Студопедия — Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объяснение притчей, прообразов, пророчеств, заповедей и тропарей.






Отличительной чертой Священной истории служит ее прагматизм или назидательность. Она не только дает знание прошлого, но освещает настоящее и назидает на будущее. Поэтому среди священно-исторических повествований помещаются такие отделы, которые не могут быть отнесены к чисто историческим повествованиям, а должны быть причислены к области нравоучения и вероучения. Среди исторических рассказов они находят место потому, что Священная история есть не только повествование о жизни людей на земле, но вместе с тем изложение богооткровенных истин в той последовательности, в какой благоволил их возвещать людям Господь. Эти истины в Св. истории излагаются не в логическом, а в хронологическом порядке их откровения людям. Хотя, конечно, в божественном откровении есть своя система, но она недоступна человеческому пониманию и не может быть рассматриваема с человеческой точки зрения, под углом временных, земных взглядов.

К числу сведений, относящихся по своему содержанию к области вероучения и нравоучения, принадлежат в Священной истории: притчи, пророчества, прообразы, чудеса, заповеди Десятословия, заповеди Блаженства и, как выражение человеческих чувств при воспоминании о проявлении милостей Божиих, тропари двунадесятых праздников. Притча служит весьма употребительным приемом объяснения отвлеченных понятий, посредством наглядных примеров, взятых из обыденной жизни, из всем известной обстановки или из событий всем известных и памятных.

Говорящий притчами брал примеры приспособительно к своим слушателям, и последним предоставлялась возможность делать выводы и заключения на основании конкретных данных и применять частный случай к поступкам во всей своей жизни. С этой целью притчи употреблялись ветхозаветными пророками, но наибольшего развития этот способ назидания слушателей достигает в Евангелии, в учении Самого Спасителя. Его притчи отличаются от ветхозаветных, под которыми разумеются большею частию краткие изречения, похожие по своему построению на пословицы или на афоризмы современной светской литературы. С ветхозаветными притчами в школьной практике встречаться не приходится, и потому необходимо сказать лишь о притчах Спасителя.

Программой начальной школы требуется пройти всего лишь три притчи: о сеятеле, о богатом и Лазаре и о милосердном самарянине. Само существо дела требует к этим трем притчам прибавить -о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Первая из этих двух притчей нужна для объяснения молитвы мытаря, а вторая при объяснении недель, приготовительных к Великому посту. В средней школе все притчи Спасителя вносятся в учебник в более или менее дословном изложении по Евангелию и составляют довольно значительную часть учебного материала. Притча, как приспособление учения к известному, определенному кругу слушателей, как пример, взятый из живой, текущей действительности, может быть вполне доступна слушателям в одно время и в одном месте и не всегда понятна в другое. Так например, притча о сеятеле ясна во всех своих подробностях для деревенских детей, которые сами видели, как разбрасывают семена в поле, как некоторые зернышки попадают при пути, при камени, в терние на меже, и та же притча совершенно непонятна многим городским детям, знающим хлеб лишь в печеном виде.

Точно также притча о Мытаре и Фарисее была ясна для евреев, но непонятна для наших детей, так как им приходится встречать и мытарей и фарисеев совершенно под другими названиями. То же самое следует сказать и о большинстве притчей. Вследствие различия современной жизни от той, которой пользовался для сравнений Спаситель, каждая притча требует прежде всего объяснения самого рассказа, введения детей в понимание жизни древних и применения приточных обстоятельств к современной действительности, а иногда и объяснения исторической основы притчи, как в притчах о человеке, отправлявшемся искать царского достоинства, о талантах, о царе и безжалостном заимодавце. Условия жизни того времени совершенно не похожи на современные, и потому для понимания рассказа притчи необходимо сказать об отношениях Иродов к римскому императору и сенату, об экономическом строе у евреев и взаимоотношениях между правителями и подданными. Эти сведения могут быть даны учащимся в доступной форме и в кратком виде.

Таким образом, на уроке закона Божия в современной школе приходится объяснять иногда то, что само некогда служило объяснением. Это толкование представляется необходимым. Без него притчи Спасителя становятся непонятными детям и никакой пользы не приносят. Чтобы избежать при объяснении притчи излишних подробностей, необходимо всегда иметь в виду цель ее произнесения. Каждая притча является представлением отвлеченной истины в наглядных образах, в более распространенном виде. Так напр., в притче о блудном сыне истина-Бог с любовью принимает кающегося грешника, выражаемая небольшим суждением, представляется в виде довольно значительного трогательного рассказа. Для слушателя развитого, умственно зрелого было бы достаточно приведенной формулы, но для детей, не привыкших к отвлеченному мышлению, несравненно действеннее притча. как осязательный пример, затрагивающий не только мысль, но и чувство. Дети на первых порах смотрят на притчу, не как на простое сравнение, а как на самую истину и не идут дальше буквального понимания повествования, т. е. не делают из притчи никакого применения. Так на пример, в притче о богатом и Лазаре лишь запоминают, как единичный факт, о веселой жизни богача и о нищете Лазаря, но не делают вывода, что и каждый человек может быть похож или на первого, или на последнего.

Такое отношение к причтам со стороны детей зависит от их малоразвитости. Но если на эту сторону преподавания не будет обращено внимания законоучителем, то притчи останутся в памяти учащихся как более или менее занимательные рассказы, не имеющие кроме занимательности никакого другого значения. Цель произнесения и изучения притчи заключается в желании нагляднее объяснить слушателям божественную истину и сильнее воздействовать на их воображение для придания большей силы побудительным мотивам в направлении воли служителей истины. Поэтому кроме объяснения буквального значения притчи от законоучителя требуется указать и объяснить ее внутренний смысл. Этот смысл не всегда ясен слушателям, и даже избранные ученики Спасителя обратились к Нему с просьбой объяснить притчу "плевел сельныхъ" после произнесения Им притчи о сеятеле. Для апостолов, как людей непосредственно соприкасавшихся с земледелием, без сомнения, был вполне ясен буквальный смысл названной притчи, и они желали слышать объяснение ее внутреннего значения.

Тем более необходимы эти объяснения детям, так как они не могут долго сосредоточиваться мыслью на одном предмете, не проникают в глубь, а скользят лишь по поверхности предметов. В объяснении притчей является лишь вопрос: когда должен быть объяснен внутренний смысл, т. е. предваряет ли это объяснение притчу или выводится из нее? В этом отношении, конечно, необходимо руководиться примером Спасителя, так как законоучитель, по выражению одного педагога, должен учить не только тому, чему учил Христос, но и так, как Он учил. Иисус Христос, уча притчами, обыкновенно говорил прямо притчу, а вывод предоставлял делать слушателю, т. е. вел человека к познанию истины путем аналитическим, путем пере хода от частного к общему.

При этом методе слушатель не знает наперед, к каким выводам влечет его говорящий, и потому с полным вниманием относится к каждому слову, чего, конечно, ждать нельзя при употреблении дедукции, так как слушатель заранее знает общий вывод и вместо внимания к аналогии может размышлять об опровержении уже известного ему вывода. Пример, получающий от такой расстановки положения и доказательства характер тенденциозности, теряет свою занимательность и не оказывает действия на воображение слушателя. Последний смотрит тогда на рассказ, как на выдуманную басню, а не как на рассказ о происшествии, имевшем место в действительности.

Всякий читатель или слушатель только тогда с интересом следит за ходом повествования, когда он верит в правдивость этого изложения. Хотя всякий грамотный человек знает, что все повести, рассказы и другие литературные произведения составляют плод фантазии автора, но при чтении читающий переживает описываемые события, как действительно происходящие пред его глазами и даже при его участии. Читатель увлекается рассказом, невольно сочувствует одним поступкам и возмущается против других, невольно думает: "ах, если бы я был там, я бы сделал вот так; я хочу быть не таким, а другим." К этому "хочу"; ведет и каждая притча. Она должна воздействовать на душу доброго человека так, чтобы он твердо и бесповоротно сказал: "хочу считать всех людей своими ближними, как милосердный самарянин; хочу молиться с сокрушенным сердцем, как мытарь; хочу слышать слово Божие и исполнять его, как добрая земля взращает семена" и т. д. Достигнуть же такого действия притча может в том случае, если она будет выслушана с полным вниманием и без предубеждения.

Последнее особенно важно и достигается произнесением притчи ради вывода, а не в доказательство высказанного вперед общего положения. Особенно характерно и назидательно для всякого учащего начало притчи о Сеятеле. Без всяких предисловий Спаситель сказал слушателям: Послушайте; вот вышел сеятель сеять. Как возле Иисуса Христа собирались толпы народа, жаждавшие послушать Его учение, так и законоучитель окружен в классе детьми, которые любят слушать рассказы. Потому при изложении притчей Спасителя следует вести рассказ, а выводы оставить на конец и постараться о том, чтобы учащиеся, по возможности, сами пришли к надлежащему выводу, к внутреннему смыслу, заключающемуся в той или другой притче. Этот внутренний смысл обычно соединяется не со всей притчей, а лишь с некоторой частью ее. Так напр., в притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце внутренний смысл притчи заключается не в том, что один человек был должен много царю, не в том, что он также имел должника, не в том, что царь вызвал его для расчета, а в том, что царский должник, будучи сам прощен, не простил своему должнику.

В притче о блудном сыне главный смысл заключается не в наличности двоих сыновей у одного человека, не в выделе младшего сына, не в его блудной жизни, а в ласковом приеме его отцом по возвращении из далекой страны. В каждой притче есть главная точка сравнения, на, которую необходимо обратить преимущественное внимание, так как в ней и выясняется та истина, ради которой была произнесена притча. Дети довольно легко запоминают рассказ, но они обращают больше внимания на частности и опускают главное, существенное. Поэтому дети нуждаются, для уразумения притчи, в посторонней помощи. Конечно. несравненно будет лучше, если учащиеся будут сами доходить до правильных выводов, но последнее желательно, а не непременно.

Таким образом в притче, как в особом виде священно-исторического рассказа, должны быть выяснены: буквальный смысл, внутренний смысл и главная точка сравнения. После этих объяснений делается, по общему требованию преподавания Священной истории, применение заключающейся в притче истины к современной жизни. Это применение, как вообще всякое назидание, делается кратко и самими учащимися, лишь с помощью законоучителя. Основой всех ветхозаветных верований было ожидание грядущего Мессии. Все лучшие люди не только еврейского народа, но и среди язычников, жили надеждой на будущего Обновителя земли. Поэтому в ветхозаветной истории видное место занимают предсказания о Спасителе и речами, и действиями, или пророчества и прообразы. Как первые, так и вторые по своему внутреннему содержанию и по своей цели тожественны, и лишь вторые отличаются от первых большей наглядностью.

Пророчества заключают в себе или прямые предсказания о Спасителе, как напр., пророчество Исаии о рождении Эммануила от Девы, о начале проповеди в Галилее, об исцелении больных, или же в пророчествах предсказания содержатся иносказательно. Так напр., Валаам называет Мессию звездой от Иакова и говорит о победе над Моавом и о пленении сынов Сифовых, под чем разумеется покорность вере Христовой всех народов; Даниил пророчествует о наступлении царства Мессии в истолковании сна Навуходоносора, под образом заполнения земли камнем, оторвавшимся от горы, и т. п.

В истолковании прямых пророчеств необходимо объяснить только чудесность самого предсказания о будущем, которое никому из людей неизвестно, за несколько столетий, и указать на исполнение их впоследствии; в аллегорических же пророчествах существом дела требуется прибегнуть к тем же приемам, какие применяются при объяснении притчей, т. е. к выяснению буквального смысла, внутреннего значения и главной точки сравнения. Ветхозаветными прообразами служат во первых, лица напр., Исаак, Иосиф, Мелхиседек, во вторых, предметы и установления, напр, жертвы, скиния, купина и в третьих, ветхозаветные события, напр., трехдневное пребывание Ионы в чреве кита, продажа Иосифа братьями.

Истолкование всех вообще прообразов чрезвычайно трудно, так итак, по выражению Большого Катихизиса, "в сенописуемых ино что подобно и ино не подобно". Поэтому необходимо точно выяснить учащимся, в чем заключается сходство прообраза с его исполнением. При этом нельзя не обратить внимания, что в прообразе есть главные черты сходства и есть второстепенные, и первые нуждаются в особом выделении. Так напр.,- в жизни Иосифа главной прообразовательной чертой служит его продажа братьями, хотя не лишены прообразовательного смысла и его напрасные страдания в Египте. Дети плохо различают сходные черты прообразов, не могут вникать в смысл их, и потому черты сходства приходится с ними но только отмечать, но и заучивать. Относительно места объяснения пророчеств и прообразов мнения законоучителей разделяются. Одни преподаватели советуют объяснять их при прохождении ветхозаветной истории, другие при новозаветной.

Основанием для первого взгляда служит тот исторический порядок, в каком Господь проявлял свои откровения через своих избранников; второй взгляд основывается на педагогическом соображении о бесцельности сопоставления нового, т. е. пророчества, с неизвестным еще детям, т. е. с исполнением его. Как возможно, напр., говорить детям о преобразовательном значении продажи Иосифа братьями, когда дети ничего еще не слышали о страданиях Спасителя. Это возражение вполне уместно при ведении дела преподавания закона Божия по поступательной системе, но оно теряет свою силу при концентрической системе, так как последняя требует преподать учащимся в первый же год занятий краткую историю земной жизни Спасителя.

При занятиях по методу поступательному объяснение прообразов удобнее делать при повторении священной истории, так как в этом случае о прообразах возможно говорить в своем месте, а указание на исполнение их будет вполне доступно пониманию учащихся. Видное место среди священно-исторических рассказов занимают повествования о чудесах. Хотя вся история вселенной в обширном смысле должна быть названа чудом, но в священной истории называются чудесами лишь некоторые события, происходящие непосредственно от силы Божией, а не только через силы природы. В различных "Пособиях" и "Руководствах" все чудеса разделяются на три вида:

1) явления выше природы,
2) вопреки природе
3) сообразно природе.

К первому виду чудес относятся, напр., прославление плоти Спасителя после воскресения, взятие Илии и Еноха на небо; примерами второго вида могут служить прозрение слепорожденного, воскресение из" мертвых; к третьему виду могут быть отнесены-исцеление от горячки; бесноватых и др. По-видимому не только в начальной школе, но и в средней нет надобности вникать в сущность понятия чуда, и обычно в школе о чудесах говорится ученикам одинаково, как и о проявлениях политической жизни еврейского народа, как будто чудеса не составляют необыкновенных, особенных явлений.

Прежде всего необходимо отметить, что деление чудес на три вида схоластично и не соответствует действительности. Все чудеса представляют собою явления нормальные, т. е. такие, в каких должна была проявляться вся жизнь, если бы природа не подверглась тлению через преступление Адама Ни бедствий, ни болезней, ни бессилия, ни смерти на земле быть не должно: их Бог не сотворил. Поэтому все чудеса вполне естественны, соответствуют природе, но не теперешней испорченной, а настоящей, чистой природе, какой она явилась по мысли Творца. Человек венец и царь творения.

Силой Создателя он мог все делать на земле, и потому претворение воды в вино на браке Богочеловеком вполне естественно: человек испытывает известную нужду, и природа обязана удовлетворить эту нужду. Ни слепых, ни глухонемых, ни хромых, ни прокаженных Бог не сотворил, немощи явились лишь оттого, что человечество отвергло от себя силу Божию, а друзья Божии и сам Спаситель, как человек, делали несчастных людьми вполне здоровыми.

Это вполне естественно и нормально, и каждый верующий в Бога может, по слову Христа, приказать горе сдвинутся с места и ввергнуться в море. Гора не может не послушаться человека, так как он царь всей при роды. Воскресение из мертвых также вполне естественно, потому что Бог смерти не создал, и Христос, воскрешая мертвых, восстановлял естественный порядок, взамен настоящего, извращенного.

С точки зрения восстановления изначального миропорядка и должны рассматриваться чудеса, совершавшиеся как Спасителем, так и святыми людьми. Чудеса казались удивительными, чудными лишь людям от мира сего, но для сынов Царствия Божия они так же естественны, хотя так же и дивны, как и все явления в мире. И святые доказывали примерами собственной жизни, что каждый верующий в Бога и во Христа получает силу владычества над природой, и эта сила не какой либо чрезвычайный дар, свойственный лишь одному какому либо времени, а дар постоянный. Чудеса были не только Новом Завете, но и в Ветхом.

Господь неизменяем, изменчивы лишь люди. Но совершались всегда чудеса не человеческой силой, а божественной. Сила человечества-ум и знание. Или человечество борется с природой, или чаще приспособляется к ней, а божественная сила в человеке- вера. Верой человек побеждает природу и повелевает ей. Чудеса Христовы все были проявлением любви и милости Божией к страждущим, и эта мысль должна освещать с особенной силой повествования о чудесах. Каждое чудо должно быть представлено в таком изложении, чтобы слушатели невольно приходили в умиление пред величием милости Божией к падшему человечеству, и чтобы они чувствовали желание стать сильными силой Божией посредством жизни по Евангелию.

В пробуждении стремления и каждому приблизиться к дару чудотворения заключается цель повествования о чудесах Христовых и о чудесах святых. Господь только потому и не дает людям разнообразия Своих сил и дарований, что сами люди не хотят жить согласно воле Божией. Оттого не все имеют дарования исцелений и другие отличительные свойства христиан. Если учащиеся захотят иметь силу чудотворения, значит, цель повествования о чудесах Господних достигнута. Достигнуть дара чудотворения могут только истинные слуги Христа, и такое состояние их является истинным счастьем на земле, началом небесного блаженства. Счастье-это такая для всех желанная точка, к которой стремится и которой грезит все человечество. Но где люди счастливые, где довольные и радостные?

Ответ на этот вечный и общечеловеческий вопрос дан Спасителем мира в девяти Блаженствах, начинающих собою проповедь Христа на одной из гор Галилейских. Бесконечно счастливы люди, считающие себя грешными; они постоянно стремятся к улучшению, его достигают и становятся достойными царства небесного. Сознавая свою греховность, они плачут о ней, сокрушаются и найдут утешение... Все заповеди Блаженства находятся в непосредственной взаимной логической связи, и в преподавании священной истории эта связь должна быть выяснена.

Подробное объяснение Блаженств относится к курсу старшого отделения, а во втором необходимо привести буквальное истолкование их и установить их взаимоотношение. Точно такое же требование должно быть применено и к заповедям Десятословия. Как первые, так и вторые в священной истории проходятся главным образом со стороны времени и обстоятельств дарования их людям, и объяснение их при этом делается лишь во избежание сообщения детям сведений непонятных, но доступных пониманию.

К отделу священной истории относится и изучение тропарей на двунадесятые праздники, так как о событиях, послуживших основанием для установления последних, повествуется в священной истории. Хотя изучение праздников и относящихся к ним песнопений ближе всего к объяснению богослужения, но в начальной школе последнее проходится очень кратко, в течение нескольких, приблизительно 9-10, уроков, и потому заучивание тропарей в начальной школе удобнее приурочить к курсу священной истории.

Такое соединение части богослужения с историей представляет собою применение совместного метода преподавания и дает некоторые удобства в распределении учебного материала, облегчая изучение трудных отделов старшего отделения школы и перенося некоторую долю трудности на более легкое, среднее отделение. В средних учебных заведениях, где священная история проходится в виде систематического, а не в виде эпизодического курса, и где объяснение богослужения составляет отдельный предмет преподавания целого года, заучивание тропарей должно относиться к изучению богослужения.

Такое распределение материала облегчает усвоение курса священной истории в целом виде без нарушения стройности ее изложения и хронологической последовательности событий вставными указаниями на установление праздников, которые сами имеют свою историю, и заучиванием песнопений в честь этих торжеств христианской церкви.

Каждый тропарь представляет собою полуэпическое и полулирическое стихотворение. Всякое стихотворение сохраняет свою прелесть лишь при буквальном воспроизведении. Малейшее изменение в стихотворении является его искажением, и потому замена одного слова другим, перестановка слов, а тем более свободная передача стихотворения допущены быть не могут. Тропарь, как поэтическое произведение, должен быть или заучен дословно, или лишь прочитан по - славянски, но отнюдь не может быть передаваем на славянском языке с сохранением лишь некоторых выражений и с заменой других. Хотя все тропари несравненно более изящны и красивы в подлиннике, но и славянские обороты настолько тесно связаны с классическими, что дух греческой поэзии в славянском переводе сохранился довольно полно.

В начальной школе, вследствие краткости курса, не всегда возможно заучить тропари двунадесятых праздников, но в средних учебных заведениях времени для этого найдется достаточно. Лучшей помощью в этом заучивании может быть урок церковного пения. При заучивании тропарей необходимо следить за дословной точностью, но совсем другое нужно сказать относительно объяснения их смысла и значения. Самым легким способом объяснения является дословный перевод славянского текста тропарей на русский язык или иначе перевод с перевода. Этот прием, кроме легкости для преподавателя, никаких достоинств не имеет. Всякий дословный перевод с одного языка на другой искажает поэтическое произведение и превращает его в уродливую прозаическую вещь. Что, напр., можно сказать о таком переводе известного Erlkonig, a Гете: Кто едет на лошади так поздно через ночь и ветер? Это есть отец со своим дитятей. Он держит его твердо, он его согревает... и т. д. А ведь здесь сохранены в неприкосновенности подлинные выражения поэта.

Точно таким же уродованием вдохновенных священных песнопений является и рабский перевод буква в букву тропарей на русский язык. Такой перевод и не может быть понят детьми. Что, напр., поймут они в словах: радуйся исполнение намерения Зиждителя - в тропаре Введению? Или какое понятие соединят дети с выражением: явилось поклонение Святой Троицы, просвещающей находящихся во тьме-в тропарях Крещения и Сретения? Какой бы тропарь мы ни перевели буквально на русский язык, он будет непонятен детям, потеряет свою поэтическую прелесть, и лишь необходимость заучивания двойного непонятного текста славянского и русскаго-доставит детям излишнее огорчение. Всякое стихотворение может считаться достигшим цели, если оно пробудило в читателе или слушателе хотя бы частицу чувства, вдохновившого поэта. Для достижения этой цели нет надобности разбирать каждую фразу, каждое слово стихотворения по отдельности.

Такой подробный разбор способен расхолодить, а не согреть в душе известное настроение. Точно также и при объяснении тропарей необходимо лишь выяснить детям общий смысл тропаря и не следует переводить в нем каждое слово. В духовно-учебных заведениях, где учащиеся знакомятся и с грамматикой церковно-славянского языка и обладают знанием значения славянских слов, возможен и дословный, и смысловой перевод тропарей, но в начальных училищах и в светских учебных заведениях вполне достаточно знания общего смысла тропарей. Лучше достичь меньших, но твердых знаний, чем гнаться за большими и не достичь ничего.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия