Студопедия — Библиотека Актера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Библиотека Актера






 

Для студентов 2 курса специальности «Экология» 020801

всех форм обучения

 

 

Филиал Российского государственного

социального университета г. Чебоксары

428027, г. Чебоксары, ул. Хузангая, 20

 

 

Отпечатано в типографии «Альбион»

428027, г. Чебоксары, ул. Хузангая, 14 офис 213

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать оперативная.

Усл. печ. л.2. Уч.-изд. л. 1,6. Тираж 50 экз. Заказ №

Подписано в печать 8.04.2010 г.

Библиотека Актера

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

М. В. СМИРНОВА

 

СКОРОГОВОРКИ В РЕЧЕВОМ ТРЕНИНГЕ

 

Учебное пособие

 

2-е издание

 

Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства

 

Санкт-Петербург 2009

 

УДК 792

 

ББК 85.334.076.3

 

С 506

 

Пособие разработано для слушателей «Интер-Мастер-Класса» Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства

 

Утверждено Советом факультета актерского искусства и режиссуры 01 марта 2007 г.

 

Рецензент:

 

Алфёрова Л. Д., кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценической речи СПбГАТИ

 

2-е издание

 

Данное пособие предназначается для абитуриентов, собирающихся поступать в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства.

 

Оно может быть также полезно студентам первых-вторых актерских курсов и начинающим преподавателям предметов «Сценическая речь».

 

Рекомендовано широкому кругу лиц, желающих улучшить дикцию и речь.

 

© М.В. Смирнова, 2009 © Санкт-Петербургская ISBN 978-5-88689-063-1 государственная академия театрального искусства, 2009

 

***

 

В словаре С.И.Ожегова мы можем прочитать: «Скороговорка - это искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь».

 

Обычно именно так и рассматривают скороговорки, считая, что их использование ограничивается лишь сферой отработки дикции. Однако любой практикующий специалист по сценической речи может внести в данное определение существенные дополнения, которыми нам и хочется поделиться с вами.

 

Да, конечно, скороговорки являются верными и надежными помощниками для абитуриентов и студентов в нелегкой работе на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение; для работы по голосоведению и освоению резонаторной системы, расширению звуковысотного и темпоритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма и т. д.

 

От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, емкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая померяться с ними силами, испытать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные, коротенькие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зарифмованы в небольшие стихотворения.

 

В детстве скороговорка - это веселая, занимательная учеба для детей, а позже - отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения.

 

Скороговорки придумываются поэтами и писателями, рождаются в народе, откликаясь на нелепости и несуразности казенного языка:

 

Крепче крепить крепость крепежной крепи.

 

Спикер у спикера спёр скипетр.

 

Протокол про протокол протоколом запротоколировал.

 

Нужен риэлтеру электорат, как импичмент спичрайтеру.

 

Приватизировали, да не выприватизировали.

 

Многие скороговорки возникают в стенах театральных вузов и училищ на уроках по сценической речи. Чаще всего их придумывают студенты по заданию педагога.

 

Вот, например, рассказ-скороговорка студента, стремящегося улучшить произнесение звука Ш:

 

«Шесть шажков шишку до шеф-повара. Спешил шишок, тушил в горшке картошку, сушил шиповник, и, шмыгая, швырял в мешок. Шумит камыш, у шишка на шампуре шипит шашлык. Зашумели крылышки, и мушка шмякнулась на шашлык. Шасть мушка по картошке, прошмыгнула, что мышка, по шанежкам и сушкам. Шишок шибко спешил, шустро зашиб мушку в сушках. Засушил, потушил, перемешал с кашей и вермишелью и вышел в лучшие шеф-повары».

 

Или стихотворение студентки, также занимающейся исправлением «шепелявости»:

 

Шаг - шажок,

 

Шаг - прыжок,

 

Шаг - флажок,

 

Шаг - должок.

 

Жизнь – ожог!

 

Сочиняя тренировочные тексты, окунаясь в мир фонетики, звукового разнообразия слов, словосочетаний, фраз, студенты начинают с большим интересом, бережнее и осмысленнее относиться к каждому звуку, тем самым обогащая и расширяя свой словарный запас, активизируя мышление и воображение. Это, конечно, вносит в процесс обучения элемент творческого поиска и личностной заинтересованности.

 

ЗАДАНИЕ:

 

Попробуйте сочинить небольшие тексты в прозе или в стихах. Постарайтесь использовать как можно больше слов, содержащих необходимый для тренинга звук.

 

Огромную пользу приносят скороговорки при обучении иностранных студентов. Говорящие на других языках учащиеся удивляются количеству, разнообразию и изобретательности русских скороговорок. Почти каждый день появляющиеся в тренинге новые сложные тексты — для них «и мука, и отрада». Все это позволяет улучшить качество владения русским языком, познать поэтику звука, познакомиться с юмором и самобытностью народных высказываний, расширить лексический запас.

 

Кстати, следует отметить, что и для русскоговорящих студентов во многих скороговорках встречаются неизвестные слова и понятия, для расшифровки которых необходимо обратиться к словарю:

 

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

 

Рододендроны из дендрария.

 

Адъюнкт ткач.

 

Инженеры нивелировали да не вынивелировали.

 

Антиквары отдают приоритеты раритетам.

 

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

 

Знакомство с подобными скороговорками дает повод для самостоятельной работы студентов со словарями и другой справочной литературой. Большую пользу приносит подготовка небольших сообщений об узнанном с приведениями примеров из научной и художественной литературы.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Впишите ниже значение слов:

 

Курфюрст –

 

Ландскнехт –

 

Дендрарий –

 

Адъюнкт –

 

Нивелировать –

 

Приоритет –

 

Раритет –

 

Вахмистр –

 

Ротмистр –

 

2. Составьте с этими словами новые скороговорки:

 

Для учащихся, имеющих говорные отклонения, скороговорки могут стать первыми текстами для письменного и устного орфоэпического разбора. В любой из взятых в работу скороговорок обязательному контролю должны подвергаться гласные А и О, а также Е и Я, редуцирующиеся (то есть изменяющие свое качественное и количественное звучание) в определенных позициях (предударных и заударных). Но в данном пособии мы не будем рассматривать эту проблему. Подробнее о работе над исправлением говоров вы можете узнать в специальной литературе по предмету.

 

ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ

 

На различных этапах технологического освоения речи скороговорка может меняться и трансформироваться в зависимости от тех задач, которые на данный момент являются наиболее важными.

 

На начальном этапе использования, а именно при «вычищении» дикционных недостатков, отработке верного артикуляционного уклада, ее можно охарактеризовать как «чистоговорку». «Чистоговоркой» мы назовем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произнесение отдельного «больного» звука.

 

Например:

 

Ехали Сенька с Санькой с Сонькой на санках.

 

Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

 

Семеро Саней по семеро в сани уселися сами.

 

Приведенные выше «чистоговорки» помогают в работе над исправлением сигматизма (дефектного звучания свистящих звуков С, 3, Ш, Ж, Ч или Щ). В данном случае -неверного произнесения звука С.

 

На первых порах исправляемый звук должен находиться в одной и той же позиции. В данных «чистоговорках» звук С почти всегда стоит в начале слова. В дальнейшем в подбираемых для работы текстах «больной» звук должен перемещаться и находиться в различных позициях и соединениях как с гласными, так и согласными звуками, оказываясь в начале, в середине или в конце слова. Это еще более сложная задача для контролирования верного артикуляционного уклада и четкости произношения, но таким образом тренинг переходит на новый уровень сложности:

 

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

 

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

 

Крысы с сыром сгрызли рис.

 

ЗАДАНИЕ: Найдите в приложении к пособию еще несколько скороговорок, в словах которых звук С находится Ов одной, а затем в разных позициях. Выпишите их и отработайте правильное произнесение звука С.

 

Позже «чистоговорка» может перейти в разряд именно «скороговорки», т.е. текста, в котором качество проработки верного артикуляционного уклада проверяется в ускоренном темпе произнесения при разнообразном чередовании одного или нескольких тренируемых ранее звуков:

 

На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. (Д Р Т, BJ

 

Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. (П, Р, CJ

 

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. (К, Р, Л)

 

На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки» (как назвал их поэт С. Погореловский). В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые слова, и в потоке этих слов встречаются различные фонемы (звуки) русского языка, соединенные в сложнейшие звуковые комбинации. «Трудноговорка» требует особой четкости дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.

 

Например:

 

Перспективный бесперспективияк, бесперспективный перспективияк.

 

Из-под пригорка из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.

 

У столбов гладкотесовыструганных вьюн да хмель расперезавиваются.

 

Любая «чистоговорка», скороговорка, а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого труднопроизносимого слова.

 

На первых порах, чтобы разобраться в сложной расстановке звуков, возможно сразу же записать скороговорку, чтобы, кроме слухового, иметь зрительный образ составляющих ее слов, и несколько раз прочитать ее по записи. Но в дальнейшем запись все-таки лучше оставлять на конец занятия как фиксирование домашнего задания, а в процессе урока тренироваться в осмыслении, запоминании и освоении тренировочного текста только по слуху.

 

На этапе работы над удлинением выдоха и умением держать перспективу мысли на всем протяжении говорения скороговорка трансформируется в «длинноговорку». «Длинноговоркой» может стать скороговорка, состоящая из одного распространенного предложения.

 

Например:

 

Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшего универсальный, усовершенствованный пылепневмомешковыколачиватель.

 

Или:

 

Еду в Минск, из Минска в Пине к, из Пинска вДвинск, из Двинска в Лабинск, из Лабинска в Псков, из Пскова в Гдов, из Гдова в Львов, из Львова в Льгов, из Льгова в Покров, из Покрова в Ковров.

 

Также «длинноговоркой» может стать любая скороговорка при неоднократном ее повторении целиком или удвоении, утроении и т. д. каждого слова, входящего в ее состав.

 

Однако здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что сложившаяся таким образом история, как и любая другая, не «стоит на месте», а развивается, длится, между ее частями не ставятся завершающие точки:

 

От топота, от топота, от топота копыт пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит...

 

От топота копыт пыль по полю летит, от топота копыт пыль по полю несется, от топота копыт пыль по полю летит, от топота копыт пыль по полю несется...

 

Совершенно необходимо найти логичное оправдание целесообразности такого повторения. Возможно, говорящий по нескольку раз повторяет слова от изумления, восхищения или возмущения, которые увеличиваются по мере приближения летящего по полю облака пыли.

 

Работа с «длинноговорками» не только развивает объем дыхания и «удлиняет» выдох, но в дальнейшем помогает осваивать сложные по построению и пунктуации тексты Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, позволяет не запутаться в логической перспективе фразы, продержать мысль до конца, не дробя ее на короткие, не связанные между собой куски.

 

ЗАДАНИЕ: Попробуйте прочитать отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», учитывая, что перед вами одно предложение.

 

На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время, как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на той плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках Моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой и белыми возами - на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно также убитыми.

 

Для того чтобы прочитать эту фразу, необходимо не только осмыслить текст, но и верно распределить дыхание, проследить за звучанием и дикционной четкостью, а для этого, несомненно, нужно обладать определенной технической оснащенностью.

 

Хочется отметить, что текст даже одной скороговорки может помочь сконцентрировать внимание на множестве вопросов, проблем, технологических задач.

 

Например, возьмем такую скороговорку:

 

Выдра из ведра выпрыгнула. Воду из ведра выплеснула. Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, выплеснуть-то она выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла.

 

Данный текст изобилует губно-зубным звуком В и может быть использован для его отработки как «чистоговорка».

 

По тренировочной линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы, принятой в Санкт-Петербургской театральной школе, звук В прорабатывается в звукосочетаниях, встречающихся в данной скороговорке.

 

Например:

 

ВУ, ВУВВУ, ВПРУ, ВПРУВВУ, ВПЛУ, ВПЛУВВУ и т.д.

 

Далее можно перейти к отработке отдельных слов из текста, включающих в себя ранее оттренированные звукосочетания:

 

ПРЫ, ВИРЫ - выпрыгнула, впрыгнула;

 

ПЛЕ, ВПЛЕ - выплеснула, вплеснула.

 

Возможно прибегнуть к многократному повторению этих слов или их комбинаций:

 

выпрыгнула, да выплеснула, впрыгнула, да вплеснула;

 

выпрыгнула, да впрыгнула, выплеснула, да вплеснула.

 

Можно также попробовать в режиме «нон-стоп» составлять словосочетания или фразы с данными словами и произносить их, совмещая с броском небольшого теннисного мячика вверх, через спину, под ногой, ударяя им в пол, перекидывая партнеру. При этом необходимо стараться соединять дыхательную активность и звуковой посыл с траекторией и энергией полета мячика. В тренинг могут быть включены и другие «движенческие» задания (кувырки, прыжки, наклоны и т. д.), но они не должны отодвигать на второй план контроль дикционной аккуратности и четкости.

 

Все в той же вышеприведенной скороговорке необходимо заострить внимание на словосочетании «из ведра», в котором часто выпадает звук В, приводя к слышимому «из едра». Придуманные и отработанные звукосочетания, например: ЗВУ, ВЗВУ, ВЗВЗВУ, помогут в решении данной проблемы.

 

Отметим также, что необходимо полноценно выговаривать удвоенный по длительности произнесения согласный звук Ть на стыке слов «выпрыгнуть» и «выплеснуть» с частицей «то» - выпрыгнуть-то, выплеснуть-то.

 

Отработка и оттачивание сдвоенных звуков Т и Ть возможны в специально подобранных или придуманных звукосочетаниях, а также в идентичных по проблеме словосочетаниях, встречающихся в текстах других скороговорок:

 

выпрыгнуть-то: НУТЬТУ, ГНУТЬТУ

 

шелестит трава: УТТРУ, ТУТТРУ

 

не тот товарищ: УТТВУ, НТУТТВУ

 

не вместит двор: ТУДДВУ, СТУДДВУ

 

Заметьте, что в последнем соединении «не вместит двор» звук Т «озвончается» последующим за ним звуком Д и превращает его в подобный себе. Поэтому соединение звучит не ТД, а ДД! (Подробнее о правилах «озвончения» и «оглушения» при произнесения тех или иных согласных читайте в справочной литературе по орфоэпии.)

 

ЗАДАНИЕ: Подберите несколько подобных соединений, выпишите и оттренируйте их.

 

Работа со звукосочетаниями происходит все по той же тренировочной линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы. Произнесение согласных в мягкой позиции требует специальной тренировки, для чего используется цепочка гласных Ю-Ё-Я-Е-И. Подробнее о работе со звукосочетаниями чуть далее.

 

А теперь вновь обратимся к скороговорке «про выдру». В слове «выпрыгнуть» встречается частая ошибка -так называемое «тсякание», когда слово звучит как «выпрыгнуц».

 

Придумывая слова с подобным окончанием или имеющие в своем составе «опасные» ТЬ и ДЬ, отрабатывая правильное их звучание в игровой форме (используя мячик, скакалку, гимнастическую палку и др.), вы не только будете технически совершенствовать вашу речь, но и расширите свой словарный запас.

 

Вот примеры слов, найденных и предложенных студентами для тренинга по исправлению так называемых «тсяканий» и «дзяканий»:

 

Ю - тюрьма, этюд, дюбель, индюк, тюбик, Катюша, Настюша, натюрморт, тюря, дюны, гадюка, костюм, кутюрье, утюг.

 

Ё - Тема, застёжка, стёжка, бородёнка, костёр, стёр, дёрн, костёл, котёл, стёкла, дёсны, потёмки, утёс, картёжник, котёнок.

 

Я - утята, котята, стяжка, костяшка, тяга, бродяга, тяпка, растяпа, медяк, медянка.

 

Е - потеря, день, в огороде, молодец, постель, коростель, дерево, деревня, растение, надежда, удел, на обеде, тень, тело, тесто, тема, затея, идея, стенка, те, терем, теснота, здравствуйте, хвастайте, помолчите, поиграйте, попробуйте, послушайте, помилуйте, помогите.

 

И - ротик, тортик, бортик, котик, хвостик, крокодил, Дина, Димка, настил, командир, бродил, заходил, эти, бегемотики, животики, плести, нести, везти, пластина, мастика, люди.

 

Ь - бадья, ладья, Татьяна, чуть-чуть, медведь, шесть, пять, платье, скучать, играть, считать, гулять, стоять, целовать, обнимать, миловать, класть, власть, лесть, страсть, снасть, честь, плеть, кость, трость, гость, адъютант, ладья.

 

Следующие слова содержат несколько мягких Т и Д:

 

посетитель, натюрмортик, тюбетейка, тютелька, тётя, тетеря, тетерев, задёргать, продёрнуть, тягость, дядя, дети, тягость, тяжесть, десять, девять, тесть, сделать, дидактика, дятел, дёготь, стипендия.

 

ЗАДАНИЕ:

 

1. Прочитайте вслух приведенные выше слова, следя за аккуратностью произнесения тренируемых звуков ТЬ и ДЬ.

 

3. Продолжите подбирать слова для тренировки самостоятельно.

 

3. Данные слова могут быть включены в придуманные вами словосочетания и предложения. Например:

 

У тети пять детей.

 

День-деньской крокодил сидел под бадьей.

 

Под деревом не сосчитать котят и утят.

 

Тема на натюрморте нарисовал тортик u т. д.

 

Продолжите сами:

 

Другие скороговорки для исправления «тсякания» и «дзякания» вы найдете в приложении, в конце пособия.

 

Все в той же скороговорке «про выдру» необходимо обратить особое внимание на произнесение соединения гласных, образующихся на стыке слов «выдра из» - АИ, «воду из» - УИ, «выпрыгнуть-то она», «выплеснуть-то она», «а обратно» -АА.

 

Итак, мы видим, что на материале даже одной скороговорки возможно разобрать, отработать и решить множество технологических задач. Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда нужно использовать разнообразные тексты? Ответ очень прост: многообразие берущихся в работу «чистоговорок», скороговорок, «трудноговорок», «длинноговорок» позволяет не создавать стереотипных, раз и навсегда заученных, зафиксированных, доведенных до автоматизма и механики навыков. Каждый раз, в новом материале, мы заставляем себя удерживать во внимании и контролировать все аспекты речевого тренинга.

 

Логичная, продуманная смена тренировочных текстов, при повышающихся требованиях к их выполнению, в идеале должна привести дикцию в такую готовность, при которой встреча с любыми сложными звукосочетаниями в речевом потоке не должна вызывать затруднений.

 

РАБОТА НАД СОЧЕТАНИЯМИ ГЛАСНЫХ. «ЗИЯНИЕ».

 

При произнесении двух рядом стоящих гласных звуков переход из одного в другой происходит плавно, без разделения дыхательной паузой, за счет перестройки артикуляции и внутриротового пространства.

 

На начальном этапе работы над дыханием для проверки «теплого» фонационного выдоха используются отдельные гласные звуки, а затем их соединения все по той же линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы.

 

Используя данную линейку, можно создать шесть цепочек по пять пар:

 

УО-УА-УЭ-УИ-УЫ

 

ОУ-ОА-ОЭ-ОИ-ОЫ

 

АУ-АО-АЭ-АИ-АЫ и т. д.

 

Несколько позже будет необходимо подобрать тексты скороговорок, изобилующих соединениями гласных, и приступить к их отработке.

 

Например:

 

Окул бабу обул, иОкула баба обула. /УО, ИО, AOJ

 

Солнце выше ели, а мы еще не ели/ (ЕЕ, ЫЕ, EEJ

 

У осы не усы, не усищи, а усики.

 

А у гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

 

Последняя скороговорка содержит пары УА, ЕУ, АУ, ИУ, ЕИ. Работая над этими соединениями, можно привлечь к их оформлению плавные движения рук. Например: пальцы, с подключением работы всей кисти, «закрываются» друг за другом, складываясь на мизинец, и «раскрываются» на большой палец, как «веер». Произнося с такими движениями скороговорку, вы сможете визуально ощутить и проконтролировать округлость, наполнение, перетекание одного гласного в другой без зажимов в гортани.

 

Кроме того, руки могут стать внешней визуальной моделью работы органов артикуляции. Соединяя движения рук с ощущаемыми и наблюдаемыми в тренировочном зеркале микродвижениями речевого аппарата, вы сможете уловить тончайшие нюансы верных и неверных позиций языка, губ, верхнего нёба, гортани, нижней челюсти.

 

В дальнейшем, работая над скороговоркой, изобилующей гласными звуками, можно удвоить, утроить и далее многократно увеличить количество гласных в ее словах. Такое упражнение полезно для тренинга, направленного на активное включение в работу диафрагмы. На каждый гласный диафрагма будет производить легкий толчок. Для данного тренинга скороговорка «про осу» будет выглядеть таким образом:

 

у-у-а-а-сы-ы не-э у-у-сы-ы, не-э у-у-си-и-щи-и, а-а у-у-си-и-ки-и, а-а у-у гу-у-сы-ы-ни-и У-У-соов и ищи и не-э и ищи и не-э сы-ы-ще-эшь

 

(В дальнейшем могут быть использованы другие скороговорки.)

 

ЗАДАНИЕ: Подберите из скороговорок, приведенных в конце пособия, несколько текстов для подобного тренинга.

 

Проговаривать такую скороговорку полезно в неторопливом беге, с опущенными расслабленными плечами, свободными руками, плавно работающей нижней челюстью; на легких пружинящих прыжках с «летающими», свободными, «невесомыми» ногами, «парящим» телом. В статичном положении (стоя или лежа на полу) проверяйте работу диафрагмы и брюшного пресса положенной на низ живота ладонью левой руки, а получаемый при этом теплый выдох проверяйте ладонью правой рукой, находящейся перед лицом. Руки помогут вам верно распределить и «ощутить» дыхание, его теплоту, направленность, объем, а также плотность и округлость оформляемых звуков.

 

Разнообразные повороты, наклоны, вращения, броски, перекаты, перевороты позволят проверить «мягкость» и «полетность» всего тела. Использование подручных средств (мячик, гимнастическая палка, скакалка, воздушный шарик и т.д.) не только помогут снять мышечные зажимы в области дыхательных и артикуляционных мышц, но и заставят вас в новых условиях контролировать точность произнесения в тренировочных текстах.

 

Для дыхательного тренинга полезно использовать слова, содержащие соединения гласных:

 

Маэстро, Фаина, реалии, подиум, родео, авария, аура, боа, баул, Сеул, фиорд, триумф, пиастр, паук, неуч, маис, фиакр, аул, неон, баян, Лаос, ион, Каир, Фауст, реал, филиал, плие, воин, поэт, наука, шпион, пион, суета, театр, алоэ, дуэль, пауза, геолог, биолог, пиала, силуэт, раунд, фиаско, океан, фауна u т. д.

 

Из предложенных слов можно составить словосочетания и фразы. Например:

 

Клоун с коалой дуэтом мяукали.

 

Азиат знает, как паук кусает.

 

Силуэт поэта в театре.

 

Исполняет Иоланта пируэты на пуантах.

 

ЗАДАНИЕ: Продолжайте подбирать подобные слова и соединять их в тренировочные фразы.

 

В процессе поиска слов и составления словосочетаний и фраз вы обязательно столкнетесь с таким явлением, как «зияние» или «гиатус» (от лат. hiatus - отверстие, дыра), -коим является скопление нескольких гласных на стыке слов. (Поэтический словарь А. Квятковского).

 

Возможно соединение трех, четырех, пяти, а, может, и более гласных подряд.

 

4 гласных: Латвия и Эстония /ИЛИJj. биология и анатомия /ИЛИЛ;, приобретение аэрогриля (ИЕАЭ), орхидеи и азалии (ЭИИА), из Дании и Индии (ИИИЩ многомиллионная аудитория (АЯАУ), дикое и опасное (ОЕИА)

 

5 гласных: у Юлии и у Алексея (ИИИУА), авария у Аиды (ИЯУАЩ гармоничное ее исполнение (ОЕЕЁИ).

 

ЗАДАНИЕ: Попробуйте подобрать подобные примеры самостоятельно.

 

Произнесение словосочетаний, содержащих «зияние», требует особого внимания и виртуозного исполнения «перетекания» одного гласного в другой без перерыва в дыхании, при верной и четкой их артикуляционной перестройке:

 

У Оли и у Али в уали украли. (УО, ИИУА, У А, ИУ)

 

И Оля и Аля о них рыдают. (ИО, ЯИА, ЯО, AЮ)

 

Не по тропе, а около (ЕAO)

 

Катилось О и охало. (ОИО)

 

О охало, О окало, (ОО, OO)

 

Не по тропе, а около. (EAO)

 

Неверное произнесение слияния гласных на стыке слов может изменить их смысл:

 

особоэффективно или особо фиктивно;

 

сильно_нзгибаясь или сильно сгибаясь;

 

за овальным или завальным;

 

первые эмигранты или первые мигранты.

 

ЗАДАНИЕ: Приведите еще несколько примеров, показывающих искажение смысла слов при выпадении одного из гласных звуков на их стыке.

 

РАБОТА НАД ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ

 

Известно, что в театральных вузах и училищах на уроках по сценической речи для тренировки дикции и артикуляции используются всевозможные заковыристые звукосочетания.

 

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти звукосочетания никогда не встречаются в языке, что они лишь плод фантазии педагогов. Действительно, в отдельно взятом слове сложные соединения согласных встречаются не так часто, однако в речевом потоке, в словесной вязи, на стыке слов образуются самые причудливые и разнообразные соединения, включающие в себя 5-6 и более согласных подряд:

 

молодость вспомнить (СТЬВСП), горазд встречаться (CTBCTP), мост строителей (CTCTP), треск справа (СКСПР), текст скороговорки (KCTCK) u т. д.

 

ЗАДАНИЕ: Попробуйте подобрать подобные словосочетания и извлечь из них звукосочетания для тренировки.

 

Придумывая и вычленяя в речи подобные звуковые комплексы, вы разовьете лексическую и фонематическую чуткость.

 

В результате поисков вы обязательно обнаружите не только словосочетания, но и насыщенные разнообразными труднопроизносимыми согласными слова. Они могут стать тренировочными звукосочетаниями, а при многократном повторении или соединении «чистоговоркой», скороговоркой или «трудноговоркой».

 

Например:

 

бульвар, верлибр, трансформатор, маршрутка, Сыктывкар, Бернгардовка, канделябр, грейпфрут, фарватер, взяточничество, выкристаллизовавшийся, взгромоздившийся, неперевариваемый, вскидываемые, переквалифицировавшийся, неистовствующая, трудновыговариваемая, безмолвствовавшая, опрокидываемые, осваиваемое, усовершенствование, размазываемое, гидрометеорологический, и т.д.

 

ЗАДАНИЕ: Продолжите подбирать подобные слова.

 

Дальнейшей работой с найденными вами словами может стать их соединение в сложные словосочетания или фразы:

 

Безмолвствовавшая маршрутка.

 

Опрокидываемый канделябр.

 

Неперевариваемый грейпфрут.

 

Может быть, вам даже захочется сочинить целый рассказ или небольшое стихотворение:

 

На бульваре в Сыктывкаре

 

Трансформатор продавали.

 

ЗАДАНИЕ: Запишите придуманные вами словосочетания и тренировочные тексты.

 

Длительная отработка отдельно взятого звукосочетания до полного автоматизма все-таки в основном неразумна и нецелесообразна (за исключением случая тренировки определенного, вызывающего сложности слова в тексте роли). Механически втренированный навык виртуозного выговаривания определенного сочетания звуков моментально разрушается при малейшем изменении такового.

 

Поэтому даже в работе над одним и тем же звукосочетанием следует искать разнообразные подходы к его тренировке.

 

Возьмем для примера одно из первых звукосочетаний, предлагаемых для дикционного тренинга - ПТКУ. Данное звукосочетание направлено на проработку губного звука П, звука Т, произносимого кончиком языка, и звука К, в формировании которого участвует корень языка. Осознав порядок согласных в данном звукосочетании, способ его артикуляции, распределив усилия на их произнесение, приступим к работе над ним. Идя по уже известной нам ранее линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы, мы произносим цепочку звукосочетаний

 

ПТКУ-ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.

 

Теперь мы попробуем соединять звукосочетания с разными гласными попарно:

 

ПТКУПТКО-ПТКОПТКА-ПТКАПТКЭ-пткэптки-пткипткы.

 

То есть цепочка гласных у нас будет выглядеть таким образом:

 

УО-ОА-АЭ-ЭИ-ИЫ.

 

На следующем этапе мы усложним себе задачу и попробуем «поворачивать колечко звукосочетаний», начиная всякий раз цепочку с последующего гласного:

 

У-О-А-Э-И-Ы

 

О-А-Э-И-Ы-У

 

А-Э-И-Ы-У-О и т. д.

 

В этом случае цепочка звукосочетаний будет выглядеть так:

 

ПТКУ-ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ

 

ПТКО-ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ-ПТКУ

 

ПТКА-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ-ПТКУ-ПТКО и т.д.

 

«Перемешав» звуки таким образом:

 

У - Ы, О - Ы, А - ы, э - ы, И - ы, ы - ы

 

мы получим цепочку:

 

ПТКУ-ПТКЫ-ПТКО-ПТКЫ-ПТКА-ПТКЫ-пткэ-пткы-птки-пткы-пткы-пткы,

 

а удвоив звукосочетания:

 

ПТКУПТКУ-ПТКЫПТКЫ-ПТКОПТКО-

 

ПТКЫПТКЫ-ПТКАПТКА-ПТКЫПТКЫ-

 

пткэпткэ-пткыпткы-пткиптки-

 

пткыпткы-пткыпткы-пткыпткы.

 

В такой цепочке, кроме усложнения контроля за порядком чередования гласных, мы получим и ее удлинение, что потребует от нас иного распределения дыхания и артикуляционной выносливости.

 

Удваивая, утраивая и т. д. количество звукосочетаний в цепочке, мы тем самым каждый раз разрушаем заученную ранее ритмическую комбинацию, заставляя внимание концентрироваться не только на верности произнесения самих звуков, но и на их количестве. Причем контроль должен происходить не за счет просчитывания, а за счет улавливания ритмо-мелодической структуры звуковой композиции, заданной в тренинге.

 

В дальнейшем можно перейти к разнообразному объединению отработанных ранее звукосочетаний (содержащих одинаковые звуки ПТКУ-КТПУ-ТКПУ или совершенно отличные ВРЛУПТКУПТ-ЗЖДРУ и т.д.), создавая все новые и новые тренировочные цепочки.

 

Для создания веселого, но сложного тренинга возможно даже сочинение песенок или стишков из звукосочетаний. Например, на мотив песенки «В траве сидел кузнечик» создадим такую звуковую композицию:

 

ПТКУ-ПТКУ, КТПУ-КТПУ, ЧУЧ-ЩУЧ-ЧУЧ ЗЖДРО-ЖЗДРО, ВРЛО-ФРЛО, СТРОМ-ЗДРОМ-СТРОМ ПТКУ-ПТКУ, КТПУ-КТПУ, ЧУЧ-ЩУЧ-ЧУЧ ЗЖДРО-ЖЗДРО, ВРЛО-ФРЛО, СТРОМ-ЗДРОМ.

 

А в быстрой части:

 

СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ

 

СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ

 

БРМОТ-ПРМОТ, ВРМОТ-ФРМОТ, БРМОТ-ПРМОТ-ФРМОТ

 

СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ

 

СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ

 

БРМОТ-ПРМОТ, ВРМОТ-ФРМОТ, БРМОТ-ПРМОТ.

 

ЗАДАНИЕ: Попробуйте сочинить подобные композиции из звукосочетаний на мотив известных песен: «Елочка», «Ах вы, сени...», «Пусть бегут неуклюже...», «Улыбка» и т. д.

 

Эти задания, предложенные нами и придуманные вами, позволят вам перейти на более сложный уровень дикционного тренинга.

 

Беря в работу все новые и новые звукосочетания и тренировочные комплексы, не бросайте и предыдущие. Периодическое возвращение к началу поможет постоянно поддерживать вашу дикцию и артикуляцию на должном по качеству уровне.

 

По приведенной выше схеме можно работать с любым из предложенных в конце пособия звукосочетаний.

 

Хочется обратить ваше внимание на некоторые нюансы.

 

На наш взгляд, не следует искусственно создавать и тренировать звукосочетания со звонкими согласными на конце слов, т. к. в русском языке все звонкие согласные на конце слов оглушаются. Поэтому неразумно втренировывать например «БДГУБД», т. к. это сочетание звуков, конечно, будет звучать как «БДГУПТ» и именно в таком виде должно быть взято в работу. Кроме того, часто при тренировке звукосочетаний, содержащих звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Ц при их соединении с гласными И и Ы, учащиеся стараются искусственно дифференцировать и выговорить именно ШИ и ШЫ, ЖИ и ЖЫ, ЧИ и ЧЫ, ЩИ и ЩЫ, ЦИ и ЦЫ. Это, конечно, неверно, т. к. в русском языке не существует слов, где встречаются звукосочетания ШИ, ЖИ, ЦИ, т. к. звуки Ш, Ж и Ц всегда твердые. Мы говорим: машина, шибко, малыши, лыжи, животное, цирк, цыпленок, цифра, а вот звуки Ч и Щ всегда мягкие: число, речи, клещи, вещи.

 

Однако звукосочетания могут быть использованы не только как отдельный тренировочный материал, но и как звуковое включение в смысловой контекст скороговорки.

 

Например, изначальная скороговорка

 

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.

 

Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру

 

после отработки звукосочетаний ВРЛУ и ФРЛУ, содержащихся в ее словах, может выглядеть таким образом:

 

Была у Фрола, ВРЛУ-ВРЛО-ВРЛА-ВРЛЭ-ВРЛИ-ВРЛЫ, Фролу на Лавра наврала,

 

ФРЛУ-ФРЛО-ФРЛА-ФРЛЭ-ФРЛИ-ФРЛЫ, пойду к







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия