Студопедия — Женщины – правительницы Египта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Женщины – правительницы Египта






 

 

Женщина в Египте больше чем женщина. Она – еще и царица. Дело в том, что в Древнем Египте долгое время сохранялись элементы матриархата. Следует помнить, что фараоны восходили на престол после брака с наследницей. Хотя бывало, что правительницами Египта становились женщины… Правда, сохранилось не так уж много имен правительниц‑женщин: египетская царица I династии – Мериетнит (около 3000 г. до н. э.); Хетепхерес I, супруга фараона Снофру и мать Хуфу; мать двух царей V династии – Хенткаус; первая женщина‑фараон – Нейтикерт; женщина‑фараон эпохи Среднего царства – Нефрусебек, царствовавшая 3 года; царица Хатшепсут; мать Эхнатона царица Тийа; Нефертити; божественная Клеопатра и др. Маргарет Муррей в книге «Блеск Египта» так описывает характер взаимоотношения полов и брачные законы: «Брачные законы Древнего Египта никогда не были сформулированы, и узнать их можно, только изучив браки и генеалогию. Тогда становится ясным, почему фараон женился на наследнице, не обращая внимания на кровосмешение, а если наследница умирала, то он женился на другой наследнице. Таким образом он оставался у власти… престол переходил строго по женской линии. Жена царя была наследницей. Женившись на ней, царь вступал на трон. Царское происхождение не играло никакой роли. Претендент на трон мог быть любого происхождения, но если он женился на царице, то сразу становился царем. Царица была царицей по происхождению, царь становился царем, женившись на ней». И все‑таки египетской женщине не просто было достичь таких социальных высот. Традиции господства мужчин все же давали о себе знать и в древности.

 

Экспедиция царицы Хатшепсут в Пунт. Рельеф из храма в Дейр‑эль‑Бахри

 

Одной из первых цариц стала великая и несравненная Хатшепсут. Она правила как мужчина и фараоновским званиям придала «женские окончания» (на храмовых сценах ее изображали с мужским телосложением, лицо ее украшала привязная борода). Ее правление немало способствовало тому, что Египет превратился в мировую державу первого ранга. Фиванские царицы способствуют изгнанию гиксосов из страны. Заметим, что это привело к возникновению Нового царства. Ряд женщин из фараонова окружения принимали участие и в заговорах, как это было с наложницей Рамсеса III. В отличие от других стран женщина в Египте могла стать правительницей (разве что на Руси да в Британии женщина бывала царицей).

Царицам воздвигали памятники. Такова была усыпальница красавицы супруги Рамсеса II, Нефертари, «той, ради которой светит солнце». Увы, божественная Нефертари рано ушла в мир иной. В скалах Долины цариц ей высечена усыпальница, самый красивый памятник некрополя. Росписи занимают там 520 кв. м. Это одно из лучших произведений искусства эпохи Нового царства. Над портиком и сегодня можно прочесть слова: «Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, успокоившаяся Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут». Хотя Диодор в «Исторической библиотеке» говорит, что у египтян «царица имеет больше власти и получает больше почестей, чем царь», ей все же приходится опираться в правлении на мужчин. Даже могущественная Хатшепсут искала опору в храмовой знати и вынуждена полагаться на распорядителей и жрецов. Она называла их «главой сановников», «главой начальников», «руководителем руководителей», «величайшими из великих» и т. д. Это и позволило ей находиться у власти 20 лет. В то же время ее продолжительное царствование служит неоспоримым доказательством того, что «гениальная женщина, будучи главою государства, может доставить славу великому народу и обеспечить его процветание».

 

Интерьер одного из залов гробницы Нефертари. Долина царей

 

В Месопотамии и у древних евреев девушки вступали в брачный возраст в 11–12 лет, а в Египте и того раньше – с 6 лет. Обычно же египетские женщины выходят замуж в 15 лет или еще раньше, становясь бабушками уже в 30 лет. Любовь переводится как «долгое желание». Правильнее было бы перевести это слово как «раннее желание». В египетской семье царят патриархальные отношения. Разводы были редки. Главной причиной развода являлось отсутствие детей. Если женщина выступала инициатором развода, она должна была вернуть мужу половину или треть имущества (суммы). Если же инициатором развода был мужчина, он терял все. В одном из сохранившихся документов (своего рода брачном договоре) говорилось: «Если я возненавижу тебя или если я полюблю другого мужчину, я верну тебе твое серебро и откажусь от какого‑либо права на землю». Такого рода договора были необходимы, ибо браки в Египте заключались не только между молодоженами.

В брак вступали люди разных возрастов, ранее бывшие в браке. И тут без определения имущественных, в том числе земельных, прав было не обойтись. Важным было и то, что если женщина решалась на развод, общий ребенок, видимо, оставался у отца. Характерно, что среди арамейского населения женщины пользовались еще боўльшими привилегиями. Так, они не работали и зачастую выступали главными экономами в семье. Они могли дать ссуду мужчине и, как принято говорить, были главой семьи, крепко держа мужчин в руках. Масперо пишет о положении тогдашней египтянки в таком духе, что ей, возможно, даже позавидуют некоторые современницы в Европе: «Египтянка из простонародья и средних классов пользуется уважением и независимостью больше, чем где бы то ни было. Как дочь, она наследует от родителей долю, равную доле своих братьев; как жена, она истинная госпожа дома (нибит пи), чей муж является не более чем любимым гостем. Она уходит и возвращается, когда вздумается, разговаривает, с кем хочет, и никто в это не вмешивается; она показывается перед мужчинами с непокрытым лицом, в противоположность сирийкам, всегда закутанным более или менее плотной фатой». И все же, признавая весомую роль женщин Египта, отметим и то, что мужчина занимал в иерархии первые места.

 

Профиль Нефертари

 

Египтяне обожали своих матерей, жен, невест, дочерей… Аббас Махмуд аль‑Аккад писал: «Мы не сможем понять, насколько египтянин консервативен или готов к бунту, если не поймем его любви к семье и его преданности традициям и семейным обычаям. Он консерватор в смысле сохранения семейного наследия, и во имя этого сохранения консерватизма он готов на восстание, чтобы защитить свои традиции. Египтянин может забыть все, за исключением чувства снисхождения, милосердия и норм поведения в своей семье». Мудрец времен Древнего царства Птахотеп, что оставил потомкам в назидание книгу мудрых советов, писал: «Если ты человек высокого положения, тебе следует завести свой дом и любить свою жену, как это подобает. Наполняй ее желудок и одевай ее тело; покрывай ее кожу маслом. Пусть ее сердце радуется все время, пока ты жив, она – плодородное поле для своего господина. Ты не должен спорить с ней в суде; не выводи ее из себя. Делись с ней тем, что выпадает на твою долю; это надолго сохранит ее в твоем доме». Другое изречение гласит: «Если ты молодой человек и берешь себе жену и вводишь ее в свой дом, помни, что тебя родила и вырастила мать. Не доводи до того, чтобы жена стала тебя проклинать, обратилась бы с жалобой к богам и они бы ее услышали… Не обременяй жену опекой, если ты знаешь, что она в полном здравии… Побольше молчи и наблюдай – только так узнаешь ты ее способности». Эти и иные признания указывают на уважительное и чрезвычайно бережное отношение мужчин Египта к своим женщинам и женам.

 

Нефертари подносит богам угощение

 

Семейные узы египтян крепки. Впервые в истории женщина тут встала вровень с мужчиной и семья стала строиться на основах взаимоуважения полов (с 2700–2500 гг. до н. э.). Даже на загробном судилище значение отношения мужа к своей жене рассматривалось как один из важнейших факторов благовидной жизни. Мужу говорилось: «Если ты мудр, оставайся дома, нежно люби свою жену, лелей и одевай ее хорошо, а также ласково успокаивай ее и выполняй ее желания. Если ты будешь далеко от нее, твоя семья развалится, поэтому раскрой ей свои объятия, позови ее, покажи ей всю свою любовь». Хотя в повседневной жизни бывало всякое, видимо, мужья и поколачивали жен, но в целом семья – это святое.

Все египтяне – одна большая семья. Розанов даже утверждал: «Египтяне открыли семью – семейность, семейственность». Далее он писал: «Чтобы открыть Египет, нужно было собственно в себе открыть семью» (курсив мой. – В. Р.). С превеликим изумлением он пишет о том, что никто из корифеев египтологии – Бругш, Масперо и другие – не догадался в своих открытиях и трудах восславить и воспеть египетскую женщину, «мать, над которою подняты ручки». В этом восхвалении их семейных традиций Розанов категоричен: «Только у египтян была МАТЬ, а у всех прочих мать».

 

Царь Пепи II на коленях матери, царицы Анхнесмериры II

 

Однако хотя египетская женщина и чувствовала себя увереннее, чем женщины других стран Востока и Запада, разумеется, и речи не могло быть о «равных правах» с мужчиной. Они не могли овладеть какой‑либо серьезной профессией или ремеслом. Среди них не было ни писцов, ни скульпторов, ни художников, ни ученых, ни плотников. Некоторые из представителей высшего круга могли читать и писать. Им не дозволялось выступать в роли жриц, хотя при храмах был свой штат женской обслуги. Документы называют их «певицами» – они пели в хоре и танцевали для увеселения богов, аккомпанируя себе при помощи музыкального инструмента (систры). Иногда их рассматривали как наложниц бога, но свидетельств о сакральной проституции, имевшей место у других народов, нет. В том же Вавилоне выбор профессий у женщин был шире (парикмахеры, прорицательницы, колдуньи, писцы, служанки, водоносы, лавочницы, ткачихи, пряхи). Иные могли там даже заняться коммерцией, торговлей, научными изысканиями, получив право на известную свободу мысли в обмен на обет целомудрия и верности, но это было редким исключением.

Греки и египтяне в равной мере умели ценить любовь женщины. Они отдавали должное ее искусству ублажать мужчин и доставлять ему высшее наслаждение. Женщины – источник любви, огня и света. В любовном плане о них можно сказать, что они прелестны, как нежный цветок распустившегося лотоса: они – те, из‑за любви к которым и восходит солнце. Поэтому нам показалось странным утверждение Г. Масперо, заявившего, что ему трудно представить египтянина в роли влюбленного, стоящего на коленях перед возлюбленной. Мы же с легкостью представили себе его – и у колен и между колен. И, хочу заметить, ничего противоестественного в этом жарком и жадном слиянии влюбленных мы не обнаружили.

Восток рано созревает для любви… В приторно‑сладострастном воздухе Египта даже лотос словно стремится слиться в объятии со стеблем папируса. До нас дошло 55 любовных поэм, написанных на папирусах и вазах, которые датируются 1300 годом до н. э. Среди авторов любовных стансов – как мужчины, так и женщины. В одной из поэм, носящей название «Беседа влюбленных», мужчина так описывает возлюбленную: «Прекраснее всех других женщин, светлая, совершенная, звезда, поднимающаяся над горизонтом при рождении нового года, сияющая красками, с быстрым движением глаз, с чарующими губами, долгой шеей и чудесной грудью».

 

Сундучок Перпаути и его супруги Ади

 

В законодательных постановлениях, касающихся взаимоотношений полов, чувствуется известная строгость. Видимо, в ту далекую эпоху женщины, носившие одну сорочку, да и мужчины не прочь были при удобном случае предаться любви. Но за насилие, учиненное над свободной женщиной, виновного мужчину подвергали оскоплению, тогда как, скажем, за прелюбодеяние по обоюдному соглашению мужчина получал тысячу ударов палкой, а бедную женщину уродовали; ей отрезали нос (Диодор). Существуют истории, поведавшие о том, как за измену неверная жена была погребена заживо, а ее любовник брошен в пруд с крокодилами. В другом случае жену‑грешницу, только замыслившую измену, но еще ее не совершившую, муж убил и бросил тело на съедение собакам. Восток всегда был суров в отношении женщин. Вряд ли эти ужасы случались часто, зная любвеобильность восточных семей. Об известной мудрости мужей свидетельствует и такое заявление: «Берегись женщины, которая выходит тайком! – советует писец Ани. – Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети – это преступление; и ее ждет смерть, когда узнают об этом, даже если она не насладится изменой». Суровые законы, видимо, не всегда соблюдались, учитывая то, что для мужчин существовала свобода половых отношений (он мог в доме иметь ряд жен и наложниц). В Мединет‑Абу мы видим довольного и ублаженного фараона, окруженного наложницами.

 

Роспись гробницы царицы Нофрет. Царство Рамсеса II. XIX династия

 

Но даже если женщины были неверны, мужья прощали им шалости, стоило тем поклясться в своей полной невинности. Женщины Египта пользовались правом на развод, что немыслимо, скажем, для иудеек или женщин Вавилона. Хотя власть мужчин на Востоке непререкаема и жена экономически зависит от них, отзвуки матриархата порой заметны в нравах и поведении Востока. Мать и в Древней Ассирии и Вавилонии занимала в семействе почетное место. Во многих документах имя ее стояло даже прежде имени отца. По ассирийским законам сын, оскорбивший свою мать, подвергался более тяжелому наказанию, чем за оскорбление отца. Однако согласно букве закона мужчина и женщина в Египте были равны в правах.

 

Изображение Мина

 

Тема интимных отношений между мужчиной и женщиной на протяжении большей части трехтысячелетней египетской истории оставалась закрытой для посторонних глаз. О том, как пары занимались любовью в те далекие времена, почти ничего не известно, что позволяет предположить, что вопросы эти решались, видимо, удовлетворительно и к взаимному удовольствию. Конечно, все разговоры об особом целомудрии древних египтян безосновательны. Мы помним, как жили первобытные народы (фактически в «свальном грехе»), знаем, как по сей день еще живут некие дикие племена. Об этом свидетельствуют фигуры итифаллических богов или так называемых «конкубинок». У всех народов полным‑полно свидетельств довольно разнообразных поз в половых отношениях (в Азии, Африке, Европе, Латинской Америке). Что мы видим в этом плане в Египте? Эротике уделяется немного внимания в научной литературе. Автор статьи об эротике в шеститомном «Лексиконе египтологии», немецкий профессор Л. Штерк, пишет: вероятно, скромность (и типичное для Запада фарисейство) не позволяли публиковать известный со времен Шампольона первоклассный любовный памятник древнеегипетской культуры – так называемый Туринский эротический папирус (издан лишь в 1973 г. Й. Омлином). В какой‑то мере сей пробел частично восполнила работа Л. Манних «Сексуальная жизнь в древнем Египте». Российскому читателю стоит рекомендовать статью М. Томашевской из журнала «Мир истории» (N№ 4–5, 2002). Воспользуемся и мы ее услугами.

 

Статуэтка Мина

 

Статуэтки женщин встречаются с эпохи Бадари и характеризуются определенной позой – руки под грудью. В следующий период (Негада) получают распространение на сосудах фигурки так называемых «танцовщиц», дам с поднятыми вверх и скругленными руками. При взгляде на их фигуры, на их мелодичное покачивание бедрами не верится, что перед нами скорбящие девы. Они больше напоминают танцующих женщин Востока, чьи руки вздернуты вверх и скорее обращены к мужчине, нежели к богу.

 

Священный бык Апис. Поздний период. Бронза

 

В династический период, в эпоху Древнего царства подобные статуэтки исчезают. На первые роли вышли мужские божества, играющие ведущие роли в пантеоне богов, олицетворявшие собой поклонение египтян фаллосу (один из них – Мин). К сожалению, на многих рельефах символы мужской силы и плодородия были уничтожены. Даже в известном мифе об Осирисе и Исиде прослеживается борьба за детородный член. Как известно, Осирис был умерщвлен родным братом Сетхом, да еще и расчленен. Но верная жена Исида собрала разбросанные по долине части тела супруга. Однако представьте себе ее разочарование, когда самую существенную деталь тела мужа она не нашла (ее проглотила рыбка). В конце концов ей все же удалось вернуть сокровище… В дендерском храме Хатхор, построенном в Греко‑римский период, есть рельеф с изображением Исиды в образе самки коршуна, парящей над вновь обретенным фаллосом мумифицированного супруга.

Любопытно и то, как относились древние к этому орудию любви и потомства… Говоря о члене, египтяне обозначали его соответственно той ситуации или сюжету, в которых ему приходилось действовать. Вероятно, громкие эпитеты («могучий», «красавец» и т. п.) ему давали скорее женщины и, разумеется, если тот заслуживал подобной высокой оценки. В иных же случаях его обозначали проще, чисто функционально, как «инструмент» или «мотыга». В любом случае сей орган имел прямое отношение к эротике и любви (два эти понятия даже обозначались одним иероглифом). То почтение, которое испытывали древние к фаллосу, видно и на примере того, что в эпоху Древнего царства при мумификации фаллосы порой мумифицируют отдельно. В рельефах Мединет‑Абу, храма Рамсеса III, имеется довольно редкое для Египта изображение: египтяне ведут подсчет убитых на поле брани ливийцев по отрезанным членам. Трудно сказать, почему они прибегли к таким методам подсчета. Возможно, опять же дело заключалось в том, сколь глубоко почитаем был сей инструмент у всех народов. Естественно, с особым трепетом и преклонением относились к божественному предмету дамы. Известно одно изображение ливийской царевны (с футляром для сего мужского атрибута). Такие же футляры носили египтяне в Додинастический период и в начале Раннего царства. В классическом Египте эта деталь сохранилась в царском костюме. Этот же символ достоинства и силы можно увидеть у карлика Беса, покровителя детей. В той же роли Бес выступал и в античных городах Северного Причерноморья, а также в соседних варварских поселениях. Женщинам, детям и, видимо, в широком плане материнству, покровительствовала богиня Туарет («Великая»), которую изображали в виде беременной бегемотихи, с висящими сосками. Нередко изображения Беса и его нагой партнерши (Бесет) находят в «комнатах инкубации» (в святилище Саккары), которые были предназначены для оздоровительных мероприятий паломников, что проводили тут ночи в мечтах и эротических сновидениях.

 

Ночной вид главного здания богини Хатхор

 

Древние египтяне заботились о своем потомстве и любили детей. Однако богиня Мут («Мать») не очень‑то стремилась «стать матерью‑героиней». У нее был лишь один сын от брака с Амоном – Хонсу. Гораздо большим почетом пользовалась богиня любви Хатхор. В честь ее устраивались пышные празднества, во время которых пили хмельной напиток (шедех). В лирических произведениях она выступала как богиня всех влюбленных. Поэты называли ее «Золотой», но умалчивали о детях. Под ее покровительством – все танцы и пирушки, а также дальние странствия. Возможно, древние прекрасно понимали, что между семейными обязательствами, повседневной (и рутинной, что уж там) жизнью с женой и влюбленностью все же есть некая разница… Хатхор – богиня скорее любовниц, чем жен. У нее есть рога, что, возможно, является неким тонким намеком для мужчин, которые и сами частенько носят подобные украшения. Все, кто жаждет любви и понимания женщин, должны обращаться к ней с просьбами и желаниями. Хатхор ассоциируется с переднеазиатскими богинями Астартой, Анат, Кудшу (егип. Кедшет), Шаушкой. Все эти богини известны как покровительницы плотской любви. В честь Хатхор со времени Среднего царства строили святилища на Синае, в долине Тимна и Библе. Одной из самых эротичных богинь была и сиро‑палестинская Кедшет, появившаяся на египетских стелах со времен Нового царства.

 

Ритуальный систр с головой Хатхор

 

Имя упоминают в связи с обозначением месопотамских храмовых блудниц (кадиштум). Изображают ее обычно анфас и нагой, стоящей на спине льва. Она предстает перед богом Мином, изготовившемся «к бою». Тут же и переднеазиатский бог войны Решеп. Все это отражает общий исторический фон. Женщина являлась тогда предметом вожделения со стороны как своих, так и чужих мужчин. Как видим, богини любви популярнее богини Нут, что рожает детей каждое утро, а вечером их проглатывает. Актуальны и советы, как удовлетворить женщину и мужчину, а также, как предохраниться от зачатия и болезни. И уж на что верная пара Осирис и Исида, но и то тут Осирис однажды перепутал Исиду с ее сестрой, Нефтис. Чего не случится, когда живешь в одном доме. В общем и целом, египтяне вполне довольствовались обычным семейным счастьем и не искали приключений на стороне. Однако именно с эпохи Нового царства проникает в быт эротика.

 

Статуэтка царицы

 

Древнеегипетская семья была моногамной. К женитьбе поэтому относились серьезно. Часто можно было услышать историю, как трудно найти женщину, верную своему мужу (об этом писал даже Геродот). Поэтому нередки предостережения вроде тех, что в Поучении Птахотепа:

 

Если дружбой дорожишь

Ты в дому, куда вступаешь

Как почтенный гость иль брат, –

Обходи с опаской женщин!

Не к добру сближенье с ними,

Раскусить их мудрено.

Тьмы людей пренебрегли

Ради них своею пользой.

Женских тел фаянс прохладный

Ослепляет, обольщает,

Чтобы тотчас превратиться

В пламенеющий сардоникс.

Обладанье ими – краткий сон.

Постиженье их – подобно смерти!

 

Однако многие продолжали стремиться к обладанию женщиной, несмотря на все страхи и предупреждения: от юных писцов, что несмотря на запреты увлекались «девками», до царей и фараонов, к услугам которых был гарем (ипет), т. е. все эти «красавицы дворца» и «любимицы царя». Разумеется, у фараона была жена – Великая царская супруга. Царица в Египте являлась воплощением сладостной богини Хатхор, дочери солнечного божества. В задачи царицы входило рождение наследника фараону, то есть обеспечение законной преемственности власти, а также служение царю и обществу в роли общественного символа высшей красоты (ну и «предмета любви»).

 

Рамсес III за игральным столом

 

Царица обладала немалой политической и религиозной властью. Об этих функциях «Первой среди женщин царя» мы уже частично сообщали. Однако зная мужскую природу, можно предположить, что даже исключительное положение царицы, ее роскошные дворцы, наряды и богатые украшения, а также громкие эпитеты, подобные словам «Единственное украшение царя», не делали ее единственной обладательницей тела фараона. У того был довольно внушительный гарем (хотя и не в турецком смысле). Это была своего рода семья, где глава‑мужчина имел несколько законных жен или «младших цариц».

 

Певицы и танцовщицы из гробницы в Фивах с одной из дам гарема

 

Впрочем, если те ему надоедали, к услугам были еще и наложницы (нефрут). Эти девы‑красавицы, услаждая фараона всеми доступными способами, обитали в царском гареме и теряли свой статус лишь с рождением первого ребенка. Их еще называли «Сладостными в любви». Младшие царицы и нефрут наполняли дворец «красотой, любовью, ароматом». В одной из сказок (папируса Весткар) говорится о том, как однажды мудрец Джаджаеманх посоветовал затосковавшему вдруг фараону пойти и развеяться: «…Пусть твое величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, (и) сердце твоего Величества освежится, когда ты будешь любоваться красивыми зарослями твоего озера, ты будешь любоваться полями, обрамляющими его, его красивыми берегами – и твое сердце освежится от этого»… Царь внял его совету и отдал приказание: «Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и (лоно) которых еще не было открыто родами». При последних словах он красноречиво и выразительно посмотрел на своих слуг. «И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды». Все было в точности исполнено. Потом женщин, вероятно, посадили на весла, и фараон отправился в любовное плавание. Девушки ублажали фараона песнями, игрой на музыкальных инструментах и танцами…

 

Вторая супруга Эхнатона – Кийа – в нубийском парике

 

В Египте была распространена и светская проституция, куда набирались отверженные и покинутые женщины, бродяжничавшие по стране и отдававшиеся каждому желающему. Подтверждением тому стала и папирусная находка в Египте (1891 г.), возвратившая нам изрядное количество стихотворений Геронда, из которых прежде были известны лишь скудные отрывки в виде случайных цитат. Как считают, Геронд жил в середине III века до н. э. и происходил с острова Кос. Его стихотворения, называвшиеся мимиамбами, написаны «хромающими» ямбическими триметрами. Они очень жизненны и реалистичны. Геронд описывал жизнь увлекательно и правдиво. Ряд живых сцен из его поэзии: изображение обольстительницы‑сводни; описание манер хозяина публичного дома, что по‑аттически ораторствует перед судом на Косе; образ учителя, поколачивающего бездельника‑ученика по просьбе матери; восхищающихся храмом Асклепия дам, приносящих ему жертвы; ревнивицы, которая карает и милует рабов, когда ей вздумается; взволнованные подруги, ведущие интимную беседу о том, как побыстрее достать олисбы (так называли искусственные пенисы); или картина посещения женщинами лавки лукавого сапожника Кедрона. Сценки повествуют о повседневной жизни обитателей древнего мира, показывая ее с разных сторон, причем очень реалистично.

 

Прихорашивающаяся египетская проститутка. Фрагмент Туринского папируса

 

Гетера, несущая фаллос. Фрагмент древнегреческой вазы

 

Фаллос несли торжественно, как боевое знамя, водружаемое над поверженным врагом… Птицу‑фаллос обычно сопровождали девушки из знатных родов, хотя случалось, что такой чести удостаивались и гетеры. Порой придумывали различные приспособления, которые еще более оживляли процессию и веселили народ. Французский историк М. Детьен отмечает, что аналогичные празднества имели место и в Египте: «Безусловно, египтяне знали Диониса, они узнали его даже раньше других. Подобно грекам, таким же образом они чествовали Диониса‑Осириса. С той только разницей, что вместо того, чтобы шествовать с фаллосом, как эллины, женщины Египта несли статуэтки на шарнирах, которые они заставляли шевелиться, дергая за веревочки, и мужской член начинал бурно двигаться, пенис статуи был такого же размера, как и она сама. Непропорционально большой член Диониса‑Осириса, который Геродот назвал бы по‑гречески Приапом, таким, каким он предстал в городе Лампаске, но уже век спустя». На празднования Диониса колонии и союзники афинян должны были посылать свои дары в виде фаллосов. Самый большой, 60‑метровый, украшенный золотой звездой, по описаниям, носили на празднике Диониса в Александрии, о чем имеется и документальное подтверждение Калликсена Родосского, которое он оставил, описав красочные фаллофории (то есть шествия с фаллосом), происходившие в этом городе в 275 году до н. э. Вероятно, это было и в самом деле потрясающее зрелище, почище нынешнего (весьма красочного) карнавала в Рио‑де‑Жанейро.

 

Женские и мужские развлечения

 

В одном из интереснейших произведений древнеегипетской литературы («Сказке о двух братьях») рассказывается о вполне реальном коварстве, измене жены. В ее основе лежит история двух братьев, один из которых (Бата) женился на коварной и неверной женщине. Не очень удачливым в выборе дамы оказался и старший брат. Несмотря на утрированный характер сказки, она примечательна в философском отношении. Погубив мужа, его жена вышла замуж за фараона. Но даже успешная социальная карьера не принесла ей счастья. И после того как она очутилась «в том интересном положении, что существует лишь для дам», наступил час расплаты. Получилось так, что она забеременела от своего мертвого мужа сверхъестественным путем. Но когда сын вырос, он после смерти фараона свершил над ней суд. Так что описанная выше свобода поведения египетских женщин была относительной.

 

Лицо нежней сирийских лилий

Избороздил жестокий страх,

И ножки розовые ныли

В тяжелых бронзовых цепях.

 

Как скалы сумрачной пустыни,

Стоял недвижно длинный ряд

Жрецов безжалостной богини,

Недосягаемой Маат.

 

И юный сын был с нею рядом,

Смотрел пытливо, как старик,

Давно, давно знакомым взглядом

В ее поблекший скорбный лик.

 

И вновь, как грозные раскаты,

Звучали страшные слова:

«Я – твой супруг, твой старый Бата,

Я жив, и месть моя жива».

 

В ответ раздался безотрадный,

Бессильный, жалкий женский плач,

И судьи были беспощадны,

И был безжалостен палач.

 

И утром около лоханки

Худые уличные псы

Глодали скудные останки

Недосягаемой красы…

 

О египетских женщинах, входящих в так называемый «царский круг», можно сказать, что они обладали дворцами и имуществом, могли занимать важные храмовые должности и получали за это особую плату. Они разделяли все превратности жизни с супругами, до пределов, которые немыслимы для древних греков. Итак, они обладали высоким статусом и были равны с мужьями перед законом.

 

Диадема египетской принцессы XII династии

 

И тем не менее история древнеегипетских цариц, как отмечает В. Головина, остается ненаписанной. Большинство цариц Египта исчезло из истории, напоминая тень царицы Эвридики, растаявшей во мгле царства Плутона. Важная попытка заполнить этот пробел была сделана в 1992 году, когда в ходе шестилетних работ удалось восстановить росписи знаменитой гробницы N№ 66 из Долины царей. Это один из лучших образцов настенной живописи в Египте. Гробница принадлежит царице XIX династии – Нефертари… «Жена царева, великая Нефертари Меритенмут» была супругой самого значительного фараона Нового царства – Рамсеса II. Египет вступил тогда в полосу своего расцвета. С именем Нефертари связано было несколько сотен надписей. Ее монументальные изображения превосходят по своим размерам и уровню мастерства все известные памятники древнеегипетских цариц. Уже то, что ей удавалось в течение 25 лет сохранять привязанность Рамсеса II, говорит о многом. Видимо, это было не очень‑то легко, учитывая, что сей сластолюбец делил ложе с массой наложниц, сестрами и даже двумя дочерьми (это не помешало ему дожить до 90 лет).

 

Египетские танцовщицы

 

Если, говоря о Тутанхамоне и Нефертити, мы прежде всего вспоминаем яркие страницы собственно египетской истории, а с именем Александра – ее греко‑македонский отрезок, то вот с именами Клеопатры, Цезаря и Антония в памяти возникает период правления Римской империи. В любовном романе египтянки и великих римлян сошлись две души – волевая душа Запада (Цезарь, Антоний), властная и победоносная, а рядом – жаждущая приключений и страсти душа Востока. «Воплощая двойственность священных образов, женское божество могло быть и доброй Хатор, богиней чувственных наслаждений и веселья, и опасной Сехмет, львицей – вестницей беды и коброй, способной останавливать врагов и грешников» (Ж. Юайотт). Так ведут себя все женщины Востока – они покорны и чувственны, как божественные обезьяны, и ревнивы, опасны и насторожены, как хищные тигрицы.

 

Бюст царицы Клеопатры из Британского музея

 

Если бы мы провели опрос среди мужчин, на всех континентах мира, в надежде узнать имя самой пленительной женщины всех веков и народов, то среди самых громких имен на одном из первых мест, помимо Нефертити, была бы Клеопатра, дочь царя Птолемея XII (69–30 гг. до н. э.). Эта умная женщина, ставшая царицей Египта (51 г. до н. э.), сумела обворожить двух известнейших политиков‑воинов императорского Рима – Юлия Цезаря и Марка Антония. Кем же была эта чаровница? «Зловредная волшебница», «дрянь», «трекратная блудница» «беспутная египетская ведьма», «роковое чудовище» («fatale monstrum») или полубогиня, «чудо», «упоительная вакханка» «само вожделение»?

 

Драгоценные цепочки и пояс из найденных кладов

 

Говорят, в ее жилах текла греко‑македонская кровь. Отрывочные сведения о ней встречаем у Плутарха и Диона Кассия. Оба уверяли, что Цезарь ради страсти к царице и начал бесславную войну с Александрией и Египтом. Царица, находившаяся в это время в изгнании, якобы дерзко пробралась к нему во дворец ночью (доставленная перед очи повелителя мира в тюке одежд или в ковре). В момент их встречи Цезарю было 53 года, Клеопатре – 21 год. Тот был очарован ее отвагой, речью, красотой. Он пытался примирить ее с царем, чтобы те могли царствовать совместно. Однако возник заговор, на Цезаря напали. Но тот спасся, подпалив при этом знаменитую Александрийскую библиотеку.

 

Один из образов Клеопатры

 

Визит Цезаря в Египет имел огромнейшее значение для Клеопатры. Опасные соперники устранены. Она стала полновластной царицей, родив императору сына (его назвали Цезарионом). Дион Кассий так описывал мотивы встречи: «Сначала она хлопотала о себе перед Цезарем через посредников. Потом, узнав, что он падок на женские прелести, сама обратилась к нему с просьбой: «Поскольку друзья не излагают мои дела верно, я думаю, что мы должны встретиться лично»». Она была прекрасна, сияя очарованием юности. У нее был прелестный голос, она умела быть обаятельной. Наслаждением было смотреть на нее и слушать. Она могла покорить любого – даже Цезаря, мужчину немолодого. Одним словом, cherchez la femme!

 

Римский император Юлий Цезарь

 

Помня, что Клеопатру называют «последним фараоном», попробуем разобраться в мотивах ее поступков. Самым важным для нее было – обрести власть над Египтом… Римляне стремились к созданию «всемирной империи» (подобной той, о которой грезил Александр). Богатства и житницы Египта были очень лакомым куском. Потому ему в честолюбивых планах политиков уделялось важное место (Помпей, Цезарь, Антоний и др.). О том, сколь заметную роль играл Египет в планах Рима, можно судить по речи Цицерона. Будучи консулом, тот выступил против планов Красса, Цезаря и группы политиков захватить Египет, приняв закон Рулла: «А Александрия и весь Египет? Как тщательно они их припрятали, как обх







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия