Студопедия — Б. Половая склонность к лицам равного пола (гомосексуальная любовь и извращенное половое чувство).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б. Половая склонность к лицам равного пола (гомосексуальная любовь и извращенное половое чувство).






Рассмотренные нами явления, несмотря на всю свою отвратительность, все же имеют в основе естественное стремление индивидуума к лицу противоположного пола.

В предстоящих исследованиях мы, наоборот, будем иметь дело с людьми, которых не только инстинкт, но и душевные отражения имеют в виду лишь свой собственный пол, причем пол противоположный внушает даже отвращение, в связи с представлением о половых сношениях. Здесь, стало-быть, мы встречаемся с любовью мужчины к мужчине и женщины к женщине. Но это явление не имеет ничего общего с обыкновенной заменой на крайний случай, как мы это видели при онанизме по нужде. Здесь может быть речь только о врожденной испорченности, при которой нормальное совершение полового акта становится почти невозможным.

а) Мужская гомосексуальная любовь. В то время, как вполне нормальным является обращение полового влечения на объект противоположного пола, приходится констатировать часто повторяющееся патологическое явление, в силу которого вся половая страсть и чувство любви направлены всю жизнь на мужских же индивидуумов. Этот вопрос, к сожалению, по настоящее время толковался очень неправильно, и лишь теперь делаются попытки к освещению вопроса как с точки зрения самих больных, так и психиатров. Один из этих больных, ассесор Ульрих, выступив открыто в печати в защиту гомосексуализма, присвоил своим сотоварищам название урнингов, сохранившееся за ними и по настоящее время. Нормальных же людей он назвал дионингами. По мнению Ульриха и его единомышленников, урнинги представляют собою вполне нормальный физиологический вид людей, причем их любовь должна быть также признана, как и нормальная любовь. Гиршфельд в последнее время также делал попытку изобразить урнингов в качестве разновидности отдельного типа. Такое мнение совершенно необосновано, будучи создано благодаря жонглированию словами и понятиями о болезни и здоровьи (Обращаю внимание на прекрасную статью Dr. Ernst Riidin: «Zur Rolle des Homosexuellen im Lebensprozess der Rasse» (Archiv fur Rassen und Gesellchaftsbiologie 1904, 1 Heft, Berlin).

У урнингов первое детское движение полового чувства выражается тем, что в качестве мужчин они чувствуют себя по отношению к другим мужчинам женщинами. Им свойственны пассивная покорность, мечтательность, любовь к занятию женским рукоделием, женской одежде, причем общество женщин, родных им по духу, и является для них наиболее приятным. Урнингу в большинстве случаев не чужды сентиментальность, ханжество, кокетство, страсть к нарядам, блеску и роскоши. Половая потребность его проявляется довольно рано, причем сопряжена с сильным любовным романтизмом и направлена на мужчину, скорее нормального. Влюбленность урнинга чрезвычайна. Любовные письма, страстные признания и клятвы, ревность, — все это составляет отличительные черты урнинга. Мужчина, возбудивший «любовь» урнинга, действует на него привлекающе в половом смысле, причем урнинг испытывает желание стать его «женой». Но в большинстве случаев он встречает резкий отпор, угрозу судом, а нередко и шантаж, и поэтому приходится удовлетвориться урнингом же. Урнинги удивительно легко узнают друг друга. В начале своей половой жизни урнинг мечтает о любви к мужчине, видя в ней вполне естественное удовлетворение своих стремлений. Но со временем, когда он узнает о существовании другого рода нормальной любви, направленной на противоположный пол, урнинг ожесточается и вместе с тем сильно страдает. Открыть душу не перед кем, да и сопряжено нередко с опасностью, поэтому он предается онанизму. Узнав о связи какого-нибудь другого урнинга, он присоединяется, если возможно, к этой связи, если его нравственный уровень позволяет это сделать.

Когда он обзавелся сочувствующим возлюбленным, урнинг не спешит воспользоваться, чтобы привести в исполнение род совокупления при помощи введения полового члена в задний проход. Вместе с этим возлюбленным они чаще предаются онанизму. Но большинство урнингов испытывают чрезвычайное наслаждение, когда другой мужчина вводит свой половой член в их задний проход, причем они, таким образом, являются пассивными педерастами. Некоторые урнинги признают лишь роль активную.

Урнинг видит свой идеал в разрешении законом брака между мужчинами. Не постоянство не свойственно урнингу, который склонен скорей к мужской полигамии. Половую любовь с женщиной урнинг считает низменной, недостойной и в лучшем случае пригодной лишь для размножения новых урнингов. Гомосексуальная любовь играла достаточно видную роль и в истории; урнингами были Платен и Сафо и, как предполагают, хотя это еще не доказано, и другие исторические величины (как Платон, Фридрих Великий).

Вместе с Краффт-Эбингом мы держимся того убеждения, что гомосексуальная любовь представляет собою продукт болезненности, причем урнинги обнаруживают психопатичность и в других отраслях. Это мне удалось проследить и лично путем наблюдений. Такие душевно-больные урнинги, как Людвиг II Баварский и другие больные, страдающие одновременно и pseudologia phantastica и гомосексуализмом — подтверждают тесное соседство уранизма с психозами.

Можно лишь согласиться с Гиршфельдом в том, что такого рода извращенное половое чувство и гомосексуальная любовь являются как бы частичным гермафродитизмом, причем половым железам и половым органам свойственны признаки одного пола, в то время как большей части головного мозга свойственны признаки другого. Патологичность, разумеется, при этом не исключается.

Урнинги, с которым, обыкновенно приходится иметь дело в больницах и на суде, отличаются цинизмом и развратностью, но этого нельзя сказать о всех урнингах. Мне лично известны многие из них, в жизни чрезвычайно порядочных, сгорающих от стыда за свое извращение, борющихся со своим неестественным влечением и готовых ценою жизни искупить свои страдания.

Уранизму свойственны две отрицательные стороны, возникшие из строгого преследования урнингов со стороны законодательства многих стран. Во-первых, урнинг, следуя советам и указаниям друзей и обнаружив свои признаки уранизма, спешит воздействовать на свою ненормальность при помощи женитьбы. Раньше, чем жениться, урнинг иногда посещает проститутку, делает не всегда удачную попытку к совершению полового акта, но утешает себя тем, что здесь он имеет дело с продажной любовью. Это, конечно, наибольшая нелепость и самый скверный поступок, так как ни в чем не повинная жена является очень скоро отвергнутой и покинутой. Урнинг третирует ее, приводит в дом мужчин-любовников, полового общения с ней не имеет, и в результате глубокий разлад, ведущий к разводу. Содействие таким бракам должно считать не в меньшей мере преступным, с чем и надлежало бы считаться закону, вместо того, чтобы преследовать любовные отношения между взрослыми урнингами.

Другим скверным последствием гомосексуальной любви являются покушения на вымогательство со стороны всевозможных мошенников. Урнинги обыкновенно встречаются у общественных писсуаров, в банях и пр. Специалисты вымогатели отлично знают все эти места и за плату вступают в сношение с урнингом. Но, узнав об общественном положении урнинга, они превращаются в вымогателей, грозя доносом, куда следует, в случае неуплаты им определенной суммы денег. Выбора для урнинга нет, — и он целиком попадает в цепкие лапы вымогателей, нередко платясь и всем своим состоянием, живя в вечном страхе за свою свободу и жизнь и платясь за то, что природный инстинкт влечет его к необыденным чувствам.

Молль, Краффт-Эбинг и Гиршфельд написали целую литературу об уранизме. Точка зрения закона на уранизм столь же строга, сколько и неправильна. Гомосексуальная любовь, не направленная на несовершеннолетних и невменяемых, безвредна, ибо не производит себе подобного потомства. При взаимном соглашении двух индивидуумов, она менее чревата последствиями, чем проституция, находящаяся под покровительством закона.

Иначе, конечно, обстоят дело, когда урнинг избрал своим объектом несовершеннолетних мальчиков, или же когда его уранизм сочетается с другими половыми парэстезиями, особенно же садизмом. Все цивилизованные страны Европы недавно лишь были возмущены ужасным случаем проявления урнингского садизма, в лице учителя Диппольда, совершавшего невероятные жестокости над отданными ему на воспитание мальчиками, из которых один был замучен на смерть. Охрана обоих полов со стороны закона от всякого рода половых злоупотреблений должна иметь место до семнадцатилетнего и даже до восемнадцатилетнего возраста.

С уранизмом связаны некоторые последствия, которые почти или вовсе не принимаются в соображение. Вполне нормальным считается в человеческом обществе, когда представители одного и того же пола купаются, спят и вообще проводят жизнь вместе. При этом в больницах для душевно-больных мужчины наблюдают за больными мужчинами, женщины — за больными женщинами. Разделение полов требуется и в силу обета целомудрия католического духовенства и монахинь. Но ведь упущен из виду уранизм, который всегда даст возможность урнингу безнаказанно удовлетворить свое половое стремление. Они охотно предпочитают профессию ксендза, надзирателя, особенно в психиатрических лечебницах, где неспособность больного жаловаться дает им совершенный простор. Особенно опасны урнинги в школах и еще больше и интернатах, где они совращают вполне нормальных детей.

Мы все время имели в виду чистый тип урнинга, но гомосексуальность может не всегда достаточно ясно проявиться. Краффт-Эбинг приводит психосексуальных гермафродитов, привлекающих оба пола и с обоими полами имеющих сношение. Мне лично был известен господин, который по отношению к своей жене был вполне потентен, но который вместе с тем изменял ей с другими женщинами и мужчинами и неоднократно привлекался к ответственности за разврат, педерастию с мальчиками и проч. Этот тип находил удовольствие как от сношений с женщинами, так и с мужчинами. Другой урнинг мечтал о мужчине со влагалищем, как об идеале.

Гомосексуализм у некоторых урнингов может быть и приобретенным. При атом вначале нет отступлений от нормального полового влечения к женщине. Но под влиянием взаимного онанизма или педерастии, неожиданно (см. внушение) или же постепенно появляется отвращение к женщинам, в связи с влечением к мужчинам. Можно, однако, сказать, что приобретенного во всех этих случаях очень мало, так как, без сомнения, мы здесь имеет дело со скрытым уранизмом, искавшим лишь благоприятного случая для своего проявления. С другой стороны, нормальный в половом отношении мужчина, хотя бы и соблазненный взаимным онанизмом или педерастией, всегда охотнее предпочтет нормальное половое общение с женщинами. Поэтому нельзя говорить об испорченности урнинга, так как его поступки являются следствием анормального полового психопатологического предрасположения. Мне представился случай прочесть роман (Руби), в котором урнинг восхвалял урнингскую любовь, дав о ней вполне правильное, хотя и слабое в литературном отношении представление.

Уранизм довольно распространен, и в некоторых странах, например, в Бразилии, а также некоторых европейских городах, имеются мужские публичные дома (Интересным является в этом смысле сочинение Каспара Вирца «Der Uranier (Urning) vor Kirche und Sohrift», Leipzik, Max Spohr, 1905. Автор является противником наказуемости гомосексуальной любви, трактуя вопрос с церковной точки зрения).

В своем весьма ценном «Ежегоднике» Гиршфельд доказывает, что урнинги представляют по свому телосложению переходную ступень между мужчиной и женщиной. Однако, можно найти и людей, вне сомнения, гетеросексуальных, но обладающих некоторыми то мужскими, то женскими соматическими особенностями. Гомесексуальность же является свойством психическим. Но от теории переходных ступеней ничего не останется, если принять во внимание, что на самом деле половая промежуточная ступень должна была бы ощущать бисексуально или гермафродитически, но отнюдь не гомосексуально. Поэтому, при наличности у данного человека вполне ясно выраженных половых отличий и полового влечения к своему же полу, — каким и является типичный урнинг, можно считать такое явление только патологическим или уродливым. У животных по настоящее время не обнаружено еще урнингов, не считая гермафродитов, которые и являются действительными переходными ступенями, как и педерастия по нужде или по ошибке.

Большой интерес представляет собою результат анкеты, сделанной Гиршфельдом для определения относительного числа гомосексуальных, бисексуальных и гетеросексуальных мужчин среди данного населения. Из опрошенных 3916 мужчин оказалось 94, 6% гетеросексуальных (нормальных), 3, 9% бисексуальных и 1, 5% гомосексуальных. Последние и представляют собою настоящих урнингов. В последнее время процесс Гардена-Мольтке иллюстрировал уже в достаточной степени отношение правосудия к гомосексуализму.

Здесь приведем случай полового извращения на психической почве или, правильнее, психического гермафродитизма при половой анэстезии.

А. М., 22-х лет, сын деревенского пьяницы, имеет слабоумную сестру, с детства обладает слабым организмом, но с живым умом и совершенно нормальными половыми органами. С детства чувствует себя девочкой, не переносит общества мальчиков, не любит физической работы, но с удовольствием берется за всякий домашний женский труд. Особенно прельщает его женское платье, которое с удовольствием носил бы. Насмешки не помогают, равно как и увещевание, так как он упорно считает себя девочкой. Принятые меры нисколько не улучшили дела, а в мужском костюме, который он носил, его принимали за переодетую девушку. Впрочем, он и носил под костюмом женское белье и корсет.

Тщательно исследовав этот случай, я обнаружил прежде всего, что у А. М. полная половая анэстезия. Он содрогается при мысли о проявлении какого-либо полового чувства, причем ему одинаково кажется противной мысль о сношении как с мужчинами, так и с женщинами. При вполне развитых тестикулах и половом члене, он никогда не знал эрекций. Голос его напоминает голос евнуха. В этом случае половая анэстезия находится в связи с психическим уклонением половых иррадиации личности. Этот весьма поучительный пример подтверждает, что психо-половая личность в состоянии иметь наследственное предрасположение в одном головном мозгу, без участия половых органов. Этот случай с А. М. не представляет обыкновенной наследственности, а алкоголическую бластофторию.

Блох называет «юнорами» аналогичные случаи у мужчин, когда половое влечение направлено на женщин, причем они сами психически чувствуют себя женщинами и стремятся одеваться в женское платье.

У Краффт-Эбинга мы находим такое характерное описание:

«Приводимая ниже заметка из берлинской газеты от февраля 1894 года дает, по-видимому, правильную характеристику жизни и нравов урнингов»:

Бал женоненавистников. Почти все общественные слои Берлина располагают своими собраниями: толстяки, лысые, холостяки, вдовцы, — почему же должны быть лишены такого же собрания и женоненавистники? И вот эта человеческая порода, не могущая похвастать особыми милостями судьбы, на-днях давала свой бал-маскарад, причем билеты раздавались очень осторожно, чтобы обеспечить тесное собрание единомышленников. В большом танцевальном зале, куда мы зашли около полуночи, уже отплясывало лихо несколько пар под звуки хорошего оркестра. Дым от курения волнами заволакивал все пространство, мешая разглядывать толпу, среди которой мелькали маскарадные костюмы, фраки и бальные туалеты дам".

"Но что это? Промелькнувшая мимо нас дама в очаровательном розовом туалете пыхтит из сигары, как заправский драгун. А белокурая бородка ее слегка «заделана» румянами. Но и декольтированный «ангел», стоящий рядом с нею, в свою очередь усердно затягивается папиросой, — а мужские, грубые голоса их только трактуют о «проклятом табаке, который не дает дышать». Стало-быть, это просто мужчины в дамских платьях.

"У колонны неизбежный клоун обнял рукою безукоризненный стан балерины с белокурыми волосами, резко очерченным профилем и пышными формами. В ушах ее сверкают серьги, на шее колье с медальоном, руки и плечи полные и круглые. Но балерина вдруг резко поворачивается и невозможным густым басом, зевая, произносит: «Ты, Эмиль, сегодня невозможно скучен!» Увы! и балерина ничто иное, как мужчина!

"Подозрение наше возрастает, но мы продолжаем еще наблюдать. И вскоре обнаруживается, что все эти прелестницы, затянутые в пышные лифы, увешанные медальонами, з браслетах, серьгах и кольцах, в своих бальных туалетах, — все «они» в обыденной жизни — приказчики, портные, парикмахеры, бухгалтеры, сапожники, кельнеры.

…"Но ведь не может быть, чтобы это был мужчина! Эта талия, этот бюст, эти классические руки, — все существо ее дышит безусловно женственным!

«Меня быстро просвещают, и я продолжаю разглядывать этих „дам“, усердно декольтированных, восхитительно кокетничающих, завитых и напомаженных, но представляющих собою все-таки мужчин! Имеются на этом балу, правда, и настоящие „дамы“, но мы не будем здесь распространяться об их достоинствах. Во всяком случае, они держат себя здесь совершенно изолированно, и женоненавистники с ними ничего общего не имеют».

б) Женский уранизм, или женская гомосексуальная любовь, вовсе уже не так редко встречается, хотя и проявляется публично значительно реже. Женская гомосексуальная любовь носит название amоr lesbiсus или sapphismus (лесбийская любовь, или сафизм); женщина же урнинг называется трибадой. Они удовлетворяют половое стремление взаимным онанизмом или же обоюдным cunnilingus. Женщина-урнинг чувствует себя мужчиной в обществе других женщин, рядится в мужское платье, обрезает волосы, любит верховую езду и вообще мужскую работу. Они могут обладать большой половой возбудимостью и сделаться женщинами дон-жуанами. Такие женщины устраивают оргии, соблазняя нормальных девушек и делая их своими любовницами. Они устраивают, подобно мужчинам, помолвки, дают обеты верности и, под влиянием алкоголя, предаются оргиям, не уступающим по своим эксцессам мужским. Ревность свойственна им в большей степени, чем мужчинам.

Особенность женского уранизма имеет свои корни в психическом отражении полового влечения женщины в меньшей степени, чем и мужчины, направленном на местное сладострастное чувство. Женщине-урнингу очень легко удается соблазнить нормальную девушку, возбудив в ней романтическую любовь, сопровождающуюся поцелуями, объятиями, совместным спаньем и прочими нежностями. Девушка редко сознает уродливость таких отношений и надолго сохраняет свою влюбленность. Одна нормальная девушка была увлечена женщиной-урнингом, переодетой мужчиной, причем они были уже обручены. Но впоследствии это обнаружилось, и обманщица помещена была в психиатрическую лечебницу на испытание, где, уже будучи в женском платье, продолжала кидаться посещавшей ее «невесте» на шею, осыпая ее страстными поцелуями. Когда я выразил удивление по поводу непрекращающейся привязанности со стороны этой девушки, которую нельзя было заподозрить в ненормальности, она ответила весьма характерно: «Ах, доктор, но ведь я люблю ее и ничего не могу с собой сделать!» У мужчины, конечно, не может иметь место такая психическая любовь. Может случиться, что нормальная женщина соблазняется женщиной-урнингом и целый ряд годов вместе с ней предается эксцессам, (хотя сама она и не является патологической натурой). Одна женщина-урнинг, по ее собственному признанию, успела уже развратить или соблазнить около двенадцати нормальных дезушех, безумно влюбленных, однако, в свою соблазнительницу. Краффт-Эбинг и приводит такие случаи (женщина-урнинг «граф Сандар» и его жертвы). Мужчина, таким образом, отделяет душевное стремление к другому мужчине от чувственного влечения, у женщины же экстаз сопровождается поцелуями, ласками и объятиями, причем душевное увлечение все время идет параллельно чувственному стремлению. Это и проявляется особенно энергично в отношениях женщин-урнингов к их жертвам.

В 1906 году умер известный политик, сподвижник Таманьи, который имел вполне мужской вид и три раза был женат! Лишь после его смерти обнаружилось, что он был — женщиной. Этот «господин», очевидно, был женщиной-урнингом.

Наследственное предрасположение к уранизму у женщины не всего можно отделить от лесбийской любви, вторично-приобретенной (хотя бы и платонической). Сафизм может быть очень легко привит эротической женщине или проститутке и, во всяком случае, не так трудно, как нормальному мужчине педерастия. Врожденный урнинг-женщина чувствует себя мужчиной и приходит в ужас от мысли о половом общении с мужчиной. Такие индивидуумы, переодетые мужчинами, при исключительных случаях, могут целые годы провести на военной службе и т. д.

в) Половое влечение к незрелым детям (педерозис, или педофилия). Не решено еще, должен ли быть этот вопрос изолирован, потому что подавляющее большинство покушений на детей есть продукт старческого слабоумия или злоупотребления детской невинностью для обычного удовлетворения полового влечения. Но мне самому приходилось наблюдать случаи, когда половое влечение было направлено только на детей, что и дает основание думать, что здесь мы встречаемся с патологической врожденностью. Для этой категории я предлагаю название педерозис. Краффт-Эбинг склонен был видеть в этот лишь один из видов разврата и назвал его paedophilia erotica. Приведу здесь характерный пример подтверждающий мое предположение.

Молодой талантливый художник, отличающийся нравственностью, чувствует с ранних лет половое влечение к детям, особенно к маленьким девочкам в возрасте от пяти до десяти лет, причем его волнуют платьица их, ножки и т. д. Подростки перестают его волновать, а мужчины и женщины вовсе не интересуют его, и он не имел никогда полового сношения. Иногда он, в зависимости от интенсивности своего полового чувства, даже влюблялся в маленьких девочек, но старался бороться со своим чувством. Эрекция и эякуляция вызывались у него, когда он ласкал девочку самым естественным образом, держа ее у себя на коленях. Чтобы успокоиться, он предавался онанизму, но это приносило ему мало облегчения. В результате он получил сильное нервное расстройство, отдавшись порывам отчаяния.

В другом случае влечение было направлено на мальчиков в возрасте от двенадцати лет до шестнадцати, а также и на девочек в этом же возрасте. Иногда, хотя и очень редко, женщины питают страсть к маленьким мальчикам.

г) Половое влечение к животным (содомия, или скотоложство). Такое влечение в патологическом смысле встречается довольно редко, причем к содомии прибегают лишь в случае отсутствия возможности нормально удовлетворить половое стремление или же благодаря неестественно сильной возбудимости и жажде разнообразия. Слабоумные и простачки, не встречающие сочувствия у девушек, находят удовлетворение в хлеву с коровой, за что и платятся тяжким наказанием пред лицом правосудия. Более утонченные развратники удовлетворяются через посредство коз, ощипанных птиц, кроликов и проч. Но половое влечение может быть направлено и патологически исключительно на животных, причем выбираются кролики, куры, гуси, гибнущие при этом, а также крупные животные, как собаки, козы. У женщин половое стремление к животным выражается в влечении к собачкам, которых они специально дрессируют для совокупления или для лизания их клитора.

Мы затрудняемся, однако, видеть в этом страшнейшем из всех «содомских грехов», — если не считать мучений мелких животных, — ни такого страшного греха, ни признака преступления. Если смотреть на это с точки зрения человеческой и правовой, то должно в этом случае констатировать наиболее невинную форму патологического извращения полового влечения. Хотя фантазия человека и заклеймила этот вид извращения, но ведь нужно считаться с тем, что содомистские сношения с крупными животными не вредят никому и даже самому животному; потомства при этом, разумеется, не будет, и нет риска заразиться. Эстетическое чувство, может быть, при этом и страдает, но ведь совокупление Леды с лебедем вдохновило не одного гения. С другой стороны, общество, без сомнения, только выиграет от того, что идиот найдет себе удовлетворение с коровой, вместо того, чтобы предоставить ему оплодотворять здоровую девушку и плодить идиотов. И трудно сказать, кто является более виновным на суде: содомист ли, никому вреда не причинивший, или судьи и доносчики, содействовавшие его осуждению. Когда христианский суд однажды осудил турка за содомию с козой, он заявил не без резона, что коза принадлежит ему, так как он ее купил, и имеет право ею распоряжаться. Он так и не понял, почему его наказали. Но содомия может сопровождаться садизмом, причем мучения и кровь животного вызывают сладострастие.

Мы не будем здесь приводить еще целой серии болезненных извращений полового инстинкта. У мужчины, между прочим, наблюдается иногда слабость к женским статуям, которые вызывают у них мастурбацию.

8. Половые ненормальности у душевно-больных и душевно-ненормальных (психопатов). Если присмотреться к населению психиатрической лечебницы, то можно всегда заметить, что женщины здесь отличаются большей возбудимостью в половом отношении, чем мужчины. Эго возбуждение может проявиться, как в усиленной мастурбации, так и в сквернословии, чувственной влюбленности, требовании от врачей совокупления, вспышках ревности и проч. Таким образом, в психиатрической лечебнице женская половая жизнь обнаруживается в самых отвратительных своих проявлениях. Душевно-больные женщины склонны изображать из себя невест или даже жен каких-нибудь владетельных особ, Христа, бога, причем беременность и роды выступают в этом случае на первый план. Одна из моих пациенток уверяла меня, что я каждую ночь прихожу к ней для разврата, причем беременеет она от меня еженедельно. Она и прозвала меня за такую скорость ласкательно «быстрооплодотворяющим». И рождающиеся от нее сотнями дети, как она меня уверяла, подвергались мучениям, и она слышала их визг и плач. Другая больная требовала совершения полового акта от каждого посещавшего ее врача.

Замечено, что вполне спокойные и холодные женщины во время душевной болезни могут впасть в буйный эротизм, уподобляясь проституткам. Эротические женщины в буйном отделении обыкновенно царапают врача, делают попытки его целовать, ревнуют, щиплют.

А между тем в мужских отделениях тупой и равнодушный взгляд сопровождает вас чаще, если вы даже приходите в сопровождении женщины. Лишь изредка наблюдается проявление эротизма, причем больной занимается онанизмом и делает попытки к педерастическому акту. По мужским отделениям психиатрической лечебницы, если не считать самых буйных из них, любая молодая женщина может смело пройти, не рискуя быть задетой кем-либо из больных. А между тем в женских отделениях больные женщины пристают даже к посещающим их женщинам.

Вышесказанным наиболее ярко подтверждается приведенное уже нами соображение относительно того, что женское половое чувство сконцентрировано преимущественно в головном мозгу, а у мужчины в подчиненных мозговых центрах. Приводим здесь наиболее важные патологические особенности на половой почве у душевно-больных.

а) Эротомания (сатириазис и нимфомания), т. е. ненормальное возрастание полового стремления. Она имеет место при острых маниях, при самом возникновении прогрессивного паралича и старческого слабоумия и при других психозах. Здесь она выражается в виде половых эксцессов, непристойных разговоров и чрезвычайной мастурбации. Мы в своем месте касались уже конституциональных нимфомании и сатириазиса.

б) Ощущение угнетенности и процессы отупения, равно как и поздние стадии паралича и старческого слабоумия, вызывают половую анэстезию и импотенцию. Прогрессивный паралич обусловливает иногда чрезвычайное libido sexualis при полной или частичной импотенция. Та же картина наблюдается и при алкоголизме.

в) Страшные половые эксцессы могут иметь место у помешанных, страдающих манией величия и манией преследования. Жертв своих, при страшной возбудимости, они безжалостно тиранят. Религиозные формы помешательства, в связи с религиозным экстазом, дают иногда в результате отвратительные оргии на половой почве. Один помешанный, выдававший себя за благочестивого и чуть не пророка, жил с одной молодой женщиною и ее матерью, состоял с ними одновременно в половых сношениях и проделывал всевозможные гадости, придавая им религиозное значение. Он в результате поджег дом, в котором находились эти несчастные жертвы его больной похоти. Некоторые помешанные, прибегая к фразам религиозно-аскетического содержания, увлекают несчастных женщин в интересах удовлерения своей половой страсти. Наиболее опасными в этом случае нужно считать тех, помешательство которых еще не успело всплыть наружу, и которые на половой почве истязают своих жен и вообще несчастных жертв их полового психопатического извращения. Об этом, впрочем, можно было бы написать целые томы.

Мы должны здесь указать еще на частую форму патологической любви помешанных женщин, а именно — на систематический половой бред. У таких женщин любовь к мужчине сочетается с дикими бредовыми идеями и обманами чувств (ложными восприятиями). Предмет их любви воплощается в Христе или короле, причем себя они считают невестой Христа, королевой, повелительницей мира. Воображаемые лица не только совершают с ней, как ей реально представляется, половой акт, но и оплодотворяют ее, и она беременеет и родит воображаемое потомство. И вслед за этим начинаются сетования на то, что у нее отняли воображаемого ребенка, мучают и т. д.

Психические отражения половой патологии создают, как мы видим, представления, которые комбинируются с соответственными парэстезиями и ложными восприятиями. Здесь большую роль играет так называемый обман воспоминаний, так как им никогда не приходилось переживать всего того, на что они изливают свои жалобы.

г) Патологическую ревность должно считать одной из наиболее тяжких аномалий в половой области у душевно-больных мужчин, особенно же у помешанных, у которых жены невероятно страдают, пока насильственная смерть не положит предела ее мучениям. Женщины душевно-больные и алкоголики также обнаруживают ревность в исключительных размерах. Признаки измены и «безусловные доказательства» вылавливаются из каждого взгляда, невинного слова и жеста подозреваемой женщины. Никакие соображения не принимаются при этом во внимание. Угрозы, брань, оскорбления, обвинения, — все это сыплется на несчастную при каких-угодно обстоятельствах, и в этом видят проявление «любви»! Однако, таким случаям имя — легион, у пьяницы же это является неизменным правилом.

д) Вышеупомянутые половые парэстезии, как садизм, мазохизм, фетишизм, гомосексуальная любовь имеют, конечно, место и у душевно-больных.

е) Наиболее ужасными половыми преступлениями являются те из них, которые совершаются идиотами или моральными идиотами, лишенными не только нравственных, но и вообще каких-либо этических сдерживающих начал. Следствием их слабоумия является изнасилование детей, убийства на почве сладострастия, чудовищные извращения и пр.

ж) Ипохондрия, в свою очередь, является продуктом ненормальности в половой области (половая ипохондрия). Ипохондрики иногда вдалбливают себе уверенность в том, что им свойственны ужасающие половые эксцессы, которых на самом деле и нет. Один женатый ипохондрик, крепкого телосложения, убедил себя в том, что половые излишества губительно отражаются на нем, вследствие чего совершал половой акт с женой не чаще одного раз каждые два-три месяца. Импотентность многих ипохондриков только и обусловливается тем, что они сами уверяют себя в своей импотентности. Некоторые воображают, что одержимы венерическими болезнями и проч.

з) Особые и поразительные половые свойства мы встречаем у истеричных женщин и мужчин. Истерия обусловливается у них болезненным самовнушением и слабым диссоциированием мозговых функций, причем одно какое-нибудь представление в состоянии осуществить у истеричного представившееся. На почве увлечения несбыточным они бессознательно или почти бессознательно придерживаются взглядов, диаметрально друг другу противоположных, и способны на такие же поступки. Любовь идет у них быстро на смену ненависти — и наоборот, причем одна и та же истеричная женщина, в зависимости от окружающих ее влияний, может сделаться воплощением добра или зла. Половые свойства ее проявляются такими же крайностями. Страстная влюбленность может толкать истеричку на какие-угодно эротические извращения, но вместе с тем она может оставаться и совершенно холодной и безразличной в половом смысле. В одном и том же сердце истерички могут уживаться рядом горячая половая страсть к предмету любви и совершенно холодное равнодушие по отношению ко всякому другому мужчине.

Подвергалось обсуждению мнение о том, свойственна ли вообще женщине способность дважды любить. В виду несомненно большого предрасположения женщины к моногамии, она будет любить скорее единственный раз в жизни, но не может подлежать сомнению и то, что та же любовь у истерички проявится одновременно по отношению к нескольким мужчинам — и в достаточно интенсивной форме; объясняется это тем, что ей вообще свойственно раздваиваться. Но она может от всей души возненавидеть того, кому недавно лишь дарила свою любовь, и полюбить всей душою человека, которого доселе ненавидела, — и все это в зависимости от тех внушений, которые в данный момент на нее воздействовали. Все вышесказанное в равной мере относится и к истеричному мужчине.

Этими же воздействиями обусловливается та или иная сущность любовных ощущений у истеричного субъекта, причем он может проявить свою любовь как в извращенном, так и в естественном виде. Я сам имел возможность наблюдать случай, когда молодая девушка, весьма интеллигентная, но подверженная истерии, влюбилась еще в молодые годы свои в другую девушку. Чувства ее в это время отличались ярко выраженной гомосексуальностью, оставаясь в любви к этой девушке исключительно на почве уранизма, сильным libido sexualis, и при совершенном безразличии к противоположному полу. Вслед за этим в нее влюбился мужчина, которому она ответила взаимностью, исключительно в силу свойственного женщине чувства отзывчивости и пассивности. Но впоследствии она сама воспылала страстью к мужчине — и с такою интенсивностью, с какою она раньше дарила свою любовь своей возлюбленной. Оставаясь в высшей степени мечтательной, эта последняя любовь ее вместе с тем носила характер ярко проявленной чувственности. Таким образом, половое стремление девушки неожиданно по своей собственной инициативе снова вошло в свою норму. Значительно реже возможно аналогичное проявление непостоянства у истеричного мужчины, что объясняется характером его сексуализма, но строго разъединенными в нем душою и инстинктом, но оно все же может, в свою очередь, иметь место. На почве истерической фантазии, а также диссоциации, влечение у женщины может перейти в полиандрию, вообще ей очень редко свойственную. В этом случае она уходит от нормального женского типа, в большей или меньшей степени приближаясь к мужскому. Что касается же истеричных мужчин, то они в этом смысле приближаются к женщине не на почве усиления полигамного (полигинического) стремления, а в зависимости ог большей диссоциации в ощущениях и мыслительной способности.

и) Душевно-ненормальным людям на почве патологии свойственна иногда и так называемая воображаемая любовь, не основанная, однако, на бредовых идеях. В этом случае психопатам обоих полов начинает казаться, что они сильно влюблены в кого-нибудь, причем прояснение вместе с уверенностью в том, что никакой любви на самом деле и не было, наступает значительно позже, после обручения или даже после свадьбы, когда ошибка уже не поддается исправлению. На почве таких самообманов, которые вовсе уж не так редки, происходят несчастные союзы, разрывы и разводы.

к) Любовная деспотия должна быть отнесена к одной из таких категорий патологической







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия