражения специфичны для той или иной эмоц ии. Не менее важную роль в эмоц иональной экспрессии играют голосовые и пантомимические проявления, но мы, к сожалению, пока не располагаем достаточными данными для того, чтобы говорить о специфичности тех или иных изменений голоса и движений тела для той или иной базовой эмоц ии. Однако, основываясь главным образом на здравом смысле, можно утверждать, что такие эмоц ии, как радость, печаль, гнев, страх, <говорят разными голосами>. На сегодняшний день наша субъективная, эмпирическая оценка эмоц ионального качества речи фактически ничем не уступает результатам комплексного компьютерного анализа физических характеристик речи - ее основной частоты (интенсивности), модуляции и т. п.

 

Переживание эмоц ии по определению не может быть бессознательным, это всегда в большей или меньшей степени осознаваемый опыт. В силу того, что чувственный компонент относится к сфере сознательного опыта и является наиболее доступным аспектом эмоц ионального процесса и играет непосредственную роль в организации когнитивных процессов и поведения, мы и предприняли попытку сконструировать краткое и неполное определение эмоц ии (глава 1) в терминах именно этого компонента.

 

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

 

Harris P. L., Johnson С. N., Hutton О., Andrews G., Cooke Т. Young children's theory of mind and emotion. - Cognition and emotion, 1989, 3, 379-400 (b).

 

В трех экспериментах дети от 3 до 7 лет наблюдали за мультипликационными персонажами, которым предстояло открывать различные емкости. Дети понимали, что эмоц ии, проявляемые персонажами при открывании емкостей, зависят от того, что те рассчитывают там обнаружить.

 

Lazarus R. S., Соупе J. С., Folkman S. Cognition, emotion and motivation: The doctoring of Humpty-Dumpty. - In: K. R. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to emotion. - Hillsdale, NJ, Eribaum, 1984,221-237.

 

Теоретический обзор взаимодействия личности со средой и отношений между эмоц иями, когнитивными процессами и мотивацией.

 

Lewis Н. В. Shame in depression and hysteria. - In: C. E. lzard (Ed.). Emotions in personality and psychopathology. - New York, Plenum, 1979, 371-396.

 

Психоаналитический взгляд на роль стыда при депрессиях и истериях.

 

Roseman 1. J. Cognitive determinants of emotions: A structural theory. - In: P. Shaver (Ed.). Review of personality and social psychology. - Beverly Hills, CA, Sage Publications, 1984, Vol. 5,11-36.

 

Детализированная теория когнитивных предпосылок эмоц ий. В основу положен принцип, что эмоц ии возникают в процессе оценки и сравнения текущей ситуации с личностными мотивациями.

 

Smith С. A., Ellsworth P. С. Patterns of appraisal and emotions related to taking an exam. - Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52, 475-488.

 

Социально-когнитивный подход к анализу процессов оценки, активирующих эмоц ии. Классификация и описание эмоц ий проводились по шести параметрам: приятность, привлечение внимания, своя и чужая ответственность, самоконтроль и внешний контроль.

 

WeinerB., Handel S.I. A cognition-emotion-action sequence: Anticipated emotional consequences of causal attributions and reported communication strategy. - Developmental psychology, 1985, 21(1), 102-107.

 

Эмпирическое исследование предпосылок и последствий эмоц ий в рамках социально-когнитивной (атрибутивной) теории.

 

 

Глава 3

 

ЭМОЦ ИИ, СОЗНАНИЕ И СВЯЗЬ ЭМОЦ ИЙ И КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Уже невозможно отмахиваться от этого вопроса как от бессмысленного, хотя это самый странный и самый необычный вопрос, когда-либо встававший перед наукой. Пришлось ли Вселенной с первых дней своего существования приспосабливаться к тем требованиям, которые в будущем предъявят к ней жизнь и разум? Пока мы не поймем, в каком направлении нужно искать ответ на этот вопрос, мы вынуждены будем признать, что не знаем о Вселенной самого главного.

 

Одни считают, что исследование этой проблемы потребует от нас постепенного погружения в глубины вещества - от кристаллической структуры к молекулярной, от молекул к атомам, от атомов к мельчайшим частицам, от мельчайших частиц к кваркам и, быть может, к еще более элементарным частицам. Но есть и совершенно иная точка зрения, ее можно назвать <логический парадокс Лейбница>. В соответствии с ней, анализ физического мира, выполненный достаточно глубоко, откроет некий, пока скрытый от нас, путь, ведущий к человеку, к его сознанию и разуму, и тогда мы, возможно, неожиданно для себя обнаружим, что человеческий разум, человеческое сознание лежат в основе универсума благодаря одной лишь способности к наблюдению и к проникновению в тайны сущего (Wheeler, 1974, р. 688-691).

 

Есть немало исследователей, склонных счесть сознание основным предметом психологии, однако проблема сознания зачастую выглядит незаслуженно обойденной вниманием теоретиков и экспериментаторов. В каком-то смысле сознание воспринимается как <данность>, лежащая в основе отдельных более частных переменных, которыми манипулирует и которые измеряет научная психология. Не существует общепризнанного определения сознания, и нужно признать, что выработка ясного и четкого определения сознания - дело чрезвычайно трудное. Ученые часто говорят о сознании, не только не определяя его, но даже и не соотнося со смежными понятиями, такими как <разум> (или <ментальные структуры>) и <субъективный опыт>. Разумеется, в рамках этой главы невозможно разрешить все существующие проблемы в отношении сознания, мы просто попытаемся более четко обозначить их, приведем некоторые постулаты, которые могут составить основу для определения сознания, подойдем к рассмотрению этого понятия с точки зрения других, соотнесенных и отчасти смежных с ним, понятий. Мы также рассмотрим эмоц ии как организующие факторы активного сознания, обсудим взаимоотношения <мозг- эмоц ия-сознание>.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

 

В повседневной речи мы различаем сознательное и бессознательное, состояние бодрствования и состояние сна. При этом, если <сознание> и <бодрствование> зачастую воспринимаются нами как синонимичные понятия, то понятия <сон> и <бессознательное> обозначают для нас разные состояния. Сон, во всяком случае фаза быстрого сна, - это активный процесс, и его можно рассматривать как состояние сознания, при котором пороги сенсорных рецепторов повышены по сравнению с порогами бодрствующего состояния. Нам снятся сны, и сновидение можно считать аффективно-когнитивным процессом. Жизненный опыт, а также данные лабораторных исследований говорят о том, что сновидения выполняют полезные функции: если человека лишить сновидений, он может заболеть.

 

Очевидно, что такой аффективно-когнитивный процесс, как сновидение, может протекать без внешней стимуляции, что в большей степени, если не целиком, он зависит от образов, продуцируемых индивидом в бодрствующем состоянии. Образы или последовательности образов, возникающие в сновидении и кажущиеся новыми, на самом деле представляют собой своеобразные вариации натемы уже имеющихся в сознании образов.

 

Вряд ли можно всерьез оспаривать утверждение о том, что во сне человек переживает эмоц ии. Кто из нас не просыпался от ужаса, порожденного ночным кошмаром? По-видимому, это происходит тогда, когда мощная эмоц ия изменяет порог рецепторов или, говоря иначе, эмоц ия высокой интенсивности пробуждает сознание.

 

Так же очевидно, что в бессознательном состоянии у нас отсутствуют и перцеп-тивно-когнитивные процессы, и эмоц ии, и сновидения. Потеряв сознание, мы уже не отдаем себе отчета в том, что происходит вокруг нас. Мы лишаемся представлений не только об окружающем мире, но также о времени и месте. В таком состоянии человек уподобляется цветку или дереву: он живет, но не осознает себя живым. Это не фрейдовское бессознательное, в котором, как полагал Фрейд, когнитивные процессы протекают, но не осознаются человеком. В настоящее время общепризнано, что некоторого рода <умственные процессы> действуют на предсознательном или бессознательном уровнях (или на низком уровне осознания, вне фокуса сознания) и влияют на сознание и его процессы. Именно эти процессы и будут рассматриваться в данной главе.

 

СОЗНАНИЕ КАК ПОТОК МЫСЛИ

 

Поскольку в научной литературе отсутствует ясное и компактное определение сознания, нам придется начать с его частных определений, с постулатов описательного характера, с тех представлений, которые сложились к настоящему времени в отношении сознания. Многие из этих представлений уходят корнями в работы Уильяма Джеймса, которые, хотя и не дали определения феномену сознания, до сих пор служат богатым источником идей. Рассматривая <индивидуальное сознание>, Джеймс писал: <Любому человеку понятно его значение, но только до тех пор, пока его не попросят дать ему определение, а между тем точное определение сознания - одна из сложнейших философских задач> (James, 1890, р. 225). Здесь, по крайней мере, отражена вера Джеймса в индивидуальную природу сознания. По его мнению, сознание тождественно отдельно взятому индивиду. Но, ограниченный этим постулатом, Джеймс не смог обозначить различия между сознанием и содержанием сознания, и большая часть его размышлений об этой проблеме сводится к рассуждениям о когнитивных процессах сознания. В своем знаменитом описании непрерывного сознания он рассматривает поток сознания как поток мысли. Некоторые современные ученые, так же как Джеймс, не различают поток мысли и поток сознания, тем самым преуменьшая роль аффективного компонента сознания.

 

Неудача Джеймса в разграничении мысли и сознания затруднила определение сознания и помешала ему выработать набор постулатов, характеризующих сознание. Однако похоже, что на самом деле Джеймс не исключал эмоц ии из сферы своего анализа, поскольку использовал понятие <мысль> в самом общем его значении, подразумевая под ним любые <умственные> процессы. Он говорил о таких разных состояниях сознания, как визуальное и аудиальное наблюдение, умозаключение, воля, воспоминание, надежда, любовь, ненависть, и еще о <сотне способов, с помощью которых мы опознаем работу нашего разума> (р. 230). Однако ни в работах Джеймса, ни в трудах многих современных ученых мы не находим четкого разграничения сознания (как восприимчивости/осознания/внимания), с одной стороны, и содержания, операций сознания-с другой, хотя ряд авторов (Cantril, 1962; Deikman, 1971; Mandler, 1975; Tart, 1976) уделяли некоторое внимание этой проблеме.

 

Таким образом, идеи Джеймса применимы скорее для анализа содержания и операций сознания, нежели для анализа состояний восприимчивости/осознания как характеристик сознания. Мы уже отмечали, что Джеймс характеризовал мысль, или содержание разума, как индивидуальный феномен. Он писал о том, что разлад между мыслью и чувством - самый неразрешимый из всех существующих в природе. Он подчеркивал, что содержание сознания постоянно изменяется. Он считал, что меняются даже соматические ощущения, что человек никогда не испытывает одного и того же ощущения дважды. <Человек меняется ежесекундно, чувственный опыт постоянно трансформирует его, и ментальная реакция на конкретную данность в конкретный момент времени есть результат индивидуального опыта взаимодействия с миром, сложившегося к настоящему моменту> (James, 1890, р. 234).

 

Джеймс отмечал, что содержание сознания непрерывно. Даже в исключительных случаях, когда сознание временно прерывается, похоже, что неосознаваемый период никак не влияет на общую непрерывность сознания. В этом случае сознание, несмотря ни на что, ощущается как неразрывное. Кроме непрерывности с точки зрения времени, сознание непрерывно и в том смысле, что его элементы внутренне связаны друг с другом и составляют одно целое. По мнению Джеймса, самое подходящее имя этой цельности - <Я>. Завершая анализ сознания, Джеймс пишет: <Таким образом, оглядываясь назад и подытоживая этот обзор, можно сказать, что разум в любом его проявлении представляет собой театр одновременных возможностей. Роль сознания заключается в сопоставлении этих возможностей, в отборе одной или нескольких из них и в подавлении остальных путем наращивания или подавления силы внимания> (James, 1890, р. 288). Очевидно, что здесь Джеймс говорит о содержании сознания и об операциях сознания, и это замечание весьма ценно. Другие наблюдения Джеймса, касающиеся феномена сознания, будут рассмотрены нами в следующих разделах.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОТОКА СОЗНАНИЯ

 

Поток сознания - это ни в коем случае не беспорядочный или случайный процесс. Ребенок с момента своего рождения воспринимает окружающий мир избирательно. Эта избирательность восприятия проявляется, к примеру, в том, что ребенок отдает предпочтение человеческим лицам. Факторы окружающей среды также в значительной степени обусловливают стиль детского восприятия и последующий процесс обработки информации. Утех родителей, которые побуждают своих детей к свободному фантазированию, не ограничивают их активность, дети демонстрируют более развитое воображение (Sheaffer, Gold, Henderson, 1987). Дети, поток сознания которых питается фантазией и воображением, отличаются креативностью мышления. Выявлена корреляция между такими характеристиками мышления, как образность и креативность, и эта корреляция особенно значима у детей с высоким коэффициентом интеллекта (Shaw, De Mers, 1987).

 

Сингер и соавт. (Antrobus, Singer, Greenberg, 1966; Pope, Singer, 1976; Rodin, Singer, 1976; Singer, 1974, 1975; Singer, Antrobus, 1963) осуществили ряд важных исследований, посвященных проблемам сознания и внутреннего опыта. Хотя в теоретическом плане эти исследования продолжают традицию Джеймса и Томкинса, они обогатили современными понятиями и строгой научной методологией область, которую до этого было принято считать не поддающейся научному исследованию.

 

В своих экспериментах авторы исследовали отдельные аспекты, или функции сознания, такие как мечты, воображение и фантазия. Сингер, например, предположил, что эти внутренние процессы конкурируют с внешней стимуляцией и в такой же степени, как последняя, могут привлекать к себе внимание индивида и доминировать в его сознании. Эксперименты Антробуса, Сингера и Гринберга (Antrobus, Singer, Greenberg, 1966) подтвердили это предположение. Было обнаружено, что с повышением сложности задания частота появлений у испытуемых мыслей и ассоциаций, не связанных с выполнением данного задания, значительно сокращается. Наличие таких мыслей выявлялось следующим образом: экспериментатор прерывал испытуемого и спрашивал его, о чем он только что думал, не было ли у него мыслей, не связанных непосредственно с выполнением задания. В другом экспери-менте эти же авторы обнаружили, что у испытуемых, которые непосредственно перед экспериментом услышали о дальнейшей эскалации войны во Вьетнаме, отмечалось значительное увеличение количества не связанных с заданием ассоциаций.

 

Очевидно, что на баланс процессов обработки информации, получаемой индивидом от внутренних процессов и внешних стимулов, влияют и его личностные характеристики, и информативность окружающей среды, и множество других факторов. СингериАнтробус (Singer, Antrobus, 1963), а также некоторые другие исследователи провели факторный анализ содержания грез и описали три совершенно устойчивых паттерна, или стиля, грез. Для первого стиля, который можно назвать ви-новато-дисфорическим, характерны самообвинение, враждебные мысли, стремление к достижениям и боязнь неудач. Для второго стиля - рассеянность внимания и отвлекаемость, вызванные страхом. Третий стиль связан с положительными эмоц иями и порождает свободные, устремленные в будущее фантазии.

 

Роден и Сингер (Rodin, Singer, 1974) обнаружили, что тучные люди по сравнению с людьми обычной конституции более восприимчивы к внешним стимулам, поэтому их мысли больше обусловлены сенсорной информацией, в частности пищей и пищевыми символами. Поуп (Pope, 1977) обнаружил, что необходимость вербализации замедляет поток мысли человека, влияет на его самоотчет о текущих ментальных процессах.

 

Сингер и соавт. (Pope, Singer, 1976) пишут об одиннадцатидетерминантах потока сознания и в качестве таковых рассматривают мышление как деятельность, сенсорную информацию, континуум сознаваемого, внимание, предвзятость по отношению к сенсорной информации, предсказуемость окружающей среды, сопоставление (или оценку сенсорной информации), аффект, текущие заботы человека, ориентацию на внутренние процессы и структурные характеристики стимулов. Внимание, которое эти авторы уделили аффекту, признание ими важности аффекта как одной из детерминант сознания и одного из регуляторов его структуры, несомненно, обусловлены идеями Шехтеля (Schachtel, 1959) и Томкинса (Tornkins, 1962).

 

СОЗНАНИЕ КАК ПАРАДИГМА

 

Согласно Тарту (Tart, 1973), обычное состояние сознания, подобно научной парадигме, конституирует набор правил и теорий, которые помогают человеку взаимодействовать с окружающей средой и интерпретировать свои переживания. Эти правила в большинстве своем имплицитны, - люди следуют им автоматически, чувствуя при этом, что поступают естественным образом. В соответствии со своей концепцией сознания Тарт определяет знание как непосредственно данное <чувство конгруэнтности двух разных типов опыта, их соответствия друг другу. Один тип опыта складывается из восприятия человеком внешнего мира, людей и самого себя; другой тип опыта - это теория, схема, система понимания мира> (р. 45). Именно эта схема, или система, понимания и является личностной парадигмой, или сознанием.

 

Тарт (Tart, 1976) теоретически обосновывает три типа сознания: базовое сознание, осознание сознания (или самосознание) и сознание-внимание, фокусирование которого отчасти произвольно. Он различает дискретные состояния сознания (ДСС), которые представляют собой уникальные динамические паттерны психологических структур, и дискретные измененные состояния сознания (ДИСС), являющиеся отклонением от некой базовой линии ДСС. В то время как ДСС сбалансированы при помощи произвольной фокусировки <энергии сознания-внимания> и процессов положительной и отрицательной обратной связи, ДИСС дестабилизированы некими разрушительными силами, вносящими дисбаланс во взаимоотношения различных структурных подсистем и одновременно организующими взаимоотношения подсистем в соответствии со своими правилами. Тарт выделяет десять основных подсистем, играющих ту или иную роль в известных ДИСС: экстерорецепторы, ин-терорецепторы, процессы первичной обработки информации, память, подсознание, эмоц ии, оценка и принятие решения, чувство времени, чувство идентичности и моторные сигналы. Таким образом, Тарт относит эмоц ии к одной из подсистем сознания (или измененных состояний сознания), но не анализирует отношения, в которые могут вступать эмоц ии с другими постулированными подсистемами.

 

Анализ, проведенный Тартом, делает возможным изучение сознания как состояния восприимчивости - осознания - внимания вне зависимости-от его содержания и операций. Трудности разграничения сознания и его аспектов, с одной стороны, и содержания сознания - с другой, с которыми сталкиваются многие западные ученые и философы, прекрасно проиллюстрировал Шер (Scher, 1962):

 

При отсутствии <сенсорного потока> сознание прерывается (Hebb, 1961); но сам по себе сенсорный поток еще не есть сознание. Для того чтобы разум приступил к работе, необходимы и новизна сигнала (Vernon, McGill, Gullick, Candland, 1961), и последовательность, и смысл (Freedman, Gruebaum.Greenblath, 1961), и способность к дифференцированным реакциям (Lindsley, 1951), равно как некоторая амплитуда изменчивости стимулов (Kubie, 1961) (р. 356).

 

СОЗНАНИЕ КАК АСПЕКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Дейкман (Deikman, 1973), в отличие от большинства других западных теоретиков, указывает на необходимость разграничения сознания и содержания сознания. В качестве примера, доказывающего обоснованность такого разграничения, он приводит тот факт, что при медитации человек расширяет свое сознание, подавляя привычные операции разума (восприятие, мышление, память). В данном случае расширение сознания - это увеличение его сенситивности, а не расширение содержания. По мнению Дейкмана, содержание сознания складывается в основном из мыслей, образов и воспоминаний; эти психические феномены непостоянны, они могут изменяться или исчезать, однако сознание человека, или его способность к осознанию, при этом сохраняется. Если содержание сознания - это функция нервной системы, состоящей из рецепторов и центральных анализаторов, то сознание, по мысли Дейкмана, представляет собой <дополнительный аспект такой биосистемы, ее психологический эквивалент> (Deikman, 1973, р. 319), но ни в коем случае не является продуктом частных нейронных взаимодействий. По мнению Дейкмана, сознание и нервная деятельность - это взаимодополняющие аспекты биологической системы, образующей конкретного индивида. С биологической стороны, система определенных химических веществ образует жизнь, тогда как с психологической стороны эта же система конституирует процесс осознания. Дейкман проводит аналогию между дуализмом биологической системы с ее электрохимическим и психологическим аспектами и дуализмом в мире физических явлений, напоминая, что, например, свет может проявлять себя как электромагнитные волны и как частицы. Проводя эту аналогию, Дейкман вовсе не подразумевает существования некой отдельной системы, которая воспринимала бы сознание так же, как глаз воспринимает свет, а ухо - звук. Скорее он имеет в виду, что <осознание как процесс является дополнительным аспектом системы и одновременно в своем психическом измерении представляет собой систему>. Дейкман считает, что содержание сознания (например, ощущения, мысли) индивидуально, персонифицировано, тогда как осознание этого содержания универсально.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 386. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия