Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 33 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 33 страница






"Черная Я." помимо мантр и описания обрядов содержит древнейшие повествовательные тексты — легенды, притчи, космогонич. мифы, — связанные с толкованием обрядов.

В. Эрман

 

ЯДЖУС — магическое жертвенное изречение (см. Яджур-веда), одна из трех разновидностей ведийской мантры, прозаическая, в отличие от стихотворных рич и самана.

В. Эрман

 

ЯКША (в жен. роде ед. ч. — як-ши, якшини) — мифич. существа, божества низшего разряда; являются хранителями царства бога богатств Куберы; преимущественно безвредны, но могут быть вовлечены в действия злых сил. Иногда считается, что Я. обитают в собственном мире — якша-лока. Якши/Як-шини в кач-ве имени собственного обозначает супругу Куберы; якшини составляют и один из разрядов демониц, сопровождающих Дургу. Исторически термин Я., возможно, имел характер этнонима. В иконографии индуизма Я. и якшини чаще всего изображаются в виде прекрасных мужчин и женщин.

Н. Краснодембская

 

ЯКШАГАНА — мистериаль-ная танцевальная драма, возникшая в Карнатаке в XVI в.; позднее развивается также в Андхре и Тамилнаде. Как и др. формам традиционного театра Индии, Я. свойствен длительный ритуал сценических прелиминарии. В Я. играют только мужчины. Танец актеров сопровождается пением рассказчика (бхагавата), повествующего о событиях. Репертуар Я. базируется на эпосе и "Бхагавата-пуране". Для Я. характерны подчеркнуто условный грим, костюмы, головные уборы в виде массивных веероподобных тюрбанов, сходные с театром катхакали. Обязат. персонажем Я. является шут Коданги (вариант санскр. видушаки).

А. Суворова

 

ЯКШИНИ — женское божество низшего разряда. См. якша.

ЯМА — сын Вивасвата, первый человек, умерший на земле и ставший царем загробного мира. На древность образа Я. указывает параллель в иранской мифологии (Йима, сын Вивахванта). В Ведах еще не включается в пантеон, упоминается вместе со своей сестрой Я ми. Образ Я. (букв, близнец) явно восходит к мифу об изначальных близнецах, от к-рых происходит человеческий

 

Ямуна

 

род. Я. стоит на грани мира богов и мира людей, его мать — богиня Саранью, дочь Тваш-тара, братья Я. — Ашвины, сводный брат — Ману. В после-ведийской мифологии Я. становится богом смерти, повелителем многочисл. адов под землей (свой ад для каждого греха), судией и карателем грешников; включается в группу локапалов как повелитель Юга, страны мертвых в индуистской космографии. Я. также— Повелитель предков (Питрипати), пребывающих на небесах, где помещается золотой дворец Я. Самьяма-на, местопребывание праведников. Другие эпитеты Я. — Царь справедливости (Дхармараджа, иногда Я. отождествляется с Дхармой)? Кладущий конец [жизни] (Антака). Гл. атрибуты Я. — петля и жезл (данда, иногда персонифицируется). Я. подчиняется бог Мритью (иногда с ним идентифицируемый), спутником Я. выступает также Кала, персонификация Времени. В эпосе и пуранах упоминаются слуги Я. кинкары, мучающие грешников в адах, птицеподобные посланцы Я. (ямадуты), приходящие за душами умирающих. Колесничий Я. — Рога (Болезнь). Позднее появляется образ Читрагупты, писца Я., ведущего счет добрым и дурным деяниям человека на земле. Гл. зооморфный атрибут (ваха-на) Я. — буйвол. Со временем значение образа Я. снижается учением о карме.

В. Эрман

 

ЯМИ — сестра Ямы (параллель в иранской мифологии — Йимак, сестра Йимы); в гимне-диалоге "Ригведы" звучат отголоски мифа об инцесте, в к-ром оба выступают как прародители человечества. В послеведийской мифологии образ Я. почти исчезает, отождествляемый с речной богиней Ямуной.

В. Эрман

 

ЯМУНА (совр. Джамна) — одна из трех (наряду с Гангой и Сарасвати) наделяемых в индуизме наибольшей святостью рек Сев. Индии. Берет начало в теплых источниках на горе Бандара-пуччха в Гималаях, образует с Гангой Доаб ("Двуречье"), сливается с ней в Аллахабаде (древняя Праяга). Особую роль Я. играет в легендах о Кришне; на ее берегах расположен и родной город Кришны — Матхура, и пастушеский поселок Вриндаван, где прошли его детство и юность. В нек-рых кришнаитских сюжетах воды Я. обнаруживают свою мистич. связь или тождество с космич. водами, первозданным океаном, на к-ром во время пралаи плавает спящий Вишну-Нараяна.

 

Я. Васильков

 

ЯНТРА (букв, амулет, магический рисунок) — термин для обозначения инструментов (не в техническом смысле), помогающих в богопочитании, т. е. идолов, карт, геометрич. диаграмм и т. п. Я. может служить: 1) для обозначения персонификации божества или к.-л. его аспекта, 2) как модель для поклонения божеству, 3) как своеобразная карта, помогающая освоить и усилить процессы внутренней концентрации и медитации. Типичный пример индуистской Я. — т. наз. шри-янтра. Она представляет собой геометрическую фигуру, состоящую из внешнего квадрата, образованного изломанной линией и обращенного к четырем сторонам света. В него вписаны две серии пересекающихся треугольников: одна обращена вершинами вверх, другая — вниз. Треугольники обрамлены концентрич. кругами и стилизованными лепестками лотоса. Треугольники вершинами вверх символизируют мужскую творческую энергию, вершинами вниз — женскую, их переплетение — мировую гармонию В центре Я. (и одновременно в сердце адепта) помещается изображение почитаемого божества (иштадэ-ва). Для обращения к каждому почитаемому божеству предписывается опред Я. Иногда Я гравируют на металлич. пластинках, вкладывают в небольшой цилиндр и носят как амулеты на шее, на поясе или на руке.

М. Альбедиль

 

ЯШОДА — супруга предводителя племени пастухов Нанды, вырастившая Кришну, когда его родная мать Дэваки, чтобы оградить его от происков захватившего царский престол их родственника Кансы, была вынуждена отослать сына из родного дома. Фигура приемной матери Кришны вписывается как важное звено в мировой цикл преданий о детстве "подкидыша" — будущего вождя-героя.

 

С. Невелева

 

ЯЯТИ — мифич. царь Лунной династии, сын Нахуши, живым взошедший на небо. Сыновья Я. — Яду, Турвасу, Друхью, Ану и Пуру (по происхождению — этнонимы, названия древних арийских племен) — дали начало различным ответвлениям Лунного рода.

В. Эрман

 

джайнизм

 

дждйшм

 

f

 

АБУ — гора Абу — известный джайнский храмовый комплекс на юго-западе Раджастхана, являющийся центром массового «паломничества и славящийся несравненной резьбой по мрамору. Два храма горы Абу особенно знамениты: Вимала Васахи — храм, построенный зодчим Вималой в XI в. и посвященный тир-тханкару Ришабхе; Луна Васахи — храм, построенный в XIII в. и посвященный 22-му тиртханкару Неминатхе. А. Терентьев

АВАШЬЯКА — шесть ежедневных обязанностей джайна-мирянина: самайика, восхваление тиртханкаров, поклонение аскетам, покаяние в совершенных проступках, отказ от намерений совершать вредные действия, временное отречение от тела. А. Дюранов

АГАМА, или СИДДХАНТА

— собрание канонич. текстов джайнизма. Предание говорит, что поучения Махавиры собрали его главные ученики, ганадхары, оформив в виде 14 лекций. Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одному тому наставлений, к-рые и образовали ядро джайнского канона. Эти 11 книг именуются "анга". 12-й анга, в к-рый были включены 14 лекций, утрачен. Исследователи этого собрания текстов, записанных только в V в. н. э. на языке ардхамагадхи, полагают, что мн. из них созданы на неск. столетий позже, чем считает традиция. Дигамбары вообще не признают канона, полагая, что в нем нет подлинных текстов, т. к. все они безвозвратно утрачены. Поэтому наиб, авторитетное изложение своего учения они видят в группе более по

 


здних трактатов, написанных на пракрите и санскрите и разделенных на "четыре веды". Первая из них, "Пратхама-нуйога", включает тексты, касающиеся в осн. "мировой истории", вторая, "Каранануйо-га", — космологические тексты, "Дравйануйога" — ре-лиг.-философские трактаты и "Чаранануйога" — тексты по этике и ритуалу. А. Тере-ншьев

АДДХАЛбКА (нижний мир) — диски семи нижних земель; расположены ниже срединного мира, причем диаметры этих земель тем больше, чем ниже они помещены. Разделены все земли прослойками воздуха, воды и пространства. Верхняя из них, Ратнапрабха, блистает как драгоценность и находится на 1000 йоджан* ниже срединного мира. Ратнапрабха разделена на три слоя. Верхний, Кхарабхага, имеет толщину 10 ООО йоджан, средний, Панкабхага, — 84 ООО йоджан, а нижний, Аббакулабха-га, — 80 000 йоджан. Вторая из нижних земель, Шаркарап-рабха, блестит подобно сахару и имеет толщину 32 000 йоджан. Следующая, Валукапра-бха, обладает цветом песка и толщиной в 28 000 йоджан. Далее — Панкапрабха, цвета грязи, толщиной 24 000 йоджан; Дхумапрабха, цвета дыма, толщиной 20 000 йоджан и, наконец, "темная земля", Та-махпрабха, толщиной 16000 йоджан и имеющая толщину 8000 йоджан Махатамахпраб-ха, на к-рой царит полная тьма. На всех этих землях расположены ады (нарака). А. Терентъев

АДИ-ПУРАНА — авторитетный текст джшкоъ-дигамба-ров; содержит жизнеописания 63 джайнских святых, а также легенды, относящиеся к ним. А.-П. была составлена в IX в. Джинасеной, дополнена Гуна-бхадрой.

М. Альбедиль

 

АМРИТАЧАНДРА, или Тха-кур Амритачандра Сури — известный дигамбарский автор раннего средневековья. Почетный титул "Тхакур", очевидно, указывает на его принадлежность к высшим варнам, а "Сури" — на то, что он был руководителем сангхи. Среди дигамбаров А. почитается как крупный автор, комментатор, выдающийся философ и учитель, достигший высоких ступеней духовного развития.

 

Анэкантавада

 

Подробных сведений о его жизни не сохранилось, также ничего не известно о его общине, учителях и учениках. Согласно дигамбарской традиции, А. стал ачарьей в 905 г. Все авторы, на к-рых ссылался А. в своих работах, и все работы, на к-рые он писал комментарии, определенно относятся к периоду I — нач. IX в. С др. стороны, все авторы, к-рые обращались к его работам, ссылались на них или упоминали А., жили в XI в. или позже. Есть мнения, что А. мог жить в XI, XII или XIII в. А. написал несколько комментариев к работам наиб, выдающихся дигамбарских авторов (Кундакунда, Умасва-ти), а также авторитетный трактат по этике "Пурушарт-хасиддхйупая". А. Дюранов

АНГИ — в джайнизме 8 "опор" правильного воззрения (см. Философия джайнизма), к-рые включают: отсутствие сомнений относительно истин, исходящих от всеведущих, отсутствие интереса к мирским удовольствиям и ложным учениям, отсутствие отвращения к ч.-л., неприятие ложной веры, усиление правильного воззрения через развитие доброжелательности и др. моральных качеств, поддержание веры в случае отклонения от истинного пути, любовь к учению и единоверцам, деятельность, направленную на укрепление и распространение учения. А. Дюранов

АНУ-ВРАТЫ — пять основных этических обетов- невреж-дения, отказа от ложной речи, воровства, нецеломудрия, привязанности ко всему мирскому. А. Дюранов

АНЭКАНТАВАДА — "доктрина неодносторонности", знаменитая методологич. доктрина джайнизма, формулируемая в виде двух самостоятельных доктрин: сьявады ("доктрина "некоторым образом") и наява-ды ("доктрина "отношений"). Эти доктрины, в особенности первая, имели такую известность, что индуистские оппоненты джайнизма иногда использовали название "сьявада" как общее обозначение джай-нистской философии. Центр, идея А. состоит в требовании учитывать неодносторонность, неоднозначность (анэканта) реальности и отказаться поэтому от попыток абсолютизировать любой подход к ее интерпретации. Реальность конкретна, поэтому любое высказывание о ней может быть истинным только "некоторым образом" (сьяд),

 

А сура

 

с определенной точки зрения (ная). Однако существует множество точек зрения, множество отношений, следовательно, истинность или неистинность всякого высказывания остается относительной, неполной. Полная абсолютная истинность внедискурсивна и возможна только на уровне абсолютного (кевала) познания. А. Терентьев

АСУРА —- так именуют оп-ред. классы божеств, к-рые в джайнизме (в отличие от др. индийских религий) не являются антагонистами прочих божеств. См. Дэва и асура. А. Терентьев

АТИЧАРА — термин, к-рым в джайнизме обозначается нарушение обетов и правильного воззрения (см. Философия джайнизма). Выделяется по пять нарушений каждого обета и правильного воззрения — всего 70 нарушений. А. Дюранов

АШТАМАНГАЛА (восемь благих эмблем) — распространеннейшие символы

джайнизма. К ним относятся свастика, нандъяварта, шрива-тса, вардхамана, бхадрасана (трон), калаша (сосуд для воды), дарпана (зеркало) и знак "матсья-югма" (две рыбы). Существуют специальные ритуалы поклонения свастике (храмовые или связанные с большими праздниками, напр. в дни празднования Дивали). О. Горовая

 

БАЛАДЭВА,,ВАСУДЭВА, ПРАТИВАСУДЭВА ("Проти-во-Васудэва", именуемый также ПРАТИШАТРУ) — триада "героев", 9 раз появляющаяся в числе "63 замечательных людей" (см. Шалака-пуруша) на каждом полуобороте "колеса времени" (см. Калачакра). Знаменитая индуистская эпическая триада Рама-Лакшмана-Рава-на считается в джайнской мифологии явлением восьмой триады "героев". Как и прочие "замечательные люди", они происходят из благородных родов Икшвакукула и Харивам-ша, причем Баладэва является старшим сводным братом Ва-судэвы, а Пративасудэва — злокозненным врагом последнего. Васудэва часто именуется Нараяной или Вишну, а Пративасудэва соответственно Пра-тивишну. Конфликт между ними обычно состоит в том, что Пративасудэва захватывает большую часть Бхараты, из-за чего Васудэва начинает вести против него освободит, войну и в конце концов убивает его.

Пративасудэва ввергается в ад за свои злодеяния, а Васудэва проводит остаток жизни в счастье и чувственных утехах. После смерти он также попадает в ад, а его брат Баладэва так горюет, что принимает монашество и достигает освобождения (см. мокша). Индивидуальные отличия в жизнеописаниях "героев" почти отсутствуют, если не считать последнего, девятого Васудэва по имени Кан-ха (Кришна), к-рый действует в джайнской версии мифа о Драупади и в повествовании о разрушении Дваравати при тиртханкаре Ариштанеми. А. Терентьев

БАХУБАЛИ — в джайнской мифологии сын Ришабхи, первого тиртханкара. Он предавался суровой аскезе, беря тяжелые обеты, напр. долго стоял на одном месте, так что ноги его оплетали выросшие за это время растения. Дигамбары почитают Б. как святого. Огромные — до 17 м

 

Бхаванавасины

 

— изображения его воздвигнуты в нескольких местах южноиндийского штата Карна-так в X—XVII вв.

М. Альбедиль

 

БХАВАНАВАСИНЫ (во-двор-цах-живущие) — первое из четырех осн. племен джайнских божеств, обитающее в Кхара-бхаге (за исключ. рода Асу-/?я-кумара, живущего в Панка-бхаге). В этом племени 10 родов, причем все они именуются "кумара" — юноши, "ибо жизнь и привычки этих божеств походят на жизнь и привычки молодежи до 20 лет". 1-й род, Асура-кумара, "демоническая молодежь", имеют черный цвет тела, красные одежды. Их символ — драгоценность в виде полумесяца; их правители (индры) — Ка-мара и Бали. 2-й род, На-га-кумара, "драконья молодежь", светлокожие, в темных одеждах, их символ — корона в виде капюшона кобры. На-га-кумара связаны с водой, в части, с дождевыми облаками; их правители — Дхарана и Бхутананда. 3-й род, Ви-дьют-кумара, "молниевая молодежь", — краснокожий, в черных одеждах. Их символ

— ваджра, а индры — Хари и Харисаха. 4-й род, Супарна-кумара, "орлиная молодежь", золотого цвета, в белых одеждах, имеют символом птицу Гаруду; их индры

— Венудэва и Венудари. Битвы Супарна-кумара с Нага-ку-мара служат причиной нек-рых землетрясений. 5-й род, Агни-кумара, "огненная молодежь", красные, в черных одеждах. Их символ — кувшин, а индры — Агнишикха и Агниманава. 6-й род, Ва-та-кумара, "ветреная молодежь", темные, в багровых одеждах. Их символ — макара, а индры — Веламбха и Прабханджана. 7-й род, Ста-нита-кумара, "громовая молодежь", золотого цвета, в белых одеждах. Их символ

— ларец, "вардхаманака", индры — Сугхоша и Махагхоша. 8-й род, Удадхи-кумара, "океанская молодежь", светлые, в темных одеждах. Их символ

— лошадь, индры — Джала-канта и Джалапрабха. 9-й род, Двипа-кумара, "островная молодежь", красные, в темных одеждах. Символ — лев, индры — Пурна и Васиштха. 10-й род, Дик-кумара, "молодежь направлений горизонта", золотого цвета, в белых одеждах. Символ — слон, индры

— Амитагати и Амитавахана. А. Терентьев

БХАТТА АКАЛАНКА — известный дигамбарский мыслитель VIII в., прославившийся своими победами в диспутах над буддистами. О его жизни почти ничего не известно, лишь в колофоне "Таттварт-ха-раджа-варттики" (комментарий на "Таттвартхадхига-ма-сутру") он сообщает, что является сыном раджи Лагху Хавва. Помимо указанного комментария к числу важнейших работ Б. А. относятся "Ашташати" — комментарий на "Аптамимансу" Самантаб-хадры и логический трактат Ньяявинишчая. А. Терентьев

БХОГА-УПАБХОГА ВРАТА

— третий дисциплинарный обет (см. Шикша враты) в этике джайнизма, содержащий требование допустимого прогрессирующего отказа от всех средств существования. А. Дюранов

 

ВАЙМАНИКА (Небесные) — четвертое племя джайнских божеств, обитающее в верхнем мире (см. Урдхвалока). В., обитающие в кальпе, делятся на 12 родов — по числу небес каль-пы, а те, что пребывают выше кальпы, не имеют ни родовой, ни социальной дифференциации, и каждый из них именуется "ахаминдра", т. е. "сам-се-бе-правитель". Ахаминдры не носят одежд, украшений, не знают чувственных наслаждений. У божеств, живущих на небесах кальпы, по мере подъема по иерархии небес растут долголетие, величие, счастье, свет, чистота ауры (см. Ле-шья), восприимчивость органами чувств и ясновидением и уменьшается подвижность, размер тела, привязанность к вещам и гордыня. Все В., как живущие в кальпе, так и вне ее, имеют юный царственный облик, не отбрасывают тени, не мигают глазами, их волосы и ногти не растут. Чаще всего в джайнских мифах действуют В., обитающие в Саудхарме.

Их правитель имеет собственное имя — Шакра; индры остальных В. именуются по названиям соответствующих небес. А. Терентьев

ВАСУДЭВА - см. Баладэва

ВИДЬЯДХАРА — люди и божества, обладающие магическими познаниями. А. Терентьев

ВИДЬЯДЭВИ - 16 богинь магических познаний: Рохини, Праджняпти, Ваджрашринк-хала, Кулишанкуша, Чакреш-вари, Нарадатта, Кали, Маха-кали, Гаури, Гандхари, Сарва-страмахаджвала, Манави, Вайротья, Аччхупта, Манаси, Махаманаси. А. Терентьев

ВЬЯНТАРА (блуждающие) — второе из четырех племен джайнских божеств, обитающее гл. обр. между срединным миром и землей Ратнапрабха. "Блуждающие" божества имеют 8 родов, одноименных с осн. типажами индуистской

 

мифологии (предлагаемая интерпретация названий весьма условна: 1-й род, Киннара, "духов" — управляется инд-рами Киннара и Кимпуруша; 2-й род, Кимпуруша, "гномов" — управляется индрами Сатпуруша и Махакайя; 3-й род, Махорага, "великих змеев" — управляется индрами Атикайя и Махакайя; 4-й род, Гандхарва, "небесных музыкантов" с индрами Гитарати и Гитаяшас; 5-й род, Якша,

"духов-охранников" с индрами Пурнабхадра и Манибхад-ра; 6-й род, Ракшаса, "чудовищ", управляемый индрами Бхима и Махабхима; 7-й род, Бхута, "призраков" с индрами Пратирупа и Атирупа и 8-й род, Пишача, "бесов" с индрами Кала и Махакала. В отличие от одноименных индуистских персонажей все эти божества (кроме ракша-сов) могут иметь приятную наружность. А. Терентьев

 

ГАЧЧХА — группа, братство или содружество монахов и мирян у джшнов-шветамбаров. Их основателями чаще всего становились известные монахи. Образование Г. началось приблизит, в XI в. и продолжалось о XIII в. По преданию, было создано всего 84 Г., но в наст, вр. известны лишь три: Кхара-тара-г., Тапа-г., Анчала-г. Большинство джайнов-шветал*-баров принадлежит к первым двум Г. Между ними нет серьезных доктринальных расхождений.

М. Альбедиль

 

ГИРНАР — свящ. гора (чуть выше 1 км) около Джунагадха в Саураштре. Славится большим количеством джайнских храмов. Самый известный среди них посвящен Неминатху, 22 тиртханкару. Построен в XII в.

М. Альбедиль

 

ГУНАСТХАНА — в джайнизме стадия духовного освобождения. Выделяется 14 Г. 1-я Г. характеризуется нек-рыми случайными проблесками сознания как адекватного отношения к реальности; 2-я Г. является промежуточной стадией между 1-й и 4-й Г.; 3-я Г. — стадия утверждения в правильном воззрении. 4-я Г. — стадия осознанного принятия учения в результате медитаций или наставлений учителя, характеризуется наличием контроля — упа-шама над аффектами, душевным волнением из-за невозможности длительного феноменального существования — са-мвега, отказом от чувственных удовольствий — нирведа, состраданием — анукампа, полным принятием учения как истинного — астикья; на 5-й Г. начинается этическая практика, когда адепт берет обязательство соблюдать в неполной форме осн. и дополнит, обеты; 6-я Г. достигается только аскетами, к-рые полностью выполняют обеты, но еще подвержены слабым аффектам; на 7-й Г. формируется духовная сила, позволяющая преодолеть полностью привязанность к внешнему миру, полностью овладеть телом и развить способность телепатического познания (манапарьяя-джняна); 8-я Г. характеризуется овладением одним из 4 видов медитации (шукла дхьяна) как орудием разрушения кармы; 9-я Г. — стадия окончат, преодоления сексуального желания и грубых аффектов — гнева, гордости и хитрости; на 10-й Г. преодолеваются более тонкие неблагоприятные состояния сознания, напр. алчность; на 11-й Г. подавляется почти вся карма, препятствующая правильному поведению и правильному воззрению; на 12-й Г. разрушена вся карма, препятствующая правильным воззрению и поведению, а также карма, мешающая обретению абсолютного знания и абсолютного восприятия, затрудняющая духовное продвижение; 13-я Г. — стадия достижения абсолютного знания (кевала-джняна), на к-рой остается еще слабая активность (йога) тела, речи и ума; достигший этой стадии называется архатом или кевалином; на 14-й Г. активность полностью прекращена, время нахождения в этом состоянии очень короткое, требующее произнесения нескольких мантр, после чего джива покидает тело и перемещается в самую верхнюю часть мироздания и становится Совершенным (сиддха).А. Дюранов

 

ДАНА ВРАТА — четвертый дисциплинарный обет джай-нов: обет подаяния (см. Шик-ша-враты). А. Дюранов

ДИВАЛИ — праздник, единый для джайнов и индусов, проходящий в окт.—нояб. В дни празднования Д. зажигают тысячи светильников в домах и на улицах. Джайны зажигают огни в память о нирване Махавиры. По преданию, в ночь, когда умер Маха-вира, преданный ему раджа устроил огромную иллюминацию. В храмы в этот день верующие приносят сладости, т. наз. ладду, совершают особые паломничества в Паву. Многие джайны воспринимают Д. как праздник, приносящий счастье. Поэтому женщины в первый день празднования посвящают свои украшения индуистской богине Лакшми, но во второй день подносят жертвенные сласти свящ. изображению свастики, в знак почитания сокровищ духа. О. Го-ровая

ДИГАМБАРЫ и ШВЕТАМ-БАРЫ — осн. направления джайнизма. Разногласия, случавшиеся в джайнской общине еще при жизни Махавиры, привели к расколу, и с кон. I в. н. э. утвердилось существование двух отдельных джайнских сект: дигамбаров — "одетых сторонами света" и шве-тамбаров — "одетых в белое". Эти названия фиксируют одно из разногласий между сектами: Д. считают, что монахи не должны надевать никакой одежды и обязаны ходить нагими, т. е. "одетыми сторонами света", а Ш. настаивают на ношении монахами белых одежд. Кроме того, Д. полагают, что женщина не может стать джиной, расходятся со Ш. в ряде частных вопросов теории и практики, не признают подлинность канонической лит-ры шветамбаров (см. Агама), однако относительно основ вероучения между ними нет существенных разногласий. И Д. и Ш. делятся на г более мелкие секты и группы.

 

Наиб. распространенными в наст. вр. подсектами Д. являются Висапантхи, Дравида, Каштха, Нанди, Сена, Терапа-нтхи. Важнейшие подсекты Ш. — Анчала, Кхаратара, Тара. А. Терентьев

"ДЖАЙНА-СИДДХАНТА БХАВАНА" — центр по изучению джайнизма в Бихаре. Основан в 1906. Имеет богатую коллекцию джайнских рукописей, насчитывающую шесть тысяч манускриптов; издает хинди-английский журнал "Джайна-сиддханта Бха-скара".

М. Альбедиль

 

ДЖЙВА — в джайнизме духовные, живые, непротяженные, вечные существа. Джив великое множество, и они наполняют весь мир, эволюционируя под воздействием времени от состояния полной неразвитости (нигода-д.) до совершенства (сиддха-д.). Определяющим признаком Д. является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на известном этапе развития Д. как сознание. Развивающийся Д. имеет сложную структуру, т. к. находится в определенных отношениях с адживой, неживой природой, и стремится освободиться от нее. Поскольку связующим звеном между Д. и адживой служит особое — "кармическое" — вещество адживы, или просто кармы, то именно через кармы характеризуется собственная сущность (свататтва) Д. Она представляет собой напряженное поле пяти состояний (бхава): подавления карм, разрушения, одновременного подавления и разрушения карм, результирующее от карм состояние и естественное (паринамика) состояние Д., независимое от карм. Понятие состояния служит основой дальнейшей классификации психических процессов и свойств Д. Д. имеет тело (шарира) и ауру (лешъя), т. е. невоспринимаемый для обычного человека ореол, цвет, запах и вкус к-рого зависят от нравств. качеств личности: чем они выше, тем светлее лешья. Тела имеются пяти видов. Обычное тело земных существ — "пищевое" (санскр. аударика), состоящее из съеденной пищи. Если в процессе метампсихоза Д. рождается не земным существом, а божеством или демоном, то он будет владеть "изменчивым" (вайк-рия) телом, меняющимся по желанию владельца. Третий вид тела — "выделяемые"

(ахарака) тела, эманируемые при необходимости развившими оккультные способности аскетами. Четвертый вид тела

— "огненное" (тайджаса), пятое — "кармическое", состоящее из частиц "кармического" вещества. Смерть и рождение понимаются в джайнизме как соединение и разлучение Д. с "пищевым" или "изменчивым" телом. А. Терентьев

ДЖИНА (санскр. победитель)

— титул, к-рый в инд. религиях, наряду с термином буддха

— пробужденный, применялся к лицам, достигшим освобождения (нирвана, мокша). И джайнизм, и буддизм пользуются обоими словами, и названия этих религий производ-ны именно от них. См. Маха-вира. А. Терентьев

ДЖЙОТЙШКА (Светила)

— третье из четырех осн. классов джайнских божеств, в к-рый входят следующие роды: солнца, луны, планеты, созвездия — "лунные дома" (на-кшатры), звезды. Солнца и луны являются правителями-ин-драми, в свиту каждой пары солнце+луна входят 38 планет, 28 созвездий и 66 975 х 1014 звезд. Все они вращаются вокруг горы Меру в драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств, имеющих на Востоке облик львов, на Западе — быков, на Юге — слонов и на Севере — лошадей. Своеобразие астрономии джайнов в том, что, по их мнению, над Джамбудвипой имеются два солнца, две луны и соответственно по два комплекта остальных светил, т. к. один оборот вокруг Меру они делают не за сутки, а за двое суток. Поэтому люди каждое утро встречают не вчерашнее, а позавчерашнее солнце и т. д. Более того, по мере удаления от Джамбудвипы число светил еще более возрастает: над Лаванодой имеется уже по 4 солнца, луны, 352 планеты и т. Д., над Дхатакикхандой — 12 солнц, 12 лун и т. д. При этом вращение светил наблюдается только в области обитания людей, т. е. до гор Ма-нушоттара, далее небесные тела неподвижны. Представления о светилах являются, вероятно, одним из наиб, архаичных слоев в джайнской мифологии. А. Терентьев

ДЖНЯНА-ПАНЧАМИ —

праздник, связанный с 5-м днем осеннего месяца карттика (ноябрь—декабрь). Это день почитания праведного знания.

 

В это время поклоняются свящ. текстам и проводят обряд очищения книг (от грязи, пыли, насекомых). О. Горовая

ДЭВА и АСУРА — божества. В отличие от других индоиранских мифологий, джайн-ская не противопоставляет мифологич. типы "дэва" и "асура", а рассматривает А. лишь как один из классов Д., причем не состоящий во враждебных отношениях с др. классами. Таких гл. классов ("племен") божеств в джайнизме 4: Бхаванавасины ("Во-дворцах-живущие"), Въянтара ("Блуждающие"), Джйотишка ("Светила"), Вайманика ("Небесные"). В кач-ве особого класса выделяются божества Локан-тики ("На-рубеже-мира"). Помимо этих осн. разрядов существует множество разных божеств и духов, обитающих в каждой горе, реке, дереве и т. д. Как и остальные сансарные существа, божества подчинены закону кармического воздаяния, согласно к-рому их жизнь, хотя и невероятно долгая, должна закончиться, после чего бывшее божество получает новое перерождение в зависимости от суммы добрых и дурных карм-деяний. Каждое племя божеств членится на роды, в к-рых имеются: (1) индры — правители, (2) саманика — аристократия, (3) траястримша ("33") — высшие государств, служащие, (4) па-ришадья — придворные, (5) атмаракша — "гвардия", внутренняя личная охрана, (6) докапала — полиция, (7) айика







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия