Студопедия — Композиция произведения. Особенности композиции в эпосе, лирике, драме. – 26-27
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Композиция произведения. Особенности композиции в эпосе, лирике, драме. – 26-27






Литературное пр-е ставит перед нами многочисленную последовательность внешний и внутр. Движений людей и вещей, длительный и сложный ряд жестов. Эта единая, обладающая многообразными внутренними связями последовательность и образует сюжет пр-я. Но сюжет не тождественен пр-ю. Сюжет- это определенный пласт сонета, одна из его «оболочек». Первую, внешнюю оболочку образует худ. речь, характеры, проникнутый худ. мыслью «мир» пр-я. Иначе говоря, сюжет выступает как «все» в пр-ии только лишь при определенном разрезе этого пр-я.

Сюжет- это не пересказ, а живая последовательность событий в ее образном повествовании. Сюжет определяется как живая развивающаяся последовательность действий и отношений, выражающихся в действиях. Под сюжетом большей частью понимаю именно общую схему действия, основной событийный «костяк» пр-я. Так, современный теоретик Веселовский А.Н. отмечает «бесспорный факт повторяемости одинаковых сюжетов у различных авторов, в различные эпохи, в различных пр-ях.»

Т.о. сюжетом называют и живую последовательность всех действий, в основной событийный скелет, который, в самом деле, может повторяться. Этот дуализме не случаен: для науки о лит-ре необходимы и понятие о схеме сюжета; важно только соблюдать технологическую точность. Необходимость понятия об общей схеме действия диктуется целым рядом причин. Прежде всего, основной событийный костяк какого-л. пр-я может существовать вне пр-я, до пр-я — в памяти самого писателя, в письменном памятнике, народном предании или даже в ранее написанном пр-ии. С другой стороны, сюжетная схема может выходить из пр-я – пересказываться устно и письменно, становится материалом для др. пр-я. Основная система событий имеет обычно огромное содержательное значение, непосредственно выражает те или иные стороны худ. замысла пр-я.

В силу этой самостоятельности общей схемы или основы действия необходимо обозначить ее отдельным термином, наиболее целесообразным представляется в этом отношении старый термин ФАБУЛА. Условившись, что мы называем сюжетом действие пр-я в его полноте, реальную цепь изображенных движений, а фабулой – систему основных событий, которая может быть пересказана. В конечном счете, фабула – это информация, сообщение в определенном сочетании событий.

Не различие сюжета и фабулы нередко приводит к неплодотворным попыткам соединить в одном термине «сюжет» и представление в «системе событий», «сочетании фактов», чаще всего почерпнутом из какого-л. объективного источника, и качественно отличное представление обо всем богатом и сложном действии, развертывающемся в худ. реальности пр-я и являющемся рез-том творческой деятельности писателя.

Так, во многих теоретических работах послед. Лет сюжет сначала определяется как система событий (или «основных событий»), а затем приводит известное горьковское определение, которое действительно характеризует сюжет и поэтому не может быть отождествлено с определением фабулы: «…сюжет, т. е. Связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей – истории роста и организации того или иного характера, типа». Сюжет – это не сочетание событий, а вся сложнейшая последовательность совершающихся в произведении действий и взаимодействий людей, раскрывающаяся как ряд «историй и характеров». Причем, сюжет организует характеры и в том смысле, что именно сюжет, последовательность внутренних и внешних движений, ставит перед ними (точнее создает перед нами) в пр-ии эти характеры.

Отсутствие определенной фабулы обусловливает характерную особенность таких пр-ий. В них ничего пересказывать – дать какое-л. представление о них можно, пожалуй, только с помощью цитат; пр-я чисто лирического типа стоят как бы на грани поэзии и музыки. Но основная масса лирических пр-ий обладает более менее отчетливой фабульностью. Это ярко подтверждается тем, что «странствующие фабулы» (по терминологии Веселовского «странствующий сюжет») свойственны вовсе не только эпической поэзии; они играют значительную роль и в лирике. («Памятник» Горация, стихи Катулла, Байрона, Рылеева, Некрасова). Я уже не говорю о лир. Пр-ях с отчетливой событийной основой – например, стих-ий, обрабатывающих различного рода восточные, мифологические. Христианские, средневековые, ренессанские фабулы.

Неправильно было бы снимать вопрос о чистой, бесфабульной лирике. Мы не всегда даем себе отчет в том, что искусство слова объединяет две принципиально различные худ. стихии. Эпос как изображение событий и лирика как выражение переживаний представляют собой, в сущности, два самостоятельных «искусства». Лирическая поэзия уходит корнями в призывную или эмоц.-выразительную песню, но и лирическая и эпические поэзии вступают затем в интенсивное взаимопроникновение, которое приводит к преобладанию фабул. Потому мы все же можем говориь о фабульности как всеобщем качестве искусства слова, качестве, готовом проникнуть в «самое лирическое» пр-е.

Важно вместе с тем подчеркнуть различие роли фабул в системе эпического (а также драматического) и лирического пр-ий. В эпосе фабула обычно вступает как основа архитектоники пр-я. Она скрепляет, связывает в единство многообразные элементы сюжета. А в лирике в собственном смысле (ведь есть еще и лиро-эпические пр-я – баллада, стихотворные новеллы, эссе, проникнутые лиризмом) композиция чаще основывается не на фабуле. Даже в пушкинской «Буре», например, единство определяется, по-видимому, не единством «факта», но единством движения лирического сюжета, единством, которое предметно реализовано в ритме, упорядоченной смене строк, организованной стройности речи.

Но вернемся к мысли о фабуле как стороне пр-я, тяготеющей к завершаемой действительности. Та или иная фабула (т.е. изложение событий, сочетания фактов) содержится в любом человеческом высказывании о жизни – если только оно не являются абстрактным рассуждением научного характера.

Вполне фабульный рассказ может иметь практ. цель: сообщение об определенных событиях – например, приближение врача, побуждающее принять те или иные меры; информация об удачной охоте или путешествии, призванная передать опыт другим людям… Все повествования этого рода выступают только в своем отношении к «завершаемой действительности».

Если фабула только сообщает об объективном действии, указывает на него, информирует о его основных перипетиях, то сюжет ставит перед нами действие как нечто совершающееся на наших глазах.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия