Студопедия — МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФИЛОСОФИИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ФИЛОСОФИИ






 

1. Разработка понятия метафизики в античности.

Метафизика и онтология

 

Разработка философии как метафизического знания впервые осуществляется в античности. Философия и начинается не как этика, эстетика, со­циальная философия или логика, а прежде всего как метафизическое усилие мыс­ли, силящейся заглянуть в глубины бытия. Сам термин «метафизика», как мы уже отмечали, хотя и был введен в философию позднее, связан с именем Аристотеля и означает в буквальном смысле «после физики». Изначально это чисто классифика­ционное деление, сообразуясь с общим духом философии своего учителя, осуще­ствил в III веке до н. э. Андроник Родосский, обозначив так место главного труда Аристотеля, т.е. книги, которая в буквальном смысле шла после физики.

Однако несмотря на определенную случайность происхождения, само рас­положение данной книги Аристотеля вслед за физикой отражает глубоко законо­мерный ход мысли великого древнегреческого философа, выявляющего саму суть философского подхода к миру. Последний отличен от узко предметного научного подхода и в этом смысле действительно находится как бы за пределами частнона-учного познания, выступая в качестве фундамента последнего. Закономерно, что в рамках метафизики в первую очередь разрабатывается именно онтологическая проблематика и метафизика в течение довольно длительного времени совпа­дает с онтологией.

Термин «онтология»,происходящий от сочетания древнегреческих слов «он-тос» (сущее) и «логос» (знание), обозначает «знание о сущем». Данное значение сохраняется до сих пор, и онтология понимается как учение о предельных, фун­даментальных структурах бытия. В большинстве философских традиций учение о бытии хотя и включает в себя рефлексию над природным бытием, тем не менее не сводимо только к нему.

Онтология (метафизика) возникает в истории человеческой культуры одно­временно с философией, а последняя с самого начала выступает таким типом зна­ния, которое не имеет природных критериальных основ, в отличие, например, от эмпирических наук. Поэтому философия, как отмечает А.Л.Доброхотов, с самого начала должна была отстаивать свое право на построение картины мира путем рационально-рефлексивного размышления. «Эмпирическая наука не нуждалась в такого рода самооправдании: наличие опыта и как материала для обобщения, и как


критерия эффективности идеи служило достаточной гарантией целесообразности науки. Но философия претендовала на осмысление того, что в принципе не мог­ло быть предметом опыта. Поэтому решающим для самообоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину»1.

Поиски философами сущности истины как таковой, добра как такового не­избежно наталкивались на проблему выявления первоначала, которое выступает критерием истинности, моральности и т.д. Достоверность получаемого мысли­тельным путем знания не могла быть обоснована из самой себя, нужен был внеш­ний, не зависимый ни от чего критерий. К этим критерием могло выступать лишь само бытие, т.е. то, что есть на самом деле в отличие от иллюзорных явлений и вещей.

Но здесь перед онтологической мыслью возникал главный вопрос: а что, соб­ственно, понимать под бытием, какой смысл мы должны вкладывать в это наи­более абстрактное и универсальное среди всех понятий? В свою очередь попытки ответа на данный вопрос поднимали еще два больших проблемных пласта.

Первый связан с поисками устойчивых структур бытия и тождественен, как отмечал Аристотель, поиску сущности (субстанции в латинской терминологии2) вещей.

Второй вопрос связан с фундаментальным отношением «вещь» – «мысль о вещи» или с соотношением «бытия» и «мышления». Что чему предшествует: фи­зический огонь или мысль об огне? Как, наконец, мыслить существование огня (не важно в данном случае – физического или психического) без обращения к ка­тегории небытия, ведь огонь не есть воздух, земля, дрова и даже отдельные языки пламени? Опять-таки огонь рождается из небытия и уходит в небытие (физическое или мыслимое), но вот как это небытие рационально мыслить? Таков приблизи­тельный круг основных проблем, с которыми столкнулась античная метафизиче­ская мысль с самого начала своего существования.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия