Студопедия — А.В. ИВАНОВ, В.В. МИРОНОВ 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А.В. ИВАНОВ, В.В. МИРОНОВ 5 страница






[649] Франк С.Л. Указ.соч., с.361-362.

[650] в виде солипсистской, натуралистической или утилитарно-праксеологической установках сознания.

[651] О естественнонаучном оправдании позиции платонического имманентизма в связи хотя бы с открытиями в области голографического хранения и передачи информации см. в книге автора: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994, с. 116-119.

[652] Кант И. Собр. соч. в 6-т.т., т.3. М., 1964, с.80.

[653] Гуссерль Э. Философия как строгая наука// Логос, 1911, N 1, с. 13.

[654] См. о методологических нюансах феноменологического метода в его работе: Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994, с.33-35.

[655] См. его знаменитую работу: Гуссерль Э. Парижские доклады// Логос, 1991, N 2, с.28-29.

[656] Франк С.Л. Указ. соч., с. 104.

[657] Справедливости ради отметим, что и сам поздний Гуссерль, осознавая уязвимость ряда своих тезисов, вводит идею «жизненного мира», как неявного смыслового фона любой человеческой деятельности европейского человека. См. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Вопросы философии, 1986, N 3.

 

[658] В литературе принято различать объект и предмет той или иной науки ссылаясь на то, что один и тот же объект (скажем, человек) может быть предметом рассмотрения разных наук (медицины, этнографии, психологии). С методологической и пропедевтической точек зрения такое разведение имеет смысл. Однако в гносеологическом плане человек во всех этих науках является объектом (или предметом) познавательной деятельности, т.е. тем, что должно быть познано субъектом.

[659] Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с. 48.

[660] Там же, с. 51.

[661] Флоренский П.А., священник. Соч. В 4-х т., т.3(2). М., 1999, с. 453.

 

[662] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, с. 21.

[663] См. Знаменитый анализ практики йоги в книге К. Эванса-Вентца: Tibetan Yoga and Secret Doctrines. L., 1958, р. 85.

 

[664] Так, в галактике, по-видимому, существуют такие отдаленные планетные системы, которые мы просто не можем наблюдать в силу того, что свет от них не успел еще достичь Земли за время ее существования.

[665] На сознании как особо сложном предмете познания мы еще остановимся ниже.

[666] См. об этой особенности объекта познания в уже упоминавшейся работе С.Л. Франка «Предмет знания».

[667] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1988, с. 722.

[668] См. об этом подробнее в монографии автора: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 97-105.

[669] Цит. по: Джуа М. История химии. М., 1978, с. 212.

[670] См. классические психологические исследования этих вопросов в работах Д.Н. Узнадзе: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

[671] Кантовскую априорность (доопытность) не следует путать с декартовскими врожденными идеями. Такая позиция неприемлема для кенигсбергского мыслителя в силу ее натурализма.

[672] См. о подобной позиции, например, у Н.О. Лосского в кн.: Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995, с. 202-204,304-305.

[673] Трактовка этого Абсолютного Субъекта познания различна у разных русских философов. У одних (С.Н. Булгаков) таковым признается София-Премудрость Божия; у других (Е.Н. Трубецкой) – сам Христос-Логос. "Есть некоторое сверхпсихологическое сознание, - пишет, например, Е.Н.Трубецкой,- безусловное и всеобщее как по форме, так и по содержанию. И я - психологический субъект - могу сознать истину, лишь поскольку я так или иначе приобщаюсь к этому сознанию" (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994, с.14).

[674] Словосочетание «познавательный образ» используется здесь в предельно широком смысле, т.е. к познавательным образам могут быть отнесены не только образы восприятия и конкретные представления, но также научные гипотезы, теории и т.д.

[675] См. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

[676] См. Генон Р. Символы священной науки М., 1977.

[677] См. работу П.А. Флоренского «Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания)»// Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т.т., т.2.М., 1996, с.51.

[678] См. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974, с. 85-86. Более подробно на проблемах языка мы остановимся в рамках следующей темы.

[679] Отсылаем читателя в этой связи к содержательной книге Т.П. Григорьевой «Дао и Логос (встреча культур). М., 1992.

[680] Сартр Ж.П. Проблемы метода. М., 1994, с. 11.

[681] См. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии М., 1985.

[682] Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997, с. 286-287.

[683] В данном случае проявляется еще одна – уже языковая грань – антропокосмического поворота, который происходит в современной культуре.

[684] Но одновременно базовые смыслы языка и трансцендентны относительно человека, ибо не выдумываются, а как бы творчески “распаковываются” усилиями его сознания, о чем мы еще скажем ниже.

[685] См. Рильке Р. Избр. соч.М.,1998, с.531.

[686] Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993, с.269.

 

[687] Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997, с.675.

[688] Подробное методологическое обоснование различения синхронного и диахронного подходов дается в части 1, главе 3 “Курса общей лингвистики” (см. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977).

 

[689] Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990, с. 41.

[690] “Тесный корсет официального языка”, по словам Соссюра, тормозит его развитие, но не в силах остановить совсем (Заметки по общей лингвистике. М., 1990, с. 47).

[691] Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983, с.115.

[692] Ветров А.А. Семиотика и её основные проблемы. М., 1968, с. 136.

[693] В книге В.Н. Волошинова “Марксизм и философия языка” (Л., 1929, с.126), которая принадлежит М.М. Бахтину, подчеркивается важность “в живом высказывании” не только “значащих элементов”, но и “оценивающей ориентации”. Однако, этот ценностный акцент, выраженный в экспрессивной интонации высказывания, не полагается в качестве отдельной функции языка, поскольку “в абстрактных элементах системы языка” оценок нет (там же).

[694] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996, с.21-22.

[695] Эти функции: 1) референтивная (выражает направленность на контекст); 2) эмотивная, или экспрессивная (на адресанта); 3) конативная, или апеллятивная (на адресата); 4) поэтическая (на сообщение); 5) фатическая (на контакт); 6) метаязыковая (на код). См. знаменитую статью Р. Якобсона “Лингвистика и поэтика” (в кн.: Структурализм: “за” и “против”. М., 1975). Отметим также, что для Р. Якобсона, работавшего в функционалистской парадигме пражского лингвистического структурализма, коммуникативная функция языка являлась преимущественным объектом рассмотрения.

[696] Непосредственный акт поэтического творчества находится целиком вне сферы коммуникации и не может быть постигнут в категориях коммуникативного взаимодействия. Даже “диалог” с языком - единственным собеседником и орудием поэта, - по сравнению с коммуникативным смыслом диалога является метафорой, ибо язык говорит поэту только то, что сам поэт жаждет от него услышать. Интенсивный поиск слова в поэтическом творчестве - это по сути не диалог с языком, а диалог-монолог души с самой собой, цель которого найти слова-намеки, обнажающие сущность сказываемого содержания.

[697] Тема языковых предрассудков специфична для герменевтической традиции (Ф. Кюммель, Г. Миш, Х. Липпс, М. Хайдеггер, Г.Г. Шпет и др.).

 

[698] Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, с.219.

[699] Там же.

[700]“Наш язык, - пишет Фромм в работе “Из плена иллюзий”, - не обеспечивает нас словами, необходимыми для описания многих внутренних переживаний, не соответствующих схеме наших мыслей”. (См. в кн.: Фромм Э. Душа человека. М., 1992, с. 346).

[701] Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997, с.55.

 

[702] См. об этом небольшую работу Ван Дейка “Анализ новостей как дискурса” (Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989).

[703] Платон. Собр. соч. в 4-х тт., т. 2, М., 1993, с.173-174.

[704] Там же.

[705] Такова жизнь, скажем, “публицистической богемы” в Париже ХVIII века, с ее идолами и кумирами, оплачиваемыми вкусами и методами “препарирования фактов” на заказ, внутренними течениями и идеологическими войнами реалистично и с художественной точки зрения блестяще явлена, например, в “Человеческой комедии” Бальзака.

[706]Мы не будем останавливаться на рассмотрении психологических, идеологических и собственно лингвистических средств и приемов подавления и манипуляции воспринимающими сознаниями, поскольку они детально проанализированы в соответствующей литературе. Особенно яркими в экспликации данного вопроса являются работы Р. Барта и Ван Дейка (см., например, “Мифологии” Р. Барта в его кн. “Избранные работы.Семиотика. Поэтика”. М., 1989; и сборник исследований Ван Дейка Т.А. “Язык. Познание. Коммуникация”. М., 1989), а также выпущенная коллективом научных сотрудников психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова монография “Техника дезинформации и обмана”. М., 1978. Несомненный интерес представляют также статья Вильгельма Шмидта о соотношении языка и политики в кн. “Актуальные проблемы языкознания ГДР: Язык - идеология – общество” (М., 1979), а также книга Юдиной Т.В. “Стратификация немецкой общественно-политической речи”. М., 1993. В последней “маркирующим признакам речевой структуры современной ОПР” посвящена отдельная глава.

[707] Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. Киев, 1984, с.106.

[708] Общее мнение ученых нового времени в данном вопросе высказал Дюкло в “Замечаниях ” к грамматике Пор-Рояля: “Люди сами по себе находятся под властью ИМЕН, и, когда их слуха достигает имя, которое им знакомо, они считают, что поняли его смысл, хотя зачастую не поняли ничего. (Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990, с.223).

[709] См. его работу “История возникновения и этапы эволюции философской герменевтики” в кн.:Герменевтика: история и современность. М., 1985,с. 31.

[710] В диалоге “Кратил” Платон устами Сократа критикует теорию произвольности имен в пользу репрезентации через подобие, которая со временем часто утрачивает очевидность под воздействием таких дополнительных факторов как условность, обычай или привычка.

[711]Бёлль Г. Язык как оплот свободы// Философские науки, 1990, № 4, с.93.

[712] Флоренский П.А. У водоразделов мысли (разд. “Итоги”) // Собр. соч. в 2-х тт., т. 2, М., 1990, с. 344.

[713] Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993, с.32-33.

 

[714] Смыслы языка трансцендентны, поскольку не созидаются человеческой субъективностью, а имеют относительно автономное бытие, до конца неясной природы. Об этом мы еще скажем позже. Однако, с другой стороны, эти языковые смыслы имманентны человеку, ибо всегда им индивидуально распаковываются в творческих актах языкового сознания.

 

[715] Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998, с.23.

[716] Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 158.

[717] Несмелов В.И. Наука о человеке, том 1. Казань, 1994, с. 122-123.

[718] Сартр Ж.П. Воображение// Логос, 1992, N 3, с. 106.

[719] Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993, с.318.

[720] Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990, с. 107.

[721] Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 64.

[722] Шпенглер О. Закат Европы, т. 1. М., 1993, с. 482-483.

[723] Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1962, с. 33-34.

[724] См. Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново, 1994.

 

[725] Аскольдов С. (С.А. Алексеев). Сознание как целое. М., 1918, с. 2.

[726] Шпенглер Указ.соч., с. 478-480.

[727] См. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.

[728] О степени его сложности можно судить по буддийской модели сознания, приводимой в известной работе ламы Анагарики Говинды "Психология раннего буддизма", где одних только уровней сознания насчитывается двенадцать. См. Говинда лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993, с.9.

 

[729] Walsh R. An Evolutionary model of meditation Research//Meditation: Classic and Contemporary Perspectives. N.Y., 1984, р. 30

 

[730] Их более развернутый анализ читатель может найти в монографии: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000 г.

[731] См. Лой А.Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988.

[732] Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990, с.7.

[733] Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М., 1997, с. 566.

[734] Бергсон А. Собр. соч., т.1. СПб., 1913, с. 11-12.

[735] Джемс У. Психология в беседах учителями. М., 1902, с. 11.

[736] Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996, с. 255

 

[737] Мы уже писали об этом в онтологическом разделе наших лекций.

[738] Гартман Н. Старая и новая онтология// Историко-философский ежегодник. М., 1988, с. 323.

[739] Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1. Наука логики. М., 1975, с. 122.

[740] См. Фрейд З. Будущее одной иллюзии// Вопросы философии, 1988, N 8.

[741] Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. Glasgow, 1967, р. 381.

[742] См. напр. его программные работы: Леви-Строс К. Миф, ритуал, генетика// Природа, 1978, N 1; Levi-Strauss K. Myth and Meaning. L, 1978, Р.53.

 

 

[743] Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994, с. 242.

[744] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 633.

[745] В рамках советской марксистской психологии тезис о неправомерности сведения сознания к знанию в отчетливой форме первым высказал В.Н. Мясищев. «Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека»// Проблемы сознания. М., 1966.

 

[746] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1988, с.269.

[747] Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993, с. 284.

[748] Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994, с. 548, 695-699.

[749] Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 592.

[750] Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии,1988. N 4, с.141.

 

[751] Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия// Вопросы философии, 1986, N 3, с. 106.

[752] Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991, с. 509.

[753] Подобный материал читатель может найти в отдельной монографии автора: Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.

[754] В отечественной литературе проблемы становления сознания и его социальная природа отражены в следующих, наиболее значительных работах, помимо уже упоминавшихся: Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997; Георгиев Ф.Н. Сознание, его происхождение и сущность. М., 1967; Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983; Ерахтин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989; Жуков Н.И. Проблема сознания. Минск, 1987; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972; Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971; Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.

 

 

*В принципе, наша модель сознания может быть легко представлена не в двухмерной, а в трехмерной форме, т.е. не в виде круга, а в виде сферы. Мы выбираем "плоскостную" модель исключительно ради простоты и наглядности изложения материала.

 

[755] Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997, с. 22-25.

[756] Аскольдов С. (С.А.Алексеев). Сознание как целое. М., 1918, с.22.

[757] Брунер Дж. Психология познания. М., 1977, с. 211-212.

[758] О проблематичности подобного «классического» взгляда на истину мы еще поговорим ниже. Здесь же излагается традиционный взгляд на сущность истины, как ее понимает большинство ученых.

[759] Спиноза Б. Этика. М.-Л., 1933, с. 91.

[760] Шелер М. Избранные произведения. М., 1994, с. 337.

[761] Агацци Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии, 1989, N 2, с.27.

[762] Ивин А.А. Ценности и понимание// Вопросы философии, 1987, N 8, с.132.

[763] См. Сартр Ж.П. Очерк теории эмоций// Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

[764] См. о его концепции в работе: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997, с. с.479-527.

[765] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996, с.152.

[766] См. Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

[767] Топоров В.Н. О космологических источниках раннеисторических описаний// Труды по знаковым системам, вып. 6. Тарту, 1973.

[768] Порфирий. Жизнь Пифагора// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с.452.

 

[769] Рожанский И.Д. Платон и современная наука// Платон и его эпоха. М., 1979.

[770] См. статью К.Г. Юнга "О символизме мандалы" - Jung C.G. Collected Works, vol. 9, part 1. L., 1959.

[771] Jung C.G. Memories, Dreams, Reflections. Glasgow, 1967, р. 343-357.

[772] Коротков К.Г. Экспериментальные исследования активности сознания человека после смерти// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 1-2.

[773] См. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989, с.

[774] См.Тарт Ч. Состояния сознания// Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.

[775] Кричевский С.В. Необычные фантастические сновидения-состояния космонавтов в полетах на околоземной орбите: новый космический феномен// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 4.

 

[776] См. Гильдебранд Д. Что такое философия? СПб., 1997.

[777] Piaget J. Biology and Knowledge. Chicago, 1967, р. 269.

[778] Диалектика материального и идеального, парадоксально и антиномически проявляющаяся не только в жизни сознания, но и в существовании природного мира еще будет подвергнута нами обстоятельному анализу на последующих страницах. Более подробно о тупиках и парадоксах гипертрофированного материализма – см. в знаменитом фрагменте А.Ф. Лосева из «Диалектики мифа»//Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с. 502-522.

[779] У этой реальности должны быть и свои тонкие материальные носители, о чем у нас речь шла в онтологическом разделе работы.

[780] См. его знаменитые описания двух типов приобщения к светоносной божественной реальности в кн.: Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917.

[781] Ассаджоли Р. Психосинтез. М., 1997, с. 23-24.

[782] Ikeda D. Life. An Enigma, a Precious Jewel. Tokyo, N.-Y, S.-Fr, 1982, р. 62.

[783] Aurobindo Sri. The Future Evolution of Man. Pondicherry, 1963, р. 81.

[784] Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989, с. 148.

[785] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины, т.1, ч.1. М., 1990, с.232 – 241.

[786] См. его учение о гении человека: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. Философия духа. М., 1977, с.142-143.

[787] Там же, с.178.

[788] См. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

[789] Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985, с. 21-25.

[790] Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, с. 61-63.

[791] Мы абстрагируемся здесь от целого ряда кризисов детской идентичности, известных в психологии.

[792] Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995, с.102.

[793] Бубер М. Два образа веры. М., 1995, с. 52.

[794] См. Ухтомский А.А. Письма// Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке, сб. 10. М., 1973.

 

[795] Джемс У. Психология. СПб., 1905, с. 158.

[796] См. Священник Павел Флоренский. Соч. в 4-х т.т.,т. 3, ч.2. М., 1999.

[797] Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 14, с. 231. Любопытно, что она противоречит его же высказыванию о том, что в самом фундаменте материи следует предположить существование свойства, схожего с человеческим ощущением. Об этих трудностях гносеологии диалектического материализма мы уже упоминали выше.

 

[798] в смысле физической телесности.

[799] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20. М., 1961, с.563.

[800] Дюбуа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901, с.21

[801] Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990, с. с.114-116, с.132.

[802] См. Лившиц М.М. Об идеальном и реальном// Вопросы философии, 1984, №10.

[803] Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. Философия духа. М., 1977, с. 20.

[804] Просто в символическом мире культуры материальное «тело» символа создается специально для того, чтобы хранить и предавать собственно человеческое идеально-информационное содержание.

[805] См. Бороздин Э.К., Мартынова А.Е. О свойствах живого// Сознание и физическая реальность, 1997, том 2, N 4; Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия// Вестн. МИКА (межд. ин-та космической антропоэкологии), 1995, N 2.

 

[806] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972, с. 75.

[807] Жуков Н.И. Информация. Минск, 1971,с. 224.

[808] Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968, с. 201.

[809] См. Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция?// Философские науки, 1990, N 9.

 

[810] См. общий обзор таких попыток в статьях: Лесков Л.В. На пути к новой картине мира// Сознание и физическая реальность, 1996, том 1, N 1-2; Лесков Л.В. Семантическая вселенная: МБК-концепция//Вестн.Моск.ун-та. Серия 7. Философия, 1994, N 4.

 

[811] См. Шипов Г.Г. Теория физического вакуума. М., 1993.

[812] Многие из работ последнего времени опубликованы ими совместно.

[813] См. Акимов А.Е. Что нас ждет в торсионном поле?// Человек, 1995, N 5.

[814] Правда, самим физикам редко удается избежать редукционистских соблазнов в понимании природы сознания, как это свойственно тем же Шипову и Акимову – см. анализ физикалистской программы в теме 2.

[815] Вплоть до упреков в антинаучности, с чем категорически нельзя согласиться. Об этой опасности научного иррационализма мы еще поговорим ниже.

[816] См. Мистическое богословие. Киев, 1991, с.55.

[817] Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987, с. 59.

[818] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т.,т.2. М., 1988, с. 239, 542.

[819] Ибо в русской философии она рассматривается как естество Софии-Премудрости Божией, устрояющей мировое целое.

[820] См. Трубецкой С.Н. О Софии// Вопросы философии, 1995, N 9.

[821] Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т.,т.1. М., 1988,с. 276.

[822] Многочисленные эксперименты по телепатии и телекинезу проводились в Новосибирске научной группой под руководством В.П. Казначеева. См.: Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия// Вестн. МИКА (межд. ин-та космической антропоэкологии), 1995, N 2.

[823] Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М., 1963, с.112-113

[824] См. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание.М., 1989

[825] Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения//Мозг и разум. М., 1994, с. 27.

[826] или являясь оперированием информацией в чистом виде.

[827] См. что писалось выше (в лекции 3) о специфике науки Нового времени в оценке М. Хайдеггера и П.А. Флоренского.

[828] В духе утверждения о творении Богом мира из ничего, из пустоты.

[829] Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992, с. 197.

 

[830] Культурологические и социальные проблемы, связанные с сознанием подробно рассматриваются в монографии: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул. 2000 г.

[831] См. соответствующий материал по позиции Дж Беркли в лекции 2 данного раздела.

[832] в виде материальных вещей, причинных отношений между ними и т.д.

[833] Юм Д. Соч. в 2-х т.т.,т.2 М., 1965, с. 52.

[834] Трубецкой С.Н. Соч. М., 1994, с. 514. Отсылаем читателя к до сих пор не устаревшему общему анализу достижений и противоречий эмпиризма, данных С.Н. Трубецким в цитируемой работе «О природе человеческого сознания».

[835] Отсюда знаменитая оппозиция знания и мнения, берущая начало еще в античной философии.

[836] См. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. Любопытно, что независимо от Г. Башляра с программой утверждения нового рационализма в науке и современной культуре выступил выдающийся отечественный ученый Н.Н. Моисеев. Правда, в отличие от французского философа, идеализирующего активный европейский научный и преобразовательный дух, основной пафос русского ученого был направлен против новоевропейской - в сущности глубоко иррациональной - установки на покорение природы, расхищение ее богатств и получения односторонних политических преимуществ в технократической гонке. См. Моисеев Н.Н. Новый рационализм. М., 1994.

[837] См. напр. Кант И. Соч. в 6-т.т., т.3. М., 1964, с. 286-287.

[838] О кантовской трактовке категорий мы еще поговорим ниже.

[839] Квинтэссенцию его взглядов на познавательный акт как на сложное единство чувственного и рационального знания, а также способности созерцания или воображения можно найти: Соловьев В.С. Соч. в 2-т.т., т.1. М., 717- 734.

[840] Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995, с. 514.

[841] Гоббс Т. Соч. в 2-х т.т., т.1. М., 1989, с.238.

[842] См. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974.

[843] Levi-Strauss K. The Savage Mind. Chicago, 1966, р. 12.

[844] Ясперс К. Собр. соч. по психопатологии в 2-х т.т., т.1. СПб., 1996, с. 275, 282-287.

[845] О различии восприятий и представлений см. в указанной работе Ясперса. Там же, с.282-287

[846] Локк Дж. Соч. в 3-х т.т., т.1. М., 1985, с. 186.

[847] См. Губанов Н.И. Чувственное отражение. М., 1986.

[848] См.Уорф Б. Наука и языкознание// Новое в лингвистике, вып.1. М., 1960.

[849] См. напр. ставшие уже классическими работы: Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997; Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

[850] См. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

[851] См. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

[852] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.т., т.1. М., 1988, с.395.

[853] Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1992, с. 393.

[854] В данном случае мы абстрагируемся от различий между ними.

[855] Мы излагаем типичную позицию ученого и не будем здесь обсуждать, насколько она верна. Это увело бы нас далеко в сторону от обсуждаемых здесь проблем.

[856] Это, естественно, в меньшей степени касается обществоведческих дисциплин типа экономики, социологии или политологии.

[857] Петров М.К. Самосознание и научное творчество. Ростов-на-Дону, 1992, с. 245.

[858] См. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.

[859] См. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977;

[860] Аристотель Соч. в 4-х т.т.,т.2. М., 1976, с.56.

[861] Кант И. Собр. соч. в 6-ти т.т., т.3. М., 1964, с. 204-205

[862] Там же, с. 210.

[863] “Чистая категория... не определяет ни одного объекта, а выражает лишь мышление, направленное на объект вообще согласно различным модусам" (Там же, с.305).

 

[864] См. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.

[865] Кант, там же, с. 228.

[866] Гуссерль Э. Логические исследования. Пролегомены к чистой логике, ч.1.

СПб., 1909, с. 211.

 

[867] Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975,с. 21.

[868] В силу недостатка места и исключительной сложности категориальной проблематики мы вынуждены отвлечься от таких вопросов, как соотношение парных и непарных логических категорий; их выразимость в языке и соотношение с грамматическими категориями. Мы также абстрагируемся от проблемы общего числа логических категорий и их субординации. Ниже мы остановимся лишь на их различиях и сходстве с гносеологическими, ценностными и экзистенциальными категориями.

 

[869] См. Церетели С.Б. Диалектическая логика. Тбилиси, 1971; Церетели С.Б. О понятии диалектической логики// Диалектика и логика научного познания. М., 1966.

 

[870] См. великолепные лосевские примеры взаиморефлексивности в кн.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с.515-527).

[871] При анализе познавательного процесса используются логические категории необходимости и случайности; причины и следствия; порядка и хаоса; бытия и небытия и т.д.

[872] Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987, с. 114.

 

[873] В нашей литературе обстоятельный анализ гуманитарного познания, включая исторический очерк его развития, можно найти в работе: Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия