Студопедия — ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ






Этнические характеристики мигрантов являются одним из важнейших признаков в современных миграционных потоках и по многим параметрам занимают в них особое место. В научном познании к пониманию существа этнических миграций, несмотря на видимую простоту этого явления, не сложилось однозначного мнения. Разногласия существуют в связи с различной трактовкой понимания этничности как детерминанты миграционных процессов.

В энциклопедическом словаре "Народонаселение" для этого понятия приведены два существенно различающихся смысловых пояснения:

o Этнические миграции определяются этническим представительством, то есть это миграции населения, в которых участвуют люди определенных этнических (национальных) принадлежностей.

o Это такие миграции, где на первый план выступает роль этнического фактора.[42]

Действительно, достаточно часто под термином "этнические миграции" понимаются потоки этнических мигрантов одной национальности. Так, Н.М. Лебедева этническими миграциями называет "случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство".[43]

В этом же содержательном ключе формулирует свое определение Э.Р. Барбашина. По ее мнению, "субъектами миграционного движения выступают люди отдельных этнических групп. Этническая миграция включает в себя представительство людей различных национальностей в миграционных потоках".[44]

В 1990-е гг. обострение межэтнических отношений и участившиеся факты этнической дискриминации вызвали вынужденные миграции и массовое бегство из зон межэтнических конфликтов и войн. С этой точки зрения, "этническая миграция характеризуется как совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, отчуждающиеся от отпускающего общества и отчуждаемые им, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы".[45]

Вместе с этой позицией в социологии и этносоциологии находит распространение и понимание точка зрения, согласно которой при определении характера и содержания этнических миграций следует опираться на значение этнического фактора.

А.В. Топилин считает, что по форме этнической можно признать любую миграцию, ибо любой миграционный поток состоит из представителей одной либо нескольких национальностей. Однако по содержанию к этнической миграции могут быть отнесены далеко не все потоки. "Решающим для выделения этнический миграции является действие этнических факторов, к которым относятся следующие: этнический состав населения и национальная самоидентификация, межнациональные отношения и этнические конфликты, культура и традиции, включая трудовые, языковая и религиозная ситуации. Этнические факторы нередко действуют в тесной взаимосвязи с социально-экономическими и другими… Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально-экономического и этнокультурного организма".[46]

С.В. Рязанцев также предлагает рассматривать этнические миграции с позиций влияния на миграционные процессы этнического фактора, под которым он понимает совокупность объективных и субъективных причин этнического характера, оказывающих определенное воздействие на формирование и реализацию миграционного поведения.[47]

Условия и характер изменений в этносфере современной России, создающие поле факторных предпосылок для миграционных процессов

Одна их характерных примет современного российского общества – кардинальные изменения в этносфере, которые выразились, в первую очередь, в актуализации и наполнении новым содержанием этнических потребностей. К таким потребностям следует отнести: потребность в этнической принадлежности; потребность в позитивной этнической идентичности; потребность в этнической безопасности; потребность в социальном благополучии; потребность в эмоциональном благополучии; потребность в признанном другими и высоком этническом статусе, самореализации и т.д.

Несущим основанием этносферы в обществе является этноструктура, которая понимается как системная совокупность этносов и этнических групп, взаимодействующих в общем социальном, институционально упорядоченном и организованном пространстве и интегрированных разнообразными социальными отношениями в некое единство. Этноструктура не застывшая в неизменной форме социальная реальность. Ее динамика обусловлена комплексом причинных факторов исторического, политического, экономического, демографического, социального, социокультурного, природно-экологического характера.

На процессы и результаты изменений 90-х гг. ХХ в. – начала XXI в. в этносфере России наиболее существенное детерминирующее значение оказали сложившиеся в этот период условия. Основными содержательными характеристиками новых условий, влияющих на изменения в этносфере стали следующие:

В политической области. Как итог процессов суверенизации и повышения государственного статуса бывших республик СССР и национальных образований внутри России – разделение этносов на титульный-нетитульный, с последующим перераспределением политических и других ресурсов по этому признаку и соответствующими преференциями титульному этносу в различных областях общественной жизни. Организация власти, управления, бизнеса на принципах семейно-родовой и клановой принадлежности к титульному этносу. Дискриминация по признаку титульности, превращение нетитульных в граждан "второго" сорта. Открытое ущемление и лишение гражданских прав и свобод, явное или скрытое изгнание и выдавливание нетитульных. В самых крайних формах это выразилось в отказе нетитульным в праве гражданства, объявлении их "негражданами". Скрытые формы и способы ущемления гражданских прав и свобод

В экономической области. Радикальное изменение форм собственности. Перераспределение собственности в пользу титульных этносов. Структурная трансформация и глубокий кризис национальных экономик на пространстве бывшего СССР. При этом кризис только усугубил и без того глубокую экономическую дифференциацию этих экономик. Региональная и внутри региональная асимметрия социально-экономического состояния.

В социальной области. Перераспределение политических и экономических ресурсов привело к резким подвижкам в социальной и этносоциальной стратификации, при которой русское и другое славянское население, другое нетитульное население в новых политических (по принципу титульности) образованиях оказалось на положении этнического меньшинства, независимо от его численного представительства, а соответственно на более низкой статусной позиции, прежде всего, в области прав и возможностей.

В социокультурной области. Следствием политических и экономических процессов стали явления ущемления прав, скрытой и явно выраженной этнической дискриминации в культурной сфере. Вытеснение русского языка из сферы государственного обращения и официального документоведения, образования и культуры, из повседневных практик.

В области межэтнических отношений. Обострились противоречия порожденные сложившейся практикой и попытками изменить характер этнического доминирования. Они выразились во всплеске межэтнической конкуренции, чаще всего сопровождаемой борьбой, конфликтами и даже военными действиями за контроль над разнообразными общественными ресурсами.

В области глобализационных процессов. Перестройка международных отношений, на принципах открытости. Возникновение новых политических союзов и конфликтов. Включение постсоветского пространства в процессы глобализации. Интернационализация политической жизни, экономических процессов, особенно, в сфере собственности, перераспределения капиталов и трудовых ресурсов, движения товаров и услуг, средств информатизации и информационных технологий, глобализация культурного пространства. При этом глобализационные процессы имеют микровыраженный характер в силу распространения и проникновения в мельчайшие поры национальных обществ безнациональных капиталов и стандартов деятельности. Субрегиональная и внутристрановая глобализация, когда капиталы и стандарты деятельности из центра захватывают периферию и складываются новые особенности взаимодействия центра и периферии.

В 90-е годы XX в. и в начале XXI в. очень существенное влияние на формирование и течение инновационных процессов в российском обществе вообще и этносфере, в частности, оказали миграции населения. Этнизация (этническое представительство и обусловленность этническими факторами) стала присущей в 1990-е гг. всем без исключения потокам мигрантов. Внутренняя миграция, добровольная стационарная иммиграция и эмиграция со странами ближнего и дальнего Зарубежья, репатриация и реэмиграция, миграция беженцев и вынужденных переселенцев, временная экономическая, трудовая и образовательная миграция, нелегальная миграция, приток отдыхающих и туристов вызваны комплексом объективных и субъективных этнических факторов и поэтому наполнены ярко выраженными этническим характером и содержанием.[48]

Объективная сторона этнического фактора представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование потребностей в миграционном движении, мотивов и миграционных установок у человека, принадлежащего к определенному этносу, и приобретающих таким образом этнический смысл. К ним можно отнести этнические депортации, особенности этнического разделения труда, культурное доминирование. Миграция отдельных этнических групп во многом зависит от этнической политики, проводимой на уровне государства или региона.

Субъективный этнический фактор включает психологические особенности личности потенциального мигранта, также принадлежащего к определенному этносу. Субъективность проявляется в том, как воспринимаются объективные условия и какие отношения к действительности на основе этого восприятия конструируются. Существует, например, представление о миграционной этнической ментальности, которая оказывают существенное воздействие на миграционные намерения и поведение.[49] Особенности личности как носителя характерологических черт этноса проявляются в совокупности состояний субъективной реальности и находят свое выражение в потребностно-мотивационной системе личности, в системе интересов, установок и целей.

Можно определенно утверждать, что на формирование потребности в миграционном движении существенно влияют такие типично субъективные факторы, как самоидентификация потенциального мигранта, желание принадлежать к определенному народу, этническое самосознание, в том числе, этнические автостереотипы, чувство этнической родины и т.п. Следует иметь в виду, что этническая самоидентификация подвержена определенной трансформации как в различные периоды жизни мигранта, так и в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Степень устойчивости установки на ту или иную идентичность в большинстве случаев определяется личностными характеристиками – психологическими свойствами, воспитанием, семьей, кругом знакомых и т.п. – и может существенно влиять на характер миграционного поведения.

Т.И. Заславская обращает внимание на то, что большое влияние на миграционное поведение оказывает подражательный фактор. Сложившиеся в данной социальной группе или территориальной общности шаблоны поведения могут выступать по отношению к индивиду в качестве внешних побуждений к миграции.[50]

Для эмпирической проверки состояния этнического фактора С.В. Рязанцев предлагает использовать индикаторы из области объективных (этнический состав, межнациональные отношения, этническое разделение труда, языковая ситуация и пр.) и субъективных этнических составляющих миграции (этническое самосознание, этнические стереотипы, прошлые этнические травмы, стремление жить на этнической родине и пр.).[51]

Одним из важнейших признаков этнических миграций являются то, что они совершаются относительно этнической родины (этнической территории). Под этнической родиной в данном случае понимается ареал формирования и преимущественного размещения этноса. Опираясь на этот критерий, А.В. Топилин определяет, что основными этническими миграциями в современной России являются:

– миграция (репатриация) русских и представителей других народов России из "ближнего зарубежья";

– миграция из России;

– потоки беженцев и вынужденных переселенцев; возвращение на историческую родину ранее репрессированных и депортированных народов[52].

Таким образом, этнические миграционные процессы (синонимы: процессы этнических миграций, этнические миграции) – это серии социальных взаимодействий, ведущие к изменениям в социально-территориальном и социальном положении отдельных представителей и групп определенных этносов, происходящие под влиянием этнических факторов и имеющие специфическую, функциональную определенность. Этнические мигранты – это лица, для которых характерна четкая этническая определенность, совершающие миграционное движение (выступающие акторами миграционного процесса), происходящего под влиянием этнических факторов.

Репатриация, реэмиграция, возвращение?

Одни из спорных вопросов для миграционной проблематики – это применение терминов "репатриация" и "реэмиграция" к возвращению тех или иных этнических групп. Дискуссия вокруг этих понятий возникла в связи с необходимостью обозначения характера миграционного движения на постсоветском пространстве русских и другого славянского населения к местам исторического проживания.

Рассматривая данную проблему, В.А. Ионцев считает, что вокруг современных миграций в России сложились мифы, к которым, в частности, относится и распространяемое рядом ученых представление о том, что "современную международную миграцию в России определяет репатриация русских (часто понимая под последними все русскоязычное население бывших союзных республик) и что основная масса мигрантов в Россию в 90-е годы – это не экономические мигранты, а репатрианты, подразумевая под ними по существу вынужденных мигрантов…".[53]

Составители "Демографического понятийного словаря", подготовленного под редакцией проф. Л.Л. Рыбаковского, полагают, что термины "репатриация", "репатриант" используются применительно к конкретным случаям возвращения на историческую родину и в целом равнозначны терминам "реэмиграция", "реэмигрант". "Во всех случаях, – подчеркивают авторы словаря, – использование терминов реэмиграция и репатриация достаточно условно, и уж совсем не к месту их применение для характеристики миграции в Россию русскоговорящего населения из стран нового зарубежья, которые еще недавно были частями единого государства. Это скорее вызванная политическими причинами, запоздалая обратная миграция, хотя формально для государств нового зарубежья это теперь эмигранты или реиммигранты, а для России – реэмигранты или иммигранты".[54]

Несмотря на близость явлений, описываемых понятиями репатриация и реэмиграция, между ними существуют определенные смысловые различия. Так, в реэмиграции подчеркивается ее самостоятельный и добровольный характер, в то время как под репатриацией понимается возвращение в страну гражданства или происхождения, которое обычно осуществляется на основе международных договоров и может быть недобровольным.

В международной практике репатриация относится к долгосрочным программам государственной политики принимающей страны при решении проблем беженцев, в частности, их возвращения домой.[55] В многоязычном демографическом словаре отмечается, что "возвращение на родину именуется также репатриацией, но этот термин обычно применяется только в тех случаях, когда переезд лиц, задержанных или задерживающихся в чужой стране, организуется государственной властью".[56] В данном случае речь идет о возвращении конкретных мигрантов, покинувших в силу вынужденных обстоятельств в страну (территорию) своего постоянного проживания и вынужденно временно находящихся в другой стране (на другой территории). Страной, организующей репатриацию, может быть и страна приема, и страна возвращения.

Вместе с тем, термин "возвращение" имеет более широкое смысловое значение в контексте этнических миграционных процессов. Согласно международной классификации "возвращающиеся этнические группы – это люди, которые допущены в страну, не являющуюся их собственной, благодаря их историческим, этническим или другим связям с этой страной, и которым немедленно предоставляется право постоянного проживания в этой стране, или которые, имея право на получение гражданства в этой стране, становятся её гражданами в течение короткого периода после их приема".[57]

Сопоставление точек зрения и соответствующей аргументации по поводу употребления понятий репатриация и реэмиграция оставляет сомнения в достаточности их объяснительных возможностей для реальной социальной практики в современной российской действительности. Можно ли и в каком объеме применять эти понятия к миграционным процессам, развертывавшимся на пространстве бывшего СССР и внутри самой России в 1990-е годы?

С точки зрения использования термина репатриация к случаям выезда русских и иного славянского населения из стран СНГ и Балтии и въезда их в Россию, то был ли здесь фактор вынужденности, повлиявший на то, когда и как они оказались за рубежом? Можно ли говорить о вынужденности применительно к миграции русского населения в Среднюю Азию или Закавказье, когда они уже были включены в состав Российской империи, затем в союзные республики СССР, и в большинстве своем живущих здесь не в одном поколении? Очевидно, что нет.

В ином, а именно, положении вынужденных мигрантов оказались депортированные народы. Но и здесь есть свои различия. Например, для немцев Поволжья в Казахстане эта вынужденность существовала только по отношению к территории их постоянного проживания в России и никак не была вынужденной сама историческая миграция немцев. Вместе с тем возвращение немцев из стран СНГ было подкреплено разработанными в ФРГ специальными программами по приему въезжающих на свою историческую родину. Подобного рода программы в рамках алии были разработаны Израилем по приему евреев и Грецией для российских греков. В этой части миграционное движение этих этносов можно признать репатриацией.

Об иммиграции русских и иного славянского населения из стран СНГ в 1990-е гг. нельзя в полном объеме сказать, что она происходила на основе договоренностей, хотя попытки такого регулирования предпринимались неоднократно. В Российской Федерации были предприняты определенные действия программного характера по отношению к той части мигрантов из стран СНГ, которая была признана в соответствии с законами "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" беженцами и вынужденными переселенцами. В этой части этническую миграцию из стран СНГ и Балтии в Россию можно признать репатриацией.

Если использовать понятие реэмиграции, то ему не соответствует то, что миграционное движение этносов на постсоветском пространстве не во всех случаях носило добровольный характер. В значительной части случаев это было недобровольное переселение. Для остальной же, гораздо большей части иммигрантов из стран СНГ и Балтии в 1990-е годы переселение в Россию стало результатом добровольного выбора, хотя и происходило в большей или меньшей степени под давлением резко обострившихся причин социально-экономического и социально-культурного характера. По отношению к этой части мигрантов их миграционное движение можно признать реэмиграцией.

Выталкивающие факторы как причины этнических миграции

Анализируя этнические миграционные процессы на пространстве бывшего СССР есть необходимость более детально рассматривать факторы, выступающие в качестве причин этнических миграций в современной России. При этом очень важно представлять пространственно-временную определенность выхода этнических мигрантов.

Экологические катастрофы, обострение межнациональных отношений на исходе существования СССР и его последующий распад, изменения в международных отношениях, радикальные изменения в экономической и политической системах, нестабильность обстановки, внутренние межнациональные и межгосударственные конфликты, межэтнические столкновения и войны стали главными причинами образования интенсивных потоков, во многих случаях, вынужденной этнической миграции из стран "ближнего зарубежья".

Отсутствие здесь гарантий безопасности, бытовой национализм и нетерпимость к нетитульному населению, возрастающая межэтническая разобщенность, дискриминация по национальному признаку, расы, вероисповедания, языка, политических убеждений и принадлежности к определенной социальной группе стали весомыми выталкивающими факторами.

Кроме того, принятие во многом дискриминационных законов о гражданстве, форсированное закрепление в законах и на практике государственного статуса титульных языков с сознательным сокращением для русскоязычного населения времени овладения ими, дискриминация при оформлении на работу и приобретении жилья, ограничение прав в приватизации и предпринимательской деятельности, сложность получения образования на родном языке и сужение информационных связей с Россией, исламизация образа жизни в ряде среднеазиатских государств – все это создало крайне дискомфортные условия не только для русского и другого славянского, но в более общем плане для нетитульного населения.[58]

В самой Российской Федерации сепаратизм, терроризм и борьба с ними на Северном Кавказе, создали прямую угрозу жизни для населения различных национальностей и этнических групп, сопровождались его массовым исходом за пределы опасных территорий. Действия политической элиты ряда преобразованных национальных республик, направленные на обеспечение этнического превосходства и закрепление положения титульной нации, так трансформировали здесь политическую, экономическую и культурную действительность, что создалось ощущение социального и психологического дискомфорта для нетитульного населения и образовался миграционный обмен, в котором наряду с притоком в республики представителей титульной нации происходит выезд иноэтничного и, в первую очередь, русского населения.

Из причин образования потоков вынужденных этнических мигрантов конца 1980-х – первой половины 1990-х, которые оказывают очень сильное воздействие на современную социальную реальность в России, обратим внимание на следующие:

o Причины экологического характера обусловили выезд из зон экологического бедствия после аварии на Чернобыльской АЭС (Украина), землетрясения в Спитаке и Ленинакане (Армения).

o По причине открытых межнациональных конфликтов и военных столкновений происходил выезд из зон, опасных для жизни, в Средней Азии, в Закавказье, в Республике Молдова: Сумгаит (Азербайджан), Нагорный Карабах (Азербайджан), Фергана (Узбекистан), Ош (Киргизия), Таджикистан, Приднестровье (Республика Молдова), Абхазия (Грузия), Южная Осетия (Грузия).

o По причине открытых межнациональных конфликтов и военных столкновений в России происходил выезд из зон, опасных для жизни, в Северной Осетии, Чеченской республике, Дагестане.

Еще одна группа причин вызвала движение так называемых титульных этносов. В какой-то мере эти процессы определяются действием факторов, действующих при распаде любого многонационального государства, тем более такого огромного и с таким сложным переплетением этнических судеб, каким был Советский Союз. Вместе с тем в ряде случаев за разнонаправленными этническими миграциями по признаку титульности просматриваются попытки осуществить на практике доктрину этнического национализма, суть которой заключается в идее увязывания государственности с этническим происхождением людей.

Весьма сомнительная в гуманитарном плане и практически не реализуемая идея создания этнически чистого государства, тем не менее, оказалась весьма заманчивой для элит титульных национальностей, поскольку позволяет им обосновывать якобы правомерность их преимущественного доступа к власти и ресурсам. Широко используемые лозунги создания этнонациональных государств, громкие призывы к соотечественникам вернуться на свою "историческую родину", узко трактуемый национализм сформировали достаточно сильную мотивацию для перемещения людей на "свои" этнические территории, россиян – в Россию, а представителей титульных национальностей бывших союзных республик – в новые постсоветские государства.[59]

Современные перемещения этнических мигрантов интенсифицируются также под влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической конъюктурой. В этих случаях факторами, стимулирующими этническую миграцию, становятся нищета и социально-экономическое бесправие, поиск более благоприятных условий для социальной самореализации личности (в более конкретных вариантах – трудовой и профессиональной), выгодность занятий бизнесом, обеспечение лучших перспектив для семьи, особенно, для детей.

На пространстве СНГ Россия является экономически и социально привлекательным обществом, но в то же время сама становится страной явно выраженной эмиграции из-за резких различий в уровне и качестве жизни с западными странами.

Объединение понятий " автохтонный" – "титульный" как инструмент анализа и классификации этнических миграционных процессов. В нашем анализе используется критерий группировки по принадлежности к автохтонному (титульному) этносам. Понятие автохтонный по своему содержанию является устоявшимся и широко используемым в этнологии и этносоциологии.[60]

Что касается определения "титульное население", то следует иметь ввиду его определенную социологическую некорректность. Наряду с реальным значением, которое оно имеет для социальной действительности в современной России, очевидно насыщение его идеологическим и политизированным смыслом. Необходимо отметить, что политизация имеет место в связи с проблемой прав и соответствующих возможностей одного или нескольких этносов, которые по определению автохтонности или укорененности, по определению титульности в современной России, то есть по некоей исторически сложившейся или политически и юридически сформулированной определенности (титульный этнос дает самоназвание политическому образованию на данной территории) обладают реальными или символическими правами на данную территорию и ее ресурсы, имеют преимущества в доступе к политической деятельности и управлению, в социально-культурном доминировании.

В нашем представлении объединение понятий автохтонный – титульный возможно и связано с попытками нахождения критериев группировки движения населения, вызванного специфическими условиями сложившимися на пространстве бывшего СССР в 1990-е г. ХХ в и начале XXI в. Объединение данных понятий понимается как отнесенность к этой категории явлений этнической идентичности, принадлежащих, по своей этнической истории, региону (ареалу) исторического выхода, определенному классу территории ("дальнее" зарубежье, "ближнее" зарубежье, Российская Федерация) и/или по актуализации политической составляющей в их современном статусе и государственной территории проживания.

При группировке такого рода миграций, помимо учета действия специфических этнических объективных и субъективных факторов, необходимо учитывать ряд общих критериев: пересечение государственной границы (внутренние и международные миграции), стационарность (временные, постоянные миграции), форма движения (добровольные, вынужденные миграции), допуск на территорию и совпадение с целями пребывания, по определению принимающей стороны (получение гражданства, экономическая и трудовая деятельность), способ миграции (легальные, нелегальные миграции).

Классификация этнических миграционных процессов в современной России. Обобщая случаи, в которых определяющее значение принадлежит этническим факторам, представляется возможным выделить следующие виды миграций в современной России, на пространстве бывшего СССР и в глобальных международных масштабах, в свою очередь имеющие собственную конкретизацию:

1. Репатриация (внешняя и внутренняя) русских и другого славянского населения. В эту группу включаются вынужденные переселенцы и беженцы, признанные РФ в соответствующем статусе.

2. Реэмиграция (внешняя и внутренняя) русских и другого славянского населения. К этой группе относятся мигранты, добровольно или, в той или иной степени, вынужденно (под действием "выдавливающих" этнических факторов), покинувшие места своего постоянного проживания в странах СНГ и Балтии, в национальных субъектах РФ, но не получившие статуса вынужденного переселенца.

3. Репатриация и реэмиграция автохтонных (титульных) этносов Российской Федерации из стран дальнего зарубежья, стран СНГ и Балтии не в свои национальные (титульные) государственные образования. Аналогичные первым двум видам потоки мигрантов, наполненные представителями других этносов. Например, добровольные и вынужденные мигранты, вынужденные переселенцы из числа татар движущиеся не в места своего автохтонного или исторического проживания.

4. Выезд из национальных республик и возвращение (внутренняя репатриация) автохтонных (титульных) этносов, вынужденно покинувших территорию этих республик в связи с военными действиями и межэтническими столкновениями. Например, движение чеченцев по отношению к Чечне, ингушей по отношению к Северной Осетии, как "граждан, временно покинувших" территорию этих республик.

5. Этнические международные и внутри российские миграции, посредством которых происходит движение автохтонных (титульных) этносов в свои титульные национальные образования. Например, выезд из России в страны СНГ и Балтии: латышей в Латвию, эстонцев в Эстонию, казахов в Казахстан и др. Въезд из стран СНГ и Балтии автохтонных (титульных) этносов РФ в свои титульные национальные образования. Выезд из субъектов РФ и въезд в свои национальные образования. Например, движение из Краснодарского края адыгейцев в Адыгею, мордвы в Мордовию, чувашей в Чувашию и др. Въезд из дальнего зарубежья титульных этносов, проживающих на территории РФ. Например, въезд косоваров из Сербии (Косово) в Адыгею.

6. Этнические трудовые миграции (международные и внутренние).

7. Международная иммиграция в Россию представителей автохтонных (титульных) этносов из стран дальнего зарубежья на постоянное место жительства. Например, сербов, китайцев, вьетнамцев, арабов, пуштун и др.

8. Иммиграция в Россию на постоянное место жительства представителей автохтонных (титульных) этносов из республик СНГ и стран Балтии. Например, армян, азербайджанцев, грузин, таджиков, узбеков и др.

9. Внутренняя миграция автохтонных (титульных) этносов из национальных субъектов РФ на постоянное место жительства в другие регионы. Например, чеченцев в Ростовскую область, народностей Дагестана в Ставропольский и Краснодарский края.

10. Репатриация и реэмиграция российских соотечественников из дальнего зарубежья.

11. Репатриация и реэмиграция евреев, немцев, греков на историческую родину в места автохтонного проживания этносов в странах дальнего зарубежья.

12. Стационарная эмиграция представителей русского и других автохтонных (титульных) этносов из России в страны дальнего зарубежья.

13. Репатриация в места исторического проживания, этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938 - 1940-х гг.

14. Выезд из мест депортации и въезд не на территорию депортационного выезда этносов и этнических групп, подвергшихся депортациям в период 1938–1940-х гг. Например, турок-месхетинцев, курдов, хемшилов в субъекты Российской Федерации.

Таким образом, этнические миграционные процессы (синонимы: процессы этнических миграций, этнические миграции) – это серии социальных взаимодействий, ведущие к изменениям в социально-территориальном и социальном положении отдельных представителей и групп определенных этносов, происходящие под влиянием этнических факторов и имеющие специфическую, функциональную определенность. Этнические мигранты – это лица, для которых характерна четкая этническая определенность, совершающие миграционное движение (выступающие акторами миграционного процесса), происходящего под влиянием этнических факторов.

Современные миграционные потоки имеют ярко выраженные этнические характеристики и содержание. Этнические миграционные процессы на пространстве бывшего СССР и внутри России возникают под влиянием специфических факторов, формируются из представителей этнических общностей и групп, объединяемых идентичной или сходной мотивацией и направляющихся в определенные общие места нового поселения.

В предлагаемой классификации этнических миграций в современной России учитываются особенности представительства и пространственно-временная конкретика причин, воздействующих на поведение мигрантов, направленность и формы их миграционного движения. Данная классификация позволяет более конкретно дифференцировать потоки этнических мигрантов по направлениям движения мигрантов, по особенностям и характеру, степени воздействия на них этнических факторов, по специфике условий их институциональной организации. Она позволяет также рассматривать внешние по отношению к России и внутренние по отношению к национальным республикам потоки миграции русских и другого славянского населения как виды этнических миграционных процессов.








Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия