Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 35 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 35 страница






СИДДХАСЁНА ДИВАКАРА

(Дивакара-Чудотворец) — это прозвище известного джайнского логика связано с легендой, рассказывающей, как С. Д. сотворил чудо в храме Махакалы во времена раджи Викрамади-тьи. Центр, место среди его работ по логике занимает "Нья-яаватара". По мнению Г. Якоби, эта работа демонстрирует знакомство с "Ньяябинду" Дхар-макирти, поэтому С. Д. не мог жить ранее VIII в. Обе джайнские секты, дигамбары и шветам-бары, признают С. Д. своим. Из сохранившихся произведений С. Д. известностью пользуется также "Самматитарка-сутра". Из 32 его работ по логике до нас дошла 21. А. Терентьев

СЙДДХА-ЧАКРА — свящ. колесо. Является символом джайнской веры, присутствующим в каждом храме. С.-ч. изображается в виде восьми-лепесткового лотоса. Его

 

Сиддха-чакра-пуджа

 

центр означает архата, четыре основных лепестка — сиддхи, ачарья, упадьяя и садху, а четыре промежуточных — праведное знание, праведное воззрение, праведное действие и аскезу (тапас). С.-ч., часто создаваемая из драгоценных металлов, имеет такое огромное значение, что дважды в год происходит праздник, связанный с почитанием ее (сиддха-чакра-пуджа). О. Го-ровая

СЙДДХА-ЧАКРА-ПУДЖА

— особый праздник джайнов, выражающийся в почитании всех святых. Он проходит дважды в год, весной и осенью, и длится девять дней. В эти дни в храмах почитают священное колесо (сиддха-чакра), совершают праздничные церемонии. Каждый день совершают омовение священного колеса в пруду. В дни праздника соблюдается строгий пост. О. Горовая

 

ТАТТВЫ — девять осн. онтологических и экзистенциальных категорий джайнизма: джива, аджива, асрава, банд-ха, самвара, нирджара и мокша (см. Философия джайнизма). А. Дюранов

"ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА" — первое система-тич. изложение джайнской догматики, написанное на санскрите ачарьей Умасвати, вероятно, в I в. н. э. Текст "Т.-с", состоящий из 357 афоризмов, разделен на 10 глав, в связи с чем это произведение также именуют "Дашадхьяя"

— "Десятиглавное". Все школы джайнизма признают "Т.-с." авторитетнейшим изложением своего учения, и нет ни одного крупного джайнско-го мыслителя, не оставившего комментарий на этот текст. Содержание сутры раскрывается уже в ее названии: "тат-твартхадхигама" означает "возводящая к смыслу категорий (таттва)". "Таттвы"

— основные понятия джайнизма, содержание к-рых включает всю реальность в джайн-ском понимании. "Т.-с." последовательно раскрывает это содержание, являясь как бы энциклопедией джайнского миросозерцания. Текст "Т.-с." впервые был переведен Г. Якоби в 1906 и с тех пор переводился на мн. языки, включая русский. А. Терентьев

ТИРТХАНКАР (букв, переправу создающий) — по джайнским верованиям человек, достигший освобождения (мокша), т. е. сиддха, к-рый начал проповедовать и обновил т. обр. учение. Т. почитаются джайнами как высшие божества; традиция наделяет каждого из них 34 благими свойствами: тело Т. блестит и не боится болезней, речь их понятна людям, богам и животным, вокруг головы сияет нимб и т. д. Джайны почитают 24 Т. Их имена: Ришабха, Аджита. Самбхава, Абхинан-дана. Сумати, Падмапрабх'ч

 

Тиртханкар

 

Супаршва, Чандрапрабха, Су-видхи (= Пушпаданта), Шита-ла, Шреямса, Васупуджья, Ви-мала, Ананта, Дхарма, Шан-ти, Кунтху, Ара, Малли (единственная Т. — женщина, что оспаривается дигамбарской традицией), Мунисуврата, Не-ми, Ариштанеми, Паршва,

Махавира. Биографии всех Т. сходны между собой: рождается будущий Т. в царской семье, его мать видит набор стандартных сновидений и т. д. Особняком стоят жизнеописания двух последних Т., к-рые считаются историч. личностями. А. Терентьев

 

УМАСВАТИ, или УМАСВА-

МИ, как его именуют дигамба-ры, — основоположник джайнской систематич. философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к-рых занимает "Таттварт-хадхигама-сутра". Существует две дигамбарские версии жизнеописания У. Согласно обеим он считается учеником знаменитого Кундакунды, но по одной версии он стал преемником Кундакунды в 44 г., а по другой — жил с 135 по 219 г. Версия шветамбаров, представляющаяся более достоверной, отрицает связь У. и дигамбара Кундакунды, и утверждает, что отец У. был из брахманского рода Кау-бхишана и звался Свати. Мать, Ума, происходила из рода Ват-са. Монашество У. принял в 19 лет, его учителями были Шри Гхошанандин и Шри Мула. Датировка времени жизни У. проблематична, и традиционное представление, что он жил в I—II вв., вполне вероятно. А. Терентьев

УРДХВАЛбКА — верхний мир (см. Космография джайнов). Выше Срединного мира одно над другим располагаются небеса, населенные божествами племени Вайманика. Нижнее из небес, Саудхарма, начинается всего на волос выше горы Меру. Небеса делятся на три осн. группы: Кальпа включает 12 нижних небес, следующие 9 небес именуются Грайвейака ("шейные"), что связано с популярным джайнским изображением структуры мироздания в виде стоящей женщины: небеса Гра-вейака находятся на уровне ее шеи. 5 высших Небес именуются Ануттара — "Высочайшие", однако еще выше их располагается обитель освободившихся джив — Сиддхакшетра. В традиции дигамбар между небесами Грайвейака и Ануттара введены еще 9 небес под названием Анудиша. Каждое из небес дробится на "этажи", уровни, причем дигамбары и шветамбары иногда расходятся в мнении относительно числа этих уровней. Важной характеристикой каждого из небес считается цвет лешъя и способ совокупления божеств, к-рые его населяют. А. Терентьев

 

с®

 

ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА — философско-религиозное учение, к-рое понимает и определяет себя как путь. "Путь к освобождению — правильные воззрения (дар-шана), познание (джняна), поведение (чаритра)", — говорит первый афоризм "Таттварт-хадхигама-сутры" Умасвати. Путь должен привести человека к освобождению от страданий, а этапы его — правильные воззрения, познание и поведение — именуются "тремя драгоценностями (ратнатрая)" джайнизма. "Правильное воззрение" — это рассмотрение мира через призму семи (реже девяти) категорий (таттв). Две первые категории — живое (джива) и неживое (аджи-ва) составляют дуалистич. основу джайнской онтологии, согласно к-рой все разнообразие вещей существует вне и независимо от к.-л. сознания и может быть включено в состав одной из пяти (шести) субстанций (дравья). Джива рассматривается как одна субстанция, хотя отдельных душ-джив много; остальные субстанции составляют адживу. Джива — духовное, живое, непротяженное вечное существо. Множество джив наполняет весь мир, эволюционируя от состояния полной неразвитости (нигода-джива) до совершенства (сиддха-джива). Определяющим признаком дживы является способность отражающего реагирования (упайога), выступающая на определенном этапе развития дживы как сознание. Развивающийся джива находится в опред. отношениях с веществом и пространством и имеет сложную структуру. Первая из материальных субстанций — вещество (пудгала, состоящее из атомов (ану; параману) и атомарных соединений (скандха). Атом вечен, не имеет ни начала, ни конца, ни середины, ему присущи прямолинейное движение, а также цвет, вкус, запах, осязаемость. Вещественной природой обладают не только тела, но и звук,

 

возникающий в результате столкновения атомов и их соединения. Многообр. видоизменения вещества производятся рекомбинациями атомов, к-рые осуществляются благодаря питаемой временем непрерывной энергетической пульсации атомов. Вторая неживая субстанция — пространство (акаша). Оно непрерывно и бесконечно, но условно разделяется на воображаемые единицы — прадеши. Праде-ша — объем пространства, вмещающий только один атом вещества, однако в особых условиях "необычайного сжатия" одна прадеша способна вместить атомы всего мира. Пространство беспредельно, но субстанции, обусловливающие возможность движения (дхарма) и неподвижности (адхарма), заполняют только ограниченную его часть, являющуюся видимым нами миром (лока). Все остальное пространство невидимо и называется немиром (а-лока). Форма пространства мира уподобляется трем усеченным пирамидам (или конусам), средняя из к-рых перевернута вниз, а вся конструкция напоминает фигуру женщины. Пятая неживая субстанция, относимая к числу субстанций только дигамбарами, — время (кала). Время определяется как основа существования, т. е. возникновения, пребывания и прехож-дения всех проявлений всех субстанций. Время подразделяется на истинное (нишчая) и условное (вьявахара). Истинное время — сила, меняющая мир; условное время вводится только для исчисления истинного. Начало и конец могут быть приписаны только условному времени, истинное время вечно. Время неравномерно движется в пространстве: в центральной части мира оно медленно пульсирует, вследствие чего плавно чередуются периоды прогресса (утсарпини) и регресса (авасарпини). Представлений о периодич. разрушении и возникновении мира у джайнов нет. Остальные категории "правильного воззрения" фиксируют этапы взаимоотношений живого и неживого. Первый из таких этапов — асрава — "притекание" к дживе особого рода адживы — "кармического вещества", или просто "карм". Общее для всех инд. религий представление о карме как причинно-следственной обусловленности существования в джайнизме толкуется так: джива имеет специальное

"кармическое тело", состоящее из атомов "кармического вещества", и каждый поступок добавляет к этому телу новые кармы, влияние к-рых проявляется в судьбе дживы. Гл. причиной действий дживы считается внутренне присущая ему активность. Если она не окрашена гневом (кродха), гордыней (мана), хитростью (майя) или жадностью (лобха), то притекшие кармы отпадают от кармического тела сразу по завершении действия, в противном случае они вступают в связь (бандха) с кармическим телом. "Связь" — четвертая категория "правильного воззрения". Ее гл. характеристика — "природа" (пракрити), составляющая основу классификации разл. видов "кармического вещества". Пятая категория — самвара — защита от притекания карм, осуществляющаяся благодаря ограничению активности, т. е. принятию религиозных обетов, а шестая — нирджара, разрушение накопленного "кармического вещества" внешним и внутренним подвижничеством (тапас). Седьмая категория — освобождение (мокша, нирвана) понимается как полная свобода дживы от "кармического вещества". Освободившийся джива — сиддха попадает в Сиддхакшетру — обитель освободившихся душ. Вторая драгоценность джайнизма — "правильное познание" предполагает необходимые средства познания (пра-мана) и методы (ная). Средств познания выделяется пять: мати (чувственно-логическое), шрута (основанное на авторитете учителя), ясновидение, телепатия и, наконец, кевала — абсолютное знание. Третья драгоценность джайнизма — "правильное поведение" определяется как самоконтроль, совершенство в к-ром достигается в ходе постоянной религ. практики лишь на 10-й из 14 ступеней совершенствования (гунастхана) дживы. А. Терентьев

 

ХАРИБХАДРА СУРИ — известный философ, логик, историк. Родился в г. Читракута (совр. Читоргарх) в Раджаста-не, по-видимому, в начале IX в. в семье брахмана и получил прекрасное классич. образование. Изучал он и другие системы мысли, его известный комментарий на "Ньяяправеша" Дигнаги донес до нас санскритский оригинал этой жемчужины буддийской логики. Уже в зрелом возрасте он был побежден на диспуте джайнской монахиней Якини, обратился в джайнизм и стал ее учеником. Поэтому X. часто называют Якинипутра — "сын Якини" для отличения от другого X., жившего в VI в. X. писал на пракрите и санскрите и создал, согласно традиции, 1444 работы. Важны его труды по джайнской йоге: "Йога-бинду" и "Йогадриштисамуч-чая". Известный историко-философский трактат X. "Шаддаршана-самуччая" переведен на русский язык. А. Терентьев

ХЕМАЧАНДРА (1089—1173) — известный джайнский писатель и ученый; родился в г. Дхандхука, недалеко от Ах-медабада. Отца звали Чачига, мать — Пахини. Отданный матерью в монахи в раннем детстве, X. завершил образование к 21-му году, и тогда его первонач. имя Чачига было заменено на религ. имя X. Сури. X., получивший впоследствии прозвище Каликала Сар-ваджня — "Всеведущий века Кали", стал одним из величайших писателей-шветамбаров. Традиция говорит, что он создал 30 млн работ, и, действительно, трудов X. сохранилось очень много. Большое значение, в части., придается его "Йогашастре" и "Прама-намимансе". А. Терентьев

ХРАМОВАЯ СЛУЖБА. Утренняя служба начинается в 6. 30. Пуджари (храмовый служитель) после совершения омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи", формулу, к-рая

 

свидетельствует о том, что он оставил мир и все мирское позади. Пуджари приводит в порядок храмовые помещения, обязательно окрашивает специальной пастой тело тиртха-нкара. Затем он совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв позу "йогамудра-сана", он повторяет гимны и мантры. В конце богослужения пуджари звонит в колокол победы и покидает храм, говоря "ависсахи", что означает его возвращение в мир. Второе богослужение начинается в 10 ч. утра. Совершив обязательное омовение, пуджари, прикрыв тело чистым белым платом, входит в храм. Он вновь совершает омовение статуй, подносит им священную пищу (панчамрита), еще раз совершает очищение всех изображений, читая при этом мантры. В это время совершается жертвоприношение цветами и подношение свастике. По окончании службы пуджари звонит в колокол и покидает храм. Вечерняя служба проста. Пуджари вступает в храм, зажигает лампы и курения. Лампу с пятью светильниками он подносит статуе божества, читает мантры, звонит в колокол и уходит, произнося формулу "ависсахи". Различия в проведении храмовых ритуалов касаются различия школ. В нек-рых школах возможно участие мирян в открытых обрядах почитания. Особые храмовые ритуалы связаны с созданием свящ. образов джин. Обряд создания (пратиштха) предваряется мно-гочисл. приготовлениями. Место, где будет создаваться свящ. изображение, очищается. Затем астролог выбирает благоприятное время для проведения церемонии. После завершения создания свящ. образа его обмывают и праздничная процессия сопровождает его в храм. Во время ритуала явления божества совершают поклонение покровителям сторон света. Глава ритуала освящения именуется "пратиштха-гуру". Священнодействие начинается с церемонии бхутабали (разбрасывания ритуального печенья), на к-рую приглашаются духи и божества: бхута, прета, пиша-чи, гандхарвы, якши, ракшасы, киннары, веталы, чтобы они вкусили жертвенных даров. После чтения мантр поклоняются благим божествам. В этот момент совершают омовение свящ. изображения. В храме всем божествам подносят благое питье, гирлянды цветов.

Пуджа, сопровождаемая чтением мантр и гимнов, длится 8 дней. Подобные церемонии могут происходить при почитании изображений разл. божеств, перед янтрами или иными свящ. символами. Близкие по типу ритуалы проводятся при обновлении свящ. образов. В особых случаях вывешивают культовые флаги с разл. эмблемами. "Ади-пурана" описывает

10 видов таких флагов для каждого тиртханкара, для владык сторон света всего 108, а для почитания первого тиртханкара, Ришабхи, вывешивают 4320 флагов. Раз в году происходит специальная храмовая процессия — ратхаятра, памятование о процессии мирового монарха Махападмы, покровителя тир-тханкаров, гл. покровителя джайнизма. О. Горовая

 

ЧАКРАВАРТИН (вращающий колесо) — мировой император, владыка мира. В числе "63 замечательных людей" нашей эпохи появлялись следующие 12 Ч.: Бхарата, Сага-ра, Магхаван, Санаткумара, Шанти, Кунтху, Ара, Субху-ма, Махападма, Харисена, Джаясена, Брахмадатта. Жизни их описываются стереотипно: кармическая предназначенность к данной роли, 14 пророческих снов матери, достижение власти с помощью высших сил и, в части., "14 волшебных драгоценностей", и т. д. Однако завершаются их судьбы по-разному: одни Ч. попадают в ады, другие — на небеса, третьи впоследствии достигают освобождения и становятся тиртханкарами. А. Терентьев

ШАЛАКА-ПУРУША (замечательные люди), также лакша-на-пуруша, маха-пуруша — 63 выдающиеся личности, регулярно появляющиеся на каждом полуобороте "колеса времени". В это число входят 24 тиртханкара, 12 чакрава-ртинов и 9 триад баладэв, васу дэв и пративасудэв. А. Терентьев

ШАСАНА-ДЭВАТА — пара божеств из числа якшей, к-рые являются охранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров, причем каждому тиртханкару служат особые Ш.-д. А. Терентьев

ШВЕТАМБАРЫ — см. Дига-мбары и шветамбары.

ШЙКША-ВРАТЫ — в джайнизме 5 из 8 дополнит, к основным дисциплинарных обетов: самайика-, пошадха-упаваса-, бхога-упабхога-, дана-, саллекхана-врата. А. Дюранов

ШЙЛА-ВРАТЫ — в джайнизме 8 дополнительных к основным обетов, направленных на уменьшение праматта-йоги. А. Дюранов

ШРАВАКАЧАРА — термин, к-рый широко использовался в ср.-век. традиции джай-яоъ-дигамбаров для обозначения раздела учения, посвященного этике джайнов-мирян, а также для названия трактатов соответствующего содержания. А. Дюранов

ШРИВАТСА — свящ. символ в джайнизме; своим рисунком напоминает "завиток волос" на груди тиртханкара. Одна из его форм, известная как шриватса-свастика, похожа на изображение лабиринта. О. Горовая

ШРУТА-ПАНЧАМИ — праздник пятого дня весны, проводимый школой дигамбара как памятование о дне, когда Кундакунда начал записывать джайнский канон. О. Горовая

ЯДЖНОПАВЙТА — шнур, свящ знак принадлежности к духовной традиции джайнов Шнур свивают из трех нитей, символизирующих три драгоценности (праведное знание, праведное воззрение, праведное действие), или три линии последовательности тиртханкаров прошлого, настоящего и будущего мировых периодов Свящ шнур может быть золотым (варна брахманов) или свитым из трех нитей шерсти (варна кшатриев и вайшьев) Свящ шнур вручается адепту в момент совершения учителем-гуру ритуала упанаяна О Горовая

ЯКОБИ (Jacobi) ГЕРМАН ГЕОРГ (1859, Кельн — 1937, Бонн) — выдающийся нем востоковед Учился в Берлине и Бонне, затем преподавал санскрит в ряде герм ун-тов Я — первый исследователь джайнизма, воссоздавший в своих работах общую картину джайнского учения Он перевел ряд важнейших джайнских текстов, в т ч 4 канонич текста в серии "Священные книги Востока' (на англ) и знаменитую

Таттвартхадхигама-сутру Умасвати (на нем яз) А Терентьев

 

сикхизм

сикхизм

 


"АДИ ГРАНТХ" (букв. "Изначальная книга"). Гуру Грантх, Гуру Сахиб — свящ. книга сикхской религии, к-рая содержит соч. сикхских гуру Нанака, Ангада, Амар Даса, Рам Даса, Арджуна, Тегх Бахадура, Гобинд Сингха. "А. Г." считается символич. представителем всех гуру, средоточием их учения и всей божественной мудрости, что придает "А. Г." в глазах верующего сикха статус "Книги — гуру на все времена". "А. Г." — главный объект религ. почитания у сикхов. "А. Г." была составлена и записана пятым гуру Арджуном и его учеником Гурдасом к 1604; позднее книга дополнялась сочинениями других гуру, десятый гуру Гобинд Сингх придал ей исключительное сакральное значение. Наряду с сочинениями сикхских гуру в "А. Г." вошли стихи ср.-век. св. и мистиков — индуистов и мусульман (бхакта Кабира, суфия шейха Фарид-уд-дина и др.). "А. Г." включает в себя более 6 тыс. стихов. Гимны расположены в соответствии с рагами инд. классич. музыки, т. к. все они предназначены для чтения нараспев в классич. стиле. Язык "А. Г." — так наз. "садхбхаша", в к-ром трудно провести границу между хинди, панджаби и др. диалектами. (Стихи записаны шрифтом гурмукхи) Чтение "А. Г." является гл. содержательным моментом сикхского ритуала. Е. Успенская

АКАЛ ТАХТ (букв, трон Бессмертного) — одна из гл. сикхских святынь; находится в г. Амритсаре рядом с Золотым храмом, на зап. стороне свящ. пруда. А. Т. и гурдвары в Патне, Анандпуре и Нанде-ре, связанные с именем гуру Гобинд Сингха, являются особо свящ. и называются "тахт"

— "троны" гуру. А. Т. был возведен как символ светской власти в 1606. Здесь решаются мирские дела общины. На площади перед А. Т. собирается сикхская община на праздники, собрания ит. п.; проводится церемония посвящения в сикхскую общину. По традиции в А. Т. помещается на ночь "Ади Грантх" из Золотого храма, к-рую каждое утро торжественно переносят обратно. В А. Т. хранятся драгоценные для сикхов предметы, напр. меч гуру Гобинда; здесь же хранится документация сикхской общины. А. Т. считается гл. храмом Акали сикхов. А. Т. — штаб-квартира некоторых сикхских обществ, и политич. орг-ций. А. Т. был разрушен в 1984 в ходе операции инд. властей против сикхских экстремистов и впоследствии восстановлен. Е. Успенская

АКАЛИ. Название происходит от эпитета бога в сикхизме — Акал: Вечный, Вневременный, Бессмертный. 1) А. сикхи — см. ниханги. 2) А.

— движение хальсы за установление общинного контроля над сикхскими гурдварами в 1919—1926. К нач. XX в. стало очевидным нетерпимое положение в храмах хальсы, управление к-рыми осуществляли враждебные общинным интересам хальсы маханты. Махантов поддерживали англ. правители Индии, к-рые сами контролировали четыре гл. сикхских храма. Пробуждению обществ, интереса в этом вопросе способствовала деятельность Сингх сабхи. Борьба за возвращение гурдвар под контроль хальсы велась против махантов и против правительства, что обусловило ее значение в контексте общенародной борьбы за независимость Индии: движение А. присоединилось к кампаниям массового несотрудничества под руководством Махатмы Ганди. В ходе борьбы А. уже в 1920 сикхи создали выборный Комитет по управлению гурдварами (Широмани гурдвара прабандхак комити). Кровавые конфликты продолжались еще несколько лет, сопротивление махантов и борьба правительства с лидерами А. отодвинули окончат, решение проблемы. Лишь в ноябре 1925 Закон о сикхских гурдварах санкционировал переход управления храмами к Комитету по управлению гурдварами, к-рый с тех пор является авторитетнейшим органом сикхАмар Дас

 

ской общины. С принятием Закона об управлении гурдварами А. прекратило существование как массовое движение, но политич. орг-ции А. активно участвовали в нац.-освободительной борьбе против англ. колонизаторов и сохранили свое влияние на долгие годы. См. также Акали дал, Гурдвара, Маханты. Е. Успенская

АКАЛИ ДАЛ — партия сикхских конфессионалистов. Была создана в ходе движения Акали как одна из групп политич. руководства движением в 1921. А. д. стремится сплотить всех сикхов (ее называют "партией пантха") и последовательно отстаивает их общинные интересы. В период борьбы за независимость Индии А. д. сотрудничала с ИНК, участвовала в кампаниях гражданского несотрудничества под руководством Махатмы Ганди; акали-сты входили в ИНК, когда считали это удобным, и резкого противостояния не было вплоть до 70-х гг. После 1947 А. д. сосредоточилась на борьбе за власть в Пенджабе, за раздел Пенджаба на панджа-биязычный и хиндиязычный штаты. В 1973 партия приняла решения, приведшие к антико-нгрессистской направленности ее политики. В последние годы А. д. представляет собой несколько направлений, активно участвующих в политич. жизни, но в целом занимающих умеренные позиции и стремящихся к законным методам решения сикхских проблем. А. д. много лет контролируется Комитетом по управлению гурдварами. Е. Успенская

АМАР ДАС, гуру (1479—1574) — третий сикхский гуру. Был учеником гуру Ангада, к-рый назначил А. своим преемником, хотя ученик был старше учителя на 25 лет. А. родился в вишнуитской семье и был ревностным индуистом до зрелых лет. А. стал сикхским гуру в 1552, когда центром общины была деревня Гоиндвал. При А. сикхская община консолидировалась, и 22 манджи в различных частях Индии свидетельствовали о росте ее влияния и значения. Стремясь сделать сикхскую общину хорошо организованной и сплоченной, А. установил, что дважды в год — весной в месяце байсакх (апр.—май) и осенью на Дивали — вся община собирается возле гуру. Он воспитывал сикхов в духе всеобщего братства независимо от касты, чему способствовали

 

Амритсар

 

общие трапезы, введенные в обычай еще гуру Нанаком, но ставшие при А. Д. элементом ритуала. А. Д. уделял много внимания разработке повседневного сикхского ритуала, различным традициям общинной жизни, сделал многое для того, чтобы устранить неравенство женщин. В "Ади Грантх", как считается, вошли 907 гимнов А. Д. Е. Успенская

АМРИТСАР — город в штате Пенджаб, один из религиозных центров Индии, свящ. город сикхов. Основан четвертым гуру Рам Дас ом в 1577. Город получил название от свящ. пруда, в центре к-рого находится Харимандир (Золотой храм), главная сикхская гурдвара. В гл. храмовом комплексе А. расположен Акал Тахт. В А. происходили мн. важнейшие события сикхской истории, в т. ч. последних лет. Е. Успенская

АНГАД, гуру (1504—1552) — второй сикхский гуру, был лучшим учеником основателя сикхизма гуру Нанака, к-рый назначил его своим преемником и дал это имя, хотя от рождения А. звался Лахина. В юности Лахина был ревностным шиваитом, ежегодно совершал паломничества в Гималаи. И уже в возрасте 28 лет, услышав гуру Нанака, остался с ним. В общине Нанака А. выделялся своим благочестием и скромностью, был любимым учеником гуру, к-рый считал А. более достойным преемником, чем собственные сыновья. Став гуру в 1539, А. сохранил и развил заложенные Нанаком идеи и традиции. В своем религ. центре в Кхадуре он проповедовал учение Нанака, лечил больных, учил детей грамоте. А. создал по всей Сев. Индии манджи, вокруг к-рых создавались общины последователей гуру Нанака. А., как считается в сикхской традиции, изобрел алфавит гурмукхи, свящ. для сикхов. Этим шрифтом он первый записал все гимны гуру Нанака. Считается также, что именно А. положил начало письменной литературе сикхов: при нем было составлено первое жизнеописание гуру Нанака "Бала Джа-нам сакхи". А. был талантливым поэтом, и сочиненные им 61 гимн также вошли позднее в "Ади Грантх". Е. Успенская

АРДЖУН, гуру (15 апр. 1563 — 30 мая 1606) — пятый сикхский гуру. Сыграл выдающуюся роль в развитии сикхизма, и жизнь, и мученическая смерть этого великого человека оказали огромное влияние на историч. судьбу сикхской общины. Хотя А. был младшим из трех сыновей гуру Рам Даса, но рано проявил себя незаурядной личностью и благочестивым сикхом, и отец назначил его своим преемником. Став гуру, А. завершил строительство свящ. пруда в Амритсаре, начатое отцом. 15 окт. 1588 в центре этого пруда А. заложил храм, к-рому было суждено сделаться одной из гл. сикхских святынь — Золотым храмом. Выдающийся вклад А. в развитие сикхизма состоит в том, что именно он дал этой религии свящ. Писание — "Ади Грантх". А. с помощью Гурдаса составил эту книгу, куда вошли сочинения гуру Нанака, остальных сикхских гуру, в т. ч. 2216 сочинений самого А., а также др. свящ. тексты. Позднее "Ади Грантх" дополнялась, но идея сохранить на века слово гуру была осуществлена именно А. При А. сикхская религия приобрела законченные формы, а сикхская община окрепла и усилилась. Уделяя мн. внимания социально-экономич. проблемам сикхской общины, А. поддерживал земледелие и торговлю, ввел систему сбора десятины в пользу общины, заложив прочную экономич. основу ее существования. При Моголь-ском императоре Акбаре, отличавшемся веротерпимостью, А. удалось получить разрешение на то, чтобы оставлять часть земельного налога в пользу общины. А. много ездил по стране, проповедовал учение сикхских гуру. Община росла, усилились ее влияние и авторитет. При преемнике императора Ак-бара падишахе Джахангире отношения сикхов с Моголами резко ухудшились, а сам А. был обвинен в том, что обращает в свою веру мусульман, составил книгу, якобы порочащую мусульманство, поддерживает мятежного принца Хусро. В мае 1606 А. был схвачен в Лахоре, его истязали и изощренно пытали. Гибель А. оказалась поворотным моментом в истории сикхизма. Сикхи поняли, что община должна уметь защитить себя, и с этого времени начали уделять вопросам военной орг-ции особое внимание. Е. Успенская

АРбРА — близкая к кхатри-ям торговая каста, представители к-рой заняты в осн. в сфере мелкого бизнеса. Л. Хо-хлова

 

ГбБИНД СЙНГХ, гуру (1666 — 7 окт. 1708) — десятый, последний сикхский гуру, великий реформатор сикхизма. Ему было 9 лет, когда мученической смертью погиб его отец, гуру Тегх Бахадур, защищая право сикхов на свою веру. Уже в столь юном возрасте гуру Гобинд Дас (тогда он еще назывался так) выказал беспримерные хладнокровие и силу духа во время трагических для сикхов событий и, как гласит традиция, поклялся, что такое более с сикхами не повторится. Г. был человеком выдающихся личных качеств. Современники единодушно описывают его как очень красивого, талантливого и энергичного человека. Он был прекрасно образован: знал несколько языков, классическую персидскую и санскр. литературу, астрономию, географию и др. науки, включая каллиграфию; был выдающимся поэтом, писавшим на брадже, и сочинил множество свящ. для сикхов гимнов; в совершенстве владел воинскими искусствами.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.06 сек.) русская версия | украинская версия