Студопедия — Категория рода имен существительных
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Категория рода имен существительных






 

Answers: Don’t shout at me at night for many reasons. At first, because besides you, I’m waiting for other people, who are late for the meeting. They are not afraid of me. It’s very stupid of them. Have you heard this before? Have you borrowed money from me? I’m hitting you soon by mistake. I will do it by chance, not on purpose. Rely on me and go on sleeping. I will go home.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

Методические указания для студентов.

 

 

Баранова Т.А.,

кандидат филологических наук, доцент

 

 

В методических указаниях содержится справочный материал по одному из разделов курса «Русский язык и культура речи» – «Грамматические нормы русского литературного языка».

В практике устной и письменной речи нередко возникают затруднения самого различного характера: написание тех или иных слов, их произношение и ударение, словоупотребление, грамматическая характеристика слова, словоизменение, формообразование, сочетаемость слов.

Нормы языка находятся в постоянной динамике. Язык, функционируя в устной и письменной речи, использует варианты норм, одни из которых с течением времени закрепляются в языке и становятся общеупотребительными, другие – используются узко, переходят в разряд терминологических слов, третьи – устаревают и постепенно выходят за рамки литературного языка.

Вариативность на определенном этапе развития языка – закономерное явление, возникающее в процессе языковой эволюции, а под нормализацией понимается, возможно более адекватное отражение объективно существующей нормы.

Без соблюдения литературных норм, без умения выбрать стилистически оправданный вариант нет правильной речи, которая является неотъемлемым и главным условием любого высказывания.

В данных методических указаниях рассматриваются трудные и спорные случаи употребления грамматических форм основных категорий – рода, числа, падежа имен существительных.

Цель методических указаний не только в том, чтобы обеспечить нахождение справки относительно конкретного слова и словоупотребления, но и том, чтобы дать практические рекомендации в выборе той или иной формы.

В качестве приложения к методическим указаниям дается перечень наиболее употребительных имен существительных, формоупотребление которых вызывает частные затруднения.

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Категория рода имен существительных

 

1. Варианты типа рельс – рельса, манжет – манжета, георгин – георгина в зависимости от формы рода относятся к разным типам склонения.

Родовое варьирование в целом представляет собой непродуктивное явление, и по сравнению с 19 веком к нашему времени число варьирующих пар заметно сократилось. Выпадение одного из вариантов шло, как правило, в пользу слов мужского рода, хотя и не всегда:

баклажан – баклажана (устар.), брелок – брелока (устар.),

завес – завеса (устар. и прост.), фильм – фильма (устар.),

санаторий – санатория (устар.), эпизод – эпизода (устар.) и др.

Относительно тех пар, у которых в современном употреблении зарегистрированы оба варианта, можно заметить следующее. Большинство из них не используются в активном обращении. Некоторые из них употребляются редко:

лангуст – лангуста, аневризм – аневризма, банкнот – банкнота,

катаракт – катаракта, электрокар – электрокара и др.

В некоторых парах устранение родовых вариантов идет в направлении размежевания их по значениям:

Гранат1 «плод, полудрагоценный камень» и граната2 «разрывной артиллерийский снаряд»; карьер1 «ускоренный галоп, открытая разработка ископаемых» и карьера2 «путь, продвижение кого-либо к внешним успехам, выгодам, расчету» и др.

Реально существующих параллельных вариантов сравнительно немного, причем один из членов в таких парах различается или сферой или частотой употребления:

абрикос – абрикоса (прост.), жираф – жирафа (реже),

желатин – желатина (редко и в профессиональном употреблении) и др.

 

Перечень существительных, имеющих варианты рода:

Абрикос – абрикоса (прост.), аквамарин – аквамарина (прост.), апофеоз – апофеоза (устар.), артишок и артишока (устар.), багет – багета (реже), баклажан – баклажана (устар.), бацилла-бацилл (устар.), бакенбард и бакенбарда (реже), банкнот – банкнота (финанс.), ботинок – ботинка (разг.), буфф и буф «шутовская комическая пьеса» – буфа «крупная сборка на платье», «валенок и валенка» (прост.), выводок «детеныши, выведенные одной самкой и держащиеся вместе» – выводка «вывод животных для их осмотра или на прогулку; уничтожение, удаление пятен, грязи», жар «повышенная температура тела при болезни» – жара «высокая температура вообще», жираф и жирафа (реже), желатин и желатина (устар. и проф.), жилет и жилета (прост.), зал «обширное помещение, предназначенное для многолюдных собраний» – зала «гостиная; комната, предназначенная для приема гостей» – зало (устар.), змей «сказочное чудовище; о злом, коварном человеке; детская игрушка» – змея «пресмыкающееся» – змея (переносно – о злом человеке), канделябр – канделябра (устар.), катаракт «водопад большой ширины; пороги на реке – катаракта «болезнь хрусталика глаза», кед – кеда (чаще), клавиш – клавиша (чаще), клипс – клипса, компонент – компонента (редко и спец.), манжета и манжет (реже и спец.), парафраз и парафраза, перифраза – перифраз (реже), плацкарта – плацкарт (реже), помидор – помидора (разг.), рельс – рельса (реже и разг.), сандалета – сандалет (реже и разг.), скирд – скирда (чаще), ставень – ставня, спазм – спазма, тапка – тапок (разг.), тапочка – тапочек (разг.), туфля – туфель (разг.), шпрот – шпрота, эполет – эполета и некоторые другие.

2. Отмечено около 50 существительных в русском языке с основой на мягкий согласный Ж и Ш, у которых род колеблется между мужским и женским. Среди них можно выделить несколько групп с разной семантикой:

а) названия животных, птиц, рыб, насекомых. Почти все названия птиц представляют собой существительные мужского рода (исключение: выпь, неясыть).

Слово лебедь по современным литературным нормам в прямом значении «водоплавающая птица из семейства утиных» употребляется в мужском роде, но в поэзии, в народных песнях при обозначении самки можно встретить форму женского рода.

Все названия насекомых, кроме слова моль (ж.р.), являются словами мужского рода.

Среди названий животных в родовом оформлении колеблется слово мышь. В литературном языке оно имеет форму женского рода: полевая мышь, летучая мышь. В областном употреблении и в просторечии встречается и форма мужского рода, оттуда она проникает и в язык художественной литературы.

б) Среди группы вещественных существительных колебаниям в 19 и 20 в.в. были подвержены слова ваниль, вермишель, картофель, нашатырь, овощ, озимь, провансаль, толь, тюль, фасоль, щебень. У слов ваниль, вермишель, озимь, фасоль в литературном употреблении укрепилась форма женского рода, у слов картофель, нашатырь, провансаль, тюль, щебень – мужского. У редких слов наблюдаются колебания и теперь. Так, для пары вежеталь, - я, м.р. и вежеталь, - и, ж.р. (косметическое средство, жидкость для смачивания волос) рекомендации словарей расходятся. Для слова шампунь литературной следует признать форму мужского рода, но в разговорной речи можно встретить и форму женского рода.

в) У большинства существительных со значением конкретного предмета нормативная форма определяется отчетливо.

 

Перечень существительных, соотносительных по роду:

Бандероль (м.р. и ж.р.), ваниль (м.р. и ж.р.), вежеталь (м.р. и ж.р.), вермишель (м.р. и ж.р. прост.), вуаль (ж.р.) и вуаль (м.р. реже), гастроль (ж.р.) и гастроль (м.р. устар.), дирижабль (м.р.) и дирижабль (ж.р. устар.), дуэль (ж.р.) и дуэль (м.р. устар.), кадриль (ж.р.) и кадриль (м.р. устар.), картофель (м.р.) и картофель (ж.р. обл. и прост.), лебедь (м.р. водоплавающая птица; созвездие в виде креста, расположенное вдоль Млечного пути) и лебедь (ж.р. народно-поэтич., самка птицы; фольклорное обращение к девушке), лосось (м.р. и ж.р.), мигрень (ж.р.) и мигрень (м.р. устар.), мозоль (ж.р.) и мозоль (м.р. устар. и прост.), мышь (ж.р.) и мыш (м.р. прост.), нашатырь (м.р.) и нашатырь (ж.р. устар.), овощ (м.р.) и овощ (ж.р. прост.), портфель (м.р.) и портфель (ж.р. устар.), рояль (м.р.) и рояль (ж.р. реже), студень (м.р.) и студень (ж.р. обл. и прост.), табель (м.р. и ж.р.), толь (м.р.) и толь (ж.р. разг.), тюль (м.р.) и тюль (ж.р.устар. и прост.), шампунь (м.р.) и шампунь (ж.р. разг.), ясень (м.р. и ж.р.).







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 857. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия