Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 36 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 36 страница






Он много занимался делами общины, обращая внимание не только на духовное воспитание ее членов, но и на ее боеспособность, к-рую он всесторонне укреплял. В жизни Г. исследователи выделяют относительно спокойный период до 1688, к-рый он провел в Сирмуре в Гималаях; в это время открытых столкновений с Моголами не было, и гуру мог спокойно размышлять о судьбах сикхизма. Считается, что уже тогда он задумал грандиозные реформы. Гуру Г. теологически обосновал новый подход к проблеме ненасилия, продумал моральный кодекс сикха, ритуал и религ. практику. В интерпретации Г. бог получает новый эпитет — сарблох ("полностью железный") — наказывающий зло, сокрушитель тиранов. Символ бога отныне — меч. А сикхи получают право на самозащит} с помощью меча — как крайнее средство в борьбе за правду. Гуру учил, что гибель на поле боя за святую цель — это именно тот конец, к-рого достоин благочестивый сикх. К 1688 относительно мирный период во

 

Гобинд Сингх

 

взаимоотношениях с Моголами закончился, противостояние с падишахом Аурангзебом разгорелось вновь, начались открытые военные столкновения: Моголы не хотели допустить усиления сикхов, но покончить с ними им не удалось. Одержав ряд побед, гуру поселился в г. Анандпуре, где через несколько лет произошло важнейшее в истории сикхов событие — учреждение хальсы. Весенний праздник Байсакхи всегда был для сикхов поводом собраться возле гуру и весело встретить Новый год. К празднику 30 марта 1699 Г. приказал сделать особые приготовления, повсюду были разосланы приглашения, и всем предлагалось явиться вооруженными. Когда перед собравшимися появился гуру, он держал в руке обнаженный меч. Гуру предложил выйти вперед тем, кто готов принести свою жизнь в жертву за гуру и дхарму. Как гласит легенда, он увел первого вызвавшегося в шатер и вернулся оттуда с окровавленным мечом, повторяя свой вопрос. Не все сразу поняли, что происходит, и мн. начали разбегаться в страхе. Но вот второй, третий человек вошли вслед за гуру в шатер, и всякий раз, возвращаясь с окровавленным мечом, он повторял свой вопрос. Пятеро, представители разных каст, пошли за гуру безоглядно. И тогда гуру вывел их всех из шатра, живых и невредимых. Назвав этих верных людей Панч Пьяре (Пять Любимых), Г. объявил, что посвящает их первыми в хальсу, к-рую сейчас утверждает. Так впервые была проведена церемония "па-хул". Потом Панч Пьяре приняли в хальсу самого Г. Это событие — конституирование хальсы как воинственного бескастового братства, послужило укреплению сикхского об-ва. Враждебная реакция Моголь-ских правителей не замедлила последовать. К 1705 события обострились настолько, что начались военные действия против сикхов по всему Пенджабу, Анандпур был осажден, и через несколько месяцев, когда в городе начался голод, взят Моголами. Большинство сикхов, включая троих из Панч Пьяре, были убиты в сражениях. Чудовищные испытания выпали на долю самого Г. Храбро сражались рядом с отцом и погибли в бою два его старших сына — 18 и 14 лет. Захваченные в плен, мученически погибли от рук врагов младшие сыновья Г. — 9 и 7 лет заживо замурованные в стену в Сирхинде. Умерла от горя мать Г. К этому времени

 

Гурдвара

 

относится знаменитое письмо гуру Г. Могольскому падишаху Аурангзебу — т. наз. "Послание о Победе" ("Зафарнама"). Это было обвинение Аурангзебу, к-рый не раз изменял договоренностям с сикхами. Считается, что после этого Аурангзеб решил заключить мир с сикхами, но вскоре умер, и все осталось без изменений. В Дели началась борьба за власть, в к-рой победил царевич Муаз-зам, ставший Бахадур Шахом. Г. связывал с ним некоторые надежды, но переговоры ни к чему не привели, т. к. религиозный фактор по-прежнему имел огромное влияние на политику Моголов." Приехав для этих переговоров на Декан, Г. решил поселиться в городе На-ндере на берегу р. Годавари. Через нек-рое время здесь на него совершили покушение двое фанатиков-мусульман, ранив его в грудь. И Г. С. начал было уже выздоравливать, но неосторожно натянул свой огромный лук, рана на груди вскрылась, и 7 окт. 1708 г. Г. умер от кровотечения. Перед смертью гуру созвал сикхов, велел принести "Ади Грантх" и сказал, по преданию, такие слова: "Имейте "Ади Грантх" вместо меня". С тех пор сикхи верят, что "Ади Грантх"—это их вечный гуру, т.

к. в ней представлено Слово всех гуру. Так прекратилась у сикхов традиция иметь живого гуру. К моменту гибели Г. сикхи практически не имели никакой территории, и шла борьба за выживание. Но созданная Г. хальса крепла, дух ее был несгибаем, и мн. победы пришли потом. Религ. сочинения Г. собраны в т. наз. "Книге десятого гуру" — "Дас-ван Грантх", к-рую сикхи почитают едва ли не наравне с "Ади Грантх", в к-рой, как считается, представлен всего один стих Г. Е. Успенская

ГУРДВАРА (букв. "Врата Гуру") — сикхский храм, центр религ. и соц. жизни сикхской общины. Мн. Г. построены в исторических для сикхов местах и связаны с именами десяти гуру. Самая главная из них находится в г. Амритсаре — это т. н. Золотой храм. В каждой Г. помещается "Ади Грантх", вокруг к-рой и посредством к-рой совершаются сикхские ритуалы. Г. — центр обществ, жизни общины, где происходят все важнейшие мероприятия. При Г. организуются школы; Г. предоставляют ночлег и пропитание нуждающимся. Сикхское благочестие подразумевает участие в работах на обществ, нужды при Г. — строительстве, ремонте, работе на обществ, кухне (трапезной). Г. являются источником значит, материальных средств, складывающихся из пожертвований верующих и доходов от храмовой земельной собственности. В наст. вр. контроль за деятельностью практически всех сикхских Г. в Индии осуществляет Комитет по управлению гурдварами (см. Акали, 2). Е. Успенская

ГУРМУКХИ (букв, из уст гуру) — шрифт, изобретение к-рого приписывается второму сикхскому гуру Ангаду. Используется для письменности на панджаби. Этим шрифтом, имеющим сакральное значение, записаны свящ. книги сикхов. Е. Успенская

ГУРУ — верховный учитель в сикхизме. У сикхов было десять Г. После смерти последнего из них, Гобинд Сингха, по его воле свящ. книга "Ади Грантх " считается сикхским Г. навечно ("Г. Грантх"). Наставничество Г. — основополагающий момент в сикхизме; само название "сикх" (ученик) подразумевает, что сикхи идут вслед за своим Г., указывающим верный путь личным примером и наставлениями, как

Гуру

мудрый и благочестивый человек. Все сикхские Г. жили в обществе, вели нормальную семейную жизнь и постоянно занимались духовным развитием своих учеников. Сикхизм учит, что все десять Г. были едины в духе, хотя имели разные фи-зич. тела; в момент смерти Г. светильник духовности переходит к новому Г., и все они несут один свет, одну истину людям. Их учение едино. Десятый Г. Гобинд Сингх, к-рый осуществил крупнейшую реформу сикхизма, выделил три составляющие власти Г.: персональную, религ. и светскую. Персональная власть сикхских Г. завершилась с десятым Г. Религ. власть будет существовать всегда в виде Писания, и "Ади Грантх" с тех пор считается символич. представителем всех десяти Г. Светскую власть Гобинд Сингх возложил на сикхскую общину пантх: все решения, принятые большинством представителей на собрании сикхов (Сарбат Хальса), становятся обязательными для всех как мнение Г. — гурумата. Вообще считается, что везде, где есть пять сикхов и "Ади Грантх", есть и Г. На этих принципах построено самоуправление хальсы в отсутствие живого Г. Е. Успенская

 

ДАЙАЛ СИНГХ. ДАЙАЛ

ДАС (1783—1855) — создатель движения ниранкари. Основал в 1851 секту Ниранкари дарбар. Д. мечтал возродить сикхизм первых гуру, он не принимал нововведений гуру Гобинд Сингха и не прошел посвящения в хальсу. Жил в Равалпинди, где имел свой храм. Д. проповедовал против почитания идолов и жертвоприношений предкам. Ниранкари почитали его как живого гуру. Учение Д. издал его сын и преемник — Дарбара Дас в виде "Книги законов" ("Хук-мнама"), к-рую Ниранкари почитают наравне с "Ади Грантх". Е. Успенская

ДЁРА — молитвенный дом, монастырь сикхской секты удаси. Е. Успенская

"ДЖАНАМ САКХИ" — памятник панджабской житийной лит-ры XVII—XVIII вв., содержащий рассказы об эпизодах из жизни основателя сикхизма гуру Нанака. "Джанам" означает "рождение", "воплощение"; "сакхи" — "свидетельство". Вероятно, мн. сакхи представляют устную традицию, существовавшую уже во времена гуру Нанака, однако наиб, ранние из рукописных рецензий "Джа-нам сакхи" появились не ранее, чем через сто лет после кончины гуру и отражают, т обр., взгляд на жизнь и учение гуру религ. авторов XVII—XVIII вв. Историч. детали, описывающие жизнь гуру, также относятся к реалиям XVII—XVIII вв. Известны 4 осн. рукописные рецензии "Джанам сакхи": "Пуратан джанам сакхи", "Михарбанва-ли джанам сакхи", "Балевали джанам сакхи" и "Гйан ратна-вали", или "Бхаи Мани Сингх-вали джанам сакхи". Наиб популярны в сикхской среде сравнит, поздние, изобилующие мифопоэтическими деталями и аллюзиями "Балевали джанам сакхи", содержащие описания невероятных чудес, совершенных гуру Нанаком во

 

время его паломничеств, причем чем дальше отстоят сакхи от времени жизни гуру Нанака, тем обширней представлена география его путешествий. Именно сакхи, восходящие к рецензии "Балевали", рассказываются как в гурдварах, так и в частных домах сикхов во время праздников, различных церемоний и ритуалов. Сакхи как образец агиографической лит-ры лишь в минимальной степени могут служить источником биографич. сведений о гуру Нанаке, однако они представляют интерес для религиоведа, т. к., с одной стороны, позволяют проследить эволюцию сикхской доктрины, произошедшую со времени жизни гуру Нанака, с другой стороны, в отличие от сакрального текста "Ади Грантха", "Джанам сакхи" в идеологич. плане представляют популярный народный сикхизм. Практически неисследованной остается вся лин-гво-текстологическая проблематика, связанная с памятником, вопросы композиции, стиля и языка. В грамматич. отношении язык "Джанам сакхи" характеризуется наличием значит, числа вариантов, передающих один и тот же фрагмент содержания.

Нек-рые из этих варьирующихся форм представляют различные панджабские диалекты, другие могут быть отнесены к диалектам группы "западный хинди". В лексическом плане в памятнике трудно провести четкие границы между хинди и панджаби, и сакхи прекрасно иллюстрируют ран-неновоиндийский культурный стандарт — литературный "садхбхаша", на к-ром в обширном регионе всей Зап. и Центральной Индии в XIV—XVIII вв. создавались тексты религ. литературы бхактов. Л. Хохлов а

ДЖАТХЕДАР — один из представителей общинной организации у сикхов — руководитель общины при храме, глава группы верующих. Е. Успенская

ДЖАТЫ — численно доминирующая и играющая важную роль в сикхской общине земледельческая каста. Предполагают, что Д. — пастушеские племена, к-рые пришли в Пенджаб из Синда через Мультан в VII—IX вв. и далее расселялись на восток по реке Ямуне, становясь земледельцами. Провозглашенное сикхскими гуру равенство всех каст перед богом соответствовало унаследованным от предков эгалитаристским представлениям Д. Начиная со времени третьего гуру Амар Даса и особенно при пятом гуру Арджуне и его преемниках сикхская община быстро пополнялась Д., к-рые начали играть в ней значит, роль, повысив при этом свой социальный статус. Д. принесли с собой любовь к военным играм, охоте, состязаниям, новые традиции и обычаи, изменившие облик общины, напр., обычай не стричь волосы, к-рый при десятом гуру стал обязательным для всех сикхов. Д. не всегда скрупулезно соблюдают "рахат" — правила поведения сикха, при этом даже курящий или остригший волосы Д. продолжает считать себя сикхом и остается таковым для членов своей касты. Помимо земледелия, традиционным занятием Д. является служба в армии, что помогает решить проблем\ аграрного перенаселения. Среди сикхов-джатов много из вестных инд. спортсменов Л. Хохлова

 

золотой ХРАМ. Хариман-дир, Дарбар Сахиб — гл. сикхская гурдвара, находящаяся в г. Амритсаре. Гуру Арджун заложил 3. х. в центре свящ. пруда 15 окт. 1588. При Моголах был разрушен, восстановлен при Ранджит Сингхе в мраморе и покрыт медными позолоченными пластинками, отсюда и название, данное европейцами. 3. х. — замечательный образец инд. архитектуры. Комплекс 3. х. включает несколько зданий, в т. ч.

Акал Тахт. В 3. х. хранится с 1604 оригинал "Ади Грантх", составленный гуру Арджуном. В сокровищнице храма хранятся оружие сикхских гуру и Ранджит Сингха, золотые двери для входов в храм и др. драгоценности, в т. ч. ритуальные предметы, используемые в праздничных богослужениях. В 1984 храм сильно пострадал во время операции инд. властей против сикхских экстремистов ("Голубая звезда"); вскоре был отреставрирован. Е. Успенская

 

 

КАСТЫ В СИКХСКОЙ ОБЩИНЕ. Наиб, ранним источником сведений о пестром кастовом составе ранней сикхской общины, главенствующая роль в к-рой принадлежала торговой касте кхатриев, являются произведения Бхаи Гу-рдаса, относящиеся к нач. XVII в. Регулярное упоминание кастовой принадлежности членов общины, встречающееся у Бхаи Гурдаса и позднейших авторов, заставляет уточнить распространенное представление об отрицании каст в сикхизме. Подобно другим школам бхакти, сикхи считают, что путь к спасению равно открыт для представителя любой касты и освобождение достигается благодаря божественной милости (надар) и духовным усилиям индивида. В социальном плане отвергается идея ритуального осквернения при общении с представителями низших каст. Между тем при выборе брачного партнера как правило соблюдаются кастовые предписания, поэтому каста у сикхов сохраняется как устойчивая общность и ин-т социальной мобилизации. Практически сохраняется и отвергаемая в идеале кастовая иерархия Главенствующее положение занимают численно доминирующая земледельческая каста джатов и небольшая по численности, но очень влиятельная каста кхатриев К кхатриям непосредственно примыкает также небольшая по численности торговая каста арора. Далее следует каста ремесленников рамгархия. Внизу социальной пирамиды находятся мазхаби (рангрета) и рамдаси, бывшие неприкасаемые, основная масса к-рых перешла в сикхизм в кон. XIX — нач. XX в. для повышения своего социального статуса, Л. Хохлова

КЕШДХАРИ — одна из двух основных групп сикхов — К. и сахадждхари. См. Хальса. Е. Успенская

 

КХАТРИИ — влиятельная торговая каста в сикхской общине, претендующая на кша-трийское происхождение. Все сикхские гуру были К. В отличие от джатов мн. К. отказались войти в хальсу гуру Гобинд Сингха. Они составили большую часть сахадждхари сикхов. Позже, с развитием движения Сингх сабха, часть сахадждхари К. согласилась пройти обряд посвящения в хальсу. К., прошедшие обряд посвящения, скрупулезно следуют правилам поведения сикха ("рахат"). Остригшего волосы К. члены общины перестают считать сикхом и он сам более таковым себя не считает. У К. больше, чем у джатов, кастовых ограничений на выбор брачного партнера. К. занимаются крупным и средним бизнесом, а также составляют сикхскую интеллектуальную элиту. Большинство ученых, теологов, писателей, профессоров-сикхов принадлежит к касте К. Л. Xох лова

 

ЛАБАНА — одна из сикхских кастовых групп. По-видимому, восходят к племенной группе предгорий Гималаев, известной под названием "банджара". Л. Хохлова

ЛАНГАР — общинная трапезная при гурдваре. Совместное принятие пищи в Л. является элементом сикхского ритуала и символизирует равенство и братство сикхов, происходящие из отрицания ими кастовой иерархии. Особое значение Л. приобрели при гуру

Амар Дасе, к-рый требовал, чтобы каждый пришедший к нему отобедал в Л.: это реально снимало различия в кастовом и обществ, положении (очень яркие в средневековье), что было чрезвычайно важным для установления духа братства и равноправия в сикхской общине. Участие в приготовлении пищи и любых работах на кухне рассматривается как богоугодное дело служения об-ву, и благочестивые сикхи должны принимать в ней активное участие. Е. Успенская

 

LMJ

 

МАЗХАБЙ — сикхские "неприкасаемые". Провозглашенная сикхскими гуру идея равенства всех людей независимо от касты не сумела уничтожить касту. В сикхских деревнях сохраняется напоминающее традиц. индуистскую кастовую систему деление об-ва на соц. группы, принадлежность к к-рым определяется рождением и наследственной профессией, т. е. "сикхские касты". Одной из таких групп и являются М., занимающие низшую ступень в этой иерархии как неприкасаемые, т. к. их предки принадлежали к кастам мусорщиков и подметальщиков, а сами М. занимаются кожевенными и т. п. работами. Дискриминацию М. поддерживали маханты; в результате успехов, достигнутых движением Акали, положение М. улучшилось. В среде М., исповедующих сикхизм, сохранилось почитание местных неортодоксальных культов. Е. Успенская

МАНДЖИ — территориальная структурная единица сикхской общины в XVI—XVII вв. М. создавались как центры для пропаганды учения гуру Нанака, к-рые организовал его преемник — второй гуру Ангад по всей Сев. Индии. При третьем гуру Амар Дасе было уже 22 М. в разл. частях страны. Вокруг этих центров группировались местные сикхские общины во главе с масандами, к-рые и стали называться М. Е. Успенская

МАСАНД — глава манджи в XVI—XVII вв. М. наблюдали за положением дел в сикхской общине, проповедовали учение гуру, собирали пожертвования и десятину, дважды в год передавая эти средства гуру. По причине развившейся среди М. коррупции гуру Гобинд Сингх отменил этот порядок и самоё должность М. Е. Успенская

МАСТЕР — одно из употребительных у сикхов обращений к уважаемому человеку.

Букв, "учитель" (с англ.). Из обращений такого типа можно упомянуть также Гьяни — букв, "ученый". Е. Успенская

МАХАНТЫ — религ. руководители (жрецы) сикхских гурд-вар, пользовавшиеся в сикхской общине большим влиянием до нач. XX в.; с 1925 отстранены от управления храмами хальсы. Первонач. М. управляли гурдварами под контролем сикхской общины; тогда доходы гурдвар расходовались на обществ, нужды и М. получали фиксированное жалованье. Со временем, ко вт. пол. XIX в., жречество стало наследственным, а доходы общины М. обратили в личную собственность. При этом в сикхских храмах появились идолы, а ритуальная практика совпала с индуистской, т. к. большинство М. были представителями секты удаси. Под влиянием движения Сингх саб-ха об-во осознало концептуальные разногласия между М. и хальсой, появилось стремление очистить сикхизм от неортодоксального влияния М. Началась борьба за контроль над храмами между М., поддержанными англ. правителями Индии, и сикхской общиной. В результате М. были отстранены от дел хальсы по Закону о сикхских гурдварах от 1925 (см. Акали, 2). Е. Успенская

МЙСАЛЬ — военно-административная единица на контролируемых сикхами территориях в XVIII в., возникшая в ходе борьбы сикхов с Моголами и афганскими завоевателями; со временем М. превратились в сикхские княжества. В истории Пенджаба выделяют т. наз. "период М." (ок. 1733—1801). К 60-м гг. XVIII в. на всей территории между Индом и Джамной было 12 М.: Бханги, Ахлувалия, Рамгархия, Сукер-чакия, Канхея, Наккаи, Пхул-кия, Сингхпурия, Нишания, Крора Сингхия, Дилевалия, Шахид, возглавляемые феода-лизировавшейся сикхской верхушкой. После установления сикхского управления в М. население получило относительную безопасность и возможность восстановить хозяйство, что способствовало укреплению сикхской государственности. К нач. XIX в. эти княжества были объединены в самостоятельное сикхское гос-во главой М. Сукерчакия Ранджит Синг-хом, к-рый стал махараджей Пенджаба. Е. Успенская

 

1_Г

_п_

 

НАМ-МАРГ (путь имени)

— путь спасения в сикхизме. Также сахадж-йога. Сикхизм учит, что человек, как высшее из творений бога, получает исключительную возможность выйти из круга перерождений. Человек должен достичь того, чтобы эгоизм и сосредоточение на самом себе заместить сосредоточением на боге. Гуру Нанак учил, что преданность богу имеет большее значение, чем религ. обряды. Преданная любовь к богу объявляется самой истинной добродетелью, основополагающим условием для того, что ищет освобождения. Высшая духовная добродетель

— это постоянное размышление о боге, способность концентрироваться на мыслях о боге, постоянное держание в уме и повторение его имени — сим-ран (нам-смарана, нам-джа-пан). Без этого на пути Н. невозможно достичь ничего. Следует постоянно ощущать присутствие бога. Преданностью и погружением в имя бога человек достигает контроля над разумом и духовно эволюционирует до понимания Имени как Абсолюта. Все моральные и духовные добродетели происходят из всепоглощающего действия любви к богу и сосредоточения на его имени. В таком случае человек, установив связь с богом, поняв его волю, выполняет ее, поднимается до высших ступеней сознания. На этом пути к высшей ступени духовного самосовершенствования исключительно велико значение гуру, который указывает путь и ведет ученика, сикха. Сикхизм учит, что служение богу — это служение его созданиям. Жизнь дает человеку возможность делать добро другим. Религ. человек не должен уходить из мира, он должен бороться в открытую, имея сердце, наполненное любовью, и контролируя свой разум. Безбрачию, аскетизму, монашеской жизни в сикхизме нет места. Нравственное поведение, активная праведная жизнь имеют гл. значение ("Выше истины — жизнь по истине"). Наиболее ценимые качества сикха: стойкость, воздержанность, самообладание, мудрость, покорность воле бога. Сикх должен зарабатывать на жизнь собств. трудом, делиться с др. результатами своего труда. Но все деяния бывают эффективными только тогда, когда их пронизывает Нам. Е. Успенская

НАМДХАРИ (КУКИ) — секта в сикхизме, представители к-рой верят в живого гуру. Н. представляют собой хорошо организованную сплоченную группу. Имеют выразительный внешний вид — носят белые одежды домотканого полотна и белые тюрбаны, повязанные особым образом, прямо надо лбом, без острых углов. Движение Н. зародилось как одно из реформаторских движений вт. пол. XIX в. Основатели Н. — Бхагат Джавахар Мал (1799—1862) и его ученик Балак Сингх — призывали к очищению от влияния индуизма и возврату к традициям десяти гуру. После аннексии Пенджаба англичанами Н. культивировали чувства неприятия и сопротивления новым правителям и мечтали восстановить сикхскую государственность. Эта политич. направленность стоила Н. пристального внимания англичан к их деятельности. При Баба Рам Сингхе (1815—1885), преемнике Балак

Сингха, движение Н. приобрело законченные формы. Рам Сингх, сын плотникя-рамгар-хия, в молодости был солдатом, но стал учеником Балак Сингха. В 1857, имея много последователей, он провел первый обряд посвящения в Н., ознаменовав тем самым отделение Н. от "менее благочестивых" сикхов. Требования к своим последователям он изложил в сочинении "Рахатнама" (1863). Н. предписывалось строгое вегетарианство и благочестивая жизнь; в числе пр. этических норм упоминались требование защищать животных, запрет инфантицида и детских браков. Особо оговаривалось требование не сотрудничать с англ. правительством, не учить детей в государств, школах, не обращаться в государств, суды, не пользоваться государств, почтовой связью и иностранными товарами. Н. вели активную миссионерскую деятельность, и их число и влияние росло. Н. создали свою торговую сеть, почтовую связь (всадники по эстафете доставляли все очень быстро), свои храмы. Н. придают большое значение чтению молитв и, проведя за этим мн. часы, приходят в экстатическое состояние, кричат, за что и получили название "куки". В 1871 Н.

вступили в открытое противостояние с англ. властями Индии на почве неуважения теми религ. чувств сикхов. Произошло неск. кровавых инцидентов, и в янв. 1872 англичане казнили без суда 66 Н. (эпизод этой казни запечатлел вьщающийся русский художник В. В. Верещагин на картине "Английская казнь в Индии"). Лидеры движения Н. во главе с Рам Сингхом были арестованы и сосланы в Бирму, где Рам Сингх и умер через 13 лет. После высылки гуру Рам Сингха политич. активность движения резко прекратилась. Гуру Рам Сингху наследовали его младший брат и его потомки по прямой мужской линии. Новые гуру Н. сосредоточивали деятельность в основном на религ. и обществ, делах, хотя, напр., Н. принимали активное участие в секретной кампании за возвращение Дилип Сингха на престол в 80-х гг. XIX в. После 1947 центр обпщны перенесен в Индию и находится в Сирса. Е. Успенская

НАНАК, гуру (15 апр. 1469 — 7 сент. 1539) — основатель сикхизма, первый сикхский гуру. Н. был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (см. Кхатрии). Н. создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Н. провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных религиях. Н. отрицал аскетическое служение богу, проповедуя благочестивую мирскую жизнь. При Н. в Картарпуре сложилась община его учеников — сикхов. Сочинения Н. и его живая мысль дошли до нашего времени в книге "Ади Грантх", свящ. для сикхов, где представлено 976 его гимнов. Учение Н. было дополнено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были провозглашены в сикхизме именно Н. Учение Н. нашло горячий отклик в сердцах и душах индийцев, воспитанных в жесткой, часто бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной стороны, и противопоставления индуистов и мусульман — с другой. Сикхская община существует уже полтысячелетия. Н. в конце жизни назвал преемником своего ученика Лахину, будущего гуру Ангада. Е. Успенская

 

НИРАНКАРИ (от Ниранкар — Бестелесный, Бесплотный. Один из эпитетов бога в сикхизме) — секта, почитающая живого гуру. Н. зародилась как сикхское пуританское движение, начатое с целью возврата к традициям и учению первых гуру. Н. не признавали воинственные традиции хальсы и реформы гуру Гобинд Сингха в целом. Н. очень почитают гуру Нанака и имеют собственных гуру. Основателем движения Н. был Дайал Дас, учение к-рого изложено в "Книге Законов" ("Хукмнама"), почитаемой Н. наравне с "Ади Грантх". Во времена Дайал Даса и его ближайших преемников Н. не принимали посвящения в хальсу. Преемник Дайал Даса, его сын Дарбара Дас, как считается, ввел в практику большинство сикхских ритуалов, в части, брачный обряд "ананд". В 1873 в движении Н. произошел раскол. Ортодоксальные Н. остались в незначит, меньшинстве. Есть сведения, что в наст. вр. в общине Н. велик процент кастовых индуистов и хариджанов, а также мусульман. К кон. 70-х гг. конфликты между Н. и сикхами, к-рые обвиняют Н. в узурпации их имени и разлагающем влиянии на хальсу, обострились.

В 1973 верховные жрецы Акал Тахт издали указ, к-рым объявили Н. антирелиг. группой и предписывали сикхам не иметь с ними никаких отношений. В 1978—1979 произошли открытые столкновения Н. и сикхов, а в 1980 сикхские экстремисты убили руководителя Н. Гурбачан Сингха. Е. Успенская

НИРАНКАРИ ДАРБАР — се

кта в сикхизме, основанная в Равалпинди Дайал Дасом в 1851. В 1873 в движении ниранкари произошел раскол, была создана Миссия Ниранкари, а Н. Д. остался ортодоксальной сектой, численность к-рой невелика. Е. Успенская

НИХАНГИ, акали — военизированный орден аскетичных защитников Бессмертного Бога, считающих своей задачей охрану гурдвар. Н. играли важную роль в хальсе, но со времен Ра-нджит Сингха потеряли свое исключит, значение в ней. Н. подчиняются только своему главе, хорошо вооружены и одеваются в одежды синего цвета. Считается, что "безрассудные" Н. всегда готовы пожертвовать собою для пантха. Их штаб-квартира находится в Акал Тахте. Е. Успенская

 

®

 

ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В СИКХИЗМЕ.

Наречение имени проводится, когда ребенку всего несколько дней. Гл. момент обряда состоит в том, что свящ. книга "Ади Грантх" раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Строгих предписаний насчет выбора имен нет: используются индуистские, даже мусульманские и европ. имена, хотя есть и излюбленные — имена гуру и др. великих людей. Добавление к имени "Сингх" или "Каур" сикхи получают с момента посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. Посвящение в сикхскую общину хальсу — "пахул" проводится в присутствии всей общины сразу для мн. мальчиков и девочек, достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Ритуал проводится так, как некогда его провел гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Проводят обряд избранные всеми для этой цели пять особо уважаемых членов общины, к-рые называются "Панч Пьяре",

— как первые пятеро, посвященные Гобинд Сингхом и посвятившие его. Обряд проводится перед книгой "Ади Грантх". Для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, к-рому в обряде посвящения отводится гл. роль. Произносятся клятвы, и каждый посвящаемый пьет пригоршнями амриту, а посвящающие обрызгивают ею его лицо и волосы; затем новообращенные пьют амриту из общего сосуда по очереди







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия