Студопедия — Коши и чакры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коши и чакры







Чтобы глубоко понять значение пранаямы во всех ее измерениях, которое далеко выходит за сугубо физиологические рамки, необходимо знать фундаментальные принципы индийской философии. Однако смею заверить западных читателей, что здесь они не встретятся с идеями, которые могут оскорбить их философские или религиозные убеждения. Я также прошу прощения за употребление санскритской терминологии, ибо есть слова, которые просто не имеют точных эквивалентов в западных языках.
В индийском представлении человек имеет весьма сложное строение, но мы постараемся придерживаться максимально "панорамного взгляда", чтобы донести до читателя основные положения, а в деталях пусть разбираются специалисты. На протяжении тысячелетий мудрецы и мысли-.тели Индии задавались двумя вопросами: "Кто я?" и "Что я?" Из-за отсутствия богооткровенной истины, такой как Евангелия или Ветхий Завет, они искали ответы в себе, занимаясь самонаблюдением и исследованием.
Постепенно проникая все глубже и глубже в основы функционирования тела и души, они достигли внутреннего "я". Они расчленили и отождествили различные компоненты своего существа, поэтому их многовековой опыт ныне бесценен не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Мы не станем описывать (даже схематически) тысячелетний процесс, который привел к развитию индийской психофизиологической системы; лучше непосредственно начнем с ее описания.
По мнению индийских мыслителей и риши, человеческое существо состоит из стратификации, или пластов, охватывающих разные состояния - от духовного до наиболее плотного проявления, - видимого тела. Каждая такая стратификация называется "кошен". Это слово обычно переводится как "слой", однако "слой" подразумевает разделение разных компонентов, а такое представление чуждо индийскому мышлению, рассматривающему человека как неразделимое целое.
Мы, люди, обладаем видимым материальным телом, которое состоит из атомов и молекул; но в отличие от молекул и атомов неорганической вселенной, в нашем теле материальные частицы структурированы в форму, которая самоодухотворяется таинственной жизненной энергией. Мы чувствуем, думаем, любим, страдаем, гуляем, едим, но прежде всего мы изменяемся. Позвольте повторить еще раз, что мы никогда не бываем идентичны самим себе ни с точки зрения материальной структуры, ни ментально. И вся эта структура называет себя "я".
Давайте посмотрим, как индусы понимают биофизический комплекс. Мы имеем дело с индивидом, с жизненным центром, отделенным, по крайней мере внешне, от других индивидов, которые принадлежат, а возможно, и не принадлежат, к тому же самому виду. Но где источник? Для индийских мыслителей самые плотные слои зарождаются в самых духовных стратификациях, которые считаются причинными по отношению к другим слоям. В каком-то смысле индийский подход противоречит представлениям западной науки: индусы смотрят в телескоп с другого конца. По мнению западной науки сознание "безусловно находится в головном мозге и считается побочным продуктом корковой деятельности.
Напротив, по мнению йогов и индийских мыслителей, мозг - это не что иное, как инструмент сознания, и именно мозг находится в сознании, а не vice versa. Сознание генерирует мозг и использует его. Абсурдно? Парадоксально?

Но прежде чем выносить вердикт, вспомним, что примитивный человек, слушающий радиоприемник впервые в жизни, несомненно поверит, что человек, голос которого он слышит по радио, сидит внутри приемника. Однако для нас радиоприемник - это устройство, принимающее электромагнитные волны, т.е. обычный инструмент для проявления звуковых волн. Индийские мыслители считают, что наш причинный слой, наша глубинная коша - это источник всех остальных кош. Она называется Анандаманя-кошей.


Анандамайя-коша


Источник всех остальных кош, Анандамаия-коша характеризуется абсолютным блаженством (анандой), которое окружает Дживат.ман ореолом. Дживатлшн - это сложное слово, которое состоит из двух; "Джива" (в переводе с санскрита обозначает "человек") и "атман" ("душа", дух, самость). Таким образом Дживатман - это душа человека, наша истинная сущность. Это истинное "Я" с большой буквы. Дживатмст - это совершенный Зритель и тайный архитектор всех других стратификации. Его природа - чистое сознание. Это представление не укладывается в рамки западного мышления. Анандамайя-коша - это внешнее время и пространство. Дясг/вя/ил/й" находится выше случайных событий и противоречий.
В индийской философии считается, что человек - это не тело и душа: это душа, которая строит себе тело. Такая концепция не противоречит христианским взглядам. Единственное фундаментальное различие состоит в том, что в христианском мировоззрении душа лишь единожды входит в контакт с материей, то есть у души бывает лишь одна инкарнация. Индийские мыслители считают, что душа попадает в колесо последовательных рождений и смертей, каждый раз возобновляя контакт с материей, когда ее физические инструменты дезинтегрированы смертью.
Читатель может возразить, что это "единственное" различие весьма значительно. Согласен; хотя если говорить только о структуре конкретного индивида и одной его инкарнации, то со структурной точки зрения существенной разницы нет. Поэтому можно забыть об этой разнице в представлениях.
Именно из этого динамического центра последовательно
материализуются остальные слои. Этот причинный слой физически не наблюдаем и поэтому никогда не будет объектом научного исследования. Современная психология о нем не упоминает.


Виджнянамайя-коша


В динамическом процессе материализацииДжмвадшон, или душа, поначалу создает индивидуальный центр для самой себя и подвергается первому уплотнению. Появляется Видж-нянамайя-коша. Эта коша структурируется вокруг концепции ахамкары - ощущения эго, или своего "я" (с маленькой буквы) в современной психологии. Именно эта таинственная способность заставляет меня осознавать, что я - индивид, Центр сознания, отделенный от всех остальных центров.
Это принцип индивидуализации. Мое "я" - это опорный центр, с которым связаны все жизненные события, как спицы колеса связаны с осью. Когда я родился, физически и ментально я был совсем другим, чем сейчас. Через несколько лет я снова стану другим. Хотя все равно это буду я. Это глубокое ощущение ндивидуализации, этот постоянный базисный центр - основа, вокруг которой организуется Виджлянамайя-коша (приблизительный перевод: интеллект, рассудок). "Я мыслю, следовательно, я..." нахожусь в Видж-чянамайя-коше. Она расположена на том же уровне, что и совесть. Под совестью мы понимаем ощущение того, что правильно и неправильно, это не сознательная часть нашей ментальной деятельности. Там же расположен рассудок (буддхи).







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия