Студопедия — Классификация этнических общностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классификация этнических общностей






падает в другую национальную среду. Иногда это может при­водить к недоразумениям.

Шведы, разговаривая, смотрят друг на друга больше, чем англичане. Индейцы племени навахо учат детей не смотреть на собеседника. У южноамериканских индейцев племен витуто и бороро говорящий и слушающий смотрят в разные стороны, а если рассказчик обращается к большой аудитории, он обя­зан повернуться к слушателям спиной и обратить взгляд в глубь хижины. Японцы при разговоре смотрят на шею собеседника, куда-то под подбородок, таким образом, что глаза и лицо парт­нера находятся в поле периферийного зрения. Прямой взгляд в лицо, по их пониманию, невежлив. У других народов такое правило распространяется лишь на определенные случаи об­щения. Так, у кенийского племени луо зять и теща во время разговора должны повернуться друг к другу спиной. У других народов, например у арабов, считается необходимым смотреть на того, с кем разговариваешь. Детей учат, что невежливо бе­седовать с человеком и не смотреть ему в лицо. Человек, мало смотрящий на собеседника, кажется представителям контакт­ных культур неискренним и холодным, а «неконтактному» со­беседнику «контактный» кажется навязчивым, бестактным, даже нахальным. У большинства народов существует неписа­ный закон, своего рода табу, запрещающий рассматривать в упор незнакомого человека. Это считается дерзостью, вызыва­ющим или даже оскорбительным поведением. Согласно этому поверью человек с «дурным глазом» приносит несчастье каж­дому, на кого посмотрит. Видимо, в этом суеверии нашло от­ражение то чувство психологического дискомфорта, которое вызывает пристальный взгляд незнакомца.

Таким образом, для общения людей, принадлежащих к раз­ным культурам, первостепенное значение приобретает умение безошибочно толковать выражение взгляда собеседника.

При межнациональном общении, особенно в случае отсут­ствия языкового понимания, на первый план выходят мими­ка и жесты. Совокупность мимики и жестов определяет осо­бенности характерного этнического невербального общения, имеющего большое значение для предотвращения конфликт­ных ситуаций между людьми разной этнической принадлеж-


Баранин А.С, Этническая психология

ности. Так, один и тот же выразительный жест может быть совершенно по-разному оценен представителями двух народов. Например, жест приглашения у японцев выглядит как славян­ский жест прощания. Указательный жест японца означает по­прошайничество в США. Именно это служит причиной жалоб американцев на вымогательства портье в японских отелях, хотя только японские портье не берут чаевых.

Приведем другой пример: молодая пара, только что пере­ехавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейкистов. Через несколько недель после того, как их при­няли в клуб, женщины стали жаловаться на то, что они чув­ствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает» к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намека­ла, что она для них доступна в сексуальном отношении. Дан­ная ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций коммуникационная дистанция составляет только 23—25 см и менее. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужден­но, находясь на расстоянии 25 сантиметров от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его зону психологи­ческого пространства. Датчане также чаще используют контакт­ный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Так, например, Аллан Пиз в своей книге «Язык телодви­жений» указывает на разговор американца и японца, в кото­ром присутствовало постоянное движение. Это было связано с тем, что американец постоянно отодвигался от японца, а япо­нец постепенно наступал, приближаясь к нему. «Японец, чья интимная зона составляет 25 сантиметров, постоянно делал шаг вперед, чтобы сузить пространство. При этом он вторгался в интимную зону американца, заставляя его отступить на шаг назад, чтобы расширить свое зональное пространство. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы 'посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Амери­канцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», азиаты же считают, что американцы «холодны и слишком офи­циальный.

См.: Пиз А. Язык телодвижений. — М, 1995. — С. 41. 240


Классификация этнических общностей

Очевидно, что различия в невербальных особенностях об­щения связаны скорее не с культурными традициями, а с пси­хологическими особенностями этнических групп. Общая психо­логическая установка (интроверсия — экстраверсия) влияет в первую очередь на психологическую дистанцию в общении. Так, народы с экстравертной психологической установкой придер­живаются дальней дистанции в общении, используют прямой взгляд в лицо собеседника, часто прикасаются к нему. Наро­ды с интровертной установкой используют, напротив, ближ­нюю дистанцию, однако избегают прикосновений и прямых взглядов на собеседника.

Язык жестов помимо индивидуальности имеет и общие осо­бенности, зависящие от национальной принадлежности. Анг­лийский психолог М. Арджайл,изучавший язык жестов, ус­тановил, что в среднем на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию 1 раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз86.

Таким образом, очевидно, что невербальные особенности коммуникации в пределах этносов зависят в первую очередь от их психической установки, которая находит выражение и на вербальном уровне. Этот факт дает основание проводить пси­хологический анализ этнической общности с позиции иссле­дования невербальных особенностей общения методом наблю­дения, который может определить:

• психологическую установку этноса;

• проявление доминирующей функции психики данного
этноса.

Исследование невербальной коммуникации в этносе пред­ставляется особенно перспективным, если учесть, что опреде­ление психической установки на базе культурных, религиоз­ных, фольклорных элементов иногда вызывает значительное затруднение. В связи с этим можно предложить использовать определенную модель психоанализа этноса,которая позволя­ет относительно легко идентифицировать его по типологии личности К.Г. Юнга.

Популярная психология. Хрестоматия / Под ред. В.В. Мирошничен­ко. - М., 1990. - С. 386.








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 306. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия