Студопедия — ВИДЫ И СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИДЫ И СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ






 

 

1. Метафизические основания аксиологии

 

Теоретическая аксиология, как полноправный раздел мета­физики, имеющий к тому же и отчетливую практическую направленность, не мо­жет успокоиться на сугубо дескриптивной констатации многообразия идеальных ценностных содержаний, фундирующих и направляющих ценностные акты. Не могут, думается, смириться с подобным безбрежным ценностным плюрализмом и такие конкретные аксиологические философские разделы, как этика и эстетика, а также дисциплины философского и нефилософского характера, так или иначе включающие в себя ценностную проблематику: философия культуры, социоло­гия, философия истории, религиоведение, политология и даже философия науки. В этом случае они лишаются какого-либо нормативного и соответственно соци­ально-регулятивного содержания.

В самом деле, если все идеальные мотивы и основания ценностных поступков человека сущностно равноценны, то это означает их сугубую относительность. От­сюда неизбежно следует равноправие всех систем ценностей, включая самые что ни на есть аморальные. «Если аксиологический Бог-Абсолют умер, то значит – все дозволено», и нет никаких принципиальных различий между глупцом и мудрецом, подлецом и праведником, кощунником и человеком долга. Все равно ценно и равно не ценно; все равно объективно, но при этом столь же и субъективно.

Данный вывод ведет к теоретическим нелепостям и недопустимым практиче­ским следствиям.

Во-первых, при таком подходе абсурдной становится сама проблематика цен­ностей, ибо ценное ничем от неценного уже не отличается.

Во-вторых, суждение «все в ценностном плане субъективно и относительно» самопротиворечиво и должно быть отброшено как ложное, ибо, постулируя то­тальную относительность и субъективизм, оно само претендует на всеобщность и объективность.

В-третьих, бессмысленным становится всякий жизненный выбор, связанный с предпочтением одних и отказом от других целей, норм и идеалов деятельности. Что выбирать-то, если все дозволено и абсолютно равноценно?

В-четвертых, насколько практически разрушительны и опасны псевдотоле­рантные уступки ценностному релятивизму – этому порочному идейному насле­дию скептико-софистической линии в аксиологии1 – хорошо видно на примере современной просвещенной Европы с ее юридическим и самое главное – мораль-

 

1 Напомним, что сами скептики хотя бы стремились к воздержанию от суждений и катараксии.


ным уравниванием нормальной и гомосексуальной половой ориентации, а также с защитой прав проституток и наркоманов. Более того, здесь совершенно сознатель­но и авторитарно – безо всякой пресловутой толерантности – соответствующи­ми девиантными социальными группами и криминальными структурами делается попытка утвердить их абсолютную иерархию – воинствующую иерархию анти­ценностей. К сожалению, в ценностном сознании современного интеллигента не­приятие насилия и подавления человеческой свободы1 сплошь и рядом перетекает в прямое потакание пороку и моральную бесхребетность, а ценностный реляти­визм как раз и провоцирует авторитаризм самого дурного толка.

Отсюда следует объективный и необходимый вывод: последовательный субъективизм и релятивизм в сфере ценностей теоретически невозможен, а практически – порочен. Поэтому философская аксиология, не являясь в строгом смысле слова ни дескриптивной, ни нормативной аксиологической дисциплиной (хотя эмпирические констатация и нормативные суждения ей вовсе не чужды), имеет своей метафизической задачей утверждение и обосно­вание истинной иерархии ценностей.

Весь вопрос заключается только в том, чтобы в ходе такого обоснования не­противоречиво совместить формальное с содержательным, абсолютное с относи­тельным, объективное с субъективным, личную свободу с необходимостью подчи­нения всеобщим нормам и ценностным максимам. Именно это является централь­ной задачей теоретической аксиологии.

Логика наших рассуждений будет следующей: сначала мы обратимся к чисто формальным моментам, выявляя устойчивую архитектонику идеального цар­ства ценностей,а потом на основе проведенного анализа постараемся сформули­ровать какие-то содержательные ценностные идеи и руководящие максимы. К су­щественным чертам строения «царства ценностей» можно отнести следующие.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия