Студопедия — Храм Зевса в Олимпии: взгляд Павсания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Храм Зевса в Олимпии: взгляд Павсания

Храм Зевса в Олимпии: взгляд Павсания

Памятники античного искусства всегда приковывали внимание различных людей, простых обывателей или ученых-путешественников. К сожалению, сейчас многие античные шедевры находятся в полуразрушенном состоянии. Мы можем реконструировать что-то, опираясь на данные археологии. Но без нарративной традиции восстановить в полной мере утраченный памятник трудно. Упоминания о них мы находим в различных трудах древних авторов. Давайте попытаемся взглянуть на античный храм, глазами путешественника II в н. э. Это время, когда Эллада уже лежала в обломках своего былого могущества, но все еще оставалось то, чем можно было любоваться. От этой эпохи до нас дошло «Описание Эллады», составленное Павсанием. Его труд, состоящий из десяти книг, – неисчерпаемый источник по истории греческой культуры и искусства. Дж. Фрезер когда-то заметил, что «без него античные руины были бы сплошным лабиринтом, не имеющим ответа на многие вопросы!»[1]. Павсаний посвящает две книги описанию Олимпийского святилища в Элиде – культовому месту, привлекавшему всех жителей эллинского мира. Жемчужиной этого святилища являлся Храм Зевса. Выстроенный в виде классического периптера («в круговую охваченный крыльями»[2]), этот храм был олицетворением вершины классической греческой архитектуры. Сооружение сейчас не сохранилось (храм был разрушен в 426 году по приказу императора Феодосия II), мы имеем лишь рассыпанные по периметру барабаны колонн и фундамент. Во время археологических раскопок, проводимых с 70-х годов XIX в., были обнаружены многие скульптурные элементы фронтонов и фриза.

В Олимпию всегда тянулись тысячи паломников, многие античные авторы упоминали о чудесном храме и статуе Зевса. У Павсания мы находим самое полное описание этого храма. «Описание Эллады» изобилует пассажами о других греческих храмах, не менее интересных, но автор пишет о них довольно кратко. Так, например, о знаменитом Парфеноне в Афинах он сообщает, что «при входе в храм, который называют Парфеноном, «Храмом девы», все, что изображено на фронтонах, так называемых «орлах», все относится к рождению Афины; задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной из-за этой земли»[3]. Вот и вся информация. Далее он увлечённо описывает статуи богини. На протяжении всего труда мы не встречаем более полного (целая глава) описания храма, чем Храм Зевса в Олимпии. Этому может быть несколько объяснений. Описываемый храм – центр самого почитаемого святилища в Элладе, и каждый уважающий себя грек должен был посетить его. Искусство классики в полной мере нашло свое выражение в произведениях, созданных в V в. до н. э. Этот храм, построенный после Греко-персидских войн в 468–456 гг. до н. э. там, где в это же время, после долгого перерыва, были проведены в 476 г. до н. э. Олимпийские игры. Наконец, это период, когда Олимпия становится не только религиозным, но и художественным центром. Лучшие мастера съезжались сюда со всех концов греческого мира воплощать свои самые смелые замыслы, а также обменяться опытом, позаимствовать что-то у других[4].

Стоит отметить, что достоверность данных Павсания была неоднократно проверена сотнями раскопок, «будь то Агора в Афинах, святилище Аполлона в Дельфах...», и полностью подтвердилась[5]. Если так, то «Описание Эллады» – пособие по тому, как надо правильно рассматривать и «читать» архитектуру.

Весь труд Павсания, по заключению историка Х. Хабихта, это не запутанное и хаотичное повествование, а цельная работа, написанная по четкому плану[6]. Дж. Элснер отмечает, что Павсаний считал «памятники Греции не менее удивительными и важными, чем какие-либо другие».[7] Читая источник, можно заметить, что древний автор описывая тот или иной памятник, обычно фиксировал самые яркие моменты, возможно, подозревая, что их после него вряд ли кто-то увидит. Так, пропуская описание кариатид Эрехтейона, он описывает внутреннее убранство, картины, жертвенники.[8] Осматривая Герайон, автор делает акцент не на размерах храма, не на его фронтонах, а просто отмечает, что одна из колонн дубовая.[9] При перечислении метоп Храма Зевса, он пишет о 11 из 12, упуская, как бы нарочно из виду ту, которая сейчас найдена археологами в лучшей сохранности. На первый взгляд, такая избирательность граничит с мистикой, но в этом видна определенная подготовка автора; он явно не профан, а исследователь, задавшийся целью – сохранить прекрасное.

С Храмом Зевса все иначе. Попробуем восстановить первоначальный облик храма, опираясь на пассаж античного автора. Стоит оговориться, что при описании конкретных памятников Павсаний часто не следует плану, положенному в основу всего труда. Если ориентироваться на описание Храма Зевса, то схема такова:

– средства, на которые был выстроен храм и время его постройки;

– имя строителя;

– ордер;

– материал, из которого сооружение возводилось;

– размеры (если указывает, то достаточно точные). В данном случае, автор хорошо знал габариты храма (21 x 28 x 70 м); по археологическим данным 64,12 м в длинну, а шириной 27,68 м [10];

– особенности, отличающие эту постройку от других;

– описание архитектурных элементов и статуй на крыше здания;

описание элементов фриза;

фронтонные композиции (они занимают едва ли не половину всего описания), вначале описание восточного (указание на ориентировку), потом западного; также есть указание на имена скульпторов (Алкамен и Пеоний);

метопы и сюжеты, изображенные на них.

Этот план в сокращенном виде прослеживается в описании Храма Геры:[11]

на какие средства и кем был создан (имя архитектора неизвестно);

ордер;

колоннада с одной деревянной колонной в опистодоме;

размеры храма; Павсаний дает приблизительно высоту, очевидно, на месте он не измерял, а брал сведения из более ранних источников. Интересно заметить, что автор сначала обходит храм кругом, а потом указывает его размеры, видимо, взяв эти данные из письменных источников после, при обработке своих путевых записей.

Ю. Д. Колпинский отмечал, что визуальное восприятие храма шло от простого к более сложному: от незамысловатого стилобата к богато украшенным фризу и фронтонам (иначе говоря, снизу вверх).[12] Хотя если обратиться к самому тексту источника, мы увидим несколько иной взгляд., Осматривая храм Зевса, Павсаний вначале обращает внимание на ордер и перистиль, то есть на самое простое в восприятии, после удивляется тому, что черепица на крыше из пентиликонского мрамора, но не из глины. Э. Гардинер, однако, указывал, что крыша была изначально облицована плитами из паросского мрамора, но в римское время они были заменены на плиты из пентиликонского.[13] Затем взгляд путешественника приковывает то, что «с обеих сторон крыши храма в Олимпии стоят позолоченные чаши; статуя Победы, также позолоченная, стоит на самой середине фронтона»[14], под статуей он видит золотой щит. Далее следует упоминание о 21 золотом щите на внешней стороне фриза. По данным археологии, на мраморной симе храма находились 39 желобов для стока воды в виде львиных голов, которые неплохо сохранились, но путешественник ничего не упоминает об этом.[15] Г. И. Соколов указывал, что голов было всего 102, по продольным сторонам симы.[16]

Далее Павсаний подробно описывает фронтонные скульптуры. Согласно традиции, у греков «правая сторона считалась приносящей удачу и успех, левая – несчастье. Отождествление востока с правой, а запада с левой»[17] влияло и на ориентировку храмовых сооружений. В современной жизни мы наблюдаем нечто подобное: мы плюем через левое плечо, но крестимся правой рукой. А. В. Подосинов указывал, что восточная ориентация была обычной для средиземноморских культур. Жрец стоял спиной к главному (восточному) фронтону храма и лицом к солнцу, совершая молитву.[18] Если же исходить из практических соображений, то освещение дневным светом было единственным, и в лучах восходящего солнца храм смотрелся величественно.

Наш путешественник и начинает описание с восточного фронтона. На нем изображена сцена приготовления к гонкам Пелопса и Эномая. Посередине стоит Зевс, его голова повернута вправо к Пелопсу (если стоять спиной к храму), который победит в состязании.

При описании западного фронтона, где изображена битва Лапифов с Кентаврами, центральная фигура – Перифой, его правая рука протянута в сторону Фесея, вставшего на его защиту. Отсюда видно, что и на восточном и на западном фронтонах центровые фигуры обращены вправо, и по правую руку у них те герои, которые отстаивают правду, следовательно, вращение происходит по часовой стрелке, от запада к востоку, от тьмы к свету.

Сюжеты для фронтонов выбраны не случайно. Как сообщается в словаре античных масетов: «после греко-персидских войн … на монументальных памятниках, на фронтонах, фризах сделалась популярной тема борьбы греков с кентаврами, троянцами, амазонками, то есть с варварами и противниками из Малой Азии».[19] К тому же сюжет главного фронтона лег в основу гонок на колесницах в Олимпийских состязаниях. Странно, что Павсаний не упомянул центральную фигуру Аполлона на западном фронтоне, но отмечает, что «Алкамен, как мне кажется, взял этот сюжет потому, что знал из поэм Гомера, что Перифой был сыном Зевса, а о Фесее известно, что он потомок Пелопса в четвертом колене»[20].

“Так не любил я, пленясь молодою женой Иксиона,

Мне Пирифоя родившей, советами равного богу,

Или Данаей, прекраснолодыжною Акрисионой,»

В переводе Н. И. Гнедича:

«Так не любил я, пленяся младой Иксиона супругой,

Родшею мне Пирифоя, советами равного богу;

Ни Данаей прельстясь, белоногой Акрисия дщерью,» [21]

При описании фронтонов Павсаний указывает имена мастеров. «Все изображения на переднем фронтоне храма работы Пеония, родом из Мендры во Фракии, а на заднем фронтоне – Алкамена, человека, жившего в одно время с Фидием и считавшегося вторым после него в ваянии».[22] Имена обих мы узнаем лишь из «Описания Эллады», про Алкамена известно, что он был возможно автором статуи в храме Геры, и некотрых других. В комментариях к Павсанию, С. П. Кондратьев отмечал, что Алкамен жил после греко-персидских войн и его статуи персы не могли повредить[23]. Г. И. Соколов также указывал, что сведения об авторах скульптуры вряд ли достоверны, т. к. других нет.[24] Согласно Э. Гардинеру «сходство в стиле между метопами и фронтонами предполагает, что они были созданы одним и тем же местным художником, который создал скульптуры фронтона».[25]

Осмотрев фронтоны, Павсаний обращается к метопам храма. Он бегло их перечисляет, начиная с тех, что находятся под восточным фронтоном. Метопы храма изображают 12 подвигов Геракла. Сам античный автор описывает их в таком порядке:

над передними дверями изображены охота на аркадийского кабана, расправа Геракла с Диомедом Фракийским и с Герионом в Эрифеи; взятие у Атланта неба, очищение от навоза Авгиевых конюшен;

над воротами заднего входа распологаются отнятие пояса у амазонки, охота за ланью, Кноский бык, Стимфалийские птицы, Гидра, Лев.

При этом видно, что автор пропускает еще одну метопу с изображением укрощения Цербера над восточным входом. Известно, что подвиги по большей части были совершены Гераклом на Пелопоннесе в Аркадии, Арголиде и Элиде. Два из подвигов – очищение конюшен Авгия и Лернейская гидра ‑ по мифу не были засчитаны, но на храме изображены.

Метопы распологались с обеих сторон храма, по шесть на каждой, над пронаосом и над входом опистодома. В чисто дорическом периптере олимпийского храма Зевса восприятие пластической статуи интерьера подготавливали метопы.[26] Г. И. Соколов указывал на особое расположение метоп, они находились последовательно за движением паломников вокруг храма. Первый подвиг помещен в левом углу на западной стороне, а последний в правом углу восточной.[27] Следовательно, движение совершалось по часовой стрелке с запада на восток. Павсаний же, войдя в перистиль храма, вначале описал метопы восточного входа и упустив пятую, затем описал западные метопы в обратном порядке совершения подвигов. Путешественник не случайно описывает их в таком порядке, он все время мысленно находиться лицом к статуе Зевса, его взор обращен на запад. Он перечисляет их, двигаясь против часовой стрелки, от мужского к женскому началу (известно, что правая рука (сторона) в многих культурах ассоциировалась с мужским началом, левая с женским[28]).

Х. Хабихт заметил, что античный автор, «если это достопримечательности малых городов, или руины храмов, или еще что-нибудь ничем не примечательное … пишет кратко - одного предложения или абзаца хватает - но есть много других мест, таких как Афины или святилище Аполлона в Дельфах … его описание Олимпийского святлища, святая святых в Греции, умещается, примерно, на 110 страниц».[29] Павсаний пишет много об известных местах, но выделяет далеко не самые известные памятники, кроме особо значимых. Этим можно, отчасти, объяснить упущения в тексте труда некоторых ярких моментов.

Можно также предположить, что Павсаний в своем труде упускает некоторые важные вещи сознательно. Не упомянув об Аполлоне на западном фронтоне храма, пропустив одну метопу, он стремиться донести до своего читателя то, что возможно заинтересует более остального. В таком случае мы имеем дело с двумя маршрутами: реальным ‑ по которому следовал сам автор во время путешествия, фиксируя все вплоть до мелочей, и мысленным, – которым Павсаний ведет своего читателя, отмечая лишь самое интересное и опускает общеизвестные статуи и прочие памятники.

Из этого видно, что Павсаний подошел особо тщательно к описанию Олимпийского святилища и храма. Именно в книге, посвященной Олимпии, автор в единственном месте своего труда он дает фамилию гида Аристарха в Олимпии, полностью доверяя его рассказам.[30]

Изображение на главном фронтоне Пелопса, а на метопах Геракла обьясняется тем, что оба они были учредителями Олимпийских игр. Про Геракла стоит сказать, что благодаря свим подвигам, «он может считаться общегреческим героем, так же как Зевс был отцом людей и богов, а не каким-либо местным божеством».[31] На западном фронтоне помещен Аполлон так же не случайно. Сам Павсаний это комментирует так: «Гераклу первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских. Было установлено совершать их каждые пять лет, так как их братьев было числом пять... Победителями называют и других <богов>, так, например, Аполлона, который победил в беге Гермеса, а Ареса одолел в кулачном бою».[32] Ю. В. Шанин ссылаясь на «Описание Эллады» указывает на особую популярность версии учреждения Олимпиад Пелопсом, которого почитали настолько выше других героев, насколько Зевс выше прочих богов.[33] «Сам культ Пелопса – древнейший из всех, известных в Олимпии: он возник тут еще задолго до утверждения культа Зевса».[34] Глядя на конкретный храм, мы можем «прочитать» не только его историю, но и историю всего, что его окружает. Сюжетные темы храма Зевса ясно повествуют о героях – учредителях Олимпиад и о значении таковых в общеэллинском масштабе.

Сама планировка храма Зевса стандартная. Число колонн в храме всего 52, перистиль 6 x 13. Проведем условную продольную линию через все сооружение с запада на восток, мы увидим, что перистиль с обеих сторон (северной и южной) насчитывает по 17 колонн. Число нечетное. В самой целле колонн по 9 в ряд (7, обрамляющих статую и по 2 колонны у входа в пронаос между антами и в опистодоме). 9 также число нечетное. На храм стит смотреть, как на квадрат, символизирущий «стабильность, порядок, это мужское формообразующее, государственное начало».[35] Сочетание четного и нечетного, мужского и женского с идеальными пропорциями пронизывает структуру греческого храма, в основе которого лежит квадрат – идеальная фигура, а в основе колонн – идеальная окружность. Круг – это движение, динамика, незавершенность, временная цикличность, имеющая свойства бесконечности, законченности, а также женское начало. Круг имеет временнное значение, квадрат же символ пространства, а их соединение и ориентирование по сторонам света – модель космоса.[36]

Для сравнения стоит посчитать по такому же принципу колонны в храме Геры, расположенном севернее храма Зевса. Видно, что в перистиле по 20 колонн, а в целле по 10, с учетом колонн в опистодоме и пронаосе. Числа четные. Храм также ориентирован на восток. Думаю, что Герайон находится севернее также не случайно, если правая сторона – мужская, а левая – женская. Жрец стоял лицом к востоку и его руки были сответственно ориентированны по северу и югу.

Согласно А. В. Подосинову, «храм — жилище бога, а не место сбора общины, как в христианстве или иудаизме. Расположение народа вне храма на теменосе и положение алтаря вне храма перед входом, расположение жреца перед алтарем спиной к входу в храм … входная часть храма и алтарь перед ним были основными элементами храма, ориентированными по определенной стране света».[37] М. Элиаде также подметил смысловую нагрузку планировки храма, как «земной репродукции одной из моделей высшего мира».[38]

На примере двух греческих храмов можно видеть, что числовой смысл играл важную роль при строительстве. Зевс – божество мужское, ему соответствуют нечетные числа, в храме нечетное число колонн. Гера, наоборот - женское, в колоннаде присутствуют четные числа. Также стоит отметить ранее упомянутые щиты на внешнем фризе Храма Зевса числом 21. Легенда, которую приводит Павсаний о установлении Олимпийских игр, указывает на 5 братьев Геркала (Куретов) и на проведение состязаний каждые 5 лет.[39] Числа мужские. Известно, что в Олимпии проводились Гереи. Возникновение их наш путешественник относит к моменту, когда Гипподамия благодарила Геру за брак с Пелопсом, «она собрала для этого 16 женщин и с ними устроила первые Гереи».[40] В этом сюжете также есть указание на число 16 – женское, четное.

В обоих храмах главные статуи божеств отделены портиком, ибо это «их место». Наш путешественник это прекрасно понимал, подводя читателя к статуе Громовержца не от простого к сложному, а от предворяющего к самому главному. Ссылаясь на Платона, А. В. Подосинов, также указывает, что в греческой философии левое есть зло и разрушение, а правое связано с добродетелью и благом. Для Олимпийских богов «все нечетное, первичное и правое», а для подземных – «все четное, вторичное, левое».[41] Хтонический характер четности мы наблюдаем и сейчас, когда возлагаем цветы на могилу. Пространство храма было четко разграничено. Как указывает Павсаний, внутри находились «галереи, чрез них можно приблизиться к статуе».[42]

 

Список использованных источников и литературы:

Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. Спб.,

Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. Пер. С. П. Кондратьева. — М: Ладомир, 1994.

Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. – СПб.: Алетейя. 2002.

Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. – М.: Искусство,1970.

Подосинов А. В. “Ex oriente lux”. – М.: «Язык русской культуры», 1999.

Соколов Г. И. Олимпия. М., 1981.

Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989

Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И. Античные мастера. Скульпторы и живописцы. – Л.: Искусство, 1986.

Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. – СПб.: Алетея, 2001.

Элиаде М. Священное и мирское

Elsner J. Structuring “Greece”: Pausanias’s Periegesis as a Literary Construct. – Oxford university press, 2001.

Frazer J. G., Pausanias and other Greek Sketches, London 1900

Gardiner E. Olympia: Its History and Remains. Clarendon Press, London; 1925.

Habicht Chr. Pausanias’s guide to ancient greece.University of California Press, 1998.

Swaddling J. The Ancient Olympic Games. British Museum Press, London; 2004.

 


[1] Frazer J. G., Pausanias and other Greek Sketches, London, 1900. P. XII.

[2] Борухович В. Г. Вечное искусство Эллады. – СПб.: Алетейя, 2002. С. 98.

[3] Павсаний. I, XXIV, 5. Здесь и далее Павсаний цитируется по изд.: Павсаний. Описание Эллады / Пер. С. П. Кондратьева. – М: Ладомир. 1994.

[4] Античные мастера. Скульпторы и живописцы. – Л.: Искусство, 1986. С. 16.

[5] Habicht Chr. Pausanias’s Guide to Ancient Greece. Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press, 1998. P. 148.

[6] Habicht Chr. Op. cit. 1.vii.

[7] Elsner J. Structuring “Greece”: Pausanias’s Periegesis as a Literary Construct. – Oxford: Oxford Univ. Press, 2001. Р. 3-21.

[8] Павсаний. I.XXVI.6.

[9] Павсаний. V, XVI, 1.

[10] Gardiner E. Olympia: Its History and Remains. Clarendon Press, London; 1925.

[11] Павсаний. V, XVI, 1‑4.

[12] Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. – М.: Искусство, 1970. С. 53.

[13] Gardiner E. Olympia: Its History and Remains. Clarendon Press, London; 1925.

[14] Павсаний. V, X, 4.

[15] Swaddling J. The Ancient Olympic Games. British Museum Press, London; 2004.

[16] Соколов Г. И. Олимпия. – М.: Искусство, 1981. С. 90.

[17] Подосинов А. В. “Ex oriente lux” - М.: «Язык русской культуры», 1999. С. 224.

[18] Подосинов А. В. Указ. соч. С. 233.

[19] Античные мастера. Скульпторы и живописцы. - Л.: Искусство, 1986, С. 16.

[20] Павсаний. V, XI, 8.

[21] Илиада. XIV, 317-319.

[22] Павсаний. V, X, 8.

[23] Павсаний. Комм. к Vкниге. С. 73.

[24] Соколов Г. И. Указ. соч. С. 93-94.

[25] Gardiner E. Olympia: Its History and Remains. Clarendon Press, London; 1925.

[26] Соколов Г. И. Указ. соч. С. 125.

[27] Там же.

[28] Подосинов А. В. Указ. соч. С. 232.

[29] Habiht Chr.Указ. соч. С. 28.

[30] Павсаний. V, XX, 4.

[31] Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. – М.: Искусство, 1989, С. 241.

[32] Павсаний. V, VII,4.

[33] Шанин Ю. В. Олимпия. История античного атлетизма. – Спб.: Алетея, 2001. С. 56.

[34] Шанин Ю. В. Указ. соч. С. 58.

[35] Подосинов А. В. Указ. соч. С. 479-482.

[36] Там же.

[37] Подосинов А. В. Указ. соч. С. 233.

[38] Элиаде М. Священное и мирское. С..

[39] Павсаний. V, VII, 4.

[40] Там же. V, XVI, 4-5.

[41] Подосинов А. В. Указ. соч. С..

[42] Павсаний. V, X, 10.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Задача 3. Холодопроизводительность одноступенчатой водоаммиачной абсорбционной холодильной установки Qo =800 кВт. | 

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 917. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия