Студопедия — Понятие «Вещь» в статьях Мартина Хайдеггера «Вещь» и «Исток художественного творения».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие «Вещь» в статьях Мартина Хайдеггера «Вещь» и «Исток художественного творения».






Немецкий философ первоначально расширительно трактует вещь (King) в ее отличии от творения (Werk); этим словом, по его мнению, "именуют все, что только не есть вообще ничто", «вещь=res=ens=нечто сущее»[2]. Для Хайдеггера играет роль не столько материальность (облако и лист, смерть и суд он тоже называет "вещами"), сколько отсутствие живой души. Хайдеггер трактует понятие «вещь» трояким образом. Вещь как феномен дается в восприятии. Это значит, что мы имеем дело не с образом вещи, а с ней самой. В своей первой данности, т.е. то, «что воспринимается в таком “естественном” восприятии, мы называем вещью окружающего мира». Вещи окружающего мира это: гранит, сосна, озеро. Однако эти же самые вещи даны и как природные: камень, дерево, водоем. В этом случае мы имеем дело с природными вещами. И наконец, эти же вещи даны как вещности вещей: твердый, высокий, прозрачный, или, как поясняет Хайдеггер «все это структуры, которые составляют вещность вещи, структурные моменты самой природной вещи, вещные определения, которые можно выявить в самом данном предмете». Другими словами, по Хайдеггеру вещами окружающего мира, к примеру, могут быть:Гранит (=вещь окружающего мира) – это камень (=природная вещь), который является твердым (=вещность вещи);Сосна (=вещь окружающего мира) – это дерево (=природная вещь), которое является высоким (=вещность вещи);Озеро (=вещь окружающего мира) – это водоем (=природная вещь), который является прозрачным (=вещность вещи);Данные примеры еще раз подтверждают, что понятие «вещь» трактуется Хайдеггером трояким образом. Если мы сведем эту троякость к некоему единому и общему виду для всех вещей, то тем самым получим понятие вещи. Можно сразу же констатировать: вещь – это некая субстанция, обладающая определенными свойствами. Это и есть самое первое, естественно вытекающее понятие вещи. Но может ли оно нас удовлетворить? Нет. Поясним это. Свойства вещи – это и ее предикаты. Следовательно, равносильно сказать: вещь как субстанция обладает свойствами; высказывание о вещи, т.е. субъект, и есть его предикаты. Иными словами, строение вещи совпадает со строением высказывания о ней. Хайдеггер замечает, что традиционное определение вещности вещи как субстанции с акциденциями привычно, поскольку соответствует структуре простого высказывания, но, по сути дела, недостаточно обоснованно. Не суждение отражает строение вещи, а, наоборот, человек переносит на строение вещи способ высказывания о ней. С его помощью вещное никак не отличить от "невещного".

Для определения вещности вещи обычно используются качества, чувственно воспринятые человеком. Но вещь ближе чувственных восприятий, она "сформованное вещество", "синтез-сополагание вещества и формы", которые и нужно постичь. Поэтому, определяя чашу как вещь, Хайдеггер пишет: "Что такое чаша? Мы говорим: емкость; нечто приемлющее в себя что-либо другое. Приемлющее в чаше - дно и стенки. Это приемлющее можно, в свою очередь, тоже взять за ручку. В качестве емкости чаша есть нечто такое, что стоит само по себе. Самостояние характеризует чашу как нечто самостоятельное. В качестве самостояния чего-то самостоятельного чаша отличается от предмета. Нечто самостоятельное может стать предметом, когда мы ставим его перед собой, будь то в непосредственном восприятии, будь то в актуализации через воспоминание. Вещественность вещи, однако, и не заключается в ее представленной предметности, и не поддается определению через предметность предмета вообще"[3] (Хайдеггер опирается на немецкое слово "Gegenstand" – предмет, указывающее на противостояние человеку, субьекту). Согласно такому прочтению, вещи окружают человека раньше, чем становятся предметами. Качество вещности долгосрочнее качества предметности. Вещь - это часть бытия, а не только элемент культуры. Это форма в ее чистой непосредственной данности: вещь веществует. Но культура давно и прочно забыла о существе, о сущности, "вещественность вещи остается потаенной, забытой"[4], - констатирует Хайдеггер. Логика ясна: чтобы осознать сущность, требуется признание самостоятельности и самодовления. Иначе вещь не понять, не объяснить ее, а, следовательно, и не оценить.В качестве примера Хайдеггер снова берет чашу. Он начинает анализ вещности чаши с идеи ее изготовления. “Чаша есть вещь в качестве емкости. Правда, эта емкость нуждается в изготовлении. Однако изготовленность гончаром никоим образом не составляет собственную суть чаши, насколько она как чаша есть. Чаша есть не потому емкость, что изготовлена, а чаша должна быть изготовлена потому, что она есть”. Далее анализируется чаша как вмещающий сосуд. “Вещественность чаши заключается в том, что она, как вмещающий сосуд, есть. Мы удостоверяемся во вместимости его емкости, когда наполняем чашу. Вместительность обеспечивается, по-видимому, дном и стенками чаши. Но позвольте! Разве наполняя чашу вином, мы льем вино в дно и в стенки? Мы льем вино самое большее между стенками на дно. Стенки и дно – конечно, непроницаемое в емкости. Только непроницаемое – это еще не вмещающее. Когда мы наполняем чашу, вливаемое течет до полноты в пустую чашу. Пустота – вот вмещающее в емкости. Пустота, это Ничто в чаше, есть то, чем является чаша как приемлющая емкость”.

Мы видим, что Хайдеггер идет от изготовления вещи, от ее эйдоса. Однако описание сути вещи, по Хайдеггеру, раскрывается именно в использовании вещи, в ее применении человеком.Однако Хайдеггер еще только на полпути к сути чаши. Дальнейший анализ показывает, что упущено главное – что вмещает чаша и как она вмещает. И уже учет этого помогает Хайдеггеру прийти к сущности чаши. Чаша “вмещает, приемля то, что в нее наливают. Она вмещает, содержа принятое. Ее пустота вмещает двояким образом: приемля и содержа.... Принятие вливаемого и удержание влитого, однако, взаимно принадлежат друг другу. Единство их определяется тем выливанием, для которого предназначена чаша как чаша... Выливание из чаши есть поднесение. В поднесении чаши – существо ее вмещающей емкости. Существо вмещающей пустоты собрано вокруг поднесения... Поднести чашу – значит одарить кого-то ее содержимым. Назовем двоякое вмещение, собранное вокруг выливания, что вместе и составляет полное существо подносимой чаши, подношением. Чашечность чаши осуществляется в подношении налитого в нее. Пустая чаша тоже получает свое существо от этого подношения, хотя пустую чашу не поднесешь. Но эта невозможность поднести свойственна чаше и только чаше”. Первоначально, говорит Хайдеггер, King, causa, chose,thing, вече, вещь понималось именно как realiats, как самостояние, самобытие, однако «задевающее» человека. Аристотель употреблял слово «прагма» как «то, с чем можно или нужно иметь дело»[5]. Вещь толкает к действию, она операциональна, функциональна. Позже, в средневековой культуре, res меняется на ens – «присутствующее в смысле установленного и представленного». Когда Мейстер Экхарт называл Бога или душу groz dinc, «Великая вещь», он имел в виду их существование, а не материальную предметность. Еще позже трактовка снова изменилась – вещь оценивается как смысл, но смысл сущего постижим только человеком. По мнению Хайдеггера, эти трактовки, всегда связывающие вещь с человеком, не приближают к пониманию собственно вещи. Функциональное видение, кроме того, неизбежно односторонне, человек касается вещи-явления, забывая о ее существе. Своеобразие вещи, считает философ, рождается до ее функционального использования. Нужно осмыслить его онтологически, не абсолютизируя связь с человеком[6].«Вещь веществует. Веществуя, она дает пребыть земле и небу, божествам и смертным; давая им пребывать, вещь приводит этих четверых в их далях к взаимной близости»[7]. Это удается заметить, отойдя от традиционного научного- абстрагирующего и классифицирующего рассмотрения. Хайдеггер связывает бытие вещи со всем миром, из которого и в котором она возникает. «В подносимой воде присутствует источник. В источнике присутствует скала, в ней – темная дрема земли, принимающей в себя дождь и росу неба. В воде источника присутствует бракосочетание неба и земли. (…) В подношении воды, в подношении вина по-своему пребывают небо и земля. Но подношение их есть сама чашность чаши. В существе чаши пребывают земля и небо»[8]. Далее оказывается, что напиток из чаши, предназначенный смертным, первоначально считается пожертвованным богами. «В подношении чаши для питья пребывают по-своему смертные. В подношении чаши для возлияние пребывают по-своему божества»[9]. Так в бытии чаши появляется сакральный момент, а человек связывается с божественным началом. Как видим, Хайдеггер доходит до истоков и первоначальных смыслов вещи, не сводимых только к тем, что проявляются в процессе ее использования.

Древнейшие значения делают вещь тем, что она есть, и они же помогают человеку самоопределиться. Человек может определиться только через то, что им не является. Это происходит по средствам вещи. «Земля и небо, божества и смертные, сами собой единые друг с другом, взаимо принадлежат друг другу в односложности единой четверицы. Каждый из четверых по-своему зеркально отражает существо остальных. Каждый при этом по-своему зеркально отражается в свою собственную суть внутри односложности четверых. (…) Осуществляюще-вручающая зеркальность отпускает каждого из четверых на свободу его собственной сути»[10].В вещи пребывает - здесь и теперь - "односложность мира". Приобретая космическое значение, вещь у Хайдеггера собирает воедино пространства и стихии. Мост, например, «не просто соединяет берега, которые уже находятся здесь. Берега возникают в качестве берегов только тогда, когда мост пересекает поток (…) Одна сторона противопоставляется другой с помощью моста. Берега уже больше не тянутся вдоль потока как безразличные ограничительные полосы сухой земли. Вместе с берегами мост притягивает к реке просторы ландшафта, лежащего за ними. Он приводит поток, и берег, и землю в соседство друг с другом (…) Даже там, где мост покрывает поток, он поднимает его к небу, вбирая его на мгновение под сводчатый пролет и затем вновь выпускает его на свободу»[11]. Вещь появляется там, где действительно необходима, на пересечении мировых стихий, как природных (земля – небо), так и культурных (человек – божество). Случайно появившееся материальное образование, лишенное сути, вообще говоря, не есть вещь. Если чаша ничего не впускает в себя, она не чаша, а что-то другое. Одновременно человек, у которого есть вещь, лишается самоупоения и тотальности, «прислушиваясь» к существу мира, «приближаясь» к нему. Тогда как подход к предмету как к чему-то противостоящему допускает любое насильственное вторжение, любое изменение, не совпадающее с существом.По Хайдеггеру, предмет есть форма, которой человек как бы предписывает измышляемые им сущность и свойства, а вещь знаменует собой такое отношение к форме, которое в первую очередь прислушивается к собственной, внутренней ("потаенной") ее сущности. Предмет функционален, вещь не только такова. Предмет односторонен, вещь целостна. Более того, вещь конституирует "мирность мира", то есть через нее бытие самоопределяется в качестве мира. В этом процессе человеческое "присутствие" становится бытием-в-мире, человек обретает себя. Поэтому мыслить предметно может инженер, вещественно - дизайнер.По Хайдеггеру, вещь есть необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него.

Заключение.

Прочитав статьи Мартина Хайдеггера «Вещь» и «Исток художественного творения» мы можем сделать ряд выводов. Во-первых, Хайдеггер трактует понятие «вещь» трояким образом. Во-вторых, вещь по Хайдеггеру – это некая субстанция, обладающая определенными свойствами. В-третьих, Хайдеггер говорит о том, что для определения вещности вещи обычно используются качества, чувственно воспринятые человеком; однако вещь ближе чувственных восприятий, она «сформированное вещество».Немецкий философ также утверждает, в своих статьях, что не суждение отражает строение вещи, а человек переносит на строение вещи способ высказывания о ней. Согласно теории М.Хайдегера вещи окружают человека раньше, чем становятся предметами. Качество вещности долгосрочнее качества предметности. Вещь - это часть бытия, а не только элемент культуры. Это форма в ее чистой непосредственной данности: вещь веществует. Читая статьи Мартина Хайдеггера, мы понимаем, что вещь есть не потому, что изготовлена, а должна быть изготовлена потому, что она есть. Хайдеггер идет от изготовления вещи, от ее эйдоса. Однако описание сути вещи, по Хайдеггеру, раскрывается именно в использовании вещи, в ее применении человеком. Но при этом своеобразие вещи рождается до ее использования. Немецкий философ связывает бытие вещи со всем миром, из которого и в котором она возникает: источником, водой, небом и землей, которые их порождают. Хайдеггер доходит до истоков и первоначальных смыслов вещи. Древнейшие значения делают вещь тем, что она есть, и они же помогают человеку самоопределиться. В своих статьях Мартин Хайдеггер показывает разницу между такими понятиями как «предмет» и «вещь». Он также утверждает, что предмет есть форма, которой человек как бы предписывает измышляемые им сущность и свойства, а вещь знаменует собой такое отношение к форме, которое в первую очередь прислушивается к собственной, внутренней ("потаенной") ее сущности. Из статей Хайдеггера мы узнаем, что вещь целостна, что она конституирует "мирность мира", то есть через нее бытие самоопределяется в качестве мира. Ознакомившись со статьями, начинаешь понимать, что вещь ест необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него. Вещь всегда появляется там, где она действительно необходима, на пересечении мировых стихий, как природных, так и культурных. Вещь отражает в себе развитие культуры и цивилизации, технологии и методы, знания и вкусы, индивидуальные способности людей.

Список использованной литературы:

· Быстрова Т.Ю. «Культурные смыслы вещи как продукта дизайна»

· Быстрова Т.Ю. «Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна», Екатеринбург, 20013.

· Гадамер Г.Г. «Актуальность прекрасного», Москва, издательство «Искусство», 1991. -С.99-115 5.

· Самойкина Анна Александровна «Проблема вещи в работах русских феноменологов начала ХХ века»

· Абдуллин «Феномен вещи как символ четверицы и зеркальной игры мира»

· [1] Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995, стр.18, 10.

· [2] Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995, стр.9-10.

· [3]Хайдеггер, 1993: 317.

· [4] Бергер Л.Г. Пространственный образ мира «Парадигма познания» в структуре художественного стиля\\ Вопросы философии. 1994. №4, стр. 114.

· [5] Хайдеггер М. – «Время и бытие». Москва, издательство «Республика», 19934.

· [6] Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994, стр.221.

· [7] Вельфлин Г. Классическое искусство. М., 1912, стр.163.

· [8] Фицджеральд Ф. Портрет в документах: художественная публицистика. М., 1984, стр.126.

· [9] Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

· [10] Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 2000, стр.216.

· [11] Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 2000, стр.215.

 

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 2048. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия