Студопедия — ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ






Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает

способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.

Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегиирешения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой

мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана

с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразныеварианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны. - как творчество в их разработке — создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т. е. решает проблему теоретически, а пилот преодолевает препятствия на практике.

Индивидуальные особенности учащихся могут быть оцененыприсравнении данных вербальных и фигурных тестов. Дети снизкими баллами по вербальной шкале и высокими - по фигурной часто испытывают трудности при выполнении тестов на интеллект и в школьном обучении, хотя некоторые учителя интуитивно относят их к одаренным. Среди более образованных и успевающих в школе детей часто встречаются противоположные случаи: высоких показателей творчества в вербальной сфере и низких — в наглядно-образной.

Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов:

ученых - для научных работ, художников - для картин и рисунков, инженеров - для технических изобретений. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, большинство психологов выделяют следующие:

• ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

• разрешение и поощрение множества вопросов;

• создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

• стимулирование ответственности и независимости;

• акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

билингвистичсский опыт, формирующий более разнообразный взгляд на мир;

• внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

• стремление к успеху во что бы то ни стало, недопущение риска;

• конформность, неспособность противостоять давлению других;

• неодобрение исследования, воображения, фантазии;

• жесткие половые стереотипы;

• дифференциация игры и учения: "Учение - это тяжкий труд";

• готовность к изменению точки зрения, собственногомнения;

• преклонение перед авторитетами.

Разработаны специальные комплексные программы для обучения одаренных детей, в которых развитие всех граней творчества обеспечивается в единстве с интеллектуальным и личностным развитием детей, их индивидуальными потребностями. Но и в обычных условиях школьного обучения учитель или школьный психолог могут создать условия, стимулирующие развитие творческого мышления и творческой личности в целом. Безусловно, это потребует дополнительных ежедневных усилий, но и принесет истинную радость сотворчества учителя и учеников.

Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен прежде всего обеспечивать условия благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности.

Судя по результатам многих психологических исследований, наиболее успешны в этом учителя, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший — на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания (приятия) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность и стремление проверять новые идеи и не пугают их с капризами и "оригинальничанием".

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Основой для разработки таких упражнений могут служить задания из тестовых батарей П.Торренса.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.

Эту книгу справедливо считают энциклопедией западной тeстологии. В книге излагаются основные принципы построения тестов, способы их оценки и применения.

Книга рассчитана на специалистов в области психодиагностики, но ее отдельные главы будут несомненно полезны для школьных психологов.

2. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.

В книге описана история исследований одаренности в России и за рубежом, популярно излагаются данные современных исследований и авторская концепция развития одаренности. Книга адресована широкому кругу читателей: психологам разного профиля, учителям и родителям.

3. Одаренные дети. Пол ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.:

Прогресс. 1991.

Сборник работ американских авторов, посвященный проблемам одаренных детей, знакомит читателей со специально разработанными программами обучения и развития одаренных детей разного возраста, а также с методами выявления и оценки одаренности на разных этапах обучения. Книга адресована психологом, учителям и родителям.

4. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.








Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 3277. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия