Студопедия — Сканування і редагування М.Марчука. 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сканування і редагування М.Марчука. 2 страница






[60] Любопытно, что искусство нахождения истины, называемое Сократом майевтикой, то есть повивальным искусством, встречается в других культурах в том же значении. Например: в немецком языке “мудрость” (Weisheit), “повивальная бабка” (die weise Frau); во французском, соответственно, ” la sagesse ” и “ La sage-femme ”; в английском – “ wisdom ” и “ the wise woman ”[60]. Причем второй термин, в приведенных примерах, обозначает также колдунью, целительницу. Это восприятие философии как целительницы души или разума человека также представляется очень важным.

 

[61] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 189.

[62] Майоров Г.Г.Роль Софии-Мудрости в истории происхождения философии// Указ. соч. С.21.

[63] Соколов В.В. Предмет философии в исторической перспективе//Вопросы философии

[64] См. блестящий анализ такого целостного и живого мифологического отношения человека к миру в работе П.А. Флоренского «Общечеловеческие корни идеализма (философия народов)»\\ Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т.3(2).М., 1999.

[65] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 21.

[66] Гадамер Г.-Г. Миф и разум// Актуальность прекрасного. М. 1991. С.98

[67] Тахо-Годи А.А. Миф у Платона как действительное и воображаемое// Платон и его эпоха. М., 1979. С. 61.

[68] “Она, эта космогония, всегда оформляется метафорами, которые на все лады передают образ умирающих и в смерти оживающих тотемов, то есть героев, инкарнаций всей природы, всех вещей и всех тварей. Ни одна мифологема… не является в конечном счете чем-нибудь иным, кроме космогонии…”. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 53.

[69] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. С. 54.

[70] Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В предверии философии. М., 1984. С. 25

[71] Там же. С. 57.

[72] “Единично-множественные тотемы схватываются друг с другом в словесно-действенном поединке. Как показывает “Иллиада”, перед каждой схваткой двух “героев” происходит их словесное единоборство…Один “герой” олицетворяет аспект “преисподней”, другой – “неба”. В иной метафористике это не битва, а спор, “прение” (препирательство) жизни и смерти в форме перебрасывания камнями или словами (вопросами и ответами, “да” и “нет””. Там же.. С.57.

[73] В какой-то степени это проявляется в некоторых формах устного творчества. Так, например, былины – распевались в определенном, монотонном ритме. Частушки построены на принципе “угадывания” слушающими рифмующихся в определенном ритме слов. Причем это позволяет обойти фактор неприличности некоторых слов, которые не произносятся, но всеми понимаются. Очень ярко это проявляется в детских стишках-загадках, считалках и т.п., когда ответ находится не через знание, а через поэтическое чувство ритма и рифмы, как прирожденного свойства человеческого сознания.

[74] Ясперс К. Истоки истории и ее цель// Карл Ясперс. Смысл и назначение истории. М. 1991. С.32-33.

[75] К. Ясперс. Введение в философию. Минск. 2000. С. 103.

[76] Упор на проблематику бытия, а не познания; внимание к логической аргументации своих идей; понимание человека как части живого Космоса - космоцентризм.

[77] Ясно, что проблемы философии техники не могли занимать преимущественное положение в философии Древней Греции; а понятие “виртуальной реальности” не могло быть сформулировано даже в середине прошлого века, ибо для это необходимо было возникновение компьютерных технологий.

[78] Гегель. Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. М., 1993. С. 145. Еще более жесткую и вряд ли так уж справедливую оценку высказывает Г.Г. Шпет: Ср.: “Именно Восток есть родина мудрости, всяческих сказок, сказаний и мифов. Восток их переживает, ими питается и в них выражается. Он не знает, что такое рефлексия; умственная жизнь для него – нечто чуждое; он с трудом отличает ее от тяжелого физического труда, он отдыхает, когда от него не требуют умственного напряжения; умственная лень – его природа и добродетель”. Шпет Г.Г. Философские этюды. М.,1994. С. 228-229.

[79] Гегель. Г.-В.-Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. М., 1993. С. 143-144.

 

[80] Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона. М. 1992. С. 32.

[81] “Агон (греч. борьба, состязание). Отличительная черта греческого быта – неудержимое стремление к любым состязаниям почти во всех сферах обществ. жизни” (Словарь античности. М., 1989. С. 14.) См. также более подробно: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. VIII-V вв. до н.э. Л., 1985. Глава II.

[82] “Об Эмпедокле рассказывали, что он, желая уверить окружающих, будто он взят богами на небо, покончил самоубийством, тайно прыгнув в жерло Этны … Авантюрист II в. н.э. Перегрин, как рассказывает Лукиан, всю жизнь стремился заставить о себе говорить любыми способами и, наконец, торжественно сжег себя, желая уподобиться взошедшему на костер Гераклу … ОбАлкивиадеПлутарх сообщает, что он изуродовал дорогую и красивую собаку, отрубив ей хвост, чтобы афиняне говорили именно об этом его поступке …”. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. VIII-V вв. до н.э. С. 78-79.

 

[83] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПБ 1993. С. 277.

[84] Так в 5 в. до н.э. в Афинах жили 130 тыс. граждан, включая их жен и детей, около 70 тыс. иностранцев и 200 тыс. рабов. При этом правом голоса обладали лишь мужчины из числа граждан, то есть около 30 тыс.. Это была форма эгалитарной демократии лишь по отношении к меньшинству населения и рабство было условием данной демократии. Как подметил А.Ф. Лосев, раб и рабовладелец не были цельными людьми. Раб представлял собой некую вещь, способную производить работу. В философском смысле, раб представлял собой некоторую потенцию, смысл и действие которой придавало движущее начало в лице рабовладельца как особой “формообразующей идеи”. Поэтому, они не могли существовать друг без друга, образуя некоторое единое целое. (См.: Лосев А. Ф. История античной философии. М. 1989. С. 13.)

 

[85] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М. 1974, С. 405

[86] Именно в отношении к женщинам проявлялась ущербность греческой демократии Женщина была лишена права голоса. В Афинах и Спарте существовали гинекономы, которые специально наблюдали за поведением женщин. В структуре греческой семьи женщина занимала положение первой среди служанок. Даже слово жена (по-гречески “ойкурема”) – понятие среднего рода, обозначающее предмет. Такое отношение к женщине доносят до нас некоторых литературные памятники. Гесиод писал, что Зевс, дабы наказать людей, которые приняли огонь из рук Прометея, велел богам и богиням создать из старой глины женщину – существо болезненного желания, коварное и бесстыдное, “западню и пропасть бездонную с крутыми стенами”, – которой человек обязан всеми своими несчастьями.

Симонид Аморгский, который по мнению исследователей античной литературы скомпилировал пословицы и поговорки из поэм Гесиода, создал целую женоненавистническую поэму. В этой поэме все женщины были разделены на несколько категорий по именам животных и предметов. Так, например, женщина-свинья описывается следующим образом: “У ней всегда всё в доме// Неубранным лежит, валяясь на полу.//Сама ж немытая, в нестиранных одеждах //Сидит она в грязи, жирея с каждым днём”. Женщина-лиса – сама хитрость и уловки. Женщина-собачья дочь – болтунья и сплетница, которая лает без перерыва и заставить её замолчать нельзя, даже выбив камнями зубы. Женщина-осел “облезлый от плетей//Под брань, из-под кнута, с большим трудом она// Берется за дела…Иную сотворил из обезьяны Зевс://Вот худшее из зол, что дал он в дар мужьям…Ту из волны морской. Двоится ум ее…” (См.: Античная лирика. М., 1968. С. 122-123). Частично, именно из такого отношения к женщине в Греции формируется традиция особого отношения мужчин к мальчикам, как носителям чистого начала, в отличие от женщин – как носителям зла и грязного начала.

 

[87] Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. С. 406.

[88] А.И. Зайцев приводит следующие факты из древних источников: “насмешки Архилоха довели до самоубийства дочерей Ликамба … Полигар повесился, не выдержав насмешек в комедии … О Пифагоре сообщают, что он перестал делать своим ученикам внушения иначе как наедине, после того как один из них, которому он сделал выговор в присутствии других, повесился” (Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. VIII-V вв. до н.э. С. 80-81).

 

[89] Мне думается что примером первой жертвы «черного пиара» можно вполне считать Сократа. Не столь уж нова эта «наука», как, впрочем, и тот факт, что разум может культивироваться в иррациональных целях, о чем мы еще поговорим ниже.

[90] См. например работы Ж. Делеза.

[91] Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т.1. От Илиады до Парфенона. М. 1992. С. 19-20.

[92] Великого ученика великого греческого философа Анаксагора.

[93]Фукидид. История. М., 1999,,С.85.

[94] Платон. Собр. соч. В 4-х т., т.1. М., 1990, С.146.

[95] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.. С.21-22.

[96] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С. 16.

[97] Развитая греческая категориальная рефлексия начинается, как известно, с Платона (диалоги «Софист» и «Парменид») и с Аристотеля (трактат «Категории»).

[98] Фрагменты ранних греческих философов. Часть1. М. 1989. С. 339.

[99] Там же.

[100] Платон. Федр. 275d// Соч. т.2.. С. 217.

[101] См. Блестящий анализ связи диалектики и диалога в работе П.А. Флоренского “Диалектика”//Флоренский П.А. У водоразделов мысли, т.2. М., 1990.

[102] Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. С.16

[103] Там же.

[104] См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М. 1974. С. 16-17

[105] См.: там же. С. 21

[106] См.: Платон. Государство VII 511 be// т.IV/ C.319.

[107] Концептуальные и филологические различия между античными понятиями “нуса” и “логоса”, которые, несомненно, существуют, нас в данном случае не волнуют. При всем их различии здесь выделяются и разумные формы деятельности человека и характеристики разумной жизни всего одушевленного и прекрасного античного космоса. Здесь особенно показательны «Логос» Гераклита и «Нус» Анаксагора.

[108] В принципе, вся последующая христианская апофатическая традиция определения Абсолюта явно присутствует в неоплатонических рассуждениях о Едином, но логически восходит к платоновским открытиям взаимоопосредствованности категорий бытия и небытия. Христианский догмат о творении “мира из ничего” получит содержательную интерпретацию у ряда последующих богословов через отталкивание от античного понимания “первой материи” как “несущего ничто” - меона, из которого Бог и созидает все вещи. В частности, развитием этих идей была русская софиология Серебряного века. См., в частности, развитие этого сюжета у С.Н. Булгакова в работе “Свет Невечерний”. Сегодня эта античная “творящая диалектика бытия и ничто” удивительным образом воспроизводится в натурфилософских исканиях современной физики, связанных с попытками интерпретации сущности физического вакуума. На феномене возвращения к некоторым ключевым ходам античной онтологической мысли мы еще обратимся в дальнейшем.

[109] На различиях между теологией и религиозной философией мы остановимся ниже.

[110] К. Ясперс. Введение в философию. С. 52.

[111] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1. Античность. СПб., 1997. С. 12.

[112] Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. М., 1986.

С. 6.

[113] Латинское слово “субстанция”(“sub stare” - буквально “подлежащее”) очень точно фиксирует краеугольную онтологическую проблему, связанную с поиском первооснов бытия или такого вида бытия, который лежит в основании всех других видов бытия.

[114] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М. 1989. С. 101.

[115] Аристотель. Метафизика. Кн.1, гл.3// Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1975. С. 71.

[116]. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. С. 114.

[117] См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 71.

[118] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. С. 103.

[119] Там же.

[120] См.: там же. С. 119

[121] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. С. 131.

[122] Фрагменты ранних греческих философов. ч.1 С. 134.

[123] Там же. С. 177.

[124] Там же. С.192.

[125] Там же. С. 338.

[126] Аристотель. Метафизика. Кн.1, гл.3// Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. 1. М., 1975. С. 72.

 

[127] Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. С. 515.

[128] Мы будем использовать термин “атом” в современном значении. Древние приписывали ему только свойство неделимости. “Атомон” – это неделимое. Таким свойством обладали первоначальные элементы мира. Первосущее, первоначало было у них гораздо богаче по содержанию, чем современное понимание атома. Первичные начала были неделимы (“атомон”), а также обладали другими качествами (вечность, неизменность и пр.). Поэтому, например, Лукреций, говоря о началах всего сущего, “почти нигде не называет их атомами (в латинском варианте). Неделимость – одно из свойств этих начал, которое у Лукреция не заслоняет других его свойств, хотя неделимость, пожалуй, – все же их главное свойство” (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии). М., 1991, с., 242–243).

[129] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 185.

[130] См.: Лурье С.Я. Демокрит. М., 1970.

[131] Пифагор усматривал такое совпадение в числе, Гераклит – в слове и др.

[132] Предельным порождающим смысловым структурам разума, о которых у нас пойдет отдельный обстоятельный разговор в гносеологическом разделе курса.

[133] Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998. С.21.

[134] В отличие от обывательского смысла этого термина, “спекулятивное” в философском смысле обозначает дар творческого и систематического оперирования предельными смысловыми категориальными структурами и восходит к первичному латинского слова “spekulatio” - буквально “высматривание”, “выслеживание”.

[135] См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.152.

[136] Там же. С.152.

[137] См.: Кессиди Ф.Х. Метафизика и диалектика Парменида// Вопросы философии 1972, № 7.

[138] См.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. М., 1986. С. С.22-36.

[139] См. знаменитый трактат Плотина “О материи”\\Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. Спб, 1995. С.363-366.

[140] Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба// Платон и его эпоха. М., 1979. С.12.

[141] См. Платон Сочинения в трех томах, т.3, ч.1. М., 1971, С.489-495 (48D -53C).

[142] Аристотель. Сочинения в 4-х томах, т. 1. М., 1971, С. 141 (1011b).

[143] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. С. 289.

[144] См.: Гурина М. Философия. М.1998. С. 189.

[145] Там же. С. 190.

[146] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПБ 1997. С.143.

[147] Цит по: Гурина М. Указ. соч. С. 185.

[148] Цит. по: Гурина М.Указ. соч. С. 185.

[149] Идея схемы с некоторыми дополнениями взята нами из: Петер Кунцман, Франц-Петер Буркард, Франц Видман. Философия. Dtv-Atlas. М. 2002. С. 12.

[150] Реале Дж., Антисери Д. Указ. Соч.. С.139.

 

[151] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. С. 301

[152] Реале Дж., Антисери Д. Указ. Соч. СПБ 1997. С.147.

 

[153] Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. М., 1986. С. 132.

[154] Там же. С. 138.

[155] См.: там же. С.142.

[156] Гурина М. Указ. соч. С. 194.

[157] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПБ 1997. С.137.

 

[158] Там же. С. 139.

[159] См.: Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. М., 1986. С. 160

 

[160] При всей глубокой симпатии Кузанца именно к платонической линии философствования.

[161] Кстати, у Николая Кузанского присутствуют и идея неевклидовых геометрий, и идея исчисления бесконечно малых.

[162] См. там же. С. 163.

[163] Реале Дж., Антисери Д. Указ. Соч. Т. 2. С.257.

[164] См. наглядное изображение парадигмы и ее интерпретацию в кн.: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т., т.1. М., 1979. С. 207.

[165] О ключевых фигурах этого периода - У. Оккаме и Николае Кузанском мы писали в предыдущей лекции.

[166] Швырев В. С. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов XX века. М. 1983. С. 30-31.

[167] Мы несколько модифицируя, используем термин “классическая философия” в значении, которое придали ему группа российских философов в 70-е гг. прошлого века. См.: Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии// Философия и наука. М., 1972

 

[168] Швырев В. С. Проблема отношения науки и метафизики в современной англо-американской философии науки // Проблемы и противоречия буржуазной философии 60-70-х годов XX века. М. 1983. С. 30-31

[169]. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М. 1974. С. 99.

[170] Декарт Р. – Антология мировой философии. Т.2. С. 249.

[171] Декарт Р. – Антология мировой философии. Т.2. С. 203.

[172] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3 Новое время. СПБ 1997. С.205.

 

[173] Кстати, в своих позднем знаменитом “Размышлении о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом” Декарт именно так и формулирует основную задачу своей метафизики с самых первых страниц.

[174] Соколов В.В. Введение в классическую философию. М.1999. С.112

[175] Декарт Р. Избр. произвед. М. 1950. С. 272.

[176] Там же. С. 428.

[177] Спиноза Б.– Антология мировой философии. Т.1, ч. 2. С. 354.

[178] Цит по: Реале Дж., Антисери Д. Указ. Соч. Т.3. С.239-240

[179] Спиноза Б. Избр. произвед. в 2-х томах. М. 1957, т.1. С.82.

[180] Соколов В.В. Введение в классическую философию. С. 206

[181] Лучший, на наш взгляд, анализ теоретических взглядов Лейбница дан в работе Г.Г. Майорова “Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница”. М., 1973.

[182] Шевырев С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. Репринтное издание. М. 1998. С. 4-5.

[183] Напомним, что сам Гуссерль в отдельных своих работах называл свою философскую позицию “солипсистской эгологией”.

[184] признающих Бога только в одной-единственной функции - в качестве толчка, дающего импульс миру, как механической системе.

[185] См.: Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М. 1973. С. 221.

[186] Более подробный анализ форм категориального синтеза у Канта будет нами дан в гносеологическом разделе лекционного курса.

[187] Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западно-европейской традиции. С. 178.

[188] Там же. С. 180

[189] Там же.

[190] Там же. С. 183

[191] Там же. С. 189

[192] Там же. С. 203

[193] Остается, конечно, великой загадкой, как мог Гегель, ничего не зная о Кузанском, столь совпадать с ним в своих диалектико-философских взглядах. Весьма близок к Кузанскому и Шеллинг, но тема закономерностей воспроизводства идей и тем в мировой философии выходит далеко за рамки наших лекций. Частично эту проблему в своей объемной работе пытается решить с социологических или даже социометрических позиций популярный американский философ и социолог Рэндл Коллинз. См.: Рэндл Коллинз. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск 2002 г. 1281 с.

[194] См.: Доброхотов А.Л. Указ. Соч. С. 228.

[195] К ее судьбам в конце 19-20 веков мы еще специально обратимся на последующих страницах в разделе “Онтология”.

[196] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 2000. С. 53.

[197] Алексеев П. В.. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М. 1978. С. 26.

[198] Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб. 1904. С. 16.

[199] Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. С. 87.

[200] Там же.

[201] См. более подробно: Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М. 1999. С.8

[202] Там же. С.9

[203] Там же.

[204] Там же. С.7

[205] Там же. С.8

[206] Там же. С.9

[207] Там же. С.9-10

[208] Там же. С.13

[209] Там же.

[210] См.: Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М. 2004.

[211] Там же. С.41-42.

[212] Там же. С. 46.

[213] Поппер. К. Логика и рост научного знания. М. 1983. С. 60.

[214] См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 1997. С. 15-16.

[215] Одна из самых знаменитых работ И.И. Шмальгаузена так и называется «Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии».

[216] См. Об этом более подробно в работе: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001.

[217] См. Более подробно о возможностях современного метафизического и политологического истолкования этого произведения Достоевского в работе одного из авторов данного лекционного курса: Иванов А.В. Глобальный сценарий великого инквизитора// Вестник российского философского общества, № 1, 2002.

[218] Цит. по: Зазюкин И. Смена 2001, № 5

[219] Вспомним о загадочном высказывании А. Эйнштейна до сих пор будоражащего исследователей о том, что больше всего для создания теории относительности ему дал не Мах, а Достоевский.

[220] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. С.419.

[221] «Человек, который судит о каждом философе не потому, что является непреходящим, прогрессивным в его деятельности, а потому, что было неизбежно преходящим, реакционным, судит по системе, – такой человек лучше бы молчал» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.38. С.108

[222] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. С.35.

 

 

[223] Сущность и функции различных категориальных структур будут предметом нашего отдельного анализа в третьем разделе лекционного курса.

 

[224] Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М. 1978. С.79.

[225] Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? М. 1991. С. 54.

[226] Там же. С. 104.

 

[227] См.: Брутян Г.А. Концептуализация философского знания// Вопросы философии. 1980. № 11. С.89.; Маркарян Э. О семантических уровнях языка философии// Вестник общественных наук Арм. ССР. 1979. № 7. С. 54.

[228] А.Ф. Лосеву к 90-летию со дня рождения. Тбилиси 1983. С.150

[229] Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? С. 80.

[230] Ивлев Ю.В. Учебник логики. М. 2003. С. 74

[231] Там же. С. 75

[232] Для Ю.В. Ивлева достоверность(доказанность) является отличительной чертой теории, отличающая ее от «философско-умозрительного объяснения» (Там же. С.78).

[233] Бердяев Н.А О назначении человека. М., 1993, С.20-31.

[234] Дубровский Д. И. О специфике философской проблематики// Вопросы философии. 1984, № 11. С. 63.

[235] Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? С. 79.

[236] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. С. 105.

[237] Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М. 1991. С. 30.

[238] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 300.

[239] На гносеологических различиях между естественнонаучной (и, шире - логико-понятийной) и гуманитарной рациональностью мы остановимся в гносеологическом разделе лекций.

[240] Бахтин М.М. К методологии литературоведения// Контекст - 1974. М., 1975. С. 205.

[241] Кузнецов В.Г.(Диалектика точного и неточного в современном научном познании (Материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1988. № 12. C. 30.

[242] Так, например, Морис Клайн (известный математик и историк математики, член редколлегии многих известных математических журналов, долгие годы возглавлявший математический факультет Нью-йоркского университета и отдел Математического института им. Куранта), исследуя проблему неопределенности математического знания и оценивая, в частности особенности математического доказательства приводит ряд высказываний известных математиков по этому поводу: ««Строго говоря, того, что принято называть математическим доказательством, не существует...Любое доказательство представляет собой то, что мы с Литтлвудом называем г а з о м, – риторические завитушки, предназначенные для психологического воздействия... средство для стимуляции воображения учащихся» (Годфрид Гарольд Харди). «Совершенно ясно, что мы не обладали и, по-видимому, никогда не будем обладать критерием доказательства, не зависящим ни от времени, ни от того, что требуется доказать, ни от тех, кто использует критерий... в математике не существует абсолютно истинного доказательства, хотя широкая публика убеждена в обратном» (Реймонд Луис Уйдлер). «По моему убеждению, окончательный вид, принимаемый философской мыслью, не может опираться на точные утверждения, составляющие основу специальных наук. Точность иллюзорна» (Уайтхед). Таким образом, делает вывод М. Клайн: «Доказательство, абсолютная строгость и тому подобные понятия – блуждающие огоньки, химеры, «не имеющие пристанища в математическом мире». Строгого определения строгости не существует... То, что некогда считалось неотъемлемой особенностью математики – неоспоримый вывод из явно сформулированных аксиом, – навсегда отошло в прошлое. Неопределенность и способность впадать в ошибку присущи логике в той мере, в какой они ограничивают возможности человеческого разума» [242]. См. Клайн. М. Математика. Утрата определенности. М. 1984. С. 363-364.

 

[243] Бахтин М.М. К методологии литературоведения// Контекст - 1974. М.1975. С. 206.

[244] Бахтин М.М. Указ. соч. С. 204-205.

[245] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 300-301.

[246] Бахтин М.М. К методологии литературоведения// Контекст - 1974. М., 1975. С. 204.

[247] Хотелось бы привести пример из практики работы переводчиков. На встрече венгерской и японской делегации осуществляя синхронный перевод одна известная переводчица оказалась в затруднительной ситуации. Крупный предприниматель, желая показать свое происхождение «из низов» для расположения к себе собеседников из социалистической Венгрии вспомнил, что он с детства питался рыбой, назвав при этом тот ее сорт, который в самой Венгрии воспринимался не иначе как деликатес.. Прямой перевод (то есть передача единиц одного языка через другой) полностью исказила бы смысл. И переводчица перевела, что предприниматель с детства питался чечевичной похлебкой. Формально перевод был искажен, но смысл был передан и адекватным образом понят.

[248] Приведу еще один любопытный пример, почерпнутый мною в 70-е годы из периодики. Существует известное стихотворение Гете, которое выглядит следующим образом на немецком языке(1) с подстрочным переводом(2) и в стихотворном широко известном варианте Лермонтова (3):

 

     
Über allen Gipfeln Над всеми вершинам Горные вершины
ist Ruh. тишина. Спят во тьме ночной
In allen Wipfeln spürest du Во всех кронах деревьев Тихие долины
kaum Ты едва ли ощущаешь Полны свежей мглой
einen Hauch. дыхание. Не пылит дорога
Die Vögelein schweigen im Walde. Птицы молчат в лесу. Не дрожат листы
Warte nur, balde Подожди, скоро Подожди немного
ruhest du auch. отдохнешь и ты Отдохнешь и ты

 

Изумительный перевод Лермонтова, которому удалось остаться и достаточно близко к оригиналу и передать смысл или настроение автора. Хотя уже здесь мы видим безусловное расхождение формального значения смысла отдельных слов. Но история стихотворения на этом не завершилась. Дело в том, что оно странным образом попало в Японию, но в варианте перевода на японский со стихов Лермонтова как самостоятельного произведения. Затем оно вновь вернулось в Германию и было переведено на немецкий язык как японское стихотворение и еще раз вернулось в Россию как перевод (подстрочный) немецкого стиха. Вот как выглядел последний вариант (за полную точность я не ручаясь, так как привожу текст по памяти): «Мы с тобою простились// Я сижу в беседке один// Надо мною летят журавли//Я сижу и плачу». Как мы видим перед нами совершенно иное стихотворение, адаптированное к иной культуре. Но самое поразительное, что даже в этом виде, оно передает изначальное настроение Гете (ну как если бы он был японцем).







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 427. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия