Студопедия — Чайная церемония
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Чайная церемония

 

 

Абэ Накамаро (698-770). Поэт и ученый эпохи Нара. В 716 году был послан

учиться в Китай. Окончив курс обучения, служил при дворе императора Сюань

Цзуна, где общался со знаменитыми китайскими поэтами того времени Ли Бо

(701-762) и Ван Вэем (701-761). Несколько раз пытался вернуться на родину,

но не получал разрешения. В 753 году, когда он предпринял очередную попытку

вернуться в Японию вместе с посольством Фудзиваря Киекавы, их корабль сбился

с курса и попал в Аннам (нынешний Вьетнам), где как раз вспыхнуло восстание.

Почти все его спутники погибли, сам же Накамаро сумел вернуться в Китай, где

и скончался. Его литературное наследие состоит преимущественно из китайских

стихов, но пятистишие "Я ночною порой...", впоследствии вошедшее в антологию

"Кокинвакасю"(начало X в.), было высоко оценено потомками.

 

Акадзомэ Эмон (годы рождения и смерти не установлены, известно только,

что в 1041 году ей было 80 с лишним лет). Принадлежит к "тридцати шести

бессмертным поэтам" Средневековья. Родилась в аристократическом семействе, в

юности была сначала в свите супруги канцлера Фудзивара Митинага (966 -1027),

затем в свите его дочери, императрицы Сеси. Общалась с самыми знаменитыми

поэтессами и писательницами своего времени - Идзуми Сикибу, Сэй Сенагон,

Мурасаки Сикибу. Была замужем за Оэ Масахира, наместником провинции Овари,

от которого родила двоих сыновей. Слыла доброй женой и мудрой матерью.

Литературное наследие Акадзомэ Эмон состоит из ее домашней антологии

"Акадзомэ Эмонсю", включающей более 600 пятистиший и дающей ценнейший

материал для биографии поэтессы. Ее произведения вошли во многие

классические антологии. Ей же приписывается авторство исторического романа

"Повесть о расцвете" ("Эйга-моногатари", XI в.).

 

Аривара Мотоката (годы рождения и смерти не установлены, жил в конце IX

- начале X в.). Сын поэта Аривара Мунэяна и внук поэта Аривара Нарихира. Его

знаменитым пятистишием открывается антология "Кокинвакасю".

 

Аривара Мунэяна (?-898). Старший сын Аривара Нарихира. Начиная с 869

года занимал разные посты при дворе, за год до смерти был назначен

наместником провинции Тикудзэн (о. Кюсю).

 

Аривара Нарихира (825-880). Один из самых знаменитых поэтов IX века,

входит в число "шести бессмертных поэтов" начала эпохи Хэйан (VIII-XII вв.).

("Шесть бессмертных поэтов" - Аривара Нарихира, Содзе Хэндзе, Кисэн, Отомо

Куронуси, Фунья Ясухидэ, Оно-но Комати.) Внук императора Хэйдзэй (774-824,

годы правл. 806-809). Начиная с 17 лет занимал разные посты при дворе, был

почетным наместником провинций Сагами и Мино. Славился красотой и

поэтическим талантом, благодаря чему стал героем многочисленных легенд.

Аривара Нарихира является главным персонажем (и, возможно, автором,

поскольку ему принадлежит большинство включенных туда пятистиший)

"Исэ-моногатари", известнейшего литературного памятника X века.

Стихи Аривара Нарихира входят во многие поэтические антологии, начиная

с "Кокинвакасю". Его поэзии свойственна повышенная эмоциональность, даже

страстность, особенно большой известностью пользуется его любовная лирика.

В Предисловии к "Кокинвакасю" Ки-но Цураюки так оценивает Аривара

Нарихира: "У Аривара-но Нарихира сердечных чувств избыток, а слов недостает.

Песни его - словно увядшие цветы, чья краса уж поблекла, но аромат еще

ощутим..." (перевод А. Долина).

 

Аривара Сигахару (?-905). Сын Аривара Нарихира. О его жизни никаких

достоверных сведений не сохранилось. Его стихи включены во многие

поэтические антологии, начиная с "Кокинвакасю". Некоторые исследователи

считают его автором "Ямато-моногатари", известнейшего литературного

памятника X века.

 

Аривара Юкихира (818-893). Старший брат Аривара Нарихира. Начиная с 840

года успешно продвигался по службе, занимая различные посты при дворе,

славился своей ученостью. Был организатором самого древнего из ныне

известных поэтических турниров, который вошел в историю под названием

"Поэтическое состязание в доме Мимбуке" ("Мимбукекэ-утаавасэ"). Мимбуке

(глава налогового ведомства) - пост, который Аривара Юкихира занимал с 884

по 887 год. Его заслугой является также создание частного университета семьи

Аривара "Сегакуин", в котором обучались дети семейств, близких к

императорскому.

При императоре Монтоку (828-858, правил в 850-858) за какие-то

провинности был сослан на побережье Сума (неподалеку от современного Осака),

его изгнание стало темой многих легенд и послужило основой для нескольких

пьес театра Но (самая известная из которых - "Мацукадзэ"). Его стихи вошли

во многие классические антологии, начиная с "Кокинвакасю".

 

Басе (настоящее имя Мацуо - Мунэфуса, 1644-1694). Великий японский

поэт, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайкай (см.

Предисловие). Родился в провинции Ига, в центральной части острова Хонсю, в

небогатой самурайской семье, в детстве получил хорошее образование. В 1672

году покинул родные места и поселился в Эдо (современное Токио), где

примкнул к одной из ведущих поэтических школ того времени - Данрин. Стремясь

выйти за рамки принципов этой школы, приверженцы которой несколько упрощенно

рассматривали поэзию хайкай, обратился к китайской литературе и философии.

Был близок к буддийской секте дзэн, оказавшей значительное влияние на его

творчество. Пользовался большим авторитетом уже при жизни и имел много

учеников. Долгое время Басе жил в предместье Эдо Фурукаве, в хижине,

подаренной ему Сампу, одним из его учеников. Рядом с этой хижиной был

посажен банан (басе), поэтому хижина получила название Банановой (бacе-ан) -

отсюда и псевдоним поэта. Басе много путешествовал по стране, участвуя в

сочинении "нанизанных строф" (хайкай-но рэнга). Но самое большое признание

получил как мастер трехстиший (хокку), которые к тому времени выделились в

самостоятельный поэтический жанр. С именем Басе связываются величайшие

преобразования в поэзии хайкай, которая благодаря его усилиям из чисто

игровой полушуточной поэзии постепенно превратилась в высокое поэтическое

искусство. Басе разработал поэтику хайкай, выдвинув такие основополагающие

принципы, как фуэкирюко (изменчивость неизменного), саби (благородная

печаль, патина), хосоми (утонченность), каруми (легкость). Он не оставил

после себя поэтических трактатов, но многие его мысли были записаны

учениками. Помимо многочисленных трехстиший, в его литературное наследие

входят эссе (хайбун) и путевые дневники (кикобун), самым известным из

которых является дневник "Оку-но хосомити" ("По тропинкам Севера").

На русском языке хокку Басе вышли в переводе В. Н. Марковой (см.: Басе.

Лирика. М., 1964).

 

Бонте (Нодзава Бонте,?-1714). Один из талантливейших учеников Басе,

врач из Киото. На протяжении многих лет поддерживал дружеские отношения с

Басе. В 1693 году по каким-то неизвестным обстоятельствам попал в тюрьму,

где просидел около шести лет. Выйдя из тюрьмы, жил в Осаке, где и скончался.

После него осталось множество прекрасных трехстиший. Бонте был одним из

составителей знаменитой поэтической антологии "Сарумино" ("Соломенный плащ

обезьяны", 1691). Известен своей пейзажной лирикой, его трехстишиям присуща

объективность и конкретность образов.

 

Бусон (1716-1783). Один из самых ярких поэтов XVIII века. Его

деятельность приходится на те годы, когда поэзия койкой, пережившая во

времена Басе период своего расцвета, пришла в упадок, утратив свое высокое

значение и выродившись в чисто шуточный развлекательный жанр. О жизни Бусона

известно не так уж много. Отец, бывший чем-то вроде сельского старосты в

деревне Кэма, неподалеку от Осаки, имел фамилию Таншути (Бусон - псевдоним,

которым поэт подписывал свои произведения в зрелые годы, до этого он

использовал другие псевдонимы). Мать была родом из местечка Пса, поэтому

впоследствии поэт часто называл себя Пса Бусон. В детстве Бусон получил

хорошее образование: читал китайских и японских классиков, учился живописи.

Лет в 17-19 уехал в Эдо, очевидно для того, чтобы учиться живописи и поэзии,

где стал учеником Хаяно Хадзина (1676-1742), одного из крупнейших мастеров

хайкай того времени, продолжавшего линию Басе.

После смерти Хадзина Бусон покинул Эдо и около десяти лет провел в

странствиях, после чего поселился в Киото, где и жил до самой своей смерти.

При жизни был известен не столько как поэт, сколько как художник, был одной

из центральных фигур в школе "художников-интеллектуалов" (бундзита),

видевших свой идеал в китайской живописи.

Бусон стремился возродить высокий стиль поэзии Басе. Ему принадлежит

известный принцип "удаления от вульгарного". Творческое наследие Бусона

очень велико - живописные произведения, многочисленные хокку, эссе. На

русском языке см. сборник: Пса Бусон. Стихи и проза. СПб, 1998 (перевод Т.

Соколовой-Делюсиной).

 

Гомэй (Псикава Гомэй, 1731-1803). Родился в Акита в семье богатого

купца, с ранних лет приобщился к поэзии хайкай, сначала находился под

влиянием Сико, но очень скоро начал писать в манере Басе. Большое влияние на

его творчество оказал и Бусон. Пользовался большим авторитетом во второй

половине XVIII века. Путешествовал по сравнению с другими поэтами мало. В 52

года перепоручил семейные дела сыну и оставшиеся годы жизни провел в

уединении, занимаясь только поэзией. После него осталось несколько сборников

трехстиший, эссе, посвященные теории поэзии хайкай.

 

Готоба (1180-1239). 82-й японский император, правил в 1183-1198 годах,

в девятнадцать лет отрекся от престола. В 1221 году, заручившись поддержкой

некоторых феодальных семейств, недовольных политикой правительства бакуфу,

предпринял попытку восстановить в стране реальную императорскую власть, но

потерпел неудачу (волнения годов Секю), после чего был сослан на остров Оки,

где и провел оставшиеся годы жизни.

Славился своим поэтическим даром, именно по указу императора Готоба

началась работа по составлению антологии "Синкокинвакасю" (1205), появление

которой ознаменовало новый этап в развитии японской поэзии. Позже по его же

инициативе было составлено еще несколько поэтических антологий и проведен

ряд поэтических состязаний. Славился также своим музыкальным дарованием.

Литературное наследие императора Готоба состоит из нескольких поэтических

сборников, в том числе домашней антологии "Готобаингосю", поэтического

трактата "Секреты экс-императора Готоба" ("Готобаин гокудэн"), дневника

"Готобаинсинки" и трактата, посвященного описанию дворцовых обычаев,

"Сэдзокусэнсинхиссе".

 

Дзесо (Найто Дзесо, 1662-1704). Поэт школы Басе. Происходил из

старинного, но обедневшего самурайского рода, служил в Овари в замке Инуяма,

принадлежавшем роду Нарусэ. С юных лет питал пристрастие к китайской поэзии.

В 18 лет уехал в Нагоя, где изучал китайскую литературу и философию. В 27

лет принял монашеский постриг и некоторое время служил в монастыре,

принадлежавшем секте дзэн, но вскоре переехал в столицу, где познакомился с

Басе и стал его учеником. Последние годы жизни провел в уединении, занимаясь

изучением сутры Лотоса.

Его трехстишия вошли в сборник "Дзесо хайкусю", китайские стихи - в

сборник "Ромэйсю", он является также автором книги эссе "Нэкоробигуса",

которую начал писать вскоре после смерти Басе.

 

Дзиэн (1155-1225). Поэт и историк. Сын канцлера Фудзивара Тадамити

(1097-1164), известного каллиграфа и поэта. В 13 лет принял постриг, в 24

года стал настоятелем храма, войдя в высший круг столичного духовенства.

Принимал активное участие и в политической жизни. Служил при дворе

экс-императора Госиракавы (1127-1192, годы правл. 1155-1158), затем при

дворе императора Готоба, принимая активное участие в литературной

деятельности последнего. Автор известного исторического трактата "Гукансе"

(1200). Его пятистишия входят во все основные поэтические антологии, начиная

с "Сэндзайвакасю" (1187). Был близок с Сайге, Фудзивара Садаиэ, Дзякурэном.

Участвовал во многих поэтических состязаниях, проводимых по инициативе

императора Готоба. Оставил после себя домашнюю поэтическую антологию

"Сюгекусю" (Собрание подобранных сокровищ", 1346), в которой собрано более

шести тысяч пятистиший.

 

Дзякурэн (настоящее имя - Фудзивара Саданага, 1139?-1202). Один из

ведущих поэтов второй половины XII века. Его дядей и одновременно приемным

отцом был знаменитый поэт и теоретик поэтического искусства Фудзивара

Тосинари. Дзякурэн служил при дворе императора Такакуры (1161-1181, годы

правл. 1168-1180), но в 1172 году принял постриг. Еще находясь на придворной

службе, снискал славу одного из лучших поэтов своего времени, участвовал во

всех проводимых при дворе поэтических состязаниях, в составлении поэтических

антологий. С годами его авторитет рос, его очень ценил император Готоба и

даже назначил одним из составителей антологии "Синкокинвакасю", но Дзякурэн

скончался, так и не успев приступить к этому труду. Дзякурэн много

путешествовал, а жил в основном в Сага - местности к западу от столицы Хэйан

(совр. Киото). Оставил домашнюю антологию "Дзякурэн-хоси-сю", его пятистишия

входят во все ведущие антологии, начиная с "Сэндзайвакасю" (1187). По

изысканности стиля его сравнивают с поэтессой Оно-но Комати.

 

Идзуми Сикибу (977?-?). Одна из лучших поэтесс конца X - начала XI

века. Входит в число "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья.

Настоящее имя неизвестно. Имя отца - Оэ Масамунэ. Мать Идзуми Сикибу была

придворной дамой супруги императора Рэйдзэй (950-1011, годы правл. 967-969),

ей же, очевидно, прислуживала в детские годы и сама Идзуми Сикибу. Судя по

всему, она была очень хороша собой и обладала блестящим поэтическим даром. В

996 году, примерно в двадцатилетнем возрасте, Идзуми Сикибу вступила в брак

с Татибана Митисада. От этого брака у нее родилась дочь, позже тоже ставшая

поэтессой, известной под прозванием Косикибу. В 999 году Митисада получил

назначение наместником провинции Идзуми и в том же году уехал туда вместе с

супругой, которая, однако, вскоре вернулась в столицу, чтобы прислуживать

заболевшей императрице. Вскоре у нее начался роман с сыном императора

Рэйдзэй, принцем Тамэтака. К тому времени ее отношения с мужем ухудшились, и

в конце концов они окончательно расстались. Однако Тамэтака очень скоро

заболел и скончался. Идзуми Сикибу очень тяжело переживала эту утрату, но

примерно через год ее начал посещать младший брат Тамэтака, принц Ацумити.

Подробности своих любовных отношений с ним Идзуми Сикибу описала в дневнике

"Идзуми Сикибу-никки" - замечательном образце дневниковой литературы. Роман

с Ацумити тоже продолжался недолго, принц заболел и скончался, когда ему

было всего двадцать семь. Вскоре после его смерти Идзуми Сикибу поступила на

службу к дочери канцлера Фудзивара Митинага (966-1027) и супруге императора

Итидзе (980-1011, годы правл. 986-1011), императрице Сеси, в свите которой

были такие блестящие дамы, как Мурасаки Сикибу и Акадзомэ Эмон. С последней

она была связана еще и родственно - ее отец был старшим братом мрка Акадзомэ

Эмон. Впоследствии Идзуми Сикибу вышла замрк за домоуправителя Фудзивара

Митинага, Фудзивара Ясумаса. Их брак оказался довольно долгим, Ясумаса

скончался в 79-летнем возрасте в 1036 году. Пережила ли его Идзуми Сикибу

или нет - неизвестно. После нее осталась домашняя антология "Идзуми

Сикибу-сю" и дневник "Идзуми Сикибу-никки". Ее пятистишия входят во все

крупные антологии, начиная с "Сюивакасю" (между 1005 и 1007 годами).

Благодаря своим многочисленным любовным похождениям (канцлер Митинага

называл ее "ветреницей") Идзуми Сикибу стала героиней многих легенд.

 

Идзэн (Хиросэ Идзэн,?-1711). Поэт школы Басе. Родился в провинции Мино

в семье богатого виноторговца, получил большое наследство, которое, однако,

быстро пустил по ветру, и скончался в нищете. Примерно в 1688 году

встретился с Басе и вскоре стал его учеником и другом. Слыл большим чудаком.

Навещал Басе в Киото, неотлучно был с ним в последние дни его жизни. После

смерти Басе много странствовал по разным местам, ненадолго возвращаясь в

столицу, умер в пути. Его своеобразный поэтический стиль, изобилующий

прозаизмами, выработался в последние годы жизни.

 

Исса (Кобаяси Исса, 1763-1827). Третий после Басе и Бусона великий поэт

хайкай. Родился в глухой горной провинции Синано, в семье зажиточного

крестьянина. Рано лишился матери, отношения его с мачехой складывались не

лучшим образом, в результате четырнадцатилетним подростком он уехал в Эдо,

где в конце концов сделался профессиональным поэтом. Бродил по разным

провинциям, зарабатывая на жизнь сочинением трехстиший. В 39 лет вернулся на

родину, чтобы ухаживать за заболевшим отцом, и после смерти отца остался

там. Поздно женился, дети его умерли в младенчестве, пережила его только

одна дочь от второй жены. Творческое наследие Иссы велико - около двадцати

тысяч трехстиший-хокку, эссе, дневник "Тити-но сюэнникки" ("Последние годы

жизни отца"), книга стихов и прозы "Ора га хару" ("Моя весна"). Его стихи

отличаются простотой и искренностью. На русском языке см. сборник: Кобаяси

Исса. Стихи и проза. СПб, 1996 (перевод Т. Соколовой-Делюсиной).

 

Исэ (875?-938?). Одна из лучших поэтесс конца IX века. Входит в число

"тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Настоящее имя неизвестно.

Ее отец, Фудзивара-но Цугукагэ, был наместником провинции Исэ с 885 по 890

год, отсюда и прозвище. Примерно в пятнадцатилетнем возрасте Исэ стала

придворной дамой супруги императора Уды (867-931, правил в 887-897), Онси.

После неудачного романа с Фудзивара Накахирой (братом Онси), стала фрейлиной

императора Уды, от которого в 896 году родила сына, умершего в младенчестве.

После отречения Уды от престола покинула придворную службу и жила уединенно

в собственном доме на Пятой линии. Позже имела связь с принцем Ацуеси, от

которого родила дочь, ставшую впоследствии поэтессой и вошедшую в историю

поэзии под прозвищем Накацукаса. Литературное наследие Исэ состоит из

домашней антологии "Исэсю". Ее пятистишия есть почти во всех основных

антологиях, начиная с "Кокинвакасю". Эмоциональность ее стихов в сочетании с

техническим совершенством оказали большое влияние на творчество более

поздних поэтов, особенно ее почитал Ноин.

 

Кагава Кагэки (1768-1843). Выходец из обедневшей самурайской семьи из

Тоттори, его настоящая фамилия - Араи. С детства проявлял интерес к поэзии,

в 16 лет уехал в Киото, чтобы учиться там поэтическому мастерству. Там он

стал учеником Кагава Кагэмото, одного из киотских поэтов, который

принадлежал к школе Нидзе, продолжавшей традиции аристократической поэзии

эпохи Хэйан (VIII-XII вв.). Кагава Кагэмото стал его приемным отцом. В его

доме Кагэки познакомился с поэтом Одзава Роаном, который оказал большое

влияние на формирование ею поэтического дарования, именно Роану Кагэки

обязан своим пристрастием к простоте поэтического языка. Дружба с Роаном

стала причиной его разрыва с приемным отцом: в 1804 году он ушел из дома

Кагэмото, впрочем оставив себе фамилию Кагава.

Рост популярности Кагэки и его стремление к обновлению поэзии бака в

сторону большей простоты и доступности поэтического языка навлекли на него

нападки приверженцев так называемой "отечественной" школы (кокугаку). В 1818

году Кагэки поехал в Эдо, рассчитывая найти там сторонников своего

поэтического стиля, но, потерпев неудачу, вернулся в Киото и оставшиеся годы

жизни посвятил воспитанию учеников и пропаганде своих поэтических принципов.

Он имел огромное число учеников, составивших школу Кайэн (псевдоним Кагэки),

которая стала ведущей столичной школой поэзии бака конца XIX века.

Литературное наследие Кагэки состоит из нескольких поэтических

сборников, главным из которых является "Кэйэн исси" ("Ветка из сада кассии",

1830), и ряда теоретических работ - таких, как "Нииманабиикэн" ("Иной взгляд

на "Нииманаби", 1815; "Нииманаби" - "Новое учение", произведение Камо

Мабути), "Хякусюикэн" ("Иной взгляд на сто стихотворений", 1815), большой

известностью пользовались его работы, посвященные антологии "Кокинвакасю".

Призывая к естественности и простоте поэтического языка, Кагэки большое

внимание уделял мелодике стиха (сирабэ~). Его стихи поражают изяществом

формы и искренностью чувства.

 

Какиномото Хитомаро (вторая половина VII - начало VIII века). Первый

великий поэт Японии. Прославился как своими торжественными стихами, либо

сочиненными в честь какого-нибудь события придворной жизни, либо

воспевающими красоту природы, так и лирикой вполне интимного содержания. О

его жизни известно лишь, что он служил при дворе, где, несмотря на невысокий

пост, был главным авторитетом в поэтическом искусстве, участвовал во многих

придворных церемониях, под его влиянием находились все поэты того времени. О

его последних годах сложено немало легенд, считается, что он провел их вдали

от столицы, в провинции Ивами, где и скончался в 707 или 709 году. Хитомаро

принадлежит восемнадцать "длинных песен" (тека) и 67 пятистиший в антологии

"Манъесю".

 

Какэй (Ямамото Какэй, 1648-1716). Родился в городе Нагоя в самурайской

семье, по некоторым сведениям служил дому Овари, но впоследствии оставил

службу и стал врачом. В 1687 году принял постриг. Начав заниматься поэзией,

был сначала близок школе Мацунага Тэйтоку, но в тридцатисемилетнем возрасте,

будучи уже довольно известным поэтом, познакомился с Басе и примкнул к его

школе, однако позже отошел от Басе, искания и новаторство которого были ему

чужды. В конце жизни стал учителем рэнга.

 

Камо Мабути (1697-1769). Выдающийся ученый и поэт, один из самых ярких

представителей "отечественной школы" (кокугаку) первой половины XVIII века.

Родился в городе Хамамацу, расположенном на торговом пути из Киото в

Эдо, в семье служителя синтоисткого святилища. В юности с увлечением

занимался изучением древне-японских классических памятников, позже, переехав

в Киото, стал учеником основателя школы кокугаку Кала Адзумамаро (1669-1736)

и только после его смерти переселился в Эдо, где стал членом общества по

изучению "Манъесю". Помимо антологии "Манъесю", изучение и реконструкция

которой стали главным делом его жизни, в круге интересов Камо Мабути были и

такие памятники древнеяпонской литературы, как "Гэндзи-моногатари",

"Кокинвакасю" и др. Постоянное общение с ними не могло не наложить отпечаток

на его собственное поэтическое творчество. Мабути был, пожалуй, самым

крупным поэтом среди всех представителей школы кокугаку, под его влияние

попали почти все его ученики и последователи. Известны также философские

работы Камо Мабути, особенно так называемое "Пятикнижие": "Кокуико"

("Размышления об отечественной науке"), "Каико" ("Размышления о поэзии"),

"Гоико" ("Размышления о языке"), "Бунъико" ("Размышления о стиле"), "Сеико"

("Размышления о словесности"). Все эти трактаты были вчерне написаны до 1760

года и переработаны в последние годы жизни.

 

Каса (годы рождения и смерти не установлены). Поэтесса VIII века. О ее

жизни никаких достоверных сведений не сохранилось. Известно только, что она

некоторое время была возлюбленной Огомо Якамоти. По количеству стихотворений

в "Манъесю" стоит среди поэтов-женщин на втором месте после Огомо Саканоэ.

Ее стихи выделяются ярко выраженной индивидуальностью, оригинальностью

образов.

 

Каса Канамура (годы рождения и смерти не установлены). Один из лучших

поэтов первой половины VIII века. О его жизни почти никаких достоверных

сведений не сохранилось. Судя по стихам, вошедшим в антологию "Манъесю",

период его поэтической деятельности охватывает 715-733 годы. Расцвет

творческой активности Каса Канамура приходится на начало годов правления

императора Сему (701-756, годы правд. 724-749). Известно, что он состоял

тогда в императорской свите и часто сопровождал императора во время

торжественных выездов. Многие его стихи посвящены этим путешествиям.

Предполагается, что примерно с 728 года он покинул придворную службу и жил в

провинции. Его стихи считаются весьма искусными по форме, но лишенными ярко

выраженной индивидуальности.

 

Керай (Мукаи Керай, 1651-1704). Ученик и друг Басе, один из лучших

поэтов его школы. Родился в Нагасаки в семье ученого конфуцианца и врача. В

восьмилетнем возрасте вместе с семьей переехал в Киото. В 1666 году стал

приемным сыном своего дяди, Кумэ Масуаки и переехал с ним в Фукуоку, где

учился воинскому искусству. В 1675 году вернулся в Киото, где помогал

старшему брату, унаследовавшему практику отца, совершенствовался в воинском

искусстве и в качестве ученого-конфуцианца, продолжателя семейных традиций,

был принят при дворе. Позже увлекся поэзией, на первых порах уделял много

времени изучению классической бака, но вскоре через Кикаку познакомился с

Басе и, примкнув к его школе, стал профессиональным поэтом хайкай. Много

путешествовал, но основную часть времени жил в предместье Киото, Сага, в

доме, которому дал имя "Ракусися" ("Обитель опадающей хурмы"), где его

навешали самые известные поэты того времени, начиная с Басе, написавшего там

в 1691 году дневник "Сага-никки".

Помимо сборников многочисленных трехстиший оставил поэтический трактат

"Керайсе" (1702), в котором обобщил все когда-либо услышанное от Басе о

поэтическом искусстве. Трактат этот представляет собой богатейший материал

для исследования поэтических принципов Басе.

 

Керику (Морикава Керику, 1656-1715). Поэт и художник, ученик Басе.

Происходит из старинного самурайского рода из клана Хиконэ, служил сначала в

Эдо, потом в Оцу. Был широко одаренным человеком - успешно занимался

воинским искусством, живописью, китайской поэзией. Предполагается, что

живописи он учился у известного живописца Кано Ясунобу (Кансэн, 1747-1792).

К поэзии хайкай приобщился в восемнадцатилетнем возрасте, но серьезно начал

заниматься сочинением хокку значительно позже, после своего знакомства с

творчеством Басе. В 1693 году ему удалось посетить Басе в Эдо, после чего он

стал его учеником. Вынужденный по делам службы вернуться в Оцу, Керику

расстался с учителем и больше не виделся с ним, однако продолжал активно

участвовать в делах школы. У себя на родине, в Хиконэ, он возглавил школу

хайкай, продолжавшую традиции Басе. В 1710 году, тяжело заболев, Керику ушел

со службы и оставшиеся годы жизни посвятил приведению в порядок и изданию

своих многочисленных теоретических работ. Он ввел в теорию хайкай принципы

кэтимяку (букв, "кровная связь", нечто вроде традиции) и ториавасэ

("сопоставление"). Из его живописных работ широко известны портреты Басе.

 

Кетай (Като Кетай, 1732-1792). Известный поэт. По происхождению самурай

из клана Овари. Фамилия его настоящего отца - Кисигами, Като - фамилия его

приемного отца, также принадлежавшего клану Овари. С семнадцати лет был на

службе у рода Токугава в Овари, в 1751 году стал сочинять хокку, примкнув к

одной из школ провинции Исэ. В 1757 году переехал в Эдо, но вскоре ушел со

службы и, вернувшись на родину, создал там свою школу хайкай с центром в

городе Нагоя. Был одним из поэтов, стоявших во главе движения за "возврат к

традициям Басе". В тридцатидевятилетнем возрасте покинул Нагоя, для того

чтобы повторить путешествие Басе, запечатленное на страницах известного

путевого дневника "Оку-но хосомити" ("По тропинкам Севера"). Впечатления

этого путешествия легли в основу книги "Сиорихаги" ("Поникшие кусты хаги").

В 1774 году приехал в Киото, где встретился с Бусоном, с которым давно уже

состоял в переписке, и сблизился с его учениками. Много работал над изданием

и переизданием произведений Басе. Опубликовал исправленное и

прокомментированное издание "Керайсе" (см. Керай). Жил то в Нагоя, то в Эдо,

то в Киото, широко пропагандируя поэтические принципы и творчество Басе.

 

Ки-но Аритомо (?-880). Отец Ки-но Томонори. Начиная с 844 года занимал

различные придворные посты, был наместником провинций Микава, Сэтцу.

 

Ки-но Томонори (?-906). Сын Ки-но Аритомо и двоюродный брат Ки-но

Цураюки. Один из "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья.

Участвовал в придворных поэтических состязаниях при императоре Уда (867-931,

годы правл. 887-897) и при императоре Дайго (885-930, годы правл. 897-923)

вместе с Сосэем, Сугавара Митидзанэ, Ки-но Цураюки, Осикоти Мицунэ и другими

известными поэтами. Был одним из составителей антологии "Кокинвакасю", но,

скорее всего, скончался до завершения работы по ее изданию. С 897 года

занимал невысокие придворные посты. Его пятистишия входят во многие

антологии, начиная с "Кокинвакасю". Известна также его домашняя антология

"Томонорисю". Творчество Ки-но Томонори представляет собой как бы переходный

этап от творчества "шести бессмертных поэтов" к творчеству Ки-но Цураюки и

его современников - Осикоти Мицунэ, Мибу Тадаминэ и др.

 

Ки-но Цураюки (872?-945?). Один из ведущих поэтов X века и один из

первых теоретиков поэтического искусства. Входит в число "тридцати шести

бессмертных поэтов" Средневековья. Составитель антологии "Кокинвакасю" и

автор предисловия к ней, не только снискавшего славу первого поэтического

трактата в Японии, но и ставшего образцом для всех последующих работ по

теории поэзии. Ему же принадлежит первое произведение японской дневниковой

литературы - "Дневник из Тоса" ("Тоса-никки").

Занимал разные придворные посты, славился при дворе своей ученостью и

поэтическим талантом. С 930 по 935 год был наместником провинции Тоса.

Находясь в Тоса, занимался составлением антологии "Синсэнвакасю", им же

написано одно из предисловий к ней. Участвовал во всех основных поэтических

состязаниях при дворе, его приглашали на самые значительные церемонии,

имевшие место в императорском семействе и в семействах высшей знати.

Поэтический авторитет Ки-но Цураюки был непререкаем. Его усилиями поэзия

вака приобрела значение высокого искусства, равного китайской поэзии.

Поэтический стиль Цураюки с характерной для него предельной

эстетизацией реального мира типичен для того этапа развития японской поэзии,

который с наибольшей полнотой отразился в антологии "Кокинвакасю".

 

Киевара Фукаябу (годы рождения и смерти не установлены). Поэт начала X

века. Один из "тридцати шести бессмертных поэтов" Средневековья. Сведений о

его жизни почти не сохранилось. Известно, что в 908 году он был назначен

Главой Управления ремесел, а в 923-м - Главой Управления дворцовых хранилищ.

Он участвовал в поэтических придворных состязаниях вместе с Ки-но Цураюки,

Мибу Тадаминэ и другими ведущими поэтами своего времени. Один из поэтов,

определивших поэтический настрой антологии "Кокинвакасю". Предполагается,

что в старости Киевара Фукаябу поселился в северном предместье Киото,

Ивакуре, где и скончался. Его стихи входят во все основные антологии,

начиная с "Кокинвакасю". Сохранилась также его домашняя антология

"Фукаябусю". Для поэтической манеры Киевара Фукаябу характерен

интеллектуальный обобщенный стиль, свойственный поэтам круга Цураюки, но

многие его произведения отличаются тонким лиризмом.

 

Кикаку (Эномото или Такараи Кикаку, 1661-1707). Один из первых учеников

Басе. Родился в семье врача и сам в молодые годы изучал медицину. С

шестнадцати лет начал серьезно изучать китайскую философию и литературу.

Одновременно или чуть раньше стал учеником Басе. Его первые трехстишия были

опубликованы в 1679 году, с этого времени он активно участвовал во многих

сборниках поэтов хайкай. Составленная им в 1683 году антология "Минасигури"

("Полые каштаны") стала событием в истории хайкай. В ней наиболее ярко

проявилось своеобразие поэтического стиля Кикаку, с характерной для него

усложненностью стиха, технической виртуозностью, эротичностью, иногда даже

фривольностью образов. В противоположность Басе, стремящемуся к постижению

истины, Кикаку считал хайкай развлечением, игрой. Однако стихи Кикаку

вызывали восхищение многих его современников. Сам Басе высоко оценивал

творческую индивидуальность своего ученика и в своем послесловии к антологии

"Минасигури" сравнивал его с Ли Бо, Ду Фу, Сайге, хваля за умение в любой

банальности видеть красоту, достойную поэзии.

Кикаку всегда оставался учеником Басе, но его поэтическая деятельность

выходила за рамки одной школы, он участвовал в сборниках многих школ, жил то

в Эдо, то в Киото, то в Осаке, общался с самыми разными поэтами. Именно

Кикаку способствовал распространению поэзии хайкай среди широких слоев

эдосского городского населения. Большой известностью пользовались его

сборники "Ханацуми" ("Собирая цветы") и "Хаги-но цую" ("Роса на листьях

хаги"). В 1691 году он вместе с другими учениками Басе принял участие в

составлении сборника "Сарумино" ("Соломенный плащ обезьяны") и написал к

нему предисловие. Кикаку был одним из самых авторитетных поэтов своего

времени и имел много собственных учеников.

 

Кисэн (годы рождения и смерти не установлены). Поэт VIII века. Один из

"шести бессмертных поэтов". О его жизни не сохранилось никаких достоверных

сведений. Известно только, что он был монахом и жил уединенно неподалеку от

Киото, в местечке Удзи. В своем предисловии к антологии "Кокинвакасю" Ки-но

Цураюки пишет о нем так: "У инока Кисэна с горы Удзи значение слов смутно и

смысл песни не всегда ясен от начала до конца. Будто любуешься осенней луной

сквозь завесу предрассветных облаков..." (перевод А. Долина). Уже в эпоху

"Кокинвакасю" он был легендарной личностью. Сохранилось всего два его

стихотворения, самое известное приводится в настоящем издании.

 

Кито (Такай Кито, 1741-1792). Один из учеников Бусона. Родился в Киото

в семье известного мастера хайкай, с детских лет писал стихи. Впервые

опубликовал свои хокку в 1758 году. В 1770 году стал учеником Бусона,

активно участвовал в подготовке к изданию сборников его школы, главными из

которых были "Акэгарасу" ("Крик вороны на рассвете", 1773) и

"Дзокуакэгарасу" ("Продолжение "Крика вороны




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОЭТАХ | Все о японской чайной церемонии

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 436. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия