Студопедия — Единичный акт
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Единичный акт






å актов система действия

 

Рис. 1. Структурная операционализация системы социального действия

 

Вместе с тем, применение категорий Т. Парсонса для анализа ситуации межэтнического взаимодействия наталкивается на некоторые несоответствия. Так, например, в процессе совершения действия в этноконтактной ситуации актор руководствуется таким необходимым элементом внутреннего мира, как идентичность, которая в теории Парсонса не актуализирована. Для решения этой проблемы необходима несколько иная интерпретация термина "система ориентации", отличная от той, которую наметил Т. Парсонс, с тем, чтобы еще в большей степени связать это понятие со "структурой личности".

При этом важна не дальнейшая детализация элементов субъективного мира, как это свойственно психологическому подходу, а целостное представление об их содержании и структуре. Это представление выражается понятием "структура субъективной реальности".

Термин "субъективная реальность" появился из ряда теоретических концепций, основанных на представлении о возможности конструирования социальной действительности. Базовое предположение представителей символического интеракционизма состоит в том, что люди создают символическое социальное окружение, в котором те же физические объекты приобретают значимость вследствие своего социального значения, и что социальное значение объектов в символическом окружении должно описываться в терминах субъективной ценности с точки зрения воспринимающего субъекта. Идеи интеракционистов в целом основаны на известной "теореме У. Томаса": "Если ситуации определяются как реальные, они реальны по своим последствиям".[84]

В их теории описание физической или объективной ситуации неправильно и невозможно, потому что важна и заслуживает исследования именно ситуация, воспринимаемая действующим лицом (среда, которую он конструирует), и то, с чем субъект взаимодействует – это именно субъективное и символическое понимание ситуации. По мнению Балла, "определение ситуации включает процесс социального конструирования реальности; поскольку в этот процесс вовлечено знание, это конструирование социальной реальности; и поскольку определения становятся разделяемыми, внешними по отношению к отдельному субъекту, они становятся дюркгеймовской реальностью социальной конструкции, с последствиями, которые, как нас предупреждал Томас, весьма реальны – столь же реальны, как их существующие причины".[85]

В структуре субъективной реальности можно выделить мотивационную систему, которая включает в себя идею, потребность, мотив и цель (как направление мотивации). "Мотив – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием)".[86] Мотив также определяют как "предметное содержание потребности, для удовлетворения которой субъект осуществляет активную, направленную деятельность".[87]

В понятие мотива включен и термин "мотивация";. Мотивация – динамический процесс формирования мотива. Мотивация имеет ярко выраженную ситуационную направленность. Она "редко проявляет себя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией и конкретными людьми".[88]

В процессе выбора способа и направления поведения человек производит оценку возможностей и выбор средств для достижения поставленных целей. Эти операции также можно объединить в систему. Назовем ее условно операциональной системой. В структуре субъективной реальности эта система помогает выбрать общее направление действия и средства, с помощью которых может быть достигнут успех.

В процессе совершения социального действия индивид принимает ряд волевых решений, соотнося средства достижения целей с ожиданиями других людей и культурными предписаниями. Человек ищет способ действия, который будет понят и одобрен другими людьми (он ориентирует свое поведение на поведение других людей). Этот этап аналитической активности можно назвать долженствованием. Долженствование ориентирует человека на ожидаемые и одобряемые с точки зрения данной культуры средства и способы достижения целей. Это своеобразный фильтр, который удерживает все варианты действий, имеющие негативный характер с точки зрения самого субъекта и общественности.

Основой долженствования является нормативность – субъективное представление о правилах поведения в тех или иных ситуациях, допустимом и недопустимом поведении. Уровень нормативности личности показывает степень ее согласия / несогласия с существующей нормативной системой и, как следствие, склонность к девиантным поступкам. Также в категорию "долженствование", на наш взгляд, необходимо включить такие элементы как "опыт" и "культурная ценность".

Важным фактором в выборе направления и ориентации действия является осознание личностью своей роли в процессе взаимоотношений с другими людьми. Определим роль как "совокупность требований, предъявляемых обществом, занимающим определенные социальные позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах".[89]

Роль также выступает в качестве элемента долженствования. Осознание роли тесно связано с предположением "актора–субъекта" относительно ожиданий людей по поводу его поведения. Долженствование выступает в качестве своеобразного компаса, направляющего действия человека в "правильное" с точки зрения данной социальной системы русло, и в структуре субъективной реальности выполняет функцию контроля.

Не вызывает сомнения тот факт, что кроме контролирующих факторов необходимо и то, что продолжает побуждать человека к активности, иначе процесс совершения социального действия в большинстве случаев остановился бы на этапе долженствования. Этим побуждающим звеном, с нашей точки зрения, является установочная система,которая образуется посредством поведенческой активности человека и одновременно представляет собой реакцию на особенности актуальной ситуации. Эту систему мы классифицируем следующим образом:

o Собственно поведение.

o Поведенческие интенции – намерения, ожидания или планы действий, предваряющие сами действия.

o Когниции – познания, сложившиеся в результате познавательных (когнитивных) процессов и включающие в себя как убеждения, так и элементы сведений о данном объекте и о том, как нам "следует" вести себя по отношению к нему. На базе когниций формируются идеи, сопровождающие собой наши поступки.

o Аффективные реакции, эмоции или глубинные чувства, отражающие наши установки на уровне физического возбуждения (например, переживание удовольствия, грусти и т.д.).

o Установки. Установка – это ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем поведении, способная, в свою очередь, влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение".[90]

Как отмечает Д. Узнадзе, "необходимым условием появления установки в определенном направлении, кроме потребности, является наличие соответствующей ей ситуации. Если ее нет, то нет и установки: без наличия факта совместного и согласованного воздействия ситуации и потребности на субъект нет основания к тому, чтобы в этом последнем образовалась установка и чтобы, следовательно, он был готов к действию".[91]

Долженствование и установочная система – это два противоположных полюса, находящиеся, тем не менее, в диалектической взаимосвязи. Установочную систему можно назвать "мотивационным ориентиром", а систему долженствования – "цензурой". Эти две системы динамичны и изменяются с каждой новой ситуацией в большей или меньшей степени. В сознании человека долженствование и установочная система существуют в виде образов, символов, идей.

Долженствование и установочная система имеют смысл только в том случае, если индивид соотносит свое поведение с установленными образцами взаимодействия, которые заключены в культурном пространстве общности. Но для того чтобы этот процесс соотнесения стал возможным, необходимо осознание индивидом своей принадлежности к определенной общности – идентичность.

Интерпретируем с позиций предложенной модели социального действия межэтнические взаимодействия.

В социологической литературе явление межэтнического взаимодействия определяется как этноконтактная ситуация, то есть ситуация контакта между различными этническими группами и их представителями."Сутью этноконтактной ситуации является субъект – субъектное взаимодействие, где целостные субъекты деятельности и познания – этнические группы или их представители выступают с позиции группы".[92] Главным структурирующим принципом этноконтактной ситуации является этническая граница. Этническая граница – это психологический результат универсальной для всего живого на земле тенденции разделять мир на "чужих" и "своих" на основе этнической принадлежности. Это оппозиционная тенденция, а, значит, ее доминирование поляризует любую ситуацию, в том числе, и этноконтактную.[93] Пронаблюдаем, как проявляет себя в подобной ситуации система личности.

Система потребностей. В теории человеческих потребностей потребность в идентичности (признании и любви по А. Маслоу) выходит по значимости на одно из первых мест. В современной России в связи с общей ситуацией социальной нестабильности резко актуализирована потребность в присоединениях и социальных связях – солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Трансформация социальной напряженности в межэтническую повышает потребность в этничности, т.е. потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности и потребность в этнической безопасности. Потребность в этничности находит свое выражение в следующих мотивах: аффилиативных (мотивы привязанности), статусных (мотивы самоуважения и достоинства) и архетипических (мотивы безопасности).[94] Данный мотивационно-потребностный компонент социального действия составляет основу этнической солидарности и выступает ведущим компонентом межэтнической толерантности.

Мотивационная система. По отношению к этнической идентичности актуальными мотивационно-потребностными компонентами являются потребность в этничности. Г.У. Солдатова выделяет три ее составляющих: потребность в этнической принадлежности, потребность в позитивной этнической идентичности, потребность в этнической безопасности.

Потребность в этнической принадлежности формируется под влиянием необходимости в социальном, экономическом и психологическом объединении. Это "стремление к психологической общности с группой" известно в психологии как аффилиативный мотив. Подоплека такого "общего чувства" с группой выражается в двух тезисах. Во-первых, для достижения соответствующих целей необходим союз с определенными людьми и с определенными группами. Во-вторых, существует целый ряд важнейших социальных потребностей (в поддержке, одобрении, дружбе, статусе, симпатии и др.), которые удовлетворяются только через межличностные отношения в союзе с другими людьми".[95] Наряду с понятием этнической аффилиации выделяется и явление "этнической аттракции", которое обозначает "возникновение симпатии при восприятии одного человека другим, при этом важным условием восприятия является этническая принадлежность".[96]

Потребность в позитивной этнической идентичности выражается в стремлении "принадлежать к этнической общности"."Через стремление к позитивной этнической идентичности индивид не только повышает собственную самооценку, но и стремится повысить престиж и статус своей группы".[97] В этом стремлении происходит формирование "статусных мотивов".

Этносоциальный статус – это ощущение группой своей демографической силы, политических и социальных возможностей по защите интересов ее членов. Именно статусные мотивы порождают проблему противопоставления этнического большинства меньшинству, проблему "титульности – нетитульности", а также проблему "власти – подчинения". "Два этносоциальных измерения – "титульность – нетитульность" и "большинство – меньшинство" взаимодействуют и определяют для каждой этнической группы специфичность ее позиции в системе межэтнических отношений. Соотношение этих двух измерений – самостоятельный фактор, который активно воздействует на формирование этнического самосознания, в частности, на уровень этнической мобилизации".[98]

Потребность в этнической безопасности выражена не только в стремлении к защите личной идентичности, но и идентичности групповой. С. Панарин, выстраивая концепцию общей безопасности, отмечает: "Стремление к сохранению своей идентичности – такое же естественное для человека, как и стремление к сохранению жизни. Неотъемлемым атрибутом малой индивидуальной идентичности является большая разделяемая идентичность. Как следствие, человек нуждается в безопасности не только личной идентичности, но и в безопасности идентичности общности (нескольких общностей), к которой (которым) он принадлежит. Этнокультурная идентичность входит в круг важнейших ценностей человека, а представления о ее безопасности ощутимо влияют на общую оценку людьми доступной им безопасности".[99]

Следует также отметить, что состояние мотивационной системы личности в ситуации межэтнического взаимодействия далеко не ограничивается перечисленными компонентами. Потребностно-мотивационный блок – это всегда многогранная система, находящаяся в постоянной динамике. Рассмотренные выше потребности – это наиболее типичные, универсальные для этноконтактной ситуации потребности и сопутствующие им мотивы. Они характерны как для отдельной личности, так и для социальной группы. В этот блок можно поместить также такие потребности как потребность в социально-экономическом благополучии, эмоциональном благополучии, любви, контроле, порядке, самореализации, одобрении, признании, успехе, дружбе и т.д.

Поле субъективного и культурного контроля. Именно этот элемент системы личности, как никакой другой, является отражением социокультурного аспекта как в системе личности, так и в самой ситуации межэтнического взаимодействия. Формирование элементов этого поля в структуре субъективной реальности – это одновременно результат и причина объективных условий взаимодействия. Именно влияние культурной среды ученые выделяют в качестве определяющего фактора формирования этнопсихологических свойств народов. "Собственно, культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются те или иные ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культурных ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самосознания". [100]

Каждая личность несет в себе качества своего народа или, как было указано выше, его "этнопсихологические свойства", "субъективный этнический склад". В процессе взаимодействия с представителями других этносов у отдельного актора, как правило, уже есть определенное представление об этническом образе этого народа, выраженном в таких установочных категориях, как стереотип или предрассудок. Существует также некоторое представление о стратегиях взаимодействия с этими людьми, реакции на их поведение, предполагаемых ожиданиях с их стороны, нормативных ограничениях в процессе общения. Все это порождение социокультурных детерминант – регуляторов поведения, к которым относятся нормы, правила, традиции, обычаи, культурные ценности, являющиеся, в свою очередь, производными культуры.

Описанные понятия включены в структуру менталитета – особого коллективного качества, выполняющего принципиально важную роль в процессе межэтнического взаимодействия. "Менталитет – это некоторая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая порождает своеобразие видения этими людьми окружающего мира, и позволяет объяснить специфику их реагирования на нее".[101]

Применительно к индивиду используется термин "ментальность" – "функциональная система сознания индивида". "Это способ организации содержания культуры в сознании индивида. В образное содержание ментальности включаются наиболее существенные, общие элементы содержания культуры, определяющие положение человека в мире и способы его жизни в нем. Ментальность объективируется в деятельности человека и ее продуктах. Последние составляют содержание культуры. Жизнь человека – процесс его взаимодействия с другими людьми и объективациями ментальности".[102]

Идентичность. Идентичность в большинстве случаев является определяющим звеном в системе межнациональных отношений. Деление людей на "своих" и "чужих" – один из главных факторов, детерминирующих поведение и реакции акторов в этноконтактной ситуации. Однако здесь необходимо внести и некоторые пояснения. Говоря о ситуации межэтнического взаимодействия и роли личности в этой ситуации, нужно учитывать, что факторы, направляющие действия актора, могут находиться вне плоскости этнических различий. Все зависит от актуальных условий ситуации, характера контакта и целевой направленности его участников. Поэтому в процессе анализа личности и ситуации межэтнического взаимодействия необходимо учитывать тот тип идентичности, который непосредственно определяет реакции и действия актора в ходе контакта.

Этническая идентичность личности – это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Результаты исследований этнопсихологов позволяют выделить три основных типа этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую.[103]

Этноцентрическая идентичность обозначает ориентацию личности только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу. Однако понятие "этноцентризм" имеет не одно, а, по крайней мере, два самостоятельных значения. Во-первых, оно обозначает тот элементарный, всеобщий факт, что отправным пунктом восприятия и оценки чужих обычаев, нравов и т.д. является опыт собственной этнической группы. Во-вторых, этноцентризм обозначает предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным: все свое, "наше" является самым лучшим, превосходит все остальное.

Полиэтническая идентичность характеризуется равноценным отношением к нескольким этносам, знанием или желанием знать несколько языков, желанием одновременно пребывать в двух или нескольких этнических средах.

Трасэтническая идентичность – личность, не причисляя себя ни к одному этносу, относит себя ко всему человечеству, выходя на надэтнический уровень представления о своем "Я" как о субъекте мирового сообщества (гражданин мира).

Г.У. Солдатова предлагает рассматривать явление этнической идентичности как готовность людей, объединенных по этническому признаку, к групповым действиям по реализации национальных интересов. "Этническая идентичность – это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Это также построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях".[104] Г.У. Солдатовой выделяются несколько типов этнической идентичности ("типы этнического самосознания").[105]

Позитивная этническая идентичность – представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой, как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире. Поэтому позитивная этническая идентичность приобретает статус нормы. В ее структуре соотносятся позитивный образ собственной этнической группы с таким же позитивным отношением к другим этническим группам. Этническая индифферентность.

Гипоидентичность (этнонигилизм). Этнонигилистические тенденции отражают нежелание поддерживать собственные этнокультурные ценности, выражаются в ощущении этнической неполноценности, ущемленности, стыда за представителей своего этноса, иногда негативизма по отношению к ним.

Гиперидентичность (этноэгоизм, этноизоляционизм и национальный фанатизм) – это характеристика самосознания "наступательного" типа, отражающая стремление представителей группы к этническому доминированию. В межэтническом взаимодействии она проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других этнических групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. Относительный лояльный тип гиперидентичности обозначается как этноэгоизм. Он может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ". Но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

Более глубокие трансформации этнической идентичности соответствуют формированию этнического самосознания по типу этноизоляционизма. Это проявляется в убежденности в превосходстве своего народа, в признании необходимости "очищения" национальной культуры, негативном отношении к брачным межнациональным союзам, ксенофобии.

Крайним видом гиперидентичности является национальный фанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказе в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями другим народам, признания приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдания любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Можно заключить, что этническая идентичность (ее определенный тип) в структуре субъективной реальности актора актуализируется в том случае, если в ситуации межэтнического взаимодействия, так или иначе, затрагиваются именно национальные интересы, ценности и цели контактирующих групп. В других случаях идентификационные предпочтения акторов концентрируются вокруг принадлежности к социальным группам. Здесь мы можем говорить о профессиональной, религиозной, территориальной, статусной идентификации, а также идентификации по возрастному, семейно-родственному или, например, глобальному ("Мы – это все люди") признакам.

Бывает, однако, так, что этническая принадлежность актуальна для субъекта в любых ситуациях, будь то профессиональные, бытовые и др. взаимоотношения. В этом случае можно говорить скорее об интолерантной направленности актора, так как последний в ситуации любого рода контакта в первую очередь выбирает стратегию поведения в соответствии со своим отношением к различного рода этническим группам. Для него особенно важно, какую национальность имеет человек (люди), с которым(и) он контактирует. И именно от этой составляющей зависит направленность его действий и процесс принятия решения.

С идентичностью тесно связана установочная система. Как отмечалось ранее, ее элементами являются "поведенческие интенции", "когниции", "установка", "поведение" и "аффективные реакции". В ситуации межэтнического взаимодействия эта система выполняет функции регуляции действий актора. При этом стереотипы и предрассудки являются главным фактором, определяющим поведенческие интенции (намерения, ожидания, планы). Эти установочные образования являются также и элементами сведений об объекте и о том, как нам следует себя вести по отношению к нему.

В случае контактов с представителями своей национальности мы не можем достоверно знать обо всех культурных особенностях (ценностях, нормах и т.д.) представителя(ей) иной этнической группы. В ситуации контакта с незнакомым человеком иной национальности при формировании оптимальной поведенческой стратегии на помощь приходят "этнические образы", к которым как раз и относятся "межэтнические установочные образования" – стереотипы, предрассудки, предубеждения.

Межэтнические установочные образования – это социально-перцептивные феномены этнической идентичности. Они "содержат эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам и характеризуют уровень готовности к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении".[106] Эти этнические образы помогают избежать различных несоответствий в ожиданиях сторон.

Под этническим стереотипом принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы. Стереотип поведения также считается универсальным критерием отличия этносов между собой. Это особый поведенческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через условно-рефлекторный механизм сигнальной наследственности, когда потомство путем подражания перенимает от родителей и сверстников поведенческие стереотипы, являющиеся одновременно адаптивными навыками.[107]

Стереотип имеет структуру, в которой "на основе дихотомии "Мы – Они" выделяются два основных компонента. Это автостереотип – совокупность атрибутивных признаков составляющих представление о действительных или воображаемых чертах собственной этнической группы и гетеростереотип – совокупность атрибутивных признаков составляющих представление о других этнических группах".[108]

Предубеждение и предрассудок, в отличие от стереотипа, имеют негативную окраску и предполагают выбор отрицательной направленности поведения в отношении иноэтнических групп. "Формирование предубеждений и предрассудков связано с глубинными изменениями структуры этнических образов. Социальное же их "конструирование" обусловлено не столько этнокультурными факторами, сколько современными экономическими, социальными, политическими причинами. Поэтому по сравнению с этническим стереотипом, как более "культурной" установкой, предубеждение и предрассудок – это как бы более "социальная" установка".[109]

В связи с анализом структуры установочной системы нельзя не отметить явление этнической комплиментарности, благодаря которому происходит объединение различных этнических групп. Автор этого термина Л.Н. Гумилев определяет комплиментарность (положительную или отрицательную) как "ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на "своих" и "чужих".[110]

Несмотря на то, что Л.Н. Гумилев использовал этот термин для объяснения, главным образом, макроуровневых процессов, комплиментарность – это личностное свойство и поэтому применимо для объяснения взаимоотношений отдельной личности с другими людьми, близости или социальной дистанции между актором и представителями тех этнических групп, с которыми он входит в контакт. Здесь речь идет об установке на объединение (разобщение), основанном на чувстве симпатии (антипатии). Комплиментарность – это условие, благодаря которому человек ощущает готовность к принятию или непринятию представителя (ей) другой этнической группы в кругу своей семьи, друзей, соседей, коллег, сподвижников и т.д. Или, наоборот, к нежеланию контактировать или вообще видеть этого человека на своей территории, вблизи "своего" круга.

Явление комплиментарности представляется нам принципиально важным при изучении ситуации межэтнического взаимодействия, так как является одним из показателей степени спокойствия / напряженности в отношениях между различными этносами и отдельных их представителей.

Долженствование. В этноконтактной ситуации представление об этом элементе системы личности связано с понятием этнической экспектации (ожидаемого и одобряемого поведения членов этнической группы). К экспектациям относится понятие социальной роли, которое в этнической психологии рассматривается "в качестве социальной функции, реализуемой человеком на уровне социального поведения как представителя определенной этнической группы".[111] Социальные роли несут в себе функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

В этноконтактной ситуации актор может выполнять различные роли (продавца, педагога, государственного служащего, гражданина и т.д.), которые могут иметь место и в привычной социальной ситуации. Отличительной особенностью ролевого поведения в процессе межэтнического взаимодействия является наличие этнического стереотипа, который адаптирует ролевую атрибутику к этноконтактной ситуации. Эта корректировка может существенно изменить поведение, обычно сопутствующее той или иной роли, и даже сделать поведение не адекватным этой роли.

Процесс межэтнического взаимодействия регулируется нормами, как социальными (организованными социальной системой), так и этническими (могут организовываться как стихийно, так и исторически). К механизмам такой регуляции относятся: сопоставление реального поведения и образца, оценка отклонения, выбор альтернативных вариантов поведения с учетом заданной нормы, выбор самого образца (нормы), сопоставление результатов деятельности с заданными образцами. "С учетом этнических норм могут быть специально организованы конкретные условия деятельности и поведения человека, а в более широком контексте – этнической группы и общности".[112]

Значимые для акторов ценностные ориентации организовываются в систему, которая определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, другим людям, к себе самой; основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности; основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на ранжировании списка ценностей.[113] М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

На основе приведенных обоснований мы можем схематично представить особенности состояния системы действия в ситуации межэтнического взаимодействия (рис. 2).

Таким образом, помимо учета нормативных посылок теории Т. Парсонса об условиях ситуации, приобретающих значение "социального факта", принципиальным моментом исследования социального взаимодействия в этноконтактной ситуации выступает представление о том, что ситуация определяется в процессе ее конструирования действующим лицом, а то, с кем и как этот субъект взаимодействует, отражает субъективное и символическое понимание ситуации. С этой точки зрения исследование структуры субъективной реальности приобретает основополагающее значение для понимания свойств социального действия в ситуации межэтнического взаимодействия. Толерантность является одним из таких свойств, имеющих ключевой смысл в объяснении содержания, характера и направленности социальных взаимодействий в этноконтактной ситуации.

 

 

Рис. 2. Структура системы действия в этноконтактной ситуации

 

Таким образом, социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия – это «социальные факты», не зависящие от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия и составляющие определенную константу типичной ситуации. Это условия, которые, в свою очередь, представляют собой набор ситуаций, выступающих как совокупность определенных обстоятельств, имеющих субъективную значимость для каждого участника межличностных контактов. Это, в конце концов, нетипичность, с которой может столкнуться действующий.

Субъективная сторона – это сознательное (рационализированное), традиционное или аффективное (М. Вебер) отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные (или социально- психологические) контакты и отношения, которые представляют собой непосредственные связи между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени. Это типичная или адаптированная к нетипичности реакция партнера по взаимодействию.

Объективность и субъективность или субъектность в системе социального взаимодействия находят свое воплощение в существовании объективной и субъективной реальности.

Понимание структуры социального действия опирается на представление об его общей системе, которая включает: потребность, интерес, идею (как проект движения к удовлетворению потребности), мотив (потребность, содержательно обогащенная смыслом) и цель. Операциональная составляющая действия связана с оценкой возможностей и выбором средств для достижения целей.

В процессе совершения социального действия индивид принимает ряд волевых решений, соотнося средства достижения целей с ожиданиями других людей и культурными предписаниями (нормативно-ценностные основания культуры). В ситуации межэтнического взаимодействия очень существенное значение приобретают ментальные характеристики культуры, установки и этнические стереотипы участников взаимодействия. Кроме того, для индивида крайне важно ощущение своей принадлежности к определенной группе – идентичность.

Означенные системные свойства социального действия составляют единое поле, существования и воспроизводства образов действия.

 

 


ГЛАВА 6. ТОЛЕРАНТНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ, РЕСЕНТИМЕНТ КАК АТРИБУТИВНЫЕ СВОЙСТВА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ – НАСЕЛЕНИЕ ПРИНИМАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА";

 

Преодоление межэтнической напряженности и конфликтов, экстремизма напрямую связано с развитием качества толерантности в отношениях между людьми на разных уровнях социальной организации. Для российского общества толерантность становится условием стабилизации и устойчивости межличностных и межгрупповых социальных отношений, обеспечивая их конструктивность и высокую степень согласия на общесоциальном, региональном и локальном уровнях.

В современной отечественной науке феномен толерантности изучается довольно интенсивно. Наиболее весомыми в этой области являются, пожалуй, теоретические и прикладные исследования этнической и социальной психологии, в которых затрагиваются аспекты психологии межнациональных отношений и роли личности в этих отношениях. Определенный вес имеет также педагогика толерантности. Пользуясь теоретической базой психологической науки, педагогика занимается разработкой учебных методик и тренингов, направленных на формирование у молодежи "толерантного сознания" (Г.У. Солдатова, В.Ю. Хотинец, Ю.П. Платонов, А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, Л.А. Шайгерова, О.Д.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 822. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия