Студопедия — Кто по своему происхождению белорусы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Кто по своему происхождению белорусы






б) Вычислить определитель

Кто по своему происхождению белорусы

 

 

История человечества берет начало в седой древности. Она прошла в своем развитии ряд этапов.

Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято счи­тать, является первобытнообщинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и рас­цвет родового общества (материнский род) и его разложение на отли­чающиеся друг от друга,социальные группы.

Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготав­ливались дошедшие до нас орудия труда, в исторической науке выделяют каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палео­лит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит в свою очередь подразделяется на ран­ний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует сущест­вованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Данные археологии и других наук свидетельствуют о том, что на терри­тории Беларуси человек появился не позже 40 тысяч лет тому назад, т. е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Све-тиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидови-чи Быховского районов Могилевской области. Именно в это время люди (па­леоантропы, или неандертальцы) овладевали способами добывания огня, из­готавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, ру­била. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа - неоантропа, или кроманьонца.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены много­численные кремневые орудия, а также кости мамонта, дикой лошади, бы­ка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Их поведение регулировалось волей коллектива, родовой моралью и обы­чаями. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательст­вом. Средства труда и ведения хозяйства также были общими На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались племенные вожди. Ученые по­лагают, что в позднем палеолите стали появляться духовные начала в жизни людей: искусство (до нас дошли скульптурные изображения женщин, живот­ных, птиц, рыб), зародился танец, появились музыкальные инструменты.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX-V тысячелетиями до н. э., с юга, главным образом по бассейнам рек, проис­ходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Об этом свидетельствуют более, 100 стоянок того времени, открытых в Поднепро-вье, Понеманье, в бассейне Припяти и в меньшей степени в Подвинье. Люди этого времени употребляли каменные орудия труда - грубо обби­тые топоры, резцы, скребки, скобели. Найдены также маленькие кремне­вые пластинки, которые использовались как вкладыши, части лезвий при изготовлении серпов и других режущих инструментов. Широкое распро­странение как орудие охоты получил лук.

С конца V - начала IV тысячелетия до н. э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из на­земных и полуземляночных жилищ, которые располагались, вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. Орудия труда продолжали совершенство­ваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топо­ры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило чело­веку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить ее. Вы­дающимся достижением стало появление прядения и ткачества.

Наиболее интересными памятниками позднего неолита (вторая поло­вина III - начало II тысячелетия до н. э.) являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа -подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Най­дена и небольшая деревянная фигурка человека.

Рубеж III—II тысячелетий до н. э. отождествляется с,началом бронзо­вого века. В это время появились медные и бронзовые топоры, наконеч­ники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха от­личалась от предыдущих повсеместным распространением скотоводства и земледелия. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В начале бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур шнуровой керамики, затем - культур среднеднепровской, шнуро­вой керамики Полесья, висло-неманской, а также северобелорусской.

Начала складываться общность родственных племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые боль­ше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими ма­териальными ценностями, т. е. появилось имущественное неравенство. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену. Во II тысячелетии до н. э. произошла замена материнско-родовых отно­шений патриархальными, материнского рода - отцовским. Мужчина занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской ли­нии. Основной хозяйственной ячейкой становится большая патриархаль­ная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми.

В 2000-1000 гг. до н. э. с юга на будущие белорусские земли двига­лись индоевропейцы, занимавшиеся преимущественно животноводством. Они пользовались как каменными, так и медными и бронзовь/ми орудия­ми труда. Смешение, ассимиляция индоевропейцев и местного населения, в том числе и в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Придне­провья, привели к образованию балтских' групп племен и народов.

В VII—VI вв. до н. э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Орудия труда, оружие, предметы быта стали коваться из железа. Основой хозяйства племен в раннем железном веке, начавшемся примерно в VII в. до н. э., стали земледелие и скотоводство (охота и ры­боловство приобрели подсобное значение). Земледелие было подсечным, т. е. при подготовке к посеву на определенных участках подрубался, а за­тем выжигался лес. Боронование осуществлялось так называемой «суко-ваткой» - древнейшим орудием обработки почвы. Через 5-7 лет, когда урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывался, и люди пере­ходили на другой. В южных районах Беларуси, где почвы были более пригодны для земледелия, появились и более совершенные орудия труда. Одно из них - деревянное рало, сделанное целиком из дуба, обнаружено в торфянике близ д. Каплановичи Клецкого района. В это время распро­странились такие виды ремесла, как литье из бронзы, обработка кости, ро­га животных. Повсеместными стали прядение и ткачество, о чем свиде­тельствуют многочисленные находки пряслиц2.

Одновременно появляются укрепленные поселения, что свидетельст­вует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между ро­дами и племенами. С середины I тысячелетия до н. э. поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие Оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тыс. так называемых городищ, т. е. остатков таких поселений. Особен­но многочисленны городища в восточной части Гомельщины.

Такое название эта группа племен и народов получила в научной литературе с сере­дины XIX в.

Глиняное пряслице с отверстием в центре надевалось на веретено с целью увеличе­ния его инерции при вращении.

 

В 500-200 гг. до н. э. на территории Беларуси сложились такие пле­менные объединения, как ятвяги и дайнова (на западе Беларуси), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брест­ской области переселились позднелужицкие племена восточнопоморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. Все эти группы племен отличались как материальной культу­рой, так и ритуалами погребений. Южную Беларусь заселяли племена ми-лоградской и поморской культур. В средней и северной частях Беларуси была распространена культура штриховой керамики и днепро-двинская, сменившиеся затем банцеровской культурой (от Банцеровского городища под Минском) и колочинской (от д. Колочин Речицкого района). Мило- градская культура, название которой происходит от д. Милоград Речицко­го района, представлена городищами, грунтовыми и курганными могиль­никами. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельст­вуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. В том же ряду - бронзовые, серебря­ные и золотые украшения, ожерелья из стеклянных бус. Восточнопомор­ской культуре присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз.

В ряде случаев население различных культур смешивалось или вкли­нивалось друг в друга.

На рубеже новой эры в Поднепровье, в соответствующих районах Го­мельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культу­ра. Умерших зарубинцы сжигали, останки ссыпали в пофебальные (глубиной до 0,7 м) ямы, куда ставили горшки и миски, а также клали орудия труда, оружие, украшения, в том числе и бронзовые фибулы (застежки). Будучи земледельцами и скотоводами, представители этой культуры умели плавить цветные металлы, отливать необходимые изделия. Захоронения свидетельст­вуют также об имущественном неравенстве наших предков.

 

Появление территории нынешней Беларуси славян

 

В западных районах Белорусского Полесья во II—IV вв. н. э. жило на­селение, материальная культура которого отличалась от зарубинецкой. Средняя и северная части Беларуси, как и соседние области, были заселе­ны балтскими (лето-литовскими) племенами днепро-двинской культуры. Историки и географы периода античности (I тыс.до н. э. - 476 г. н. э.) по-разному называют племена, имевшие отношение к той части Ойкумены,где сейчас находится Беларусь. На месте Геродотовых скифов, андрофагов, невров постепенно ста­ли упоминаться бастарды, потом венеды, фены, за­тем готы. Самый важный источник, где говорится о жителях нынешних белорусских земель времен античности, - это четвертая книга Геродотовой «Истории». Никто из авторов этого времени не сообщает о древних жителях нашей земли так подробно, как это сделал "отец истории". Начиная с VI в. письменные источники уже сообщают о славя нах. Они являлись частью древнего индоевропейского единства, в которое входили также германские, балтийские, романские, кельтские, иранские, индийские («арийские») и др. народы. Около пяти тысяч лет тому назад индоевропейцы жили на пространстве от Атлантического океана до Ин­дийского и от Северного Ледовитого океана до Средиземного моря. Ус­ловный центр этого массива находился в северо-восточной части Балкан­ского полуострова.

Практически неизученным остается «праславянский» период, т. е. период древнего единого славянства. Лишь археология, сравнительное языкознание дают нам некоторые смутные представления о том, где оби­тали «первославяне», каковы пути их перемещений. Исследователи пола­гают, что в далекое доисторическое время произошло так называемое раннее «расселение славян». Из их общности выделились три большие группы: западные славяне - поляки, словаки, чехи; южные - болгары, сербы, хорваты и восточные - предки современных русских, украинцев и белорусов. Постепенно они расселялись по местам, ставшим исходными в их исторической жизни. Современные ученые считают, что прародина славян, ведущих свое начало от индоевропейцев, находилась между Оде­ром и Днепром. Немецкими, чешскими, словацкими, польскими, румын­скими, русскими, украинскими и, естественно, белорусскими археологами уже достаточно хорошо изучена так называемая пражская археологическая культура, которая является, безусловно, раннеславянской. Уже в VI в. н. э. ее носители населяли территорию между Эльббй, Средним Дунаем и Верх­ним - Средним Днепром. В этот регион входило и белорусское Полесье. В VI—VIII вв. н. э. славянские племена уже жили на юго-западе и юге Бела­руси. При дальнейшем расселении эти племена заняли всю территорию Бе­ларуси, оттеснив или ассимилировав племена восточных и днепровских балтов. Массовое расселение славян на всей территории Беларуси происхо­дило, по мнению некоторых ученых, в IX-X вв. [16. С. 18]. В это же время здесь сложились союзоплеменные этнополитические объединения -кривичей, дреговичей, родимичей, частично северян, древлян, волынян.

В культурно-социальном отношении население территории Беларуси в это время не было однородным. Об этом свидетельствуют различные памятники материальной культуры южной, центральной и северной ее частей. Разделение населения на ярко выраженные социальные слои и группы произошло в VI-IX вв. Причем характерной особенностью этого процесса было то, что от первобытнообщинного строя восточные славяне через военную демократию перешли непосредственно к феодализму, ми­нуя рабовладельческий строй. Хотя наиболее архаичной формой эксплуа­тации у них, как и у других народов, было рабство, но оно не стало осно­вой производственных отношений.

Развивалась техника земледелия. Близ д. Хотомель Столинского рай­она найдено относящееся к этому времени усовершенствованное орудие для рыхления земли: рало с полозом, в котором впереди наральника уста навливался железный резак. Помимо проса, пшеницы, ячменя, конопли, гороха каши предки стали культивировать озимую рожь. Это положило начало новому, более прогрессивному этапу в земледелии - паровой сис­теме земледелия. В крестьянских хозяйствах были лошади, крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, домашняя птица.

Семьи, объединенное уже общностью хозяйственной жизни, образо­вывали сельскую (соседскую) или территориальную общину. У восточ­ных славян она называлась вервью или миром. Кроме земледельцев общи­на объединяла кузнецов, гончаров, кожевников. Члены общины были свя­заны взаимной ответственностью (так называемой круговой порукой) за уплату дани, за преступления и т. п. Более усложненными становились духовно-нравственные представления. Религия восточнославянских наро­дов была языческой, многобожной.

В конце I тыс. н. э. начали складываться условия образования вос­точнославянской, или древнерусской, народности. Постоянное укрепле­ние политических и экономических связей между славянскими племен­ными объединениями и союзами, проживавшими на территории Запад­ной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постепенному сглажива­нию ряда отличий и появлению общих черт, способствовавших образова­нию нового этнического сообщества с едиными языком, территорией, культурой и этническим самосознанием. Но, как справедливо подчеркива­ет ряд ученых, народность это не только этническое, но и историческое сообщество людей, характерное для общества, уже поделенного на клас­сы, и где существует государственность [76. С. 219]. Именно эти условия имели место в Древнерусском государстве. Однако процесс дальнейшего развития и укрепления древнерусской народности прервался уже в первой половине ХП в. в связи с начавшимся распадом Киевской Руси как едино­го государства на ряд самостоятельных удельных княжеств.

Это во многом предопределило начало формирования белорусского, украинского и русского народов. В частности, в новых условиях на терри­тории нынешней Беларуси дальнейшее развитие получили самостоятель­ные государственные образования - княжения. Это способствовало еще более прочному объединению, консолидации уже исторически сложив­шихся устойчивых групп людей, характеризовавшихся единым происхож­дением, ярко выраженной общностью языка, культуры, быта, социально-психологического склада, традиций, обычаев и нравов. Становление белорусского этноса заняло исторически длительный период и прошло через ряд этапов, отличавшихся различной степенью зрелости его призна­ков. Основным результатом влияния комплекса социально-экономи­ческих, политических и этнических процессов XIV-XVI вв. стало склады­вание самостоятельного этносоциального сообщества феодального типа -белорусской народности. В настоящее время завершение становления белорусской нации как самостоятельного этносоциального Организма многие ученые связывают с формированием национального самосознания всех классов и социальных слоев общества, утверждением белорусской государственности. В частности, формирование белорусской нации как самостоятельного этносоциального организма учеными относится на на­чало XX в. Некоторые ученые полагают, что только с завершением про­цесса обретения белорусами своей этнической территории и самостоя­тельной государственности состоялось становление их как единого наро­да, нации. Несомненно, что развитие и становление белорусского народа осуществлялось в рамках общеисторического прогресса человечества. Он прошел все этапы социально-экономического развития: от первобытно­общинного состояния до нынешнего экономического, социально-политического и духовного уровня.

 

 

§ 2. Полоцкая земля - исторический центр Беларуси

 

Начало государственности восточных славян

 

В VIII—IX вв. восточные славяне представляли со­бой ряд союзов племен, своеобразных протонарод-ностей, имевших общие этнические особенности. На территории Беларуси проживали главным об­разом кривичи, дреговичи и радимичи1. Тех кривичей, которые жили в верховьях Западной Двины, вокруг своего главного города Полоцка, древнерусские летописи называли полочанами. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т. е. первоначальное государственное образование (бы­ли и другие княжения). Полочане собирались на вечевые собрания для об­суждения общих дел, отправления культовых обрядов, налаживания тор­говых отношений. В IX в. здесь кроме Полоцка существовали и другие укрепленные пункты - Витебск, Лукомль.

Тех восточных славян, которые расселялись между Припятью и Дви­ною, автор «Повести временных лет» называет дреговичами. На севере граница между ними и кривичами проходила по линии Заславль-Логойск-Борисов. Города Слуцк и Клецк названы в летописи дрего­вичскими. Остатки материальной культуры этих племен распространены на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Орессы. Постепенно дреговичи стали проникать в междуречье Западного Буга и Немана. На восток от дреговичей жили радимичи, которые заселяли пространство по среднему и частично нижнему течениям Сожа и его притоков.

Родство языков, материальной и духовной культуры позволило при расселении восточно-славянских племен сохранить их историческую и

В летописях указывается, что с запада или юго-запада пришли со своими родами два брата, Радам и Вятко.'Первый поселился на Соже, второй - на Оке. Их племена впоследст­вии стали называться радимичи и вятичи. Название кривичи исследователи объясняют по-разному: от имени старейшины рода Крива, от слова кревные, т. е. близкие по крови, от пе­ресеченной, холмистой (кривизна) местности, а также от языческого первосвященника Кри-во-Кривейта. В толковании названия дреговичи наблюдается единый подход: оно произошло от слова дрыгва (болото). Но высказывается также мнение, что по аналогии с радимичами и вятичами оно образовалось от собственного имени — Драг или Дреговит.

этническую самобытность. Единство восточных славян, их общее назва­ние неоднократно подчеркивали летописи. В «Повести временных лет» утверждается: «был един народ славянский», «славянский народ и русь-кий одно есть» [55. С. 21-22].

Название «Русь», происхождение которого окончательно не выяснено до (их пор, закрепилось скорее всего первоначально за той частью восточных славян, которые жили вокруг Киева, Переяславля, Чернигова. Постепенно оно распространилось на всех славян Восточной Европы и их земли.

К вопросу о происхождении термина «Русь» примыкает, в частности, так называемая норманнская теория происхождения русского государства, вызвавшая среди ученых споры, которые, начиная с XVIII в., не прекра­щаются и по сегодняшний день. Норманнисты. не только сводят процессы возникновения Русского государства к интервенции!норманнов, но и по­лагают, что слово «Русь» первоначально означало одно из объединений варягов, которые передали в дальнейшем евде название славянскому на­селению, находившемуся под их властью.

Основанием для теории о происхождении государства Русь от варя­гов в числе других источников послужила «Повесть временных лет», где под 862 г. отмечено: «Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани» и по-чаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въета род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море к варягам, к руси, сице бо ся зваху тии варязи русь... - Реша руси чудь, словени, и кривичи и весь: «Земля наша и велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Далее из летописи выте­кает, что в результате этого приглашения и появился на землях чуди, сло-вен и кривичей Рюрик с братьями и со всей своей русью [4. С, 22].

Однако норманнская версия - не единственная. Автору представляется рациональным, что древние славяне всегда селились вдоль рек. Наши далекие предки обожествляли реку, а на праславянском языке река называлась словом «руса». И сейчас в славянских землях много топонимов, производных от кор­ня «рус». Думается, что происхождение названия Русь следует искать именно в данном направлении. Кстати, Неман в старину тоже назывался Рось, а один из его притоков и доныне сохранил название Рось.

Впрочем, каковы бы ни были истоки данного названия, бесспорным остается то, что политическая организация восточного славянства, его го­сударственность начали складываться во второй половине I тыс. н. э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром до середины XII в. был Киев. Поэтому вполне оправданно, что Древнерусское государство принято

1 Строго говоря, термин «древнерусский» по отношению к государству славян (ГХ-XII вв. не выдерживает крщики с точки зрения периодизации, принятой в исторической науке. Так, счита­ется, что применительно к Европе на смену древней истории (античности) пришел период средне-всковьям (V - начало XVI в.), после которого начался период новой истории. Средневековье в свою очередь делится на раннее (V-XI в.), классическое, или высокое (XI - первая половина ХШ в.) и позднее (вторая половина XIII - начало XVI в.). Если исходить из этого, то время существования Киевского государства относится не к древнему периоду, а к средневековью. Тем не менее в современной научной литературе используется термин «Древнерусское государство», что отождествляется с понятиями «Киевская Русь», «Киевское государство».

называть Киевской Русью, которая была государственной организацией все­го восточного славянства, в том числе и кривичей (полочан), дреговичей, радимичей. В этот период у восточных славян имело место единство этно­графических и социально-экономических признаков, общественного и пра­вового состояния, культурной жизни, территориального расположения. Об­разование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народно­сти с определенными экономическими связями на основе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства.

С X в. у восточных славян заметным становится стирание племенных признаков: как в средствах производства и инвентаре, так и в погребаль­ных обычаях превалируют общие черты. Топоры, серпы, ножи, глиняная посуда, наконечники копий и стрел повсеместно становятся одинаковыми или близкими по форме. Умерших продолжали хоронить в курганах, уже не сжигая. Тело умершего клали на землю, которую «очищали» огнем, а позже стали хоронить в ямах. Над могилами насыпали курганы высотой до 2-3 м и диаметром до 18 м.

Археологические материалы говорят об углублявшейся в то время социальной дифференциации. О составе населения Зпадной Руси в XI-XII вв. можно судить по «Житии Евфросиньи Полоцкой», где говорится о «князьях и сильных мужах, черноризцах, простых людях». Приводятся в «Житии» и такие названия, как «сильные честные мужи», они же «бояре», «служанины», упомянута кормилица княжны Предславы и ее слуга Михаил.

Люди, занятые сельскохозяйственным трудом, в Древней Руси назы­вались смердами. Свободные смерды-общинники жили на им принадле­жавших землях и платили дань государству. Зависимые смерды делились на четыре разряда: закупы, т. е. взявшие у богатого ссуду («купу»), рядо­вичи, которые попали в зависимость в результате заключения договора («ряда»), изгои, порвавшие всякие связи с общиной, и прощенники, т. е. вольноотпущенные рабы. Были иногда и рабы («холопы»). Они являлись предметом купли-продажи, их можно было даже убивать. В «Слове», ав­тором которого считают Кириллу Туровского, говорится, что господа «немилосердны на рабов своих или рабынь, и не дают им довольно пищи и одежды, и работой насилуют или иными бедами, и бьют не за дело» [3. С. 26]. Работавшие непосредственно на господина зависимые люди на территории Беларуси назывались челядью.

В XI—XII вв. усиливается борьба крестьян против феодалов, в руках которых сосредоточивалось все большее количество земель. Известный памятник права этого времени - «Русская правда» - содержит данные о различных проявлениях социальной борьбы - поджогах, порче межевых знаков, нежелании признавать долг, убийствах представителей княжеской администрации. В грамоте полоцкого князя Изяслава (около 1265 г.) гово­рится о выдаче бежавших «поручников, должников, холопов» [3. С. 24].

В условиях активного утверждения феодальных отношений (IX - на­чало XII в.) возникали различные формы экономической зависимости. этическую самобытность. Единство восточных славян, их общее назва­ние неоднократно подчеркивали летописи. В «Повести временных лет» утнерждается: «был един народ славянский», «славянский народ и русь-кий одно есть» [55. С. 21-22].

Название «Русь», происхождение которого окончательно не выяснено до сих пор, закрепилось скорее всего первоначально за той частью восточных славян, которые жили вокруг Киева, Переяславля, Чернигова. Постепенно оно распространилось на всех славян Восточной Европы и их земли.

К вопросу о происхождении термина «Русь» примыкает, в частности, так называемая норманнская теория происхождения русского государства, вызвавшая среди ученых споры, которые, начиная с XVIII в., не прекра­щаются и по сегодняшний день. Норманнисты. не только сводят процессы возникновения Русского государства к интервенции норманнов, но и по­лагают, что слово «Русь» первоначально означало одно из объединений варягов, которые передали в дальнейшем свое название славянскому на­селению, находившемуся под их властью.

Основанием для теории о происхождении государства Русь от варя­гов в числе других источников послужила «Повесть временных лет», где под 862 г. отмечено: «Изъгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въета род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву». И идоша за море к варягам, к руси, сице бо ся зваху тии варязи русь... - Реша руси чудь, словени, и кривичи и весь: «Земля наша и велика и обилна, а наряда в ней нет. Да пойдете княжит и володети нами». Далее из летописи выте­кает, что в результате этого приглашения и появился на землях чуди, сло-вен и кривичей Рюрик с братьями и со всей своей русью [4. С, 22].

Однако норманнская версия - не единственная. Автору представляется рациональным, что древние славяне всегда селились вдоль рек. Наши далекие предки обожествляли реку, а на праславянском языке река называлась словом «руса». И сейчас в славянских землях много топонимов, производных от кор­ня «рус». Думается, что происхождение названия Русь следует искать именно в данном направлении. Кстати, Неман в старину тоже назывался Рось, а один из его притоков и доныне сохранил название Рось.

Впрочем, каковы бы ни были истоки данного названия, бесспорным остается то, что политическая организация восточного славянства, его го­сударственность начали складываться во второй половине I тыс. н. э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром до середины XII в. был Киев. Поэтому вполне оправданно, что Древнерусское государство принято

' Строго говоря, термин «древнерусский» по отношению к государству славян (ГХ-XII вв. не выдерживает критики с точки зрения периодизации, принятой в исторической науке. Так, счита­ется, что применительно к Европе на смену древней истории (античности) пришел период средневековьям (V - начало XVI в.), после которого начался период новой истории. Средневековье в свою очередь делится на раннее (V-XI в.), классическое, или высокое (XI - первая половина ХШ в.) и позднее (вторая половина ХШ - начало XVI в.). Если исходить из этого, то время существования Киевского государства относится не к древнему периоду, а к средневековью. Тем не менее в современной научной литературе используется термин «Древнерусское государство», что отождествляется с понятиями «Киевская Русь», «Киевское государство», называть Киевской Русью, которая была государственной организацией все­го восточного славянства, в том числе и кривичей (полочан), дреговичей, радимичей. В этот период у восточных славян имело место единство этно­графических и социально-экономических признаков, общественного и пра­вового состояния, культурной жизни, территориального расположения. Об­разование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народно­сти с определенными экономическими связями на основе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства. С X в. у восточных славян заметным становится стирание племенных признаков: как в средствах производства и инвентаре, так и в погребаль­ных обычаях превалируют общие черты. Топоры, серпы, ножи, глиняная посуда, наконечники копий и стрел повсеместно становятся одинаковыми или близкими по форме. Умерших продолжали хоронить в курганах, уже не сжигая. Тело умершего клали на землю, которую «очищали» огнем, а позже стали хоронить в ямах. Над могилами насыпали курганы высотой до 2-3 м и диаметром до 18 м.

Археологические материалы говорят об углублявшейся в то время социальной дифференциации. О составе населения Зпадной Руси в XI-XII вв. можно судить по «Житии Евфросиньи Полоцкой», где говорится о «князьях и сильных мужах, черноризцах, простых людях». Приводятся в «Житии» и такие названия, как «сильные честные мужи», они же «бояре», «служанины», упомянута кормилица княжны Предславы и ее слуга Михаил. Люди, занятые сельскохозяйственным трудом, в Древней Руси назы­вались смердами. Свободные смерды-общинники жили на им принадле­жавших землях и платили дань государству. Зависимые смерды делились на четыре разряда: закупы, т. е. взявшие у богатого ссуду («купу»), рядо­вичи, которые попали в зависимость в результате заключения договора («ряда»), изгои, порвавшие всякие связи с общиной, и прощенники, т. е. вольноотпущенные рабы. Были иногда и рабы («холопы»). Они являлись предметом купли-продажи, их можно было даже убивать. В «Слове», ав­тором которого считают Кириллу Туровского, говорится, что господа «немилосердны на рабов своих или рабынь, и не дают им довольно пищи и одежды, и работой насилуют или иными бедами, и бьют не за дело» [3. С. 26]. Работавшие непосредственно на господина зависимые люди на территории Беларуси назывались челядью.

В XI—XII вв. усиливается борьба крестьян против феодалов, в руках которых сосредоточивалось все большее количество земель. Известный памятник права этого времени - «Русская правда» - содержит данные о различных проявлениях социальной борьбы - поджогах, порче межевых знаков, нежелании признавать долг, убийствах представителей княжеской администрации. В грамоте полоцкого князя Изяслава (около 1265 г.) гово­рится о выдаче бежавших «поручников, должников, холопов» [3. С. 24].

В условиях активного утверждения феодальных отношений (IX - на­чало XII в.) возникали различные формы экономической зависимости. По словам Кпиментия Смолятича, князья, бояре силой «прилагали дом к дому и села к селам» [3. С. 25]. Крестьяне из сел близ Бреста должны бы­ли вносить на содержание княжеского двора оброк натурой, куда входили мед, печеный хлеб, куры, овцы, а также овес, рожь, лен. Жители Бреста в наказание за выступление против князя обязаны были платить кунами, т. е. тогдашним денежным эквивалентом. Попав в зависимость от крупных землевладельцев, крестьяне продолжали уплачивать в пользу государства денежные платежи и поборы с хозяйства («дыма»). По уставной грамоте смоленского князя Ростислава (1136 г.), с населения, в том числе и с жи­телей Копыся, Кричева, поступали князю исчисляемые в деньгах «дань» и «полюдье» [3. С. 25]. Помимо этого крестьяне платили сбор в пользу церкви, так называемую «десятину».

В X-XI вв. в наиболее развитых и густонаселенных районах, в местах пересечения важных путей сообщения стали возникать города. Их появ­ление было обусловлено прежде всего развитием экономических отноше­ний, а также тем, что из основной массы населения, занятого сельским хо­зяйством, выделялись купцы и ремесленники, в значительной мере уже оторванные от земледелия. Они стали селиться возле укрепленных пунк­тов, на местах отдельных селищ.

В летописях, хрониках и других письменных источниках, относящихся к IX—XIII вв., названо более 35 городов, находящихся на территории Бе­ларуси. Ряд из них получил название от рек, на которых основаны: По­лоцк - от Полоти, Друцк - от Друга, Витебск - от Витьбы, Орша - от Рши, Пинск - от Пины, Слуцк - от Случи, Чечерск - от Чечеры и т. д. Если ис­ходить из документов, то самым древним является Полоцк, который упо­минается под 862 г. Затем - Витебск (974), Туров (980), Заславль (985). Упоминания о Друцке, Бресте, Копыси, Браславе, Минске, Орше, Логой-ске, Лукомле, Пинске относятся к XI в., о Борисове, Слуцке, Славгороде, Новогрудке, Гродно, Кричеве, Клецке, Гомеле, Рогачеве, Брагине, Мозы-ре, Мстиславле, Чечерске - к XII в.

Конечно же, ко времени упоминания о них в летописях они уже суще­ствовали значительное время, успели стать центрами социально-экономической и политической жизни определенных регионов. Как пра­вило, город состоял из укрепленного центра - детинца, окольного города, который обносился оборонительными сооружениями, и неукрепленных посадских поселений. Раннефеодальные города на территории Беларуси невелики - от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Строились они полностью из дерева. Деревянными были жилые помещения, хозяйст­венные постройки, городские стены, башни, ворота мосты. Деревом вы­мащивались улицы и тротуары.

В городах жили князья и находилась княжеская дружина. В них со­
средоточивались также светские и духовные феодалы, сюда стекалось на­
селение, занимавшееся ремеслами и торговлей. В городах были развиты
гончарные, бондарные, кузнечные, кожевенно-сапожные, косторезные,
ювелирные виды ремесел.

 

Первые государственные образования на территории Беларуси

 

 

Как свидетельствуют письменные источники, на территории современной Беларуси в это время су­ществовали Полоцкое и Туровское княжества входившие в состав раннефеодального Киевского (Древнерусского) государства. Полоцк, как и дру­гие древнерусские города - Новгород, Киев, Смоленск, своей торговлей и богатством был обя­зан природному положению, удобству водных путей сообщения. Ряд уче­ных полагают, что во второй







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия