Студопедия — Глава 5. Занимательное стихосложение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 5. Занимательное стихосложение.






 

В этом разделе я использовал несколько замечательных идей из книги «Занимательное стихосложение» Николая Шульговского (М. 1926). Не могу сказать, что Шульговский был гениальным поэтом. Но он был великолепным учёным-литературоведом; его книги о стихосложении могут послужить учебниками, которые помогут как начинающему поэту, так и сложившемуся автору. Раздел «Занимательное стихосложение» посвящён стихотворениям, которые не имеют высокой художественной ценности, но зато представляют собой интереснейшие образчики поэтических развлечений.

Стихи загадочной формы. К таким стихотворениям относятся акростих, месостих, телестих и тавтограмма.

Акростих (краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие) — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют какое-нибудь слово или выражение. Если они образуют имя, то акростих называется номограммой. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах: то есть подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями. Вот пример акростиха-номограммы, в котором зашифровано имя и фамилия девушки:

 

А вам, божественная леди,

Никто перечить не посмеет!

Актёрствует весёлый ветер,

Сбивая в гроздь воздушных змеев,

Тревожит шумные вершины.

Алеют флаги над скалою,

Сурово щурятся мужчины,

Искатели ковчега Ноя.

Я — не искатель, я — алхимик,

Глиссандо алчущий на струнах.

О, как прекрасно Ваше имя,

Рисуемое новой руной,

Ещё никем не повторённой,

Лишь мною брошенной на ветер

И незаметно принесённой

К ногам моей прекрасной леди.

Естественно, содержание стихотворения должно соответствовать образу того, кому оно посвящено. Акростихи писать непросто. Но, с другой стороны, они имеют жёсткие ограничения по начальным буквам, которые несколько успокаивают полёт фантазии. Вот пример более простого акростиха, посвящённого поэзии:

 

Пишу о чем-то вдохновенно,
О Боже! снова в раж вошёл —
Экстаз творения нетленный
Зачем-то вновь меня нашел.
И что б там ни было вокруг,
Я весь во власти дивных мук!
(А. Бердников)

Бывает акростих и пословным (Герману Лукомникову):

 

Г отическая Е ресь: Р озенкранц,

М инхерц — А вторитет Н емецкий У зок.

Л икует У м! К ак О бухом, М иманс

Н а И споведи, К ак О хотник В У ток!.. (Г.Седельников)

 

Не увлекайтесь акростихами. Всего должно быть в меру.

Месостих (или мезостих) это стихотворение, в котором буквы, образующие «загадочное» слово, располагаются не в начале, а выстроены посередине стихотворения. Оригинальной формой является так называемый стих-лабиринт, в котором буквы «шифра» образуют какую-нибудь фигуру, расположены по диагонали или ещё по какому-либо закону. Попробуем зашифровать, к примеру, слово «любовь»:

 

Л ишённые последнего приюта,

По ю щие величественно гимны,

Пара б олой мы движемся на юг, но

На юге х о лода, и иже с ними.

Вершится В алтассаров скорый пир…

…Осудит нас л ь виноголовый мир.

По содержанию получается дурь дурью (потому как экспромт), но зато наискось читается слово «любовь». Оно составлено из 1-ой буквы 1-ой строки, 3-ей буквы 2-ой строки, далее 5, 7, 9, 11 буквы соответственно. В некоторых месостихах буквами считаются и пробелы. Кроме того, слова можно шифровать лесенкой, просто линией (например, 3-я буква каждой строки), и так далее. Кстати, разные источники по-разному трактуют понятие месостиха. Классический словарь Квятковского трактует месостих, как стихотворение, в котором буквы, образующие “загадочное слово”, могут располагаться только вертикально, то есть оно образовано только вторыми, или третьими, или десятыми буквами каждой строки. Стихи же, написанные, как вышеприведённый, называются в такой трактовке стихами-лабиринтами. Пример более классического месостиха можно прочитать ниже («Алеет закат...»)

Телестих это стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

 

Произнося чудесный чистый зву К,
Вишу на колокольне. Высок О!
Неоднократно сам звенеть хоте Л,
Разлиться песней сердца далек О,
Но мой язык во власти чьих-то ру К.
Вздохнул бы я свободно и легк О,
Когда бы сам, не по заказу, пе Л.
(И. Чудасов, "Колокол")

 

Смешивая месостихи и акростихи, можно получить, к примеру, такую форму (сонет, кстати):

 

А леет З акат. К расо Т ою пленён:
К олор, О тбле С к, лин И и, тени.
Р исую С сомн Е нием В ечное тленье:
О ткры Т о ли з Н анье А нтичных времён?

С равн И тся л И с жиз Н ью моё рисованье?
Т акие Ш трих И ль? А г А рмония есть?
И спач К аны х О лст в Ч ём попало и честь.
Х андр А. На ри С унке — У божество. Дрянь я.

И спра В ить н Е льзя Д урака — и опять
Т ворю: О чень Н адо. З А катов штук пять
Р азме Т ил и с Н ова и С тратил.

И граю В сё… Кс Е ния, м О жешь, прости,
М не с д Е тско Й любо В ью сплести мезостих,
(Е стес Т венн О, не о з А кате)?
(И. Чудасов)

Собственно, вариантов зашифровки различных слов и имён множество. Бывают стихи-лабиринты, в которых наискось как справа-налево-сверху-вниз, так и слева-направо-сверху вниз читается одна и та же фраза; зашифрованные слова выстраиваются лесенками, квадратами, треугольниками, звёздами в середине стихотворения, в общем, как угодно. Например, четырёхкратный акросонет Седельникова, посвящённый Марине Цветаевой:

 

М едовым эхом,золочёным сно М

А г А товая даль,без дна тр А в А...

Р асп Р авлено крыло напе Р еко Р...

И звест И ю о пагубност И жизн И!

Н евесты Н еземные с Н ы и сто Н -

А нгар конц А,поэм А без поэт А!..

Ц елующее бли Ц Ц ерковных ни Ц,

В оюющих даро В В оздушный зо В,

Е жеминутно Е бров Е й брожень Е!..

Т ечёт ар Т ерии отве Т ный све Т -

А ртист А вызывает век А ветк А:

Е щё, Е щё,евангельское с Е рдц Е,

В В енке терновом, эру зая В и В,

А орты от Христова Рождеств А!..

 

А бывают и шестикратные, и десятикратные!

Ещё встречаются акростихи, где первыми словами, а не буквами каждой строки образуется какая-либо фраза.

Своеобразной разновидностью акростиха является абецедарий (алфавитный стих). В нём первые буквы всех слов или строк последовательно составляют алфавит в обычном или обратном порядке.

 

А зъ словом симь молюся Богу
Б оже вьсея твари и зиждителю
В идимыимъ и невидимыимъ!
Г оспода духа посъли живущаго
Д а въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Е же будетъ на успехъ вьсемъ...
(азбучная молитва, X в.)

 

Абецедарий может быть как построчный (приведен выше), так и пословный:

А рхангельск. Б ури В оют Г лухи.

Д еревья Е ле Ж ивы. З ло

И х К рутят Л едяные М ухи.

Н а О кнах П ятна. Р ассвело.

С ердито Т учи У летели.

Ф евраль — Х олодная Ц ена.

Ч ердачные Ш уршите Щ ели!

Э скадра Ю жная Я сна. (А. Котов)

Очень редко встречается обратный абецедарий, в котором первые буквы представляют собой алфавит не от А до Я, а наоборот, от Я до А:

 

Я Я щерка Ю тящейся Э похи,

Щ емящий Ш елест Ч увственных Ц икад,

Х лопушка Ф окусов У богих,

Т ревожный С вист, Р ывок П оверх О град.

Н аитие, М инута Л икованья,

К елейника И споведальня.

З емная Ж изнь Е щё Д арит, Г оря,

В ысокое Б лаженство А лтаря (Д.Авалиани)

 

Более подробно о буквенных и слоговых акростихах, телестихах, месостихах, стихах-лабиринтах, построчных и пословных абецедариях можно прочитать в лекции №7 Т.Б.Бонч-Осмоловской по курсу комбинаторной поэзии «Последовательности. Буквенные последовательности: абецедарии и акростихи. Мезостихи и телестихи. Фонетические последовательности. Усложненные и множественные акростихи. Лабиринты»:

http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l7a.htm,

а также в статье Ивана Чудасова «От акростиха к акроконструкции»: http://www.rifma.com.ru/Chudasov.htm.

Тавтограмма это стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы. Например:

 

Ленивых лет легко ласканье,

Луга лиловые люблю,

Ловлю левкоев ликованье,

Легенды ломкие ловлю.

Лучистый лён любовно лепит

Лазурь ласкающих лесов.

Люблю лукавых лилий лепет,

Летящий ладан лепестков. (В. Смиренский)

 

Российский поэт Иван Чудасов написал целый цикл тавтограмм почти на каждую букву алфавита, тем самым доказав, что это вполне возможно.

Одной из самых монументальных тавтограмм считается грандиозная латинская поэма монаха-доминиканца Плацениуса «Pugna porcorum» («Битва свиней»), все слова в которой начинались на букву «p» (1530-й год). Тавтограммы также бывают концевые (все слова заканчиваются на одну букву) и начально-концевые (все слова и начинаются, и заканчиваются на одну букву). Вот пример начально-концевой тавтограммы:

 

Мельчаем мельком, мудрствуем, мудрим.

Моргаем мозгом, мыслим — мягким местом.

Мычим мессиям, мимоходом — месим.

Мстим мастерам, мешаем молодым.

Манкируем миром, мытарствуем, мучим...

Маразм маскируем молчаньем могучим. (Б.Гринберг)

 

Ещё одним видом трюковой поэзии является липограмма стихотворение, в котором начисто отсутствует один или несколько звуков (например, «Соловей» Г.Н. Державина написан без звука «р»). Наиболее сложным типом липограмм является гиперлипограмма стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные (или согласные). Например, гипрерлипограмма «О»:

 

Молодость — словно сон:

Только вот рос, рос —

Скоро срок похорон,

Скоро погост, снос.

Плохо, хоть волком вой.

Но, поборов боль,

Вновь той дорогой в свой

Город, хоть он — ноль.

Молодость — столько снов!:

В космос!, в поход в ночь!,

Бодрой тропой слонов

Гордо точь-в-точь мочь!..

Долог сон? Скромно стон,

Скорбно-больной вздох…

Короток… Что потом?

Только Господь Бог… (И. Чудасов)

 

В другой разновидности гиперлипограммы автор оставляет только несколько букв алфавита всего 5, из них 4 гласные.

 

Алла, алло! Аллеи

Алое лили еле.

Лилии ли алели?

Или алели ели?

Оле ли еле-еле

Лили елеи ало?







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1185. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия