Студопедия — В/. Искусство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В/. Искусство






Существенное содержание искусства есть красота, творимая фантазией художника и существующая в фантазии, но выраженная также и вовне словами или звуками, красками, пространственными формами, движениями, мимикой.

Как показано выше, красота мира стоит выше всего, что может быть сотворено в искусстве фантазией человека. Почему же человек нуждается в красоте искусства? Основания нашей потребности в искусстве многообразны. Остановимся на рассмотрении самых существенных.

Во-первых, красоту действительности человеку нередко бывает трудно воспринять, потому что она вызывает в нем страх, или вожделение, или стремление прийти на помощь к страдающему и т.п. Искусство, творя аналогичные события и предметы как образы фантазии, освобождает от этих препятствий созерцания красоты. С другой стороны, следует признать, что мировая действительность слишком сложна: в ней, например, в жизни великих людей, мелкие события занимают столь значительное место, что в них зачастую тонут великие деяния; искусство, производя выборки, сгущения и преувеличения, дает возможность, без всякого почти напряжения созерцать красоту.

Во-вторых, надо иметь в виду, что не всякое произведение искусства создается фантазией, воспроизводящей действительность, как это в крайней форме наблюдается при художественном натурализме. Есть виды искусства, в которых главную роль играет творческая фантазия, создающая образы, не встречающиеся еще в жизни, обогащающая мир новым бытием и открывающая пути, по которым следует пойти или которых следует остерегаться. Искусство, конечно, не может творить новое бытие в абсолютном смысле. Речь идет всегда лишь об относительно новом, например об особенной силе благородства, совершенной чистоте сердца, самоотверженном героическом служении отечеству и т.п. Образы Антигоны, Корделии, "Орлеанской девы" Шиллера, Маркиза Позы, Алеши Карамазова, Татьяны Лариной, тургеневских русских женщин существенно влияли и будут влиять на формирование характера людей.

Наконец, в-третьих, важнейшее значение искусства заключается в следующем. Действительность, т.е. реальность материального, внешнего для сознания человека мира, как уже отмечалось, слишком сложна и многообразна. В ней сплетается в трудно разложимый клубок столько жизней и столько различных ступеней развития, что во множестве случаев человек оказывается неспособным уловить великий смысл, которым пронизано все происходящее в мире. Искусство в своих подлинных, высших достижениях ставит перед нашим умственным взором смысл мира в конкретном, чувственно воплощенном выражении его, что дает высокие ступени красоты. Реалистическое искусство достигает этой цели путем выборки из состава действительности, а искусство идеалистическое, которое у великих художников всегда заключает в себе струю реализма, прибавляет к ней еще творение новых черт жизни. Высшая функция искусства заключается в том, что изображаемый им мировой смысл посредством своей красоты мощно влияет на человека в его целости, во всех его функциях: он воспитывает волю и чувство человека, дает уму знание, открывая Истину в объективном смысле, и доставляет нам минуты счастья в земной жизни.

Мировой смысл, о котором идет речь, открывается через усмотрение, переживание или хотя бы намеки на связь мира с Богом. Философы и художники, знающие, что есть Бог или вообще Сверхмировое абсолютно совершенное начало, имеющее для мира всепроникающее значение, когда говорят о сущности искусства, обыкновенно и ставят его в связь с божественными основами бытия. Гегель говорит, что высшая задача искусства состоит в том, чтобы выражать Божественное в конкретном чувственном явлении. Ему вторят художники. Так, по словам Жуковского, "поэзия есть Бог в святых мечтах земли". Александр Блок, послушав стихи Анны Ахматовой, когда его настойчиво стали просить выразить о них свое мнение, сказал: "Она пишет стихи как бы перед мужчиной, а надо писать как бы перед Богом".

С большим жаром развивает данную мысль применительно к искусству ХХ века знаменитый философ И.А. Ильин. В работе "Основы художества. О совершенном в искусстве" он пишет, что искусство, есть пророческое служение. Бог - художник мира, а человек-художник - "зритель" его. Отсюда ясно, что подлинное искусство требует творческого созерцания, направленного на духовное бытие, объективно ценное и совершенное. Безрелигиозное искусство творится без любви к Божественному, совершенному. В основе его лежат страсти без духа, а они разрушительны: это - чувствительность, лишенная органической связности, разложение, выражающееся в чувственном возбужденности, нервной развинченности, духовной пустоте. Примеры такого упадка искусства он находит у Р. Штрауса, Пикассо, Скрябина, Игоря Северянина, Маяковского.

И действительно, великое искусство всегда стоит в связи, сознательной или подсознательной, с проблемами религии и со всеми абсолютными ценностями - с Богом, с Истиной, с нравственным добром, свободой, полнотой жизни. Вспомним только в качестве примера несколько первоклассных гениев - творцов гомеровского эпоса, Эсхила, Софокла, Данте, Шекспира, Корнеля, Расина, Шиллера, Гете, Льва Толстого. Русский национальный гений А.С. Пушкин был реалистом, но он показал действительность в свете Божественной правды. Мировоззрение Ф.М. Достоевского суть один из значительных образцов христианского миропонимания и мироощущения. Судьбу своих героев Достоевский изображает как зависящую от их отношения к Богу.

Лучшие произведения живописи, скульптуры и архитектуры также прямо относятся к области религии или ведут к ней. Особенно непосредственно и глубоко бывают связаны с религиозными основами мира величайшие музыкальные произведения. Красота в искусстве, особенно музыкальная красота часто бывают источником глубокого религиозного опыта, приводящего человека впервые к Богу или исцеляющего его от зародившихся сомнений.

Открывая смысл мира в конкретном воплощении его, пронизанном красотой, искусство с большой силой влияет на все стороны жизни - на религиозную жизнь, нравственную, политическую и т.д. Отсюда является стремление использовать искусство для обличения каких-либо отрицательных сторон жизни, для распространения каких-либо идей, новых форм общественности и т.п. Если художник, творя такое произведение искусства, продолжает в то же время служить истине и сохраняет силу подлинно художественного воплощения действительности или идеала, то его творчество есть законное проявление его высокого духа, не унижающее искусство, а напротив, обнаруживающее величие этой деятельности. Такова, например, драма Шиллера "Дон Карлос" или роман Достоевского "Бесы", раскрывающий сатанинскую струю революционного движения.

Но если в целях пропаганды идей художник подделывает действительность, искажает ее и неизбежно при этом творение его оказывается не достаточно художественным, его творчество становится тенденциозным в дурном значении этого слова: оно низводит искусство на степень лишь средства, и притом средства плохого. В качестве реакции против этого зла появляется лозунг - "искусство для искусства", который влечет художника к падению в другую крайность. Сторонники этого лозунга, говорит Вл, Соловьев в своей статье "Первый шаг к положительной эстетике", "не ограничиваются справедливым утверждением специфической особенности искусства, или самостоятельность тех средств, какими оно действует, а отрицают всякую существенную связь с другими человеческими деятельностями и необходимое подчинение его общим целям человечества, считая его чем-то в себе замкнутым и безусловно самодовлеющим; вместо законной автономии для художественной области они проповедуют эстетический сепаратизм". "Нет, - продолжает Соловьев, - искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себя и особый элемент искусства - красоту, но включает не как отдельное и самодовлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным содержанием жизни".







Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 391. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия