Студопедия — Полоцк – столица княжества, начало белорусской государственности и культуры.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Полоцк – столица княжества, начало белорусской государственности и культуры.






Полоцк является одним из древнейших городов Беларуси. Первое упоминание о нем в "Повести временных лет" относится к 862 г. Основали Полоцк кривичи. Древнерусские летописцы называли "полочанами" тех кривичей, которые ранее поселились в верхнем течении Западной Двины возле устья Полоты. Полоцк был их главным центром.

Историческими предпосылками возникновения средневековых городов было увеличение сельскохозяйственной продукции и улучшение техники обработки земли, отделение ремесла от сельского хозяйства.

Археологические материалы, относящиеся к Х-XIII вв., свидетельствуют о развитии в городе различных ремесел: гончарного, кузнечного, ювелирного, кожевенного, сапожного, косторезного, бондарного и др. На месте раскопок Верхнего замка найдено большое количество ремесленных изделий, обнаружены также отходы ремесла, изделия, не законченные обработкой, и остатки помещений ремесленных мастерских. Ведущей отраслью ремесла было производство потребительских товаров - кожаной обуви, предметов утвари, женских украшений. В Полоцке процветало типичное средневековое ремесло. Домашнее производство являлось источником получения тканей. Лен, конопля, овечья шерсть были хорошим сырьем для прядения и ткачества. С начала XIII в. получил распространение усовершенствованный ткацкий станок - кросна.

Ремесленники составляли значительную часть населения города. Они проживали не только на посаде, но и в восточной части Верхнего замка. Застройка города здесь была исключительно плотной. Постройки тесно примыкали друг к другу. Средний размер жилых помещений колебался от 12 до 25 кв. м. Дворы были малыми и отделялись один от другого тыном - оградой из вертикально вбитых в землю кольев.

Основным типом жилища являлась бревенчатая изба, прямоугольная в плане. Сруб часто покоился на деревянных подкладках (чурбанах), крыша была двускатной и делалась на стропилах, пол - из тесин на лагах. Отапливались жилые постройки по-черному.

Для осушения жилых участков в городе применялись водоотводы.

Городские ремесленники не порывали в своей массе с земледелием и были тесно связаны с другими видами сельского хозяйства. Объясняется это тем, что значительного товарообмена между городом и деревней тогда не было. В Полоцке при раскопках найдены детали упряжных пахотных орудий, а также ручные почвообрабатывающие орудия и орудия уборки урожая, каменные жернова. Население города занималось земледелием и, видимо, еще более активно огородничеством и садоводством. В культурном слое постоянно встречаются зерна ржи, ячменя, пшеницы, в меньшей мере овса, гречихи, гороха.

Характер культурного слоя в Полоцке убедительно свидетельствует, что здесь содержали много скота. Разводили лошадей, коров, свиней, мелкий рогатый скот.

Обильны свидетельства существования в городе развитого рыболовства. Археологические материалы подтверждают узкую специализацию рыболовных орудий и, следовательно, промысловый характер добычи рыбы. Видимо, рыбаки-профессионалы - одна из категорий городского населения. Экономическую жизнь Полоцка определяли ремесло и торговля.

Существовали два вида торговли: внутренняя и иноземная, или дальняя. В пределах города и округи производился внутренний обмен. Торговля велась между крупными городами отдельных княжеств. Изделия из стекла, белоглиняная посуда с зеленой поливой, бронзовые складные кресты (энколпионы) привозились из Киева. Они найдены при раскопках в Полоцке.

Межобластные торговые связи выходили за пределы границ Руси и были транзитными. С Балтийского побережья привозили янтарь. По Западной Двине он шел в Полоцк, Витебск, Смоленск. Эти города относятся к тем крупным центрам, из которых прибалтийский янтарь проникал в соседние древнерусские земли.

Импортные предметы позволяют судить о дальней торговле. Амфоры поступали из Византии (через Киев). Бусы из сердолика - продукт восточной торговли. Они изготовлялись в Средней Азии и при посредничестве купцов из других стран попадали в Полоцк. При раскопках на Верхнем замке найдены гребни, сделанные из самшита, который произрастал в лесах на северном Кавказе и на Черноморском побережье, откуда ввозился на Русь.

Ценными источниками для изучения импорта металлического сырья служат клады. На Нижнем замке найдено сокровище конца Х в., где были массивные золотые украшения. На Верхнем замке ранее обнаружен клад XI в., который являлся запасом сырья ювелира и состоял из арабских и западноевропейских монет, слитков и кусков серебра, обломков серебряных украшений.

В XIII в. торговля с землями Западной Европы и Прибалтики велась в основном по Западной Двине, о чем сообщают письменные источники. Наиболее важный продукт, который купцы ввозили в Полоцк,- соль. Свинец, олово, медь, необходимые для ремесленного производства, также привозились из других стран. Предметом вывоза из Полоцка были преимущественно меха и воск.

Существовали постоянные торговые связи Полоцка с Ригой. Первый торговый договор между этими городами был заключен в 1210 г. Другой договор-Смоленская торговая правда 1229 г.- регулировал товарообмен Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой. Договор разрешал немецким купцам торговать за пределами Смоленска, а русским разрешался проезд до Любека.

Хозяйственное развитие Полоцка происходило не в изоляции от других городов и княжеств Киевской Руси, а в тесной связи с ними, несмотря на политическую раздробленность и феодальные междоусобицы.

Древнейшие письменные источники не дают связного и последовательного изложения истории Полоцкой земли и города Полоцка. Местные полоцкие летописи до нас не дошли. Они исчезли во время многочисленных войн и пожаров, неоднократно разрушавших город. Однако и отдельные летописные сведения позволяют в общих чертах охарактеризовать социально-политическую жизнь древнего Полоцка.

С ростом феодальной раздробленности Древнерусского государства обострялась и междоусобная борьба. В 1021 г. полоцкий князь Брячислав Изяславич напал на Новгород, захватил большую добычу и с ней направился в Полоцк. Брячислав, очевидно, располагал сильной и многочисленной дружиной. Но на обратном пути он был разбит киевским князем Ярославом и вынужден был возвратить все захваченное имущество. Ярослав, несмотря на победу, стараясь привлечь могущественного полоцкого князя на свою сторону, отдал Брячиславу города Витебск и Усвяты. С переходом этих городов во власть полоцких князей под контролем последних оказался путь из Балтийского моря в Черное

Значительно возросла политическая роль Полоцкого княжества при князе Всеславе (1044-1101). "Слово о полку Игореве" характеризует Всеслава как предусмотрительного и отважного князя "с вещей душой" и "храбрым телом", опытного администратора, который "людям суд правил, князьям города рядил", энергичного и активного военачальника, участника многих военных столкновений, мудрого правителя.

В первые два десятилетия своего более чем полувекового княжения Всеслав поддерживал тесные связи с Киевом, но затем вступил в столкновение с южнорусскими князьями. Борьбу с ними он начал нападением на Псков в 1065 г. Через год полоцкий князь пошел на Новгород, занял его ("отворил ворота Новгорода"), ограбил город и даже снял с новгородского Софийского собора колокола. В ответ на это трое князей Ярославичей - Изяслав, Святослав и Всеволод - выступили в поход против Всеслава. Они с многочисленным войском осадили Минск и взяли его. При разгроме города мужчины были перебиты, а женщины и дети взяты в плен. В 1067 г. произошла ожесточенная битва на Немиге. Войско Всеслава было разбито, сам он спасся бегством.

Ярославичи пригласили Всеслава Брячиславича для переговоров о мире. Когда полоцкий князь явился в их лагерь возле Орши, они вероломно схватили его вместе с двумя сыновьями, отправили в Киев и посадили "в поруб". Во время восстания 1068 г. Всеслав был освобожден из заключения горожанами и объявлен великим князем киевским, однако вскоре он возвратился в родной Полоцк. Феодальные усобицы продолжались.

Киевский князь Изяслав Ярославич двинулся в поход на Всеслава. На полоцкий престол был посажен сын Изяслава Мстислав, а затем его брат Святополк. В 1071 г. Всеслав изгнал Святополка из Полоцка и вернул себе полоцкий престол. Примерно с 1077 г. в борьбу с Всеславом активно включился Владимир Мономах, хорошо известный в истории Киевской Руси. В своем "Поучении" он рассказал, как ходил "со отцем под Полтеск", но неудачно. Через год Мономах со Святополком совершил второй поход на город, тоже не принесший существенного успеха. В свою очередь Всеслав напал на Смоленск. Тогда Владимир Мономах опустошил Полоцкое княжество. Около 1084 г. Мономах взял и разрушил Минск. Полоцкая земля продолжала оставаться независимой от Киева.

После смерти Всеслава (1101) Полоцкая земля была разделена между его сыновьями. Появился ряд удельных княжеств:

Полоцкое, Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Престол в Полоцке считался главным, и этот город продолжал оставаться важнейшим ремесленно-торговым и политическим центром.

Полоцкие князья Всеславичи, как и прежде, не были намерены повиноваться киевскому князю. Тогда сын Мономаха Мстислав в 1127 г. организовал большой поход в Полоцкую землю. Через два года Мстислав в наказание за непослушание пленил полоцких князей, выслал их в Византию и поставил на престол в Полоцке своего сына Изяслава, которого сменил его брат Святополк Мстиславич.

В 1132 г. полоцкое вече выпроводило Святополка из города и призвало на княжеский престол внука Всеслава Брячиславича Василька. Вскоре почти вся Полоцкая земля оказалась под властью представителей местной династии, возвратившихся из Византии. В связи с распадом Древнерусского государства Полоцкое княжество окончательно обособилось от Киева.

С ослаблением княжеской власти в Полоцке увеличилась роль веча-собрания горожан для решения важных дел. Такое явление обусловливалось сосредоточением экономического могущества и политической власти в руках местного боярства.

Политическая жизнь Полоцка во второй половине XII в. характеризовалась выступлениями горожан против угнетателей, борьбой враждующих между собой боярских группировок, сменой князей местной династии на полоцком престоле. Одно из выступлений веча против князя возглавила "братчина" (организация купцов). Однако боярство не могло обходиться без князя. Он имел при себе дружину, осуществлял внутреннее управление и суд, раздавал волости.

Представители княжеской администрации жестоко притесняли простых людей. Полоцкий князь как-то сказал у себя на пиру: "Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает". Но назначает тиуна сам князь, "чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил".

Как во всяком феодальном обществе, церковь в Полоцкой земле являлась частью государственного механизма. Епископ в Полоцке назначался киевским митрополитом и занимал высокое общественное положение. От имени князя и епископа писались договоры, заключаемые полоцким вечем, и к ним привешивались их печати.

Образование самостоятельных феодальных княжеств происходило в условиях непрерывных войн, несших разорение крестьянству и горожанам. Все это приводило к обострению классовой борьбы, принимавшей подчас формы открытых народных движений.

В 1151 г. полоцкое вече изгнало князя Рогволода Борисовича. На полоцкий престол был посажен минский князь Ростислав Глебович. В 1158 г. Рогволод Борисович, пользуясь поддержкой других феодалов, снова стал претендовать на полоцкий престол. В это время в Полоцке горожане выступили против своих угнетателей. Борьба приняла острый классовый характер. "И мятеж был большой в городе среди полочан",- сообщается в Ипатьевской летописи. Рогволоду Борисовичу удалось занять полоцкий престол. Ростислав с дружиной ушел к своему брату Володарю в Минск, опустошая по пути Полоцкую волость, забирая скот и челядь.

В 1161 г. в Полоцке стал княжить Всеслав Василькович, который до этого был, вероятно, витебским князем. Феодальная раздробленность и бесконечные княжеские междоусобия ослабляли Полоцкую землю. Временами Полоцк оказывался в зависимости от смоленских и черниговских князей.

Населению Полоцка и Полоцкой земли приходилось вести упорную борьбу с внешними врагами, с попытками агрессоров лишить его самостоятельности, захватить и подчинить своей власти. В начале XIII в. Полоцк совместно с ливами, латгалами и другими племенами вел героическую борьбу против вторгшихся в Прибалтику немецких крестоносцев. Организатором и вдохновителем крестовых походов немецких рыцарей против прибалтийских народов была католическая церковь. Католические миссионеры шли рядом с рыцарями-крестоносцами. Огнем и мечом они истребляли и порабощали коренное население прибалтийских земель.

Перед лицом грозной опасности славянские и прибалтийские народы объединяли свои силы и неоднократно наносили удары по полчищам врага. Еще в начале XIII в. полочане не раз выступали против крестоносцев, защищая свои земли.

Отряды из Полоцка помогали населению Латвии отбивать нападения рыцарей. Летом 1203 г. дружины полоцкого князя Владимира осадили две немецкие крепости, но взять их не смогли. В 1206 г. полочане вновь пришли на помощь ливам.

Мужественно боролся с немецкими рыцарями князь Вячко (Вячеслав), видимо, родом из Полоцка, который княжил до 1208 г. в Кукенойсе - полоцкой крепости в нижнем течении Западной Двины.

Чтобы противостоять возрастающей опасности, Полоцк укреплял политические связи с Новгородом. Об этом свидетельствует брак князя Александра Ярославича (Невского) с дочерью полоцкого князя Брячислава.

В 1240 г. в битве на Неве русские войска нанесли жестокое поражение другому агрессору-шведам. В повести о жизни Александра Невского рассказывается о подвигах шести наиболее отважных воинов, отличившихся в этой битве. Среди них названо имя Якова, родом из Полоцка, который был ловчим, ведал охотой у князя. В рукопашной схватке важное значение имели свойства славянского боя - сочетание у воинов умения, силы и храбрости. Такие качества показал Яков Полочанин. Вооруженный только мечом, он напал на отряд (полк) и один выдержал бой против рыцарей, проявив исключительное мужество. Александр Невский похвалил отважного воина. Личная похвала князя была высшей наградой герою из древнего Полоцка.

Русь находилась в состоянии феодальной раздробленности. В 30-х годах XIII в. ее северо-восточные и южные области подверглись опустошительному монголо-татарскому нашествию. Орды Батыя обошли стороной западные земли Руси.

Используя тяжелое положение древнерусских земель, усилили агрессию крестоносцы. Полоцк оказался не в силах удержать свои позиции в Восточной Прибалтике. В захваченных землях крестоносцы создали военно-феодальное государство. Владения Ливонского ордена (меченосцев) непосредственно граничили с Полоцкой землей. Немецкие завоеватели рассматривали Прибалтику как удобный плацдарм для "натиска на восток". На границах Полоцкой земли они возвели крепости и замки, откуда совершали нападения на соседние земли. Крестоносцы беспрестанно стремились расширить свои владения за счет восточных земель.

Во второй половине XIII в. борьба с немецкой агрессией продолжалась. Полочане принимали участие вместе с войском литовских князей, а также с латышами и эстонцами в битве у оз. Дурбе в 1260 г. В 1262 г. полочане, возглавляемые князем Товтивилом Полоцким, помогли новгородцам и псковичам нанести поражение крестоносцам и взять приступом Юрьев.

В XIII в. в пределах древних земель Руси все чаще появлялись со своими дружинами литовские князья. В Полоцке с конца 50-х годов XIII в. княжил племянник литовского князя Миндовга Товтивил (очевидно, по приглашению веча). Он выступал в качестве союзника новгородцев, помогая им в борьбе с Ливонским орденом. Товтивил принял православие, стремился усвоить более высокую культуру полочан.

В 60-е годы XIII в. в Полоцке несколько лет правил Гердень, после чего временно утвердился Изяслав. В городе князья менялись часто. Один из них, неизвестный по имени, содействовал включению Полоцка в орбиту интересов рижского архиепископа. В городе начало распространяться католичество, что сопровождалось бесчинствами немцев. Это вызвало сильное недовольство населения. В 1307 г. полочанс с помощью литовского князя Витеня изгнали чужеземцев.

Затем Полоцк вошел в состав Великого княжества Литовского, вероятнее всего, на основе соглашения (ряда) литовских князей с полоцким боярством. Полоцк и Полоцкая земля пользовались автономией по особому привилею. Полоцкое боярство, ослабив власть местной княжеской династии, не смогло создать своей прочной государственной организации. Оно боялось активности горожан и агрессии крестоносцев, поэтому пошло на компромисс с литовскими князьями. Этот процесс был обусловлен в первую очередь социальными противоречиями в условиях развития феодальных отношений и заинтересованностью местных феодалов в сильной государственной власти, способной защитить их классовые интересы.

 

Территория Полоцкой земли охватывала большую часть современной Беларуси и лежала в основном по Западной Двине, Березине, верховьям Вилии и их притокам. Владения полоцких князей в XI-XII вв. простирались почти до Рижского залива, включая города в пределах Латвии - Кокнесе (Кукенойс) и Ерсику (Герсике). К Полоцкой земле относились города: Минск, Витебск, Друцк, Лукомль, Заславль (Изяславль), Логойск, Браслав, Борисов, Орша и др. Полоцк был главным, "старшим" городом своей области. В IX-XII вв. названием "Полоцк" часто заменяли слово "земля" (княжество). Вместо "Полоцкая земля" говорили "Полоцк".

Сравнительно высокое экономическое развитие Полоцка в XI-XII вв. способствовало превращению его в центр самостоятельного княжества. Обособление Полоцкой земли произошло вследствие феодальной раздробленности Древнерусского государства, причины которой коренились в развитии феодальных отношений.

 

Планировочная структура Древнего Полоцка. Верхний и Нижний замки.

Первоначальное городище, где возник Полоцк, расположено на реке Полоте, от которой получил название город. Городище в 800 м выше устья Полоты занимало площадь менее 1 га. При археологических раскопках здесь найдены остатки укрепленного населенного пункта - "града" IX в. Возле городища, на берегу Полоты существовало предградье, где выявлена лепная славянская керамика, остатки производственного сооружения. Полоцк стал городом в социально-экономическом понимании с появлением посада в Заполотье на берегу Двины в Х в.

Во второй половине Х-XI вв. возникли другие предградья. Образовался новый укрепленный центр города на возвышенности площадью 10 га на правом берегу Западной Двины. Позже эта часть города стала называться Верхним замком. На южной ее стороне в середине XI в. был построен Софийский собор. Верхний замок являлся детинцем ПолоцкаXI-XIII вв. и в более позднее время. В конце Х-XI вв. возле него заселялись территории, в результате чего образовался обширный посад. Он располагался в трех местах: древнейший - близ городища на берегу Полоты, Заполотский и Великий посад (на его части затем был сооружен Нижний замок). Площадь Великого посада составляла 50 га. За ним располагался старинный курганный могильник, в котором хоронили по языческому обычаю жителей Полоцка.

Верхний замок с трех сторон был защищен реками, а с четвертой - рвом. Он имел двое ворот: одни вели на Великий посад, другие - к мосту через Пологу в сторону Заполотья.

В детинце располагался центральный архитектурный ансамбль, где сосредоточено 5 монументальных сооружений: Софийский собор, рядом с ним две постройки, несколько дальше большая княжеская церковь и терем. На Великом посаде вблизи детинца были еще две кирпичные церкви. На небольшом пространстве располагалось 7 зданий, что придавало внушительный вид городу. В 2,5 км к северо-востоку от детинца возвышались две постройки Спасского монастыря. На левом берегу Западной Двины в Бельчицах существовало 4 храма. Таким образом, ансамбль монументальных сооружений тянулся более чем на 2 км вдоль Полоты и на такое же расстоние по берегам Западной Двины.

Полоцк находился на древнейшем торговом пути из Прибалтики в Черное море. Он был связан почти непрерывным водным путем с Киевом. Не меньшее значение имел также водный путь на Восток от Полоцка - к Витебску и далее, к Смоленску. Такое выгодное географическое положение города благоприятствовало его дальнейшему росту и хозяйственному развитию.

В конце IX в. Полоцк с окружающей его территорией - волостью - входил в состав раннефеодального Древнерусского государства. В договоре Олега с Византией 907 г. Полоцк назван в числе городов, где сидели князья "под властью Олега". После его смерти полоцкой знати удалось освободиться из-под власти Киева. В последней трети Х в. в Полоцке самостоятельно княжил Рогволод.

Новгородский князь Владимир Святославич стремился отнять великокняжеский престол в Киеве у своего брата Ярополка. Оба князя искали поддержки у Полоцка. На этой почве между князем Рогволодом и Владимиром произошло военное столкновение. Поводом для похода на Полоцк в 980 г. послужил отказ дочери Рогволода выйти замуж за Владимира. После осады город был взят. Рогволод и двое его сыновей были убиты. Рогнеду победитель взял себе в жены. В результате Владимир, став вскоре киевским князем, усилил свое влияние в Полоцке. Несколько позже он отдал Полоцкую землю Изяславу, своему сыну от Рогнеды. В начале XI в. Полоцк снова обособился и здесь утвердилась местная княжеская династия потомков Изяслава, умершего в 1001 г.

В XIV в. Полоцк был одним из крупнейших городов княжества (польский историк Я.Чарнковский назвал его «крепостью Белой Руси»). В 1498 г. Полоцк получил Магдебургское право, в 1504 г. стао центром Полоцкого воеводства. Однако с XVI в. начались кровопролитные войны ВКЛ с Московским государством, нанесшие большой урон многим древнейшим архитектурным сооружениям Полоцка.

В 1-ой половине XVI в. городе был возведен деревянный Кальвинистский собор, сгоревший в 1660 г.

В 1580 г. построены деревянные здания коллегиума иезуитов на берегу Западной Двины; в 1-й пол. XII в. – деревянный костел св.Стефана, кельи и училища между городом и замком. В 1733-17-45 гг. на месте деревянного было возведено каменное здание костела (не сохранилось), перед которым создана большая Парадная площадь (с 1830 г. Корпусная пл., ныне -пл. Ленина).

Во 2-ой половине XVIII в. рядом с костелом воздвигнуты каменные корпуса иезуитского коллегиума (в 1812-1820 гг. – Полоцкая иезуитская академия; здания частично сохранились).

В конце XVI в. планировочная структура города включала Верхний и Нижний замки и шесть посадов: Великий, Заполотский, Островский, Экиманский, Кривцов, Слободской. В нем было около 80 улиц и переулков.

В период XVII - нач. XVIII вв. в Полоцке было много каменных монастырей, церквей, костелов, среди которых и православный Богоявленский монастырь (1582-1918 гг.) – памятник архитектуры барокко. Большинство строений сохранилось, в т.ч. церковь XVIII в. в стиле классицизма. В XVII в. в монастыре:

· действовала братская школа, в которой преподавал просветитель Симеон Полоцкий);

· монастырь бернардинцев (1498—1832 гг., вероятно, в нем получил начальное образование Ф.Скорина);

· в XVIII в. при монастыре была школа философии.

Кроме этого сохранилось:

· монастырь францисканцев (XVII в.- 1832 г.), в стиле барокко,

· двухэтажный жилой корпус нач. XVIII в.;

· монастырь доминиканцев (1672—1864 гг., позднебарочная базилика с классицистическим фасадом), разрушенная в годы Великой Отечественной войны.

 

Историко-культурный интерес представляют здания жилой архитектуры в стиле барокко:

· монастырский корпус, т.н. дом Симеона Полоцкого и дом Петра 1 (оба здания конца XVII в.).

· на некоторых улицах сохранились отдельные дома жилой застройки в стиле барокко, классицизма или смешанных стилей.

Войны и разрушения 2-йполовины XVII - 1-й пол. XVIII вв. привели к упадку экономику и архитектуры Полоцка. Его центральная часть к середине XVIII в. сохраняла исторически сложившуюся прямоугольную планировку. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 г.) правобережная часть Полоцка отошла к России. В 1778 г. для нее был разработан регулярный проектный план с тремя площадями: главной, городского магистрата и торговой. План был составлен с учетом прежней уличной сети и комплексов капитальных зданий. Парадная площадь, сформированная в XVII в., была совмещена с главной площадью, и в 1776-1784 гг. застроена жилыми и административными зданиями по проекту архитектора И. Зигфридона.

Монументальные здания иезуитской академии и костела на западной стороне площади были преобразованы в кадетский корпус и кафедральный Николаевский собор.

От ансамбля площади доныне сохранились здания коллегиума и магистрата, а также дома: губернатора, вице-губернатора, коменданта, верхней и нижней управ. Двухэтажные каменные здания в стиле неоклассицизма соединялись каменными оградами, создавая единый фасад застройки и обеспечивая новое содержание ансамбля.

В начале XIX в. регулярная система планировки была разработана для всего города.

 


3. Спасо-Евфросиньевский монастырь – просветительский и духовный центр Полоцкой земли XII ст.

Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский монастырь по праву считается главной достопримечательностью, его еще называют центром духовой жизни Полоцка. Поклониться святым мощам сюда ежегодно приезжают тысячи паломников.

Монастырь расположен в г. Полоцке на ул. Ефросиньи Полоцкой, на правом берегу р. Полата. Основан в 1120-ые гг. принявшей монашество полоцкой княгиней Ефросиньей, которая была в нем игуменьей на протяжении 45 лет.

Спасо-Евфросиньевский монастырь, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, поражает своими архитектурными формами и чудом уцелевшими фресками XII века. В соборе покоятся мощи Небесной покровительницы Беларуси Ефросиньи Полоцкой.

В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-1161 гг.), Евфросиньевская трапезная (тёплая) церковь (1886г.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-1897 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения.

 

Основан святой княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году, когда она поселилась возле Преображенского храма в Сельце. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная Евпраксия (в миру Звенислава) — единственная дочь полоцкого князя Бориса Всеславича.

В 1161 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм — наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

В этот храм преподобная Евфросиния в 1161 году пожертвовала золочёный напрестольный крест (Крест Евфросинии Полоцкой) с частицами мощей многих святых и Животворящего Креста Христова. Крест был вырезан местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей.

В XIII веке крест был вывезен из Полоцка, однако снова возвращён в монастырь Иваном Грозным в 1563 году после успешной осады города.

В 1580 году монастырь после взятия Полоцка Стефаном Баторием был отдан иезуитам. В 1654 году возвращен в православие. В 1667 году снова попал в руки иезуитов, в ведении которых оставался до 1820 года.

В 1820 год иезуиты были изгнаны из Полоцка, монастырь перешел в казну. В 1832 году монастырь был передан духовному ведомству и в 1840 году восстановлен. В 1841 году в Спасо-Преображенский собор был снова возвращён Крест Евфросинии Полоцкой.

В 1840-х годах древняя обитель была причислена к разряду первоклассных. В стенах монастыря разместилось Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище. В 1847 году при игуменье Клавдии (Щепановской) была построена Евфросиниевская трапезная церковь. Согласно новым сведениям, тёплый храм Преподобной Евфросинии (Евфросиниевская трапезная церковь) был заложен 5 июня (23 мая) 1858 года.

В 1897 году при игумений Евгении (Говорович) возведён монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор, построенный по проекту архитектора В. Ф. Коршикова в псевдовизантийском стиле.

В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 — в Могилёв. В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1170. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия