Студопедия — И процесс еговнутре ннегоразло жения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

И процесс еговнутре ннегоразло жения






Неизбежным следствием был своеобразный поворот

всего мышления. Философия сделалась проблемой для са-

мой себя, и прежде всего, разумеется, в виде вопроса о воз-

можности метафизики, что, в соответствии со сказанным

выше, имплицитно затрагивало смысл и возможность всей

проблематики разума. Что касается позитивных наук, то

они поначалу оставались неприступными. И все же про-

блема возможной метафизики eo ipso включала в себя и

проблему возможности наук о фактах, ведь именно в не-

разрывном единстве философии последние обретали свой

соотносительный смысл, свой смысл в качестве истин для

отдельных областей сущего. Можно ли разделить разум и

сущее там, где познающий разум определяе т, чтó есть сущее?

Этого вопроса достаточно, чтобы заранее, намеком, дать

понять, что весь исторический процесс протекает в весьма

примечательном виде, который открывается только благо-

даря выявлению скрытой внутренней мотивации, а не в

виде плавного развития, не в виде непрерывного накопле-

ния непреходящих духовных завоеваний или объясняемо-

го случайными историческими ситуациями превращения

духовных форм, понятий, теорий и систем. Определенный

идеал универсальной философии и соответствующего ей ме-

тода составляет начало в качестве, так сказать, изначально1

го учреждения [Urstiftung] философского Нового времени и

всех линий его развития. Однако вместо того чтобы вопло-

титься на деле, этот идеал претерпевает внутреннее разло-

жение. В противоположность попыткам его дальнейшего

проведения, обновления и упрочения, это разложение

служит мотивом революционных, и притом более или ме-

РАЗДЕЛ I. § 5

нее радикальных новообразований. Теперь внутренней

движущей силой всех исторических движений в филосо-

фии становится собственно проблема подлинного идеала

универсальной философии и ее подлинного метода. Но

это означает, что сообразно тому смыслу, в котором науки

Нового времени были некогда обоснованы как ветви фи-

лософии и который они потом долго носили в себе, все

они оказались, в конце концов, охвачены своеобразным,

производившим все более загадочное впечатление кризи-

сом. Этот кризис не затрагивает область специальных наук

в том, что касается их теоретических и практических успе-

хов, и все же основательно потрясает весь смысл их истин-

ности. При этом речь идет не о какой-либо особой куль-

турной форме, «науке» или «философии», свойственной

европейскому человечеству наряду с другими. Ведь, со-

гласно вышеизложенному, изначальное учреждение новой

философии есть изначальное учреждение европейского

человечества Нового времени, и притом как такого чело-

вечества, которое, в противоположность прежнему, сред-

невековому и античному, хочет достичь радикального об-

новления посредством своей новой философии и только

посредством нее. Поэтому кризис философии знаменует

собой и кризис всех нововременных наук как звеньев фи-

лософской универсальности, некий поначалу скрытый, а

затем все явственнее проступающий кризис самогó евро-

пейского человечества в совокупной осмысленности его

культурной жизни, в его совокупной «экзистенции».

Скепсис в отношении возможности метафизики, кру-

шение веры в универсальную философию, способную дать

руководство новому человеку, говорит именно о крушении

веры в «разум», понятый в том смысле, в каком в древности

«эпистеме» противопоставлялось «докса». Только разум в

конечном счете придает всему, что считают сущим, всем

вещам, ценностям, целям их смысл, а именно их норматив-

ную соотнесенность с тем, что со времени начала филосо-

фии обозначается словом «истина» — истина по себе — и

ЧАСТЬ I. § 5

коррелятивным ему словом «сущее» — Øntws Øn.1 Вместе с

тем пропадает также и вера в «абсолютный» разум, из кото-

рого мир получает свой смысл, вера в смысл истории,

смысл человечества, в его свободу, понимаемую как спо-

собность человека придавать разумный смысл своему ин-

дивидуальному и всеобщему человеческому вот-бытию.

Если человек утрачивает эту веру, то это означает, что он

утрачивает веру «в самого себя», в свое собственное истин-

ное бытие, которым он не обладает всегда, уже в силу оче-

видности «я есмь», но обладает и может обладать лишь в

борьбе за свою истину, за то, чтобы самому сделаться ис-

тинным. Истинное бытие всюду составляет идеальную

цель, задачу, возложенную на «эпистеме», на «разум», в

противоположность всего лишь мнимому бытию, пред-

ставляющемуся в «докса» бесспорным и «само собой разу-

меющимся». В сущности, каждому знакомо это различие,

связанное с его истинной и подлинной человечностью, по-

скольку и понимание истины как цели, как задачи, не чуж-

до нам уже в повседневности, пусть даже здесь лишь в раз-

розненном и относительном виде. Но философия оставля-

ет позади этот предварительный образ (как в первом ори-

гинальном акте изначального учреждения это сделала ан-

тичная философия), обретая всеохватывающую идею уни-

версального познания, направленного на всю совокуп-

ность сущего, и полагая ее себе как свою задачу.Между тем

именно при попытке выполнить эту задачу—и это ощуща-

ется уже в противоборстве древних систем — ее наивный и

само собой разумеющийся характер становится все менее

разумеющимся. История философии, рассматриваемая

изнутри, все более приобретает характер борьбы за вот-бы-

тие — борьбы, которую философия, с наивной верой в ра-

зум отдавая все силы выполнению своей задачи, ведет с от-

рицающим или эмпирически обесценивающим ее скепси-

сом. Последний все время придает значимость фактически

ЧАСТЬ I. § 5

1 Истинно сущее (др.1греч.) – Примеч. ред.

переживаемому миру, миру действительного опыта, как

миру, в котором нельзя найти ни разума, ни его идей. Сам

же разум и его «сущее» — разум как придающий из себя

смысл сущему миру и, если посмотреть с противополож-

ной стороны, мир как сущий из разума — становятся все

более загадочными, до тех пор пока осознанно выступившая

мировая проблема глубочайшей сущностной связи между

разумом и сущим вообще, эта загадка всех загадок, не ста-

новится, наконец, собственной темой философии.

Мы интересуемся здесь только философским Новым

временем. Но оно не является всего лишь фрагментом

только что охарактеризованного величайшего историче-

ского феномена — борьбы человечества за понимание им

самого себя (ибо все остальное заключено в этом выраже-

нии). Поскольку философия заново учреждается в это вре-

мя как наделенная новой универсальной задачей и, в то же

время, смыслом возрождения древней философии, оно,

скорее, оказывается сразу и неким повторением, и неким

универсальным смысловым превращением. При этом оно

считает своим призванием положить начало новому време-

ни, сохраняя полную уверенность в своей идее философии

и истинного метода, и будучи уверенным также в том, что

благодаря радикализму своего нового начинания оно пре-

одолело всякую прежнюю наивность и тем самым всякий

скепсис. Но поскольку неприметно для себя оно обремене-

но своей собственной наивностью, его судьба состоит в

том, чтобы на пути постепенного саморазоблачения, моти-

вы которого возникают в новой борьбе, искать прежде все-

го окончательную идею философии, ее истинную тему, ее

истинный метод, чтобы прежде всего обнаружить и при-

вести на путь разрешения подлинные мировые загадки.

Нам, современным людям, сформировавшимся в ходе

этого развития, грозит величайшая опасность утонуть во

всемирном потопе скепсиса и упустить тем самым свою

собственную истину. Размышляя посреди этого бедствия,

мы обращаем взоры назад, к истории нашего нынешнего

ЧАСТЬ I. § 5

человечества. Понять самих себя и, следовательно, обрести

внутреннюю опору мы сможем только прояснив смысл

единства истории, с самого начала присущий ей вместе со

вновь учрежденной задачей, выступающей как движущая

сила философских начинаний.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия