Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 31 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 31 страница






А. Вигасин

 

ЧАЙТАНЬЯ; бенг. — ЧОЙ-ТОННО (наст, имя Вишвамб-хара, ок. 1486—1533) — религ. реформатор и проповедник кришнаитского бхакти. Род. в Навадвипе (Бенгалия) в брахманской семье. Начало его жизни было традиционным: ученичество, забота о доме. Затем он ушел от мира и нек-рое время жил в Пури как санньясин. По возвращении в Бенгалию основал кришнаитскую общину и начал проповедовать экстатич. любовь к Кришне. Отвергая внешние стороны культа, Ч. единственным ритуалом признавал сан-киртан (бенг. — санкиртон) — совместное воспевание имени бога, исполнение гимнов, танцевальные процессии. Отрицал кастовое неравенство, принимая в число своих последователей членов низших каст и мусульман. Призывал людей к смирению, страстотерпию и самопожертвованию, превозносил аскетич. идеал. Резко выступал против распространенных в Бенгалии кровавых жертвоприношений. Изречения Ч. и сложившаяся вокруг его имени агиографич. лит-ра (наиб, известна "Чайтаньячарита-мрита" — "Амрита жизнеописания Ч." Кришнодаса Кабира-джа, кон. XVI в.) оказали глубокое воздействие на распространение бхакти по всему вост. региону Индии и по сей день являются свящ. текстами кришнаизма, а Ч. почитается последователями как аватара Кришны и Радхи (сам он идентифицировал себя с Радхой, объятой любовью к Кришне). Ученики Ч., госвамины, принесли его идеи во Вриндаван, где возникла своя община адептов учения Ч. Однако после его смерти контакт между вриндаванской и бенгальской ветвями движения был утерян. Культ Ч. существует и поныне среди кришнаитов, в т. ч. в Международном обществе сознания Кришны. Е. Ванина,

А. Дубянский

 

ЧАКРА — 1) Колесо, диск, символ солнца, силы и победы. В гимнах Ригведы связан

 

Чанакья

 

со временем и годом, в том же значении употребляется в протоиндийских текстах. Ч. ассоци- i ируется также с космич. порядком, гармонией и равновесием. 2) Боевой диск — атрибут Вишну и его оружие, воплощает в себе охранительную функцию божества. Его Ч. имеет 6 спиц, реже — 8, отражая древнюю символику пространственно-временных отношений. Ч. является также одним из видов оружия Дурги. Ее призывают в ритуале богопочитания и ей поклоняются как вместилищу бо- i жественной силы. Ч., как и др. i оружие богов, иногда персонифицируется. В этом случае она! иконографич. изображается < в виде богато украшенной муж- < ской фигуры с большим живо- ] том и круглыми глазами. Персонифицированная Ч. чаще все- ] го соотносится с Вишну и име- ■ нуется в этом случае Сударша-на. 3) Знак чакравартина. 4) i В тантризме — невидимый ] энергетический центр. Челове- ] ческое тело, по индуистским < воззрениям, содержит шесть Ч.: ] муладхара, свадхиштхана, ма- < нипура, анахата, вишуддха и аджна. Кундалини, дремлю- j щая в нижней Ч. — муладхаре, при соответствующей психотехнической тренировке поднима- ] ется вверх и достигает верхней i

 

державы. Брахман Ч. был оскорблен царем Нандой и отомстил ему, уничтожив династию и приведя к власти Ча-ндрагупту Маурья. В драме "Мудраракшаса" и джайнских преданиях Ч. изображен как знаток искусства политич. интриги, использующий все средства для достижения поставленной цели. В образе Ч. старинный мотив гнева брахмана, к-рый способен разрушить весь мир, сливается с идеальным образом учителя и мудрого советника царя. Традиция приписывает Ч. ряд сборников афоризмов о нити и "Артхашастру", отождествляя его с Каутилъей.

А. Вигасин

 

ЧАНДАЛА — 1) По древнеиндийским источникам, члены низшей касты, происходящей от браков шудр с брахманка-ми. 2) В наст. вр. — одно из употребительных обобщающих названий для неприкасаемых (членов "списочных" каст). 3) Название одной из каст неприкасаемых в Бенгалии (др. название — намашуд-ра). Л. Алаев

ЧАНДИ (букв, гневливая) — один из эпитетов Дурги, грозной ипостаси супруги бога Шивы, к-рого иногда именуют Чандипати (супруг Ч.).

Н. Краснодембская

 

ЧАНДРА (первонач. значение сияющий, сверкающий) — название Луны и имя соответствующего персонифицированного божества в индуистской мифологии, мужского рода. Др. его имя — Сома. В иконографии имеет антропоморфный облик, прекрасен лицом; ездовым животным Ч. является антилопа. В соответствии с разными легендами он считается рожденным из Молочного океана, называется также сыном Сурьи (Солнца) или сыном Атри, одного из прародителей человечества. Ч. (Сома) является вместилищем напитка бессмертия (сомы, или ам~ риты). Иногда Ч. величается Повелителем планет. Ч. имеет важнейшее значение в формировании индуистского календаря: лунный зодиак из 28 лунных "домов" и все фазы Луны учитываются практически и символически. В соответствии с ними идет счет на лунные месяцы (их больше, чем в солнечном календаре), каждый из к-рых делится на светлую и темную половины, и каждому дню лунного месяца приписывается определенный магич. смысл, к ним приурочиваются определенные праздники. Среди дней недели с Луной соотносится понедельник (название его, однако, связано с именем Сомы, а не Ч.). Родиться в день полнолуния считается счастливым предзнаменованием; это сулит богатство и процветание. Понедельник посвящается также Шиве, т. к. Луна (точнее: полумесяц) является одним из атрибутов этого бога. Ч. не имеет приверженности к опред. цвету, и в понедельник можно носить разноцветные и пестрые одеяния. Луне посвящено растение паласа (Butea fondosa). Я. Краснодембская

ЧАРВАКА — некий древний философ-материалист, последователь локаяты, вообще — сторонник этой школы; чаще употребляют термин "ло-каятик".

А. Парибок

 

ЧАТУРВАРГА — четыре жизненных принципа, к-рые в совокупности называются четырьмя благами: дхарма (закон, нравственный долг) — исполнение семейных обязанностей, религ. обрядов и т. п., артха (суть, польза) — приобретение материальных благ, их использование, а также соблюдение предписанных норм поведения, кама (любовь, чувственное наслаждение) — чувственная, физическая любовь, мокша (освобождение) — избавление от уз бытия, достижение духовного совершенства. Соблюдение четырех жизненных принципов предписывалось всем "дваждырожденным" (двиджа). См. Триварга.

М. Альбедиль

 

ЧАТУРМАСЬЯ — сезон года, состоящий из четырех месяцев; календарная единица, принятая в древней Индии. Три Ч. делили год на зимний, весенний и дождливый сезоны. Границы сезонов отмечались особыми праздниками: между зимой и весной поклонялись всем богам сразу; с приходом периода дождей почитали Ва-руну; начало зимы отмечалось как праздник урожая. Я. Краснодембская

ЧАТУРМУКХА (Четырехли-кий) — эпитет Брахмы, отражающий особенность его иконографии. Четыре лика или головы Брахмы символизируют четыре стороны света и четыре Веды. Четырехликим иногда изображают Вишну, Ананту, нек-рых др. мифологич. персонажей.

А. Дубянский

 

ЧЕТКИ — см. Акшамала, Мала, Рудракша.

ЧИНМбЙ (Свами Чинмайа-нанда, род. в 1931) — известный неоиндуистский философ и проповедник, в особенности популярный на Западе. Род. в Бенгалии, с 12 лет жил в ашраме, посвятив себя духовным поискам. В 1964 переехал в Нью-Йорк, где и находится центр возглавляемого им движения. Автор большого кол-ва книг, включая комментарии к упанишадам и "Бхагавадги-те". В доктринальном плане Ч. развивает характерные для неоведанты идеи о непротиворечивости теизма и мистич. монизма, о единстве и взаимодополняемости разл. путей бо-гопостижения, уделяя при этом особое внимание медитативной практике, к-рой посвятил специальную книгу-руководство "Медитация: совершенствование в Боге". Отличит, чертой системы Ч. является использование искусства, трактуемого как важное средство развития и раскрытия божеств, потенциала личности. Отношение Ч. к искусству, отражающему единство, одухотворенность и гармонию вселенной, в целом находится в лоне эстетич. и мировоззренч. исканий Рабиндраната Тагора. Сам Ч. — поэт, художник и композитор. Его картины представляют собой спонтанное воплощение медитативных состояний живописца, в к-рых мир предстает как игра цвета и движения. Созерцательность и спонтанность характерна и для инструментальной музыки Ч. Ч.

— активный обществ, деятель, осуществляющий в рамках своего движения разл. программы по установлению мира во всем мире: пробеги мира, концерты мира, проводимые им во мн. странах. Центр движения Ч. имеется и в России, куда наставник и его ближайшие ученики приезжали с лекциями. А. Ткачева

ЧЙТТА — в йога-даршане то же, что буддхи в санкхье — материальный (продукт пракрити) орган индивидуального духа (Пуруши), активность к-рого выражается в порождении содержаний, верных или нет, связанных с настоящим моментом или нет. Цель йоги

— прекратить активность Ч. В веданте Ч. — внутренний, т. е. психический, орган индивидуального сознания в аспекте припоминания или сосредоточения. В буддизме — сознание.

А. Парибок

 

ШАБАРА — автор первичного комментария (бхашья) на "Миманса-сутры", не ранее II в. н. э. Его труд интересен в осн. как трактат о ритуале; значимые философски части этого трактата принадлежат цитируемому Ш. более раннему комментатору, внесшему вклад в понимание восприятия. Основываясь на нескольких страницах труда Ш., Кумарила разворачивает в форме вторичного комментария гносеологию мимансы.

А. Парибок

 

ШАБДА — 1) Звук вообще, т. е. объект органа слуха. 2) Членораздельный звук человеческой речи. Так, в слове "кот" Ш. есть последовательность, "к" — "о" — "т". В любом случае Ш. есть кач-во пер-востихии акаши. В философии большое значение имел многовековой спор между миман-сой, полагавшей Ш. вечной, и прочими школами, считавшими звук (в т. ч. членораздельный) тварным. В мимансе этот тезис подкреплял утверждение об извечности и безав-торстве Вед. Наблюдаемое начало и конец слышимых звуков речи в мимансе объясняли как проявление, но не появление. Согласно великому философу-языковеду Бхартрихари (V в.) сущность Ш. есть абсолют, разворачивающийся затем своими потенциями в мир. В общекультурном плане дискуссии о Ш. подобны спорам о Платоновых идеях в европ. философии, нек-рым теологическим проблемам и отражают также огромную роль устного — а не писаного — слова в традиционной культуре, передаваемого — воспроизводимого авторитетным лицом {гуру, брахманом и пр.).

А. Парибок

 

ШАБДА-СИДДХАНТА —

"теория членораздельной речи"; см. Вь.чкарана.

А. Парибок

 

ШАЙВА-СИДДХАНТА (конечная цель шиваизма) — система идеалистич. философии, возникшая на юге Индии. Ее

 

Шакти

 

религиозным истоком является шиваизм, представленный поэтическими (гимны наянаров, в особенности "Тирувасагам" Маниккавасагара) и теологическими (шиваитские агамы) текстами. На их основе в XII—XIV вв. формируется умозрение, согласно к-рому мир, мыслящийся реальным, представлен тремя сущностями. Это: пати ("владыка")

—Шива, являющийся первопричиной вселенной, высшей реальностью, абсолютом; пашу ("скот") — вечная индивидуальная душа; пашам ("оковы") — материя, понимаемая как нечистота, имеющая три разновидности: анава — изначальное неведение; карма

—действия, ведущие к перевоплощению; майя — время, природа, чувства, тело и т. д. Шива обладает энергией (шакти), к-рая, будучи направленной на душу, активизирует присущие ей потенциально качества знания, ощущения, действия. С их помощью душа постоянно очищается от своих материальных оков и обретает спасение, на путь к к-рому ее наставляет сам Шива. Он же может своей милостью мгновенно освободить ее из сансары, если она принадлежит преданному ему безраздельно бхакту. Т. обр., Ш.-с.

— философское осмысление личностно окрашенного религ. опыта многовековой традиции тамильского бхакти. Осн. тексты Ш.-с. — объединенные в комплекс "14 шастр Ш.-с."

— были созданы с XIII по XVI в. Самым ранним и наиб, важным является трактат "Сиваня-набодам" (санскр. "Шиваджня-набодха") — "Учение о шива-итском знании" Мейкандара (XIII в.). Кроме него великими ачаръями Ш.-с. считаются Ару-нанди Дэвар, Умапати Шива-чарья, Марёйнянасамбандар.

А. Дубянский

 

ШАКТИ — божественная сила или энергия, женская манифестация божества, гл. обр. в шиваитской мифологии. Шива, бог-абсолют, постигается через его энергетич. проявление, воплощенное в универсальном женском начале. Он пассивен и трансцендентен, а Ш. — его имманентная активная ипостась. Ш. может принимать разл. формы — от локальных божеств (семейных, родовых, племенных и т. п.) до великой богини-матери, воплощенной в образах супруги Шивы (Дурги, Кали, Умы, Парвати). Иконографически богиня изображается в двух гл. аспектах: благостном, в виде молодой красивой женщины, и гневном, в виде многорукой вооруженной демо-ницы с оскаленными клыками, красным языком и ожерельем из черепов. Символ единения бога со своей Ш. — Ардханари. Гл. объект почитания богини в культе — ее женский символ — йони, иногда в соединении с лингамом.

М. Альбедиль

 

ШАКТЙЗМ — культ шакти, восходящий своими истоками к архаич. древности, к культу богинь-матерей (см. Дэви), а также к древнейшим шаманским культам. В его основе лежит почитание шакти как силы, творческого, энергетического начала божества и как созидательной силы сознания. Приверженцы шакти — шакты считают ее познание единственным путем к спасению от тягот бытия. Шакти имеет большой диапазон проявлений — от высшего духовного начала до персонификации в образе к.-л. ипостаси Дэви. Шакты опираются на агамы и тантры и совершают эзотерич. обряды, связанные с йогической практикой и пси-хофизиологич. тренингом, несовместимые с брахманическим ритуалом. Целью культовой практики считается изменение своего психофизиологич. статуса, внутреннее уподобление своему божеству и слияние с ним. Важнейшие шактистские обряды — почитание Шакти в разных образах и ее атрибутов, поклонение гуру, чтение мантр и др. священных формул, жертвоприношения божеству и т. п. Гл. свящ. текстами шакты считают 77 шактистских агам, к-рые расцениваются как тантры. Шактизм особенно популярен на юге Индии, в дравидоя-зычном ареале, а также в Бенгалии и Ассаме. Шактистские секты традиционно делят на т. наз. секты "правой руки" и "левой руки". Последние гораздо более закрыты, эзотеричны, их ритуальная практика связана с использованием "пяти М" (панча-макара).

М. Альбедиль

 

ШАЛАГРАМЫ — черные камни (обычно речная галька или аммониты, окаменевшие раковины), почитающиеся вишнуитами как символич. воплощение Вишну. Прожилки и рисунок на них напоминают адептам виш-нуитские атрибуты (чакра, лотос, брахманский шнур и т. п.) или аватары Вишну. В брахманских вишнуитских семьях наличие Ш. в домашнем алтаре считается обязательным. Наиб, священными считаются Ш., найденные в русле р. Гандаки в Гималаях, к-рое, по преданиям,

Шанкара

часто навещал Вишну. Поклонение Ш. связано с древним культом камней, являющимся одним из мн. истоков индуизма. Характерно почитание Кришны в виде черного камня в районе торы Говардханы.

А. Дубянский

 

ШАНКАРА: 1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788—812 гг. н. э.) — величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. представитель и классик направления адвай-ma-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (сан-ньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисл. диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в т. ч. великого философа мимансы Мандана Мишру, учредил четыре монастыря (ма-тха): в Гималаях (Бадри-натх) в Пури на востоке, в Карнатаке (Шрингери) — на юге, в Двараке на западе Индии. Основал, наподобие буддистского монашества, 10 орденов санньясинов, 5 из к-рых сохранились. Блестящий философский писатель с превосходным стилем, мощный полемист, не всегда беспристрастный в своем отношении к буддийской философии, хотя и упрекаемый ортодоксами в "скрытом буддизме ". Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры ", 11 старших упанишад, "Бхагавад-гиту"; великолепные религ.-философские поэмы "Вивекачу-дамани" ("Жемчужина различения"), "Атмабодха" ("Постижение самости"), "Апарокша-нубхути" ("Незаочное постижение"), "Анандалахари" ("Волна блаженства" — тантрический текст); гимны Шиве и др. Мн. произведения, приписываемые IH., в действительности принадлежат главам ведантистских орденов. 2) Ш. — "Дающий благополучие", "Благостный" — один из эпитетов Шивы.

А. Парибок

 

ШАНКАРАЧАРЬЯ ("Учитель Шанкара")— 1) См. Шанкара. 2) Титул духовных вождей шиваизма, возглавляющих монашеские ордена и монастыри (питхи), основанные Шанкарой для сохранения и развития традиций адвайта-веданты и шиваизма. Они расположены в Двараке, Бадринатхе, Пури, Шрингери и Каньчипураме. Ш. ведет строго монашеский образ жизни, является абсолютным духовным авШастр*

 

торитетом для шиваитов. Он выбирает и готовит себе преемника, к-рый принимает титул Ш. после его смерти. Т. обр. поддерживается непрерывная линия духовного водительства, идущая от самого Шанкары.

А. Дубянский

 

ШАНКХА — раковина; широко употребляется в ритуальном обиходе индуистов, является одним из инструментов, с помощью к-рых призывают божество (наряду с колокольчиком и нек-рыми др.). В иконографии Ш. — один из гл. атрибутов Вишну.

Н. Краснодембская

 

ШАНМУКХА (Шестиликий) — одно из имен Сканды, имевшего шесть матерей.

А. Дубянский

 

ШАСТРА (от корня "учить; повелевать" с инструментальным суффиксом, т. е. как бы "законодательство [в сфере знаний]") — отрасли специальных теоретич. знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от "искусств и умений" (кала, видья) освоение Ш. требует прежде всего интеллектуальных усилий и памяти. До XII—XIII вв. разделения на теоретич. трактаты и учебники не было. Это единство и потребность компактного изложения для запоминания наизусть определило форму Ш. В основу Ш. как дисциплины кладется обычно очень краткий и емкий текст (сутры; карики — в стихах), малопонятный без разъяснений. Его заучивают. К нему прилагается первичный комментарий (бхашья), суммирующий практику преподавания сутр и имитирующий ее в тексте в виде диалога профессора и учеников. Проработка его с сутрами дает первичную компетентность в Ш. Затем в ходе веков в нек-рых шастрах появились целые цепочки надстроенных один над другим комментариев и иных текстов. В адвайта-веданте и ньяе цепочки достигают 8 звеньев. Бывают и более разветвленные иерархии текстов; иногда последовательное комментирование не развилось (в поэтике), и крупные авторы пипгут осн. тексты заново. Язык Ш. — крайне специализированный санскрит; после освоения общеупотребительного языка Ш. надо учиться заново, еще раз. До сих пор знание Ш. в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. Европейцы и европейски образованные индийцы, как правило, остаются сравнительно с ними на положении хороших студентов, хотя и могут открыть немало нового в частностях. К числу важнейших Ш., помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (артха-Ш.); законоуложения (дхарма-Ш.); эротика (кама-Ш.).

А. Парибок

 

ШАШТХИ (букв, шестерица)

— популярное божество сельских культов, одна из форм Дэви, персонифицирующей первые шесть дней после рождения ребенка и потому считающейся защитницей детей. Называется также Скандамата (Мать Скан-ды) и почитается женщинами, жаждущими иметь ребенка. Ее свящ. животное и вахана

— кошка.

— М. Альбедиль

ШЕН, КЕШОБЧбНДРО

(СЕН, КЕШАБ ЧАНДЕР) (1838—1884) — религ. реформатор и обществ, деятель Индии. Лидер радикального крыла орг-ции "Брахмо самадж" (с 1862), резко изменивший направление практич. деятельности этой орг-ции. Под его руководством "Брахмо самадж" из религ.-реформаторской секты в индуизме фактич. превратилась в об-во соц.-бытовых реформ. Ш. К. усилил антикастовую направленность брахмосамаджистского движения, решительно выступил за разрешение вторичного замужества вдов, активизировал пропагандистскую и благотворительную деятельность об-ва, попытался превратить его в массовую общественно-религ. орг-цию. Это привело к первому расколу "Брахмо самадж" (1866), после к-рого группа сторонников Ш. К. приняла название "Бхаратваршия Брахмо самадж", тогда как группа Деб. Тагора стала именоваться "Ади (исконное) Брахмо самадж". После раскола Ш. К. вводит в практику руководимого им об-ва традиц. народные формы экстатического поклонения богу; с годами, однако, в его учении усиливаются христианские элементы. После поездки в Англию Ш. К. возобновляет борьбу за закон о гражданском браке (принятый в 1872). По этому закону разрешаются межкастовые браки и вторичное замужество вдов, запрещаются полигамия и детские браки. Правда, закон этот распространялся только на членов "Бхаратваршия Брахмо самадж". При этом Ш. К. поставил возглавляемую им орг-цию вне индуистской общины, заявив, что термин "индусы" на его сторонников не распространяется, ибо они отрицают авторитет Вед и признают прозелитизм всех религ. конфессий. Внутри "Бхаратваршия Брахмо самадж" нарастают противоречия, вызванные, в части., тенденцией обожествления лидера нек-рыми его приверженцами. В 1878 происходит раскол и в этой группе, поводом к к-рому послужило нарушение самим Ш. К. закона о гражданском браке. Ш. К. провозглашает создание церкви нового божественного установления ("Нававидхан"), в к-рой была предпринята (не без влияния идей Рамакришны) попытка создать наднациональную всемирную религию. Для этой орг-ции характерно эклектическое смешение догм, культов и ритуалов при явно просматривающемся христ. влиянии. Христ. элементы постепенно стали доминирующими. Как и следовало ожидать, это искусственное образование оказалось нежизненным и после смерти Ш. К. прекратило свое существование.

Р. Рыбаков

 

ШЁША — мифический персонаж, великий змей, символический спутник Вишну (см. также Ананта). Ш. фигурирует в кришнаитских легендах (он разведывал путь Васудэве, когда тот нес младенца Кришну в дом Нанды), и в шиваитских (упоминается как восхищенный поклонник танцевального искусства Шивы). В нек-рых системах считается одним из стражей света; его охране подлежит надир. Один из эпитетов Ш. — Нагендра — "Повелитель змей".

Н. Краснодембская

 

ШЙВА (первонач. значение

— благоприятный) — имя одного из важнейших богов индуизма, давшее название шиваитской ветви этой религии (см. Шиваизм). Ш. входит в состав верховной триады индуистских богов {Брахма, Вишну и Ш.) как исполнитель разрушительной функции. Историч. образ Ш. частично совпадает с образом Рудры; возможно, инкорпорирован в общий индуистский пантеон из дравидского источника. Собственно шиваиты считают Ш. не только разрушителем, но и творцом мира, воплощением всех функций тримурти. Ш.

— бог-отшельник, аскет; в его природе подчеркиваются суровый, грозный, устрашающий, карающий аспекты; характеру его присущи экспансивность и гневливость, что, в части., проявляется, согласно мифам, в его отношениях

с божеств, родственниками: так, он отрубил в припадке гнева и раздражения головы своему тестю Дакше и сыну Ганеше (но позже вернул их к жизни), а также одну из голов Брахмы. Иногда Шиву представляют повелителем духов и демонов, любителем кладбищ, бездомным скитальцем, сумасшедшим. В наборе присущих ему атрибутов сочетаются череп (капала), он же чаша для подаяний, и трезубец (тришула). Его вахана — белый бык Найди. Однако Ш. выступает и как великий любовник, любящий супруг, отец семейства, к-рое включает кроме него его жену Парвати и двух сыновей — Ганешу и Сканду. Специфич. место обитания III. (также и вместе с семьей) — мифич. гора Кайласа. В иконографической традиции важнейшими чертами Ш. являются третий глаз во лбу, способный исторгать испепеляющий огонь (см. Анан-га), высокая прическа, украшенная полумесяцем и ниспадающей струей воды (символизирует Гангу, принятую Ш. на свою голову при ее исходе с небес на землю), кобры в волосах, на шее и груди, иногда ожерелье из черепов, белый цвет покрытого пеплом тела и синий — шеи (см. Нилакантха). Нередко он одет в набедренную повязку из звериной шкуры, на плечах — накидка из шкуры тигра, антилопы или слона, восседает на шкуре тигра или леопарда, в одной из рук (их у него изображается в разных иконографических вариантах от двух до десяти) Ш. держит антилопу (что символизирует его функцию пашупати). Среди др. атрибутов — лук, барабанчик в форме песочных часов, веревка. III. именуется не одним десятком эпитетов, связанных с его внешним обликом: Трйам-бака — Трехглазый, Джата-дха-ра — Нечесаный, Капала-малин (или Капалин) — Носящий гирлянду из черепов, Нилакантха

—Синегорлый; с чертами его характера и природы: Агхора

—Ужасный, Хара — Ловец, Бхагават — Божественный, Кала — Время, Махадэва — Великий Бог и т. д.; с его функциями или деяниями: Вишванатха

—Повелитель мира, Лингарад-жа — Царь лингама, Тьягарад-жа — Царь ть чги, Трипуранта-ка — Разрушит ель трех градов асуров и т. д. Ш. почитается и в виде фаллич. символа — лингама. Самый значит, праздник, посвященный Ш. (шиваратра, или шиваратри), отмечается в месяце магхе (янв. — февр.) С Ш. символически связаны деревья бэль, или бильва (Aegle marmelos), и кадамба (Nauclea cadamba; Eugenia racemosa). Я. Краснодембская

ШИВАИЗМ — условное обозначение системы реальных культов, объединенных именами Шивы и связанного с ним пантеона божеств и легендар-но-мифологич. персонажей: это его супруга-шякти — Парвати; сыновья Ганеша и Карт-тикея (он же Сканда, Субрах-манья и др.), а также на юге

—Аиянар; святые подвижники

—шиваиты, наянары, и т. п. Т. обр., понятие Ш. включает в себя нек-рый набор опред. течений, или ветвей (сект): это лингаяты, пашу паты, шактис-ты (адепты шакти), капалики и др. История Ш. в Индии древняя и многосложная. Как определенная форма индуизма (в противоположность вишнуизму) Ш. оформился в эпоху раннего средневековья. В разл. историч. периоды разные ветви Ш. имели распространение у разных народов Индии. Так, в Ориссе "пик" Ш. приходился на X в.; в Андхре в XII в. особое развитие получило течение шиваитского бхакти. "Цитаделью" Ш. считается Юж. Индия. В Бихаре шак-тизм сочетается с поклонением самому Шиве, а в Бенгалии ревностное поклонение Кали уживается с вишнуизмом, тогда как в Гуджарате слабо распространен культ Дурги, но обнаруживается немало почитателей Шивы. Шиваиты-кан-нада — преимуществ, лингаяты (вирашайва), а малая ли почитают гл. обр. Ганешу. В Махараштре культ этого бога популярен как среди шиваитов, так и среди вишнуитов; Шиву здесь почитают более всего под именем Шанкары, но больше распространено поклонение Витхобе, в к-ром сочетаются черты и Шивы и Вишну. Вообще, хотя наблюдаются различия в ритуально-обрядовых формах культов этих богов (ср. присущие Ш. институт дэвадаси, кровавые жертвы Кали и т. п.), в их мифологии, функциях, традициях праздников обнаруживается мн. общего. Ш. нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в этнической периферии. См. также Индуизм в Шри Ланке, Индуизм в Непале, Индуизм в Ю.-в. Азии. Богаты литературная и иконографич. традиции Ш.; с Ш. связаны различные виды традиц. искусства, в части, скульптура и театр. Я. Краснодембская

ШИВАНАНДА, СВАМИ —

под этим монашеским именем известны два религ. деятеля: 1) (предполож. 1854—1934) — один из прямых учеников Рамакришны; часто именуется Маха-пуруша Махарадж (домона-шеское имя Таракнатх Гхосал). Сын преуспевающего юриста, Ш. после окончания школы работал в англ. фирме и посещал собрания в реформаторском об-ве "Брахмо самадж", но под влиянием Рамакришны становится нищенствующим монахом, а после смерти Учителя уходит странствовать по святым местам Индии. Триумфальное возвращение Вивекананды из США положило конец скитаниям Ш. В 1897, по просьбе Вивекананды, он отправился на Цейлон, где организовал изучение веданты. Среди его учеников были и европейцы, позднее открывшие кружки инд. философии в Австралии и Новой Зеландии. В 1899 Ш. возглавляет миссии помощи пострадавшим от чумы в Калькутте и от оползней — в Дар-джилинге. Несколько лет III. проводит в Гималаях, совмещая медитативную практику с активной деятельностью по сбору средств для Белур матха, созданию монастырей и ашрамов и т. п. В 1902 он основывает ашрам в Варанаси, настоятелем к-рого остается до 1909. Деятельность Ш. в это время многообразна — он открывает школу при ашраме и сам преподает в ней англ. язык, переводит на хинди речи Вивекананды в США, издает и распространяет их и одновр. жестко руководит повседневной жизнью ашрама. В 1910 избирается вице-президентом, а в 1922 президентом "Миссии Рамакришны". Этот высокий пост он занимал до своей кончины, последовавшей 20 февр. 1934 в Белур мат-хе. 2) (1887—1963) — тамильский брахман, основатель "Общества Божественной Жизни " в Ришикеше (домонашеское имя Куппусвами). Род. в семье деревенского налогового инспектора. Чрезвычайно одаренный, Ш. в юности был и актером-любителем, и спортсменом, но выбрал своей профессией медицину. Блестяще завершив образование, Ш., наряду с медицинской практикой, издает журнал "Амброзия", призванный служить распространению знаний о гигиене, здоровье, йоге и аюрведе. С 1913 по 1922 Ш. работает врачом в Малайе (нынешняя Малайзия); его пациентами были в осн. низкокастовые рабочие-иммигранты на плантациях. Характерно, что уже тогда он старался лечить не только телесные недуги, но и души тех, кто обращался к нему за помощью. Вернувшись в родной дом из Малайи и едва обнявшись с матерью, он вышел на улицу, чтобы наблюдать за разгрузкой телеги с багажом. Багаж разгрузили, семья собралась за столом, —а он все не шел. Он исчез, чтобы никогда не возвратиться в отчий дом (если не считать полуторадневного визита спустя четверть века). Он ушел на поиски бога, сначала в Варанаси (почему-то ему представлялось, что Варанаси расположен в Гималаях!), потом в выжженные солнцем поля Махараштры и, наконец, в 1924 он добрел до Ришикеша. Там он был инициирован в санньяси монашеского ордена Сарасвати. В течение нескольких лет Ш. ведет суровую жизнь аскета; в то же время он как врач обслуживает много-числ. садху, стекающихся в Ри-шикеш, а в 1927 на остаток заработанных в Малайе денег открывает благотворит, пансионат для них. Совершив паломничество в Юж. Индию, а затем в Гималаи, Ш. возвращается в Ришикеш и в 1936 создает "Общество Божественной Жизни", существующее и по сей день с отделениями в разных регионах Индии и во мн. зарубежных странах. При жизни Ш. в предместье Ришикеша, получившем название Шивананднагара, были открыты больницы, глазная клиника, издательства; им были созданы "Всемирная Федерация религий" (1945), "Всемирная федерация садху" (1947), "Лесная Академия йоги и веданты" (1948). В 1949 открыта Художественная студия. Музей йоги, курсы санскрита, радиоцентр и многое др. обязаны своим возникновением неуемной энергии Ш. В 1950 Ш. совершил большую поездку по Индии и Шри Ланке. Умер он в Шивана-нданагаре 14 июля 1963. Труды его изданы на мн. европ. и вост. языках. К 100-летию со дня его рождения выпущено многотомное полное собр. соч. Ш. на англ. языке.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 371. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия