Студопедия — УРОКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ. 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УРОКИ СТАРЫХ МАСТЕРОВ. 10 страница






В акте имеется описание всех основных помещений здания, указаны их размеры, расположение и назначение за исключением кухонь, подвалов и других служебных помещений.

Самыми важными статьями акта являются, по-видимому, указания сроков завершения работ. От этого зависело число рабочих, каменотесов, каменщиков, плотников, кровельщиков, столяров и т. д., которых должен нанять мастер-строитель. От этого также зависела и стоимость работ. В случае невыполнения договорных сроков, условленная цена могла быть пересмотрена.

Стоимость строительства записывается с наибольшей точностью, указываются также периодичность оплаты рабочим: первый взнос при подписании контракта, последний — при завершении дела в соответствии с традиционной формулой: «конец работе — конец оплате».

Строительству обычно предшествовало выполнение эскизов чертежей и почти обязательно — моделей. Среди архитекторов, предлагавших свои проекты, происходило активное соперничество. Когда в 1355 г. флорентийская коммуна постановила расширить городскую площадь, лучшим мастерам города было заказано «много проектов великолепной и огромнейшей лоджии у дворца, а вместе с ней и Монетного двора, где чеканят деньги». Поступившие проекты обсуждались, и в конце концов был единодушно одобрен и принят проект Орканьи. Преимущество проекта, выбранного заказчиком, было в том, что он самый большой, величественный и красивый[‡‡‡‡‡].

Большое значение имели модели, которые архитекторы заказывали столярам или выполняли собственноручно. В моделях собора, выполненной в соответствующих размерах, Брунеллески показал «все трудности, как, например, освещенные и темные лестницы, все виды источника света, двери, связи и ребра, а также сделал для образца кусок ордера галереи». Узнав об этой модели, архитектор Лоренцо Гиберти решил представить свою модель, даже две. Готовые модели были показаны заказчикам и оплачены. Любопытно, что Брунеллески получил за одну свою модель 312 лир 9 сольди, а Гиберти за две модели только 300 лир, но их биограф Вазари, чьи симпатии откровенно на стороне Брунеллески, с огорчением пишет, что модель Брунеллески была оплачена всего в 50 лир и 15 сольди. Вазари, по-видимому, не знал, что выплата Брунеллески, как это следует из распоряжения в книге казначея собора Мильоре ди Томмазо, была дополнительной. Модели служат не только для отработки архитектурной композиции здания, но и для определения необходимого количества материалов, а также стоимости строительства.

В первом известном со времен Витрувия архитектурном трактате Леона Баттисты Альберти «Десять книг о зодчестве» (около 50-х годов XV в.) — литературном документе по вопросам европейского зодчества, настоящей строительной энциклопедии, говорится и о назначении моделирования для расчета необходимых затрат и ресурсов. «Определив по отдельным частям модели весь план здания, — писал Альберти, — следует посоветоваться об этом с людьми сведущими и прежде чем строить, хорошо будет не только выяснить, откуда возьмутся средства, но и заготовить заранее все остальное, необходимое для строительства».

Конструированию модели как пособия для научного исследования Альберти придавал особое значение, даже большее, чем выполнению чертежей или рисунков. Он призывает «вновь и вновь обдумывать, пользуясь советом ученнейших, все сооружение и отдельные размеры всех его частей не только на чертеже и рисунке, но и в моделях и образцах, сделанных из досок или чего-либо еще, и прежде чем приступить к чему-нибудь из того, что требует издержек или заботы, исследовать это». При этом Альберти подчеркивал экономическую сторону дела, полагая, что не только вид постройки, но и сумма будущего расхода, «чем отнюдь не следует пренебрегать», будет точнее известна путем определения ширины, высоты, толщины, числа, объема, формы, вида и качества отдельных вещей, их ценности и стоимости рабочих рук. Здесь совершенно ясно просматривается руководство по составлению сметы на строительство по объемам работ и конструктивным элементам.

В эпоху Возрождения особое значение для строительства приобретает математика. Ее вмешательство в строительную практику архитекторами сначала было воспринято холодно. Когда по стенам римского собора вдруг поползли угрожающие трещины, папа Бенедикт XIX пообещал тому, кто сможет приостановить гибель прекрасного здания, огромную сумму. Тогда-то за решение задачи взялись многие, причем не только архитекторы, художники, скульпторы, но и математики. Специальный теоретический трактат трех ученых — Бошковича, Секье и Ле Сера вызвал много шума. Трактат, хотя и содержал некоторые ошибки в расчетах, вызвал немедленное возмущение архитекторов не по причине этих ошибок, а потому, что «математикой запятнали искусство». Архитекторы предложили свой способ спасения собора. Он оказался тем же, что и предлагали математики. Мнение папы склонилось в пользу ученых.

Установлено, что постройки Брунеллески, несомненно, несут следы его математических познаний, по-видимому, тщательно скрываемых от ученых-схоластов. Причина этого, по мнению академика В. Вернандского, коренилась в средневековом взгляде на науку как окостеневшую систему сведений, рассчитанных лишь на «спасение души» и далеких от мирской суеты. В связи с этим уместно вспомнить слова Леонардо да Винчи: «Всякая практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука — полководец, а практика — солдат».

Архитекторы получали единовременное или периодическое жалование по договору. Одновременно с назначением архитектора распорядителем и главой стройки ему выдавали определенную сумму. 13 августа 1423 г. по распоряжению консулов и попечителей нотариус записал на имя Брунеллески 100 флоринов, подлежащих выплате через Герардо, сына мессера Филиппо Корсини, и, кроме того, ему назначали содержание 100 флоринов в год. Архитектор Лоренцо получал назначенное ему жалованье даже тогда, когда был отстранен от участия в строительстве.

И все же мастеру приходилось помнить, кому он служит, от кого зависят заказы и награды. Однажды Лоренцо деи Медичи, беседуя с флорентийским живописцем Граффионе, сказал: «Хочу, чтобы мне сделали из мозаики и лепнины все внутренние ребра купола». На это Граффионе ответил: «У вас нет таких мастеров». На это Лоренцо возразил: «У нас денег столько, что мы их сделаем». Граффионе тотчас возразил: «Э, Лоренцо, не деньги делают мастеров, а мастера делают деньги».

Действительно, во имя своих эстетических идеалов заказчики (а то и сами архитекторы, если удавалось их убедить) нередко шли на большие затраты материалов, труда и денег. Например, вместо одной стены строили две: кирпичную, создающую конструктивное ядро, и каменную, необходимую для облицовки. Причем вторая, облицовочная, стена иногда достигала внушительных размеров.

Но в эпоху Возрождения тратили средства вовсе не безрассудно, напротив, их экономному расходованию придавали первостепенное значение. Применяя в лицевой части стены камень и кирпич, иногда внутренние части стен заполняли более дешевым материалом. Сооружая вместо деревянных мостов каменные, люди шли на большие затраты во имя долговечности сооружений. В этом случае более дорогие мосты оказывались в конечном счете более выгодными. В 1333 г. большим наводнением во Флоренции были уничтожены въезды на мост Рубаконте, разрушено селение Альтафронте, от моста Понте Веккио остались лишь два средних быка, были разрушены и многие другие сооружения. Правители города, заказывая архитектору Таддео Гадди проект и модель нового моста Понте Веккио, поставили два условия: мост должен быть наикрасивейшим и наипрочнейшим. Не жалея ни труда, ни расходов, архитектор выстроил мост с прочными береговыми устоями и сводами, сложенными из тесаного камня. Мост не только выдерживал 44 лавки, поставленные по 22 лавки с каждой стороны, но и устоял перед многочисленными наводнениями и даже перед сокрушительным наводнением 1557 г. Длина сводов от края до края составляла 32 локтя, средняя дорога равнялась 16 локтям, дорожки у лавок — по 8 локтей с каждой стороны. На сооружение моста пошли большие деньги — 60 тыс. золотых флоринов, но мост стоил того. И не только потому, что хозяйственные флорентийцы выручали за аренду лавок 800 флоринов в год. Построенный тем же архитектором в 1346 г. мост Понте Санта Тринита обошелся в три раза дешевле — всего в 20 тыс. флоринов, но оказался менее удачным, так как был совершенно разрушен наводнением 1557 г. Прочность и долговечность сооружений, по мнению Вазари, зависели и от выбора проекта, и от мастерства строителей.

Строителям эпохи Возрождения были под силу сложные технические операции. Об этом можно судить хотя бы по установке ватиканского обелиска. Известный римский архитектор Доменико Фонтано считал его вершиной своего творчества. Каменный обелиск массой 300 т и высотой более 30 м был перевезен в Рим из Египта еще в период царствования императора Калигулы. В соответствии с планировкой города весной 1586 г. потребовалось поставить этот огромный обелиск перед собором св. Петра. Подготовка и организация такого трудного мероприятия потребовали тщательной продуманности и напряженного труда в течение 5 мес. Сначала папа римский приказал огородить обелиск деревянным забором, чтобы любопытствующие не мешали работать. В день установки обелиска людям разрешили следить за работой, но под страхом смерти было приказано соблюдать полное молчание. Для убедительности тут же находился палач. О начале подъема обелиска Фонтано объявил сигналом трубы. В работе было занято 900 человек. Пришли в действие лебедки и тали, и гигантский обелиск медленно тронулся с места. Таким образом, при необходимости для крупного строительного предприятия даже в ту эпоху можно было собрать большое число людей и идеально организовать их работу.

Со строительством связан один любопытный пример того периода. В 1511 г. в Аугсбурге некоронованным королем европейских банкиров Яковом Фуггером Богатым был построен городок для неимущих католиков. Квартиры в этом городке предоставлялись лишь тем, кто мог доказать свою бедность, а при улучшении материального положения семьи ее выселяли за пределы благотворительного городка. Бедноте предоставлялись почти бесплатные жилища. Квартирная плата взималась в размере 1 флорина в год, чем окупались расходы на поддержание жилища в городке. Городок этот выглядел таким образом: на огороженной стеной территории площадью примерно 1,5 га были поставлены параллельными рядами двухэтажные уютные каменные дома с 102 двухкомнатными квартирами. Идея всего сооружения состояла не столько в создании бесплатного жилища, сколько в рекламе — об идеальном жилом мирке могли заговорить по всей Европе.

К вопросам градостроительной экономики эпохи Возрождения следует отнести мастерство реконструкции городов. Архитекторы бережно относились к памятникам прошлых эпох, считаясь с идеями своих предшественников. Как отмечает А. В. Бунин, «они умели «войти в город» каждой новой постройкой, не разрушая соответствующей художественной гармонии, а, наоборот, укрепляя и развивая ее». Таким образом, сохраняя старый строительный фонд, архитекторы экономили на новых затратах и делали это с большим тактом и мастерством. Об этом читаем у испанского драматурга Тирсо де Молина:

 

Вложили, скажем, деньги в дом

Облупленный, убогий, старый,

Он древней был вчера хибарой,

Стал нынче новеньким дворцом.

 

Экономические задачи, как видим, постоянно решались в практической строительной деятельности. В теоретических же трактатах, посвященных зодчеству, вопросам экономики уделялось особое внимание. О них писали Альберти, Палладио, Барбаро, Вазари и др. К основным вопросам, связанным с экономикой строительства, следует отнести: рациональное использование материалов, экономию трудовых и денежных затрат, целесообразный выбор участка для строительства, прочность и долговечность сооружений, и, наконец, качество постройки.

Принципы умеренности, бережливости, ограничения всякой роскоши, заимствованные у предков, действовали и в эпоху Возрождения. «Тот, кто хочет найти верное и правильное украшение,— писал Альберти,— тот понимает, что оно заключается не в размерах богатства, а более всего в дарованиях ума...» Обращает на себя внимание выведенная Альберти формула, по которой «всякое другое произведение, исполненное с такими же затратами или в таких же условиях, не имело бы более приятного вида или не стяжало больше похвал». Звучит весьма современно.

Архитекторы эпохи Возрождения были знакомы со знаменитым трактатом Витрувия. В конце XV — начале XVI в. одно за другим вышло несколько изданий этого трактата на латинском языке. Первое издание сочинений Витрувия на латинском языке вышло под редакцией Сиплития в 1484—1486 гг., второе — в 1496 г. (издатель неизвестен), а третье, четвертое и пятое в 1497 г., 1511 г. и 1513 г. осуществил Юкундус.

Когда эпоха Возрождения открыла для себя классика античной архитектуры, выдающиеся зодчие были поражены не только глубиной и мудростью его чисто архитектурных рекомендаций, но и не обошли вниманием и проблем экономики строительства, встречающихся почти во всех книгах трактата Витрувия. Например, серьезнейшим образом относился к вопросам экономики строительства Альберти. Однако, изучив советы античного мастера, пошел дальше. «Я полагаю,— писал Альберти,— что строительство и расходы не следует производить необдуманно как по другим причинам, так и затем, чтобы не повредить чести и доброму своему имени». Альберти не только дает «руководство» по составлению смет, но и определяет их специфику для сложных архитектурных сооружений. Уже в начале своего классического трактата Альберти отмечал: «...Вид и сумма будущего расхода... будут точнее известны путем определения ширины, высоты, толщины, числа, объема, формы, вида и качества отдельных вещей, их ценности и стоимости рабочих рук, и в то же время более ясно и достоверно будут известны род и количество колонн, капителей, базисов, карнизов, фронтонов, облицовки, полов, статуй и тому подобного, относящегося либо к прочности, либо к украшению здания». Итак, Альберти советует производить расчет стоимости сооружения с учетом затрат, относящихся к прочности и отдельно — к украшению зданий. Это уже уроки Альберти!

Даниэле Барбаро в «Комментарии к Витрувию», следуя за каждым словом древнего архитектора, восклицает: «Здесь мы находим поразительное указание, которое, дай бог, чтобы соблюдалось всегда, как оно соблюдалось раньше». Речь идет о строгом законе, существовавшем некогда в древнегреческом городе Эфесе, законе, по которому расходы по строительству не должны были превышать смету на одну четверть заявленной суммы. «Этот закон...,— писал Барбаро,— был бы полезен и в наши дни, притом в особенности в тех случаях, когда предстоит произвести расход сразу, когда решение связано с большим риском и отчетность более затруднена». В своем Комментарии Барбаро не упустил ни одного совета Витрувия, касающегося экономических вопросов, развивая, пространно комментируя и приспосабливая их к своему времени.

В 1561 г. была издана книга под названием «Новые наставления строить хорошо и дешево». Автор книги с таким интригующим названием стоит упоминания. В 1510 или может быть в 1515 г. (окончательно еще не установлено) в Лионе родился знаменитый архитектор Фелибер Делорм (точное имя также не установлено: так значится во всех актах, которые он заключал и подписывал, но в книгах, которые он написал, он именует себя Филибером де л’Ормом). Его отец — известный мастер-строитель, младший брат — тоже. Его карьера, пожалуй, типична для своей эпохи: чрезвычайная жажда знаний во всех жанрах, во всех науках. Он изучает математику, физические науки, греческий и латинский языки — это нужно для будущего архитектора. Изучает также естественные науки — нужные гораздо меньше, и даже медицину, астрологию, теологию. Настоящий человек Ренессанса. В двадцать три года он уезжает в Италию, изучает античность. Через три года возвращается в Лион и сразу получает значительный заказ: строит особняк на улице Жювери[§§§§§] для богатого казначея Жана Бильюда. Потом уезжает в Париж. Строит там маленький роскошный дворец** для своего прежнего покровителя Жана дю Белле, ставшего епископом столицы. Здесь бывают Рабле, Ронсар, король Франциск I. Придя в восторг от маленького шедевра, король берет Фелибера Делорма к себе на службу. Так, в тридцать один год архитектор получает официальную должность и титул смотрителя крепостей Бретани. Наиболее значительное сооружение, дошедшее (хотя и частично) до нас,— полная перестройка замка в Ане для прекрасной Дианы де Пуатье, фаворитки дофина, будущего Генриха II.

Став королем, Генрих II, восхищенный работами архитектора, назначает его главным управляющим королевских зданий. Кроме замка в Ане, строившегося пять лет, известны и другие значительные сооружения Фелибера Делорма в Париже, его предместьях и за пределами***.

 

Стены Вегеция (по Юсту Липсию, 1592)

 

В 1559 г на турнире погибает Генрих II. Обрывается и карьера архитектора, он оставляет все свои должности: Екатерина Медичи, жена короля, берет реванш. Отставка в сорок девять лет тяготит архитектора. Но нет худа без добра. Он создает произведения, в которых пытается отразить свой опыт. В 1561 г. Делорм издает книгу под названием «Новые наставления строить хорошо и дешево». Достойное название! Автор архитектурных шедевров, оказывается, думал об экономичности сооружений. В 1567 г. он издает второй труд под названием «Первый том архитектуры», в который он вводит и «Новые наставления» (предполагают, что первая книга к тому времени была распространена). Второго тома не было. Фелибер Делорм, которого хвалил Рабле и над которым насмехался Ронсар, умирает в Париже в 1570 г. еще молодым.

В эпоху Возрождения важнейшее значение приобретают вопросы экономики, относящиеся к различным сторонам строительного дела.

Поежде всего следовало установить, откуда будут взяты необходимые для строительства средства. И только в соответствии с размерами этих средств производится заготовка необходимых материалов, причем в таком количестве, чтобы не было задержки окончания стройки.

С точки зрения снижения затрат, строительный объект рассматривался не только в целом, но и в отдельных частях. Так, Альберти, подробно описывая желаемые качества строительного участка, отмечал, что наиболее вместительным участком и требующим меньших расходов при окружении его валом считается участок круглый. Если же участок расположен на склоне горы, то устройство насыпи или выравнивание участка следует производить «с умеренными и скромными тратами». В целях бережливости прелагается устройство под фундаменты не сплошного котлована, а «оставляя в нём промежуток, ставить на основании столбы наподобии колонн». Если скрепление камней известью на сваях покажется дорого, то рекомендуется связать камни ветками можжевельника.

Снижение стоимости строительства, сокращения расхода камня и извести, по мнению Альберти, можно добиться, устраивая в стенах ниши, которые, в свою очередь, могут использоваться как места для картин и статуй. Стоимость стен также значительно сокращается при определенном устройстве колонн, что одновременно способствует «сохранению прочности костяка и внушительности здания».

В архитектуре эпохи Возрождения одним из основных моментов был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, отличающуюся простотой, экономичностью, во многом облегчившую труд строителей.

Во избежание лишних затрат рекомендуется засыпать «между оболочками пустоту» бутовым или малоценным камнем. Заботясь об экономии, предлагается все излишнее удалять «без ущерба для крепости сооружений», оставлять между балками промежутки. Экономия может быть также достигнута при оштукатуривании стен, например, последний из трех слоев штукатурки делается не толще подошвы. При строительстве моста, наряду с долговечностью, одним из условий являются «не слишком обременительные затраты». В частности, экономия может быть получена, если устраивать не сплошное основание, а придать ему продолговатую форму военного судна, направленного навстречу течению. Указывается также способ самой дешевой прокладки водопровода, пересекающего пруд или озеро: в дубовых бревнах в продольных направлениях продалбливается отверстие, в которое вставляется труба, а затем покрывается известью.

Вместе с возрождением многих идей античной искусства в эту эпоху вновь возникают теории «идеального» города, учитывающие, разумеется, новые общественные условия и социальные перемены. Они отражены в энциклопедическом трактате Альберти, а также в трудах Антоние Аверлино, называемого Филарете. Альберти пишет о благоустройстве и функциональном членении города, об отделении жилища от вредного производства. Его градостроительные идеи, как и рассмотренные выше идеи экономичности отдельных сооружений, до сих пор не утратили своей актуальности.

Идеи Филарете показались современникам настолько нереальными, что его биограф Вазари снисходительно назвал фантазирующего архитектора «смешным и ненормальным». В своем беллетризированном (с приключениями и открытиями) трактате Филарете обращается к миланскому герцогу Франческо Сфорца с просьбой поручить ему строительство города Сфорциада с фантастическими зданиями. Здесь впервые встречается звездообразный план города. Надо было, чтобы прошли столетия, прежде чем коллеги оценили «ненормального» коллегу как одного из виднейших теоретиков градостроительства своего времени.

Проблемы «идеального» города решает Леонардо да Винчи, который «проектирует» свой город будущего, где нет ничего невероятного за исключением, пожалуй, разделения пешеходного и транспортного движения, связанного с различным общественным положением людей. Его идеи городов-спутников будут реализованы спустя столетия.

В трактате одного из первых представителей французской градостроительной мысли XVII в. Жака Пере де Шамбери в великолепных иллюстрациях изображены города в виде звезд с 16 и даже 23 лучами.

Проект своего «идеального» города рисует немецкий художник Альбрехт Дюрер: город с квадратным планом и центральной площадью, с укрепленным королевским дворцом, вокруг которого расположены жилища горожан — от наиболее богатых в центре до беднейших за крепостными стенами.

Теории идеального города, предложенные мыслителями Возрождения, во многих случаях содержали рациональную градостроительную основу, распространялись по разным странам и в ряде случаев осуществлялись в других исторических эпохах. Но и в тех случаях, когда они оставались «идеями», они оказывали несомненное влияние на все последующие теории градостроительства, основанные на функциональной и экономической эффективности.

В эпоху Возрождения важное значение приобретает проблема качества строительства, хотя она была важна и в предшествующие эпохи. О качестве строительства в эпоху Возрождения свидетельствуют прежде всего памятники архитектуры, но, кроме них, теоретические трактаты великих мастеров. Вазари писал: «Скажу лишь в общем о том, как распознавать хорошие постройки и какова должна быть их форма, чтобы они были одновременно и полезными, и красивыми». Каждый, если пожелает, может убедиться, построено ли здание превосходными архитектором «и в чем заключается его мастерство, а также понять, сумел ли он приспособиться к участку и к воле заказчика». Для этого, по утверждению Вазари, прежде всего следует обратить внимание, подумал ли тот, кто возводил это здание от самого фундамента, о том, мог ли данный участок по своей форме и размерам вместить качество и количество такого проекта как в отношении распределения помещений, так и в отношении украшений и в зависимости от расположения стен, допускаемого данным участком узким или широким, высоким или узким; подумал ли он и о том, расчленена ли постройка с изяществом надлежащей мерой при помощи расстановки колонн, окон, дверей, а также о соответствии внешних и внутренних стен, их высоте и толщине, словом, с учетом всего, с чем бы ни пришлось столкнуться.

Изготовление кирпича. Эпоха Возрождения Со старинной гравюры
Приготовление извести. Эпоха Возрождения Со старинной гравюры

Одной из причин, по которой следует обдуманно производить расходы, является в эпоху Возрождения престиж, честь, доброе имя архитектора. И это понятно, ведь от престижа зависят будущие заказы, а ничто другое так не повредит престижу, как напрасно израсходованные деньги. Можно необдуманно начать строительство, но с течением времени все, что не учли, станет явным. И тогда либо будешь вечно стыдиться своей ошибки, либо здание разрушат и ты будешь осужден за бессмысленные издержки и расходы. Так рассуждали в те времена, принимаясь за новый строительный проект. Неумелая работа осуждалась в сатирах. Себастиан Брант в знаменитом «Корабле дураков» писал:

 

А если плотник без смекалки

Бревно для потолочной балки

Начнет тесать — так от бревна

Щепа останется одна!

...И каменщиков есть немало,

Кирпич кладущих как попало.

 

Устройство полов в закрытых помещениях (по Рускони)

Поэтому архитектор (наверное, не каждый, а только лучшие, такие, как Брунеллески) трудился не покладая рук. Брунеллески сам ходил на кирпичные заводы, где месили кирпич, «чтобы самому увидеть и помять глину, а когда они были обожжены — собственной рукой с величайшим старанием отбирал кирпичи». Он внимательно следил за каменотесами, чтобы камни были прочные и без трещин. Он мастерил для них модели подкосов и стыков из дерева, воска, а то и брюквы. Его можно было встретить в кузнице, где изготовлялась скобянка. Он постоянно придумывал и изобретал различные приспособления, значительно облегчил труд строителей.

Всякое же нерациональное ведение строительства немедленно вызывало критику. Например, узнав, что где-то в зданиях применяют деревянные четырехугольные балки, смеясь интересуются, не стали бы там делать балки круглыми, если бы в их распоряжении оказались четырехугольные бревна.

О продолжительности строительства можно судить по следующим данным. Почти 15 лет сооружался купол флорентийского собора Санта Мариа дель Фьоре диаметром 42 м. Для ведения строительных работ Брунеллески сконструировал и построил несколько кранов и других подъемных машин.

 

  Год начала и завершения строительства
Начало строительства в XIV в.  
Карлов мост (Чехословакия, Прага)........ 1357—1378
Собор св. Стефана, южная башня (Австрия, Вена)... 1359—1433
Миланский собор (Италия)........... 1386—1856
Начало строительства в XV в.  
Ратуша (Гилд-холл) — Англия, Лондон....... 1411—1440
Кафедральный собор (Англия, Манчестер)..... 1422—1520
Костел Девы Марии (Польша, Познань)....... 1431—1448
Госпиталь иоаннистов (Родос).......... 1440—1489
Дворец Ручеллаи (Италия, Флоренция)....... 1446—1451
Церковь Сан-Франческо (Италия, Римини)..... 1447—1468
Ратуша (Нидерланды, Левен)........... 1448—1459
Ратуша (Нидерланды, Миддельбург)........ 1452—1520
Ромбаутскерк (Нидерланды, Мехельн)....... 1452—1578
Церковь Санта-Мария-Новелла (Италия, Флоренция).. 1456—1470
Капелла Портинари Церкви Сант-Эусторджо (Италия, Милан).................... 1462—1468
Церковь Фрауэнкирхен (Германия, Мюнхен)..... 1466—1492
Церковь Санта-Андреа (Италия, Матуе)....... 1472—1494
Палаццо Преторио (Италия, Лукка)........ 1492—1588
Церковь Сен-Джованни Эванджелиста (Италия, Парма) 1496—1607
Начало строительства в XVI в.  
Замок Гайон (Франция, Бурже).......... 1501—1510
Отель Бургерульд (Франция, Бурже)........ 1501—1537
Отель Руртерульф (Франция, Руан)........ 1501—1537
«Дом мясников» (Нидерланды, Антверпен)..... 1501—1503
Дворец Правосудия (Франция, Руан)........ 1508—1509
Вилла Фарнезина (Италия, Рим)......... 1509—1511
Капелла Куинджи церкви Санта-Пополо (Италия, Рим).................... 1512—1520
Замок-резиденция Шапонсо (Франция, Бурже).... 1515—1522
Капелла Сигизмунда I в соборе на Вавеле (Польша, Краков).................... 1517—1533
Замок-резиденция в долине (Франция, Бурже).... 1518—1529
Лауренциана при церкви Сан-Лоренцо (Италия, Флоренция).................... 1523—1568
Дом гильдии рыботорговцев («Де Залм») — Нидерланды, Мехельн.................. 1530—1534
Собор (Венгрия, Эгер)............. 1531—1585
Летний королевский дворец Бельведер (Чехословакия, Прага).................... 1545—1563
Ратуша (Польша, Познань)........... 1555—1560
Замок (Румыния, с. Криш)............ 1559—1698
Ратуша (Нидерланды, Антверпен)......... 1561—1565
Ландхауз (Австрия, Линц)............ 1564—1571
Ансамбль Уффици (Италия, Флоренция)...... 1570—1585
Ландхаузе (Австрия, Клагенфурте)........ 1574—1590
Палаццо делла Синьория (Италия, Лукка)...... 1578—1728
Театр Олимпико (Италия, Рим).......... 1580—1585
Церковь Сенкт-Михаэль (Германия, Мюнхен).... 1583—1597
Ратуша (Нидерланды, Лейден).......... 1595—1597
Турецкий минарет (Венгрия, Эгер)........ 1596—1687
Здание городских весов (Нидерланды, Харлем).... 1597—1598

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия