Студопедия — И МЕДИЦИНЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И МЕДИЦИНЕ






Биоэтика, будучи предметом гуманной философии и современного права, вырабатывает новую гуманистическую системную размерность в жизни и деятельности ученых, медиков и других спе-

циалистов, имеющих отношение к проблемам сохранения жизни и сбережения здоровья людей. Эти биоэтические проблемы все в большей степени становятся предметом исследования в науке и медицине. Биоэтика, как об этом говорилось ранее, появилась в связи с беспрецедентным прогрессом в науке, технике и особенно в биомедицине. Сегодня достижения науки позволяют разработать технологии, помогающие успешно бороться с тяжелейшими физическими и психическими заболеваниями, от которых еще страдают многие люди, намного увеличивать продолжительность их творческо-созидательной жизни, адаптироваться к различным условиям обитания в окружающей среде. Но вместе с тем научно-технический прогресс породил у мировой общественности беспокойство: можно ли на практике применять биотехнологии. Была поставлена задача выработки философии сбережения и поддержания здоровья людей в новых жизненных условиях. Российские философы, ученые, особенно медики, пропагандируя гуманные идеи сбережения и поддержания здоровья людей, ссылаются на принципиально новую концепцию в системе здравоохранения - медицину здорового человека. ВОЗ предложила, чтобы в XXI в. медицина перешла от своих традиционных защитно-оборонительных позиций в борьбе с болезнями к медицине здорового человека. Она должна стать социально-конструктивным способом сбережения и поддержания здоровья людей в целях управления их активным творческосозидательным долголетием. При этом и сама медицина, и ее функции должны принципиально измениться, а врач должен поменять свои мировоззрение и мышление. Ему надо искать пути и средства сбережения и поддержания здоровья самими людьми, способствовать их сотрудничеству с медиками. Из специалиста, лечащего болезни, врач должен превратиться в конструктора здоровья, а медицина - в медицину здоровья. В настоящее время в этих целях уже значительно расширилась и укрепилась роль пренатальной (дородовой) диагностики эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения, что способствует осознанному воздействию на развитие здорового человека, способного к творческому жизненному процессу.

Сегодня в медицине возникли проблемы, выходящие далеко за пределы морально-правовых отношений между самими медиками, а также между ними и пациентами, а именно - проблемы сохранения жизни вообще. Но ведь живое живому рознь. На определенном уровне его развития рождается сознание, которое связано с мышлением.

Жизнь начинает рассматриваться как высшая ценность. Не случайно А. Швейцер видел смысл практической философии, или этики, в познании непосредственного и всеобъемлющего фактора бытия жизни: «я - жизнь среди жизни, которая хочет жить». Отсюда вытекает задача биоэтики в медицине: модифицировать сознание медиков и пациентов, сделать его качественно иным. Биоэтика исходит из достижений естественных наук, и прежде всего биомедицины. При этом она не противоречит здравому смыслу людей, поскольку опирается на обширный эмпирический материал медицинской практики и жизненного опыта.

Люди привыкли думать, что состояние их здоровья от них самих мало зависит, и что оно связано со множеством обстоятельств: внешней природной и социально-культурной средой, условиями деятельности, качеством медицинского обслуживания и т.д. Сегодня мало кто в полной мере отдает себе отчет в том, что человеческое здоровье (физическое, психическое, умственное) зависит от активной жизненной позиции самой личности, обладающей пониманием смысла своей жизни и на этой основе выработавшей методы и средства достижения определенных жизненных целей. И вполне естественно, что такая личность не может не проявлять заботы о сбережении, поддержании и укреплении своего здоровья. Современная клиническая практика на базе достижений научно-технического и медико-технологического прогресса и в связи с перевооружением здравоохранения по-новому поставила перед врачами, фармацевтами и медицинскими сестрами вопросы о формировании нового морального фактора сбережения жизни и укрепления здоровья людей средствами медицины вообще и ее профилактической практики в особенности.

Еще до недавнего времени многие ученые и специалисты-медики были убеждены, что цель этики в научной медицине состоит в реализации этических норм-требований в целях получения нового знания и проявления при этом полного беспристрастия в отыскании истины и особой чистоты при проведении научного эксперимента на животных и людях. Теперь же этого стало мало. Важнейшая задача в научном исследовании состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о возможно причиняемом зле» (академик П.В. Симонов). Сегодня все более возрастают роль и значение биоэтики как качественно новой морально-правовой сферы в системе здравоохранения: в санитарно-профилактической, в медико-клинической практике и особенно в научно-исследовательской

деятельности. Это связано с тем, что на первый план сегодня выходят права граждан, прежде всего, подвергаемых испытаниям.

В середине XX в. у ученых-биологов вызывали особую тревогу и беспокойство новые перспективы научных, биомедицинских и генетических исследований. Они уже не могли гарантировать безопасность созданных ими новых препаратов. Морально-правовой фактор стал составной частью их научно-профессиональной деятельности. Актуализация современных морально-правовых проблем сохранения жизни и активизации человеческой деятельности - результат новейшего этапа в развитии науки и биомедицины. Во второй половине ХХ в. появились новые перспективные биологические дисциплины, получила развитие биотехнология. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к росту ассигнований на биологические и медицинские исследования феномена жизни, на создание биотехнологий. Кроме того, высокий темп обновления знаний о жизни и человеке влечет за собой быструю сменяемость социальных структур и институтов, воплощающих эти знания в творческую деятельность человечества.

Появились теоретики, которые считают, что в будущем человек будет жить в кибернетическом пространстве. В связи с этим возникла новая морально-правовая проблема отношения людей, в первую очередь специалистов, к жизни и смерти человека. Она связывается ныне не столько с научно-техническими возможностями проведения экспериментов на человеке в целях изучения его жизненного потенциала и модернизации некоторых его функций, сколько с тем, что научное вмешательство в природу человека может привести к необратимым последствиям: человек может перестать быть человеком в привычном нам виде. Между тем человеческая культура, нравственность и гуманные представления о жизнедеятельности людей основываются как раз на уникальной человеческой телесности, с теми присущими только ей возможностями, с тем распределением врожденных способностей между индивидами, которые считаются неотъемлемым качеством человеческого рода.

Ученым-медикам, исследователям-экспериментаторам следует всегда помнить, что живая и неживая материи тесно взаимосвязаны и даже взаимозависимы. Живое существует только вместе с неживым веществом. Они слиты в единое целое. Постоянно происходит поглощение и преобразование самых разных форм материи и видов энергии. Растения, животные и человек функционируют в электромагнитных и акустических полях, а также в полях космического и

техногенного происхождения. При ряде недомоганий, а тем более при тяжелых заболеваниях отмечаются отклонения от энергетических обменных процессов, что сказывается на гомеостазисе функциональных систем самого различного уровня. Любые изменения, произошедшие почему-либо в человеческом организме, могут сопровождаться различными механическими, термическими, биохимическими и электрическими проявлениями.

Сегодня остро встал морально-правовой вопрос о роли и значении медицинского воздействия на процессы, касающиеся наступления смерти. Облегчить наступление смерти человека, значит, взять на себя огромную морально-правовую ответственность. Любое вмешательство в физиологию или душевное состояние человека - большое личное мужество и высокая профессиональная ответственность. Поэтому этот вопрос не может решаться одними только медиками: врачами, медицинскими сестрами, фармацевтами обособленно от общественного мнения и контроля. Великий философ И. Кант рекомендовал грядущему человечеству быть осторожным по отношению к жизни и своим делам. В современных условиях единственно возможный вариант жизни и деятельности человека - жить и творить по своему разуму и в согласии со своей совестью. Сегодня необходимо философское осмысление установки древних: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте!» Ныне эту формулу следует расширить: «Любить человека, беИдеалы гуманизма в наше время пронизывают все направления международного сотрудничества. В Уставе ЮНЕСКО сказано о том, что необходимо внедрять в общественное сознание демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей. В нем обращается внимание, прежде всего, на поддержание человеческих чести и достоинства, широкое распространение гуманных идеалов культуры и образования на основе справедливости, свободы и мира. При этом подчеркивается, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности всего человечества. В связи с этим перед прогрессивным человечеством встала задача поиска новых путей, средств и методов избавления всех людей, но особенно ученых и медиков, от старых моральных стереотипов в философии, естествознании и медицине. Это обстоятельство, участие в познании и исследовании человека, а чаще всего не просто человека, а пациента, т.е. человека, который страдает от болезни и ждет помощи, влечет за собой мно-

жество самых разнообразных последствий, что само по себе требует исключительного внимания и заботы.

Появление биоэтики как гуманитарной науки о сбережении жизни на Земле и поддержания здоровья людей свидетельствует о заботе общества и государства о жизни и деятельности человеческой личности, уважении ее прав и достоинства в новых жизненных ситуациях, вызванных научно-техническим прогрессом. Биоэтика стала не только научной дисциплиной о жизни и ее сбережении, а своего рода путем к выживанию и совершенствованию человечества. Это связующее звено между прошлым и будущим Земли и жизни людей. Биоэтика, как и профессиональная медицинская этика, - это наука о всеобщих законах развития, принципах и правилах разумного и нравственного регулирования научных исследований и клинической практики в условиях расширяющегося использования новейших научно-медицинских технологий. Она призывает всех обращать внимание на достижения научно-технического прогресса во благо человека и предупреждает ученых, но особенно медиков, о недопустимости нанесения вреда человеку, его потомству, побуждает их благоговеть перед жизнью. Нормативные и нравственно-правовые принципы должны стать неотъемлемой частью мировоззрения и нового, биоэтического, мышления и менталитета ученых и медиков.

речь его жизнь, свято служить людям». Мысль философов-антропологов и теоретических биологов о том, что современный человек - лишь этап в естественной эволюции, возвращает ученых к идее античных мыслителей о том, что человеческую природу можно и нужно совершенствовать, качественно улучшать. Необходимость научного и биотехнологического вмешательства в естественную природу человека и его жизнь подтверждают сегодня серьезные глобальные кризисы: экономические, экологические, военные, эпидемиологические, этические и др. Каждый из них грозит выживанию не только человека, но и земной биосферы в целом. Они вызваны людьми, считающими себя особым животным видом - Homo sapiens. Поэтому очевидно, что процесс биологической эволюции должен быть тщательно изучен, прежде чем предпринимать серьезные шаги по изменению человеческого генома, который в ответе за жизнедеятельность людей.

Человек, как и все живые существа на Земле, подвержен естественной эволюции. Однако он еще себя постоянно реконструирует. Биомедицинские технологии являются полем самых радикальных преобразований человеческого в человеке. Сложность самой идеи

конструирования и реконструкции человека требует философского переосмысления традиционного понимания этого особо ответственного поступка. Сталкиваясь с конкретной проблемной ситуацией, порождаемой научно-техническим и технологическим прогрессом, человеку необходимо принимать однозначное решение. И в этом смысле биоэтика как форма современного самосознания ученых и медиков предстает своеобразным гарантом сохранения жизни на Земле и сбережения здоровья всех людей. Она призвана обеспечить стабильность естественной идентичности человека в потоке ныне неизбежных искусственных радикальных трансформаций и модификаций его в эпоху техногенного развития человечества.

В условиях дальнейшего техногенного расцвета человечества в нем, к сожалению, происходит нарастающее падение природного здоровья человека. В связи с этим в обществе приходит осознание того, что ученые и медики должны разработать и утвердить в общественном сознании качественно иную философию жизни и деятельности людей и принципиально новую жизненную этику или биоэтику, пропитанные благоговением перед биологической жизнью и ведущие к здоровому образу жизни - и социально-культурному, и политико-экологическому. В качестве основных механизмов экологических процессов сегодня необходимо сделать решительные шаги к тому, чтобы восстановить порушенные части биосферы и дать возможность саморазвития биосфере, вписавшись в биотический круговорот.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 351. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия