Студопедия — Пошаговое кодирование
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пошаговое кодирование






Татьяна Воронина и Илья Утехин, описывая опыт анализа устных историй о блокаде, предлагают предельно плотную пошаговую схему кодирования, предполагающую тотальную обработку нарративных данных. В своей модели они задействуют пространственный ресурс для структурирования и организации нарративных данных. Сдвиг влево означает введение подтемы, которая носит вспомогательный характер (например, иллюстрации) или развивает предыдущую тему. Если сдвига не происходит, предполагается, что водится новая тема. Рассмотрим эту процедуру на примере истории, помещенной в одном из российских форумов по пластической хирургии в разделе «рассказы об операциях». Для начала постараемся разбить этот рассказ на темы и подтемы:

Разные груди – это кошмар

1.0 Моя история совсем из другой оперы. 1.1. С детства одна грудь была нормальная, а другая… Другой вообще не было, т.е. сосок есть, а самой груди нет. Врачи эту болезнь называют типоплазия молочной железы. 1.2. Как только я стала ощущать себя взрослой, я стала подкладывать вату в лифчик, использовала всякие другие приспособления, но ведь с таким подкладками даже на пляж не выйдешь, не то чтобы сексом заниматься. В общем то что со мной происходило нельзя назвать даже депрессией. У меня были истерики. 1.3. В 19 лет мама сама отвела меня к пластическому хирургу. 1.3.1. У меня была только одна просьба, чтобы одна грудь не отличалась от другой. 1.3.2. Врач долго измерял меня, куда-то звонил, узнавал про импланты. 1.4. Через неделю мне сделали операцию. 1.4.1. Врач настоял, чтобы разрез делался под грудью, так как я еще не рожала. 1.4.1.2. Он сказал, что рисковать и ставить имплант по другому он не советует. 1.4.1.3. В общем мне было все равно где и как он будет делать разрезы – главное чтобы хорошо и незаметно. 1.5. Через две недели после операции я поняла, что такое радоваться жизни. 1.5.1. Шовчик еще заметен под грудью, но он такой тоненький. 1.5.2. Врач говорит, что у меня кожа хорошая и к лету вообще ничего видно не будет. 1.5.3. А еще надавал каких то мазей и велел мазать каждый день, чтобы рубчик вообще исчез. 1.6. Мне и так уже хорошо.1.6.1. Мы тут с мамой уже купальник мне присматривали на лето. 1.6.2. Ох быстрее бы лето. 1.6.2.1. Вот погуляю!!!!

 

Несмотря на то, что разбивка на темы неизменно остается процедурой во произвольной и субъективной, полезно приводить доводы и аргументы в пользу той или иной версии пошагового тематического кодирования. Например, в п.1.2. оказались включены три предложения и несколько действий, которые объединены единством времени «как только я стала ощущать себя взрослой» и действия/реакции на физический дефект.

В случае, если последующие действия могут быть описаны как развитие, детализация, уточнение «основного действия», они рассматриваются как подтемы. Например, п.1.3 может быть охарактеризован как последовательное развитие микросюжета «поход к врачу»: поход к врачу как инициатива мамы, «одна просьба» и действия хирурга («долго измерял, куда-то звонил, узнавал про импланты»). Здесь возникает вопрос о пределах продуктивной детализации (дробления текста) и роли интерпретативной рамки. Например, рассказ пациентки о действиях хирурга (измерял-звонил-узнавал) вполне можно было бы дробить на подтемы и дальше, если бы не слабо детализованный уровень наррации.

После того, как темы и подтемы выделены, их рекомендуют организовать, используя ресурс пространственных репрезентаций:

1.0 Моя история совсем из другой оперы.

1.1. С детства одна грудь была нормальная, а другая… Другой вообще не было, т.е. сосок есть, а самой груди нет. Врачи эту болезнь называют типоплазия молочной железы.

1.2. Как только я стала ощущать себя взрослой, я стала подкладывать вату в лифчик, использовала всякие другие приспособления, но ведь с таким подкладками даже на пляж не выйдешь, не то чтобы сексом заниматься. В общем то что со мной происходило нельзя назвать даже депрессией. У меня были истерики.

1.3. В 19 лет мама сама отвела меня к пластическому хирургу.

1.3.1. У меня была только одна просьба, чтобы одна грудь не отличалась от другой.

1.3.2. Врач долго измерял меня, куда-то звонил, узнавал про импланты.

1.4. Через неделю мне сделали операцию.

1.4.1. Врач настоял, чтобы разрез делался под грудью, так как я еще не рожала.

1.4.1.2. Он сказал, что рисковать и ставить имплант по другому он не советует.

1.4.1.3. В общем мне было все равно где и как он будет делать разрезы – главное чтобы хорошо и незаметно.

1.5. Через две недели после операции я поняла, что такое радоваться жизни.

1.5.1. Шовчик еще заметен под грудью, но он такой тоненький.

1.5.2. Врач говорит, что у меня кожа хорошая и к лету вообще ничего видно не будет.

1.5.3. А еще надавал каких то мазей и велел мазать каждый день, чтобы рубчик вообще исчез.

1.6. Мне и так уже хорошо.

1.6.1. Мы тут с мамой уже купальник мне присматривали на лето.

1.6.2. Ох быстрее бы лето.

1.6.2.1. Вот погуляю!!!!

 

Вопросы к тематически кодированному тексту:

  1. Сравните два варианта тематически кодированного рассказа.
  2. Что дает пространственное структурирование текста?
  3. По какому принципу оно было произведено?
  4. Постарайтесь объяснить, почему тематическое кодирование субъективно и интерпретативно?
  5. Как изменяет наше восприятие пространственное размещение тем и подтем?
  6. Предложите свой вриант кодирования и обоснуйте его.

5.3.3. особенности кодировочных процедур:

Большое значение для структурирования и анализа текста имеет принцип введения категорий. Прежде всего, имеет значение плотность (объем) кодирования:

  • кодировать можно весь текст (плотное кодирование), как в данном случае) – применяется к текстам небольшого объема, для анализа эпизодов особой структурной значимости, а также в ситуациях, когда детальный анализ нарративного упорядочивания опыта имеет значение; единицей кодирования является элементарное действие (высказывание);
  • селективное кодирование;
  • разреженное кодирование – кодирование больших фрагментов текста (по эпизодам, макроструктурам и т.д.) – применяется при большом объеме текста, большой выборке, дискурс-анализе повествований.

 

В нашем варианте текст о пластической хирургии был транскрибирован плотно, пошагово, поскольку в фокусе находилась одна небольшая история, а учебной задачей было выяснить роль кодировочных процедур в выявлении (реконструкции, конструкции) нарративной структуры текста. Но если бы, например, эта же история анализировалась наряду с другими нарративами в процессе большого исследования, посвященного анализу практик модификации тела и их роли в конструировании идентичности, то текст мог бы быть кодирован совершенно иначе. В ситуации сопоставления с историями о татуировках, диетах, фитнессе и т.д. текст мог бы быть кодирован предельно обобщенно – «пластическая хирургия». Ежели бы исследование качалось пластической хирургии напрямую, то в тексте могли бы быть выделены значимые для понимания дискурсивной структуры этой практики темы (блоки, функции): «физическая стигма», «инициатива матери», «отношения с хирургом», «план модификации», «исход операции», «перспективы». В зависимости от направления теоретического анализа текста он мог бы быть кодирован как «избавление от стигмы» (акцент на подпорченной идентичности, стратегиях исключения, компенсации и т.д.), «патернализм» (распределение власти в ситуации принятия решения, агенты давления, принятия решения и изменений), «видимость-невидимость» (структура постоперационного опыта). И здесь бы в основание категоризации были бы положены уже не эпизодические сегменты текста, а стратегии его концептуализации и теоретического прочтения.

Не меньшее значение для структурной обработки рассказа имеет принцип введения категорий:

  • мягкое или индуктивное кодирование – кодирование с сохранением языка оригинала (как это было в нашем случае) позволяет максимально избежать тематической и смысловой деформации текста, сохранить голос рассказчика, но иногда оно оказывается непродуктивным в ситуации построения теории, концептуализации материала;
  • гибридное кодирование (часть категорий вводятся исследователем, часть сохраняют авторское прочтение)
  • внешнее кодирование – исследователь самостоятельно вводит все основные категории, основываясь на индуктивных аналитических процедурах, теории и т.д., этот вариант кодирования может быть полезен в ситуации построения теории, поскольку позволяет эксплицировать и усилить те аспекты, что наиболее важны для построения этой теории;
  • директивное (или дедуктивное) кодирование – присвоение фрагментам текста заранее выделенных категорий – наиболее жесткий вариант кодирования. Его применение возможно лишь в исключительных случаях при тщательном обосновании необходимости использования столь «сильной» процедуры.

Надо сказать, что любое кодирование – даже самое мягкое – деформирует исходный текст, вносит в него новые смыслы и структурные отношения. Это обстоятельство позволяет говорить Губрину и Гольдштейну о том, что в ситуации кодирования фактически создается другой текст или, по крайней мере, то, что они называют «внешней нарративной структурой» текста. А Роббер Мелло и вовсе выражается жестко и афористично – «кодирование – это не нарратив».







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 461. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия