Студопедия — Тема 3. Авторское право и смежные права
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 3. Авторское право и смежные права

 

Тема 3. Авторское право и смежные права

Понятие и принципы авторского права. Закон Республики Беларусь ''Об авторском праве и смежных правах''. Объекты авторского права: понятие, виды, общая характеристика. Субъекты авторского права. Личные неимущественные права авторов. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства. Ограничения имущественных пав. Срок действия авторского права. Передача авторских прав. Смежные права. Объекты и субъекты смежных прав. Защита авторских и смежных прав. Служебные объекты авторского права. Компьютерные программы. Использование произведения без согласия автора и выплата авторского вознаграждения.

Нормативные акты в области авторского права и смежных прав представлены включают:

а) нормативные правовые акты Республики Бела­русь, например:

• Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции Зако­на Республики Беларусь от 04.01.2003 г. № 183-3).

• Постановление Совета Министров Республики Бе­ларусь от 1 ноября 1996 г. № 697 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произ­ведений науки, литературы и искусства» (в редакции по­становления Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 1490).

• Постановление Совета Министров Республики Бела­русь от 27 декабря 2002 г. № 868 «О ставках и порядке выплаты авторского и других видов вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства, ху­дожественно-графические и фотографические работы для печати и материалы, передаваемые по телевидению и ра­дио» (в редакции постановления Совета Министров Рес­публики Беларусь от 19.07.1999 г. № 1102).

• Постановление Комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2003 г. № 15 (ред. от 08.02.2005) «Об управлении иму­щественными правами авторов на коллективной основе»,

б) международные договоры, в которых участвует Республика Беларусь, например:

• Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;

• Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву;

• Всемирная конвенция об авторском праве (в ре­дакции 1952 г.);

• Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам;

• Международная конвенция об охране прав испол­нителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;

• Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фоног­рамм.

Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объ­ективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с создани­ем и использованием произведений литера­туры, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъек­тивном смысле авторское право — сово­купность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного про­изведения литературы, науки и искусства. Тер­мин «авторское право» понимается не только как право автора(создателя)произведения, но и как право законного обладателя авторского права.

Основной задачей авторского права яв­ляется, с одной стороны, обеспечение интере­сов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом.

Принципы авторского права:

а) принцип свободы творчества — озна­чает, что каждый свободен в выборе сферы твор­ческой деятельности, способа ее осуществле­ния, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества — заключается в том, что наряду с исключительным пра­вом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т.д.) законом предусмот­рены случаи, когда обеспечивается обществен­ный интерес (случаи использования произведе­ния без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заин­тересовано не только в эффективной защите ав­торского права, но и в свободном доступе к ав­торским произведениям;

в) принцип неотчуждаемости личных не­имущественных прав автора — означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящие­ся к личным неимущественным, не подлежат ка­кой-либо передаче третьим лицам в силу их неот­чуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, нераз­рывно связано с личностью автора и не передает­ся третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты автор­ского права из этого принципа есть изъятия (пра­во обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);

г) принцип свободы авторского догово­ра — данный принцип означает, что автор свобо­ден в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействи­тельность договора при отсутствии доброволь­ного волеизъявления автора заключить договор.

Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов-исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом автор­ского права. В РБ правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права — права, близкие к автор­скому праву и производные от них, однако пол­ностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творче­ских усилий, однако элемент творчества в дан­ном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с ав­торскими правами,однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по об­щему правилу только тогда, когда есть произ­ведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания.

Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием техни­ческих возможностей воспроизведения и распро­странения произведений, позволяющих коммер­чески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

После того как возможность репродуцирова­ния произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачест­венные копии с существующих записей, возник­ла необходимость в особой охране интересов субъектов смежных прав. Следовало также учи­тывать то обстоятельство, что талантливое ис­полнение того или иного произведения в значи­тельной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущест­венных прав.

Основное назначение смежных прав со­стоит в том, что использование третьими лица­ми фонограмм, радио- и телепрограмм, а так­же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма — любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различают­ся они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от автор­ских прав.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь авторское право и смежные права регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и исполь­зованием произведений науки, литературы и искусства; исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания

Особенности объектов авторского права:

• творческий характер;

• объективная форма их представления;

• принадлежность к сфере науки, литературы или искусства;

• сроки охраны.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смеж­ных правах», принятый в 1996 году, был существенным об­разом переработан в связи с присоединением Республики Бе­ларусь к Договорам ВОИС по авторскому праву и исполнени­ям и фонограммам. Поэтому два года спустя был принят но­вый Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об авторском праве и смежных пра­вах" от 11 августа 1998 года № 194-3.

Прокомментируем основные положения настоящего За­кона. Его структура следующая:

Раздел I. Общие положения (ст. 1—4).

Раздел П. Авторское право (гл. 1—5, ст. 5—28).

Раздел III. Смежные права (ст. 29—38).

Раздел IV. Защита авторского права и смежных прав (ст. 39—42).

В Разделе I. «Общие положения» Статья 1 определяет предмет регулирования Закона как отношения, возникающие в связи с созданием и использова­нием произведений науки, литературы и искусства (автор­ское право), исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Закон устанавливает перечень законодательных актов, регулирующих отношения в области авторского права и смежных прав (ст. 2); приоритет норм международных дого­воров над национальными (ст. 3), а также вводит обширный перечень терминов, используемых в настоящем законе (ст. 4).

Статья 4 не содержит определения базового для Закона понятия «произведение» ввиду его чрезвычайной сложности и неоднозначности. Одно из наиболее распространенных оп­ределений произведения характеризует его как «совокуп­ность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной фор­ме, допускающей возможность воспроизведения».

Согласно Закону (Глава 1. Объекты авторского права) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, как обнародо­ванные, так и не обнародованные, выраженные в любой объ­ективной форме, независимо от назначения и достоинства произведения.

Положения Закона применяются:

• к произведениям граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих на ее территории лиц независимо от места первого опубликования произведений;

• произведениям, впервые опубликованным либо находя­щимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства или постоянного места проживания их авторов;

• другим произведениям, охраняемым на территории Республики Беларусь в соответствии с международными до­говорами (ст. 5).

Объективными формами, в которых может находиться произведение, признаются:

• письменная;

• электронная;

• звуко-и видеозапись;

• изображение;

• объемно-пространственная.

(По сравнению с настоящим Законом в Гражданский ко­декс Республики Беларусь впоследствии добавлены устная форма и другие формы существования произведений, а так­же исключена электронная форма.)

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произве­дение выражено. Передача права собственности на матери­альный объект не влечет передачи авторского права на про­изведение, выраженное в объекте (ст. 6).

Перечень объектов авторского права включает:

• литературные произведения (в том числе компьютер­ные программы и базы данных);

• научные произведения;

• драматические и музыкально-драматические, сценар­ные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, графики, скульптуры и дру­гие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного искусства, архи­тектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

• фотографические произведения;

• карты, планы, эскизы и иные произведения, относящи­еся к архитектуре, географии, топографии, другим наукам и технике;

• другие произведения.

(В ГК исключены научные произведения и как отдельный вид произведений выделены компьютерные программы.)

К объектам авторского права также относятся производ­ные произведения:

• переводы;

• обработки;

• инсценировки;

• музыкальные аранжировки;

• обзоры;

• аннотации;

• рефераты,

а также сборники произведений, такие как:

• энциклопедии;

• антологии;

• атласы;

• другие составные произведения, представляющие со­бой по подбору и расположению материалов результат твор­ческого труда (ст. 7).

Не являются объектами авторского права:

• официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судеб­ного характера);

• государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);

• произведения народного творчества, авторы которых не известны.

Авторское право не распространяется на идеи, процес­сы, системы, методы функционирования, концепции, прин­ципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплоще­ны в произведении (ст. 8).

Авторское право на произведения науки, литературы и искусства возникает в силу факта их создания. Для возник­новения и осуществления авторского права не требуется соб­людения каких-либо формальностей.

Для оповещения о своих исключительных имуществен­ных правах их обладатель вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпля­ре произведения и обязательно состоит из трех элементов:

• латинской буквы ©;

• имени или наименования обладателя исключительных имущественных прав;

• года первого опубликования произведения (ст. 9).

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом соавторов, принадлежит им совместно. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглаше­нием между ними (ст. 10).

Автору составного произведения принадлежит авторское право на осуществленные им подбор и расположение матери­алов, представляющие результат творческого труда. Соста­витель пользуется авторским правом при условии соблюде­ния им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы этих произведений вправе использовать их независимо от составного произведения, ес­ли иное не предусмотрено авторским договором.

Лицу, выпускающему в свет энциклопедии, сборники на­учных трудов, периодические издания, принадлежат исклю­чительные права на использование таких изданий в целом. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохра­няют исключительные права на использование своих произ­ведений независимо от издания в целом, если иное не преду­смотрено авторским договором (ст. 11).

Переводчикам и авторам других производных произведе­ний принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, инсценировку, аранжировку или другую переработ­ку при условии соблюдения ими прав автора произведения. Это право не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений (ст. 12).

Авторами аудиовизуального произведения являются:

• режиссер-постановщик;

• автор сценария;

• автор музыки (с текстом или без него), специально соз­данного для этого произведения.

Заключение договора на создание такого произведения влечет за собой передачу его авторами исключительных прав производителю аудиовизуального произведения:

• на воспроизведение;

• распространение;

• публичное исполнение;

• сообщение для всеобщего сведения;

• субтитрирование;

• дублирование текста произведения, если иное не преду­смотрено договором (ст. 13).

Закон предусматривает создание служебных произведе­ний, т.е. произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей. Личные неимущественные права на служебное произведение принад­лежат автору, имущественные — нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор слу­жебного произведения не вправе препятствовать его обнаро­дованию нанимателем (ст. 14).

Субъектом авторского права прежде всего является автор произведения — создатель произведения, обладающий совокупностью имущественных и личных неимущественных прав, и, если не доказано иное, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином эк­земпляре произведения.

Различают первоначальных и производных субъектов авторского права. Субъектом перво­начального авторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который и приобре­тает весь комплекс исключительных имуществен­ных и личных неимущественных прав. Субъектом производного авторского права является фи­зическое или юридическое лицо, в том числе ин­дивидуальный предприниматель, которому пере­даны авторские имущественные (исключительные или неисключительные) права и использующий их в соответствии с условиями авторского договора.

Возраст создателя произведения значения не имеет. За недееспособных и малолетних (до 14лет) авторские права осуществляют от их имени роди­тели, усыновители или опекуны. Несовершеннолет­ние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять свои авторские правомочия (например, заключать договоры на издание своих произведе­ний). Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица.

Субъектами авторских прав являются так­же иностранные граждане:авторское право распространяется на произведения, обнародо­ванные на территории РБ или не обнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РБ, и признается за авторами (их право­преемниками) независимо от их гражданства.

Субъектами авторских прав являются так­же составители. Автору сборника и других со­ставных произведений (составителю) принадле­жит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представ­ляющих результат авторского труда. Составитель пользуется авторским правом при условии соблю­дения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторы произведений, включенных в составное произве­дение, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Автору (Глава 2. Авторские права) в отношении его произведения принадлежат лич­ные неимущественные и исключительные имущественные права.

Личные неимущественные права — пра­ва субъекта правоотношений, которые неразрыв­но связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не свя­занные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов от­носятся к правам, тесно связанным с имущест­венными.

К личным неимущественным правам относятся:

• право признаваться автором произведения (право ав­торства);

• право использовать или разрешать использовать произ­ведение под подлинным именем автора, псевдонимом или анонимно (право на имя);

• право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоин­ству автора (право на защиту репутации);

• право обнародовать или разрешать обнародовать произ­ведение в любой форме (право на обнародование);

• право отказаться от ранее принятого решения об обна­родовании произведения за исключением служебных произведений (право на отзыв).

Личные неимущественные права принадлежат автору не зависимо от его имущественных прав и сохраняются за ни даже после уступки исключительных имущественных прав на использование произведения (ст. 15).

Имущественные авторские права — пра­ва автора или иного правообладателя исполь­зовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.

Имущественные права автора или правообладателя дают им исключительное право осуществлять или разрешать осу­ществлять следующие действия:

• воспроизведение произведения;

• распространение оригинала или экземпляров произве­дения посредством продажи или иной передачи права собст­венности;

• прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных и т.п. независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указан­ных произведений;

• импорт экземпляров произведения;

• публичный показ оригинала или экземпляра произве­дения;

• публичное исполнение произведения;

• передачу произведения в эфир;

• иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

• перевод произведения на другой язык;

• переделку или иную переработку произведения.

Автор имеет право на авторское вознаграждение за каж­дый вид использования произведения (ст. 16), а также на по­лучение от продавца вознаграждения в размере пяти процен­тов перепродажной цены в каждом случае публичной пере­продажи произведения (право следования). Право следова­ния является неотчуждаемым и переходит только к наслед­никам автора по закону или по завещанию на срок действия авторского права (ст. 17).

Законом (Глава 3. Ограничения имущественных прав) предусматриваются случаи ограничения имуще­ственных прав, допускающие воспроизведение произведе­ний в единичных экземплярах физическим лицом исключи­тельно в личных целях без разрешения автора или правооб­ладателя и без выплаты вознаграждения за исключением произведений архитектуры, баз данных или существенных частей из них, компьютерных программ, нотных текстов и книг посредством репродуцирования их полностью.

При этом за воспроизведение аудиовизуальных произве­дений и фонограмм правообладатель, а также исполнители и производители фонограмм вправе получать вознаграждение, которое выплачивается изготовителями оборудования для воспроизведения произведений, а также импортерами ука­занного оборудования и материальных носителей, за исклю­чением случаев, когда импорт осуществляется частным ли- цом в его личных целях. Сбор и распределение такого вознаг­раждения осуществляется организацией по коллективному управлению имущественными правами (ст. 18).

Допускается также без согласия автора и без выплаты ав­торского вознаграждения, но с обязательным указанием ав­тора произведения и источника заимствования:

а) цитирование отрывков из опубликованных произве­дений;

б) использование отрывков из правомерно опубликован­ных произведений в качестве иллюстраций;

в) воспроизведение в газетах статей по текущим вопро­сам, если такое воспроизведение специально не запрещено автором;

г) воспроизведение в газетах речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений;,

д) сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий произведений, увиденных или услышанных в ходе таких событий;

е) воспроизведение произведений рельефно-точечным шрифтом для слепых, кроме произведений, специально соз­данных для таких способов воспроизведения;

ж) воспроизведение или доведение до всеобщего сведе­ния произведений архитектуры, изобразительного искусст­ва, фотографий, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением слу­чаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или сообщения для всеоб­щего сведения или когда оно используется в коммерческих целях;

з) воспроизведение произведения для судебного или ад­министративного производства;

и) исполнение произведений при оказании ритуальных услуг.

Использование произведений по пунктам а, б, г, д допус­кается в объеме, оправданном поставленной целью (ст. 19).

Также без согласия автора допускается репродуцирова­ние библиотеками, архивами или образовательными учреж­дениями отдельных статей и малообъемных произведении по запросам физических лиц в учебных и исследовательских целях, а также для замены утраченных или изношенных эк­земпляров (ст. 20).

Что касается воспроизведения компьютерных программ, Закон допускает изготовление копии компьютерной про­граммы, если эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного и утра­ченного экземпляра. Законный владелец экземпляра компь­ютерной программы вправе адаптировать ее для обеспечения совместной работы с другими программами (ст. 21).

Закон (Глава 4. Срок действия авторского права) устанавливает следующие сроки охраны авторско­го права:

• право авторства, право на имя и право на защиту репу­тации автора охраняются бессрочно;

• имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти;

• имущественные права на произведение, созданное в со­авторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов (ст. 22).

По истечении срока действия имущественных прав на объекты авторского права или смежных прав эти объекты переходят в общественное достояние и могут свободно ис­пользоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения, однако при условии соблюде­ния личных неимущественных прав (ст. 23).

Авторское право переходит по наследству. Не переходит по наследству право авторства, право на имя и право на защи­ту репутации автора. Наследники автора и исполнители заве­щания вправе осуществлять защиту указанных прав (ст. 24).

Имущественные права автора могут быть уступлены им полностью или частично или переданы для использования правообладателем по авторскому договору (Глава 5. Передача имущественных прав). Уступленными считаются только те права, которые ясно указаны в догово­ре. Не могут уступаться права на использование произведения, которое в момент заключения договора не было извест­но. По авторскому договору могут передаваться как исклю­чительные, так и неисключительные имущественные права. В первом случае все права принадлежат только тому лицу, с которым заключен договор, а во втором разрешается ис­пользование произведения другими лицами (ст. 25).

Авторский договор должен предусматривать:

• способы использования произведения (конкретные пра­ва, передаваемые по данному договору);

• срок, на который передается право;

• территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок;

• размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;

• порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут необходимыми.

Вознаграждение определяется в авторском договоре в ви­де процента от дохода за соответствующий способ использо­вания произведения или в виде твердо зафиксированной суммы. При этом ставки авторского вознаграждения не мо­гут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Сове­том Министров Республики Беларусь. Если в авторском до­говоре вознаграждение определяется в виде твердо зафикси­рованной суммы, то должен быть установлен максимальный тираж экземпляров произведения (ст. 26).

Авторский договор должен быть заключен в письменной форме за исключением договоров об использовании произве­дения в периодической печати, которые могут быть заключе­ны в устной форме. При продаже экземпляров компьютер­ных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если условия их использования изло­жены соответствующим образом на приобретаемых экземп­лярах (ст. 27).

Субъектами смежных прав являются (Раздел III. Смежные права):

1) исполнители — актеры, певцы, музыкан­ты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музы­кальном инструменте или иным образом испол­няют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или куколь­ный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;

2) изготовитель фонограммы — физиче­ское или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуко­вую запись исполнения или иных звуков; при от­сутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юри­дическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со­держащем ее футляре обычным образом;

3) организация эфирного и кабельного вещания — юридическое лицо, осуществляю­щее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или теле­визионных сигналов, посредством которых ра­дио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами смежных прав являются:

1) объекты прав исполнителей — результаты исполнительской деятельности артистов-ис­полнителей, режиссеров-постановщиков спек­таклей и иных театрально-зрелищных пред­ставлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их рас­пространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или ви­деозаписи, путем трансляции по радио или те­левидению;

2) объекты прав производителей фонограмм на запись — звукозаписи и видеозаписи со зву­ком и без звука;

3) объекты прав организаций эфирного и ка­бельного вещания — передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сиг­налов, посредством которых радио- или теле­визионные программы доводятся до неопреде­ленного круга лиц.

Объектами исполнительских прав яв­ляются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений по­средством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудито­рией, либо с помощью технических средств. Объектами смежных прав являются также зву­козаписи и видеозаписи как со звуком, так и без звука (записи).

Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразитель­ных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Переда­ча как объект смежных прав предполагает опре­деленные творческие усилия со стороны ее со­здателей, которые требуют предоставления смежных прав.

Исполнитель осуществляет указанные в настоящем раз­деле права при условии соблюдения прав автора исполняемо­го произведения. Производители фонограмм, организации вещания осуществляют свои права в пределах прав, полу­ченных по договорам с исполнителями и авторами произве­дений, тиражируемых или передаваемых ими.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Исполни­тель и производитель фонограммы для оповещения о своих имущественных правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

• латинской буквы «Р» в окружности;

• имени или наименования обладателя исключительных имущественных прав;

• года первого опубликования фонограммы (ст. 29).

Действие Закона распространяется:

1) на исполнителей, являющихся гражданами Республи­ки Беларусь;

2) исполнителей, не являющихся гражданами Республи­ки Беларусь, но исполнения которых:

• имеют место на территории Республики Беларусь;

• включены в фонограммы, охраняемые в соответствии с настоящим Законом, или

• содержатся в передачах вещательных организаций, ох­раняемых в соответствии с настоящим Законом.

Положения Закона применяются также:

• к фонограммам, производителями которых являются граждане Республики Беларусь или юридические лица, име­ющие официальное местонахождение на территории Респуб­лики Беларусь;

• фонограммам, впервые опубликованным в Республике Беларусь или опубликованным в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо другом государстве незави­симо от гражданства производителя.

Закон охраняет передачи вещательных организаций, име­ющих официальное местонахождение на территории Респуб­лики Беларусь и осуществляющих передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь.

Положения настоящего Закона также применяются к ис­полнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного или кабельного вещания, права которых охраня­ются на территории Республики Беларусь в соответствии с ее международными договорами (ст. 30).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежатследующие исключительные права:

1)право на имя;

2) право на защиту репутации;

3) право на использование исполнения, которое означает право осуществлять или разрешать осуществлять следую­щие действия:

• передавать исполнение в эфир или сообщать его для все­общего сведения по кабелю, если оно не было ранее передано в эфир или не осуществляется с использованием записи;

• записывать ранее не записанное исполнение;

• воспроизводить запись исполнения за исключением случаев, когда первоначальная запись исполнения была про­изведена с согласия исполнителя;

• передавать в эфир или по кабелю запись исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для ком­мерческих целей;

• распространять оригинал или экземпляры исполне­ния, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи права собственности;

• сдавать в прокат оригинал или эк




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Формы организации общественного производства. Деньги. | Периодизация и генезис культуры.

Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия