Студопедия — Рассказанное, нерассказанное, нерассказываемое
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рассказанное, нерассказанное, нерассказываемое






Исследователи и практические пользователи метода анализа нарративов отмечают, что у респондентов нередко возникают проблемы со спонтанным рассказыванием историй своей жизни. Так, Джером Брунер писал в одной из своих статей, о том, что многие из тех, кого он просил рассказывать о своей жизни в течение сорока минут, не справились с поставленной задачей. Елена Мещеркина и Виктория Семёнова, занимающиеся качественными исследованиями в России, отмечают, что для наших соотечественников эта задача – рассказывать о себе и своей жизни в специальной (искусственной) ситуации в течение длительного времени – часто оказывается непосильной из-за недостаточного развития рефлексии в отношении собственного опыта.

Объем рассказа и готовность собеседника рассказывать во многом определяются культурными конвенциями и правилами конвертации жизни в историю, разделением рассказываемого и нерассказываемого опыта. Можно легко предположить, что, например, исследователь, задумавший услышать истории советских доносчиков, столкнется с проблемами в ситуации сбора информации. Во время реализации коллективного проекта, посвященного советской сексуальности, петербургские социологи столкнулись с ограничениями, которые возникают в ситуации сбора нарративных данных по теме, не включенной в публичный дискурс. Опасное, интимное, неинтересное включается в рассказ с большими ограничениями, которые сами по себе требуют повышенного внимания исследователя.

Из наррации также исключаются травматические фрагменты опыта. Однако отношение к работе с ними в последнее время меняется. На смену гегемонии артикуляции приходит стратегический анализ пределов рассказывания, построение индивидуальных карт наррации. Сходную задачу решала Кэтрин Юнг, предложившая термин «рассказанный мир» для определения и маркировки тем, сюжетов, обстоятельств жизни, которые подлежат или не подлежат рассказыванию в рамках индивидуального, социального или культурного опыта. Кэтрин Рисман также проявляет интерес к нарассказанному и нерассказываемому, отмечая, что не только слова, но и молчание обретают смысл в ситуации повествования.

В этом можно различить знак отхода нарративных психологиов от паннаративной позиции, сводящей все многообразие персонального опыта к личной истории..

4.6. Дэн МакАдамс: структурированное нарративное интервью и нарративный автобиографический опросник

Для нейтрализации проблем, связанных с уровнем нарративной компетенции и оптимизированного получения нарративных данных американский нарративный психолог Дэн МакАдамс использует структурированное нарративное интервью (т.е. такой вид интервью, в котором заранее определен порядок расположения вопросов (или тематических блоков) и их формулировки). Структура интервью определена нарративной логикой: вопросы учитывают и даже навязывают личной истории жизни интригу, кульминацию, жанровые формы и структурно-текстуальные отношения.

Повышенное внимание исследователь уделяет «отклоняющимся эпизодам» (с них он предлагает, как правило, начинать селективную историю жизни), что неудивительно, поскольку сам нарратив нередко характеризуют как инструмент выявления и артикуляции отклонений/изменений, а структура нарратива традиционно укладывается в систему координат «равновесие - нарушение равновесия - восстановление равновесия».

МакАдамс не отказывается и от нарративного анкетирования, предлагая своим респондентам бланк, включающий восемь модулей, из которых предлагается собрать селективную историю своей жизни. В каждом модуле МакАдамс просит респондента привести по одному характерному эпизоду («то, что встает перед глазами»), в которых был бы описан:

  • опыт жизненных изменений:
    • события, иллюстрирующие пиковый опыт и время наивысшего подъема,
    • события, отсылающие к опыту неудач, провалов, катастроф, депрессий и т.д.,
    • поворотные события в жизни, как их понимает и видит сам рассказчик.
  • описать опыт, противопоставленный изменениям – привести эпизод, когда бы жизнь и положение в ней были бы стабильны, непрерывны, устойчивы и т.д;
  • описать жизненный опыт в последовательности его расположения на жизненном пути:
    • привести рассказ о самых ранних воспоминаниях;
    • описать самый яркий эпизод из истории детства;
    • наиболее яркие воспоминания отрочества и юности;
  • эпизод научения – привести историю о событиях вашей жизни, из которых вы извлекли самый серьезный урок (надо сказать, что нарративные психологи проявляют повышенный интерес к эпизодам, в которых присутствует тема научения, опыта, наставления, извлеченного урока – Джером Брунер рекомендовал обращать на них особое внимание как на инструмент и ресурс наделения жизни смыслом);
  • истории о жизненном выборе или принятии решения.

Помимо сокращенного гайда к нарративному интервью и нарративного автобиографического опросника МакАдамс описывает развернутую модель структурированного нарративного интервью, куда включаются следующие блоки:

  • структурирование жизни в соответствии с логикой книжного текста: разбивка на главы, подыскание заголовков;
  • модуль критических событий и изменений;
  • модуль иллюстраций к этапам жизненного пути;
  • модуль влияний (позитивных и негативных), в том числе – влияния культурных форм и образцов (литература, кино, телевидение, семейные истории) на выработку личной модели описания жизни или на траекторию жизни;
  • модуль воображаемого будущего (респонденту при этом предлагается изложить две версии возможного будущего – позитивную и негативную);
  • модуль личностной идеологии (ценности, кредо, концептуализация идентичности, легитимация выборов, миссия и т.д.)
  • модуль лейтмотива жизни

В ходе описания каждого эпизода рассказчику рекомендуется руководствоваться вопросами, координирующими и направляющими процесс наррации:

  • вопрос обстоятельств: когда именно происходило это событие?
  • вопрос содержания и качественного освещения события: в чем оно состояло?
  • вопрос персонажей: кто в него был вовлечен? (вопрос персонажей)
  • вопрос ментального плана: о чем вы думали и что чувствовали тогда?
  • вопрос смысла: п очему вы полагаете, что это событие важно для вашей жизненной истории?
  • вопрос идентификации: Что это событие говорит о том, кто вы есть, кем были и кем можете быть в дальнейшем?

Использование подобного рода схемы, бесспорно, вызывает серьезные вопросы, поскольку предлагает внешнее структурирование и организацию жизненного опыта в соответствии с общей схемой наррации.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия