Христианские храмы и богослужение во времена св. Иоанна ЗлатоустаПо-прежнему молчание. Я просунул факел в не заделанное еще отверстие и бросил его в тайник. В ответ донесся только звон бубенчиков. Сердце у меня упало: конечно, только сырость подземелья вызвала это болезненное чувство. Я поспешил закончить свою работу. Я вдвинул последний кмень на место, я заделал его. Вдоль новой кладки я восстановил прежнее ограждение из костей. Полстолетия прошло с тех пор, и рука смертного к ним не прикасалась. In pace requiescat! [Да почиет в мире! (Лат.)] Христианские храмы и богослужение во времена св. Иоанна Златоуста (по его творениям) Эпоха, в которую жил великий отец Церкви, вселенский учитель и Святитель св. Иоанн Златоуст, называется золотым веком в истории христианской Церкви. Ко времени си. Златоуста уже совершилось победное торжество христианства. По-видимому, тогда-то именно жизнь христиан и должна была проявиться во всей полноте и чистоте нравов первенствующих христиан. Но действительность нередко показывала иное. Когда христианская вера получила господствующее положение в государстве, когда само римское правительство, в лице императора Константина Великого, приняло христианство под свое покровительство, тогда многие стали принимать христианство отчасти по примеру высших слоев общества, отчасти из-за страха преследований за прежнее, слишком ревностное исповедание языческого культа: было, конечно, немало и тех, кто поступал по сердечному убеждению. Новообращенные переполнили поредевшие за период гонений ряды христианства. Некоторые проповеди св. Иоанна Златоуста служат свидетельством того, насколько еще сильна была привязанность многих христиан его времени к языческо-иудейской старине. Многие из современных Иоанну Златоусту христиан не только питали уважение к еще существовавшим языческим храмам, но не могли, по свидетельству св. отца, отказать в уважении и сожженному храму Аполлона, в котором не было уже ни идола, ни прорицалища (т. II, стр. 531)*. Немало можно найти в словах Златословесного учителя обличений обычаев, являвшихся вредными пережитками языческой бытовой жизни, имевших нередко связи с самим язычеством. Например, театральные зрелища того времени не имели уже непосредственной связи с древним культом и перестали быть вредными для христианства в собственно религиозном отношении, но в нравственном они продолжали причинять много вреда. Св. Златоуст задумал произвести глубокие изменения в нравственной жизни общества и, обличая взрослых, задался целью воспитать на совершенно новых началах молодое поколение христиан, не успевшее еще заразиться во всей силе обычаями и привычками старой языческой жизни. Для этого поучение с церковной кафедры казалось ему не только самым лучшим и верным, но почти и единственным средством. Св. Иоанн Златоуст высоко ценил влияние молитвы и богослужения на душу человека. Так как многие были заняты днем делами и не имели возможности посещать богослужения, то для них Святитель, как истинный душепопечитель, ввел богослужения, совершавшиеся поздно вечером (т. II, стр. 760). Св. Иоанн делал это потому, что главной заботой его было религиозно-нравственное преуспеяние пасомых, а в богослужении, таинствах и тесно связанных с ними чтении Св. Писания и проповеди он видел главное воспитательное средство. Он и в толковании Св. Писания, в словах и беседах на разные случаи и в своих письмах не переставал выяснять, внушать и настаивать на спасительной необходимости внутреннего самоусовершенствования человека, на его полном возрождении, чтобы при содействии благодатной помощи Божией, даруемой в таинствах, он мог бы стать истинным и достойным членом Церкви Христовой и являл дела веры и любви, без которых нет спасения. «Ваше благо, – постоянно напоминал он верующим, – состоит в любви, в братстве, в единении, в союзе, в жизни мирной и кроткой» (т. II, стр. 564), «в братском общении и единении, в союзе мира и любви, в лоне единой Матери-Церкви». «Церковью я называю не только место, но и нравы, не стены церкви, но законы Церкви. Когда ты ищешь убежища в Церкви, то ищи его не в стенах, но в расположении души, потому что Церковь – не стены и кровля, но вера и жизнь!» (т. III, стр. 409). В творениях св. Иоанна Златоуста хорошо показана внутренняя жизнь Церкви его времени. Из богатого наследия, оставленного им, мы можем узнать, как и чем жила тогда Христова Церковь. В данном случае мы хотим остановиться только на одном небольшом вопросе и из творений Святителя выяснить: каковы были внешние стороны и формы богослужения, которому он придавал такое большое значение, где и как оно совершалось? В творениях св. Иоанна мало собственно археологических данных касательно внешнего устройства храмов. Очевидно св. Златоуст легко мирился со всяким принятым в то время стилем, лишь бы молитвенный дом или храм был именно домом Божиим, местом собрания верующих, местом их братского единения и духовного общения друг с другом и с небожителями, местом благоговейной и сердечной молитвы, религиозно-нравственного назидания и благодатного общения с Богом в таинствах (т. V, стр. 290).
|