Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Национализм - та сила, которая дает человеку непоколебимую веру в свою нацию, в свой народ, в свою Родину, когда любовь к Родине соединяется с верою в нее, в ее призвание, в творческую силу ее Духа, в тот грядущий расцвет, который ее ожидает. Веру и ведение, любовь и волю, живой опыт и победы прошлого - все объединяет в себе национализм, сосредоточивает веру народа в свою Нацию, в свое Отечество, крепкую уверенность в то, что дни падения преходящи, а национальный дух вечен и незыблем. Русского национализма больше всего боятся чужеземцы в России, потому и бесятся, клеймят его «фашизмом», тем самым фашизмом, который мы победили в 1945 году именно благодаря силе своего национального духа. Не могли мы иначе победить фашизм при том раскладе сил, какой сложился на июнь 1941 года, и по всем здравомыслящим, прагматическим расчетам, каковыми и ныне пользуется Запад, надо было нам, не раздумывая, сдаваться, как сдавались другие «умные» страны. Но хватило у Сталина чутья прислушаться к митрополиту Гор Ливанских Илии, поверил он в явление Богородицы, приказал открывать храмы, выпускать священников из тюрем и лагерей. Вместе с Верой Православной воскрешался народный дух, который поднимали имена и подвиги достославных героев русской земли Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, адмиралов Нахимова, Ушакова... - многочисленная, забытая было, из народной памяти гонимая русская рать. И, подняв национальный дух, мы победили фашизм. Вместе с победой военного искусства одержали в той войне еще одну, не менее значимую, просто реже поминаемую экономическую победу. Когда не только количеством, хотя и количеством важно, но и качеством вооружения мы превзошли гитлеровскую Германию, поставившую себе на службу и на труд всю Европу. Так чего же вдруг сегодня испугались, когда нет на отеческой земле вооруженного до зубов врага, и молох фронта не перемалывает каждый день тысячи наших лучших людей, и не женщины, дети, старики стоят у станков, и не надо эвакуировать заводы, и не бомбят, и не по карточкам отпускают скудные пайки черного хлеба - так с чего вдруг психоз катастрофы, уныние поражения охватило так много русских людей? почему вдруг увидели спасение в Западе, как за милостыней едем побираться туда, унизительно выклянчивать какой бы миллион взаймы? Психоз этот нагнетается власть ухватившими, демократической печатью, не знающими русского народа, не верящими в русский народ, никогда не гордившимися русским народом, не жившими с русским народом одной национальной душой, иначе б не взрывали горькую святыню Ипатьевский дом, последнее пристанище российского Государя-великомученика, иначе б во рвении угодить иностранному гостю не сажали бы на кремлевский пятачок вертолеты, опасные своей вибрацией для русских святынь - кремлевских храмов, иначе бы не определяли своих детей на жительство в иноземные государства... Не знают российские правители своего народа, не любят и не верят в него, нет у них душевного и духовного запала, чтобы из груди вырвалось “братья и сестры”. Зато у западных кукловодов наших властей и прессы хватает чутья, страха и знаний, чтобы сполна оценивать наш народ, его дух, силу и мощь, а потому понимают они, что успешно развиваемая ими интервенция в России, она хоть и победно быстро развивается, да в любой момент может больно обломаться о русский дух. Все силы, всю свою мощь бросают они против подъема русского духа. Ярлык «фашизма» на русском национализме - это не только научно точно, психологически верно выбранная подмена, когда генетически присущее нации - национализм - подменяется на генетически ей ненавистное - фашизм, но и безрасчетно выкрикнутая всей перепуганной натурой ненависть и страх перед русским духом. Ненавидят иноземцы наш национальный дух, и прежде ненавидели, а теперь, когда о него может, как и прежде, сломаться так хорошо задуманное и почти что осуществленное, когда так близко возжелаемое, ненавидят стократ больше. Но своим нетерпением и своей ненавистью к русскому духу и нам оружие против себя выказывают. Имя ему - русский национализм. Без уверенности в себе, без крепкого национального духа, без опоры на прежние победы нам не одолеть нового нашествия иноземцев. В разное время по-разному наступал для России 41-ый год. Но знает русский народ, как никогда должен верить сегодня в то, что восстанет в нас русский дух, как было в русском народе во времена Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жукова и тогда непременно наступит победный сорок пятый.
Виднейшие иерархи первой половины XX в. Патриарх Тихон (Василий Иванович Беллавин, 1865-1925). Епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиепископом в Северной Америке. В 1907-13 архиепископ Ярославский и Ростовский, возглавлял местный отдел организации «Союз русского народа». С 1917 Московский митрополит. 5(18) ноября 1917 на 1-м Всероссийском поместном соборе избран патриархом. Выступал против декрета Советского правительства об отделении церкви от государства, враждебно отнёсся к заключению Брестского мира. Противодействовал изъятию церковных ценностей. Привлечён в мае 1922 к судебной ответственности и заключён под домашний арест в Донском монастыре. В ходе внутрицерковной борьбы 2-й Всероссийский поместный собор (май 1923), созванный обновленцами, лишил Тихона сана патриарха, но это решение не было признано Тихоном и его сторонниками. В письме Верховному суду РСФСР от 16 июня 1923 Тихон признал свою вину, отмежевался от контрреволюции и просил о помиловании. Постановлением ЦИК СССР 21 марта 1924 дело Тихона прекращено. Оставил завещание, в котором призывал верующих к сотрудничеству с Советской властью. Преемником Тихона и патриаршим местоблюстителем стал митрополит Сергий. Причислен к лику святых в 1989 году.
Сергий (Иван Николаевич Старгородский, 1867-1944). Епископ Православной Российской Церкви; с 8 сентября 1943 Патриарх Московский и всея Руси, первый предстоятель современной Русской Православной Церкви. Богослов, автор богослужебных текстов и духовных стихов. С декабря 1925 до октября 1937 года — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Петра (Полянского)); с октября 1937 — Патриарший Местоблюститель, ввиду смерти митрополита Петра.С мая 1927 года стал на путь безусловной лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР, так и за границей. Патриарх Московский и всея Руси. В 1890 окончил Петербургскую духовную академию, магистр богословия, в том же году постригся в монахи. С 1901 епископ Ямбургский, с 1905 архиепископ Финляндский и Выборгский. С 1901 по 1905 г. ректор СПб. духовной академии. С 1917 митрополит Нижегородский, с 1934 митрополит Московский и Коломенский и одновременно с 1925 заместитель, а с 1937 патриарший местоблюститель. Вёл борьбу за возвращение обновленцев в лоно православной церкви. Всячески содействовал нормализации отношений православной церкви с Советским государством. 22 июня 1941 обратился с посланием к духовенству и верующим с призывом активно помогать в защите Родины от захватчиков. Руководил патриотической деятельностью церкви по сбору средств на нужды войны. 8 сентября 1943 Собором епископов православной церкви избран патриархом. Его труды: "О нравственности вообще" (СПб., 1900); "Закон Божий, написанный в сердце человека" (СПб., 1901); "По Японии. Записки миссионера" (Сергиев Посад, 1903); "Слова и речи. 1901—1905 гг." (СПб., 1905).
Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). (1877-1961). Родился в Керчи, в семье обрусевших польских дворян. В конце 80-х гг. переехали в Киев. В 1898 г. он поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1904 г., когда началась русско-японская война, молодой медик был отправлен на Дальний Восток, в военный госпиталь в Чите, где проводил сложнейшие операции. Здесь Валентин познакомился с молодой сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской, которая стала его женой. После окончания войны работал хирургом в уездных и сельских больницах центральных губерний России. В 1916 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. В 1917 г. вместе с семьёй переехал в Ташкент, где получил место главного врача городской больницы. В годы Гражданской войны тяжело заболела жена. Ее смерть заставила его обратиться к православию. Приняв духовный сан, остался главным хирургом Ташкентской городской больницы. В 1921 г. он выступал на суде, защищая своих коллег-врачей, обвинённых во вредительстве. В 1922 г. в Ташкенте арестован епископ Иннокентий. На съезде туркестанского духовенства решили избрать Ташкентским епископом Войно-Ясенецкого. Его постригли в монахи, и он принял новое имя - Лука. Он стал выступать против политики большевиков в отношении Русской Православной Церкви, арестован, обвинен в связях с контрреволюционерами и англичанами, признан виновным и сослан в Сибирь.В январе 1926 г. ссылка закончилась. Епископ вернулся в Ташкента. В мае 1931 г. Луку вновь арестовали и сослали в Архангельск. Во время ссылки он работал в больнице. В 1933 г. ссылка кончилась, он опять вернулся в Ташкент, где стал работать в Институте неотложной помощи. Но в 1937 г. его опять арестовали, отправлен в ссылку, в Красноярский край. После начала войны ссыльному епископу разрешено работать в военном госпитале Красноярска. В 1942 г. срок ссылки кончился, и вдруг по распоряжению митрополита Сергия Лука был назначен архиепископом Красноярским. В 1944 г. его перевели в Тамбов, и он возглавил Тамбовскую епархию. В 1946 г. за издание «Очерков гнойной хирургии» и книгу о лечении огнестрельных ранений он получил Сталинскую премию 1 степени. Половину премии архиепископ Лука перечислил в фонд помощи детям, пострадавшим от войны. В 1946 г. стал Крымским архиепископом. В Крыму Лука постоянно оказывал людям врачебную помощь. В 1956 он полностью ослеп. 22 ноября 1995 г. Священный Синод Украинской Православной церкви причислил архиепископа Луку к лику святых.
Митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) (1848-1918). Епископ Православной Российской Церкви, митрополит Киевский и Галицкий (1915—1918), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912—1915), митрополит Московский и Коломенский (1898—1912); первенствующий член Святейшего Синода (с ноября 1912 года). Был единственным иерархом Русской Церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. Прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году в лике святых как священномученик. Родился 1 января 1848 года в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию; в 1874 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Доктор богословия (1915). Оставил преподавание ради пастырской деятельности. 13 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 года — настоятель Троицкой церкви этого же города, благочинный городских церквей. После смерти жены и единственного ребёнка, 8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском монастыре принял монашеский постриг; 9 февраля того же года был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Козловского (ныне Мичуринск) Троицкого монастыря. С 6 октября того же года — настоятель Новгородского Антониевого монастыря. 3 июня 1888 стал епископом Новгородской епархии. С 19 января 1891 — епископ Самарский. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпадавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Деятельность энергичного архипастыря и проповедника был оценена обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым. С 18 октября 1892 Владимир — экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. 21 февраля 1898 назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троицкой Сергиевой Лавры. В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Ф.В. Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. 23 ноября 1912 назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода. Выступал против влияния Григория Распутина на синодальные дела, в связи с чем вызвал недовольство царского двора, что привело к его удалению со столичной кафедры. С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода. Временное правительство признал, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре. 15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 годов, Почётным Председателем которого он был избран (Председателем Собора был избран Московской митрополит Тихон (Беллавин). Был убит в 1918 г. сразу по взятии Киева большевиками, которые вели боевые действия против войск украинской Центральной рады.
Митрополит Питирим (Павел Васильевич Окнов). Епископ Православной Российской Церкви; митрополит Петроградский и Ладожский (23 ноября 1915 — март 1917 года), член Святейшего Синода (с 26 июня 1914). В обществе имел репутацию ставленника Григория Распутина, ввиду чего был первым смещён с кафедры, в числе ряда иных иерархов, вскоре после падения монархии, 6 марта 1917 года (ст. ст.). Родился 28 июня 1858 в семье протоиерея мыса Кокенгузен Рижского уезда Лифляндской губернии. В 1879 году окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1883 году со степенью кандидата богословия. 3 июня 1883 пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 19 июня — во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. Почти никто в академиях в монашество не постригался, поэтому стали говорить, что Питирим Окнов «прорубил окно в монашество». С 26 июня 1887 инспектор Ставропольской духовной семинарии. 24 марта 1890 назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведён в сан архимандрита. С 11 января 1891 ректор СПБ духовной семинарии.17 июля 1894 хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. В 1896 году был назначен на самостоятельную кафедру, епископом Тульским и Белёвским. С 17 июня 1904 — епископ Курский и Белгородский (с 25 февраля 1905 именовался Курским и Обоянским). Во время революционных событий принимал участие в деятельности курских монархистов, был избран почётным председателем Курского отдела Союза русского народа. 6 мая 1909 возведён в сан архиепископа. В 1911 году в Белгороде руководил открытием мощей святителя Иоасафа Белгородского. С 4 октября 1911 — архиепископ Владикавказский и Моздокский. На Владикавказской кафедре, так же, как и его предшественники, уделял большое внимание миссионерской деятельности. Особое внимание уделял осетинским приходам, о которых писал в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Для исправления церковной жизни Осетии провёл во Владикавказе в феврале 1912 года сьезд осетинских пастырей. С 22 декабря 1913 — архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26 июня 1914 — архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии. В 1915 году пожалован бриллиантовый крест на клобук. 23 ноября 1915 возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре. По некоторым сведениям, это назначение произошло по рекомендации наместника Кавказа графа Иллариона Воронцова-Дашкова; по общему же мнению — при содействии Григория Распутина. Высочайшим рескриптом, данным ему 6 декабря 1916 года, ему жаловался крест для предношения в священнослужении. 1 марта 1917 года (по другим сведениям — 28 февраля), наряду с царскими министрами и высшими государственными чиновниками, был арестован как представитель прежней власти и ставленник Григория Распутина; 2 марта под давлением революционной власти подал прошение об увольнении на покой и на последующих заседаниях Святейшего Синода не присутствовал. Определеним Святейшего Синода от 6 марта 1917 года был уволен на покой, согласно прошению; местопребывание ему было определено в пределах Владикавказской епархии. Скончался 21 февраля (по юлианскому календарю) 1920 в Екатеринодаре.
Вениамин (Василий Казанский), митрополит Петроградский (1873 -1931). Родился в семье священника. Отличался застенчивостью и незаурядными способностями. Любил читать духовные книги. Окончив Петрозаводскую Духовную семинарию, продолжил образование в Санкт-Петербургской Духовной академии. При этом активно участвовал в деятельности "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения", организуя беседы среди рабочих. На третьем курсе (в 1895 г.) принял монашеский постриг с именем Вениамина. В 1897 г., по окончании академии, преподавал в Рижской Духовной семинарии. С 1905 г. назначен ректором Санкт-Петербургской семинарии. Неоднократно удостаивался правительственных наград. В 1901 г. рукоположен во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. 24 марта 1917 года, после февральской революции и увольнения на покой митрополита Петроградского и Ладожского Питирима, избран архиепископом Петроградским и Ладожским, и 25 мая утвержден Святейшим Синодом. 13 августа его возвели в сан митрополита. Летом 1921 г. начался голод в Поволжье. Вениамин стал активно привлекать приходы и монастыри Петроградской епархии к оказанию помощи голодающим. Отказался признать обновленцев и подчиниться им, обратился к духовенству и верующим с призывом не признавать ВЦУ, считать участников его похитителями церковной власти. А Введенского и его сторонников предал анафеме. 29 мая 1922 года Вениамин арестован. Исход судебного процесса предрешен заранее. К расстрелу приговорено 10 человек. Впоследствии шестерых помиловали. А в отношении четверых — митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова смертный приговор оставили в силе. В 1992 г. причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Антоний (Алексей Павлович Храповицкий, 1863-1936), русский церковный деятель, богослов. Из малороссийского дворянского рода, отец — герой Отечественной войны 1812. С 1890 ректор Московской духовной академии, с 1897 епископ Чебоксарский, с 1900 — Уфимский. С1902 архиепископ Волынский, с 1914 — Харьковский. Известен и своей политической деятельностью, придерживался крайне правых взглядов, в левом движении видел главную угрозу православию и русскому народу. В то же время выступал с осуждением еврейских погромов, против смертной казни. В 1906-07 член Государственного совета. Был одним из главных кандидатов при избрании нового патриарха (1917). В 1918 председатель Украинского церковного собора, митрополит Киевский. С 1919 в эмиграции в Югославии. Организовал Карловацкий церковный собор 1921, на котором был избран председателем российского заграничного Синода. Последовательный сторонник восстановления монархии. в 1925 митрополит был провозглашен заместителем патриарха с правом представительствовать Российскую Церковь вне и в России.
|