Системы стихосложения (Сістэмы вершаскладання) -30Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи. Размеры стиха Наиболее распространены двусложные и трехсложные размеры, но не стоит думать, что ими все и ограничивается. Существуют и сверхдлинные размеры (от четырех слогов и выше), хотя далеко не все авторы используют их. Двусложные размеры Хорей - двусложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы хорея —), а в строчке в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия) В небе тают облака, — — — — Ямб - двусложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы ямба —), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Опять стою я над Невой, — — — — Трехсложные размеры Дактиль - трехсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (схема стопы дактиля —), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д. Как хорошо ты, о море ночное,- — — — — Амфибрахий - трехсложный размер с ударением в стопе на втором слоге (схема стопы амфибрахия —), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д. В песчаных степях аравийской земли ———— Анапест - трехсложный размер с ударением в стопе на третьем слоге (схема стопы анапеста —), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д. Прозвучало над ясной рекою, — — — Пеоны До сих пор из классических размеров мы рассмотрели только 2- и 3-сложные, но это совсем не означает, что других просто не существует. Сегодня мы поговорим о пеонах, которые к цветам отношения не имеют, т.к. это - 4-сложная стопа с одним ударным и тремя безударными слогами. Как не сложно заметить, всего вариантов пеонов может быть 4: I— В силу своей тяжеловесности, пеоны достаточно редки в литературе, наиболее распространенным является III. Но начнем по порядку: I пеон впервые, возможно, был использован К.Д. Бальмонтом, который вообще тяготел к длинным строкам. Спите, полумертвые увядшие цветы, Из пеонов II наиболее известно стихотворение "Фонарики" И.П.Мятлева Фонарики, сударики, Третий же пеон имел большее хождение потому, что, начиная с Сумарокова, им писали в жанре подражания народной протяжной песне, в которой девушка или женщина (реже мужчина) изливали любовные страдания. Не грусти, мой свет! Мне грустно и самой, Эту поистине благодатную почву использовали хоть по разу многие авторы. Вот еще ряд примеров: " Скучно, девушки, весною жить одной || Не с кем сладко побеседовать младой... " (А.А.Дельвиг,1824); " Зашумели над затоном тростники.|| Плачет девушка-царевна у реки... " (С.А.Есенин, 1914); " Буду плакать, буду суженого звать,|| Буду слезы на порошу проливать... " (А.А.Сурков,1930). Одну минуточку, я что хотел спросить: Несомненный плюс сверхдлинных размеров, к чему, собственно, и стремились авторы - создание напевной "изысканности русской медлительной речи", неспешности, позволяющей более обстоятельно поговорить на любые темы, не обращая внимания на время и и границы стиха. Это более приближает стихотворную речь к прозаической по существу, но оставляет ее поэтичной по форме. Рекомендую.
|